Развитие критического мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

МИНОБРНАУКИ России

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Брянский государственный университет

имени академика И.Г.Петровского (БГУ)

Социально-педагогический факультет

Кафедра теории и методики начального образования

Курсовая работа

Развитие критического мышления у младших школьников при изучении предмета

«Окружающий мир»

Выполнила:

студентка 4 курса 401 группы

********

Научный руководитель:

К.п.н., доцент

*******

Брянск 2013

Содержание

Введение… 3

I Глава. Психолого-педагогические основы развития критического мышления в 3 классе

§ 1.1. Сущность понятия «критическое мышление». Особенности мышления младших школьников…7

§ 1.2. Технология развития критического мышления младших школьников в процессе обучения…16

§ 1.3.Методы и приемы развития критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира …22

II Глава. Процесс развития критического мышления в 3 классе

§ 2.1.Анализ содержания учебного материала в учебнике «Окружающий мир» 3 класс автор Вахрушев А.А. …38

§ 2.2. Анализ педагогического опыта по развитию критического мышления младших школьников в курсе «Окружающий мир»…44

§ 2.3. Комплекс методов и приемом развития критического мышления младших школьников в 3 классе…47

Заключение…62

Список литературы…65

Приложение…68

Введение

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.

Основная идея новой парадигмы образования сводится к интеллектуальному и нравственному развитию личности (человека), что и заложено в качестве основных целей обучения во многих программах образовательных систем в мировой практике: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического, творческого мышления, умения работать с информацией. Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать факты с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям.

17 стр., 8162 слов

Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

... все результаты с обоих классов и сделан общий вывод о влиянии темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками. . ... , упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями+Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадовЧлены коллектива ... , упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями+Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадовЧлены коллектива ...

В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества формирование критического мышления является одной из главных задач системы образования в целом.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Технология развития критического мышления в настоящее время активно внедряется в систему западного образования. Исследователи критического мышления, американский ученый М. Скривен, указывая на необходимость развития критического мышления учащихся, говорит о нем как об образовательной ценности «критическое мышление» — это навык, который можно поставить наравне с умениями читать и писать" [24, с. 15]. Успешное формирование критического мышления у младших школьников возможно при своевременной, правильной диагностики уровня развития критического мышления, целенаправленному обучению.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... метод определений обнаруживает большой качественный сдвиг в мышлении школьника по сравнению с дошкольником. Основная линия развития мышления проявляется в том, что определения, т.е ... объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, при­обретают способность действовать «в ...

Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.[7, c. 12].

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Необходимы методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология». [2, с. 3].

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.[8, с. 65].

5 стр., 2141 слов

Особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира».

... окружению. Объект исследования: школьники младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности изучения темы «Охрана животного мира» в младших классах. Цель работы: рассмотреть особенности изучения школьниками младших классов темы ... рождения мысли. Эти ассоциации растут и увеличиваются. Тогда говорят, что мышление становится все глубже и шире…» [9, c.18]. Еще одной ...

В «Концепции Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования» от 2008 года обосновано положение, согласно которому «…содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего развитии мышления и таких его качеств как ясность, точность, последовательность, доказательность, уместность, полнота…» [19, c. 17].

Эти качества присущи такому мышлению как критическое, что в свою очередь говорит о приоритетности данного направления в образовательном процессе.

Тема исследования: Развитие критического мышления младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

Цель исследования: выявление эффективных методов и приемов развития критического мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

Объектом исследования: процесс развития критического мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

Предметом исследования: методы и приёмы РКМ младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в 3 классе .

Проблема: в реальной практике обучения, учителя используют репродуктивные методы обучения.

После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: использование методов и приёмов ТРКМ младших школьников при изучении курса «Окружающий мир», будет способствовать активизации мыслительной деятельность учащихся наибольшему эффективному усвоению содержания учебного материала.

I. Глава. Психолого-педагогические основы развития критического мышления в 3 классе

§ 1.1. Сущность понятия «критическое мышление»

Термин критическое мышление употребляли в своих работах Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления. Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. Так, Д. Браус и Д. Вуд говорят, что это поиск здравого смысла, т. е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений. [17, c. 39]…

26 стр., 12558 слов

Развитие творческого мышления школьников в процессе трудового обучения с учетом требований федерального государственного общеобразовательного стандарта

... развития творческого мышления школьников. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ проблемы развития творческого мышления школьников. 2. Выявить уровни развития творческого мышления и особенности мотивационной сферы. 3. Разработать педагогические действия ...

Заключение

Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.

Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся — одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников,.

4 стр., 1777 слов

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

... развития - Изд. 2-е, перераб., М.: Просвещение,1965. - 356с. 19. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников ... . ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Исследования проблем формирования мышления и речи школьников в отечественной и зарубежной ...

С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.

В ходе исследования были решены следующие задачи.

На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования логических учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.

Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия «универсальные учебные действия младших школьников». Под «универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию".

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение культуры и социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие ... в себя: - биодинамические свойства движений, опыт действий; - чувственные образы; · рефлективное сознание (сознание ... лица, дрожь и т. п.); 3) действия, которые имеют определенный смысл; 4) поступки ...

В основу данной работы положено понятие и диагностика логических учебных действий, а так же рассмотрена технология РКМ. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

«Скажи мне — я забуду,

Покажи мне — я запомню,

Вовлеки меня — я пойму".

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы, которые развивают логические УУД.

Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как «умение учиться». Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, ее развитие и становление.

Окружающий мир, как школьный предмет выполняет особую роль .Это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В частности на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию логических универсальных действий.

Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по окружающему миру.

Список литературы:

1.Абдулин О.А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1983. — 146 с.

2. Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006−2007 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

3. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. / Учебно-методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2003. — 208 с.

4. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 1991. — 192 с.

5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Ось — 89, 2001. — 272 с.

6. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1983. — 222 с.

7. Баранов С. П. Педагогика. — М.: Просвещение, 1987. — 93 с.

8. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа — 1994 — № 11. — 13 с.

9.Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Часть 1 — М.: «Баласс», 2000.

10. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Часть 2 — М.: «Баласс», 2000.

11. Вохмянина. А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена. -Магнитогорск. 1985 г. — 23 с.

12. Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Начальная школа. — 1996. — № 3. — 6 с.

13.Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала Директор школы. — 2006. -№ 4.

14.Дорфман Л. Я., Критическое мышление и индивидуальность // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2001−2002 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru

15. Дьюи Д., Демократия и образование. — Москва: Знание, 2000. — 16 с.

16.Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. И.В.Муштавинская. -СПб.: Альянс-Дельта, Речь. -2003.

17. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985. № 5. — 20 с.

18. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва. «Просвещение», «Владос». 1994. — 67 с.

19. Концепция Федеральных Государственных Образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — C. 16.

20. Король С. А., Особенности критического мышления // Вопросы психологии. — 2004. — № 4. — С. 47.

21. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. Гамезо. -М.: Просвещение, 1982. — 88 с.

22. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-пресс, 1998. — 295 с.

23.Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». -2001. -№ 4.

24. Мерзлякова Т. Ю., Тип мышления? Или что такое критическое мышление ребенка? // Вопросы психологии. — 2001. — № 11. — С. 47.

25. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1985. — 263 с.

26. Муравьев Е. В., Критика и критическое мышление // Образование в современной школе. — 2010. — № 3. — С. 32.

27. Мухина В.С. «Детская психология» — М: Просвещение, 1985 г. — 302 с.

28. Немов Р.С. «Психология» в 3 кн. Кн. 2 Психология образованияизд. — М: Просвещение: Владос. 1995 г. — 121 с.

29. Обухова Л. Ф «Детская психология: теория, факты, проблемы, — М: Тривола, 1995 г. — 155 с.

30. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф.Паламарчук. -М.: Просвещение, 1987.

31.Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К.Селевко.-М.: НИИ школьных технологии, 2005.

32.Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. — 2006. № 4, с.19(Глава 1)

sibac.info/index.php/2009−07−01−10−21−16/372−2011−12−23−15−52−39

33. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. -М.: Просвещение, 1963. — 111 с.

34. Шардаков В. С. Мышление школьников.- М.: Просвещение, 1963. — 204 с.

35.Халперн, Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. -СПб: Питер, 2000 -(серия «Мастера психологии»).

36. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — ч1 — М: Просвещение, 1980 г. — 211 с.

37. Эльконин Д.Б. «Детская психология» — М: Педагогика 1960 г. — 168 с.

38. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии» / П.ред. Д.И. Фельдштейна — М: Международная педагогическая академия, 1995. — 291 с.

39. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. — М.: АО «Столетие», 1995. — 90 с.

40.superinf.ru/view_article.php?id=216

41.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=119:norm_doc8&Itemid=6

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector