Развитие творческого коллектива социокультурной организации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…3

Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива…5

1.1. Сущностные и специфические признаки творчества

в культурно-досуговых учреждениях…5

1.2. Творческие способности участников творчества и технология их развития…8

1.3. Основные приёмы творческого разрешения проблем…16

Глава 2. Проект развития творческого коллектива

(на примере студенческого клуба)…22

2.1. Анализ деятельности студенческого клуба…22

2.2. Проект реформы студенческого клуба…28

2.3. Ожидаемые результаты…39

Заключение…41

Литература…43

Введение

Актуальность темы работы обусловлена, прежде всего, поиском путей духовного возрождения России в условиях крупного города. При временной политической и экономической нестабильности переходного периода в нашем городе повышен интерес к сохранению и развитию культуры городского населения вообще и молодежи, как наиболее важной социализирующей его составной, в частности.

Творчество относится не только к врожденным способностям, но и к повседневному способу действия, потребность в мотивационной среде личности, в основе которой заложен приоритет ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, конструктивности, оригинального креативного подхода к решению проблем в социально-культурной сфере. На наш взгляд, выбранная нами тема является важной и потому, что в современном обществе будущему специалисту в сфере культуры особенно важно найти свое место в профессии, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию. Зачастую в этом ему помогают студенческие проекты, которые организовываются специальными центрами при ВУЗах. Поэтому считаю важным рассмотреть особенности деятельности студенческого клуба при НГУ, как примера одного из творческих коллективов.

Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности будущего специалиста социально-культурной сферы, в русле гуманистической позиции в период перехода к новому состоянию общества, изменяя внутренний мир, что актуализирует необходимость глубокого теоретического и методологического изучения данной проблемы.

13 стр., 6271 слов

Влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся

... метода проектов. Социальная работа. Опубликовано 20.05.2014г. 10. Карманчиков А.И. Автореферат. Педагогические условия развития творческой активности ... - природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек - человек». « ... оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке ...

Сегодня как никогда остро встает проблема профессионального самоопределения молодого поколения. Молодежь более мобильна на рынке труда, но в силу причин объективного и субъективного порядка продолжает оставаться уязвимой категорией.

Проблема «вхождения» молодежи, получившей профессиональное образование, в рынок труда во многом обусловлена социально-психологичес-кими факторами, связанными с тем, что представления выпускников о перспективах трудоустройства и о будущей трудовой деятельности в целом не совпадают с реальной обстановкой на рабочем месте и реальным соотношением спроса и предложения на рынке труда. Зачастую это является следствием изначально неправильного выбора будущей профессии, низкой информированностью о различных ее аспектах.

Социальная незрелость молодых специалистов, их психологическая неподготовленность к вхождению в рынок труда приводят к формированию негативных стереотипов восприятия выпускников вузов со стороны работодателей.

Для современного молодежного рынка труда характерно увеличение разрыва между трудовыми притязаниями молодых и возможностями их удовлетворения. Поскольку молодежь не имеет практического опыта работы (либо он недостаточен), данная категория граждан оказывается мало востребованной на рынке труда. А высокие требования с их стороны к оплате труда делают проблематичным поиск подходящей работы.

Имеют также место противоречия между: потребностями в создании определенных педагогических условий адаптации к профессиональной деятельности и недостаточной научной обоснованностью данных условий в традиционно сложившейся системе профессионального образования, как недостаточно формирующей направленность студентов на будущую профессиональную деятельность; сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса и необходимостью внедрения новых, нетрадиционных подходов, направленных на формирование профессиональной мобильности и способов адаптации в постоянно изменяющихся обстоятельствах социума.

13 стр., 6063 слов

Социально-культурная работа в детском летнем лагере

... с. Социальное воспитание в социально-культурной работе есть целенаправленная совместная педагогическая деятельность по созданию условий для творчески ... 2008. - 143 с. Содержание социально-культурной работа в лагере определяется культурно-досуговыми программами, предполагающими творческое развитие и ... детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает ...

Все вышесказанное определило проблему исследования, которая состоит в противоречии между необходимостью развивать творческие способности, как условие профессиональной адаптации в социально-культурной сфере и в недостаточной разработке этой проблемы на методическом уровне деятельности вузов.

Цель работы состоит в выявлении механизм развития творческого коллектива социально- культурной сферы.

В качестве предмета исследования выбрана организация работы студенческого клуба ВУЗа, как социально-культурной организации.

Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива

1.1. Сущностные и специфические признаки творчества

в культурно-досуговых учреждениях

Как указывается в литературе, свободное время — это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность. Досуг — отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача — восстановление физического и психологического потенциала личности. Все, что связано с процессом создания духовных ценностей — особо-возвышенная деятельность .

