М1.В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

 

Рекомендуется для направления подготовки

 

44.04.01 Педагогическое образование

 

Направленность (профиль)«Педагогика и психология высшего образования»

 

 

квалификация выпускника: магистр

 

 

1. Целью дисциплины является:

а) развитие общепрофессиональных компетенций определяется:

— готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

в) формирование профессиональных компетенций определяется:

— способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

— готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

— способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

— готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

— способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);

— готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);

— готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16).

2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них 20 часов аудиторных занятий: лекций – 2 часов, практических – 18 часов, 61 часов самостоятельной работы, экзамен.

11 стр., 5342 слов

Модель психологического сопровождения образовательного процесса ...

... работы: создать модель психологического сопровождения образовательного процесса в спортивной деятельности. Задачи: 1.Изучить значение спорта для развития ... огромные возможности для эстетического воспитания человека развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в ... совершенствует свой организм, и это очень важно. Час - полтора всегда можно выкроить для тренировки. ...

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина «Методика преподавания педагогических дисциплин в вузе» относится к вариативной части обязательных дисциплин профессионального цикла.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, усвоенных магистрантами в результате изучения дисциплин «Инновационные процессы в образовании», «Педагогика (высшая школа»), «Медиапедагогика и медиатехнологии».

Изучение данной дисциплины сопряжено с дисциплинами «Методика преподавания психологических дисциплин в вузе», «Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии и образовании».

Знания, умения, навыки, полученные магистрантами, создают теоретическую и практическую базу для изучения таких учебных дисциплин, как «Педагогическое измерение», «Практикум по профессиональной коммуникации».

4. Перечень планируемых результатов дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

— современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; методы систематизации и обобщения методического опыта;

— основы теории взаимодействия участников образовательного процесса;

— основные направления современных психолого-педагогических исследований, основы теории компетентностного подхода в образовании;

— основные функции методики преподавания педагогических дисциплин;

— приемы психолого-педагогического сопровождения применения методов в образовательном процессе.

Уметь:

— применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; применять современные методы распространения методического опыта;

— разрабатывать методики, технологии и приемы обучения, анализировать результаты процесса их использования в образовательных организациях;

— уметь формулировать исследовательскую (учебно-познавательную, учебно-профессиональную) задачу для обучающихся и организовать деятельность по ее решению в межпредметной и профессиональной области;

— использовать теоретические и практические знания в процессе решения задач;

— использовать междисциплинарные знания и умения при выборе методов преподавания;

— использовать элементы теоретических и практических знаний в процессе методического обеспечения учебного процесса;

— осуществлять выбор методов преподавания на основе ведущей функции;

— выстраивать профессиональное общение на основе известных приемов педагогического сопровождения.

Владеть:

— способами реализации современных методик и технологий организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;

— навыками руководства, навыками социального партнерства;

— навыками реализации методик, технологий и приемов обучения, в том числе инновационных;

— навыками работы с индивидуальными и групповыми технологиями принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

— навыками формулирования конкретной педагогической задачи и выбору эффективных методик преподавания;

— способностью организовывать учебный процесс на основе междисциплинарных знаний и умений.

 

Разделы дисциплины и виды учебных занятий

Наименование раздела дисциплины согласно п 6.1. Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий согласно п.5.
ЛК ПЗ СРС Всего
1. Профессиональная деятельность преподавателя вуза
2. Теоретико-методологические основы методики преподавания педагогических дисциплин в вузе    
3. Психолого-педагогические и методические особенности преподавания педагогических дисциплин  
4. Современные методы, формы и средства преподавания педагогических дисциплин в вузе.  
  Итого

* еще 27 часов отведено на подготовку к экзамену

6.3. Лабораторный практикум не предусмотрен*.

Тематика практических занятий:

Занятие 1 (2 часа).

Тема: Профессиональная деятельность преподавателя вуза

Вопросы для обсуждения:

1. Обучающая деятельность: понятие, виды

2. Взаимосвязь педагогической и научно-исследовательской деятельности

3. Профессионально важные качества преподавателя вуза: понятие, типология, показатели проявления.

4. Педагогическое мастерство преподавателя вуза: понятие, структура, стадии развития.

5. Профессионализм преподавателя вуза: понятие, компоненты

 

Занятие 2 (4 часа).

Тема: Теоретико-методологические основы методики преподавания педагогических дисциплин в вузе

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие научно-методического знания: понятие методики. Этапы развития

2. Основные методологические характеристики методики обучения: объект, предмет, задачи и функции

3. Методика обучения как наука.

4. Методы активизации обучения. Анализ конкретных ситуаций: виды учебных ситуаций, типы анализа конкретных ситуаций, методика работы.

5. Подготовка и проведение учебных занятий в вузе.

6. Основы педагогического контроля в вузе

 

Занятие 3 (6 часа).

Тема: Психолого-педагогические и методические особенности преподавания педагогических дисциплин

Вопросы для обсуждения:

1. Цель преподавания педагогики. Дидактические функции цели. Общие и специфические требования к будущему педагогу и их отличие в цели обучения.

2. Проектирование педагогических дисциплин.

3. Принципы построения учебных программ по педагогическим дисциплинам: принцип соответствия содержания обучения целям формирования личности педагога; принцип соответствия содержания обучения требованиям ценностной системы подготовки педагога; принцип соответствия содержания обучения научно-педагогическим требованиям.

4. Организация изучения студентами педагогического опыта. Управление самостоятельной работой студентов.

 

Занятие 4 (6 часа).

Тема: Современные методы, формы и средства преподавания педагогических дисциплин в вузе.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль и место лекции в вузе. Требования к лекции. Структура лекции. Критерии оценки качества лекции. Основы подготовки лекционных курсов. Главные достоинства лекции в вузе.

2. Семинарские и практические занятия в вузе. Цель практических занятий. Структура практического занятия. Требования к организации и проведению практических занятий. Виды и форма практических занятий. Критерии оценки практических занятий

3. Самостоятельная работа магистрантов: затруднения и их устранение. Виды самостоятельной работы магистрантов. Основные направления организации самостоятельной работы магистрантов

4. Научно-исследовательская работа магистрантов. Пути совершенствования НИР.

5. Организация педагогического контроля. Виды и формы контроля в вуза.

6. Педагогические технологии: их значение и роль в учебном процессе.

7. Концептуальные основы технологического обеспечения образовательного процесса в вузе.

8. Классификация образовательных технологий. Структура технологий. Инновационные технологии в вузе

 

Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.

Промежуточная аттестация выполняется в форме экзамена.

Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации и критерии оценивания:

1. Характеристика основных видов деятельности преподавателя вуза – обучающей, научно-методической, научно-исследовательской.

2. Педагогическое творчество: отличительные особенности, уровни проявления, этапы становления. Продукты научно-педагогической творческой деятельности.

3. Профессионально важные качества преподавателя вуза: понятие, типология, показатели проявления.

4. Педагогическое мастерство преподавателя вуза: понятие, структура, стадии развития.

5. Профессионализм преподавателя высшей школы: понятие, компоненты.

6. Методика обучения как наука: понятие, этапы развития, основные методологические характеристики, связь с другими науками.

7. Характеристика знаковых средств обучения.

8. Характеристика логических регулятивов обучения.

9. Искусственные средства структурирования учебной информации. Сгущение учебной информации: понятие, этапы.

10. Общая характеристика методов активизации обучения в вузе: анализ конкретных ситуаций, методы проблемного обучения, деловая игра, мозговой штурм, учебная дискуссия, методы развития критического мышления.

11. Основные организационные формы обучения в вузе: лекция, семинар, практикум, лабораторные занятия. Основные функции лекции и семинара.

12. Типология вузовской лекции (по научному уровню, дидактическим целям, ведущим методам).

13. Типология семинарских занятий в вузе (по дидактическим целям, по способу переработки учебной информации).

14. Методика подготовки и чтения лекции. Критерии оценки лекционного занятия.

15. Подготовка и проведение семинарских занятий. Критерии оценки семинарских занятий.

16. Принципы разработки цели: жизненность, реалистичность, диагностичность. Связь цели с государственным образовательным стандартом высшего образования.

17. Проектирование педагогических дисциплин. Принципы построения учебных программ по педагогике.

18. Особенности преподавания теоретических дисциплин. Методы и формы организации изучения теоретической педагогики.

19. Связь педагогической теории с практикой. Методы и формы организации изучения практической педагогики.

20. Изучение педагогического опыта.

21. Формирование практической готовности студентов к осуществлению педагогической деятельности.

22. Организация самостоятельной работы студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин.

23. Контроль и учет знаний по педагогике.

24. Исторический аспект преподавания педагогических дисциплин в вузе. Основные тенденции преподавания педагогических дисциплин в российских университетах.

25. Тенденции современного психолого-педагогического образования в мире.

26. Формы обучения, виды учебных занятий в вузе.

27. Важнейшие дидактические критерии учебника по педагогике и методике преподавания.

28. Основные технологические этапы разработки учебного курса по методике преподавания педагогических дисциплин.

29. Педагогические технологии: их значение и роль в учебном процессе.

30. Классификация образовательных технологий.

31. Структура технологий.

32. Инновационные технологии в вузе

 

Критерии оценивания компетенций магистрантов:

Профессиональные знания магистрантов при ответе на экзамене оцениваются по следующим критериям:

— уровень владения научным категориальным аппаратом;

— глубина научного анализа и полнота раскрытия вопроса;

— четкость, логичность и последовательность изложения усвоенных знаний;

— умение проиллюстрировать научно-теоретические знания практическими примерами.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется, если магистрант владеет всеми 4 пунктами, на высоком уровне владеет научным категориальным аппаратом, полностью раскрывает оба вопроса, четко, логично и последовательно излагает научный материал, умеет проиллюстрировать научно-теоретические знания практическими примерами.

Оценка «хорошо» выставляется, если магистрант недостаточно раскрывает один из пунктов; хороший уровень владения научным категориальным аппаратом, оба вопроса полностью раскрыты, но не прослеживается четкость, логичность и последовательность изложенной научной информации.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если магистрант недостаточно раскрывает два из пунктов, недостаточно раскрыт вопрос, средний уровень владения научным категориальным аппаратом, глубина научного анализа на низком уровне, нет четкости, логичности и последовательности изложенного научного материала

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если пункты не раскрыты, уровень владения научным категориальным аппаратом очень низкий, ответы не раскрывают сущность вопроса, нет четкости, логичности и последовательности изложения научного материала, научно-теоретические знания не проиллюстрированы практическими примерами.

К экзамену по дисциплине допускается магистрант, прошедший обучение и все виды текущей аттестации в соответствии с учебным планом. В противном случае, преподаватель не имеет права принимать у магистранта экзамен (зачет), предусмотренный учебным планом по данной дисциплине. Экзамен (зачет) проводится по экзаменационному билету в письменной или устной форме. Комплект билетов ежегодно обновляется, обсуждается и утверждается на заседании кафедры. Экзаменационные билеты, подписанные заведующим кафедрой, должны храниться в распечатанном виде на кафедре.

Результаты промежуточной аттестации вносятся в электронные ведомости и зачетные книжки студентов, отображаются в электронном портфолио студента в электронной информационно-образовательной среде университета.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (по отраслям) № 1505 от 21 ноября 2014 года и утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии профессионального обучения 1 сентября 2016 г., протокол № 2.

Разработчики:

К.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования З.И. Исламова

Эксперты:

К.п.н., доцент кафедры прикладной информатики Л.Г. Соловьянюк

К.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Л.В. Вахидова