Психологическое воздействие света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………….. 2

1. Теоретические основы изучения проблемы психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта ………………………………………….… 7

1.1 Понятие, виды и методы психологического воздействия в рекламе………………………………………………………………..………………… 7

1.2 Создание рекламы и рекламного продукта с использованием света, цвета, формы и корпоративной символики……………………………………………………………………………… 12

1.3 Психология восприятия рекламы и рекламного продукта………………………………………………………………………………… 20

Выводы по первой главе………………………………………………………..… 24

2. Экспериментальное исследование психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта……………………………………….…..…………………. 26

2.1 Организация и методы исследования………………………………………… 26

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта … 28

2.3 Практические пути усовершенствования психологического воздействия корпоративной символики на восприятие рекламного продукта…………………………………………………………………………………… 31

Выводы по второй главе…………………………………………………………. 33

Заключение……………………………………………………………………………………………………………… 34

Список литературы………………………………………………………………………………………….. 36

Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день, жизнь современного человека стала немыслима без рекламного фона, который становится все более очевидным и более активным. Реклама, практически проникла во все сферы общества, и в настоящее время активно влияет на сознание, эмоции и поведение людей. Причем наибольшую роль в этом, принадлежит свету, цвету, форме и корпоративной символике. Поэтому целью настоящей курсовой работы является изучение психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта.

15 стр., 7035 слов

Наружная реклама как средство психологического воздействия на аудиторию

... научного исследования является чрезмерное использование наружной рекламы как рекламного носителя, что оказывает огромное психологическое воздействие на сознание потребителя. Проблеме психологического воздействия рекламы на потребителя посвящено немало работ различных авторов, ...

Состояние и степень разработанности проблемы. Отметим, что проблема исследования психологического воздействия в рекламе, на сегодняшний день, изучена такими учеными как О.М. Алиевым (2010), Д.М. Арастумян, Е.Д. Байковой (2014),М.А. Измайловой (2011), Э.Р. Мусаелян (2012), М.А. Калимовым (2001), Г.А. Козубовой (2006), Л.А. Лебедевой (2013), А.Л. Лебедев-Любимовым (2002), Б.Р. Мадель (2014), Л.Ю. Меренковой (2013), А.С. Музыка (2009), Ю.В. Рыбасовой (2015), М.А. Сиривля (2010), Л.А. Юшковой (2007), И.В. Ярв (2011) и другими.

И.И. Баклановой (2012), О.Д. Быковой (2013), С.Б. Жулидовой (2013), А.А. Исаковой (2014), О.С. Медведевой (2014), Э.Ш. Никифоровой (2010), О.А. Филатовой (2010), О.А. Филлиповой (2011) — рекламный текст и его восприятие потенциальными покупателями. Д.А. Бакеевой (2011), Ю.С. Богуславец (2014), А.Т.-Г. Землянской (2012), Т.В. Колесниковой (2014), О.П. Миро (2014), Д.А. Радыльчук (2014), А.Л. Сема (2013), С.В. Сысоевой (2011), Л.А. Шалимовой (2007; 2013), Т.Л. Шкляр (2013) и другими — влияние света и цвета. Д.А. Мельник и О.В. Романовым (2009) — корпоративная символика. М.О. Макашевым (2012), А.В. Кузьминым (2012) и А.П. Павловым (2005) — психология бренда в рекламе. Однако, несмотря на это следует отметить, что вопрос о психологическом воздействии света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта остается недостаточно изученным. Этим и обусловлена актуальность и цель исследования данной курсовой работы.

Объект исследования — психологическое воздействие света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие потребителем рекламного продукта.

Предмет исследования — восприятие потребителем света, цвета, формы и корпоративной символики/бренда в рекламной продукции.

Гипотезы исследования: 1) существует психологическое воздействие света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие потребителем рекламного продукта; 2) на восприятие рекламного продукта больше всего влияет бренд/корпоративная символика.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы изучить теоретические основы проблемы психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта.

2. Проанализировать: 1) понятие, виды и методы психологического воздействия в рекламе; 2) создание рекламы и рекламного продукта с использованием света, цвета, формы и корпоративной символики; 3) психологию восприятия рекламы и рекламного продукта.

3. Выявить влияние света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта и продажу товара.

4. Организовать и провести экспериментальное исследование психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта.

5. Разработать практические рекомендации, основанные на экспериментальном исследовании психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта.

7 стр., 3271 слов

Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета

... целое, смысл которого не сводится к сумме значений отдельно взятых цветов. .Соединение цвета и формы. Символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), так и ... - чувствительность и эмоции. [1] 1.1.5 Цветовые символы христианства Средневековые богословы, восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывали, на то, что они ...

Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования, в частности, обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ литературы по изучаемой теме и эксперимент, основанный на проведении опроса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— проанализировано понятие, виды и методы психологического воздействия в рекламе;

— описано влияние цвета, света, формы и корпоративной символики, при создании рекламы и рекламного продукта;

— выявлено отличие и дана характеристика термину «корпоративная символика» и «бренд»;

— разработан опросник направленный на изучение восприятия света, цвета, формы и корпоративной символики в рекламе;

— доказано, то, что на восприятие рекламного продукта больше всего влияет бренд/корпоративная символика;

— разработаны практические пути усовершенствования психологического воздействия корпоративной символики на восприятие рекламного продукта.

Теоретическая значимость работы заключается в более углубленном теоретическом анализе термина «психологическое воздействие» и «реклама»;

описания видов и методов психологического воздействия в рекламе; анализа специфики и форм рекламы; в расширении представлений влияния цвета, света, формы и корпоративной символики, при создании рекламы и рекламного продукта; в уточнении термина «корпоративная символика» и «бренд»; в пояснении психологических характеристик участвующих в восприятии рекламной информации и продукции.

Практическая значимость работы заключается в разработке опросника направленного на изучение восприятия рекламы с использованием света, цвета, формы и корпоративной символики; в возможности использовать результаты экспериментального исследования в создании рекламы. Материалы курсовой работы могут быть использованы в практике изготовления рекламы и вузовского преподавания, в частности, при чтении курсов и спецкурсов по рекламе и психологии.

Достоверность и надежность полученных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций исследования; соблюдением логики и последовательности разработанного исследовательского замысла; многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования; содержательным анализом результатов диагностических процедур; всесторонним сопоставлением полученных данных; согласованностью теоретических выводов. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки и тщательным качественным анализом результатов.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определена цель, объект, предмет, задачи и методы исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы изучения проблемы психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта. Во второй — результаты экспериментального исследования психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта.

8 стр., 3766 слов

Вопрос 35. Использование психологических приемов в рекламном тексте

... воздействие на потребителя рекламы, которое тот не осознает и воспринимает как часть объективной информации о товаре. Рекламная ... "выигрыш-выигрыш".   Вопрос 35. Использование психологических приемов в рекламном тексте Языковое манипулирование – это отбор и ... невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем ...

Общий объем работы составил 54 страниц; библиографический список литературы включает 29 наименований.

1. Теоретические основы изучения проблемы психологического воздействия света, цвета, формы и корпоративной символики на восприятие рекламного продукта

1.1. Понятие, виды и методы психологического воздействия

В настоящее время категория «психологическое воздействие» становится одной из самых популярных при определении сущности восприятия рекламы и рекламного продукта. Однако, несмотря на это следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют четкость и однозначность в понимании и толковании этого психологического явления.

Термин трактуется чрезвычайно широко. Так, например, Г.А. Ковалев под психологическим воздействием (влиянием) понимает «процесс, осуществляющий регуляцию (саморегуляцию) активности взаимодействующих между собой равноупорядоченных систем определенного психологического содержания, результатом которого является поддержание функционального состояния этих систем или изменения состояния хотя бы в одной из них» [Ковалев, 1991, с. 9]. Т.С. Кабаченко, определяет как «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей [Кабаченко, 2000, с. 13]. В.В. Латынов — «поведение человека или группы лиц, которое имеет целью (или следствием) изменение поведения, когнитивной и эмоциональной сфер другого человека (группы людей)» [Латынов, 2012, с. 11].

Разносторонность взглядов, на наш взгляд, с одной стороны, обусловлена актуальностью темы исследования, а с другой — как отмечает А.А. Сергеев, К.А. Кучмистов и Е.С. Коваленко тем, что термин «психологическое воздействие», чаще служит одним из механизмов формирования и функционирования многих общественно-психологических явлений, в частности, общественного настроения и мнения, психологического климата в группе, склонности и предрасположенности к манипуляции, заражаемости и восприимчивости масс и др. [Сергеев, Кучмистов, Коваленко, 2013, с. 84].

Кроме того, как отмечает известный психолог Г.А. Ковалев с помощью этого понятия «увязываются в единую онтологическую ткань такие ключевые для психологии научные абстракции, как личность, общение, поведение, деятельность и т. п.» [Ковалев, 1991, с. 6]. Отсюда следует, что термин «психологическое воздействие» имеет многогранное содержание.

С целью раскрытия темы курсовой работы, в качестве рабочего определения нами выбран термин, данный известными психологами Д.М. Рамендик и О.В. Одинцовой. Под психологическим воздействием авторы понимают «одну из сторон взаимодействия, при которой в расчет принимается лишь одностороннее влияние, в результате которого происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия» [Рамендик, Одинцова, 2004, с. 146].

Аналогом этого термина, по мнению авторов, является понятие «манипуляция». Манипуляция — это вид психологического воздействия, выполняемого искусно и скрытно [Рамендик, Одинцова, 2004, с. 147].

По мнению, Д.М. Рамендик и О.В. Одинцовой, для возникновения манипулятивной ситуации достаточно намерения одной из сторон. В целом, имеется множество манипуляционных технологий, однако, в большинстве случаев, они подразделяются на следующие виды психологического воздействия [Рамендик, Одинцова, 2004, с. 148-149]:

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... развития образовательной деятельности; - учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности; 4. Усвоение: - теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного ...

1.Целенаправленное преобразование информации:

а) искажение информации, глубина которого может варьироваться от простой лжи до частичных деформаций: подтасовки фактов, смещения по семантическому полю понятий;

б) частичное утаивание иинформации, избирательная подача информации;

в) способ подачи информации (слишком много, с несущественными деталями, несистематизированно; «в разбивку», неудобными мелкими кусками; компоновка тем, наводящая на нужные выводы);

г) момент подачи информации (когда на нее не обратят внимания; когда ее очень ждут и поверят чему угодно);

д) подпороговая (незаметная на уровне сознания) подача информации — использование зрительного или слухового фона, создающего определенные ассоциации;

е) расчет на «ассоциативное знание», догадливость адресата и его действия по стереотипу.

2. Воздействие на специфические мишени — те психические структуры, на которые ок……..

Список литературы

1. Аксенов К.А. Реклама: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2011. — 96 с.

2. Антипов К.В. Основы рекламы: Учебник / К. В. Антипов. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. — 326 с.

3. Арустамян Д.В., Байкова Е.Д. Психологические методы воздействия рекламы // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 731-733.

4. Васильев Г.А. Поляков В.А. Основы рекламы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям 080100 «экономика», 080300 «Коммерция», 080500 «Менеджмент»/ — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012. — 719 с.

5. Веселова Ю.В., Семёнов О.Г. Графический дизайн рекламы. Плакат: учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. -104 с.

6. Головлева Е.Л. Основы рекламы: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2008. — 331 с.

7. Джефкинс Ф. Реклама: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012. — 543 с.

8. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности: Учебник. -3-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012 — 444 с.

9. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 544 с.

10. Казакова М. Реклама. — М.: Лаборатория Книги, 2010. — 76 с.

11. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: автореф. дис. д-ра психол. наук. — М., 1991. — 38 с.

12. Кузьмин А.В. Позиционирование торговых брендов средствами рекламы, роль имиджевой и информационной рекламы. — М.: Лаборотория Книги, 2012. — 99 с.

13. Латынов В.В., Журавлева А.Л., Павлова Н.Д. Психологическое воздействие: принципы, механизмы, теории // Психологическое воздействие: Механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под. общ. ред.. — М.: Институт психологии РАН, 2012. — С. 11-52.

14. Мандель Б.Р. Психология рекламы: иллюстрированное учебное пособие для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура).

4 стр., 1719 слов

М1.В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

... обучения. 9. Искусственные средства структурирования учебной информации. Сгущение учебной информации: понятие, этапы. 10. Общая характеристика методов активизации обучения в вузе: анализ конкретных ситуаций, методы проблемного ... методика работы. 5. Подготовка и проведение учебных занятий в вузе. 6. Основы педагогического контроля в вузе   Занятие 3 (6 часа). Тема: Психолого-педагогические ...

— М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 381 с.

15. Макашев М.О. Бренд: учеб. пособие. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 208 с.

16. Никулина С.А. Психология массовой коммуникации. Учебное пособие. — М.: Директ-Медиа, 2014. — 170 с.

17. Овчинникова Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 239 с.

18. Основы рекламы: учебник для студентов вузов, обучающихся вузов, обучающихся по специальностям 032401 «Реклама», 080301 «Коммерция (торговое дело)», 080111 «Маркетинг» / Ю.С. Бернадская и др.; под ред. Л.М. Дмитриевой, — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012. — 351 с.

19. Основы социально-психологической теории: учебное пособие /А.А. Бодалев, А.Н. Сухов. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 421 с.

20. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Шахурин В.Г. Основы рекламы: Учебник. — 14-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 540 с.

21. Психологическое воздействие в межличностной и массовой коммуникации / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.Д. Павлова. — М.: Изд-во «Институт психологи РАН», 2014. — 400 с.

22. Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психология и психологический практикум. — М.: Химия, КолосС, 2004. — 240 с.

23. Сергеев А.А., Кучмистов К.А., Коваленко Е.С. Воздействие как психологическое явление: историографический анализ // Вестник Волгоградского государственного университета, 2013. — Сер. 11, Естеств. науки. — № 1 (5).

— С. 84-88.

24. Сысоева С.В. Использование цвета в рекламе // Сибирский торгово-экономический журнал, 2011. — 147-149 с.

25. Учёнова В.В., Старых Н.В. История рекламы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Журналистика», «Реклама», «Связи с общественностью» — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 495 с.

26. Чумиков А.Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 159 с.

27. Швабская А.Л., Рыбакова Е.А. Психология рекламы // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2014. — Т. 2. — № 10. — С. 99-100.

28. Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация. — М.: Издательство Московского университета, 2010. — 464 с

Электронные источники:

29. Каздым А. Фирьменный стиль — имидж компании // Мастер продаж, 2011. — № 4. — [Электронный ресурс]. URL: < mastersaleissue.html?132> (Дата обращения: 13.05.2105)