Разработать и провести социологическое исследование в БГУЭП

Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы изучения процесса адаптации 5

1.1. Понятие и виды адаптации 5

1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса 8

2. Социологическое исследование процесса адаптации в БГУЭП 12

2.1. Программа социологического исследования 12

2.1.1. Методологический раздел 13

2.1.2. Методический раздел 14

2.2. Анализ результатов 16

3. Выводы и рекомендации 19

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Приложение 27

Введение

В современном мире человек должен быть мобилен, мобилен во всех сферах, будь то образование или работа. Технологии движутся вперед, условия жизни меняются настолько быстро, что промедления непростительны. Необходимо адаптироваться для выживания. Адаптироваться к новому гаджету, новой работе, машине, коллективу, всего не перечесть. От того насколько ты быстро и успешно адаптируешься, зависит то, что ждет тебя впереди.

Поступая в университет, студент меняет в своей жизни весь привычный уклад. Он отдаляется от родителей, место обучения совсем не похоже, на то где он был прежде, встречает новую группу, и наконец меняет место жительства. Предметы стали глубже, оценки уже не пяти бальные и уроки не по 40 минут. Все это и многое другое, то к чему студенту необходимо адаптироваться.

Адаптация в широком смысле — это процесс приспособления к условиям внешней среды.

Проблема адаптации исследуется много и довольно широко. Большое внимание в психологии, социологии, медицине и других отраслях научного знания уделяется и рассмотрению проблемы адаптации студентов, вопросу эффективности подготовки будущих специалистов. В современных социально-экономических условиях вузовское образование осуществляется на фоне высокой неопределенности жизненной перспективы молодых людей. ВУЗ лишь временно защищает от трудностей поиска своего места в жизни, лишь на короткий срок отодвигает необходимость вступления в конкурентные отношения с профессионалами и другими молодыми специалистами. Тем не менее, время студенчества — это особый период в жизни человека, и, прежде всего, это период неожиданного столкновения с совершенно неизвестными проблемами, решать которые должен сам студент.

Процесс адаптации затрагивает всех и каждого, однако, не все справляются с ним одинаково. На каждого человека разные факторы воздействуют по разному. Некоторые люди сталкиваясь с проблемами в процессе адаптации не адаптируются, а «опускают руки», закрываются. От этого падает успеваемость, сужается круг общения, в итоге это может вылиться в различного рода проблемы психологического, материального, социального характера

6 стр., 2943 слов

Психолог в системе образования проблемы подготовки

Психолог в системе образования: проблемы подготовки В.А.Мазилов В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного внедрения психологии в систему образования. Многие образовательные учреждения имеют собственные психологические службы, издается огромное количество специальной литературы, проводятся многочисленные конференции, посвященные работе психолога в школе, в интернате, в детском саду. ...

Несмотря на широкую известность проблемы, в университетах часто закрывают глаза на неё. Происходит это, потому что как сами студенты не понимают, когда процесс адаптации протекает неправильно, так и со стороны ВУЗа полное безразличие по поводу этой проблемы. Не стоит исключать того варианта, что руководство ВУЗа не делает ошибки, закрывая глаза на процесс адаптации. Возможно, эта проблема действительно не стоит внимания из-за ряда причин, будь то малое количество студентов, которым трудно адаптироваться в ВУЗе или незначительность тех последствий, которые из этого вытекают. Таким образом понятно, что процесс адаптации стоит изучить поподробнее.

Цель: Разработать и провести социологическое исследование в БГУЭП, в результате которого, будут разработаны рекомендации для университета.

Задачи:

— Изучить понятие адаптации

— Рассмотреть адаптацию студентов

— Провести социологическое исследование, в рамках которого будут выполнены следующие задачи:

· Исследовать особенности адаптации студентов.

· Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов, а также степень их воздействия.

· Определить условия успешной адаптации студента.

· Выявить взаимосвязь между процессом адаптации и различными сферами студенческой жизни (успеваемость, внеучебная деятельность, отношения с одногруппниками и пр.)

— проанализировать полученные данные, сделать выводы и сформулировать предложения, рекомендации по соответствующим проблемам.

1. Теоретические основы изучения процесса адаптации.

1.1. Понятие и виды адаптации.

Категория адаптации относится к числу наиболее общих понятий, определяющих связь живого организма со средой. Введенное в 1865 г. Аубертом для обозначения изменения чувствительности при длительном воздействии адекватного раздражителя, оно стало одним из центральных понятий в науках о жизни: философии, физиологии, медицине, психологии. Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

15 стр., 7170 слов

Особенности социально–психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих в родительской семье и вне ее

... адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Налчаджян А.А. рассматривал адаптацию, как процесс приспособления к условиям ... особенностей социально - психологической адаптации и самоактуализации студентов, были применены статистические методы ... некоторых психолого-педагогических и медико-физиологических факторах адаптации студентов // Специалист, 2004, № 11, ...

Большинство исследователей специфику адаптации человека видят в его способности активного сознательного воздействия на окружающую среду, а мерой индивидуального здоровья считают свойство каждой живой системы адаптироваться к окружающим условиям. Исследователи валеологической ориентации И.И. Брехман и А.Г. Щедрина придерживаются мнения о здоровье, как индивидуальном качестве, которое определяется как способность «сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров потока сенсорной, вербальной, структурной информации».

По мнению академика М.К. Агаджаняна, здоровье или адаптация организма есть «устойчивый уровень активности взаимосвязи функциональных систем, органов и тканей, а также механизмов управления». Такой уровень обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма.

По мнению М.А. Гилинского эффективность приспособления индивида к меняющимся условиям среды обеспечивается не только возможностями специфических систем организма, несущих бремя гомеостатических регуляций, но и «способностью центральных механизмов формировать на основе накопленного опыта оптимальную стратегию реагирования». Качество адаптивной реакции зависит от активности ряда систем мозга, выполняющих интегративные и регуляторные функции на пути от запускающего адаптационный процесс стрессора, до комплекса реакций. Необходимыми компонентами физиологических адаптаций являются также привыкание и фиксация адаптивного навыка. Привыканию отводится роль основного пути приспособления организма к среде. Существует гипотеза о наличии особой формы вегетативной памяти.

2 стр., 797 слов

Ее целью является выработка и овладение навыками, способствующими личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологические основы психотерапии.   Соотношение различных видов психологической помощи.   Оказание психологической помощи — одна из важнейших задач клинической психологии. Психологическая помощь необходима здоровым людям (клиенты) с разнообраз­ными житейскими проблемами, находящимся в кризис­ном состоянии, а также больным (пациентам) с различ­ными психическими и соматическими ...

Адаптация, как процесс приспособления живых организмов к тем или иным условиям существования или к меняющимся условиям среды включает в себя все виды приспособительной деятельности организмов на клеточном, органном, системном и организменном уровнях.

По Ф.З. Меерсону фенотипическая адаптация есть процесс, в результате которого «организм получает возможность жить в условиях ранее не совместимых с жизнью или решать ранее неразрешимые задачи».

По мнению некоторых авторов, психическая адаптация — это всегда регуляция в состоянии стресса.

Адаптивность к стрессу — это универсальная способность человека, связанная с преодолением сложных, стрессовых, критических, экстремальных, травматических событий своей жизни.

Адаптивность к стрессу включает 8 базовых способностей:

— Оптимистический когнитивный стиль, характеризующийся активной жизненной позицией, жизнелюбием, чувством юмора, высокой мотивацией достижения, ориентированной на моторную и языковую активность.

— Способность устанавливать и развивать поддерживающие отношения, оказывать и принимать инструментальную и эмоциональную поддержку. Социальная поддержка в виде прямого информирования о нежелательных действиях может предотвратить стресс. Социальная поддержка полезна также в постстрессовых состояниях, позволяя мобилизовать личностные ресурсы и справляться с эмоциональными нагрузками.

— Способность к адаптивному мышлению, которая свидетельствует об осознанности, самоконтроле, рефлексивности, гибкости мышления, способности дистанцироваться от травматических событий, что приводит к устранению стрессовой симптоматики.

— Способность к адаптивному сну и сновидениям. Свидетельствует о развитых умениях оптимизации и нормализации сна и сновидений.

4 стр., 1978 слов

Психологические особенности адаптации школьников в условиях ВУЗа

... адаптации в вузе, сложными межличностными отношениями в студенческих группах на начальных этапах взаимодействия и общением с преподавателями в новых условиях обучения; для студентов ... развития креативного поведения студентов, определения методов и технологий ориентации студента на успешность в выполнении им учебно-профессиональных задач. Креативность - способность продуцировать принципиально ...

— Способность к уверенному поведению, проявляю……..

Список использованной литературы

1. Андреева Д.А. Проблемы активности студентов. — Ростов н/Д.: Эдема, 2005 — 159 с.

2. Андреева Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе, — А.: Человек и общество, 2006.- 451с.

3. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.Я. Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2010, № 3.

4. Мельник С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу, — Студенческий научный журнал Т.1. № 6, 2010.С. 80 — 94.

5. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека // Социологические исследования, 2008, № 8, с. 100-106.

6. Миасса И.Д. Проблемы адаптации студента в вузе, — Студенческий научный журнал Т.1. №1, 2010.С.75- 89.