Шкалы ОСО
Серия эмпирических исследований, выполненная в русле концептуальной модели полимодального Я, позволило придать субмодальностям Я определенное эмпирическое содержание
С 376
Самоуважение — шкала из 14 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения,который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя;
Аутосимпатия — шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, вкоторых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самоприятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе — видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров
377 Самоинтерес — шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к. самому себе, в частности — интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других;
Ожидаемое отношение других людей — шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От других людей такой человек ждет отрицания его внутренних достоинств (совести), антипатии к своей внешности. При этом он как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется в том, что себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает уникальным, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на увеличение самоуважения.
глобального самоотношения, т. е. внутренне недифференцированного чувства «за» и «против» самого себя.
377 Таким образом, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающиеся по степени обобщенности:1) глобальное самоотношение, 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожидаемого отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) по отношению к своему «Я».
Возможности использования шкалы приемлемости для определения ...
... перед исследованием были поставлены следующие задачи: 1. Адаптировать методику шкалы приемлемости для изучения избирательных отношений в группе детского сада, учитывая возрастные психологические особенности испытуемых. ... представить иначе, как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности и общении различных групп, в которых он ...
СПП
Из ПЖ2004, том 25. № 5. с. 77-89 ОПРОСНИК «СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»-НОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ
© 2004 г. С. К. Нартова-Бочавер
Суверенность физического тела(СФТ) челове-
ка констатируется в отсутствие попыток нарушить .. его соматическое благополучие, а депривированность — в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении его физиологических потребностей ,1 (утверждение № 47: «Мне не нравилось, когдаг. взрослые в детстве любили меня пощекотать или |. ущипнуть»)
. Суверенность территории (СТ) озна-|. чает переживание безопасности физического. пространства, на котором находится человек,1 (личной части или собственной комнаты, игровой е модели жилья), а депривированность — отсутствие территориальных границ (утверждение № 3: «Явсегда имел уголок для игры, который мог обустроить по собственному вкусу»).
Суверенность ми-и ра вещей (СВ) подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой ._ может только он, а депривированность — непри-езнание его права иметь личные вещи (утвержде-^ ние № 16: «Я часто огорчался, когда родители на-иводили порядок в моих игрушках»).
Суверенность ,. привычек (СП)- это принятие временной формы ,_ организации жизни человека, а депривированность — насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок (утверждение№ 25: «Я расстраивался, когда не мог доиграть из-за того, что взрослые звали меня к себе»).
Суверенность социальных связей(СС) выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность -контроль над социальной жизнью человека (утверждение №31: «Мне часто хотелось поиграть сдетьми, которые вместе со мной ходили в кружок, но обычно родители торопились, и это не удавалось»).
И наконец,
суверенность ценностей (СЦ)подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность — насильственное принятие неблизких ценностей.
Обшая характеристика свойств психологического пространства и его границ
136 Психологическое пространство личности (ППЛ) мы понимаем как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки).
Эти явления становятся значимыми в контексте психологической ситуации, приобретая для субъекта личностный смысл, и начинают охраняться всеми доступ ными ему физическими и психологическими средствами. Ключево
137место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ — физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого.
Психологический аспект механизмов нарушений чтения
... чтения; 4) синтетическое чтение. Каждая из их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а также приемами овладения. сновными условиями успешного ...
Итак, ППЛ обладает следующими свойствами.
- Человек ощущает пространство как свое, присвоенное или созданное им самим и поэтому представляющее ценность.
- Он имеет возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства.
- ППЛ не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций, оно «прозрачно» и потому с трудом поддается позитивному описанию.
- Важнейшей характеристикой ППЛ является целостность его границ.
ППЛ можно соотнести с основными проявлениями психического: оно переживается субъектом как сохранное или нарушенное, что выражается в чувстве уверенности или беспокойства; осознается вблизи своих границ и не осознается там, где в последнее время
138 На основании теоретического анализа литературы и материалов консультативной практики нами выделены шесть измерений (секторов) ППЛ, отражающих физические, социальные и духовные аспекты человеческого бытия: это I — собственное тело, II — территория, III — личные вещи (артефакты), IV — временной режим, У — социальные связи и VI — вкусы (ценности) (рис. 3).
Пространство развивается в онтогенезе посредством появления новых измерений, переноса своих границ в рамках тех измерений, что уже существуют, и наполнения их разным содержанием в соответствии с опытом и задачами взросления.
Суверенность физического тела
139 Телесность выражается в базисных потребностях, без удовлетворения или хотя бы без осознания фрустрированности которых человек самоподтверждаться не может. Важнейшие биологические потребности, которые конституируют человеческую телесность, — это пищевая потребность, комфортность местоположения и размещения в пространстве (поза), начиная с пубертата — сексуальная потребность. В опросник для диагностики состояния границ этого участка психологического пространства мы включили утверждения, которые относятся к ощущению дискомфорта от вкусовых ощущений 140 и неадекватности режима питания, кинестетические раздражители.
142 Итак, телесность во всех своих формах (пищевое поведение, секс, комфортность позы, удобство одежды) выполняет в онтогенезе психологического пространства следующие функции:
- установление контакта с собственными потребностями и частями тела (самопринятие);
- установление контакта с окружающей средой (предвосхищение изменений и получение обратной связи);
- обеспечение базового доверия к миру;
- 143 развитие субъектности (независимости от среды и ее изменений);
- возможность исследовательской и конструктивной деятельности (целеполагание и «личное действие»);
- возможность освоения территории (в эгоцентрической системе ребенка отсчет пространственных координат начинается от себя);
- возможность устанавливать длительную, надежную привязанность.
Обобщая эти функции, можно вспомнить известное высказывание 3. Фрейда о том, что тело — это судьба. Соответственно, в случае невозможности ребенка открыть и «присвоить» собственное тело оно может восприниматься как объект отчужденный, находящийся за пределами психологического пространства, в результате чего могут развиваться нечувствительность к телесной информации, пониженная болевая чувствительность, задержанное познавательное развитие.
Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде
... мирового пространства. Стихийные природные бедствия, их последствия. Влияние развития космонавтики на среду обитания. Космическая антропоэкология и её перспективы. Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде . Поведение ...
Суверенность территории
146 основные функции территориальности в жизнедеятельности человека:
- обозначение социальной идентичности (статуса в группе);
- возможность контролировать интенсивность социальных контактов;
- возможность контролировать поток информации;
- возможность защититься от сверхсильной стимуляции среды и вторжений;
- возможность конструктивной деятельности;
- возможность психологической реабилитации.
Суверенность личных вешей
150
Девять характеристик отличают привязанность:
- она формируется по отношению к определенным материальным объектам, а не категориям изделия или торговым маркам;
- предмет собственности, к которому возникла привязанность, должен психологически приниматься;
- привязанности могут усиливаться и расширяться сами по себе;
- они индивидуальны и подразумевают отказ от качеств предмета как товара — он психологически не подлежит купле-продаже;
- привязанность подразумевает историю владения предметом;
- она обладает энергией, представляет собой силу;
- привязанность — многофакторное, системное явление;
- привязанность — сложный эмоциональный комплекс;
- привязанности меняют свой смысл по мере изменения идентичности обладателя.
Итак, привязанности предполагают субъектное отношение к предметам, среди которых выделяются «специальные», «любимые», «лелеемые» или «самые важные».
151
Нельзя недооценивать возможности этого сектора психологического пространства: очень часто усиление контроля над миром личных вещей («шопинг-терапия») открывает процесс восстановления самоуважения у женщин, переживших кризис расставания с мужчиной. У мужчин также есть особо интимные предметы (по наблюдению автора, в основном фонарики и ножики, в мечтах — ружье или пистолет), нечасто используемые знаки самовыражения их «внутреннего ребенка». Все это укрепляет в убеждении, что человек может быть понят только как экзистенциально-телесно-психо-террито-риальная целостность в единстве с вещной средой как объектом идентификации.
152
Итак, обобщим функции личных вещей в человеческой жизнедеятельности:
- орудия деятельности;
- коммуникативные послания;
- средства самопрезентацпи;
- средства поддержания личной и социальной идентичности;
- средства установления контакта с действительностью;
- средства замещения социальных объектов;
- ресурс самоподдержки и стихийной психотерапии;
- маркеры личной территории.
Суверенность временного режима (привычек)
153 Уважение к привычкам человека выражается в предоставлении ему возможности завершить начатое дело, не прерывая его. Привычки особенно важны для людей, которые переживают состояние ослабления субъектиости и потому не могут контролировать свою жизнь в той мере, в какой им этого хотелось бы, — для детей и стариков. Они более консервативны по сравнению с людьми среднего возраста и больше нуждаются в соблюдении привычного распорядка: если они не могут принимать решения, то, по крайней мере, располагают информацией о том, что и когда произойдет. Именно поэтому им так важно знать подробности распорядка дня близких людей — находясь в состоянии созависимости с ними, таким образом они могут заранее приготовиться к событиям.
2.Эволюция взглядов на происхождение человека, его место в мире
... общества с его историческими, национальными, культурными традициями. 4.Проблема соотношения в человеке биологического и социального Человек – это высшая ступень развития живых организмов на Земле, объединяющих ... в себе различные свойства: биологические, психические и общественные. Люди принадлежат к высшим ...
Привычки как форма временной организации собственного бытия особенно важны для зрелого возраста, когда чувствительность к внедрениям становится особенно высокой.
154Можно выделить функции режимных привычек в жизнедеятельности человека:
- предсказуемость (снижение уровня неопределенности) среды;
- разграничение сфер территориального влияния по времени;
- разграничение права пользоваться одними и теми же вещами по времени;
- защита от фрустраций, связанных с незавершенностью действия;
- обозначение социального статуса через первенство-подчинение.
Именно эти функции нарушаются в случае временного смещения поведения (когда дети мешают родителям, не отправляясь вовремя спать, или кто-то из членов семьи досаждает близким своим ненормированным рабочим днем, который он проводит дома).
Психологически переживаемая депривация связана с тем, что во всех этих случаях последовательность владения и управления одной и той же ситуацией сменяется одновременностью владения, порождая конфликты
Суверенность социальных связей
155 Значимые люди начинают включаться в психологическое пространство по мере разделения социального мира на «своих» и «чужих», что, по мнению И. С. Кона, связано и с территориальным инстинктом: друг — это человек, живущий на той же территории, от которого не нужно защищаться, к которому можно безопасно для жизни повернуться спиной [99]. Референтная группа представляет собой давно и подробно изученный предмет социальной психологии. Социальная среда как подструктура среды выделялась раньше других подструктур, в частности, в работах У. Бронфенбреннера и Дж. Вул-вилла. Надежность отношений с другими предполагает возможность влиять на эти отношения и отвечать за них.
Отсутствие суверенности в установлении социальных отношений приводит либо к отчужденности, либо к симбиотической зависимости (к чему мы еще вернемся в разд. 5.3).
Можно выделить несколько форм искаженных социальных контактов, которые свидетельствуют о нарушении дистанции. Так, может иметь место насильственное внедрение, когда ребенок или взрослый вынужденно общается с тем, кого он не выбирал. Ощущение, что все кругом — другие, не-свои, может свидетельствовать о деперсонализации, собственной неуместности в социальных обстоятельствах бытия. В психологии среды и психологии приватности социальная депривация изучалась больше всего в связи с особыми условиями изоляции (в госпитале, тюрьме) или чрезмерной скученности (иногда там же).
В обоих случаях человек не может прерывать или инициировать контакты и оказывается зависимым от среды.
Обращаясь к данным детской психологии, мы можем обнаружить факты, свидетельствующие о том, что личные (не навязанные родителями) дружеские отношения у детей возникают на исходе дошкольного возраста, укрепляются в младшем школьном и достигают наивысшего расцвета в подростковом возрасте, когда «горизонтальные» отношения начинают доминировать над иерархическими. На протяжении всего этого периода ребенок отстаивает право иметь личных (а не общих или семейных) друзей. Неспособность защитить свои привязанности нередко оценивается как предательство.
Задания по психологии развития человека
... из личного жизненного опыта или из опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные ... период угасания или «золотая осень»? Психологическая адаптация к возрастным изменениям Эффективная жизнь в старости Взаимоотношения представителей старших и младших поколений Применительно к любому ...
156 Поскольку детские отношения контролируются родителями довольно плотно, то понятно, что мальчики чувствуют себя социально обездоленными, если не имеют возможности проявлять самостоятельность. У девочек же расширение круга значимых других происходит кумулятивно: сохраняя отношения со взрослыми, они расширяют и взаимодействие со сверстниками, и потому понятно, что проблема избирательности в общении и, соответственно, насильственного изменения круга общения девочками переживается не столь остро, как мальчиками.
Суверенность социальных связей — необходимая предпосылка формирования избирательности в социальных отношениях, которая уводят человека от общения по типу «анонимной стаи» (К. Лоренц) и делает возможной «общение-встречу» (М. Бубер) (32; 130]. Без практики подобной избирательности не может возникнуть субъектное отношение к другому, а, следовательно, не может быть достигнута психологическая интимность.
Готовность включить «другого» в социальный сектор психологического пространства и уверенность в способности защитить свои социальные границы, по мнению социальных психологов, представляет собой основу толерантности [228]. Однако поскольку идентичность предполагает не только отождествление, но и присутствие и осознание границ, то вполне закономерно, что при невыстроенных или нарушенных границах шанс воспринимать другого как чужого возрастает, что и выражается в разных вариантах ксенофобии.
Если же человек в силу своей социальной неразборчивости или ложно понимаемых правил общается с человеком, который воспринимается как находящийся за пределами психологического пространства, это приводит к чувству отчужденности, сделанности жизни, к страдательно-жертвенному самоощущению.
157 можно выделить следующие функции суверенности того сектора психологического пространства, который включает в себя социальные контакты и связи:
- установление отношений психологической интимности;
- начиная с некоторого возраста — установление сексуальной интимности;
- выбор референтной группы или значимого другого;
- развитие самосознания («зеркального Я»);
- обретение личной и социальной идентичности;
- принятие личной ответственности за отношения с людьми.
Суверенность вкусов и ценностей (аксиологическая)
Наконец последнее выделенное нами измерение психологического пространства — это вкусы и ценности, которые в начале жизни отражают индивидуальную позицию, а затем — мировоззренческий аспект бытия. Вкусы и ценности направлены не на условия выживания (необходимые предметы потребностей), а скорее представляют собой ресурс развития, те «запасные элементы» системы, которые и делают возможной индивидуализацию. Важность вкусов и ценностей для развития личности отмечалась К. Г. Юнгом, Э. Эриксоном, К. Левином, В. Франклом, И. Яломом, У. Бронфенбреннером и другими исследователями [292-295; 291; 116; 298; 258].
Особенности нарушения психологического пространства личности ...
... нарушение территориальности. 1. Общие представления о психологическом пространстве личности Психологическое пространство личности мы понимаем как субъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и ...
158 Вкусы мы понимаем как выражение пристрастности по отношению к объекту, не жизненно важному, но необходимому для поддержания идентичности. Стремление настаивать на своих вкусах н может быть объяснено одномерно в контексте производимого чело веком действия, оно предполагает индивидуализированную интерпретацию: например, маленький ребенок не может аргументировав свою нелюбовь к манной каше ее вредоностным воздействием н здоровье; он просто ее не любит и хочет есть овсянку. Если родител все же станут настаивать на своем, это будет переживаться как наси лис над психологическим пространством ребенка. То, что в детств представляет собой просто упражнение, «лишний» элемент взаи модействия, в отрочестве и зрелости становится опытом неконформ ности.
К.Левин отмечал, что, подобно термину «идеология», поняти «ценность» является довольно неясным в психологии, потому что н имеет характера цели, но, тем не менее, руководит поведением чело века. Например, человек не пытается «достичь» честности, по чест ность руководит его поведением, то есть присутствует в силовом пси хологическом поле субъекта.
Согласно психоанализу, ценности — это «интернализованные родители и потому влияют на основные жизненные выборы челове ка. Они могут быть личными, а могут разделяться с другими, но ир-этом также лично приниматься. Мировоззрение как система убежде ний начинает формироваться с умения отстаивать свои вкусы в по вседневных ситуациях — сначала относительно вещей или режим ных привычек, а позже — ценностей. Идентификация с идеям описывалась в гуманистической и экзистенциальной психологи в работах В. Франкла, Э. Фромма, в крайних вариантах одержимое ти сверхценной идеей исследовалась в клинической психологии Человек как субъект мировоззрения и как его раб является предме том пристального внимания культуры Нового времени.
160 Способность уважать то, что не необходимо, но составляет праздничную сторону жизни, взращивает «внутреннего ребенка». Невозможность защитить собственную идеологию приводит к появлению некритичности по отношению к мировоззренческим системам других людей и, как следствие, — неспособности выстраивать прочные границы перед идеологическим вторжением.
Если суверенность физического тела, территории, личных вещей — это необходимые условия выживания человека как индивида, то суверенность привычек, социальных связей и ценностей делают возможным его самотрансценденцию, обретение им логоса, его самоосуществление как личности. Поэтому можно ожидать, что эти измерения представляют собой более позднее историческое и онтогенетическое образование.
Итак, что же дает человеку способность и возможность отстаивать суверенность своих вкусов и ценностей?
- Обеспечение экзистенциальной уверенности (свободы, осмысленности, ценности бытия).
- Обеспечение креативного отношения к собственной жизни.
- Обеспечение критичности к идеологическому воздействию.
- Обеспечение личной ответственности.
Эти измерения психологического пространства позволяют выделить моменты становления и механизмы функционирования такого основополагающего системного качества личности как ее суверенность.
Роль эмоций в жизни человека 4
... это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции ... Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Таким образом, цель работы рассмотреть роль эмоций в жизни человека. Понятие об эмоциях Эмоции – ...
Обобщая все вышесказанное, можно убедиться в том, что человек действительно существует как целостная телесно-территориально-психо-экзистенциальная единица, самоподтверждаясь и презентируя себя посредством разных языков своего бытия.
Теория психологической суверенности
160 Психологическая (личностная) суверенность (от французского зоиоегат — носитель верховной власти) — это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения. Она представляет собой форму субъектности человека и позволяет в разных формах спонтанной активности реализовать потребности. Несколько иначе суверенность может быть понята как состояние границ психологического пространства, являющихся инструментом равноправного взаимодействия и селекции
161 внешних влияний, обозначающих пределы личной ответственности и определяющих идентичность человека.
Тезаурус понятия «психологическая суверенность»
Очертим терминологический контекст данного понятия. Суверенность обязательно предполагает указание на тот объект, по отношению к которому она устанавливается, или на ту среду, из которой себя субъект выделяет. Таким образом, к нашему определению имеют отношение все психологические подходы к проявлениям индивидуального бытия.
К. Г. Юнг полагал, что обособление психологического индивида в качестве существа, отличного от коллективной психологии, происходит в процессе индивидуации, приводящей к обретению самости (неосознаваемой сущностной основы личности), выражающей ее единство и целостность [292-297]. Область пересечения понятий «психологическая суверенность» и «самость» включает в себя эмпирически подтверждаемые бытийные поступки и переживания, в то время как самость в целом поддается верификации лишь частично.
Семантически близко суверенности понятие идентичности как устойчивой системы способов поведения личности в соответствии с Я-концепцией [20]. Это понятие использовалось Э. Эриксоном; оно отражает преемственность разных стадий жизненного цикла человека (тождественность самому себе) [291]. В становлении идентичности очень важно существование «опорных точек», которые служат человеку внешними доказательствами его существования — это качества его тела, личное пространство, социальное окружение. Если переживание идентичности непрерывно, то переживание суверенности в нашем понимании подразумевает дискретность и привязанность к тем или иным средовым объектам.