Досуг является питательной средой для особо-возвышенной деятельности; чем содержательнее досуг, тем благоприятнее переход к особо-возвышенной деятельности. Роль культурно-досуговых учреждений в формировании потребностей детеримнируется следующими аспектами .

1. Самодеятельное творчество в России носит общегосударственный характер. Существуют органы управления (Министерство, комитеты по культуре, ОНМЦ); учебные заведения, готовящие профессиональные кадры, культурно-досуговые учреждения финансируются государством.

2. Культурно-досуговое учреждение являются специфическим учреждением, где реализуются потребности в творческой деятельности.

3. КДУ ведет пропаганду творчества в широком смысле слова.

В качестве сущностных признаков творчества в культурно-досуговых учреждениях в литературе называются следующие.

24 стр., 11965 слов

Направленность и мотивы деятельности личности

... «Психология» по теме: «Направленность и мотивы деятельности личности» Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Общая характеристика мотивационной сферы личности. 2. Потребности. 3. Мотивы и мотивационные системы. 4. Закономерности ... нормированное русло, например на общественно полезный труд, создание семьи, художественное творчество и т.д. Несколько по-иному рассматривает мотивационные процессы Генри ...

1. Решающий признак самодеятельности — добровольность деятельности субъекта. Добровольность — действие на основе собственной воли, отрицание какого-либо принуждения.

2. Активность, инициатива субъекта. Определенное действие в реализации своих сущностных сил, своих потребностей, интересов. Участники самодеятельности активны, как правило, и в других видах деятельности.

3. Внутренняя духовная мотивация субъекта. Внутренняя свобода человека. Что движет его поступками, его деятельностью? Интерес какому-либо жанру, желание развить свои способности, повышение самооценки, стремление к совершенству, получение удовольствия, наслаждения, с пользой провести свободное время, расширение круга общения, мода на определенные виды деятельности. Могут быть недуховные, эгоистичные мотивы — участвовать в коллективе, который часто выезжает за границу .

Среди мотивов участия в самодеятельном творчестве выделяют :

1. Интеллектуальные (когнитивные) мотивы — мотивы самого высокого уровня. Проявляются обычно в техническом и научном творчестве, реже в художественном.

2. Творческие мотивы, связанные с самовыражением (в авторских видах творчества).

3. Коммуникативные мотивы, связанные с общением (минимум — в индивидуальных видах творчества, максимум — в групповых).

4. Адаптационные мотивы связаны с модой, престижем, ценностной ориентацией, подражанием.

5. Рекреационные мотивы связаны с отдыхом, восстановлением физических и эмоциональных сил.

6. Компенсаторские мотивы связаны с предыдущими, но здесь речь идет не столько о переключении в другую форму занятий, сколько об осознанной неудовлетворенности трудовой деятельностью, когда человек ищет выход в других видах деятельности.

К стимулам участия в самодеятельном творчестве относят :

1. Общественно-политические стимулы предполагают вовлечение личности в творческую деятельность с общественно-политические целями.

2. Собственно-моральные стимулы связаны с принципами коллективизма и взаимной поддержки (признание коллектива, рост уважения).

5 стр., 2468 слов

Мотивация творческой деятельности

... 1. Творческая деятельность. Творческая личность 2. Основные мотиваторы творческой деятельности 2.1 Основные внутренние мотивы творческой деятельности 2.2 Основные внешние мотивы 3. Барьеры творческой деятельности 4. ... для своей деятельности. Творческая деятельность является самодеятельностью, включающая инверсию действительности и личностную самореализацию в ходе образования духовных и материальных ...

3. Художественно-творческие стимулы — участие в концертах, смотрах, фестивалях.

4. Престижные стимулы — все формы поощрения, при которых участие в самодеятельном творчестве высоко оценивается обществом, коллективом, отдельными людьми, об участниках пишут в прессе, снимают на телевидении, им подражают, их ценят и т. д.

5. Переходные стимулы (от моральных к материальным) — дипломы, звания, места в соревнованиях, знаки отличия и т. д.

6. Материальные стимулы, в полном смысле этого слова — премии, бесплатные путевки, зарплата, ценные подарки и т. п.

IV. Творчество в культурно-досуговых учреждениях протекает в сфере свободного времени.

В свободное время включаются затраты на следующие занятия:

— учеба и повышение кадров;

— общественная работа;

— творческие и любительские занятия;

— пользование средствами массовой информации;

— посещение учреждений культуры и зрелищ;

— общение;

— занятия физкультурой и спортом;

— пассивный отдых и другие виды занятий.

Сущность творчества в культурно-досуговых учреждениях проявляется в следующем .

Самодеятельность — деятельность, побуждаемая не внешними обстоятельствами, а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность, осуществляемая не как «социальная обязанность», а как «естественная необходимость». Деятельность, реализуемая в силу внутренней потребности, как правило, есть весьма активный процесс. Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна.

Таким образом, творчество в культурно-досуговых учреждениях — это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... для человека и являются основой образования многих профессиональных деформаций личности. Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков ... утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, его индивидуальных качеств. Другие полагают, что индивидуализация личности — негативная черта, которая ...

1.2. Творческие способности участников творчества

и технология их развития

Понятие «творческая деятельность будущего специалиста» объемно и многогранно. Недостаточно сказать лишь о том, что оно определяется творческой способностью личности будущего специалиста, его творческой активностью, навыками творчества, т. е. параметрами его творческого потенциала. Оно определяется также его темпераментом, характером, волей и другими особенностями его личности. Так, способность к коммуникации, умение строить отношения с людьми вполне вписывается в представление о творческой деятельности, особенно — в контексте социально- культурной сферы.

Творческий потенциал как социально значимое качество человека является одной из важнейших характеристик личности человека как члена того или иного общества людей, творческой личности.

Развитие творческого потенциала будущих специалистов социально-культурной деятельности — это процесс освоения ценностей культуры и приобретения на этой основе устойчивой мотивации на становление себя как «человека культуры», т. е. человека свободного, творчески мыслящего, духовно богатого.

Для развития в личности человека такого качества необходима гибкая методология учебного процесса, базирующаяся на законах психологии образования и творчества, историческом подходе к развитию науки, техники и технологии. Это требует внесения изменений и коррекции в концепцию высшего образования, в ее содержательные компоненты, перехода на принципы фундаментализации и гуманитаризации образования .

Творческая самореализация личности позволяет существенно сократить срок адаптации в новой профессиональной среде.

Для того чтобы профессиональная адаптация прошла наиболее удачно, коллектив и сам будущий специалист должны понимать, что его креативные способности нуждаются в дальнейшем, после институтском развитии, что специалист, вышедший из вуза имеет более творческого потенциала, нежели реальной профессиональной компетенции, так как его опыт еще достаточно мал, однако, творческие способности такого специалиста позволяют ему более свежим взглядом оценить происходящую ситуацию. На наш взгляд, формирование достаточно трезвого взгляда будущего специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих достоинствах, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в вузе, в частности, в специальных студенческих центрах, где молодым людям помогают организовывать проекты и принимать в них активное участие.

5 стр., 2417 слов

Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического образования студентов

... -эстетического воспитания, призванного раскрыть духовный творческий потенциал личности студента. Он выступал против поверхностного, иллюстративного ... является важной частью регионального компонента культурологического образования студентов. 2. Необходимым психолого-педагоги-ческим условием ... типических чертах купеческого сословия и “образе человека”, представленного этим сословием, вобравшим в себя ...

В настоящее время в вузах одной из основных задач подготовки специалистов является развитие у студентов творческого мышления. Специалист такой направленности обязан владеть навыками творческого решения изобретательных задач (ТРИЗ), уметь поставить проблему найти способ ее решения, являющийся новым и передовым (нестандартным), уметь изложить и защитить свое решение. Становление у студентов в процессе обучения в вузе творческих качеств — одна из важных сторон профессиональной подготовки будущих специалистов.

Навыки такого мышления дают занятия логикой, например математикой (в первую очередь — геометрией).

К сожалению, нестандартные задачи, требующие не заучивания формул, а размышлений, видения задачи в целом, анализа ситуации, понимания, что дано и что требуется, практически исключены из российской системы образования. Замена рассуждений, обоснований, аргументации ответами на тесты, характерное для западной дидактической парадигмы, плохо согласуется с требованиями к формированию творческих способностей, творческих интересов. Творчество всегда подразумевает собственный критический подход и собственное критическое осмысление наблюдаемых явлений, а также любой информации, в том числе — информации учебной.

Э. Карпенко отмечает, что причина невысокого уровня развития творческого мышления студентов кроется во многом в системе образования и более того — порождается ею. Необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей, переход от концепции, которая ориентирована на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому пониманию, в основе которого лежит человеческое развитие, а главная цель — самовыражение, раскрытие потенциальных возможностей и творческих способностей личности.

Главной ценностью образования, особенно высшего, должно стать формирование в человеке необходимости и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию, гибкому самообразованию в течение всей жизни. Традиционный путь обучения малоэффективен, т. к. применяет для передачи социального опыта информационно-алгоритмические методы преподавания и требует репродуктивного воспроизведения. Для определения направлений построения процесса обучения, ставящего своей целью активизацию и развитие творческого мышления студентов, необходимо выделить основные принципы построения учебного процесса.

Среди теоретических подходов организации образования студентов как учебно-творческой деятельности приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу. Он предполагает использование активных форм и методов обучения (личностно ориентир…

**************************************************************

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector