Психолого — педагогическая профилактика отклоняющегося поведения подростков

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы отклоняющегося поведения подростков 5

1.1. Предпосылки девиации в подростковом возрасте 5

1.2. Типы девиаций. 7

1.3. Виды отклоняющегося поведения 11

1.4. Основные причины отклоняющегося поведения подростков 18

Глава 2. Деятельность по коррекции возрастных отклонений у подростков 24

2.1. Направления работы социального педагога по профилактике социальных отклонений подростков 24

2.1. Психолого — педагогическая работа по профилактике девиантного поведения в семье. 28

Заключение 33

Список литературы 35

Введение

Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного соци­ального развития, возникающего на различных возрастных этапах. Участие социолога в предупреждении правонарушений и рецидивной преступности среди подростков сводится к трем основным функциям: диагностирование, консульти­рование и коррекция (доп. направление — профилактика).

Диагностика — это пер­вый этап работы с «трудными» подростками. Диагностика не является самоце­лью, а необходима для так называемых диагностико-коррекционных комплек­сов, позволяющих выявить дефекты психосоциального развития и наметить комплексную программу его коррекции.

Прежде чем определить социолого-диагностический инструментарий, необ­ходимо ответить на простые, но вместе с тем крайне важные вопросы: какие па­раметры и с какой целью следует выявлять.

С.Л. Рубинштейн писал, что когда мы хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, то стремимся получить ответ на вопросы:

а) чего хочет человек?

б) что он может?

в) что он есть?

Учитывая специфику работы с дезадаптивными подростками, важно еще опреде­лить характер и причины отклоняющегося поведения. Индивидуально-психологическое обследование предполагает выявление как слабых, так и силь­ных сторон личности подростка, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который нужно опираться в процессе воспитания, пере­воспитания и самовоспитания.

С каждым днем число девиантных семей увеличивается, растет число преступлений и наркомании среди несовершеннолетних, дети убегают из дома не посещают школы, увеличивается число бездомных никому ненужных детей. Единственным способом как-то изменить сложившиеся положение помочь лю­дям преодолеть их проблемы, для этого нужно создавать психологические и со­циальные службы для работы с такими детьми. Но если их деятельность не будет поддерживаться социумом и государством, рост преступности, наркомании и т. д. будет только расти.

8 стр., 3956 слов

Реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

... отклоняющегося поведения подростков. Объект настоящей курсовой работы – социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения подростков. Предметом настоящей курсовой работы выступают социально-психологические условия реабилитации подростков с отклоняющимся поведением. В данной работе ... цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности ... Относительно небольшое число непосредственно ...

Цель: Рассмотреть особенности психолого — педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы отклоняющегося поведения подростка и его семьи.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы отклоняющегося поведения подростков

1.1. Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зре­лости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общест­венный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... кризисный период происходят глубокие измене­ния в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце ... деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не прини­мают ... действовать, начинает скры­вать свои переживания и колебания, пытается не показы­вать другим, что ему плохо. Ребенок ...

Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и педа­гогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно­сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего на­чинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в разви­тии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызыва­ет состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социаль­но-психологические проблемы полового воспитания.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, то­гда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором ме­жду официальным коллективом и неформальной группой общения. Пред­почтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя ком­фортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

3 стр., 1267 слов

психолого-педагогическая коррекция тревожного поведения в младшем школьном возрасте.

... 21 Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция тревожного поведения детей младшего школьного возраста……………………………………... 37 3.1. Планирование и проведение исследования ... . Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб., 2004 5. Битянова М.В. ... Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками // Под ред. Дубровиной И.В. – М., ...

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослы­ми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоот­ношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом ста­новится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию ра­венства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстника­ми, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблаго­приятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося пове­дения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спорт­смен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере по­ведения.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком млад­шего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой дея­тельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролиро­вать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетво­рении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... выражает некое состояние организма. Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например ... хотя, разумеется, обязательно чем-то детерминировано. Экспрессивное поведение – это своего рода зеркало, оно отражает, обозначает ...

Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возму­жалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взросло­стью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой, и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

1.2. Типы девиаций.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с ус­воением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и вправил, установлен­ных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется де­виация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, кото­рое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в соци­альной сфере всегда связанна с деятельностью и выражается в поведении чело­века, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосре­дованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциу­мом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и со­циализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимо­действие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуаль­ности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Очевидно, что отклоняю­щееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории де­тей, которые подвержены этому процессу:

10 стр., 4925 слов

Система развития социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков

... , а на внутренний личностный самоконтроль. Подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - ... ) эмпирические: анкетирование: - «Анкеты для детей и подростков, склонных к девиантному поведению». Опытно-экспериментальная база исследования - социально-реабилитационный центр Лукояновского района. В состав испытуемых ...

— дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

— дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

— социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь ф…

.

Список литературы

1. Басаева Н.В. О борьбе в вредными привычками в школе. — М.: Из-во АПН РФ, 2007.

2. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Подростковая наркомания. Комплект наглядно-методических материалов. М.: Центр «Планитариум», 2001, 82с.

3. Белоусова О.В. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности — М.; Перспектива, 2009.

4. Волков Б.С. Психология юности и молодости. М.: Академический Проект: Трикста, 2006. — 256 с.

5. Выготский Л.С. Педология подростка. Сбор. соч.- М.: Педагогика, 2004.- Т.4.

6. Гребцов А.Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2006;

7. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. — Свердловск, 2007.

8. Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Система первичной профилактики наркотизации в условиях общеобразовательного учреждения — М.: Центр «Школьная книга», 2004.

9. Заика Е.В., Крсйдун Н.П., Ячина М.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением. Вопр. психол. 2000. № 4.

6 стр., 2530 слов

Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков

... педагогической коррекции тревожности подростков. Объект исследования – тревожность подростков. Предмет исследования – психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков. Гипотеза исследования: методы психолого-педагогической коррекции тревожности подростков ... Ю. Большаков. – СПб. : Социально-психологический центр, 2007. – 420 с. 9. Василюк, ... интеллектуальное развитие ребенка, закрепляется как ...

10. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева — Омск, 2009.

11. Змановская Е.В. Девиалогия. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

12. Зюбин, Л.М. Учебно — воспитательная работа с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин — М, 2002.

13. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко — М, 2002.

14. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии. М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 240 с.

15. Манапова Е.И. Диагностика отклоняющего поведения. Омск Из. Дом. Знание 2008.

16. Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред. К.М. Гурсвича и Б.М. Борисовой. — М.: Международная педагогическая академия, 2005.

17. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я — М.; Генезис, 2007.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector