Учреждение образования
«Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО
Выполнила
студентка II курса
факультета ФКиСКД, группы 206
Бойван В.В.
Научный руководитель:
Цеван И.Н.
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К.С.СТАНИСЛАВСКОГО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ — УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 Педагогическая система К.С. Станиславского: сущность, структура, история возникновения
.2 Теоретические аспекты работы любительского театрального коллектива
.3 Развитие творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К.С.СТАНИСЛАВСКОГО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ — УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1 Экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей подростков в условиях любительского театрального коллективе при использовании принципов педагогической системы К.С.Станиславского
2.2 Методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе при использовании принципов педагогической системы К.С.Станиславского
2.3 Проверка эффективности предложенных методических рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Система К.С.Станиславского возникла как обобщение творческого и педагогического опыта театральных предшественников и современников. Открытия К.С. Станиславского, обнаружившего важнейшие законы актёрского мастерства, произвели переворот в театральном искусстве и театральной педагогике.
Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника
... самовоспитание и есть тот самый фактор развития творческих способностей подростка, старшеклассника. Глава I. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания 1.1. Роль воспитания в ... В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность. В педагогической литературе понятие воспитание имеет определение: социальное, целенаправленное создание условий (материальных, ...
Система К.С.Станиславского приобрела выдающееся практическое значение и теоретическую ценность. Она отличается от всех других существовавших до этого театральных систем тем, что строится не на изучении конечного результата творчества, а на выяснении внутренних причин, порождающих тот или иной результат. Внимание режиссера в первую очередь привлекает не внешнее проявление эмоций, а внутренняя логика их зарождения, их действенная природа и законы естественного развития.
Таким образом, педагогическая система глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором нераздельно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы.
Изучение педагогической системы К.С. Станиславский приобретает особую актуальность в контексте работы с подростками, потому что она учитывает различные аспекты психологии людей данной возрастной категории: выступает одним из сильных средств воспитания, которое помогает преодолевать неуверенность, зажатость, выводит из состояния обыденности и служит импульсом для построения иной, прекрасной действительности.
Система помогает осознать участникам коллектива, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и творческий труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
Теоретическое осмысление педагогической системы К.С.Станиславского представлено в работах Н. Горчакова, Н. Абалкина, М. Кнебеля, Г. Кристи и др. Кроме того, изучаю систему, необходимо обращаться к работам самого К.С.Станиславского.
Цель курсовой работы — разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей участников в любительском театральном кружке при использовании принципов педагогической системы К.С. Станиславского
Задачи исследования:
Øизучить сущность, структуру, историю возникновения педагогической системы К.С.Станиславского;
Øохарактеризовать специфику работы любительского театрального коллектива;
Øпроанализировать развитие творческих способностей в подростковом возрасте;
Øпровести экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей подростков в условиях любительского театрального коллектива при использовании принципов педагогической системы К.С. Станиславского;
Øразработать методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе при использовании принципов педагогической системы К.С.Станиславского;
Øпроверить эффективность предложенных методических рекомендаций.
Педагогические условия развития творческого воображения в театрализованных ...
... нашего исследования. Объект исследования: развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: Педагогические условия развития творческого воображения в театрализованных играх. ... разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий. Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в ...
Объект исследования — процесс развития творческих способностей подростков в условиях любительского театрального кружка при использовании принципов педагогической системы К. С. Станиславского.
Предмет исследования — методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе при использовании принципов педагогической системы К.С. Станиславского.
База исследования: любительский театральный коллектив «Параллель» Барановичского городского дома культуры.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ — УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
.1 Педагогическая система К.С. Станиславского: сущность, структура, история возникновения
С именем К.С.Станиславского связана целая эпоха жизни русского сценического искусства. Созданная им система актерского творчества принадлежит настоящему и будущему театра. В ней разработаны основы теории сценического реализма, обеспечивающей дальнейший прогресс театрального искусства.
Сущность системы заключается в создании «первого разумного, нравственного, общедоступного театра» [12, c. 101], способного воспитать общество, сделать театр «вышкой» мирового театрального искусства. Это универсальный базовый инструмент, позволяющий строить на своей основе любую театральную стилистику. Система открыла пути к созданию спектакля, как единого художественного целого, к воспитанию подлинного художника — актера и режиссера. Учение Станиславского, прежде всего глубокое постижение актерского творчества, искусства сцены во всем ее сложном многообразии, которое ведет к искусству больших идей и подлинной жизненной правды [13, c. 22].
К.С.Станиславский учил правде понимания авторского замысла, художественного образа спектакля, правде актерского мастерства, органического сочетания всех компонентов спектакля. Учил умению искать эту правду, и воплощать её на практике. Артисту приходится перевоплощаться в образ, совершенно противоположный его собственному характеру, находить для этого образа черты, не свойственные его индивидуальности. И здесь ему на помощь приходит система.
Система К.С. Станиславского сегодня лежит и в основе практического обучения актеров и режиссеров. Данная педагогическая система состоит из двух разделов. Первый раздел — «работа актера над собой», предполагает ежедневный тренинг и муштру, направленные на совершенствование актерской техники. Во втором разделе системы «работы актера над ролью», автор определяет пути и средства создания правдивого, полного, живого характера. Важное место в системе занимает артистическая этика. Задачи постижения искусства сцены неотделимы от высоких нравственных этических проблем формирования личности. Положения системы воспринимаются во многом как само собой разумеющиеся — их используют практически все театральные школы. Таким образом, предназначение системы — научить актёра не столько играть роль, сколько её «проживать», создавая живые образы [15, c. 206].
