Содержание
введение. 3
Глава 1. Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом. 7
1.1. Идея опережения 7
1.2. Особенности содержания 14
1.3. Приемы и особенности методики, используемые
С. Н. Лысенковой 18
Глава 2. Использование методики С.Н. Лысенковой на практике 21
2.1. Комментированное управление. 21
2.2. Классификация опорных схем 24
2.3. Перспектиная подготовка. 27
2.4. Фрагменты уроков с использованием методики 31
Заключение 37
список использованных источников 40
приложение. 42
ВВЕДЕНИЕ
Новый стандарт предполагает системно-деятельностный подход. Ребёнок должен быть активен в процессе обучения. Софья Николаевна реализует это через свои, особенные методы, такие как: перспективная подготовка, комментированное управление, управление с помощью сигналов, постоянная работа с наглядными схемами-опорами, карточками-заданиями, сводными таблицами. Это все и составляет методику опережающего обучения. Подход Лысенковой выражается в сочетаниях приобретенных ранее и новыми знаниями. Он состоит в опережающем, т.е. пробно-порциальном включении нового материала, тем самым открывается перспектива, в которой можно дать каждому ученику и всем вместе столько часов, сколько им будет необходимо. При этом индивидуальные занятия полностью исключаются. Комментированное управление это опора мысли, опора действий, основано на обучении мыслительным процессам одного ученика другим, а опорные схемы позволяют самостоятельно делать вывод в процессе объяснения материала.
Лысенкова Софья Николаевна (24 февраля 1924 — 6 декабря 2012, Москва), российский педагог-новатор, заслуженный учитель РСФСР (1981 г.), народный учитель СССР (1990 г.), в 1999г. Ей была присвоена высшая отраслевая награда Министерства общего и профессионального образования РФ — медаль К.Д. Ушинского. Ею были сформулированы основные постулаты методики опережающего обучения. С 1974 г. Работала в средней школе №587 (Москва) учителем начальных классов.
Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике ребёнку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передаёт опыт. Подготовить ребёнка к жизни — это конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у него для её достижения.
Современная школа готовит детей в основном к исполнительской деятельности и развивает преимущественно их исполнительские способности. Но нарастающая потребность общества в развитии творческих способностей людей все более и более ощутима и школа уже делает первые шаги в этом направлении. На это направлены и реформа школы 1984 года, и решение о введении курса по изучению компьютерной техники, и поиски учителей-новаторов — В. Ф. Шаталова, М. П. Щетинина, С. Н. Лысенковой и других, удивляющие нас раскрывающимися возможностями детей.
Методологические критерии оценки методик обучения грамоте.
... (развивается) теория букваристики. Методологические критерии оценки методик обучения грамоте. Для выделения методологических критериев оценки достаточно ... обусловлено ориентацией организации и содержания обучения грамоте на механизмы опережающего отражения речевой деятельности. Только они, ... педагогики прямого воздействия на школьника и управления его развитием. Принципиально меняется в личностно ...
Познание закономерностей развития детских способностей является сдвигом развития детей в сторону более раннего, открывает огромные резервы способностей, которые не всегда достаточно хорошо развиваются в младшем школьном возрасте. Уделение большего внимания этой проблеме, позволит уменьшить или вообще убрать перегрузку учащихся в школе, которая на данный момент угрожает здоровью. Так же сможет освободить детям время для занятий теми видами человеческой деятельности, для которой сейчас его не остается, на спорт и на техническое и научное творчество; позволит резко повысить уровень школьной подготовки; поможет создать условия, при которых станет возможным развитие всех творческих сил человека.
Чтобы уменьшить объективную трудность некоторых разделов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему начинать не в заданные часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Софья Николаевна называет это перспективной подготовкой, т. е. начало попутного прохождения трудной темы, приближённой к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что будет позже основной) тема даётся на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут).
Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми переходами: «от простого к сложному»; « от известного к неизвестному». В работу вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга.
В этом направлении работала С.Н. Лысенкова, предложив в итоге «идею опережающего обучения», о которой и пойдет речь в данной работе. Ставив перед собой цель, открытие приёмов работы в классе, позволяющих успешно учить, развивать и воспитывать каждого ученика, при этом ориентировавшись на стандарты, усвоение ЗУНов и успешное обучение всех учащихся. Для достижения поставленных целей, С.Н. Лысенкова, использует следующие положения:
— Успешное обучение, развитие и воспитание каждого ученика. Через комфортность в классе (ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться).
— Согласованность методических приемов с положениями теории обучения.
— Переход от наглядно-чувственного восприятия к абстрактно-логическому.
— Возможность использования опорных схем в целях дифференцирования заданий каждому ученику.
Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...
... работа по теме «Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи» включает в себя 3 ... ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения аналитико-синтетического ...
— Постепенное развитие самостоятельности.
— Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
— Через знающего ученика, учить незнающего.
Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С.Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Учительница подтвердила жизненность этой мысли и блестяще ее реализовала в начальных классах. Реализация опережающего обучения имеет три этапа:
I — предварительная подготовка учащихся: введение первых порций (элементов) будущих знаний;
II — уточнение новых понятий и их применение;
III — открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.
В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал.
Объект исследования: учебный процесс, ориентированный на опережающее обучение
Предмет исследования: условия применения технологии опережающего обучения
Цель исследования: выявить тенденции и особенности системы опережающего обучения Софьи Николаевны Лысенковой
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические обоснования системы опережающего обучения.
2. Проанализировать содержание опережающего обучения.
3. Описать организацию учебной деятельности учащихся.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом
1.1. Идея опережения
«Каждому ребенку нужен успех»
А.И. Адамский.
Успех в труде — первостепенное условие становление личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. [2]
В младшем школьном возрасте это особенно важно. Если усилия ребенка не будут успешными, то он начинает сомневаться в себе, в своих возможностях.
Постоянные неудачи отбивают у ребенка охоту заниматься и учиться вообще. А если ребенок будет справляться с поставленной, посильной для него задачей, если работать будет с интересом и увлечением, то и результат будет положительным. Отсюда у ребенка будет хорошее настроение, повышенная мотивация на работу, как дома, так и в классе. Желание учиться только усиливается. Как писал В. А. Сухомлинский, «напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми» (Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: В 3т. — М., 1979. — Т.1. — С. 165).
Задумавшись над тем, почему некоторые дети слабо усваивают материал, С.Н. Лысенкова пришла к выводу, что многим просто не хватает времени для усвоения темы. Одним детям нужно пять уроков, другим — пятьдесят. И вот она, главная ценность в уроке — время. Именно слабые ученики отнимают у учителя то время. Которое нужно выигрывать. Почему появляются слабые ученики? И Софья Николаевна замечает то, что дети испытывают трудности при переходе от яркой и доступной наглядности, к серьезному материалу, на основе которого нужно строить свои выводы и суждения. Именно это, дети не могут понять с первого урока, ни быстро заучить. Все это приводит к проявлению и нарастанию пассивности. Но как можно обеспечить всем успех, если на освоение одной темы, разным детям нужно разное время? Удовлетворить потребность природы каждого ребенка, не разделяя при этом класс на сильных и слабых, — вот главная цель опережения.
Исследование особенностей познавательной готовности к обучению ...
... работы является теоретическое и эмпирическое исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушением зрения. Объект - познавательная сфера дошкольников с нарушением ... ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения .1 Особенности психического развития дошкольников подготовительной ...
Можно ли закончить с шестилетками программу начальной школы за три года вместо четырех? А с семилетками — за два вместо трех?
Искушенные учителя и родители горько усмехнутся: кому это надо? По восемь уроков в день, ничего, кроме школы и непомерной домашней работы для детей? А те, кому удалось увидеть это близко, просто возмутятся: «Видели бы вы этих учеников: сначала отбирают самых способных и здоровых, а потом и у них начинаются от перегрузок носовые кровотечения, обмороки. При этом тех, кто не справляется, приходится отсеивать, переводить в обычные классы, где проходят программу в общем темпе».
Опережение Лысенковой — это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо отведенных по программе восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!
Опережение Лысенковой — это не класс вундеркиндов, а самые обычные дети обычной школы без всякого отбора и отсева. Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей.
Опережение Лысенковой — это не загруженные школьными уроками и домашними заданиями с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в столице — музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием — и просто гулять. У Лысенковой строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна на нее посягать.
Но как? [3]
Самое занятное занятие — управлять своим временем!
