ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРОСТНЫХ ГРУПП

Стерлитамакский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии

Курсовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРОСТНЫХ ГРУПП

Выполнил (-а):

студент (-ка) группы ППО-11

Хусаинова Лиана Аскатовна

Научный руководитель:

к.психол.н.

Резяпова Рамзия Адгамовна.

Стерлитамак 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …3

Глава I. Психические особенности развития…6

1.1. Психологические особенности развития…9

1.2.Группы:их виды…13

ГлаваII. Экспериментальные исследования психологических особенностей в различных возрастных группах…19

2.1.Организация и методика исследования… …24

2.2.Результаты экспериментального исследования психологических особенностей в различных возрастных группах…28

Заключение…30

Список литературы…32

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования в психологическом развитии человека в течение жизни претерпевает ряд периодов, последовательные изменения которых необратимы и непредвиденны. Каждый период (возраст) — это своеобразная степень психологического развития, с присущими для него, относительно стойкими, качественными особенностями.

3 стр., 1195 слов

К. Д. Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав

... Это глубокое исследование в трудах К.Д.Ушинского принципов христианского воспитания, освещение проблем педагогики тем учением ... образования края через конфронтацию учителей, работающих по различным системам обучения, нарушить конституционное право человека ... стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека. Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания ...

За критерии определения основных периодов индивидуального развития принято брать качественные и существенные признаки, взятые в их системной связи, которые выявляют характерные для каждого возраста целостные новообразования. Такими являются психологические и социальные новообразования, которые выявляют их сознательность и деятельность, отношение ребенка к среде, весь ход развития на данном этапе.

В отечественной психологии основные периоды психологического развития подрастающего поколения определяют по психолого-педагогическим критериям, которые включают в себя характерную для каждого возраста социальную ситуацию. Это, прежде всего, содержание и формы обучения и воспитания, ведущая деятельность, в ее соотношении с другими видами деятельности, соответствующий ей уровень сознания и самосознания личности.

Такими периодами являются: ранний (от рождения до трех лет) возраст, младший школьный возраст (от семи до десяти лет), средний школьный, или подростковый (от десяти до тринадцати лет) и старший школьный возраст, или юношеский (от четырнадцати — пятнадцати лет и до достижения зрелости).

Но в то же время, это также возраст потерь детского мироощущения, возраст беззаботного и в какой-то степени, безответственного образа жизни, пора мучительных, тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. Поиски и утверждение собственного «Я».

Все вышеуказанные особенности и проблемы требуют своего изучения, и правильного понимания, особенно в современном нестабильном мире, и это обусловливает актуальность выбранной темы работы. Здесь важно выделить еще одно обстоятельство. Многие авторы, говоря о подростках, обычно характеризуют их общие типические черты их физического и психологического облика. Между тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического подростка реально не существует. Больше того, разговоры о подростках без учета того, мальчик он или девочка, беспредметны.

5 стр., 2018 слов

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОБИДЧИВОСТИ

... особенности психологического благополучия студентов с разным уровнем обидчивости. Объект исследования ? психологическое благополучие студентов. Предмет исследования - особенности психологического благополучия студентов с разным уровнем обидчивости. Цель исследования ? выявить особенности психологического ... влияет на различные деятельности человека, ... деятельности: стратегии развития и риски: материалы ...

В ходе работы использована учебная литература таких известных авторов как Л. Выготский, Р. Немов, И. Кон, М. Заброцкий и др., а также статьи из периодических изданий.

Таким образом, актуальность данной проблемы определяет выбор темы исследования: «Психологические особенности различных возрастных групп.»

Цель- выявить психологические особенности различных возрастных групп.

Проблема-В возрастной психологии можно выделить основные проблемы, которые соотносятся с основными предметными областями исследований. Как известно, проблемой называется содержащий противоречие и, как следствие, трудноразрешимый в науке вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный и бесспорный ответ.

Цель исследования:-выявить психологические особенности различных возрастных групп.

Объект исследования: — возрастные группы.

Предмет исследования:-психологические особенности различных возрастных групп.

методы исследования возрастной психологии, изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития групп при их переходе из одного возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности разного возраста.

Гипотеза исследования: — мы предполагаем, что имеются особенности в различных возрастных группах.

4 стр., 1743 слов

Нейропсихология: теоретические аспекты и практическое значение. Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста

... аспекты и практическое значение…… 5 1.2 Особенности современной нейропсихологии детского возраста……….. 12 2 Исследование особенностей развития детей дошкольного возраста……… 16 2.1 Организация ... заслуга создания нейро­психологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А.Р. Лурия. При этом на основе изуче­ния различных форм психической деятельности ...

На основании выдвинутой гипотезы и поставленной цели выдвигаются следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого — педагогический литературы по проблеме исследования.

2. Организовать и провести экспериментальное исследование психологических особенностей у школьников 9 класса и студенческой группы 1го курса.

3. Разработать психолого — педагогическую рекомендацию.

Методологические основы исследования:

Методы исследования: анализ психолого — педагогической и методической литературы; констатирующий эксперимент; тестирование; метод математической статистики; интерпретация результатов исследования.

Новизна исследования: выявлены психологические особенности различных возростных групп и разработаны психолого — педагогические рекомендация.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что результаты исследования могут представлять интерес для студентов, преподавателей и родителей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы, приложения.

Список использованной литературы

1) Возрастная психология. Учебное пособие для студентов / Под. ред. В.А.Романенко, Н.П. Ничипоренко. — Калуга, М., -2004.

3) 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. ‑ М.: ТЦ «Сфера», 2001.‑ 464с.

4) Шаповаленко И.В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

— М.: Гардарики, 2005. С. 28.

5).

Краевский В. В. Общие основы психологии. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.

6)Драгунова Т.В. Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

7) Волков Б.С. Психология подростка/ Москва, изд. Педагогическое общество России, 2001.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... черты личности. Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология. В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов, каждый из ... ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста Напомним, что метод - это способ, при помощи ...

8)Выготский Л.С. Психология. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008с. 9) Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

10)Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.

11)Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М., 2000.

Глава I. Психические особенности развития

  1. Психические особенности развития

Подростковый возраст (11−15 лет) период онтогенеза, соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.).

Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

Старший подростковый возраст — это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления.

5 стр., 2071 слов

Память и её развитие в учебной деятельности

... (Ставропольский государственный университет, факультет психологии) Тема: «Память и её развитие в учебной деятельности» План 1. Общая характеристика процессов памяти 2. Виды памяти ... основе первичной элементарной мнемической функции, является продуктом исторического развития, обусловленным потребностями конкретной человеческой деятельности. 2. Виды памяти Поскольку память включена во все ...

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало причиной специальных исследований с целью выявления специфических психических особенностей, присущих этому возрасту.

Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в период первой трети 20 века, и психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали, прежде всего, с процессом полового созревания.

Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Согласно концепции Ж. Пиаже, в этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимым от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

Л.С. Выготский, подробно рассматривая проблему интересов в переходном возрасте, назвал ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Выготский, имеет место период разрушения, отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

5 стр., 2296 слов

Психологические условия развития мотивации трудовой деятельности

... анализа проблемы и эмпирического исследования разработать практические рекомендации по развитию мотивов трудовой деятельности сотрудников торговой организации. Задачи исследования: Теоретический анализ основных ... рабочих, педагогов, студентов и учащихся. В то время проблема развития мотивов трудовой деятельности торговых работников не исследовалась, а руководители торговых организаций испытывают ...

Наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками:

Первое — это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в желании поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т. п.

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт — тревога, страхи, ощущение одиночества и т. п.

Характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т. е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Последним периодом детского онтогенеза является период, получивший в психологии название «юношеский возраст».Это один из важнейших периодов, особенности которого необходимо знать преподавателю, так как обучение в вузе преимущественно связано именно с этими возрастом. Вместе с тем в психологии есть две точки зрения, касающиеся возрастных границ данного периода. В классических учебниках по психологии развития указывалось, что к этому возрастному периоду относятся старшеклассники и молодые люди до 18 лет. В литературе, изданной в последнее десятилетие, верхней границей юношеского возраста считается 21 год.

Значительная часть этого возрастного этапа приходится на обучение ребенка в старших классах. Если рассматривать данный возраст в контексте интересующего нас обучения, то он весьма противоречив. Среди старшеклассников можно встретить тех, кто не просто видит «яму», вырытую собственноручно в связи с обучением в подростковом возрасте, но и пытается выбраться из нее с помощью разного рода курсов, репетиторов, других видов дополнительных занятий. Вместе с тем сказать, что эта группа неоднородна, было бы совершенно неверно. Часть юношей и девушек обучаются в силу разного рода рациональных причин, в первую очередь, связанных с их дальнейшей (послешкольной) судьбой. Другая — потому что увлекается какой-то областью науки или практики, познать которую можно лишь в процессе обучения. Эти подгруппы также можно условно раздробить на другие, выделяющиеся по критерию требований к наличию специального учителя и организационных форм обучения. Так, независимо от того, готовится ли юноша или девушка к поступлению в вуз или стремится получить ответы на интересующие их вопросы, одни будут стараться найти «особых учителей» или какие-то более совершенные курсы для решения своих проблем, в то время как другие будут заниматься самообразованием.