Система профориентационной работы классного руководителя
... в обязанности которого входит направление и поддержка. Целью курсовой работы является изучение системы профориентационной работы классного руководителя. В процессе изучения ставятся следующие задачи: 1. ... ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Осуществляемая на сегодняшний день система профориентационной работы классного руководителя в основной и старшей школе это, прежде ...
В предисловии к книге «Работа актера над собой, изданной впервые в 1938 году, К.С. Станиславский указывает, что работа над системой «была начата еще в 1907 году. Она создавалась на протяжении всей жизни. До 1907 года Станиславский был занят собиранием подготовительных материалов для труда об искусстве актера. С детских лет он вел записи своих сценических выступлений, стараясь разобраться в испытанных на сцене ощущениях и дать объективную критическую оценку своему актерскому исполнению» [14, с. 46].
В ранний период своей деятельности Станиславский ощущал потребность опереться на какие-то твердые теоретические основы творческой работы, на определенную систему актерского самовоспитания. Именно тогда зародилась мысль о создании грамматики театрального искусства, которая опиралась бы на познание законов сценического творчества, а не на описание внешних приемов актерской игры [19, с.121].
Основным источником познаний и теоретических выводов К.С.Станиславского на всем протяжении работы была его собственная творческая практика: актерская, режиссерская, педагогическая. Каждый новый шаг в искусстве, который был для него результатом вдохновенного творчества, подвергался с его стороны жесточайшему анализу. Каждое положение системы тщательно проверялось им на самом себе и на других.
Артистический кризис, пережитый тогда К.С.Станиславским, относился не к одному какому-либо спектаклю или роли. Режиссёр обнаружил, что как артист стал скатываться на враждебную ему позицию механического исполнения роли. «Шаг за шагом я просматривал прошлое, и все яснее и яснее сознавал что, то внутреннее содержание, которое вкладывалось мною в роли при первом их создании, и та внешняя форма, в которую эти роли вырождались с течением времени, далеки друг от друга, как небо и земля. Прежде все шло от красивой, волнующей внутренней правды. Теперь от нее осталась лишь выветрившаяся скорлупа, сор, застрявшие в душе и теле от разных случайных причин, не имеющих ничего общего с подлинным искусством» [17, с. 63].
Творческий кризис К.С.Станиславского был отражением общего кризиса в искусстве. Многие театры в этот период теряли свои прогрессивные общественные позиции. Задача создания реалистической системы актерского творчества приобрела исключительное значение. Он принял на себя решение этой задачи и разрабатывал и развивал свои идеи, которые требовали длительной проверки и совершенствования [16, с. 99].
Размышления режиссера о закономерностях сценического творчества привели его к выводу о необходимости внимательного изучения творческой природы актера, что представлялось большинству практиков и теоретиков театра вопросом непознаваемым, не поддающимся анализу.
Творчество как элемент развития личности
... развития человека», Собрание работ, Изд-во Питер, 2002 г. 12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93с. 13. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности ... пособие, Щадринск, 97 19. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. СПб., 1991 20. Дружинин В. Н. «Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие». М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001. ...
Его система, зародившаяся еще в начале XX столетия, из года в год претерпевала все новые изменения, обогащалась в практике работы, периодически видоизменялась. Процесс постоянного развития и совершенствования системы на практике требовал внесения исправлений в труды, написанные К.С. Станиславским. Постоянное развитие и углубление его теоретических положений влекло за собой изменение приемов творческой работы, рождало потребность создавать новые кадры учеников для проверки на практике новых приемов работы.
Знакомство с историей возникновения системы помогает понять ее сущность и ощутить перспективу ее дальнейшего развития. Книги К.С. Станиславского, которые составляют основу его системы, требуют внимательного всестороннего изучения.
В системе К.С.Станиславского разработаны основные принципы и приемы работы актера над совершенствованием своих внутренних и внешних артистических данных и над ролью:
Øпринцип всякого реалистического искусства, то есть жизненная правда. Чтобы застраховаться от ошибок, необходимо вырабатывать в себе привычку сопоставлять выполнение любого творческого задания с правдой самой жизни [2, c. 99].
ØПринцип идейной активности, связанный с учением о сверхзадаче. Это то, ради чего художник стремится — идейная активность, целеустремленность [6, c. 167].
ØПринцип действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страсти роли. Этот принцип является тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы [9, с. 92].
ØПринцип органичности, предполагающий, что в творчестве актера не должно быть ничего механического и искусственного. Цель — разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества [10, c. 107].
ØПринцип сверхзадачи — то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Сверхзадача — это цель произведения. Это не сама идея, это то, ради чего эта идея воплощается. Это стремления автора участвовать своим творчеством в борьбе за что-то новое [11, c. 49].
ØПринцип перевоплощения является решающим принципом системы. Он предполагает, что искусство актёра — вторичное, исполнительское. Актёр в своём творчестве опирается на искусство драматурга, в котором образы уже даны. Создателем образа является не актёр; его творцом как был, так и остаётся драматург. Однако зритель видит не драматурга, а актёра на сцене, и впечатление получает от его игры. Если актёр пытается привлечь внимание зрителей не образом, а личным обаянием или внешними данными — это лжеискусство. К.С.Станиславский был против самолюбования и самопоказывание [18, c. 115].
Творческая личность – сущность и развитие
... творческих способностей, а есть личность,обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальнаяодаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если входе развития ... его от таланта: оригинальность,универсальность, продолжительность творческого периода жизни. Гегель в«Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят, правда, и онаучных ...
Система включает в себя ряд приемов сценического творчества. Один из них состоит в том, что актер ставит себя в предлагаемые обстоятельства роли и работает над ролью от себя.
Режиссёр протестовал против такого подхода. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по К.С.Станиславскому [16, c. 99]. Стать другим, оставаясь самим собой — эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования [17, с. 63].
Творческое состояние складывается из взаимосвязанных элементов:
активная сосредоточенность (сценическое внимание);
свободное от напряжения тело (сценическая свобода);
правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера);
Таким образом, педагогическая система глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором нераздельно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы. Знакомство с историей возникновения системы помогает понять ее сущность и ощутить перспективу ее дальнейшего развития.
1.2 Теоретические аспекты работы любительского театрального коллектива
Любительский коллектив — особая психологическая среда, в которую не попадают по принуждению. Участники коллектива ощущают свое призвание — учиться театральному искусству, выступать на сцене, удовлетворяя свои глубинные личные этические и эстетические потребности.
Формы современного любительского театра многообразны: школьные, драматические коллективы при Домах творчества, муниципальные студии и коллективы, детские и взрослые народные театры при домах и дворцах культуры, студенческие коллективы. Коллектив — это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности [1, c. 203]. Главной характеристикой коллектива является добровольность при вступлении в него. Организационное оформление коллектива должно включать в себя руководителя и органы самоуправления. Коллектив является демократической организацией, так как руководитель должен учитывать интересы его участников.
Занятия в театральном коллективе требуют от участников анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Они формируют у участников способность идейно-эстетически оценивать жизненные явления, человеческие взаимоотношения, конфликты, поступки, характеры.
Основные принципы театральной педагогики, в том числе любительской, сформулированы в трудах К.С.Станиславского ставших, классическими [3, c. 116]. Главным в них стала борьба с ремесленничеством и рутиной профессиональной сцены, стремление к обновлению самих этических устоев сценического искусства, новые нравственные основы драматического искусства.
Психологические особенности формирования творческих способностей ...
... культивирующее значение, расширяет кругозор, углубляет чувства подростка. При исследовании вопроса о формировании и развитие творческих способностей у современного подростка огромную роль играет социальная среда, в ... которой находится подросток. И хотя среда «не создает», ...
Применительно к любительству, искренность — важнейшая мотивация, определяющая само участие кого-либо в работе коллектива.
Руководитель, работающий с любителями, должен обладать достаточной подготовкой по сценической речи, сценическому движению, драматическому вокалу. Основополагающее качество — умение подойти к работе с любителями не казуистически, а воспринять их тягу к игре как самое важное обстоятельство в работе.
Формы педагогической работы в любительском коллективе могут быть разными, например, педагогическая работа в процессе подготовки нового спектакля. Поиск «новых» выразительных средств в любительских коллективах может подменить собой работу над правдоподобием сценического существования в этюде, спектакле. Театральные занятия воспитывают у участников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить дружбу и товарищество, требовательность к себе и другим, стремление к творческой отдаче, общественную активность.
Практическое знакомство со сценическим действием как основой искусства имеет общевоспитательное значение: развивает творческие возможности подростков, воспитывает у них наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение, творческую инициативу. Руководитель помогает участникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность подростков увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.
Таким образом, использование педагогической системы К.С.Станиславского в любительском театральном коллективе помогает осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
1.3 Развитие творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе
Развитие творческого начала, творческих способностей подростка стало предметом исследования учёных-педагогов, непосредственно занимающихся практической работой. В психолого-педагогической литературе всё больше внимания уделяется поискам методов и методических приёмов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Развивать творческую активность надо с детского возраста [4, c. 33]. В этом посильную помощь могут оказать учебные предметы, которые обладают большими возможностями для развития творческих способностей личности ребёнка, его творческой индивидуальности: изобразительное искусство, черчение и музыка.
Проблема лидерства и руководства творческим коллективом
... коллектива, а так же - отношение коллектива и отдельной личности с руководителем; 3. Установить принципы работы руководителя в творческом коллективе, выявить способы устранения конфликтов между руководителем ... многие творческие общества внутри себя не обладают достаточными способностями организации творческой ... каждом творческом сознании. Это некое информационное облако, объединяющее в себе систему ...
Способности вообще — это индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения [5, c. 108]. При этом под творческими подразумеваются способности, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Творческие способности определяют успешность творчества в различных областях деятельности.
Развитие способностей является сложным процессом. Каждая специальная способность проявляется в своё время. Раньше всего проявляются музыкальные способности, художественные способности проявляются позже и наиболее ярко выражены в 13-14 лет, в детские годы проявляются литературные, математические и прочие способности.
Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточный жизненный опыт, неадекватные суждения о происходящем подвергают подростка случайным влияниям [7, c. 42].
Изучение основных аспектов развития способностей выявляет два ключевых условия развития творческих способностей подростков:
Øвлияние на подростка творческой личности;
Øорганизация творческой деятельности подростка [8, c. 172].
Первое условие соблюдается при наличии авторитета учителя. Если он обладает высшими творческими возможностями, одарённые ученики добиваются блистательных успехов. И наоборот, если учитель не обладает направленностью на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. У нетворческого учителя одарённые дети не смогут в полной мере реализовать свои возможности, нередко менее способные ученики при его системе оценивания достигают более высоких успехов [22, c. 65]. Педагог, которому чуждо творчество, просто не может увидеть творческий потенциал в ребёнке, принимая оригинальность мышления за незнание рационального способа решения учебной задачи, а недостаточное прилежание в выполнении рутинных заданий списывая на лень и непослушание.
Современные представления об организации и развитии творческой деятельности подростков основываются на использовании в учебном процессе нестандартных заданий, создании для учащихся трудных ситуаций, преодолеть которые можно только путём поиска новых решений.
Применение проблемных ситуаций (ситуаций затруднения) в учебном процессе обеспечивает включение подростков в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение специально созданных учителем проблем. Не каждая проблемная ситуация содержит творческую задачу. Например, ситуация выбора из двух или более известных участнику способов решения относится к проблемным, хотя не предполагает решения творческих задач. Творческая задача возникает только тогда, когда находится новый для него способ, новое знание, возможность применить что-то уже известное в принципиально новых условиях.
Раздел «Физиология сенсорных систем»
... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе. роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...
Таким образом, развитие творческих способностей в подростковом возрасте обусловлено тем, что подростки стремятся найти решение максимально трудных задач. Ведущей деятельностью для подростка является коммуникативная, в связи с чем особенно эффективна творческая деятельность, реализуемая в процессе общения. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов [22, c. 65].
Исследование теоретических аспектов использования педагогической системы К.С. Станиславского в процессе развития творческих способностей подростков — участников любительского театрального коллектива позволяет сделать следующие выводы:
Øпедагогическая система глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором нераздельно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы;
Øиспользование педагогической системы К.С.Станиславского в любительском театральном коллективе помогает осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения;
Øразвитие творческих способностей в подростковом возрасте обусловлено тем, что подростки стремятся найти решение максимально трудных задач. Ведущей деятельностью для подростка является коммуникативная, в связи с чем особенно эффективна творческая деятельность, реализуемая в процессе общения.
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ — УЧАСТНИКОВ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
.1 Экспериментальное исследование процесса развития творческих способностей подростков в условиях любительского театрального коллектива при использовании принципов педагогической системы К.С.Станиславского
База исследования — любительский театральный коллектив «Параллель» Барановичского городского дома культуры. В исследовании принимали участие — 12 человек в возрасте от 12 до 16 лет.
Гипотеза исследования: знакомство и внедрение в работу любительского коллектива некоторых аспектов системы К.С.Станиславского положительно влияет на творческие способности подростков.
Констатирующий эксперимент проводился с целью получения представления об уровне творческих способностей подростков на основе тестирования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Инструкция к тесту представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Все результаты фиксировались и оценивались. Для оценки подсчитывалось общее количество баллов.
На первоначальном этапе данная методика позволила выявить творческие способности и степень их реализации до знакомства с системой К.С.Станиславского. Проведённое тестирование показало, что 8.3 % участников (1 человек) имеют низкий уровень творческого потенциала, 25% (3 человека) — средний и 66.7% (8 человек) — высокий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
После знакомства участников с педагогической системой К.С.Станиславского было проведено повторное тестирование, показавшее следующие результаты: показателя низкого уровня творческого потенциала не было выявлено, 33.3% (4 человека) продемонстрировали средний уровень творческого потенциала, 66.7% (8 человек) — высокий (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Таким образом, наблюдается тенденция роста творческих способностей подростков после знакомства с системой К.С. Станиславского. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, и можно говорить о том, что знакомство с педагогической системой положительно влияет на развитие творческих способностей подростков.
Руководитель театрального любительского коллектива «Параллель» пояснила, что в любительском театральном коллективе не всегда есть возможность для практического применения и изучения педагогической системы, однако можно пробудить интерес к овладению основными принципами системы.
Цель любительского театра, по словам Новиковой Т.Н. (руководитель коллектива), развитие участников театра, раскрытие их способностей мыслить тоньше и глубже, обогащение духовного мира, умение слушать и восхищаться работой, возможность обмениваться впечатлениями и опытом с другими актерами. При работе с членами любительского коллектива необходимо учитывать возраст и индивидуальные способности. Кроме того, надо принять во внимание различия в целях. Также подростки должны научиться ощущать прекрасное, оценивать отраженные на сцене явления, конфликты, характеры, идеи и на этой основе развивать в себе эстетические чувства, вкус, эстетическое отношение к действительности.
Конечным продуктом любительского театра является само творчество подростков, захватывающее своей непосредственностью и безыскусностью. Любительский театр следует воспринимать с точки зрения важности внутреннего мира подростка, его живого и непосредственного проживания художественного материала.
При подборе репертуары следует учитывать, что пьеса должна иметь художественную ценность, быть свободной от назойливой дидактики.
Процесс включения подростков в совместную деятельность требует предоставления разнообразных форм, развивающих умение взаимодействовать с другими, социальную компетентность, чувство ответственности за общее дело, волю к преодолению препятствий. Только в практико-ориентированных формах взаимодействия учеников между собой и с педагогом формируются навыки работы в команде, уважение к собственной и к другой личности, понимание значимости каждого в общем деле.
Особое место в театральных занятиях занимает работа с баснями как драматургическим материалом. Для расширения диапазона выразительных средств можно предложить ученикам читать басню от лица каждого из действующих в ней персонажей. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя, при этом прием чтения басни от лица персонажа обогащается серьезным пафосом спектакля. Для обучающей и творческой работы над инсценированием басен театральные педагоги используют вариативность трактовки и оформления басни в разных жанрах: трагедия, комедия, драма, мелодрама, фантастика, реализм, аллегория и т.п. Так перед участниками возникают и осваиваются первоначальные понятия о жанре, а главное — решаются вопросы о герое в комедии, трагедии, драме. Формируется представление о конфликте, событии, поступке в их конкретном, исполнительском значении.
При работе с баснями руководителю коллектива было предложено включить три технологии актёрской игры на основе педагогической системы К.С.Станиславского: ремесло, представление и переживание. При длительных репетициях исполнители испытывали подлинные переживания, которые автоматически создавали форму проявления этих переживаний.
Таким образом, внедрив некоторые принципы системы К.С.Станиславского в работу любительского коллектива и проведя параллельное исследование творческого потенциала подростков, мы выяснили, что работа по системе предоставляет возможности для творческого роста и развития творческого потенциала, однако применение системы на практике может столкнуться с некоторыми трудностями, что не даёт возможности широкого её внедрения при работе с любительскими коллективами.
.2. Методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческих способностей подростков в любительском театральном кружке при использовании принципов педагогической системы К.С. Станиславского
педагогический творческий подросток станиславский
Проведя эксперимент и проанализировав полученные данные, мы обобщили их в виде следующих методических рекомендаций, направленных на помощь в развитии творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе:
Øглавной задачей руководителя любительского коллектива должно стать раскрытие творческого потенциала подростков и совершенствование их творческих способностей;
Øруководитель должен учитывать, что изучение актерского мастерства в любительском театральном коллективе отличается от преподавания в специальных учебных заведениях;
Øруководитель должен предоставить всем желающим равную возможность для раскрытия своих творческих способностей;
Øприменение в работе системы К.С.Станиславского может столкнуться с различного рода трудностями, однако оно ведёт к росту творческого потенциала;
Øнаиболее продуктивным элементом системы К.С.Станиславского для любительских коллективов является внедрение принципа создания естественных сценических образов;
Øв работе с любительским творческим коллективом руководитель должен учитывать индивидуальные особенности его членов, а также их возраст;
Øработа с подростками предполагает наличие глубоких профессиональных знаний в области педагогики и возрастной психологии;
Øруководитель должен помочь участникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом;
Øважно развивать у участвующих интерес к сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь;
Øособое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Выдвигая перед участниками задачу действовать словом, руководитель тем самым приучает их вникать в смысл каждой фразы текста и осознавать его действенный смысл, подтекст;
Øнужно всемерно содействовать развитию внимания и эмоциональной чуткости к образной природе художественного слова, пробуждать воображение;
Øпрограмму любительского коллектива надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско-педагогической работы, так и в искусстве воспитания;
Øзанятия должны включать в себя наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок;
Øполезно давать участникам творческие задания для самостоятельной работы. Это могут быть устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, и т. д.;
Øв беседах о театре руководитель в доступной форме должен ознакомить подростков с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; с творчеством ведущих деятелей русского и зарубежного театра; раскрыть общественно-воспитательную роль театра;
Øпрактическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ученика;
ØВ качестве репертуара рекомендуется выбирать темы и сюжеты, которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии;
Øнужно проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы;
Øподросткам доступно исполнение произведений, наиболее близких кругу их жизненных представлений, например, сказки инсценировки стихов К.Чуковского, С. Михалкова, небольшие пьесы и инсценировки рассказов В.Осеевой, А. Гайдара, Н. Носова. Руководитель может использовать различные по жанру пьесы и инсценировки на современную тему, посвященные жизни героев-сверстников, например: «Дорогой мальчик» (сцены), и «2001-й год, или Первая тройка» С.Михалкова (сцены), «Друг мой, Колька» (сцены), «Пузырьки» А. Хмелика. Подростки очень чутки к смешному, к эксцентрике. Поэтому вполне оправдан выбор для работы с ними комедий «Старик Хоттабыч» А. Розановой по одноименной повести Л. Лагина, «Приключения желтого чемоданчика» С.Прокофьевой, «Пеппи Длинный чулок» Линдгрен (сцены);
Øпостановку композиций, сцен и отрывков из классических произведений целесообразно осуществлять силами смешанных по возрасту коллективов (учащихся среднего и старшего возраста);
Øработа над сценическим воплощением пьесы должна строиться на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т. д.);
Øдля развития творческого потенциала подростков целесообразно привлекать их к работе над оформлением спектакля, подготовке костюмов и грима;
Øруководитель должен вести учеников от первых проигрываний отдельных эпизодов пьесы к повторному, более углубленному ее анализу, а затем к новым практическим пробам. Руководитель должен не навязывать ученикам готовых мизансцен, а помогать найти более выразительную пластическую форму путем уточнения смысла того или иного эпизода, характера отношений героев;
Øналичие в кружке дружного коллектива, как правило, усиливает воспитательное воздействие спектакля;
Øдля занятий кружка должно быть отведено постоянное помещение, точно определены дни и часы занятий, должен вестись учет посещаемости. Нужно выбрать старосту, иметь на каждое занятие дежурных. Когда коллектив уже окончательно сформируется и приступит к планомерной работе, следует также выбрать ответственных за оформление, подготовку фотоальбомов или стенгазеты, отражающих жизнь коллектива, и т. д. Руководителю необходимо поощрять рост общественной активности учащихся.
Таким образом, театральные занятия воспитывают у участников такие ценные качества, как коллективизм, способность, чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы, требовательность к себе и другим. Работы в любительском театральном кружке помогает осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и творческий труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения.
2.3 Проверка эффективности предложенных методических рекомендаций
Некоторые из сформулированных нами методических рекомендаций были включены в работу любительского коллектива «Параллель».
Включение в занятия театрального коллектива проведения бесед об искусстве, совместных просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, посещения выставок способствовали развитию общей и профессиональной культуры подростков. Процесс этюдной работы, как и подготовка спектакля, оказали влияние на формирование духовного облика участника. Руководитель внимательно отнёсся к выбору тематики упражнений и этюдов, предлагаемых для развития наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения, что помогло повысить интерес участников к работе над постановками.
Во всех случаях проведения обсуждения этюдов, у кружковцев формировался интерес к работе друг друга, самокритичность, формировались критерии оценки качества работы.
Кроме того, учебные этюды-импровизации послужили хорошей эмоциональной разрядкой, способствовали поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Анализ пьесы — процесс живой, творческий, требующий от подростков не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. Руководитель стимулировал развитие потребности более углубленного анализа, что привело к пониманию сущности исполняемых ролей.
В свете главной идеи спектакля были уточнены линии поведения каждого персонажа, отобраны и закреплены наиболее выразительные мизансцены. Все это помогло также проверить и темпо-ритм спектакля (степень напряженности и остроты борьбы, нарастание действия, спады).
Таким образом, включение методических рекомендаций в работу любительского коллектива «Параллель»: способствовали развитию общей и профессиональной культуры подростков, оказали влияние на формирование духовного облика участника, что помогло повысить интерес участников к работе над постановками.
Исследование прикладных аспектов использования педагогической системы К.С.Станиславского в процессе развития творческих способностей подростков — участников любительского театрального коллектива позволяет сделать следующие выводы:
внедрив некоторые принципы системы К.С.Станиславского в работу любительского коллектива и проведя параллельное исследование творческого потенциала подростков, мы выяснили, что работа по системе предоставляет возможности для творческого роста и развития творческого потенциала, однако применение системы на практике может столкнуться с некоторыми трудностями, что не даёт возможности широкого её внедрения при работе с любительскими коллективами.
Театральные занятия воспитывают у участников такие ценные качества, как коллективизм, способность, чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы, требовательность к себе и другим. Работы в любительском театральном кружке помогает осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и творческий труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Проведя эксперимент и проанализировав полученные данные, мы обобщили их в виде методических рекомендаций, направленных на помощь в развитии творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе.
Включение методических рекомендаций в работу любительского коллектива «Параллель»: способствовали развитию общей и профессиональной культуры подростков, оказали влияние на формирование духовного облика участника, что помогло повысить интерес участников к работе над постановками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение педагогической системы К.С. Станиславского приобретает особую актуальность в контексте работы с подростками, потому что она учитывает различные аспекты психологии людей данной возрастной категории: выступает одним из сильных средств воспитания, которое помогает преодолевать неуверенность, зажатость, выводит из состояния обыденности и служит импульсом для построения иной, прекрасной действительности.
Педагогическая система глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором нераздельно участвуют все духовные и физические элементы человеческой природы;
Использование педагогической системы К.С.Станиславского в любительском театральном коллективе помогает осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения;
Развитие творческих способностей в подростковом возрасте обусловлено тем, что подростки стремятся найти решение максимально трудных задач. Ведущей деятельностью для подростка является коммуникативная, в связи с чем особенно эффективна творческая деятельность, реализуемая в процессе общения.
Внедрив некоторые принципы системы К.С.Станиславского в работу любительского коллектива и проведя параллельное исследование творческого потенциала подростков, мы выяснили, что работа по системе предоставляет возможности для творческого роста и развития творческого потенциала, однако применение системы на практике может столкнуться с некоторыми трудностями, что не даёт возможности широкого её внедрения при работе с любительскими коллективами.
Театральные занятия воспитывают у участников такие ценные качества, как коллективизм, способность, чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы, требовательность к себе и другим. Работы в любительском театральном кружке помогает осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и творческий труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Проведя эксперимент и проанализировав полученные данные, мы обобщили их в виде методических рекомендаций, направленных на помощь в развитии творческих способностей подростков в любительском театральном коллективе.
Включение методических рекомендаций в работу любительского коллектива «Параллель»: способствовали развитию общей и профессиональной культуры подростков, оказали влияние на формирование духовного облика участника, что помогло повысить интерес участников к работе над постановками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абалкин, Н. Система Станиславского и советский театр / Н. Абалкин. — М.: Искусство, 1954. — 203 с.
2. Авлов, Г. Клубный самодеятельный театр / Г. Авлов. — М.: Искусство, 1977. — 99с.
.Буров, А. Г. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре / А. Буров. — М.:АСТ, 1985. — 116с.
4. Выготский, Л. Психология искусства / Л. Выготский. — М.: Смысл, 1968. — 33с.
. Горчаков, Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского: беседы и записи репетиций / Н. Горчаков. — М.: Искусство, 1951. — 108 с.
6. Гуляева, Е. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп/Е. Гуляев. — М.: 2000. — 167 с.
. Кнебель, М. О действенном анализе пьесы и роли / М. Кнебель. — М.: Искусство, 1961.-42с.
8. Кристи, Г. Воспитание актера школы Станиславского : учеб. пособие для театр. ин-тов и уч-щ / Г. Кристи. — М.: Искусство, 1978. — 172 с.
9. Немов, Р. Психология / Р. Немов. — М.: Психолог, 2001.-92с.
. Рубина, Ю. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью / Ю.Рубина. — М.: Искусство, 1974.-107с.
. Рубинштейн, С. Основы общей психологии / С. Рубинштейн. — М.: Искусство, 1953.-49с.
12. Станиславский, К. С. Актерский тренинг: учебник актерского мастерства / К. С. Станиславский. — Москва: АСТ, — 101 с.
. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве: [мемуары] / Константин Станиславский. — Москва: АСТ, 2010. — 22 с.
. Станиславский, К. С. Работа актера над собой: в 2 т. / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1985. — Т. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. — 479 с.
. Станиславский, К. С. Работа актера над собой: дневник ученика : в 2 т. / К. С. Станиславский. — М.; Л.: Искусство, 1948. -. Т. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения. — 206 с.
. Станиславский, К. С. Собрание сочинений: в 8 т. / К.С. Станиславский. — М.: Искусство, 1954-99с.
. Станиславский, К. С. Станиславский — реформатор оперного искусства: материалы, документы / К. С. Станиславский. — М.: Музыка, 1983. — 63 с.
. Станиславский, К. С. Статьи. Речи. Беседы. Письма / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1953. — 115 с.
. Станиславский, К. С. Этика: отрывки из кн. «Работа актера над собой»: Ч. 2 / К. С. Станиславский. — М.: Искусство, 1981. — 121 с.
20.Теплов, Б.М. К проблеме индивидуально-психологических различий. Доклады на совещании по вопросам психологии личности / Б.М. Теплов. — М.: Вопросы психологии, 1956. — 121с.
. Теплов, Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений/ Б.М. Теплов. — М.: Вопросы психологии, 1957.-223с.
.Теплов, Б.М. Способности и одаренность/ Б.М. Теплов. — М.: Психология, 1948.-65с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест на выявления творческих способностей (С.В.Максимова)
Уважаемый участник коллектива!
Перед тобой тест прочитай утверждения в правом и левом столбце и выбери, какое из них тебе больше подходит — для этого обведи соответствующую цифру в центральном столбце справа или слева от нуля. Цифра «3» означает полное согласие с утверждением, «2» — в основном согласен, «1» — частично согласен, «0» — не знаю, что выбрать. В каждой строке нужно обвести только одну соответствующую твоему выбору цифру.
Сомневаться во всем — мой принцип3 2 1 0 1 2 3Есть суждения, никогда не подлежащие сомнениюЯ сторонюсь игр и развлечений3 2 1 0 1 2 3Я — увлекающийся человекИногда интересное объяснение лучше, чем правильное3 2 1 0 1 2 3Все нужно объяснять с позиции здравого смыслаЧудес не бывает3 2 1 0 1 2 3Я верю в чудесаЕсли какое-то правило мне не нравится, я придумываю новое 3 2 1 0 1 2 3Если следовать установленным правилам, не будет оснований для беспокойстваПрежде, чем что-то делать, надо все тщательно продумать 3 2 1 0 1 2 3Заранее невозможно все предусмотретьЛюблю всевозможные парадоксы3 2 1 0 1 2 3Люблю, когда все просто и ясноО таких людях, как я, можно сказать: «Он — обязательный, исполнительный человек» 3 2 1 0 1 2 3О таких, как я говорят: «Он сам себе голова» (или, например, так: «Он — кот, который гуляет сам по себе»)Я часто увлекаюсь какими-нибудь идеями3 2 1 0 1 2 3Я делаю то, что от меня требуетсяНе уважаю таких людей, которые, будучи взрослыми, ведут себя, как дети 3 2 1 0 1 2 3Иногда люблю беззаботно провести время, повеселиться, подурачитьсяЕсли я чего-то не понимаю, не успокоюсь, пока не докопаюсь3 2 1 0 1 2 3Терпеть не могу копаться в себеЕсли что-то наметил, надо всегда выполнять свои планы 3 2 1 0 1 2 3Я могу быстро изменять свои решения и планы в зависимости от ситуацииМне нравится все новое, когда ничего не меняется мне скучно. 3 2 1 0 1 2 3Я предпочитаю стабильную обстановку, не люблю неожиданностейЯ способен быть внимательным в любом деле, независимо от его привлекательности 3 2 1 0 1 2 3Я могу быть внимательным только в том деле, которое мне нравитсяМне нравятся задачи, которые требуют сообразительности, а не конкретных знаний 3 2 1 0 1 2 3Мне нравятся задачи, в которых надо применять известные мне знанияЯ стараюсь слышать только те отзыв о себе, которые меня устраивают 3 2 1 0 1 2 3Я часто переживаю из-за несправедливого отношения ко мне окружающихЕсли я вижу несправедливость, то делаю все, чтобы ее исправить, даже если это чревато конфликтами 3 2 1 0 1 2 3Лучше избегать конфликтов и не лезть в то, что тебя не касаетсяМне проще точно пересказать какую-либо информацию, чем придумывать что-то самому 3 2 1 0 1 2 3Мне легче придумать что-то самому, чем точно запомнить какую-либо информациюЯ получаю удовольствие от ощущения риска 3 2 1 0 1 2 3Риск может быть оправдан только в редких случаяхЛучше ничем особо не выделяться3 2 1 0 1 2 3Не люблю быть, как все, это скучноНет такого правила, которое правильно в любой ситуации 3 2 1 0 1 2 3Раз существуют определенные правила, их нужно выполнятьЕсли что-то утверждает большинство, то это скорее всего верно 3 2 1 0 1 2 3Если большинство что-то утверждает, то у меня невольно возникают сомнения в этомМои идеи очень важны для меня 3 2 1 0 1 2 3Многое в своей жизни я делаю из чувства долга, а не по зову сердцаЯ берусь только за то, что мне под силу 3 2 1 0 1 2 3Мне нравится браться за решение проблем, которые другие люди не смогли решитьПостоянно затеваю что-нибудь такое, что позволяет лучше ощутить «вкус жизни». 3 2 1 0 1 2 3Мне не до того, чтобы думать об усовершенствовании своей жизни
Приложение 2
Инструкция по интепретациии теста С.В.Максимова
Инструкция по проведению и обработке тестов
Тестирование можно проводить со взрослыми и детьми старше 11 лет. Предварительно необходимо сказать, что тест проводится анонимно, то есть указывать свое имя не надо, в противном случае результаты будут недостоверны. Отвечать на вопросы нужно быстро, особо не задумываясь. Если будут возникать вопросы по поводу формулировок, можно отвечать следующее: «Отвечай так, как ты это понимаешь».
Поскольку тесты анонимны, важно понимать, что все три теста заполнены одним человеком (в итоговой таблице одному человеку соответствует одна строка).
Поэтому их нужно либо соединить скрепкой, либо при сборе перегибать пополам. Тестирование занимает примерно 40 мин, но если кому-то понадобится больше времени, нужно дать ему времени столько, сколько потребуется. Тестирование проводится в групповом режиме, однако необходимо следить, чтобы тестируемые не общались между собой, не видели результаты друг друга.
При распечатке теста № 1 нужно следить, чтобы в центральном столбце цифры располагались в один ряд, не произошло их смещения.
Тест №1.
Данный тест разработан для выявления творческого потенциала и способности к творческой самореализации. При затруднении с выбором, нужно отмечать «ноль», однако не часто. Анкеты, в которых более 15 нулей отбраковываются.
Данные теста заносятся в таблицу. В первом столбце указывается учебное заведение и класс (группа) (заполняется один раз на весь класс).
Далее — пол и возраст, далее — по номерам вопросов. Если в анкете отмечена цифра слева от нуля, она заносится в таблицу со знаком «минус». Например:
Сомневаться во всем — мой принцип 32 1 0 1 2 3Есть суждения, никогда не подлежащие сомнениюЯ сторонюсь игр и развлечений3 2 1 0 1 2 3Я — увлекающийся человекИногда интересное объяснение лучше, чем правильное 3 2 1 0 1 2 3Все нужно объяснять с позиции здравого смыслаЧудес не бывает3 2 1 0 1 2 3Я верю в чудесаЕсли какое-то правило мне не нравится, я придумываю новое 3 2 1 0 1 23Если следовать установленным правилам, не будет оснований для беспокойстваПрежде, чем что-то делать, надо все тщательно продумать3 2 10 1 2 3Заранее невозможно все предусмотретьЛюблю всевозможные парадоксы3 2 1 0 1 2 3Люблю, когда все просто и ясно
в таблице это будет выглядеть так:
Номер вопроса1234567балл-310-22-13
Тест разработан для выявления творческого способностей у подростков. При затруднении с выбором, отмечали ноль. Указывается пол и возраст, далее — по номерам вопросов. Если в тесте отмечена цифра слева от нуля, она заносится в таблицу со знаком «минус». В нечетных пунктах необходимо изменить знак (плюс на минус, а минус на плюс) и подсчитать сумму по вопросам. Получаем цифру, характеризующую творческие способности.
Меньше — 5 — низкая
От — 5 до 15 — средняя
Более 15 — высокая
Приложение 3
Диаграмма отражения развития способностей у подростков до эксперимента
Приложение 4
Диаграмма отражения развития творческих способностей у подростков после эксперимента