ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Влияние взрослых на процесс психического развития ребенка
.1. Особенности психического развития ребенка
.2. Роль взрослого в психическом развитии ребенка
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния взрослых на процесс психического развития ребенка
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Важную роль в психическом развитии ребенка играют взрослые. То, что ребенок в детские годы приобретает в процессе общения с взрослыми, он сохраняет в течение всей последующей жизни [6, с. 123].
Проблема общения детей раннего возраста с взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение — важнейший фактор психического развития ребенка (Венгер Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. и др.).
[5, с. 88-89].
Дефицит общения взрослого с ребенком, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других — к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях — даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию [11, с. 45].
Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру — зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка [22, с. 80]. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель работы — выявить особенности влияния взрослых на процесс психического развития ребенка.
Объект работы — психическое развитие ребенка.
Предмет работы — влияние взрослого на процесс психического развития ребенка.
Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе ...
... роль элементарного музицирования. 2. Создана определенная система работы с детьми младшего школьного возраста по развитию музыкальности в процессе элементарного музицирования. 3. Проведена систематизация обучению ... знаний, являясь разделом музыкальной психологии, обогащает ее новыми материалами, поскольку психические процессы состояния и свойств личности в яркой и развитой форме выступают ...
Задачи работы:
.Рассмотреть особенности психического развития ребенка.
. Анализировать влияние взрослого на психическое развитие ребенка.
. Экспериментально исследовать влияние психическое развитие на личность ребенка.
Гипотеза исследования. Предполагается, что
) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми;
) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств;
) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности.
Теоретической базой исследования явились работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, К. Роджерса, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, К.Д. Ушинского, В.С. Мухиной и многих других.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе детского дома № 2 г. Вологда. В исследовании принимали участие 5 детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Методики исследования:
Методика «Несуществующее животное».
Методика «Рисунок человека».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование, эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
психический взрослый личность ребенок
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВЗРОСЛЫХ НА ПРОЦЕСС ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
.1 Особенности психического развития ребенка
Развитие психики ребенка — сложный процесс созревания и усложнения психических функций и личности, происходящий под влиянием ряда факторов — наследственно-биологических и социальных (воспитания, обучения, влияния окружающей среды) [1, с. 12].
На всем протяжении жизни ребенка его психика находится в процессе непрерывного развития, крое протекает не всегда равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного созревания сменяются периодами бурного развития. Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с окружающей средой [4, с. 133].
В процессе развития ребенка <#»275″ src=»/wimg/15/doc_zip1.jpg» />
Рис. 1. Несуществующее животное (Костя, 6 лет 4 месяца).
Проведем анализ рисунка Кости. Так как Костя расположил рисунок на листочке бумаги (он является смещенным вверх), мы сделали вывод о том, что Костя является неудовлетворенным собственным положением в обществе, ребенок чувствует, что он непризнанный, но Костя пытается претендовать на то, чтобы его признали.
На рисунке Костя нарисовал животное с головой, повернутой в левую сторону — это свидетельствует о том, что мальчик склонен рассуждать, о наличии у Кости боязни активных действий. Изображение Костей на своем рисунке больших ушей свидетельствует о большой значимости для Кости той информации, которая говорит о нем. Для Кости свойственно придание большого значения мнению других о его персоне. Наличие на рисунке рта с зубами говорит о словесной агрессии ребенка. Мальчик все время огрызается со сверстниками и воспитателями, защищается в ответ на порицание.
Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического ...
... можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с особенностями психофизического развития. Семья ребенка с особенностями в развитии, как конкретная категория, подлежащая комплексной социальной защите, ... когда какие-либо решения касательно ребенка принимаются без ведомa родителей. Такая же реакция наступает, когда родителям недостаточно подробно говорят о каких-либо происшествиях либо ...
Все это говорит о том, что Костя все время пытается защититься от взрослых, а наличие когтей на лапах животного на рисунке мальчика говорит о том, что Костя также пытается защищаться от сверстников. Сильный нажим и характер линий на рисунке Кости говорит о том, что ребенок тревожен.
Рис. 2. Несуществующее животное (Маша, 6 лет 5 месяцев).
Маша — тихая, замкнутая девочка. Она старается быть послушной, старательной в процессе деятельности в детском доме, но ее как будто нет в группе сверстников. Судя по тому, как ребенок расположила несуществующее животное на листе (в нижней части), можно сделать вывод о том, что Маша не уверена в себе, у нее низкая самооценка, она подавлена, не заинтересована в своем положении в обществе, для девочки характерно отсутствие тенденции к самоутверждению.
