Оглавление
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 5
1.1.Сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания 5
1.2. Возрастные особенности старшего юношеского возраста взаимосвязанные с развитием способности к концентрации внимания 12
1.3. Теоретический анализ влияния социально-психологического тренинга на формование способности к концентрации внимания у студентов 15
Выводы по первой главе 18
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА 19
2.1. Цели, задачи и методы эффективного развития способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа 19
2.2. Ход и результаты экспериментального исследования по констатации развития способности к концентрации внимания у студентов ВУЗа 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Введение
Среди всех психических процессов внимание занимает особое место, поскольку оно включено во все остальные психологические процессы и выступает как их необходимый момент. Именно внимание обеспечивает ясность и отчетливость отражения действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности. Период дошкольного детства является этапом, на котором идет активное развитие внимания. Хорошо развитые свойства внимания, его организованность и произвольность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания.
В студенческом возрасте для освоения знаний, умений и навыков по будущей профессии необходимо обладать способностью к концентрации внимания. Но, несмотря на значимость проблемы, вопрос развития способности к концентрации и распределению внимания у студентов ВУЗа психолого-педагогического направления является малоизученной, что обусловило выбор темы нашей курсовой работы.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать эффективные условия развития способности к концентрации внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления.
Психологические особенности студенчества как возрастной и социальной ...
... интеллектуальной и социальной зрелости. Интеллектуальное развитие студентов В интеллектуальном развитии в период студенчества отмечаются как пики, ... студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств - направленности, способностей, ... технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не ...
Объект исследования: способность к концентрации внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления.
Предмет исследования: развитие способности к концентрации и распределению внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления.
Гипотеза исследования: развитие способности к концентрации внимания у студентов вуза психолого-педагогического направления является эффективным если мы используем следующие психологические условия:
1) происходит в ходе проведения социально-психологического тренинга;
2) если использовать игровые методы в рамках проведения социально-психологического тренинга.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания.
2. Определить возрастные особенности старшего юношеского возраста, которые взаимосвязаны с развитием способности к концентрации внимания.
3. Провести теоретический анализ влияния социально-психологического тренинга на формирование способности к концентрации внимания у студентов.
4. Провести экспериментальное исследование по развитию способности к концентрации внимания у студентов.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
1.1.Сущность и содержание понятия способности к концентрации внимания
Явления внимания отличаются от большинства других психических феноменов рядом особенностей. Как пишут Дормашев Ю. Б. и Романов В. Я., одной из существенных особенностей феноменологии внимания являются «пестрота и разнообразие входящих в него явлений» [25, 31]. Как пишут далее эти же авторы: «Говорят о состояниях настороженности, ожидания, бдительности, концентрации и погруженности, с одной стороны, и о разных формах рассеянности с другой. Внимание может быть чувственным и интеллектуальным, активным и пассивным, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным, оно может направляться и переключаться, удерживаться и отвлекаться, сосредотачиваться и распределяться. Его описывают как узкое и широкое, интенсивное и ослабленное, инертное и подвижное, устойчивое и колеблющееся. Считают, что внимание может выполнять целый ряд функций: различения, селекции, интеграции, контроля, настройки и сенсибилизации органов чувств, моторной мобилизации и др.» [25].
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс.
Наряду с таким, казалось бы, богатством и разнообразием явлений внимания это единственная сфера психического, относительно которой высказываются сомнения в самом факте его существования как самостоятельной психической реальности. Так, Э. Рубин на IX Международном психологическом конгрессе утверждал, что слово «внимание» не обозначает ничего конкретного и определенного, и «как объяснительный принцип « исчезает, когда изучение какого- либо феномена раскрывает его (феномена) внутреннюю структуру. И. Спирмен, в связи с тем, что значение внимания распространилось на столь широкий круг явлений, и исследователи как бы заговорили на разных языках, перестали понимать друг друга, призывает: «Нам следует намеренно отказаться от любого использования понятия внимания».
Развитие творческих способностей студентов при изучении дисциплины ...
