Семейные ценности студенческой молодежи

Содержание

Введение

Глава 1. Семья и семейные ценности

1.1 Семья как социальный институт

1.2 Ценности, их виды

1.3 Семейные ценности: понятие, классификация

Выводы по 1 главе

Глава 2. Структура семейных ценностей студенческой молодежи

2.1 Определение компонентов семейных ценностей студенческой молодежи

2.2 Результаты анализа семейных ценностей студенческой молодежи, а также ее структуры и компонентов

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Посредником между государством, человеком и иными социальными институтами является семья. В процессе эволюции общества происходит переоценка системы семейных ценностей и значимости семьи как социального института. Внимание к проблемам семьи всегда было очень велико. В настоящее время причинной интереса к данной теме является кризисные тенденции в жизнедеятельности современной семьи, различных ее форм, затрагивающих все сферы ее функционирования. В усложнившихся условиях современного существования, семья как уникальный механизм взаимодействия между нуждами и потребностями отдельного человека и общества в целом, оказалась в эпицентре общественных изменений, что резко отразилось на состоянии семьи, ее воспитательных возможностях.

В развивающемся российском обществе происходят постоянные изменения. Множество событий общественной и политической жизни, все более ускоряющий темп человеческого существования, стрессы, информационные перегрузки оказывают большое влияние на человека, его восприятие и систему ценностей. Одной из основных проблем является неспособность семьи осуществлять свои главные функции, которые она с успехом выполняла прежде, а также увеличение значимости неспецифических функции семьи. По мере того как развивается общество, происходят различные политические и социальные изменения, меняются и ценности семьи.

Следовательно, модель старой семьи на сегодняшний день утрачена, а новая пока еще не развилась. Если у общества нет сформированной и устойчивой модели семьи, которая делает его стабильным и прочным, то возникают различные социальные проблемы, например, нравственный упадок общества, социальное сиротство, рост проституции, бродяжничество, отказ от детей. Поэтому необходимо воссоздать институт семьи. Очевидно, что данные процессы свидетельствуют о кризисе семейных ценностей, их трансформация, требующая серьезного научного осмысления.

Семейные ценности являются одним из элементов здорового и стабильного функционирования общества. Собственно семейное воспитание закладывает в нас те или иные качества, которые мы используем в нашей взрослой жизни, что коренным образом влияет на всю общественную жизнь в целом. Иерархия ценностей, место семейных ценностей в ней отражают особенности времени, условий жизни, основывают фундамент отношений человека к окружающему миру, к себе и к окружающим. Иванова И.В., Дударева Т.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке // Психологические исследования : электронный научный журнал. — М.: Солитон, 2009. — № 2(4).

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... сверстник», закономерно из­меняющаяся в процессе онтогенеза. Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует ... форму: развалиться или будет закреплена документально. Функции современной семьи Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль ...

— С. 6.

Отношение к семье и ее ценностям отражает особенности времени и психологии человека, несет отпечаток условий жизни и нравственных принципов, которые сформировались в его социальном окружении. Ведущие ценности определяют направленность личности человека и его активности. Актуальность данной темы обусловлена произошедшими изменениями и усложнением традиционной модели семьи, трансформацией семейных ценностей. Переход к рыночным отношениям порождает обезличивание человека как главной ценности общества, рост индивидуализма по принципу «это — твои проблемы», ведущий к разобщенности людей и главенство личных интересов над общественными, противопоставление семьи обществу. Брачные отношения перестали являться необходимым условием для полноценного развития семьи. Поэтому, проблема исследования семейного поведения студенческой молодежи представляется очень актуальной, так как студенчество является основой в замещении старших поколений.

Изучение особенностей семейных ценностей студенческой молодежи позволит спрогнозировать перспективную ситуацию, и определить на какой стадии развития новых моделей семейных отношений мы находимся.

Гипотезой данной работы является утверждение, что для современной молодежи основной ценностью является родительство, что говорит об ослаблении триединства родства, родительства, супружества, что свидетельствует о дальнейшем ослаблении семейных ценностей.

Объектом курсовой работы выступают семейные ценности.

Предметом являются семейные ценности студенческой молодежи.

Целью представленной курсовой работы является изучение основных семейных ценностей современной студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть семью как социальный институт

2. Изучить семейные ценности;

3. Определить компоненты структуры семейных ценностей студенческой молодежи;

4. Выявить приоритетные ценности студенческой молодежи.

Глава 1. Семья и семейные ценности

1.1 Семья как социальный институт

Семья — один из основных институтов общества, который придает ему устойчивость и возможность воспроизводить потомство в последующих поколениях. Вместе с тем семья представляет собой малую группу — стабильную частью общества. Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации.

Семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является малой группой, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида. Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы, отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. Здесь на основе развивающейся организации психики начинает реализовываться генетически обусловленный потенциал освоения и развития индивидом культурного наследия предыдущих поколений, происходит становление его нравственности. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения — нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — Л., 1984. С.57

13 стр., 6409 слов

Особенности иерархии семейных ценностей

... настоящей работы: исследовать особенности иерархии семейных ценностей. Объектом исследования является современная семья. Предметом исследования была выбрана иерархия семейных ценностей. Поставленная цель требует решения следующих ... динамику трансформации иерархии семейных ценностей на примере эволюции семьи в ХХ веке. 1. Брак и семья в системе ценностей современного человека Семейный образ жизни ...

Семья появляется для удовлетворения личных потребностей и интересов каждого ее члена. В процессе своей жизнедеятельности семья соединяет потребности группы с общественными потребностями. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, сформировываются на базе принятых социальных ценностей, образцов поведения и норм в обществе, которые впоследствии обретают значение социальных функций. Отличительной чертой семьи как социального института является не только воспроизводство человека, а главное его духовное и нравственное воспитание. Формирование и поддержание моральных и семейных ценностей поддерживает функционирование общества как системы, ее социальных норм и санкции. Очевидно, семья несет ответственность за молодое поколение.

Это коренным образом отражается на внутренней структуре современной семьи, которая характеризуется не только количественным составом и числом совместно живущих поколений, но и позициями социальных ролей и системой отношений.

Современная семья — первичная социальная и экономическая группа, обыкновенно включает двух родителей и одного ребёнка. Её называют нуклеарной семьёй потому, что основным центром семьи, который отвечает за воспроизводство будущих поколений, являются родители и их дети. Они составляют социальный, биологический, экономический центр любой семьи. Когда несколько поколений живут вместе, то семья будет называться расширенной.

Нуклеарная семья — это группа, связанная кровным родством и образованная только двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей.

Большое значение в определении уровня деятельных взаимоотношений в семье имеют ролевые отношения, прежде всего супружеские, очень важные для стабильности семьи. Следует отметить, что изменение ролей и ролевых отношений в современной семье произошло вследствие массового вовлечения женщин в общественное производство. Существенной эволюции подверглись перераспределения обязанностей между мужем и женой. Все больше теряют значение стереотипы представлений о муже и жене как о субъекте, ответственном за материальную сторону, а женщине — как о субъекте, ответственном за домашнее хозяйство.

9 стр., 4423 слов

Ценность идеологии как социального регулятора

... и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а ... интересы социальных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Несмотря на постоянный антагонизм, вызванный неравенством между людьми, человеческое ... классовую идеологию, Манхейм признает, по существу, только социальные, партикулярные интересы профессиональных групп и лиц разных ...

Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три основных вида семейных ролей.

Традиционные роли предполагают обязанности жены по воспитанию детей, обслуживанию семьи, подчинение собственных интересов требованиям мужа, материальную зависимость от главы семьи; муж обязан сохранять преданность матери своих детей, обеспечивать экономическую безопасность и защиту семьи, поддерживать власть и контроль в семье, принимать основные решения, оказывать эмоциональную благодарность жене за ее подчиненную роль.

Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней привлекательности, обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения, поддержания полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем. От мужа — рыцарского отношения к жене, романтической любви и нежности, материальных средств для удовлетворения потребностей жены, совместного проведения досуга.

Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономического обеспечения семьи, общей ответственности за воспитание детей, совместного участия в решении бытовых вопросов, разделения правовой ответственности. И если приведенные выше принципы нарушаются, семья дает трещину. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование).

— СПб.: Наука, 2008

Семья имеет огромное значение в жизни общества. Невозможно представить общество, которое считает себя цивилизованным, без семьи. В ней осуществляется основная часть повседневной деятельности, она является оплотом стабильности, центром воспитания последующих поколений. Семья выполняет многочисленные функции, большинство из которых не является для нее специфическими. Огромную психологическую и эмоциональную поддержку оказывают друг другу члены семьи.

1.2 Ценности, их виды

Различные исторические эпохи с различными философскими и религиозными системами отражаются на формировании ценностей. Ценности всегда носят социальный характер. Они создаются на основании общественных отношений, индивидуальной деятельности человека и в определенный период конкретных исторических форм общения людей. Ценности создаются и развиваются в процессе социализации человека и находятся в динамике, изменяясь и трансформируясь. В связи с этим следует обратить внимание на то, что жизненный опыт человека, система его знаний напрямую оказывает влияние на образ его ценностей. По направленности различают ценности, соответствующие различным иститутам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:

1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины.

2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды.

8 стр., 3840 слов

Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка ...

... социальный статус и образовательный уровень родителей, убеждения и жизненные ценности семьи, эмпатические характеристики членов семьи и их поведение в различных ситуациях, характер детско- ... тревогой за его жизнь, здоровье и успешность. Деструктивные родительские позиции характеризуются несбалансированностью содержания общения. Проблема оказания помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в ...

3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармонию и искусство.

4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение человеческим взаимоотношениям — любви, дружбе, преданности и т. д.

5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочтение обретению власти и влияния.

6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность придают следованию определенной системе представлений (вере).

Кроме ценностей, выделяемых на базе их конкретного предметного содержания, особый интерес представляют базовые ценности. Базовые ценностные ориентации определяют ценностное сознание людей и, не проявляясь открыто, влияют на их действия и решения в различных сферах своей жизни.

Таких ценностей не много, и они формируются до 18-20 лет, т.е. в течение первичной социализации индивида, и остаются стабильными на протяжении практически всей жизни. Однако кризисы, серьезные перемены в жизни человека могут повлиять, «пошатнуть» эту достаточно устойчивую систему, затронуть не только состав, но и структуру ценностей, т.е. иерархические соотношения между ними в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности становятся более значимыми, а другие получают низкий статус или ранг. Следствием этого выступает изменение социокультурного смысла тех или иных ценностей для индивидов и других социальных субъектов. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. — 2009. №9. с. 17-28.

Отличительным свойством ценностей как феномена культуры является то, что различные, а порой и абсолютно противоположные ценности, сочетаются в сознании человека. Каждый человек сопоставляет себя с некоторой комбинацией ценностей, которые вступают во взаимосвязь между собой, образуют систему, которая представляет собой один из важнейших элементов формирования человеческих действий и поступков.

Таким образом, ценности опосредованно отражают не только интересы индивидов, но и групп, какие складываются системой социальных и экономических отношений в обществе. Это понимание индивидом, обществом всех совокупностей фундаментальных и необходимых материальных, духовных благ, образа жизни, нравственных норм и отбор приемлемых. Ценностная ориентация — один из важных стимулов развития и осуществления жизненных планов людей, их поведения в повседневной жизни.

Ценностные ориентации являются важнейшей психологической чертой зрелой личности. Система ценностных ориентаций представляет собой один из центральных личностных образований, выражает отношение человека к социальной действительности и определяет мотивацию его поведения. Она оказывает значительное влияниe на все стороны жизнедеятельности человека. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Любое сообщество владеет индивидуальной ценностно-ориентационной структурой, в которой отражается самобытность любой культуры, непосредственно влияя на все сферы общественной жизни.

1.3 Семейные ценности: понятие, классификация

Различные науки рассматривают понятие ценности в различных аспектах, например, философия рассматривает понятие «ценность» в качестве базовой составляющей при развитии социальных процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин, указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности: первые выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношение истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и т.п. [2] При изучении различной литературы, на мой взгляд, наиболее точное определение ценности будет следующее: ценность — наиболее важные и значимые установки и принципы, которыми человек руководствуется в принятие тех или иных решений в его повседневной жизни.

25 стр., 12296 слов

Конфликт фамилистических и индивидуалистических ценностей (в семье)

... 1.1 Социально-психологические аспекты семьи и брака Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на ... фамилистических и индивидуалистических ценностей в семье. Объект исследования: фамилистические и индивидуалистические ценности. Предмет исследования: конфликт фамилистических и индивидуалистических ценностей в семье. Методами исследования ...

Семейные ценности — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Статья «Семейные ценности» // Глоссарий терминов / Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов, 2006. Семейная система ценностей характеризуется огромным потенциалом воспитательного влияния на последующие поколения в его личностном развитии. Тем не менее, очень сложно сформулировать полное конкретизированное определение семейным ценностям, потому что это понятие обусловлено субъективным восприятием действительности каждого отдельного индивида.

В условиях глобальных изменений российского общества и возникшей на этом фоне неопределенности целей в деятельности ряда социальных институтов, наличие в семье устойчивой системы ценностей может служить противовесом негативных воздействий и гарантией адекватного воспитания молодого поколения. Этот тезис представляется весомым аргументом при разработке государственной политики поддержки семьи как института воспитания детей. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — 232 с.

Семейные ценности характеризуют положительную, либо отрицательную значимость объектов, относящихся к основной совместной деятельности группы людей, связанных узами супружества, родительства, родства, в различных сферах человеческой деятельности, их интересами, социальными отношениями, потребностями.

Семейные ценности можно разделить по элементам связи внутри семьи. Выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

7 стр., 3153 слов

Социология семьи и брака

... Конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком. В зависимости от принадлежности, семьи бывают двух типов – родительская семья, или семья происхождения, и прокреационная семья, созданная взрослыми детьми, отделившимися ... обязанности по отношению друг к другу и к детям. Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий ...

Второй вариант классификации семейных ценностей — по выполняемым семьей социальным функциям:

Репродуктивная функция — основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения — связана с ценностью детей.

К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.

К экзистенциальной функции относятся ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.

Из экономической функцией семьи и определения экономики как отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя. Абдурагимова Х.А., Структура и классификация ценностей

Выводы по 1 главе

Брак как регулируемая обществом форма отношения между мужчиной и женщиной, определяет права и обязанности супругов к друг другу, а также к собственному потомству. Тем не менее, брак является сложным социальным комплексным явлением, на которое действуют не только правовые, но и морально-этические нормы, принятые в данном обществе. Большое влияние на брак оказывают также экономические условия, которые нельзя оставлять без внимания.

Семья и брак, сложные социальные понятия, зависящие от моральных и правовых норм, экономических условий, а также от общественного климата в целом.

Ценность — значимый образ части действительности, который влияет на наше существование, деятельность, жизненные позиции, отношения. Ценностные ориентации оказывают большое влияние на жизнедеятельность каждого человека. Они отражают наш внутренний эмоциональный мир. Структура базовых ценностей формируется до 18-20 лет, но в течение жизни они могут меняться. Одни ценности является для нас более значимыми чем другие, то есть имеют иерархическую структуру.

Сущность семейных ценностей, их структура неоднозначно понимается в современной науке. Основой семейных ценностей является триединство супружества, родительства и родства. К супружеству относятся ценности связанные с браком, отношениями между супругами, различными половыми ролями в семье. Родительство характеризуется ценностью детей, многодетностью или малодетностью, воспитанием и социализацией детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников, ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Направленность ценностных ориентаций студенческой молодежи характеризуются выделением родительства из структуры супружества, родства и родительства.

семья молодежь родительство

Глава 2. Структура семейных ценностей студенческой молодежи

2.1 Определение компонентов семейных ценностей студенческой молодежи

Данное исследование обусловлено тем, что молодое поколение, которое живет в современно мире, воспитывалось в сложных условиях трансформации стереотипов поведения, стремительных и не всегда гладко проходивших социально-экономических и общественных изменениях. Поэтому для сегодняшнего современного общества вопросы о том, какие ценности являются приоритетными у современной студенческой молодежи, очень актуальны. На данный момент сложившиеся положение в области развития молодежи неоднозначно. Во-первых, современная молодежь отличается ростом самостоятельности, практичностью и мобильностью, резким повышением интереса к получению качественного образования и профессиональной подготовки, которая повлияет прямым образом на дальнейшее трудоустройство и карьеру. Во-вторых, большинству молодых людей свойственен низкий уровень интереса, а также участия в политических, экономических событиях, и явлениях культурной жизни. Сохраняется тенденция к явлениям криминализация молодежной среды, наркотизации и алкоголизации, влияние на нее разрушающих влияний. Большой проблемой является интеграция молодых людей с ограниченными возможностями, сирот, неблагополучных подростков. В этих условиях, существует необходимость глубокого и всестороннего изучения структуры и динамики ценностей молодых людей, сущность которых показывает уровень современного социального развития. Изучение ценностных ориентаций молодежи позволит определить источники развития общества, удерживающие его от саморазрушения, но и выявить направления социокультурной трансляции традиционных для российского общества ценностей.

Проблема данного социологического исследования заключается в изучении структуры ценностей студенческой молодежи. Развитые ценностные ориентации — признак зрелой личности, который показывает уровень социализации личности и интериоризации ценностей определенной группы.

Целью социологического исследования является изучение комплекса интегрирующих и дифференцирующих социальных ценностей молодежи, чтобы выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, спрогнозировать процесс развития системы ценностей.

Объектом курсовой работы выступают семейные ценности.

Предметом являются семейные ценности студенческой молодежи.

Гипотеза исследования является утверждение, что для современной молодежи основной ценностью является родительство, что говорит об ослаблении триединства родства, родительства, супружества.

В соответствии с целью можно выявить следующие задачи:

1. Выяснить, важно ли для молодежи заключить официальный брак;

2. Выявить, какой возраст студенческая молодежь считает оптимальным для вступления в брак;

3. Рассмотреть основные причины вступления в официальный брак;

4. Определить, на каком месте среди других ценностей у студентов находится семья;

5. Узнать, какие условия необходимы молодежи для того, чтобы создать семью;

6. Выяснить наиболее важные ценности семейной жизни (традиции, дети, любовь, поддержка);

7. Узнать, сколько детей хотят иметь молодые люди (если хотят вообще) и какой стиль воспитания они выберут;

8. Выявить, какие отношения молодые люди хотели бы иметь с родителями после создания своей семьи; должны ли они участвовать в воспитании детей.

Для более точного проведения исследования была проведена операционализация основных понятий.

Ценность — понятие, используемое обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Семейные ценности — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия членов семьи.

Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Семья — малая социальная группа, отражающая конкретно-историческую систему взаимоотношений между людьми, связанными брачными и родительскими отношениями, а также общностью быта, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и обязательствами.

Для проведения исследования была проведена выборка из студентов ВолгГму. Она составила 70 человек. При опросе не отбирались определенные специальности, так как предполагается, что будущая квалификация не оказывает влияния на семейные ценности, поэтому опрашивали студенческие группы 3,5 и 6 курсов.

Для проведения исследования была составлена анкета из 23 вопросов. Последовательность вопросов была составлена с учетом классификации семейных ценностей: сначала в анкете идут вопросы, связанные с супружеством, далее с родительством и с родством.

Рис. 1

В результате исследования определилось, какие именно семейные ценности являются приоритетными для студенческой молодежи, и были получены следующие результаты:

Большинство респондентов (83 %) не состоят в браке, 14 % состоят в незарегистрированном (гражданском браке), и только 3 % опрошенных состоят в официальном браке. Однако 71 % студентов женского пола определенно собираются вступать в официальный брак, среди мужской части опрошенных 54 % также собираются вступать в зарегистрированный брак. Скорее всего вступать в брак собираются 27 % опрошенных среди девушек и 24 % среди юношей, в то время как, 5 % среди девушек и 12 % среди юношей затрудняются ответить. Скорее всего не собираются заключать брак 4 % юношей, а среди опрошенных девушек такого варианта ответа не наблюдалось. Определенно не собираются вступать в брак 6 % юношей и 2 % девушек.

Отношение к неофициально (гражданскому) браку среди девушек в основном характеризуется следующими данными: 44 % относятся отрицательно, а 45 % положительно, 11 % нейтрально. Среди мужской части опрошенных выяснилось, что 61 % относится нейтрально, 19 % отрицательно и 20 % положительно.

Мнения о возрастной границе вступления в брак, как у юношей, так и девушек оказались примерно одинаковыми, а именно, оптимальным возрастом у мужчин является 26-30 лет, так ответили 73 % девушек и 82 % юношей, для женщин оптимальным возрастом посчитали возраст 21-25 лет 73 % девушек и 87 % юношей. Для 12 % девушек и 10 % юношей возраст заключения брака значения не имеет. Лишь 5 % девушек и 8 % юношей считают, что возраст заключения брака как у мужчин, так и женщин должен быть свыше 30 лет.

Изучив шкалу ценностей респондентов, получили очень интересные результаты. Большая часть респондентов (51 %) отметила, что наибольшую ценность представляет большая семья со значительным количеством родственников. Второй ценностью оказалось творчество (15 %).

На третьем месте стоит ценность активной жизни (9 %), четвертое месть занял брак (8 %), на следующей позиции стоит ценность детей (7 %), шестое место занимают работа и друзья (5 и 5 %), остальные ценности, такие как здоровье, любовь, интересная работа, свобода, материальное обеспечение набрали по 1 %.

Рисунок 2 — Шкала ценностей респондентов

Причинной заключения брака среди девушек 35 % выбрали любовь, 35 % выбрали желание создать семью, 29 % рождение ребенка, 1 % расчет. Независимость от родителей ни у одного из опрошенных не явилось причиной заключения брака. Среди юношей 45 % считают причиной желание создать семью, 20 % отметили, что главной причиной является рождение ребенка, 10 % — любовь, 3 % — независимость от родителей и 2 %- расчет.

При анализе вопроса о том, что в вашем представлении является семьей, 66 % опрошенных дали определение, остальные 34 % затруднились в определении данного понятия. Из полученных ответов, мне удалось сформулировать определение термина семья. Семья — группа людей, основанная на любви, доверии, общих интересах, эмоциональной привязанности, с целью продолжения рода и поддержки членов семьи, которые несут ответственность и обязанности по отношению к друг другу.

Наиболее важными ценностями в семейной жизни для большей части респондентов (47 %) является любовь, далее (21 %) идут дети, третье место занимают поддержка, забота и взаимопонимание (11 %).

Эмоционально-психологический комфорт находится на четвертом месте (6 %), материальное обеспечение (5 %) занимает пятое место. У оставшихся ценностей семейной жизни, таких как, постоянные сексуальные отношения, стабильность, социальная защита, досуг, преемственность поколений наблюдаются примерно одинаковые результаты (2 %), поэтому они находятся на одной ступени.

Рисунок 3 — Наиболее важные ценности в семейной жизни.

Для создания семьи обязательным условиям регистрацию брака считают 77 % респондентов, 20 % считают данное условие необязательным, 3 % затруднились ответить на вопрос.

По форме организации семьи среди девушек 76 % опрашиваемых считают, что супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения, а 24 % главой семьи считают мужчину, который принимает решения. Среди юношей 59 % считают главой семьи мужчину, а 41 % говорят о равноправии членов семьи. Женщину как главу семьи не назвал ни один из опрашиваемых.

Организатором семейного досуга должна быть жена, так сказали 19 % девушек и 34 % юношей. Наоборот считают 5 % девушек и 10 % юношей, что муж должен организовывать досуг. Однако, большинство уверено, 76 % девушек и 66 % юношей, что организацией досуга муж и жена должны заниматься вместе.

На вопрос, сколько детей вы хотели бы иметь, большая часть опрошенных (86 %), как юношей, так и девушек, назвали от 2 до 4 детей. 10 % сказали, что хотели бы иметь одного ребенка, и 4 % не планируют иметь детей.

По стилю воспитания детей 76 % предоставили бы ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение, право выбора, а 24 % отдали предпочтение строгому контролю, варианты отсутствия активного участия в процессе обучения и воспитания ребенка и потакания любым действиям ребенка и удовлетворение любых желаний и потребностей не выбрал ни один респондент.

То, что дети должны рождаться в зарегистрированном браке считают 71 % респондентов, 27 % говорят о том, что это не имеет значение и только 2 % считают, что не должны.

Необходимостью воспитания ребенка в полной семье считают 68 % респондентов, 24 % затрудняются ответить, а 8 % не видят такой необходимости.

Принять ребенка на воспитание в свою семью очень сложный и ответственный шаг поэтому, 69 % респондентов затрудняются сказать, взяли бы они приемного ребенка, 22 % решили, что могли бы воспитывать приемного ребенка, а 19 % не смогли бы этого сделать.

Образцом семейной жизни для 30 % опрошенных является семейная жизнь их родителей, для 23 % не является, для 47 % в какой-то степени является.

Отношения с родственниками будут поддерживать 85 % респондентов, 12 % будут это делать только при необходимости и 3 % не собираются общаться с родственниками совсем.

Участие родственников в воспитании детей поддерживают 41 % опрашиваемых, 52 % считают, что только если в этом будет необходимость, 7 % утверждают, что в этом нет необходимости.

100 % хотели бы поддерживать отношения с родителями при этом жить отдельно от них.

2.2 Результаты анализа семейных ценностей студенческой молодежи, а также ее структуры и компонентов

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно семейных ценностей студенческой молодежи, а также проследить тенденцию действительно ли происходит негативная трансформация семейных ценностей.

Большинство учащихся планируют вступить в зарегистрированный брак, более того значительная часть студентов считает, что дети должны быть рождены в зарегистрированном браке, и воспитываться в полной семье.

Отношение к гражданскому браку в целом сохраняет двойственную позицию у девушек и нейтрально отношение у юношей. Оптимальным возрастом вступления в брак считается 21-15 лет у женщин и 26-30 лет у мужчин. В тройку основных причин заключения брака входят любовь, желание завести семью и дети, что подтверждает сохранение традиционных установок. Студенческая молодежь понимает под термином семья следующее: это группа людей, основанная на любви, доверии, общих интересах, эмоциональной привязанности, с целью продолжения рода и поддержки членов семьи, которые несут ответственность и обязанности по отношению к друг другу.

Наиболее важными ценностями семейной жизни являются любовь, дети, поддержка, забота, взаимопонимание, эмоционально-психологический комфорт. Организацией досуга муж и жена должны заниматься вместе, также вместе они должны сообща осуществлять важные решения для своей семьи и быть равноправными ее членами.

Наибольшее количество участников опроса хотят иметь от 2 до 4 детей, и руководствоваться демократическим стилем воспитания.