Голова — тенденция к деятельности, то есть Маша является «человеком действия», но из-за того, что девочка не уверена в себе, действенность у нее не проявляется, а наоборот является подавленной.
По тому как девочка изобразила ноги своего несуществующего животного можно сказать, что для нее характерно отсутствие самостоятельных решений. У девочки нет своего мнения. Хвост на рисунке Маши, говорит о том, что ее самооценка зависит от ситуации.
При изображении несуществующего животного Маша сильно давила на карандаш Сильный нажим на карандаш говорит о присутствии у девочки тревожности.
Рис. 3. Несуществующее животное (Максим, 6 лет 9 месяцев).
Максим, сначала нарисовал 1 животное, потом мальчик нарисовал второй рисунок. Первое животное направлено в правую сторону, второе влевую. Все это свидетельствует о наличии у Максима такого признака, как двойственность характера. Максим является очень общительным. Для мальчика характерна склонность к речевой агрессии. Рисунок второго животного Максима отображает еще наиболее хищное, злое и кровожадное существо, чем первый рисунок. Максим следующим образом описал свои рисунки: «Мама и папа бросили этих животных, когда они еще были маленькими, животные вырастают сами. Если они не встречают никого, и не плодятся, то в старости они сами себя убивают. У них язык как острый нож, они убивают им людей».
Для Максима характерно наличие поверхностности взглядов, импульсивности в принятии решения. Для Максима характерно наличие любознательности, желания найти свое место в жизни. Мальчик очень опасается, что его не признают окружающие.
Рис. 4. Несуществующее животное (Мая, 5 лет 8 месяцев).
Мая назвала свое нарисованное несуществующее животное «Черепахаслон». Девочка сначала нарисовала хобот, который направлен вниз, но потом Мая решила стереть хобот и нарисовать его по-другому расположенным. Хобот Мая нарисовала так, что он был подобран под себя, загнуты внутрь. В итоге несуществующее животное Маи получилось предельно замкнутым, интровертным.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными философами ...
То, что рисунок девочки был очень маленького размера, говорит о том, что Мая депрессивна. Животное, которое изобразила Мая — черепаха, она имеет панцирь, защитные пластины и т.д. Это говорит о том, что Мая чувствует себя беззащитной и ощущает необходимость в защите.
Рис. 5. Несуществующее животное (Валера, 5 лет 4 месяца).
Рисунок пятилетнего Валеры отображает многочисленные однотипные детали чешуи рыбы. Валера нарисовал чешую только на небольшой части тела животного, которое он изобразил. Вообще рисунок Валеры мало детализирован. Тенденция к незавершенности начатой работы характерна для нервного истощения.
Рассказ Валеры о том животном, которое он нарисовал, является сильно лаконичным: «Я нарисовал золотую рыбу, живущую в океане, кушающую все, что ей попадется. Моя рыбка дружит с окружающими рыбками. Но она очень сильно боится акул». Наличие подобной лаконичности, связано с тем, что мальчик пытается экономить силы, что является типичным для астеничных личностей. Анализируя рисунок Валеры можно заметить проявление тревожности (наличие штриховых линий).
Т.о., можно сделать вывод о наличии у Валеры психоастенического личностного склада, так как для Валеры свойственна наличие ригидности, не определяющей черты личности мальчика. Наличие таких личностных особенностей в сочетании низкого уровня развития воображения у ребенка, зачастую может сигнализировать о наличии у ребенка низкого общего культурного либо интеллектуального уровня.
Результаты анализа рисунков дошкольников по методике
«Рисунок человека»
Рис. 1. «Рисунок человека» (Костя, 6 лет 4 месяца).
Первый рисунок Кости отражает высокую импульсивность. Костя изобразил рисунок бедным деталями, асимметричным, увеличенным в размере, неудачно расположенным: голова человека не вместилась на лист. Наличие острого выступа в нижней части туловища человека говорит о нарушенной стандартной схеме тела, что не объясняется только присутствием импульсивности. Это говорит, о том, что Костя не использует принятые нормы изображения, что часто встречается при асоциальности.
На втором рисунке Костя низко расположил уши нарисованного человека. В этом рисунке проявляется также и наличие некоторой агрессивности (Костя изобразил оружие в руках у человека).
