Педагогические условия профилактики конфликтных взаимоотношений детей в творческом коллективе

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования конфликтов в творческом коллективе 6

1.1. Понятие «конфликт» в психологии 6

1.2. Классификация конфликтов 8

1.3. Особенности конфликтных взаимоотношений в творческом коллективе 11

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей конфликтов и их профилактики в творческом коллективе 15

2.1. Описание хода эксперимента и методик исследования 15

2.2. Анализ результатов исследования 16

2.3. Рекомендации по профилактике конфликтных взаимоотношений детей в творческом коллективе 21

Заключение 39

Библиографический список 41

Приложение 1 43

Введение

Актуальность исследования межличностных отношений в творческом коллективе диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в творческую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование межличностных отношений в коллективе — это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни и коммуникации людей.

Не смотря на многочисленные исследования межличностных взаимоотношений в коллективе, большое количество теоретических выводов и практических предложений, природа межличностных отношений достаточно сложна, особенно это касается коллектива детей и подростков. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности — её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества.

Творческий коллектив — это единый организм, от работы которого и внутренней психологической атмосферы зависит результат общей творческой деятельности. Именно потому, что каждый участник индивидуален, обладает разным уровнем интеллекта, воспитания и отношения к тем или иным требованиям коллектива и творческого процесса, возникают конфликты.

Конфликт — это очень сложное и многоликое понятие, оно зависит от обстоятельств, в котором конфликт имел место, от его участников. Не смотря на то, что конфликт — это напряжение, — это, все же, нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Но частные конфликты мешают нормальному развитию коллектива и личности и требуют разрешения и профилактических мер.

28 стр., 13997 слов

Межличностные отношения младших школьников

... основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. Объект исследования: межличностные отношения в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: социометрический ... социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.). 5. Помочь ребенку отреагировать ... положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую ...

В детском и подростковом коллективе большая роль в этом процессе отводится руководителю творческого коллектива, который должен обладать авторитетом, вызывать доверие и уважение участников.

Исследованию межличностных отношений в коллективе посвящены труды таких ученых как В.В. Абраменкова, Б.Г. Ананьев, А.Н. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, Н.Н. Обозов и др.

Объект исследования — конфликтные взаимоотношения.

Предмет исследования — особенности проявления и профилактики конфликтных взаимоотношений в детском творческом коллективе.

Цель: изучить особенности проявления и способы преодоления конфликтов в детском творческом коллективе.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;

2. Рассмотреть понятие, функции и динамику конфликта как социально-психологического явления;

3. Проанализировать особенности проявления и способов разрешения конфликтов в детском творческом коллективе;

4. Сформулировать рекомендации по организации профилактики конфликтных взаимоотношений в детском творческом коллективе.

Методики исследования:

1) социометрия;

2) исследование стратегий поведения участников творческого коллектива в конфликтных ситуациях;

3) диагностика типов межличностных отношений.

База исследования: старшая группа ансамбля танца «Небесные ласточки» Дворца культуры «Металлург» г. Новосибирска.

Практическая значимость работы: данная курсовая работа может быть использована педагогами, руководителями коллективов.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

6 стр., 2669 слов

Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов

1. Конфликты в межличностных отношениях. Классификация конфликтов. Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение. Столкновение – это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактов между людьми. Столкновения имеют различные формы и часто бывают следствием несовпадения установок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления. Основные ...

Практическая значимость исследования в области межличностных отношений способствует обнаружить дополнительные психологические механизмы, позволяющие выстраивать эффективную систему взаимодействия в процессе творческой деятельности.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования конфликтов в творческом коллективе

1.1. Понятие «конфликт» в психологии

Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений.

Несомненно, конфликт — явление социальное, порожденное самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

Также конфликт — это явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическими, только ему присущим качеством — разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику [7, с. 33].

Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

Следующая черта: конфликт — явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

В самом деле, разве можно себе представить становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.

3 стр., 1167 слов

Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУП ВПО «Сибирский федеральный университет» Гуманитарный институт Эссе «Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие» Выполнил Тесля Андрей ИИ12-05БИ конфликт авторитет самостоятельность младший Красноярск 2013г. Проблема, поставленная в теме сочинения, существует, наверное, столько, сколько и существует само человечество. Её можно ...

Весьма существенно, что конфликт — это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно связано с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.

И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованных в исходе и последствиях противоборства.

Если суммировать все вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то наиболее близким и приемлемым будет следующее определение: конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [7, с. 34].

Таким образом, в психологии понимается под конфликтом — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт — это часть общества, в котором проявляются социальные связи и отношения между людьми.

1.2. Классификация конфликтов

Конфликты, как уже отмечалось ранее, явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение, по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологие

... методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и другими науками. ... ур сплоченности кол-ва, псхологич климат, стиль рук-ва, конфликты), кот опред-ся психологич особ-ми субъектов деят-сти и ... влияние на функ-ное сост чела, его здоровье,все стороны его развит)+Содерж ТР(проц и способы выполн труд-х ...

По сферам проявления конфликты делятся на:

— производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;

— идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;

— социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями

— в социальной сфере, а также особенностями психики человека;

— семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.

Если работников связывают родственные связи, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:

— общие и локальные;

— бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон;

— острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий;

— слабовыраженные и вяло текущие, возникающее на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон;

— слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.

По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на:

— внутриличностные, которые связанны со столкновением противоположно

— направленных имманентных мотивов личности;

— межличностные, при столкновении интересов двух личностей;

— межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами

— являются, с одной стороны, личность, а с другой — группа;

— межгрупповые, возникающие при столкновении двух социальных групп.

По предмету конфликта различают конфликты:

— реальные (предметные), имеющие четкий предмет;

— нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на:

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

Психологические основы профессионального развития личности Л.М. Митина Нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в современном российском обществе, постоянно меняющиеся условия жизни каждого человека, многообразие идеологических установок, плюрализм мнений, политических пристрастий требуют от него постоянного самоопределения, профессионального до- и переопределения. Одна из ...

— объективные. Конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации обстоятельств.

— субъективные. Конфликтная ситуация может создаться из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.

По непосредственным причинам возникновения конфликтов можно выделить:

— организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка;

— эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах;

— социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтации частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп.

По коммуникативной направленности конфликты разделяются на:

— горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинение друг у друга;

— вертикальные, участники которых связаны теми или иными видами подчинения.

По социальным последствиям конфликты бывают:

— позитивные, когда разрешение конфликта способствует улучшению отношений, развитию организации и т.п.;

— негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации, усугублению личных отношений;

— конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности организации;

— деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту напряженности в отношениях.

По формам и степени столкновения противоборство может быть:

— открытым (спор, ссора и т.п.);

— скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.п.);

— стихийные, ……..

Библиографический список

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов — СПб.: Питер Пресс, 2008. — 490 с.

2. Дмитриев А. Основы конфликтологии. / А. Дмитриева — М.: Юристь, 1997. — 200 с.

3. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. — М.: Иркутск, 2005.

26 стр., 12513 слов

Психология социального конфликта

... nbsp; Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии  общения», Москва, «Просвещение» , 1987.   Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта», Москва,           АО «Аспект пресс», 1994.   ... заведении следует создавать молодежные организации, где каждый может проявить себя. Набрать опыт в экономике, предпринимательстве и психологии. Научить его реально ...

4. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт / Ю.Г. Запрудский. — М.: Елец, 2005.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. — М.: Москва, 2007.

6. Зигерт В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. — М.: Лондон, 2005.

7. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г.Коновалова — М. : «ИНФРА-М», 2007. — 300 с.

8. Кондратьев, К.В. Конфликты и пути их разрешения / К.В. Кондратьев. — М. : Белгород, 2007.

9. Корнелиус Х. Выигратъ может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. — М.: Лондон, 2008.

10. Корняк Н.М. Конфликт и как его избежать / Н.М. Корняк. — М: Санкт — Петербург, 2003.

11. Кричевский Р.Л. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. — М.: Москва, 2005.

12. Кузьмина Н.В. Психология-производству и воспитанию. / Н.В. Кузьмина — Л.,1977. — 212 c.

13. Лукашонов О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. / О.Н. Лукашонов, Н.Е. Щуркова — М.,1998. — 13 c.

14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. — М. : Воронеж, 2007.

15. Психология: психология конфликта / К. Хорни; под ред. Н.В. Гришиной. — М.: Санкт-Петербург, 2001.

16. Ратанова Т.А. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. Пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. — М. : Екатеринбург, 2005.

17. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. — М.: Москва, 2004.

18. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. / М.М. Рыбакова — М., 1991. — 43-51,100-104 c.

19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. / В.А. Сухомлинский — М., 1981. — 185 c.

20. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. / Б.И. Хасан — СПб., 2003. — 131-132 c.