«Время — вот главная ценность учителя начальной школы. Вот что, прежде всего, отнимают у него слабые ученики и вот что должен он выиграть: время для большого количества упражнений, для безостановочного повторения. Почему в любой работе возможен ритм и темп, а урок то и дело приходится фактически прерывать, чтобы вытянуть ответ у одного, дождаться, пока допишет строку другая, вернуть в класс третьего, заглядевшегося на солнечный блик?»
Но разве можно управлять темпом мысли? Разве это кому-нибудь удавалось?
Удалось. Лысенкова поняла: если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. В классе не должно быть мертвой тишины! Пусть на первых порах даже во время самостоятельной работы беспрестанно звучит голос ученика, голос мыслящего человека. Он и будет задавать общий темп умственной деятельности.
Тихо в классе. Ребята решают примеры в тетрадях. Все как обычно. Но спокойным, негромким голоском кто-то из детей, не отрываясь от работы, говорит, управляя классом: «Пишу шесть. Пишу плюс. Пишу два. Пишу получится. Пишу восемь». «Совершенно верно, — с восхищением объявляет учительница, — шесть плюс два получится, естественно, восемь. Наташа!» — и наклоняет голову, прислушиваясь к Наташе. «Пишу четыре. Пишу плюс…» Все пишут вместе с Наташей, не торопясь и не отставая — ни один не отстал! А с чего вообще начинается отстающий в школе? С маленького примера 6 + 2, который он не успел сделать вместе со всеми.
Формирование готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет
... ставить вопросы и давать точные ответы; интерес к школе и учебной деятельности. К.Ушинский [21] также в своих работах писал о том, что основные направления подготовки к началу ... систематически проводит диагностику по выявлению знаний, умений и навыков и организует коррекционную работу с детьми исходя из результатов диагностики, являющейся базой для конструирования образовательного процесса на ...
А на следующем уроке:
«Пишу «ШУМ», гласная У, замочек, М».
«Пишу «НАС», гласная А, замочек, С».
Не просто пишут — объясняют, думают вслух!
Постепенно ребята приучаются к определенному темпу работы, приучаются постоянно думать — нет больше медлительных в классе, не зависит от них учительница! А когда начнут задавать уроки, то и дома все будут работать в том же спокойном темпе, не отвлекаясь, будут управляться с заданиями в считанные минуты, словно все от рождения отличники, на радость мамам и папам». [4]
Сначала простейшее письмо — палочки и крючочки — под управлением, а далее комментированное управление экономит время урока, а еще — еще развивает речь. Управление начинает учитель, дети подключаются. Конечно, не сразу, не все. Но с к……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. — М.: Учпедгиз, 1960. — 112 с.
2. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения / С.Н. Лысенкова. — М.: Просвещение, 1988. — 25 с.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Макарова. — М.: Просвещение, 1990. — 83 с.
4. Соловейчик А.С. Идея опережения / А.С. Соловейчик // Первое сентября. — 1999. — №50. — С. 3-5.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. — М.: Академия, 1960. — 106 с.
6. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды / Р. Заззо // Вопросы психологии. — 1967. №2. — С. 129.
7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. // Избранные психологические исследования. — 1956. — С. 429.
8. Каиров И.А. Педагогический словарь Т.1. / И. А. Каиров. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 234 с.
9. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова. — М.: Педагогика, 1985. — 35 с.
10. Никитин Б.П. Вот как надо учить / Б.П. Никитин. // Народное образование. — 1964. №1. — С. 53.
11. Лехестик П.Г. Об одном из путей предупреждения неуспеваемости в школе. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. / П.Г. Лехестик. — Минск. М.: 1973. — 207 с.
12. Айзенк Г. Проверьте свои способности / Г. Айзенк. — М.: Мир, 1972. — 20 с.
13. Педагогика / под редакцией П.И. Пидкасистого, М.: Педагогическое общество, 1996. — 640 с.
14. Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись / К.В. Кумунжиев. — Ульяновск: 1997. — 82 с.
15. Лукьянова, М.И. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. — 64с.
Технология подготовки и проведения классного часа
... таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения; 7) проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как ... или иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, ...
17. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий Т.1. / Г.К. Селевко. — М.: «НИИ школьных технологий», 2006. — 405-407 с.