Говоря о воспитании приемного ребенка большинство респондентов, затруднились при ответе, треть ответили отрицательно, однако есть те, которые готовы взять в свою семью приемного ребенка.

Отношения с родственниками будет поддерживать большинство, хотя в воспитание детей родственники должны участвовать только при необходимости. Все респонденты будут общаться с родителями, но при этом хотят жить отдельно с собственной семьей.

Заключение

Семейные ценности это показатель функционирования общества, его дальнейшего преобразования и развития. Ценностные ориентации будущего поколения могут показать различным социальным и политическим институтам в каком направлении им нужно направить свои усилия. Проведенное исследование показало, что негативной трансформации семейных ценностей не происходит, эмансипация молодежи продолжается в среднем темпе.

Официальный брак не утратил своего значения для студенческой молодежи, и все также является одним из обязательных условий для создания семьи. Основные ценности, такие как любовь, поддержка, взаимопонимание, эмоциональная привязанность, все еще занимают свои ключевые позиции при создании новой семьи. Все же модель расширенной семьи утрачена, и теперь нуклеарная семья занимает главенствующую позицию. Однако связь с родственниками представляет большую ценность и занимает значительную часть в ценностных ориентациях молодежи.

Можно сказать, что гипотеза данной работы частично подтвердилась, так как студенческая молодежь настроена на рождение детей, что должно говорить об улучшении в дальнейшем демографической ситуации. Тем не менее, супружество имеет огромное значение, как для юношей, так и для девушек, а также общение с родителями и родственниками.

Поэтому с моей точки зрения, ослабление между связями триединства супружества, родительства и родства наблюдается очень слабо. Однако беря во внимание события политической и экономической жизни, нельзя с уверенностью сказать, что темпы данного явления не будут усиливаться.

Список литературы:

1. Абдурагимова Х.А., Структура и классификация ценностей

2. Антонов А.И. Демографические процессы в России XXI века / А.И. Антонов, В.М. Медков,

3. Архангельский В.Н.; под ред. проф. А.И. Антонова. — М.: Грааль, 2002. — 168 с.

4. Борисов В.А. Демография / В.А. Борисов. — М.: Nota Bene, 2003. — 344 с.

5. Василенко Л.А. Взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества // Л.А. Василенко. — М. : Проспект, 2010. — 294с.

6. Василенко Л.А. Современная семья в контексте трансформации семейных норм и ценностей // Л.А. Василенко. — Вестн. Мордов. гос. ун-та. — 2010. — № 2. — С. 154-160.

7. Вишневский А.Г. Русский или прусский? Размышления переходного времени / А.Г. Вишневский. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 384 c.

8. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.

9. Глушкова В.Г. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб. пособие. — Белгород: Кооперативное образование, 2008. — 326 с.

10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. — СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. — 272 с.

11. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — Л., 1984. С.57

12. Демографическая политика России: от размышлений к действиям / руководитель авт. коллектива В.В. Елизаров. — М.: ООН, 2008. — 76 с.

13. Демографический кризис в России: причины, проблемы, пути решения в контексте реализации национальных проектов. Материалы науч.-практ. конф. 18 дек. 2007 года, г. Москва / под общ. ред. Л.А. Василенко. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 296 с.

14. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья: стратегия выживания // Семья в России. — 2001. — № 3-4. — С.11-16.

15. Зырянов С.Г. Семья в крупном промышленном городе / С.Г. Зырянов, Н.А. Баскова. — Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2009. — 195 с.

16. Иванова И.В., Дударева Т.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке // Психологические исследования: электронный научный журнал. — М.: Солитон, 2009. — № 2(4).

— С. 6.

17. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. — 224 с.

18. Корняк В.Б. Семья: от выживания к развитию // Семья в России. — 2007.- № 2. — С.60-63.

19. Кузьменко Т.В. Демографические процессы и состояние семьи в России // Вестн. Мордов. гос. ун-та. — 2010. — № 2. — С. 176-182.

20. Кучмаева О.В., Кучмаев М.Г., Петрякова О.Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур: журнал. — М.: Государственная академия славянской культуры, 2009. — Т. XIII. — № 3. — С. 20-29. —ISSN 2073-9567.

21. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. — 1993. №9. с. 17-28.

22. Лисовский В.Т. МОЛОДЕЖЬ: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование).

— СПб.: Наука, 2008

23. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под. общ.ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Владос, 2007.

24. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — 232 с.

25. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — 232 с.

26. Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред П.Я. Циткилова. Ростов-на-Дону. 2002.

27. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф, Н.Ф. Басова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008. — 328 с.

28. Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А.И. Антонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА -М , 2007. — 640 с.

29. Статья «Семейные ценности» // Глоссарий терминов / Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов, 2006.

30. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 432 с.

31. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К , 2007. — 668 с.

Приложение А

Анкета

Предлагаем Вам принять участие в опросе, цель которого выявить семейные ценности студенческой молодежи. Вам гарантируется анонимность, полученные сведения будут обработаны и использованы в обобщенном виде, поэтому ваша откровенность и искренность очень поможет в нашем исследовании.

1) Состоите ли Вы в браке?

1. Да, в официальном

2. Да, в незарегистрированном (сожительство)

3. Нет

Внимание! Тех респондентов, которые состоят в официальном браке, далее просим отвечать на вопрос № 3.

2) Собираетесь ли Вы вступать в официальный брак?

1. Да, определенно

2. Да, скорее всего

3. Затрудняюсь ответить

4. Нет, скорее всего

5. Нет, определенно

3) Как Вы относитесь к незарегистрированному браку (сожительству)?

1. В целом, положительно

2. Нейтрально

3. Отрицательно

4) Какой возраст Вы считаете оптимальным для вступления в брак?

Таблица 1

Возраст

для мужчин

для женщин

до 20 лет

с 21 до 25

с 26 до 30

свыше 30

Возраст не имеет значение

5) Что из нижеперечисленного имеет для Вас наибольшую ценность? (проставьте в правом столбце рейтинг (балл) указанным факторам, где 1 — наиболее важное, 10 — наименее важное)

Таблица 2

Ценности

Рейтинг

Здоровье

Любовь

Счастливая семейная жизнь

Брак

Дети

Интересная работа

Материальная обеспеченность

Наличие хороших и верных друзей

Активная, деятельная жизнь

Уверенность в себе

Свобода как независимость

Познание

Большая семья с большим количеством родственников

Творчество

Другое (укажите подробно)

6) Что могло бы явиться (или явилось) для Вас причиной заключения официального брака?

1. Любовь

2. Желание создать семью

3. Расчет

4. Рождение ребенка

5. Независимость от родителей

6. Другое ________________________________________________

7) В вашем представлении семья — это ____________________________

8) Какие ценности (Что в) семейной жизни Вам дороже всего? (Расположите в порядке убывания важности, где 1 — наиболее важное, 10 — наименее важное)

1. Любовь

2. Дети

3. Поддержка, забота, взаимопонимание

4. Совместное времяпровождение, досуг

5. Эмоционально-психологический комфорт

6. Материальная обеспеченность

7. Преемственность поколений

8. Постоянные сексуальные отношения

9. Стабильность

10. Социальная защита

9) Является ли регистрация брака обязательной для создания семьи?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

10) Какая форма организации семьи Вам ближе?

1. Главой семьи является мужчина, он принимает основные решения

2. Главой семьи является женщина, она принимает основные решения

3. Супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения

11) Как Вы считаете, кто должен быть организатором семейного досуга?

1. Муж, в основном

2. Жена, в основном

3. Вместе

12) Сколько детей Вы хотели бы иметь?

1. (укажите, сколько именно) ______________________

2. Не планирую иметь детей

13) Какой стиль воспитания Вы, скорее всего, выберите для своего ребенка?

1. Предоставление ребенку возможности высказывать свое мнение, отношение, право выбора

2. Строгий контроль деятельности и поведения ребенка, требовательность

3. Отсутствие активного участия в процессе обучения и воспитания ребенка (невмешательство)

4. Потакание любым действиям ребенка и удовлетворение любых желаний и потребностей

14) Должны ли дети рождаться в зарегистрированном браке?

1. Да

2. Нет

3. Не имеет значения

15) Считаете ли вы, что необходимо воспитывать ребенка в полной семье (отец и мать)?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

16) Смогли бы вы взять приемного ребенка в свою семью?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

17) Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Затрудняюсь ответить

4. Скорее нет, чем да

5. Нет

18) Собираетесь ли вы поддерживать отношения с родственниками

1. Да

2. Нет

3. При необходимости

19) Должны ли родственники (бабушки\дедушки, дяди\тети и др.) участвовать в воспитании детей?

1. Да

2. Нет

3. Только если их попросят

20) Хотели бы вы поддерживать близкие отношения с родителями после вступления в брак?

1. Да и хотел (а) бы продолжать жить вместе с ними

2. Да, но жить отдельно

3. Нет

21) В какой семье Вы выросли?

1. Полная (оба родителя)

2. Неполная (один родитель)

3. Другое ___________________

22) Ваш возраст ______________

23) Ваш пол _________________

Спасибо за участие в опросе!!!

Размещено на