Оглавление
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования умения синтаксического разбора в начальных классах
.1 Понятие «синтаксис», «разбор», «синтаксический разбор»
.2 Возможности формирования умения выполнять синтаксический разбор в начальных классах
Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по формированию умения выполнять синтаксический разбор
.1 Выявление уровня сформированности умения выполнять синтаксический разбор
.2 Педагогические условия сформированности умения выполнять синтаксический разбор
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка — словосочетания и предложения, с употребления в речи этих синтаксических единиц.
Синтаксический строй речи — интегральное качество, в котором проявляется уровень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми навыками знаниями и умениями, воплощать полученные знания в своём мировоззрении и деятельности. Такое понимание синтаксического строя речи обеспечивает выбор методических приёмов, средств изучения синтаксиса в школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучение применительного к каждому школьнику.
По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста [4].
Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников.
Традиционно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных, коммуникативно-направленных курсах некоторые авторы вводят такую модель: общение — речь — текст — предложение — слово — слог — звук. Такой подход логичен, он функционален и сразу раскрывает перед учащимися систему языка и его прагматики.
Логопедические занятия по совершенствованию связной речи дошкольников ...
... и телевидение, позволяющих передавать устную речь на большие расстояния. Кроме того, адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, ... самостоятельно излагать свои суждения -- все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Значительные ...
Синтаксические значения и умения способствуют пониманию текста при его чтении и развитию собственной речи — устной и особенно письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит уровень практических умений школьников: в своей речи они свободно строят и сложные предложения, и прямую речь, даже обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи.
Наиболее значительные исследования русского синтаксиса относятся ко второй половине ХIХ в — началу ХХ века. Они представлены тремя методическими направлениями: логическими, психологическими, формальными [6].
Эти направления были значительным достижением для лингвистики своего времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления считали всякий иной поход к синтаксису неверным. А.А. Потебня начал разрабатывать свою синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе [6].
Важным этапом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, имеющей и логическую, и психологическую, и формальные стороны. Сущность диалектического метода заключается в совместном рассмотрении означаемой и означающей сторон синтаксических единиц.[17]
В основу описания синтаксических единиц кладётся как их грамматическая семантика, так и формальные средства.
В целом для изучения в начальном звене школы выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых проявляется лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.[9]
Такое понимание синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры позволяет сделать вывод о важности и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением для решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи младших школьников, для усвоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом.
Актуальность этой проблемы определила тему курсовой работы «Синтаксический разбор в начальных классах».
Проблема исследования: каковы педагогические условия для формирования умения осуществлять синтаксический разбор в начальных классах.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования умения выполнять синтаксический разбор в начальных классах.
Объект исследования: процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников.
Психологические особенности личности учителя начальных классов
... в деятельности. Объект исследования: личность учителя начальных классов. Предмет исследования: психологические особенности личности учителя начальных классов (способности, общение, эмоциональная ... психологическая наблюдательность); ) организаторские качества; ) волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.); ...
Предмет исследования: педагогические условия формирования умения осуществлять синтаксический разбор у младших школьников.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами были выделены следующие задачи:
. На основе анализа психолого-лингвистической литературы определить сущность понятия: «синтаксический разбор».
. Определить критерии и показатели формирования умения производить синтаксический разбор в начальных классах, подобрать методы его исследования, дать количественную и качественную характеристику уровней его развития у учащихся.
. Обосновать критерии, показатели уровней развития, разработка и проведение диагностики по выявлению умения осуществлять синтаксический разбор в начальных классах.
. Разработать проект формирующего эксперимента по формированию умения производить синтаксический разбор в начальных классах.
Гипотеза: формирование умения выполнять синтаксический разбор в начальных классах будет эффективнее при следующих педагогических условиях:
. применение различных методов организации синтаксического разбора и включение в образовательный процесс
. включение в учебный процесс информационных технологий при изучении синтаксического разбора;
. использование творческих заданий при формировании навыка производить синтаксический разбор.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-лингвистической литературы;
Эмпирические методы: наблюдение, анализ, эксперимент;
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» 4 «А» класс, г. Череповец.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении раскрываются актуальность проблемы, сформулированы цели, объект и предмет, задачи, гипотеза и методы исследования. В первой главе определены теоретические основы исследования. Вторая глава содержит опытно — экспериментальную работу (констатирующий и проект формирующего эксперимента).
В заключении находятся основные выводы по проделанной работе. В приложении представлены конспекты уроков, работы учащихся.
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования умения синтаксического разбора в начальных классах
.1 Понятие «синтаксис», «разбор», «синтаксический разбор»
Синтаксис (от греч. строй, порядок’), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Существуют и более расширительные понимания синтаксиса, восходящие к терминологической традиции семиотики. В соответствии с первым из них в понятие синтаксиса включают правила построения любых более сложных языковых единиц из более простых; при этом появляется возможность говорить о внутрисловном синтаксисе или о синтаксисе текста. В еще более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального (словесного) языка. При всех существующих пониманиях предмета синтаксиса раздел соответствующей теории (языкознания, семиотики), занимающийся изучением синтаксических единиц и правил, также называется синтаксисом.
Психологические подходы к исследованию языка и речи
... сохранен синтаксис (правила построения предложений) русского языка, поэтому возможна и семантическая интерпретация. Студенты ... синтаксической и семантической подсистемами. Так, Л.В. Щерба на вводной лекции по языкознанию предложил студентам проанализировать квазипредложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка». В предложении ...
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.
Как и грамматика в целом, синтаксис имеет дело с выражением в языке некоторых наиболее часто встречающихся значений, таких, как «субъект», «признак», «вопрос», «отрицание» и т.п., причем способом выражения этих значений в синтаксисе являются иерархически организованные конструкции.
Особенность синтаксиса заключается также в том, что в процессе речи говорящий постоянно создает новые предложения, но крайне редко — новые слова. Таким образом, в синтаксисе наглядно проявляется творческий аспект языка, и поэтому синтаксис часто определяют как раздел грамматики, изучающий порождение речи — образование из ограниченного множества слов теоретически неограниченного множества предложений и текстов.
В современном теоретическом языкознании складываются три точки зрения на предмет синтаксиса.
Во-первых, синтаксис рассматривается как учение о предложении и его частях, членах предложения. Из современных работ такая точка зрения развивается, например, в книге Г. Г. Почепцова, в которой положения традиционного синтаксиса и новые приемы и методы исследования строения предложения объединяются в теорию конструктивного синтаксиса. При этом словосочетание не признается объектом исследования синтаксиса.
Синтаксис определяется, во-вторых, как учение о словосочетании. Последователи Ф. Ф. Фортунатова В. К — Поржезинский, М Н. Петерсон, а также А. М. Пешковский не усматривали качественного различия между словосочетанием и предложением. Так, М. Н. Петерсон трактовал предложение как разновидность словосочетания, как словосочетание, соотносимое с суждением. Сравнительно недавно идея синтаксиса словосочетаний развивалась профессором А. Б. Шапиро. В настоящее время синтаксис словосочетаний кладется в основу описания синтаксической системы малоизученных языков. Наибольшее признание в современном языкознании находит третья точка зрения, согласно которой предметом синтаксиса являются и словосочетание и предложение. Эта точка зрения находит свое наиболее полное выражение в синтаксическом учении академика В. В. Виноградова, в работах Н. Ю. Шведовой, В.А. Белошапковой, В словаре лингвистических терминов Д.Э. Розенталя дается следующее понятие разбора «Разбор — это разложение сложного языкового целого на составляющие его элементы». В большом толковом словаре русского языка С.А. Кузнецовой разбор — это выбор, отбор, разборчивое отношение к чему-либо.
В словаре лингвистических терминов Синтаксический разбор рассматривается как — одна из самых сложных тем в программе русского языка. Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений. Среди существующих разборов синтаксический разбор слова, входящего в состав предложения и словосочетания, занимает не последнюю роль: он позволяет дать полную характеристику этих единиц синтаксиса. При этом важно понимать разницу между ними, уметь определять характерные признаки для каждой синтаксической единицы в отдельности. Другими словами, синтаксический разбор — это грамматическая характеристика словосочетания и предложения (как простого, так и сложного).
Формирование учебных умений и навыков средствами дидактической игры
... время в границах всех учебных дисциплин. В связи с тем, что сформированность общеучебных умений – это результат усилий всего педагогического коллектива, важно координировать взаимодействие ... овладения способом выполнения действия, чем умение. Если умение – это способность выполнять действие, уже достигшая наивысшего уровня. То есть способность выполнять какое–либо учебное действие формируется ...
При таком виде работы очень важно владеть умением различать основные синтаксические единицы и знать характерные признаки каждой из них. Требуются определенные знания и умения в области изучения синтаксиса:
знание различий между словосочетанием и предложением;
умение отличить простое предложение от сложного, определить способ синтаксической связи;
владение знанием характерных признаков предложений и словосочетаний, понимание разницы между грамматической основой и словосочетанием.
Из курса русского языка известно, что основные единицы речи — это слова, словосочетания и предложения. Синтаксический разбор слова (отдельного) не проводится, слова разбираются фонетически и морфологически. А вот другие единицы с точки зрения синтаксиса рассматриваются, и начинается все со словосочетания.
Выполняя синтаксический разбор слова в словосочетании, принято делить слова на главные и зависимые (определяется главное и от него ставится вопрос к зависимому), попутно определяя, к каким частям речи они относятся. Следующий шаг — это выяснение общего грамматического значения (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет и так далее).
Дальше определяется синтаксический способ связи, при помощи которого слова соединяются между собой. В русском языке различают согласование, примыкание и управление. В первом случае зависимое слово стоит при главном в тех же формах, во втором, связывается только по смыслу, в третьем — стоит в определенных формах, которые не меняются.
По порядку синтаксический разбор словосочетания, точнее, его план, выглядит следующим образом:
определить главное слово и зависимое, поставить вопрос;
выяснить вид словосочетания (именное, наречное, глагольное);
указать синтаксическую связь слов в словосочетании;
при разборе предложения, в первую очередь, выясняется, какое это предложение, простое или сложное, так как для каждого их вида существует свой порядок.
Таким образом, синтаксический разбор — это одна из самых сложных тем в программе русского языка. Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся младших классов
... объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, так и уровень развития специальных предметных, общеучебных и интеллектуальных навыков и умений, универсальных компетенций, включая индивидуальные образовательные параметры и ... рассчитан на материал конкретного урока и выполнять функцию текущего контроля. В соответствии с этим применять данный вид проверки знаний, умений и навыков можно в различных ...
.2 Возможности формирования умения выполнять синтаксический разбор в начальных классах
Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах. Цель начального обучения русскому языку — развитие мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построении предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей — одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением — значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно -смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии осуществляется на синтаксической основе.
Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников, наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.
Методисты (М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская) рекомендуют в период обучения грамоте формировать понятие о предложении по таким ступеням: составление высказываний в объеме одного предложения, выяснение его мысли, темы; произнесение с нужными интонациями; членение на слова; постановка вопросов к словам в предложении; счет числа слов; составление схемы-моделирования; моделирование состава предложений и его границ; составление предложений по их моделям.
Работа по формированию синтаксического понятия «предложение» проводится с обучением определенным синтаксическим умениям, для этого необходимо использовать методическую систему упражнений. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами и задачами их усвоения между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.
Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением ...
... выходят коммуникативные знания и умения, необходимые любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия и реализации своей личности. Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень ... времени им требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок. Как отмечает А.В. Гоголева, продуктивность внимания у ...
Синтаксический разбор предложения — один из основных и самых сложных грамматических видов разбора на уроках русского языка в начальной и средней школе.
Выводы по главе 1
В первой главе были рассмотрены теоретические основы формирования умения выполнять синтаксический разбор. Аналитический обзор научной и лингвистической литературы позволил определить нам сущность основных понятий нашего исследования — «синтаксис», «разбор», «синтаксический разбор».
Обучение в начальных классах имеет огромное значение, т.к. именно в это время происходит становление личности ребенка. В этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности.
Ключевым понятием нашего исследования является понятие «синтаксический разбор».
Синтаксический разбор — это одна из самых сложных тем в программе русского языка. Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.
Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по формированию умения выполнять синтаксический разбор
.1 Выявление уровня сформированности умения выполнять синтаксический разбор
Констатирующий эксперимент проводится с целью выявления уровня сформированности умения выполнять синтаксический разбор.
База исследования: МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №10» 4 «А» класс, г. Череповец. Классный руководитель: Никитина Татьяна Николаевна. Обучающихся 23 человека.
Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:
сформулировать основные критерии и показатели и на их основе дать характеристику основным уровням сформированности умения выполнять синтаксический разбор;
в соответствии с критериями и показателями подобрать методики, позволяющие выявить уровни сформированности умения выполнять синтаксический разбор.
Проанализировать результаты методик и выявить уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор на уроках русского языка.
Констатирующий эксперимент проводился в логике выдвинутых задач.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были выбраны следующие критерии и показатели сформированности умения выполнять синтаксический разбор на уроках русского языка.
Критерии и показатели представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Критерии и показатели сформированности умения выполнять синтаксический разбор
Особенности употребления сложных предложений учащимися 3 класса ...
... речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы [7, с. 617 ... употребления сложных предложений младшими школьниками с ОНР. . Определить особенности коррекционной работы по развитию умения употреблять сложные предложения при ... выражения смысловых отношений с помощью союзных синтаксических конструкций означает новую ступень в развитии ...
КритерииПоказателиКогнитивный (познавательный)Наличие представления о синтаксическом разбореОперационно-исполнительныйстепень способности учащегося применять систему знаний о правильном синтаксическом разборе
На констатирующем этапе экспериментальной работы осуществлялась диагностика степени сформированности умения выполнять синтаксический разбор. Для этого использовалась следующая методика:
упражнение для изучения темы Словосочетание (состоящее из нескольких этапов).
Исходя из данных критериев и показателей, охарактеризуем уровни сформированности умения выполнять синтаксический разбор. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Уровни сформированности умения выполнять синтаксический разбор
УровеньКоличественная характеристикаКачественная характеристикаВысокий уровень10-9 баллову учащегося хорошо сформированы представления о правильном выполнении синтаксического разбораСредний уровень8-6 баллову учащегося частично сформированы представления о правильном выполнении синтаксического разбораНизкий уровень5-0 баллову учащегося не сформированы представления о правильном выполнении синтаксического разбора
Для выявления уровня сформированности умения выполнять синтаксический разбор нами была проведена следующая методика:
Методика 1.
Цель: Выявление уровня сформированности умения выполнять синтаксический разбор.
Учащимся было предложено выполнить синтаксический разбор словосочетаний (приложение 1).Оно позволило судить о том, что сформированность умения выполнять синтаксический разбор является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок у младших школьников.
Работа оценивалась в 10 баллов.
-9 баллов — без ошибочный выполнение задания учащимся;
-6 баллов — учащийся допустил 1-3 ошибки;
-0 баллов — учащийся допустил больше 3 ошибок.
На основе полученных результатов можно определить три уровня
-9 баллов — высокий уровень
-6 баллов — средний уровень
-0 баллов — низкий уровень
В работе приняли участие 23 обучающихся 4 «А» класса,школы №10,г. Череповец.
Результаты методики были занесены в таблицу 1 (приложение 2)
Процентное соотношение:
Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...
... ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 2.1 Уровень сформированности понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» у первоклассников 2.2 Упражнения по усвоению понятий ... которых совпадает с написанием;- подбирать слова, соответствующие предложенной модели.Перечисленные умения, полученные учащимися в добукварный период, совершенствуются на протяжении букварного периода. ...
человек (84%)-высокий уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор (10-9баллов) 4 человека (13%)-средний уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор (8-6баллов) 3 человека (3%)-низкий уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор (5-0 баллов)
Для наглядности результаты представлены в форме круговой диаграммы (рис.1).
Рис. 1
Обработка полученных результатов выявила, что у 16 (84%) учеников уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор высокий; у 4 (13%) учеников сформированность умения выполнять синтаксический разбор средний уровень и только у 3 (3%) учеников сформированность умения выполнять синтаксический разбор низкий уровень.
Можно сделать вывод, что у учащихся 4 А класса преобладает высокий уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор, т.е. у учащегося хорошо сформированы представления о правильном выполнении синтаксического разбора.
Тем самым, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что работа в данном направлении желательна.
После качественной проверки и анализа работ обучающихся, для подтверждения правильности полученных результатов были применены количественные методы статистической обработки данных: выборочное среднее значение, медиана, мода.
Выборочное среднее значение:
Выборочное среднее (среднее арифметическое) значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического свойства.
Среднее арифметическое находится по следующей формуле:
Где Xi — среднее арифметическое; X1, Х2, …, ХN — результаты отдельных наблюдаемых; N — количество наблюдений; ∑ — сумма результатов всех наблюдений.
Медиана (Ме)- мера среднего положения, характеризующее значение признака на упорядоченной шкале. Эта мера среднего положения соответствует середине исследуемой совокупности.
Ме = N/2
Ме = 23/2 = 11,5
Место медианы — 11,5
Отсюда можно сделать вывод, что большая половина учащихся имеет высокий уровень сформированности умения выполнять синтаксический разбор.
Мода — наиболее часто встречающееся типичное значение признака среди других значений. Она соответствует классу с максимальной частотой.
Этот класс называется модальным значением.
Наиболее типичным модальным значением является 24 б, следовательно, Мо = 5 (встречается 7 раз).
На основе полученных данных при статистической обработке, мы можем сделать вывод, что предполагаемая нами гипотеза актуальна на сегодняшний день.
2.2 Педагогические условия сформированности умения выполнять синтаксический разбор
синтаксический разбор умение урок
В результате осмысления данных констатирующего эксперимента и информации, полученной при изучении научной литературы по проблеме исследования, были определены тема, цель, задачи и методы работы, а также сформулирована гипотеза.
Нами было выдвинуто предположение, что сформированность умения выполнять синтаксический разбор будет наиболее эффективно и успешно при реализации следующих педагогических условий:
. применение различных методов организации синтаксического разбора и включение в образовательный процесс
. включение в учебный процесс информационных технологий при изучении синтаксического разбора;
. использование творческих заданий при формировании навыка производить синтаксический разбор.
В качестве примера приведен пример урока русского языка в 4 классе.
Цели урока:
. Углубить знания о простом предложении;
. Научиться выделять грамматическую основу предложения;
. Воспитание бережного отношения к одноклассникам.
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня. У вас на партах лежат смайлики, они вам тоже будут улыбаться и помогать поддерживать хорошее настроение на уроке. Возьмите смайлик в руку и поднимите вверх. Пусть на уроке вам сопутствует успех! Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку.
.Стадия вызова. Актуализация знаний.
А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.
Приём «Верные и неверные утверждения», « Тонкие и толстые вопросы» Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)
Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет)
А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные) Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных — две и более грамматических основ? (да)
Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение — это главные члены предложения? (нет)
А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое) Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)
Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему? -Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)
Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)
А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?
Чему мы должны научиться на уроке? (Синтаксическому разбору простого предложения.)
Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь. Кроме того мы должны повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис». А помогут нам в этом загадки, пословицы, поговорки и тексты о здоровом образе жизни.
Проходить наш урок будет под девизом: « Здоровым будешь- всё добудешь». Как вы понимаете эту пословицу, ребята? (если будешь здоровым, не будешь болеть, то сможешь учиться, работать, и всё у тебя будет)
. Словарно- орфографическая работа.
А сейчас мы с вами поиграем в «Орфографический футбол».
Я вам буду загадывать загадки, а вы запишете ответы через запятую. Будьте внимательны, не пропускайте гол в свои ворота, т.е. не допускайте ошибок. Взаимопроверка.
Поменяйтесь листочками и проверьте правильность написания этих слов. Я надеюсь, вы не пропустили ни одного гола в свои ворота. К доске — фонетический разбор слова здоровье. ( Проверяет сосед по парте)
Ребята! На какую орфограмму мы написали слова? (непроверяемые гласные и согласные в корне слова) А какие слова лишние? К каким словам можно подобрать проверочное слово? (боксёр, коньки) А какой общей темой объединены эти слова? (спорт)
Какую роль он играет для здоровья человека?
Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет? (правильно, заниматься спортом)
Запишите предложение Мы будем чаще закаляться, спортом заниматься! 4.Объяснение нового материала.
А теперь откройте учебники на стр. 43. Познакомимся с порядком синтаксического разбора простого предложения.
Работа с учебником.
Составление кластера. Синтаксический разбор записанного предложения. Характеристика предложения. (Побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми) Построение схемы.
.Части речи.
А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи. — У какого слова неправильно определена часть речи?
) Оздоравливает — глагол в форме настоящего времени;
) И- предлог
) Хороший — имя прилагательное;
) Смех — имя существительное.
Ответ: 2 6.(На слайде)
Отправляемся на поиск предложений.
Работа в парах.
У вас на партах лежат листочки со схемами.
А на слайде вы видите предложения. Найдите предложение к своей схеме. 1. Мы растём смелыми, на солнце загорелыми.
. От простуды и ангины вам помогут витамины.
. Зарядку делай каждый день, пройдёт усталость, вялость, лень!
. Будем закаляться, спортом заниматься!
. Миша, ты любишь играть в футбол?
. Воздух, солнце и вода — наши лучшие друзья. Запишите найденные предложения и произведите синтаксический разбор.
У доски 1 человек (напарник делает в тетради, а потом проверяет у доски) Работа в парах.
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в парах (1 предложение на стол).
. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
. Здоровье дороже богатства.
. Чистота — залог здоровья.
. Здоровый сон — прекрасное самочувствие днём.
. Хороший смех оздоравливает душу.
Запишите получившиеся предложения и разберите синтаксически.
У доски 1 человек работает по карточке — разбор слов по составу: чистота, зарядка.
. Физкультминутка
. Приём «Лови ошибку»
Исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп — болезнь заразительная.
Запишите предложения в исправленном виде. Объясните постановку тире во 2 предложении.
. На наше здоровье влияет и наш рацион.
Исключите из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, а оставьте как можно больше овощей и фруктов. Прочитайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения.
Чудо-огород.
Удивляется народ: Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно — молодцы!
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд Урожай весь соберут».
Почему нужно есть как можно больше фруктов и овощей, ребята? Задания: 1) найдите предложения, осложнённые однородными членами предложения;
) Составьте простое предложение с однородными членами и обобщающим словом. На огороде растут овощи: редис, салат, капуста, помидоры.2) начертите схему
. Стадия «Рефлексия»
. Работа с текстом.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного предложения. (Звучит спокойная музыка, звуки живой природы).
Музыка лечит. Музыку любят все. Х…рошая музыка улучшает настр…ение. А пл…хая музыка разрушает нервную систему ч…ловека. От х…рошей музыки даже р…стения быстрее р…стут. От плохой музыки они могут засохнуть, п…гибнуть. 2. Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическоенапр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение. Или дать тест? Или 1 ряду текст, в 2 ряду — тест?
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся смайлики, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Урок окончен, всем спасибо!
Конспект урока по русскому языку с использованием технологий.
Класс: 4
Предмет: русский язык
Форма: традиционный урок с использованием информационных технологий
Тип урока: изучение нового
Тема: «Синтаксический разбор простого предложения».
Цель: изучить порядок синтаксического разбора предложения.
Задачи:
повторить виды классификаций простого предложения;
сформировать умение соединять их в единое целое;
развивать устную речь учащихся.
Подготовка: — демонстрационный материал (презентация) учителя;
опережающее Д\З (индивидуально)
Ход урока:. Организационный момент (5 мин.)
. приветствие учащихся,
. сообщение темы учителем,
. оформление записей в тетради,
. формулирование цели и задач урока учителем совместно с учениками.
Синтаксическая разминка (7мин.)
Составьте предложение, записывая его постепенно, по мере выполнения задания:
. Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы. выписать определение, выраженное прилагательным, согласовав его с существительным листьями (жёлтыми листьями).
. Из предложения Пушкин очень любил осень выписать дополнение (осень).
. Добавить обстоятельство образа действия из предложения Осень щедро одаривает леса яркими красками (щедро).
. Добавить сказуемое из предложения Природа выстилает на лугу разноцветный ковёр (выстилает).
.Из предложения Вы куда ведёте, дороги? Взять существительное, которое является обращением (дороги).
Что такое обращение? (индивидуальное опережающее Д\З).
Какие члены предложения называются однородными? (индивидуальное опережающее Д\З).
Добавить союз и закончить предложение однородным членом к последнему слову (поляны, тропы, луга и т.д.).
. — Прочитайте предложение, которое у вас получилось.
!!! Жёлтыми листьями осень щедро выстилает дороги и поляны.
Реализация Д / З. (15 мин.)
Рассказать о видах предложений в зависимости от разных классификаций, в качестве примеров используйте предложения, составленные по картине.(индивидуальное опережающее Д\З).
Изучение нового материала (2-4 мин.).
) Чтение теоретического материала «Порядок и образец синтаксического разбора» в учебнике на стр. 66-67 (4 мин.).
) Знакомство с алгоритмом синтаксического разбора (презентация) (2 мин.).
. Определи вид предложения по цели высказывания.
. Определи вид предложения по интонации.
. Подчеркни грамматическую основу, определи, чем она выражена. Определи вид предложения в зависимости от наличия главных членов.
. Определи вид предложения по наличию второстепенных членов. Подчеркни второстепенные члены (если имеются), укажи, чем они выражены.
5. Определи, осложнено (и чем) или не осложнено предложение.
6. Начерти схему предложения.
IV. Закрепление материала. (10-12 мин.)
. — Вернёмся к предложению, которое мы записали в начале урока.
Жёлтыми листьями осень щедро выстилает дороги и поляны.
Выполним его синтаксический разбор (устно).
(Повествовательное, невосклицательное, простое., двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями, [ — = — и — ]. )
. — Выполните разбор предложений. (презентация)
Люблю тебя, Россия!
Москва — столица России?
Присядьте, друзья, перед дальней дорогой.
[3.Упр. 5(1) (разбор)]. Подведение итогов, рефлексия. (2 мин.)
Сообщение оценок.
Чем полезен оказался сегодняшний урок? (повторили…, закрепили…, обобщили…, …)
Понравился ли вам урок? Что, по-вашему, было удачным, а что бы вы изменили?
Д / З. (2 мин.)
стр. 68 (выполнить синтаксический разбор предложений).
Конспект урока по теме «Синтаксический разбор словосочетания»
Образовательные:
повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании;
закрепить понятия словосочетание, главное и зависимое слово;
закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их структуре;
изучить порядок синтаксического разбора словосочетания;
формировать навыки синтаксического разбора словосочетания;
Развивающие:
содействовать развитию познавательной активности учащихся, формированию языковой и коммуникативной компетенции;
развивать навыки работы на компьютере и использования информационных технологий; Воспитательные:
формировать навыки контроля и самоконтроля.
Ход урока. Организационный момент.
Тема урока. Постановка целей. Предварительная оценка знаний по теме «Словосочетание» Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями Я не смогу выполнить задания по теме Актуализация знаний. Повторение теоретического материала. Терминологический диктант.
а) Два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически (словосочетание).
б) Из каких слов состоит словосочетание (из главного и зависимого).
в) Какова связь между главным и зависимым словом в словосочетании (подчинительная).
г) Подчинительная связь, при которой с изменением формы главного слова изменяются и все формы зависимого слова (согласование).
д) Подчинительная связь, при которой зависимым словом являются неизменяемые слова (примыкание).
е) образец, по которому строится словосочетание (схема).
ж) Раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний (синтаксис).
Взаимопроверка, результаты озвучиваются.
Повторение и обобщение изученного. 1. Коллективная работа. (текст на карточках получает каждый учащийся) Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь.
Задание: выписать из первых двух предложений словосочетания. Какие теоретические знания необходимо применить для выполнения задания?
знать определение словосочетания,
что не является словосочетанием.
Чтобы выделить словосочетание, нужно: найти грамматическую основу предложения, она не является словосочетанием; при помощи вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания: тихо спустился, полярная ночь, дремлет над морем.
. Индивидуальные задания: какие из приведенных примеров не являются словосочетанием и должны быть оформлены как предложение?
Задание выполняется учащимися за компьютером в режиме реального времени. Открывается ресурс по гиперссылке(#»justify»>Какие теоретические знания необходимо применить, чтобы выполнить задание? (знать способы связи между компонентами словосочетания, чем выражено зависимое слово)
Таблица проецируется на доску. Учащиеся по одному работают у доски.
. Самостоятельная работа.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, действия, признаки, но только более точно, так как зависимое слово уточняет смысл главного. Задание: составьте словосочетания со значением «предмет и его признак», «действие и его признак», «действие и предмет, на который оно направлено», используя изученные словарные слова истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, преданность, потрясающе, поразительно, замечательно.
Проецируется на доску. Комментированное чтение. Изучение плана разбора и образцов разбора разных по типу словосочетаний. 1-2 примера письменно. Закрепление темы.
. По изученному плану выполнить в тетрадях синтаксический разбор выписанных словосочетаний (задание 1 урока).
Коллективная проверка.
. Дополнительное задание для сильных учеников. Итоговое тестирование. Итог урока — с чем познакомились сегодня на уроке?
как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Домашнее задание. 1 вариант: с. 38, упр. 81
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание Я уверен(а), что справлюсь со всеми заданиями самостоятельно Мне кажется, что справлюсь со всеми заданиями Мне кажется, что не справлюсь со всеми заданиями Я не смогу выполнить задания по теме
Вывод по главе 2.
Вторая глава была посвящена проектированию экспериментальной работы по развитию сформированности умения выполнять синтаксический разбор у младших школьников на уроках русского языка. Был спланирован и проведен констатирующий и составлен проект формирующего эксперимента. На этапе подготовки констатирующего эксперимента были выделены критерии и показатели, и на их основе была дана характеристика уровней сформированности умения выполнять синтаксический разбор у младших школьников. Далее подобрана и разработана методика. В ходе разработки формирующего эксперимента были составлены: конспекты уроков, позволяющие реализовать педагогические условия поставленной гипотезы.
Заключение
Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников, наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.
К сожалению, в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.
Владение синтаксической грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека. Для этого учитель русского языка должен владеть методикой обучения синтаксическим умениям, а этому учит методика синтаксиса.
Настоящая работа имела своей целью выявление наиболее эффективных приемов и форм работы над словосочетанием и предложением в начальных классах таких, как использование наглядного материала(таблиц, схем), строгой системы разнообразных практических заданий и упражнений: синтаксический разбор, составление рассказов, восстановление деформированных предложений и словосочетаний, составление словосочетаний из слов, деление сплошного текста на предложения, нахождение основ, анализ предложений и словосочетаний.
В соответствии с указанной целью в работе были решены следующие задачи:
. На основе анализа психолого-лингвистической литературы определили сущность понятия: «синтаксический разбор».
. Определили критерии и показатели формирования умения производить синтаксический разбор в начальных классах, подобрать методы его исследования, дать количественную и качественную характеристику уровней его развития у учащихся.
. Обосновали критерии, показатели уровней развития, разработка и проведение диагностики по выявлению умения осуществлять синтаксический разбор в начальных классах.
. Разработали проект формирующего эксперимента по формированию умения производить синтаксический разбор в начальных классах.
Проведенное исследование представляет интерес для студентов педагогических колледжей, интересующихся вопросами методики русского языка в основной школе, а также для начинающих учителей русского языка, так как проблемы методики синтаксиса рассмотрены с позиций современного уровня развития научной методики и опыта работы передовых учителей.
Приложение 1
Упражнения для изучения темы « Словосочетание»
. Упражнения для 1- го этапа:
)Игра « Подбери слово»
а) Предмет и признак
Берег, морковь, камень, карандаши, газета, дорога, редька, вода, ландыши, вьюга. Горькая, красная, широкая, интересная, тяжёлый, цветные, низкий, душистые, сильная, холодная.
б) Предмет и действие. Собака, столяр, погода, снежинки, корова, охотники, дом, река, мороз. Мычит, работает, испортилась, стреляет, голодала, трещит, блестела, строится, кружились.
) Составь и запиши из данных слов предложения. Подчеркните основу предложений.
.Наступила, вот, весна, и!
.На, появились, первые, полянках, проталинки.
.С крыш, капель, закапала, звонкая.
.Выползли, на, первые, и, букашки, солнышко, паучки.
Упражнения для 2 -го этапа:
)Выпиши словосочетания сущ. + прил. с вопросами.
Яркое солнышко припекало. Тёплый ветерок покачивал деревья. Липкие листочки на все голоса шелестели о том, как хорошо, как интересно жить и зеленеть. Густо и ярко синело небо. Сверкало радостное солнце.
)Указать в словосочетаниях главное и зависимое слова, ставя к зависимому вопрос. На небе появилась (туча), на школьной площадке, идти на завод, рыбный суп, прозрачный лёд, сшила платье.
)Прочитайте. Выпишите сначала словосочетания с главным словом существительным, затем — с главным словом глаголом.
Разожгли костёр, видел хорошо, повернула направо, до позднего вечера, шумный лес, погрузило под землю, нижним краешком, липкие листочки, жить хорошо, на тёмной зелени.
)Из сочетаний слов выпиши только словосочетания и отметь главное слово.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, ради жизни, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться, и др.
Упражнения для 3 -го этапа:
)Подберите к выделенным словам противоположные по смыслу слова. Напишите словосочетания. Составьте с одним из них предложение.
Низкое солнце -…солнце; быстро ехал -…ехал; ранняя весна -…весна; тяжёлая сумка -…сумка; мелкая морковь -…морковь; говорить тихо — говорить… 3)Переделайте словосочетания, заменяя глаголы антонимами, предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.
Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; выйти из трамвая.
)Спишите. Выпишите словосочетания. Укажите часть речи главного слова. Составьте схемы предложений.
. По ночам в садах пели соловьи. 2. На бульваре распускались клейкие тополя. 3. В мрачном лесу приутихли птицы 4. Скучно и грустно стояло одинокое деревце. 5. В пустынных ущельях бродят туманы, и др.
Приложение 2
Ф.И. учащегосяБаллыУровень представления1. Александров Алексей Львович9Высокий2. Ананьев Дмитрий Александрович9высокий3. Андрейцева Анастасия Юрьевна 9высокий4. Васильев Александр Сергеевич6средний5. Васильев Владислав Владиленович7средний6. Васильева Марина Александровна10высокий7. Васильева Наталия Николаевна9высокий8. Владимиров Алексей Сергеевич9высокий9. Гаврилова Ирина Валерьевна9высокий10. Данилова Мария Юрьевна7средний11. Егоров Владислав Сергеевич9высокий12. Ершов Геннадий Константинович10высокий13. Ивушкин Геннадий Петрович10высокий14. Иванова Дарья Алексеевна10высокий15. Иванов Сергей Валерьевич10высокий16. Иващенко Сергей Олегович10высокий17. Каткова Светлана Станиславовна9высокий18. Козлова Мария Ивановна9высокий19. Кошкин Илья Алексеевич4низкий20. Кузьмина Анна Александровна9высокий21. Кузьмин Владимир Валерьевич4низкий22. Леонтьева Наталия Николаевна4низкий23. Михайлова Марина Сергеевна8средний