... среднего профессионального образования. Объектом исследования данной дипломной работы выступают творческие способности студентов. Предметом исследования являются формы и методы развития творческих способностей студентов. Гипотеза исследования - процесс развития творческих способностей студентов на занятиях по Технологии ...
Причинами такого отрицания, по мнению П. Я. Гальперина, являются следующие факторы: во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона или свойство психической деятельности; во-вторых, внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Но в своей статье «К проблеме внимания» П. Я. Гальперин говорит и об очень ограниченном значении приведенных выше двух фактов: «они выражают ограниченность психологической науки данными «непосредственного наблюдения» [5, 38].
Разнообразие аспектов рассмотрения внимания нашло свое отражение и в числе оснований, по которым явления внимания классифицируются.
У. Джеймс различает виды внимания по трем основаниям [31]:
1) по своему объекту внимание может быть чувственным, (когда оно относится к восприятию), и интеллектуальным (когда оно относится к воспроизведенным представлениям);
2) по заинтересованности внимание может быть непосредственным, когда объект интересен сам по себе, или опосредствованным, апперцептивным, когда объект приобретает интерес по ассоциации;
3) по степени требуемых усилий, степени активности сознания, оно может быть пассивным, непроизвольным, не сопровождаемым никаким усилием, и активным, произвольным, сопровождаемым чувством усилия.
Поскольку каждый акт характеризуется по каждому параметру, сочетание этих трех типов характеристик дает шесть видов внимания:
1) непроизвольное, непосредственное, чувственное;
2) непроизвольное, опосредствованное, чувственное;
3) непроизвольное, непосредственное, интеллектуальное;
4) непроизвольное, опосредствованное, интеллектуальное;
5) произвольное, опосредствованное, чувственное;
6) произвольное, опосредствованное, интеллектуальное. Титченер описывал внимание по стадиям развития [32]:
1) первичное внимание, определяемое разнообразными влияниями;
2) вторичное внимание — произвольное, активное, в процессе которого «центр сознания удерживается известным восприятием или представлением, удерживается, несмотря на противодействие других переживаний»;
3) производное первичное внимание, когда это восприятие или представление одерживает неоспоримую победу над своими конкурентами.
Н. Н. Ланге рассматривает внимание как процесс усиления или изменения восприятия, критикуя определение внимания как концентрацию сознания, и дает свое определение: внимание это целесообразная реакция организма [14]. При этом и формы внимания определяются характеристиками, свойственными реакциям организма вообще:
1) рефлективное — механическое, не имеющее никакой эмоциональной окраски, приспособляющееся;
2) инстинктивное — приспособление к наилучшему восприятию, которое вызываются инстинктивными эмоциями любопытства и удивления;
3) волевое внимание — при котором цель процесса уже заранее известна субъекту.
С. Л. Рубинштейн, кроме факта произвольного и непроизвольного внимания, выделял следующие его типы, ориентируясь на его свойства [27]:
Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособ. ...
2. Преобладающие способы психологической защиты подростков, юношей, склонных к аддиктивному поведению. (Т.В. Шершнёва Механизмы психологической защиты, используемые лицами с аддиктивным поведениемРесурс: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/shershnva-mehanizmyi-psihologicheskoy-16497.html) Аддиктивное поведение – это защитный механизмом ухода от ...
1) широкое или узкое внимание, в зависимости от объема;
2) хорошо или плохо распределяемое;
3) быстро или медленно переключаемое;
4) концентрированное или флюктуирующее;
5) устойчивое или неустойчивое.
Н. Ф. Добрынин классифицировал внимание по степени активности личности. В непроизвольных видах внимания он различал [32]:
1. Наиболее пассивное — вынужденное внимание, причиной которого являются чрезвычайно сильные раздражения.
2. Менее пассивное — эмоциональное, зависящее от невольных влечений и чувств. Активность увеличивается.
3. Еще менее пассивное — привычное внимание. Оно целиком определено прошлым опытом, привычками, цепью ассоциаций. Активность становится еще выше, но «здесь нет еще полной активности, нет сознательной воли».
4. В полной мере выражает активность личности четвертый вид внимания — активное произвольное, которое связано с сознательно поставленными целями, сознательной деятельностью и волей.
5. Об особой форме активности Н. Ф. Добрынин говорит, предлагая рассмотреть следующую форму — послепроизволъное внимание. Это результат опосредованного интереса, появившегося в процессе работы, обуславливается чувством наслаждения данным видом труда [32]………
Психические процессы: В 3-х т. Т. 1 [Текст]/ Л. М. Веккер — СПб.: Речь, 2008. — 470 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 320 с.
4. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания [Текст]/ Л. С, Выготский // Избр. психол. произв. — М.: Изд-во МГУ, 2009.- 201 с.
5. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания [Текст]/ П. Я. Гальперин — М.: Дашков и Ко, 2008. — 97 с.
6. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст]/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая — М.: Эксмо, 2008. — 257 с.
7. Гиппенрейтер, Ю. Б. Деятельность и внимание [Текст]/ Ю. Б. Гиппенрейтер — М.: Гардарики, 2009. — 247 с.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. [Текст]/ Ж. Годфруа — М.: Мысль, 2008.- 156 с.
9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 512 с.
10. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания [Текст]/ послесл. В. П. Зинченко. — 2-е изд., перераб. и исправ. — М.: Мысль,2009. — 300 с.
11. Как развивать внимание [Текст]/ И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк, Т. В. Слоненко. — Донецк, 2011. — 267 с.
12. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон — М.: Просвещение, 2010.- 256 с.
13. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет [Текст]/ И. Ю. Кулагина — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 230 с.
14. Ланге, Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст]/ Н.Н. Ланге — М.: Изд-во МГУ, 2010. — 203 с.
Предмет возрастной психологии. Задачи и методы возрастной психологии
... горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками лично сти. Возрастная психология: детская психология (от 0 до 11), ювентология (от 11 до 20), акмеология ... сти; 2) акты совместной деятельности людей = акты взаимодействия. Классификация методов возрастной психологии по Ананьеву: 1) Организационные: (сравнительный: + быстрое получение статистических данных; лонгетюдный ...
15. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием [Текст]/ С. С. Левитина — М.: Владос, 2010. — 178 с.
16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А. Н. Леонтьев — 2-е изд. — М.: Академия, 2012. — 345 с.
17. Лурия, А. Р. Внимание и память [Текст]/ А. Р. Лурия — М.: Академия, 2010. — 125 с.
18. Найссер, У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст]/ Пер. с англ, под общ. ред. Б. М. Величковского. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 300 с.
19. Немов, Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии [Текст]/ Р. С. Немов — 2-е изд. — М.: Владос, 2008.- 257 с.
20. Общая психология: Курс лекций [Текст]/ Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 2009.- 252 с.
21. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — 544 с.
22. Пономарев, Я.А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст]/ Я.А. Пономарев — М.: АСТ, 2007. — 255 с.
23. Психология внимания [Текст]/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. СПб: Питер, 2011. — 460 с.
24. Рибо, Т. Психология внимания [Текст]/ Т. Рибо — СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 2010. — 233 с.
25. Романов, В. Я. Постановка и разработка проблемы внимания с позиции теории деятельности [Текст]/ В. Я. Романов, Ю. Б. Дормашев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2007. № 2.- С.14 — 41.
26. Романов, B. C. Психология внимания [Текст]/ B. C. Романов, Б. М. Петухов — М.: Харверст, 2010. — 300 с.
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2011. — 304 с.
28. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб.пособие для студентов пед. вузов [Текст]/ Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене ; Православ. Свято-Тихон. Богосл. ин-т, Центр пед. исслед. «Покров». — М.: Покров, 2009. — 143 с.
29. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология [Текст]/ Р. Л. Солсо — М.: Триволта, 2010. — 560 с.
30. Ушакова, Е. А. Социально-психологический тренинг: Практикум [Текст] / Е. А. Ушакова — Екатеринбург, 2007. — 190 с.
31. Хомская, Е. Д. Нейрофизиологические механизмы внимания [Текст]/ Е. Д. Хомская — М.: Академия, 2009. — 254 с.
32. Хрестоматия по вниманию [Текст]/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: Сфера, 2007. — 550 с.