В гуманистической психологии часто говорят также о личной автономии — независимости, способности принимать решения, опираясь на внутреннюю поддержку [21]. На наш взгляд, обсуждаемые категории можно соотнести следующим образом. Автономия — это в первую очередь независимость «от чего-то», а суверенность — управление «чем-то», «по отношению к чему-то». Если вспомнить уже упоминавшиеся опыты Эриксона по изучению организации игрового пространства мальчиками и девочками, то можно провести такие параллели: автономия — это «маскулинное» понятие, акцентирующие то, от чего отделяется субъект, что остается за пределами рассмотрения, а «суверенность» — «фемининное», сосредоточивающее на том, чем же все-таки он управляет.
Личность. Возрастные психологические особенности медсестры
... причиной является то, что при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из – за этого ее действия иногда могут ... и заботливы, в другом – агрессивны и вспыльчивы. Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. Например, когда сестра делает внутривенную ...
162 Механизмом достижения автономии (и суверенности) является сепарация — отделение от физической и социальной среды и ее отдельных объектов, в том числе родителей. Близким содержанием обладают также термины «обособление» (В. С. Мухина) и «отчуждение» (психоанализ), акцентирующие процесс и результат отделения субъекта от первичной целостности, в которой он слит со средой [152].
Понятие суверенности во многом пересекается с категориями «ответственность» и «локус контроля».
Суверенность может быть соотнесена и с категорией самоутверждения, используемой в работах Н. Е. Харламенковой [265-266]. Самоутверждение понимается ею как базовая потребность, которая актуализируется посредством осознания человеком себя как ценности и реализуется в различных стратегиях жизни, определяемых в основном в аксиологических, а не средовых понятиях, и, в отличие от суверенности, не рассматривается как относительно стабильное качество личности, основанное на предыдущем опыте. Если самоутверждение — это в первую очередь «утверждение себя», то суверенность — это защита и сохранение своего психологического пространства, структура которого отвечает спектру потребностей В межличностных и социальных отношениях также нередко используют категории коиформпости-пекопформности и независимости. Конформность дословно означает «принятие формы», то есть следование образцам, обычно этического или ценностного содержания, предъявленным извне. При этом очевидно, что явление неконформности также представляет собой вариант зависимости «с точностью до наоборот», когда решение противоположно ожидаемому от субъекта, но также принимается не спонтанно. В. Э. Чудновский
предлагает для описания позитивного поведения использовать более точное понятие «независимость» [277].
Уточним смысловое поле основного понятия нашего исследования. В отличие от исследований независимости, автономии, неконформности, деиндивидуализации психологическая суверенность подразумевает не сопоставление поступка с заданными извне нормами и образцами поведения, а внутреннее эмоциональное согласие с обстоятельствами жизни человека. В противоположность исследованиям в рамках психосинтеза, гуманистической и экзистенциальной психологии личности, суверенность представляет собой не просто признак гармонии с самим собой как интрапсихологическое явление, но и синергичное отношение к жизненным ситуациям, предъявленным на средовом языке. Поэтому суверенность может быть изучена только через отношение к разным измерениям психологического пространства.
Шкалы ОСО и СПП — Стр 2
Суверенность проявляется в переживании аутентичности собственного бытия, уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни, которые она создает либо принимает, уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям.
Если же человек действует следуя логике обстоятельств и воле других людей, которая им не интериоризируется, можно говорить о депривированности личности (от англ. Аергюе — лишать).
Доминирующее переживание в этом случае состоит в ощущении подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни и характеризуется затруднениями в поиске объектов среды, с которыми человек себя идентифицирует: он ощущает себя «на чужой территории» и не в своем времени.
Можно говорить о таких уровнях изучаемого качества, как:
а) сверхсуверенность;
б) нормальная (умеренная) суверенность;
в) депривированность;
г) травмированность (неподтвержденность).
Сверхсуверенность (квазисуверенность) проявляется как явление сверхкомпенсации в ответ на избыточно депривационные воздействия извне, неподтвержденность означает полное пренебрежение потребностями человека.