Наличие штриховки на рисунке говорит о наличии тревоги, то, что Костя изобразил на рисунке изображение человека на майке говорит о том, что для мальчика характерна умеренная демонстративность.
Рис. 2. «Рисунок человека» (Маша, 6 лет 5 месяцев).
Маша изобразила человека на своем рисунке фигуру в экстравертной позе. Персонаж девочки имеет очень увеличенные кисти рук — это свидетельствует о том, что у Маши высокая потребность в общении, при этом такое увеличение кистей рук говорит о том, что девочка является неудовлетворенной в общении.
Рис. 3. «Рисунок человека» (Максим, 6 лет 9 месяцев).
Максим на своем рисунке изобразил человека, курящего трубку, при этом на рисунке в углу изображен знак «не курить», т. е. человека, который специально нарушает правила. Это можно рассматривать как антисоциальную тенденцию, так как наличие неодобрительного отношения общества к курящим является известным фактом.
Криминальная психология. Психологическая характеристика личности
... но и его психической специфики. Последнее, как известно, не является предметом психологии[1] . 1. Личность и типология преступников Анализ личностных особенностей лица, совершившего преступление, необходим для ... - лица с крайне пренебрежительным отношением к жизни, здоровью и личному достоинству других людей. В этой группе выделяются следующие четыре подгруппы: а) хулиганы; б) злостные хулиганы; ...
На рисунке Максим изобразил человека с мрачным и неприятным выражением лица. Для того чтобы усилить этот эффект мальчик изобразил на лице у человека много морщин в области лба и переносицы.
Наличие ассиметричных искажений на рисунке говорит о том, что Максим является психологически неблагополучным ребенком.
Рис. 4. «Рисунок человека» (Мая, 5 лет 8 месяцев).
Мая на своем рисунке изобразила грустного и очень одинокого человека. Девочка горизонтально расположила лист, который первоначально положили перед Майей в вертикальном положении, все это подчеркивает одиночество девочки.
Изображение угловатости фигуры человека и наличие ее худобы, вытянутости является типичным для интровертных личностей. То что Майя изобразила руки, прижатые к телу тоже является признаком интровертности. У Маи почти нет друзей и подруг.
В беседе Мая жалуется на чувство одиночества. Все это подтверждает то, что для девочки свойственна выраженная интровертность, неконформность, своеобразие мыслительных процессов.
Рис. 5. «Рисунок человека» (Валера, 5 лет 4 месяца).
Рисунок Валеры говорит о наличии у него некоторой инфантильности: на рисунке у человека нет каких-либо признаков пола. Поза нарисованного мальчиком человека (руки спрятаны за спиной) говорит об отказе от общения. То, что Валерий отказывается от общения с другими детьми и взрослыми может быть вызвано различными причинами. Но рисунок Валеры производит общее благоприятное впечатление, рисунок отличается инфантильностью, на нем можно увидеть проявление тревоги (мальчик стирал и исправлял линии), поэтому причина, скорее кроется в том, что мальчик боится вступать в контакты, опасается, что окружающие его негативно оценят.
По результатам анализа рисунков обеих методик можно сделать вывод о том, что все дети испытывают недостаток в общении с взрослыми людьми. У некоторых детей это проявляется в интровертности, у других в агрессивности и даже наличии антисоциальных тенденций. Все исследуемые нами дети являются воспитанниками детского дома № 2 г. Вологда. Несмотря на старания и любовь воспитателей детского дома, эти дети не получают должного общения с взрослыми.
Таким образом, общение ребенка с взрослыми людьми (особенно с мамой и папой) оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка.
Таким образом, выдвинутая нами в начале нашего исследования гипотеза о том, что 1) негативные особенности психического развития ребенка зависят от типа отношений с взрослыми; 2) властное, подавляющее отношение взрослых к ребенку способствует развитию у ребенка агрессивности и других отрицательных качеств; 3) правильное гармоничное отношение взрослых к детям способствует развитию успешной всесторонне развитой личности подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира, они будут творить историю.
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [17, с. 108].
Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!
... / В. Г. Крысько . – СПб. : Питер, 2007 . – 254 с. 6. Куликов Л.С. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Издательство Питер, 2009. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. ... Апрель Пресс:ЭКСМО-Пресс,2000 .-1007с 5. Гамезо М.В. Атлас по психологии :Информационно-методич. пособие по курсу "Психология человека".-3-е изд., доп. и испр .-М.: Педагогическое общество ...
Определяющая роль взрослых обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Семья, взрослые для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [20, с. 50-51].
Влияние взрослых, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия [4, с. 75].емья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности ребенка [14, с. 50].
Роль общения детей со взрослыми очень велика. М.И. Лисиной была описана последовательность форм общения ребенка со взрослым: ситуативно-деловая (от шести месяцев до трех лет); внеситуативно-познавательная (от трех до пяти лет); внеситуативно-личностная (от пяти до семи лет) [7, с. 113-114].
В процессе общения с детьми взрослые закладывают в ребенке основы нравственности человека, формируют нормы поведения, раскрывают внутренний мир и индивидуальные качества личности ребенка [3, с. 22].
Взрослые способствует не только формированию личности, но и самоутверждению ребенка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность [5, с. 59]
Цель работы достигнута. Задачи работы решены, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Издательство МГУ, 2008. — 367 с.
Андреева Г.М. Психология. — М.: Издательство Академия, 1997. — 307 с.
Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. — М.: Издательство АСТ, 2002. — 277 с.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. — М.: Сфера, 2007. — 208 с.
Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. — С. 29-46.
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. — М.: Издательство Академия, 2009. — 304 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.
Бедельбаева Х. Т. Общение с взрослыми — основной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения) / Х. Т. Бедельбаева, Е. Щ. Смирнова // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 2. — С. 32-35.
Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. — СПб.: Изд-во «Алетейя», 2002. — 272 с.
Выготский Л. С. Психология. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. — М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.
Гуревич П. С. Психология. — М.: Издательство Юрайт, 2011.- 608 с.
Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Академия, 2008. — 304 с.
Психология одаренных детей
... Проблема детской креативности в детской психологии. (дошкольник – младший школьник). Юрькевич «одаренные дети». Высокий уровень познавательного интереса ... 2 – психологический уровень – определяется место личности в творческом процессе. Исследуются состояния человека в ... чтобы получились разные картинки». Методика совместный рисунок. Цель: Позволяет определить способность к совместной деятельности. ...
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. — М.: Издательство Инфра-М, 2010. — 640 с.
Капчеля Г.И. Общение с взрослыми как фактор формирования готовности детей к школьному обучению: дис. канд. психол. наук / Г. И. Капчеля. — М., 1983. — 189 с.
Кроль В. М. Психология и педагогика. — М.: Издательство Высшая школа, 2009. — 325 с.
Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А. Г. Рузской. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 384 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 1. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. — 688 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 2. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. — 606 с.
Немов Р.С. Психология. Книга 3. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. — 640 с.
Нуркова В.В. Психология.- М Бодалев А.А. Психология личности. — М.: Издательство МГУ, 1988. — 125 с.
Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. — М.: Издательство Просвещение, 1976. — 479 с.
Рузская А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / под ред. М. И. Лисиной. — М.: Ротапринт, 1974.
Смирнова Е. О. Психология ребенка. — М.: Издательство Академия, 1997. — 306 с.
Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: методы диагностики и коррекции общения детей с взрослыми и со сверстниками / Е. О. Смирнова. — Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 1996. — 102 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Издательство Просвещение , 1960. — 193 с.
Чернышова Е.Б. Коммуникативное поведение дошкольника (психолингвистическое исследование): дис. канд. филол. наук / Е. Б. Чернышова. — Воронеж, 2001. — 242 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест Рисунок несуществующего животного
Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, Я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.
Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей — создать такое существо, которого до него никто не придумывал.
После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось.
Если рисунок расположен в нижней части листа, значит, ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен. Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы, — говорят об агрессивности (спонтанной или защитной).
Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...
Критерии психичес-кого здоровья. Разделы психологии. Предмет и задачи медицинской психологии. Методы исследования в психологии - классификация, определения. Психодиагностический метод (метод тестов) - 3 основных подхода. Понятия ... мирование личности через эмоциональные отношения соперничес-ктва между отцом, матерью и ребенком. Еще при жизни Фрейда два его наиболее известных ученика разошлись с ...
Хвосты, направленные вверх, ребёнок положительно оценивает свои действия. Панцирь, щит — линия защиты. Сильный нажим линий — тревога.
Тест «Рисунок человека» (К. Маховер)
Цель: определение индивидуальных особенностей личности.
Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок.
Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»).
В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе и анализу рисунка.
На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах.