Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ-ВПО «Астраханский государственный университет»
Факультет педагогики и социальной работы
Кафедра социальной педагогики и психологии
Курсовая работа
По дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования»
На тему: «Психологические трудности зрелой стадии брака»
Выполнила: Зайцева Е.В.,
студентка 4 курса,
специальности «Социальная
педагогика»
Проверила: Коробкова О.М.,
Доцент кафедры СПП,
кандидат психологических наук.
Астрахань – 2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Особенности зрелой стадии брака……………………………………..5
1.1 Основная характеристика зрелой стадии брака…………………………5-10
1.2 Психологические трудности на зрелой стадии брака………………….11-14
Глава 2. Направления в деятельности социального педагога с проблемами зрелой семьи………………………………………………………………………15
2.1 Проблемы детско-родительских взаимоотношений……………………15-19
2.2 Проблемы супружеских отношений……………………………………20-24
Заключение……………………………………………………………………25-26
Список литературы…………………………………………………………..27-28
Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи
... Психологическое здоровье семьи. Критерии психологического здоровья семьи. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере их деятельности. Критерии психологического здоровья семьи. ... семья, зрелая семья и пр. По качеству отношений и атмосфере в семье ...
Введение
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В любом обществе — древнем или современном — семья формируется, как правило, через брак. Брак — санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами
Актуальность исследования. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье. По мере изменения отношений в семье пересматриваются и собственно брачные отношения.
Объект – семья на зрелой стадии брака.
Предмет – психологические трудности семьи на зрелой стадии брака.
Цель – рассмотреть психологические трудности семьи на зрелой стадии брака.
Задачи:
- определить психологические трудности зрелой стадии брака;
- рассмотреть характеристику зрелой стадии брака;
- определить направления в деятельности социального педагога с проблемами зрелой семьи.
Методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- обобщение отечественной и зарубежной практики;
- моделирование;
- сравнение, анализ и синтез.
Глава 1. Особенности зрелой стадии брака
Семья как фактор развития ребенка
... детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество ... потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов ... семью создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают такой выбор. 5. Промежуточная семья – такая семья ...
1.1 Основная характеристика зрелой стадии брака
Для семьи гораздо труднее, чем для отдельного индивида, определить границы «зрелости». Зрелость семьи определяют по разным критериям. Социологи в качестве критерия зрелости часто выбирают длительность существования семьи – как правило, не менее 7–10 лет.
В некоторых психотерапевтических периодизациях зрелое супружество также определяется по длительности совместной жизни. В него включается период с 6-го по 14-й год либо с 10-го по 25-й год супружеской жизни. Возраст супругов – от 30 до 45–50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и в основном избавлены от необходимости серьезных материальных трат, направленных на обеспечение жизнедеятельности семьи. Отношения и быт устоялись.
Зрелая стадия семейной жизни также, как и зрелый возраст индивида, — одна из самых продолжительных в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до момента, когда выросшие дети начинают покидать семью. Это период жизни семьи, когда правила и структура уже сформированы и ничего существенно нового, из-за чего они должны были бы измениться, не происходит.
Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей. Поэтому некоторые исследователи делят эту стадию жизненного цикла на две подстадии: «семья с ребенком-школьником» и «семья подростка», выделяя для каждой из них свои собственные задачи развития.
Для семьи школьника они следующие:
- перераспределение обязанностей;
- проявление участия при наличии проблем с учебой;
- распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Для семьи подростка:
- перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
- изменение типа родительского поведения и ролей;
- подготовка к уходу подростка из дома.
Однако следует отметить, что, кроме задач развития, связанных с детьми, перед семьей в этот период стоят и другие, не менее важные задачи. Они связаны с перестройкой отношений между супругами и с изменением взаимодействия с прародителями.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... Школа для спящих – то место, которое посещает огромное число людей на определенной стадии глубокого сна, в период пребывания вне тела. Есть только одно условие: естественный сон, ... и низший, по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая энергия. Потому, для достижения ...
Отличительной чертой этого этапа жизненного цикла семьи является четкая выраженность и взаимодействие разнонаправленных тенденций. Это период, обнаруживающий способность супругов к эмоциональной поддержке друг друга, успешность/ неуспешность профессиональной карьеры одного или обоих партнеров, выявляющий высокий/низкий экономический уровень жизни семьи, возможности проведения досуга, способы решения конфликтов и проблем, проявляющих степень психологической и сексуальной совместимости супругов.
Устоявшийся семейный уклад, привычный образ жизни и характер отношений между супругами, родителями и детьми создает атмосферу стабильности, упорядоченности в семье, что вызывает у супругов стремление сохранить статус-кво и провоцирует сопротивление всяческим изменениям. Возникает опасность стагнации отношений, выхолащивания из них эмоционального компонента. С другой стороны, появляется ощущение эмоционального пресыщения супругов друг другом, следствием чего становятся супружеские измены, сексуальные дисгармонии, попытки разводов по причине «разочарования в партнере».
Это период взросления детей, достижения хотя бы одним из них подросткового возраста. Обеспечение условий для физического и психического развитая ребенка воспринимается родителями как важнейшая задача. Необходимы новые правила в отношениях с взрослеющими детьми. Родителям придется находить такие способы взаимодействия которые бы сохранили контакт с подростком и в то же время, уважая его самостоятельность и право на автономию, предоставили ему возможность держать в секрете некоторые стороны своего опыта. В подростковом возрасте особое значение приобретает группа сверстников. Это отдельная субкультура со своими взглядами на секс, моду, проведение досуга, на политику, учебу, образ жизни, будущее. Сексуальные потребности, требования школы и конкурирующее влияние сверстников требуют от семьи способности приходить к соглашению по поводу самостоятельности и управления взрослеющими детьми.
Фаза, в которой дети покидают дом. Эта стадия жизненного цикла семьи начинается с того момента, когда первый (не обязательно старший) ребенок покидает семью, и длится до того времени, когда последний из детей оставляет родительскую семью. Этот этап насыщен изменениями: уход детей может сопровождаться пополнением и расширением семьи за счёт родителей супругов. Один из детей может создать собственную семью и возвратиться к родителям со своим супругом и ребенком или же ему потребуется помощь с их стороны для ухода за внуками. Именно на этот период приходится чаще всего смерть прародителей.
От сложившегося стиля взаимоотношений в семье во многом зависит, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям. Ригидный стиль, закрытость семьи увеличивают вероятность того, что даже нормальные, естественные изменения будут переживаться как кризис. Гибкость в отношениях и семейных правилах, сохранность уважения и чувства любви между супругами, открытость семьи к контактам с непосредственным социальным окружением помогают справиться с возникающими переменами.
Основной психологический смысл периода — расставание с детьми, признание их самостоятельности и автономии при сохранении эмоциональной связи с ними. Молодые люди, отделяясь от родительской семьи, должны в то же время поддерживать связь с нею.
Стадия «опустевшего гнезда». С уходом детей из семьи супруги решают не только задачу принятия неизбежности и естественности их отделения, но должны вновь научиться жить вдвоем, «глаза в глаза». Это период, когда родительские функции семья фактически выполнила, супружеские отношения вновь занимают доминирующую позицию. У многих супругов это счастливый период в жизни.
В зрелых семьях ощущается естественность, честность и любовь. Люди в таких семьях выражают свою любовь и уважение друг к другу.
процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ...
... Цель исследования – доказать возможность формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью. Объект исследования – процесс формриования ... ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей 5-6 лет. Предмет исследования – процесс формирования ценностного отношения к ...
В зрелой семье всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого, члены семьи умеют считаться друг с другом, там можно открыто проявлять свою радость и боль, а, рассказывая о неудаче, не бояться, что будешь осмеян, так как все в этой семье понимают, что вместе с риском, с попытками попробовать что-нибудь новое в жизни обязательно будут и ошибки, которые означают, что человек растет и развивается. Члены семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, высоко ценимыми, нужными, от каждого ждут любви, признания и уважения. В такой семье легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно.
В благополучных семьях легко увидеть и услышать проявления особой жизненной силы. Люди, счастливо живущие друг с другом, даже выглядят по-особому. Их движения свободны и грациозны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол; они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все другие члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям.
Дом, в котором живет такая семья, наполнен светом и яркими красками. Это действительно место для жизни людей, предназначенное для радости и удовольствия.
Когда в семье спокойствие, это мирное спокойствие, а не тревожное молчание или молчание от страха, это и не предостерегающее молчание. Когда в доме буря — это знак какой-то очень важной, значительной активности, а не попытка перекричать всех остальных. Каждый член семьи уверен в том, что дома он может быть услышанным. Если же сейчас в семье почему-либо не до него, он прекрасно понимает, что дело именно в недостатке времени, а не в недостатке любви.
Люди в таких семьях с удовольствием прикасаются друг к другу» открыто выражая при этом свои чувства, совершенно независимо от возраста. Доказательства любви и заботы не ограничиваются только вынесением мусора, приготовлением еды или заработком. Люди проявляют свою любовь, открыто беседуя друг с другом и очень внимательно слушая, они могут быть прямыми, открытыми и честными, могут быть такими, какие они есть, и наслаждаться тем, что могут быть вместе.
Диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом
... ДОУ средней группы. Предмет изучения – диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом. Индивидуальный план практики: 1. Адаптивный (ознакомительный): · Наблюдение за ... на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, ...
Члены зрелой семьи чувствуют себя настолько свободно друг с другом, что не стесняются говорить о своих чувствах. Все, что они чувствуют, может быть высказано — разочарование, страх, боль, гнев, критика, равно как шутка и похвала. Если случается так, что у отца по каким-то причинам плохое настроение, сын может откровенно сказать: «Эй, отец, ты сегодня не в духе». Он не боится, что в ответ услышит крик: «Кто тебе позволил говорить с отцом в таком тоне!» Вместо этого отец дружелюбно скажет: «Да, я чувствую, что сегодня не в форме, у меня был адски трудный день». На это его сын может ответить: «Хорошо, что ты сказал мне об этом, отец. А то я думал, что ты за что-то сердит на меня».
Зрелая семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, если что-то в плане нарушается, она может спокойно принять и оценить эти изменения. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на различные жизненные ситуации. В зрелой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей — это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще.
Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться… Их поведение не расходится со словами.
Родители в зрелых семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только, что между ним и родителями возникло недопонимание или что самооценка ребенка угрожающе снизилась. Такие родители знают, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что окружающие также положительно тебя оценивают. Поэтому они никогда не реагируют на поведение своих детей так, чтобы унизить их достоинство. Даже если с помощью наказания или унижения можно изменить что-то в поступках ребенка, это еще не будет истинным результатом. Когда нужно поправить ребенка, а все дети время от времени нуждаются в этом, зрелые родители спрашивают о том, что происходит, выслушивают их, стараются получше понять и вникнуть в их переживания, принимая во внимание естественное желание ребенка учиться новому и быть хорошим. Все это помогает быть успешными воспитателями. Да и дети учатся на примере взрослых, повторяя то, что они делают.
Семья и межличностные отношения
... решила, что когда у меня будет собственная семья, я своих детей буду воспитывать так же, как воспитывали нас наши родители. 1.4 Сочинение «Любовь, как много в этом ... памятникам известным человеку. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви. Любовь -- сложный психологический феномен, ...
1.2 Психологические трудности на зрелой стадии брака
Психологи подхода связывают начало этапа зрелой семьи с поступлением детей в школу. Этот момент считается очень важным в связи с тем, что семейная система начинает испытывать давление в виде обратной связи со стороны внешних систем – соседей и школы. Когда ребенок идет в школу, результат воспитательной деятельности родителей как бы выносится на широкое обозрение. Перед семьей встает задача научиться общению с этими новыми для нее системами: внешние границы семьи должны быть снова пересмотрены, чтобы ребенок мог приобретать опыт внесемейных контактов.
Тем не менее, поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни семьи, так как родителям приходится столкнуться с переструктурированием жизни семьи. Оно происходит по следующим направлениям:
- перераспределение обязанностей, или зон ответственности родителей;
- переопределение внешних границ семьи;
- переструктурирование времени;
- переструктурирование физического пространства.
Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Часто в этот период жизни муж осознает, что выше по карьерной лестнице ему уже не подняться, а в юности мечталось совершенно о другом. Это разочарование может выплескиваться на всю семью.
Один из распространенных конфликтов состоит в том, что когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что стала менее интересной для мужчин. Дети все реже бывают дома, и оказывается, что именно они играли в семье особо важную роль. Возможно, именно посредством детей родители общались друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или неожиданно обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей.
В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В полных семьях в этот период возрастает число разводов. Если конфликт очень глубок, случаются попытки убийства и самоубийства. Разрешить проблему, возникающую на зрелых стадиях брака, гораздо труднее, чем в ранние годы, когда молодая пара еще не стабильна и находится в процессе создания новых стереотипов взаимодействия. Чаще наработанные семьей к этому времени стереотипы, как решения проблем, так и ухода от них, становятся неадекватными. Иногда это приводит к интенсификации проблемного поведения – такого, например, как пьянство или жестокое обращение с супругом, – и постепенно это достигает нетерпимого уровня.
Данная стадия жизненного цикла семьи, как уже говорилось, характеризуется высокой степенью тревоги. Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком. Супружеские измены, нередкие на этой стадии, отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые возможности самореализации через поиск другого партнера, с которым связываются новые жизненные цели и новые возможности личностного роста, установление эмоционально-близких отношений, свободных от прежнего груза ошибок, чувства вины и горечи переживаний.
Как правило, поиск другого партнера отражает не столько разочарование в старом, сколько негативное переосмысление жизненных итогов и попытку «начать жизнь с чистого листа». Неадекватность подобного разрешения кризиса середины жизни обусловлена личностной незрелостью и неспособностью к конструктивному разрешению возрастных задач развития на основе мобилизации ресурсов прежней семейной системы.
Безусловно, достаточно часто этот кризис, диктующий необходимость определения личностью новых жизненных целей, приоритетов и ценностей, лишь обнажает и обостряет давно назревшие противоречия семейной системы, обнаруживая ее дисгармоничный и деструктогенный характер, приводит к естественному завершению функционирования семьи, ее ликвидации в плане прекращения супружеских отношений. Однако даже в этом случае сохраняются детско-родительские отношения и распавшаяся семья по-прежнему реализует функцию воспитания детей.
Счастливые дети разведённых родителей
... встречи с другим родителем могут нанести ребенку серьезный вред. Потому что в такой ситуации ребенок очень часто становится средством для выяснения отношений бывших супругов и их воздействия ... третьего не дано: либо это бинуклеарная семья (то есть воспитание ребенка двумя семьями сразу: семьей матери и семьей отца), либо изолированное воспитание одним супругом. Практика «воскресных пап», увы, ни ...
Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики. Кроме того, это могут быть и патологические свойства личности, которые уже сами по себе представляют проблему в межличностных связях, а тем более в супружеских отношениях, делая их изначально потенциально конфликтными и сложными, требующими для более или менее гармоничного сосуществования членов семьи специальных навыков и установок (Р. Вулис, 1999).
При изучении личности супругов особого внимания заслуживают такие свойства: экстравертность–интравертность, доминантность–подчиненность, ригидность–гибкость, оптимизм-пессимизм, беспечность–ответственность, рационализм–-романтизм, вспыльчивость–лабильность, способность к социальной адаптации.
Необходимость перестройки взаимоотношений между супругами в данном периоде вызывается, скорее всего, не изменениями структуры семьи, а тем, что супруги вступают в зрелый возраст и проходят через первый возрастной кризис зрелости, который приходится на возраст около 30 лет. Этот фактор можно рассматривать как внешний по отношению к семье, тем не менее, его влияние на семейное благополучие очевидно. Кроме того, длительность супружеских отношений приводит к тому, что они приобретают налет обыденности – период «романтической» любви уже миновал.
Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста
... по проблемам восприятия детьми семьи и семейных отношений 1.1 Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Межличностные отношения - психологические отношения, основанные ... отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет); 2. Методика «Кинетический рисунок семьи», позволяет выявить отношение ребенка к семье: ...
Изменение взаимодействия с прародителями также вызывается внесемейными факторами, а именно, их нарастающим физическим ослаблением в связи со старением. По мере старения прародителей между ними и их детьми должна произойти перемена ролей на противоположные. Перемена ролей означает, что теперь взрослые дети ответственны за физическое и психологическое благополучие своих родителей, как когда-то те отвечали за них. Если оба поколения не поймут, что перемена ролей является неизбежным явлением, то эти новые отношения могут вызывать обиду и возмущение у обеих сторон. Перемена ролей может быть причиной обострения внутри-личностных конфликтов. У детей, ухаживающих за престарелыми родителями и таким образом зависящих от них, может вновь актуализироваться конфликт между зависимостью и независимостью, хотя теперь эта зависимость имеет обратный знак. Всплывают старые детские обиды на родителей или другие проблемы взаимоотношений, имевшие место в семье, например отношения с братьями и сестрами.
Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Когда взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до зрелости, они сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. Родители из зрелых семей понимают, что проблемы обязательно будут возникать, хотя бы потому, что сама жизнь будет их ставить, но они будут всякий раз искать творческие решения возникающих проблем.
Глава 2. Направления в деятельности социального педагога с проблемами зрелой семьи.
2.1 Проблемы детско-родительских взаимоотношений
Детско – родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями. Детско – родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
- характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю;
- мотивы воспитания и родительства;
- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско – родительские отношения;
- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;
- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество;
- степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Интегративные показатели детско — родительских отношений:
- родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
- тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия;
- образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка.
Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
- педагогическая и социально – психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
- значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
- развитие представлений об общении в детском возрасте.
В дисфункциональных семьях поступление ребенка в школу может актуализировать проблему успешности у родителей. Родители, недовольные своим собственным положением, начинают предъявлять завышенные требования к успехам ребенка без учета его возможностей. Они пытаются «максимально развить» его, отдавая в многочисленные кружки и секции. Ребенок не справляется с чрезмерной нагрузкой, у него появляются перепады настроения и эмоциональные срывы, соматические нарушения; как защитная реакция может возникать отказ от учебы. Указания на то, что ребенок нормален и надо только снизить уровень нагрузки, родителями не принимаются.
Хотя внешне родительское поведение выглядит типичным, его психологическая подоплека может быть различной, так как она связана с ощущением неуспешности родителя в различных областях: профессиональной, социальной, личностной (межличностной).
Родитель, ощущающий собственную неуспешность в профессиональной области, бессознательно идентифицирует успехи ребенка со своими собственными. В этом случае он рассматривает ребенка: как продолжение себя, и успехи или неуспехи ребенка воспринимаются им как собственная компетентность или некомпетентность. Высокие успехи ребенка были бы для такого родителя подтверждением его собственных великих способностей, которые он не смог проявить из-за «неблагоприятного стечения обстоятельств». Поэтому если ребенок оказывается «обычным», «таким, как все», родитель переживает чувство глубокого разочарования. Успехи в учении ребенка или его обучение в престижной школе, секции может быть для семьи знаком престижа. В этом случае, даже видя, что нагрузки для ребенка непосильны, родители с трудом отказываются от своих требований к нему или от каких-либо «развивающих» программ. Мотивируется это чаще всего важностью образования.
Под ощущением неуспешности в социальной сфере в данном случае имеется в виду неуверенность в успешном исполнении родительской роли. В этом случае успехи или неуспехи ребенка – это показатель «воспитательного» мастерства родителей.
Если у родителей ребенка супружеские отношения нарушенные, то проблемы ребенка выполняют в семье важную стабилизирующую функцию: трудности ребенка позволяют родителям заниматься ими, не обращая внимания на свои собственные. В этом случае годится все: и реальная неуспешность, и мнимая. При этом проблемы ребенка могут объединять родителей либо выступать в качестве эрзац-отношений.
Объединение родителей. Если у мужа и жены практически не осталось общих сфер взаимодействия, кроме воспитания детей, то проблемы ребенка вынуждают родителей объединяться для их решения.
Эрзац-отношения. Если супруги не удовлетворены своими отношениями, у одного из них может возникнуть желание «посвятить себя детям» (как правило, в такой роли чаще выступает мать ребенка).
«Проблема» ребенка, а еще лучше его «болезнь» показывают матери необходимость ее постоянного участия в жизни ребенка. Подобное родительское поведение может провоцировать возникновение у ребенка психосоматической проблематики. После этого ребенка настойчиво и безуспешно лечат. В системном подходе такой тип детско-родительского взаимодействия называется «сверхвовлеченностью».
Во всех описанных случаях работа социального педагога должна быть направлена на проблему успешности самого родителя, как правило, того, кто больше настаивает на высоком уровне требований к ребенку. Результатом работы должно явиться снижение уровня притязаний родителей к успехам ребенка и учет ими его реальных возможностей.
Второй вариант типичной «школьной» проблематики представлен боязнью школы, нежеланием ребенка посещать школу. За таким поведением ребенка чаще всего также стоят проблемы родителей. Обычно это переживания матери, которая боится, что в школе ребенку будет плохо, так как ее собственный опыт обучения в начальной школе был травмирующим. И в этом случае работа социального педагога направляется на коррекцию установок родителя.
Когда дети достигают подросткового возраста, детско-родительские отношения вновь следует изменить. Семья сталкивается с конкурирующей группой – группой сверстников, которая имеет свои собственные взгляды на многие жизненно важные вопросы. Подросток может шокировать родителей непривычными ценностями или поведением. Компетентность подростка постоянно возрастает, и это дает ему больше оснований требовать изменения сложившихся в семье правил.
Семья вновь сталкивается с необходимостью корректировки внешних границ. Родители должны предоставлять подростку больше автономии, так как они теперь не обладают всей полнотой власти и не являются единственной эмоциональной привязанностью подростка. Необходимо решить вопросы, в какой мере они могут влиять на дружеские связи подростка, насколько дом может быть открыт для его гостей, какие правила регламентируют возможность его отсутствия в семье в течение длительного времени и т. п.
Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы. Первую группу методов составляют методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности и метод убеждения. Социальный педагог должен показать родителям, через какие приемы может реализовываться этот метод. Ими могут быть обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика.
Вторую группу методов составляют методы педагогического и психологического воздействия воспитателя на личность ребенка в целях коррекции его сознания и поведения. Этими методами могут пользоваться родители, если у ребенка возникают какие – либо проблемы.
Таким образом, подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.
2.2 Проблемы супружеских отношений
Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают основу функционирования и развития семьи. Характеристики семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную.
Объективные характеристики функционирования семьи:
- особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения семьи и супружеских отношений;
- мотивация брака;
- главенство и ролевая структура семьи;
- особенности коммуникации в семье;
- способность супругов к разрешению проблемных ситуаций.
Субъективные характеристики:
- удовлетворенность браком;
- семейное самосознание, наличие семейных мифов и их содержание.
Интегральная характеристика:
- сплоченность семьи.
Любовь подвержена действию общего для всех чувств психофизиологического закона адаптации, по которому величина любого ощущения уменьшается при постоянном действии одного и того же раздражителя. Причиной адаптации выступает снижение степени новизны этого раздражителя, в связи с чем во избежание адаптации (для поддержания величины ощущения на высоком уровне) необходимо или увеличивать силу раздражения, или производить перерывы в раздражении, или же менять качество раздражения.
Вторичная негативная адаптация проявляется в ослаблении чувств, их обесцвечивании, превращении в привычку, возникновении равнодушия. Осуществляется же она в трех основных сферах.
Первая из них – интеллектуальная. Здесь происходит уменьшение интереса к другому супругу как личности (своеобразное ее исчерпание) вследствие повторения им в общении одних и тех же мыслей, суждений, оценок и т. п. Опасность интеллектуальной негативной адаптации существует для любого супружества, ибо определяется каждодневным и неизбежным общением мужа и жены, зачастую приводящим к своеобразному пресыщению друг другом.
Следующая сфера вторичной негативной адаптации – нравственная. Именно здесь более всего проявляется негативное действие известного «эффекта нижнего белья»: неряшливого «рассекречивания» супругов друг перед другом, когда они начинают демонстрировать отнюдь не лучшие свои качества, мысли и поступки, использовать во время общения неприемлемые жесты и интонации и попросту показываться друг другу в таком виде, в котором никогда не рискнули бы прийти на свидание в период добрачного ухаживания.
Наконец, третья сфера вторичной негативной адаптации – сексуальные отношения супругов. Низкая культура интимной жизни, легкая доступность близости и однообразие отношений друг с другом могут приводить к снижению взаимной привлекательности и падению полового влечения, что зачастую интерпретируется супругами с точки зрения присущих другому недостатков и в плане возможных измен.
В практическом плане успешность преодоления супружеской парой испытания вторичной адаптацией определяется двумя факторами: постоянной новизной информации и межличностной (правда, не только межличностной) совместимостью.
Существуют три главных условия борьбы со вторичной адаптацией. Первым условием является постоянная работа над собой, духовный рост, стремление постоянно поддерживать в глазах любимого свой престиж и статус. Вступление в брак ни в коей мере не должно истолковываться молодыми как конечная Цель, после достижения которой можно «расслабиться и отдохнуть», но, наоборот, должно рассматриваться ими как исходная точка борьбы за семейное счастье. А это значит, что супруги просто не имеют права останавливаться и своем развитии, а равно и переходить грань, при которой их глубокая личностная интимность, открытость навстречу друг другу будут мешать существованию семьи. Идеалы романтической любви, которые, несмотря на «достижения» сексуальной революции, начинают все более рассматриваться в качестве эталонных для современных браков, предполагают галантность и бережность, основанные на точном знании границ взаимной пристойности и привлекательности.
Второе условие преодоления негативных последствий вторичной адаптации – это дальнейшее повышение культуры взаимоотношений супругов, последовательное воспитание в себе уживчивости, доброжелательности, чуткости, сдержанности и позволяющей избежать излишнего «рассекречивания» тактичности. Специфика вторичной адаптации просто предопределяет необходимость культивирования новой ступени в развитии семейного микроклимата – возвышающего уважения друг к другу, своеобразного воспитывающего преувеличения необходимых для счастья семейного союза достоинств другого в полном соответствии с мудрой мыслью М. Пришвина о том, что «тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня, я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».
Наконец, третьим условием прочности семьи при угрозе негативной адаптации выступает повышение взаимной автономности супругов, их относительной свободы друг от друга. По сути это условие является естественным следствием все того же психофизиологического закона адаптации – временное прекращение действия раздражителя восстанавливает возбудимость нервного аппарата и увеличивает интенсивность ощущений при последующем раздражении, и давно уже нашло свое отражение в мировой культуре: в бессмертных строчках поэта «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» и притче о двух влюбленных, которых в наказание заставили смотреть друг на друга, и этого оказалось достаточно, чтобы они очень скоро возненавидели друг друга.
Однако мысль о необходимости временных разлук обычно с трудом находит свое место в головах супругов, в связи с чем советы специалистов по поводу форм относительной автономии – совместном молчаливом времяпровождении, «открытых» (т. е. основывающихся на свободном времяпровождении) днях и т. п. – обычно остаются ими не реализованными, что впоследствии губительно сказывается на прочности брака.
На стадии вторичной негативной адаптации супругов возрастает значение автономности, предполагающей открытость семьи во внешний мир, определенную тактичную отстраненность друг от друга, взаимообогащение каждого из «Я» ради укрепления «Мы». Подобная отстраненность (ни в коем случае не предполагающая отчужденности) просто необходима браку. Снижение интенсивности внутрисемейного общения на стадии вторичной адаптации следует сопровождать увеличением общения внесемейного (желательно – совместного, чтобы в непривычной обстановке супруг мог вас увидеть с новой, неожиданной и интересной стороны).
На стадиях своего развития семья переживает кризисы супружеских взаимоотношений. Иногда супруги самостоятельно выходят из кризисных ситуаций, но если у супругов не получается самостоятельно справиться с возникшими проблемами, тогда они обращаются за помощью к специалисту.
В помощи решения проблем семейных отношений социальный педагог чаще всего использует долгосрочные и краткосрочные формы работ.
Кризисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задаца социального педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны в будущем.
В некоторых случаях в период негативного приспособления может быть рекомендована даже временная разлука супругов, о полезности которой писал К. Маркс, отмечавший, что «…постоянное общение порождает видимость однообразия, при котором стираются различия между вещами. Даже башни кажутся вблизи не такими уж и высокими, между тем как мелочи повседневной жизни, когда с ними близко сталкиваешься, непомерно возрастают».
Заключение
Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей – в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи – это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.
От сложившегося стиля взаимоотношений в семье во многом зависит, в какой степени семья адаптируется или не адаптируется к этим изменениям. Ригидный стиль, закрытость семьи увеличивают вероятность того, что даже нормальные, естественные изменения будут переживаться как кризис. Гибкость в отношениях и семейных правилах, сохранность уважения и чувства любви между супругами, открытость семьи к контактам с непосредственным социальным окружением помогают справиться с возникающими переменами.
В некоторых случаях в период негативного приспособления может быть рекомендована даже временная разлука супругов, о полезности которой писал К. Маркс, отмечавший, что «…постоянное общение порождает видимость однообразия, при котором стираются различия между вещами. Даже башни кажутся вблизи не такими уж и высокими, между тем как мелочи повседневной жизни, когда с ними близко сталкиваешься, непомерно возрастают».
Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, самый трудный вид деятельности в мире. Она считает, что семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Когда взрослая женщина и взрослый мужчина вместе воспитывают ребенка от младенчества до зрелости, они сталкиваются со всеми проблемами, которые когда-либо знало человечество. Родители из зрелых семей понимают, что проблемы обязательно будут возникать, хотя бы потому, что сама жизнь будет их ставить, но они будут всякий раз искать творческие решения возникающих проблем.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса.
Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны в будущем.
Список литературы
- Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004г.
- Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996г.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А.Карабанова. М.: Тардарики, 2008г. – 360с.
- Кратохвил С. Основные типы семейных проблем и их решение / Психология семьи. Хрестоматия: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002г.
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В.Лодкина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008г. – 208с.
- Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших заведений / Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др., — М.: Издательский центр «Академия», 2002г. – 192с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И.Артамонова, Е.А.Екханова, Е.В.Зырянова и др. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006г. – 192с.
- Социальная педагогика: Курс лекций. Под общей редакцией М.А.Талагузовой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000г. – 416с.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г. – 272с.
10. Юнг К.Г. Брак как психологическое отношение // Конфликты детской души. – М., 1995г.