Шкалы ОСО и СПП

Шкалы ОСО

Серия эмпирических исследований, выполненная в русле концептуальной модели полимодального Я, позволило придать субмодальностям Я определенное эмпирическое содержание

С 376

Самоуважение — шкала из 14 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения,который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя;

Аутосимпатия — шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, вкоторых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самоприятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе — видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров

377 Самоинтерес — шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к. самому себе, в частности — интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других;

Ожидаемое отношение других людей — шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От других людей такой человек ждет отрицания его внутренних достоинств (совести), антипатии к своей внешности. При этом он как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется в том, что себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает уникальным, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения.

глобального самоотношения, т. е. внутренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя.

377 Таким образом, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности:1) глобальное самоотношение, 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемого отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) по отношению к своему «Я».

13 стр., 6444 слов

Возможности использования шкалы приемлемости для определения ...

... перед исследованием были поставлены следующие задачи: 1. Адаптировать методику шкалы приемлемости для изучения избирательных отношений в группе детского сада, учитывая возрастные психологические особенности испытуемых. ... нельзя представить иначе, как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности и общении различных групп, в которых он ...

СПП

Из ПЖ2004, том 25. № 5. с. 77-89 ОПРОСНИК «СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»-НОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

© 2004 г. С. К. Нартова-Бочавер

Суверенность физического тела(СФТ) челове-

ка констатируется в отсутствие попыток нарушить .. его соматическое благополучие, а депривированность — в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей ,1 (утверждение № 47: «Мне не нравилось, когдаг. взрослые в детстве любили меня пощекотать или |. ущипнуть»)

. Суверенность территории (СТ) озна-|. чает переживание безопасности физического. пространства, на котором находится человек,1 (личной части или собственной комнаты, игровой е модели жилья), а депривированность — отсутствие территориальных границ (утверждение № 3: «Явсегда имел уголок для игры, который мог обуст­роить по собственному вкусу»).

Суверенность ми-и ра вещей (СВ) подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой ._ может только он, а депривированность — непри-езнание его права иметь личные вещи (утвержде-^ ние № 16: «Я часто огорчался, когда родители на-иводили порядок в моих игрушках»).

Суверенность ,. привычек (СП)- это принятие временной формы ,_ организации жизни человека, а депривированность — насильственные попытки изменить ком­фортный для субъекта распорядок (утверждение№ 25: «Я расстраивался, когда не мог доиграть из-за того, что взрослые звали меня к себе»).

Суве­ренность социальных связей(СС) выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность -контроль над социальной жизнью человека (ут­верждение №31: «Мне часто хотелось поиграть сдетьми, которые вместе со мной ходили в кружок, но обычно родители торопились, и это не удава­лось»).

И наконец,

суверенность ценностей (СЦ)подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность — насильственное принятие неблизких ценностей.

Обшая характеристика свойств психологического пространства и его границ

136 Психологическое пространство личности (ППЛ) мы понимаем как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с кото­рыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки).

Эти явления становятся зна­чимыми в контексте психологической ситуации, приобретая для субъекта личностный смысл, и начинают охраняться всеми доступ ными ему физическими и психологическими средствами. Ключево

137место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ — физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного чело­века от таковой области другого.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... мелких подробностях я уже не задумывался…» Все проводники человека и его семеричный состав связывают человека с соответствующими слоями Пространства, и задача лишь в том, чтобы это соприкосновение ... внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже вторгаются тонкие впечатления… Можно отметить, какую яркую и убедительную реальность ...

Итак, ППЛ обладает следующими свойствами.

  1. Человек ощущает пространство как свое, присвоенное или со­зданное им самим и поэтому представляющее ценность.
  2. Он имеет возможность контролировать и защищать все нахо­дящееся и возникающее внутри пространства.
  3. ППЛ не рефлексируется без возникновения проблемных си­туаций, оно «прозрачно» и потому с трудом поддается пози­тивному описанию.
  4. Важнейшей характеристикой ППЛ является целостность его границ.

ППЛ можно соотнести с основными проявлениями психичес­кого: оно переживается субъектом как сохранное или нарушенное, что выражается в чувстве уверенности или беспокойства; осознается вблизи своих границ и не осознается там, где в последнее время

138 На основании теоретического анализа литературы и материалов консультативной практики нами выделены шесть измерений (секто­ров) ППЛ, отражающих физические, социальные и духовные аспек­ты человеческого бытия: это I — собственное тело, II — территория, III — личные вещи (артефакты), IV — временной режим, У — соци­альные связи и VI — вкусы (ценности) (рис. 3).

Пространство разви­вается в онтогенезе посредством появления новых измерений, пе­реноса своих границ в рамках тех измерений, что уже существуют, и наполнения их разным содержанием в соответствии с опытом и за­дачами взросления.

Суверенность физического тела

139 Телесность выражается в базисных потребностях, без удовлетво­рения или хотя бы без осознания фрустрированности которых чело­век самоподтверждаться не может. Важнейшие биологические по­требности, которые конституируют человеческую телесность, — это пищевая потребность, комфортность местоположения и размещения в пространстве (поза), начиная с пубертата — сексуальная потреб­ность. В опросник для диагностики состояния границ этого участка психологического пространства мы включили утверждения, кото­рые относятся к ощущению дискомфорта от вкусовых ощущений 140 и неадекватности режима питания, кинестетические раздражители.

142 Итак, телесность во всех своих формах (пищевое поведение, секс, комфортность позы, удобство одежды) выполняет в онтогенезе психо­логического пространства следующие функции:

  1. установление контакта с собственными потребностями и час­тями тела (самопринятие);
  2. установление контакта с окружающей средой (предвосхище­ние изменений и получение обратной связи);
  3. обеспечение базового доверия к миру;
  1. 143 развитие субъектности (независимости от среды и ее изменений);
  2. возможность исследовательской и конструктивной деятельно­сти (целеполагание и «личное действие»);
  3. возможность освоения территории (в эгоцентрической системе ребенка отсчет пространственных координат начинается от себя);
  4. возможность устанавливать длительную, надежную привязан­ность.

Обобщая эти функции, можно вспомнить известное высказыва­ние 3. Фрейда о том, что тело — это судьба. Соответственно, в слу­чае невозможности ребенка открыть и «присвоить» собственное тело оно может восприниматься как объект отчужденный, находящийся за пределами психологического пространства, в результате чего мо­гут развиваться нечувствительность к телесной информации, пони­женная болевая чувствительность, задержанное познавательное раз­витие.

12 стр., 5749 слов

Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде

... мирового пространства. Стихийные природные бедствия, их последствия. Влияние развития космонавтики на среду обитания. Космическая антропоэкология и её перспективы. Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде . Поведение ...

Суверенность территории

146 основные функции территориальности в жиз­недеятельности человека:

  1. обозначение социальной идентичности (статуса в группе);
  2. возможность контролировать интенсивность социальных кон­тактов;
  3. возможность контролировать поток информации;
  4. возможность защититься от сверхсильной стимуляции среды и вторжений;
  5. возможность конструктивной деятельности;
  6. возможность психологической реабилитации.

Суверенность личных вешей

150

Девять характеристик отличают привязанность:

  1. она формируется по отношению к определенным материальным объектам, а не категориям изделия или торговым маркам;
  2. предмет собственности, к которому возникла привязанность, должен психологически приниматься;
  3. привязанности могут усиливаться и расширяться сами по себе;
  4. они индивидуальны и подразумевают отказ от качеств пред­мета как товара — он психологически не подлежит купле-про­даже;
  1. привязанность подразумевает историю владения предметом;
  2. она обладает энергией, представляет собой силу;
  3. привязанность — многофакторное, системное явление;
  4. привязанность — сложный эмоциональный комплекс;
  1. привязанности меняют свой смысл по мере изменения иден­тичности обладателя.

Итак, привязанности предполагают субъектное отношение к пред­метам, среди которых выделяются «специальные», «любимые», «ле­леемые» или «самые важные».

151

Нельзя недооценивать возможности этого сектора психологичес­кого пространства: очень часто усиление контроля над миром лич­ных вещей («шопинг-терапия») открывает процесс восстановления самоуважения у женщин, переживших кризис расставания с мужчи­ной. У мужчин также есть особо интимные предметы (по наблюде­нию автора, в основном фонарики и ножики, в мечтах — ружье или пистолет), нечасто используемые знаки самовыражения их «внут­реннего ребенка». Все это укрепляет в убеждении, что человек мо­жет быть понят только как экзистенциально-телесно-психо-террито-риальная целостность в единстве с вещной средой как объектом идентификации.

152

Итак, обобщим функции личных вещей в человеческой жизнеде­ятельности:

  1. орудия деятельности;
  2. коммуникативные послания;
  3. средства самопрезентацпи;
  4. средства поддержания личной и социальной идентичности;
  5. средства установления контакта с действительностью;
  6. средства замещения социальных объектов;
  7. ресурс самоподдержки и стихийной психотерапии;
  8. маркеры личной территории.

Суверенность временного режима (привычек)

153 Уважение к привычкам человека выражается в предоставлении ему возможности завершить начатое дело, не прерывая его. Привычки особенно важны для людей, которые переживают состояние ослаб­ления субъектиости и потому не могут контролировать свою жизнь в той мере, в какой им этого хотелось бы, — для детей и стариков. Они более консервативны по сравнению с людьми среднего возраста и больше нуждаются в соблюдении привычного распорядка: если они не могут принимать решения, то, по крайней мере, располагают информацией о том, что и когда произойдет. Именно поэтому им так важно знать подробности распорядка дня близких людей — нахо­дясь в состоянии созависимости с ними, таким образом они могут заранее приготовиться к событиям.

10 стр., 4504 слов

2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире

... общества с его историческими, национальными, культурными традициями. 4.Проблема соотношения в человеке биологического и социального Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих ... в себе различные свойства: биологические, психические и общественные. Люди принадлежат к высшим ...

Привычки как форма временной организации собственного бы­тия особенно важны для зрелого возраста, когда чувствительность к внедрениям становится особенно высокой.

154Можно выделить функции режимных привычек в жизнедеятель­ности человека:

  1. предсказуемость (снижение уровня неопределенности) среды;
  2. разграничение сфер территориального влияния по времени;
  1. разграничение права пользоваться одними и теми же вещами по времени;
  1. защита от фрустраций, связанных с незавершенностью действия;
  2. обозначение социального статуса через первенство-подчинение.

Именно эти функции нарушаются в случае временного смещения поведения (когда дети мешают родителям, не отправляясь вовремя спать, или кто-то из членов семьи досаждает близким своим ненорми­рованным рабочим днем, который он проводит дома).

Психологичес­ки переживаемая депривация связана с тем, что во всех этих случаях последовательность владения и управления одной и той же ситуацией сменяется одновременностью владения, порождая конфликты

Суверенность социальных связей

155 Значимые люди начинают включаться в психологическое про­странство по мере разделения социального мира на «своих» и «чужих», что, по мнению И. С. Кона, связано и с территориальным инстинк­том: друг — это человек, живущий на той же территории, от которого не нужно защищаться, к которому можно безопасно для жизни по­вернуться спиной [99]. Референтная группа представляет собой дав­но и подробно изученный предмет социальной психологии. Соци­альная среда как подструктура среды выделялась раньше других подструктур, в частности, в работах У. Бронфенбреннера и Дж. Вул-вилла. Надежность отношений с другими предполагает возможность влиять на эти отношения и отвечать за них.

Отсутствие суверенности в установлении социальных отношений приводит либо к отчужденности, либо к симбиотической зависимос­ти (к чему мы еще вернемся в разд. 5.3).

Можно выделить несколько форм искаженных социальных контактов, которые свидетельствуют о нарушении дистанции. Так, может иметь место насильственное внедрение, когда ребенок или взрослый вынужденно общается с тем, кого он не выбирал. Ощущение, что все кругом — другие, не-свои, может свидетельствовать о деперсонализации, собственной неумес­тности в социальных обстоятельствах бытия. В психологии среды и психологии приватности социальная депривация изучалась боль­ше всего в связи с особыми условиями изоляции (в госпитале, тюрь­ме) или чрезмерной скученности (иногда там же).

В обоих случаях человек не может прерывать или инициировать контакты и оказыва­ется зависимым от среды.

Обращаясь к данным детской психологии, мы можем обнаружить факты, свидетельствующие о том, что личные (не навязанные роди­телями) дружеские отношения у детей возникают на исходе до­школьного возраста, укрепляются в младшем школьном и достигают наивысшего расцвета в подростковом возрасте, когда «горизонтальные» отношения начинают доминировать над иерархическими. На протя­жении всего этого периода ребенок отстаивает право иметь личных (а не общих или семейных) друзей. Неспособность защитить свои привязанности нередко оценивается как предательство.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... из личного жизненного опыта или из опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные ... период угасания или «золотая осень»? Психологическая адаптация к возрастным изменениям Эффективная жизнь в старости Взаимоотношения представителей старших и младших поколений Применительно к любому ...

156 Поскольку детские отноше­ния контролируются родителями довольно плотно, то понятно, что мальчики чувствуют себя социально обездоленными, если не имеют возможности проявлять самостоятельность. У девочек же расшире­ние круга значимых других происходит кумулятивно: сохраняя от­ношения со взрослыми, они расширяют и взаимодействие со сверст­никами, и потому понятно, что проблема избирательности в общении и, соответственно, насильственного изменения круга общения девоч­ками переживается не столь остро, как мальчиками.

Суверенность социальных связей — необходимая предпосылка формирования избирательности в социальных отношениях, которая уводят человека от общения по типу «анонимной стаи» (К. Лоренц) и делает возможной «общение-встречу» (М. Бубер) (32; 130]. Без практики подобной избирательности не может возникнуть субъект­ное отношение к другому, а, следовательно, не может быть достигну­та психологическая интимность.

Готовность включить «другого» в социальный сектор психологи­ческого пространства и уверенность в способности защитить свои социальные границы, по мнению социальных психологов, представля­ет собой основу толерантности [228]. Однако поскольку идентичность предполагает не только отождествление, но и присутствие и осо­знание границ, то вполне закономерно, что при невыстроенных или нарушенных границах шанс воспринимать другого как чужого воз­растает, что и выражается в разных вариантах ксенофобии.

Если же человек в силу своей социальной неразборчивости или ложно понимаемых правил общается с человеком, который воспри­нимается как находящийся за пределами психологического простран­ства, это приводит к чувству отчужденности, сделанности жизни, к страдательно-жертвенному самоощущению.

157 можно выделить следующие функции суверенности того сектора психологического пространства, который включает в себя социальные контакты и связи:

  1. установление отношений психологической интимности;
  2. начиная с некоторого возраста — установление сексуальной интимности;
  3. выбор референтной группы или значимого другого;
  4. развитие самосознания («зеркального Я»);
  5. обретение личной и социальной идентичности;
  6. принятие личной ответственности за отношения с людьми.

Суверенность вкусов и ценностей (аксиологическая)

Наконец последнее выделенное нами измерение психологического пространства — это вкусы и ценности, которые в начале жизни отра­жают индивидуальную позицию, а затем — мировоззренческий ас­пект бытия. Вкусы и ценности направлены не на условия выжива­ния (необходимые предметы потребностей), а скорее представляют собой ресурс развития, те «запасные элементы» системы, которые и делают возможной индивидуализацию. Важность вкусов и ценно­стей для развития личности отмечалась К. Г. Юнгом, Э. Эриксоном, К. Левином, В. Франклом, И. Яломом, У. Бронфенбреннером и дру­гими исследователями [292-295; 291; 116; 298; 258].

8 стр., 3965 слов

Особенности нарушения психологического пространства личности ...

... нарушение территориальности. 1. Общие представления о психологическом пространстве личности Психологическое пространство личности мы понимаем как субъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и ...

158 Вкусы мы понимаем как выражение пристрастности по отноше­нию к объекту, не жизненно важному, но необходимому для поддер­жания идентичности. Стремление настаивать на своих вкусах н может быть объяснено одномерно в контексте производимого чело веком действия, оно предполагает индивидуализированную интер­претацию: например, маленький ребенок не может аргументировав свою нелюбовь к манной каше ее вредоностным воздействием н здоровье; он просто ее не любит и хочет есть овсянку. Если родител все же станут настаивать на своем, это будет переживаться как наси лис над психологическим пространством ребенка. То, что в детств представляет собой просто упражнение, «лишний» элемент взаи модействия, в отрочестве и зрелости становится опытом неконформ ности.

К.Левин отмечал, что, подобно термину «идеология», поняти «ценность» является довольно неясным в психологии, потому что н имеет характера цели, но, тем не менее, руководит поведением чело века. Например, человек не пытается «достичь» честности, по чест ность руководит его поведением, то есть присутствует в силовом пси хологическом поле субъекта.

Согласно психоанализу, ценности — это «интернализованные родители и потому влияют на основные жизненные выборы челове ка. Они могут быть личными, а могут разделяться с другими, но ир-этом также лично приниматься. Мировоззрение как система убежде ний начинает формироваться с умения отстаивать свои вкусы в по вседневных ситуациях — сначала относительно вещей или режим ных привычек, а позже — ценностей. Идентификация с идеям описывалась в гуманистической и экзистенциальной психологи в работах В. Франкла, Э. Фромма, в крайних вариантах одержимое ти сверхценной идеей исследовалась в клинической психологии Человек как субъект мировоззрения и как его раб является предме том пристального внимания культуры Нового времени.

160 Способность уважать то, что не необходимо, но составляет празд­ничную сторону жизни, взращивает «внутреннего ребенка». Невоз­можность защитить собственную идеологию приводит к появлению некритичности по отношению к мировоззренческим системам дру­гих людей и, как следствие, — неспособности выстраивать прочные границы перед идеологическим вторжением.

Если суверенность физического тела, территории, личных вещей — это необходимые условия выживания человека как индивида, то су­веренность привычек, социальных связей и ценностей делают воз­можным его самотрансценденцию, обретение им логоса, его само­осуществление как личности. Поэтому можно ожидать, что эти измерения представляют собой более позднее историческое и онто­генетическое образование.

Итак, что же дает человеку способность и возможность отстаи­вать суверенность своих вкусов и ценностей?

  1. Обеспечение экзистенциальной уверенности (свободы, осмыс­ленности, ценности бытия).
  2. Обеспечение креативного отношения к собственной жизни.
  3. Обеспечение критичности к идеологическому воздействию.
  4. Обеспечение личной ответственности.

Эти измерения психологического пространства позволяют выде­лить моменты становления и механизмы функционирования такого основополагающего системного качества личности как ее суверен­ность.

8 стр., 3521 слов

Роль эмоций в жизни человека 4

... это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции ... Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Таким образом, цель работы рассмотреть роль эмоций в жизни человека. Понятие об эмоциях Эмоции – ...

Обобщая все вышесказанное, можно убедиться в том, что человек действительно существует как целостная телесно-территориально-психо-экзистенциальная единица, самоподтверждаясь и презентируя себя посредством разных языков своего бытия.

Теория психологической суверенности

160 Психологическая (личностная) суверенность (от французского зоиоегат — носитель верховной власти) — это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое про­странство, основанная на обобщенном опыте успешного автоном­ного поведения. Она представляет собой форму субъектности че­ловека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать потребности. Несколько иначе суверенность может быть понята как состояние границ психологического пространства, явля­ющихся инструментом равноправного взаимодействия и селекции

161 внешних влияний, обозначающих пределы личной ответственности и определяющих идентичность человека.

Тезаурус понятия «психологическая суверенность»

Очертим терминологический контекст данного понятия. Суверен­ность обязательно предполагает указание на тот объект, по отноше­нию к которому она устанавливается, или на ту среду, из которой себя субъект выделяет. Таким образом, к нашему определению име­ют отношение все психологические подходы к проявлениям индиви­дуального бытия.

К. Г. Юнг полагал, что обособление психологического индивида в качестве существа, отличного от коллективной психологии, проис­ходит в процессе индивидуации, приводящей к обретению самости (неосознаваемой сущностной основы личности), выражающей ее единство и целостность [292-297]. Область пересечения понятий «психологическая суверенность» и «самость» включает в себя эмпи­рически подтверждаемые бытийные поступки и переживания, в то время как самость в целом поддается верификации лишь частично.

Семантически близко суверенности понятие идентичности как устойчивой системы способов поведения личности в соответствии с Я-концепцией [20]. Это понятие использовалось Э. Эриксоном; оно отражает преемственность разных стадий жизненного цикла челове­ка (тождественность самому себе) [291]. В становлении идентичнос­ти очень важно существование «опорных точек», которые служат человеку внешними доказательствами его существования — это ка­чества его тела, личное пространство, социальное окружение. Если переживание идентичности непрерывно, то переживание суверенно­сти в нашем понимании подразумевает дискретность и привязан­ность к тем или иным средовым объектам.

В гуманистической психологии часто говорят также о личной ав­тономии — независимости, способности принимать решения, опира­ясь на внутреннюю поддержку [21]. На наш взгляд, обсуждаемые категории можно соотнести следующим образом. Автономия — это в первую очередь независимость «от чего-то», а суверенность — управление «чем-то», «по отношению к чему-то». Если вспомнить уже упоминавшиеся опыты Эриксона по изучению организации иг­рового пространства мальчиками и девочками, то можно провести такие параллели: автономия — это «маскулинное» понятие, акценти­рующие то, от чего отделяется субъект, что остается за пределами рассмотрения, а «суверенность» — «фемининное», сосредоточиваю­щее на том, чем же все-таки он управляет.

2 стр., 675 слов

Личность. Возрастные психологические особенности медсестры

... причиной является то, что при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из – за этого ее действия иногда могут ... и заботливы, в другом – агрессивны и вспыльчивы. Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. Например, когда сестра делает внутривенную ...

162 Механизмом достижения автономии (и суверенности) является сепарация — отделение от физической и социальной среды и ее от­дельных объектов, в том числе родителей. Близким содержанием обладают также термины «обособление» (В. С. Мухина) и «отчуж­дение» (психоанализ), акцентирующие процесс и результат отделе­ния субъекта от первичной целостности, в которой он слит со сре­дой [152].

Понятие суверенности во многом пересекается с категориями «ответственность» и «локус контроля».

Суверенность может быть соотнесена и с категорией самоутвер­ждения, используемой в работах Н. Е. Харламенковой [265-266]. Самоутверждение понимается ею как базовая потребность, которая актуализируется посредством осознания человеком себя как цен­ности и реализуется в различных стратегиях жизни, определяемых в основном в аксиологических, а не средовых понятиях, и, в отличие от суверенности, не рассматривается как относительно стабильное качество личности, основанное на предыдущем опыте. Если само­утверждение — это в первую очередь «утверждение себя», то суве­ренность — это защита и сохранение своего психологического про­странства, структура которого отвечает спектру потребностей В межличностных и социальных отношениях также нередко ис­пользуют категории коиформпости-пекопформности и независимос­ти. Конформность дословно означает «принятие формы», то есть следование образцам, обычно этического или ценностного содержа­ния, предъявленным извне. При этом очевидно, что явление некон­формности также представляет собой вариант зависимости «с точ­ностью до наоборот», когда решение противоположно ожидаемому от субъекта, но также принимается не спонтанно. В. Э. Чудновский

предлагает для описания позитивного поведения использовать бо­лее точное понятие «независимость» [277].

Уточним смысловое поле основного понятия нашего исследова­ния. В отличие от исследований независимости, автономии, некон­формности, деиндивидуализации психологическая суверенность под­разумевает не сопоставление поступка с заданными извне нормами и образцами поведения, а внутреннее эмоциональное согласие с об­стоятельствами жизни человека. В противоположность исследова­ниям в рамках психосинтеза, гуманистической и экзистенциальной психологии личности, суверенность представляет собой не просто признак гармонии с самим собой как интрапсихологическое явле­ние, но и синергичное отношение к жизненным ситуациям, предъяв­ленным на средовом языке. Поэтому суверенность может быть изу­чена только через отношение к разным измерениям психологического пространства.

Шкалы ОСО и СПП — Стр 2

Суверенность проявляется в переживании аутентичности соб­ственного бытия, уместности в пространственно-временных и цен­ностных обстоятельствах своей жизни, которые она создает либо принимает, уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям.

Если же человек действует следуя логике обстоятельств и воле других людей, которая им не интериоризируется, можно говорить о депривированности личности (от англ. Аергюе — лишать).

Доми­нирующее переживание в этом случае состоит в ощущении подчи­ненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни и ха­рактеризуется затруднениями в поиске объектов среды, с которыми человек себя идентифицирует: он ощущает себя «на чужой террито­рии» и не в своем времени.

Можно говорить о таких уровнях изучаемого качества, как:

а) сверхсуверенность;

б) нормальная (умеренная) суверенность;

в) депривированность;

г) травмированность (неподтвержденность).

Сверхсуверенность (квазисуверенность) проявляется как явление сверхкомпенсации в ответ на избыточно депривационные воздействия извне, неподтвержденность означает полное пренебрежение потреб­ностями человека.