Различия в обучении представителей раннего юношеского возраста связаны преимущественно с тем, как проходило их развитие в предыдущие годы. Здесь сказывается и их умение играть, и уровень развития общения, и способность произвольно выделять фигуру и фон, и (чрезвычайно важное) наличие интересов, по которым многие психологи судят о качестве психологического возраста, а в случае необходимости проводят соответствующую коррекционную или развивающую работу.

Юношеский период развития (несмотря на его возрастные границы) является особым возрастом, который заканчивает детское развитие и начинает взрослое. В силу этой специфики в нем должны быть как особенности детского обучения, так и тс особенности, которые в полной мере появляются у субъекта тогда, когда он становится взрослым.

Для того чтобы лучше понять особенности раннего юношеского возраста, вспомним, что в подростковом периоде развития ребенок «открыл себя» и свой внутренний мир и в результате этого у него сложился устойчивый образ «Я», в большей или меньшей степени связанный с его реальными характеристиками. При этом он умеет строить внутренний диалог и даже умеет, пока довольно хаотично, экспериментировать над собой. Помимо этого он может (если захочет) управлять некоторыми своими психическими процессами, куда, в контексте интересующей нас проблемы обучения, в первую очередь входят речь и воображение, память и внимание, эмоции и мышление.

Первая особенность раннего юношеского возраста связана со сферой общения. Так, если подростки преимущественно ориентированы на сверстников, на подростковые компании и на возможность коллективного времяпрепровождения, то ранний юношеский возраст — это, по меткому выражению писателя, «пустыня отрочества». Нередко в начале раннего юношеского возраста молодой человек предпочитает общество самого себя или общение с одним и тем же очень близким человеком. Этот близкий человек, чаще всего, является сотоварищем «клуба по интересам», с которым юноша определяется в этом возрасте. Впоследствии, как правило, происходит смещение акцента с интереса к делу на «открытие» самого человека, его качеств, способностей и особенностей. Общение по поводу деятельности трансформируется в личностное общение. Теперь юноше интересно услышать мнение близкого человека по многим другим вопросам, не имеющим прямого отношения к общей деятельности. Юноше (девушке) становится необходим близкий человек, который, с одной стороны, проверен общим делом-интересом, а с другой, стал интересен не только как соратник

по делу, но и сам по себе. Оценка этого близкого друга становится более дифференцированной, ее составляющими становятся как качества, имеющие отношение к «общему делу», так и качества, которые напрямую с деятельностью не связаны. Человек-личность и человек-профессионал открываются как две стороны, требующие разного подхода и разно уровневого общения при взаимодействии. По мере развития и приближения к старшему юношескому возрасту субъект преодолевает «пустыню отрочества», но к этому времени его коллективная деятельность и общение претерпевают качественные изменения. Если в подростковом периоде развития ребенок подражал самым разным привычкам и особенностям поведения сверстников, не оценивая их ни с точки зрения нравственности, ни с точки зрения соответствия своей личности, то к концу раннего юношеского возраста и наступлению старшего юношеского периода развития в общении, и в совместной деятельности субъект оказывается способным к тому, чтобы сознательно выбирать близких друзей и те качества, которые необходимы для целенаправленного самоконструирования, чтобы быть не «как все», а проявлять свою индивидуальность.

Вторая особенность раннего юношеского возраста связана с общим отношением индивида к окружающему миру. Так, если подростки преимущественно направлены на предметное содержание, то молодые люди раннего юношеского возраста гораздо больше ориентированы на других людей. При этом их интересует целостный образ другого человека («хороший» или «плохой») вне связи с характером и качеством выполняемой им деятельности. Другими словами, молодые люди в раннем юношеском возрасте больше интересуются поступками и поведением другого человека, чем предметным содержанием выполняемой деятельности. Молодые люди в ранней юности приобретают способность целостно воспринимать другого человека. Эта способность становится основой для формирования идеалов и последующего произвольного самостроительства в соответствии с этими идеалами в старшем юношеском возрасте.

Третья особенность развития в раннем юношеском возрасте касается самосознания и образа «Я». В начале юношеского возраста у молодых людей складывается довольно устойчивый образ себя. Этот образ становится

основой мировосприятия и оценки других людей. Именно этот образ «Я» и обеспечивает юношам возможность выбирать деятельность не по тому, нравится она или нет его сверстникам, как это, чаще всего, делает подросток, а согласно собственной внутренней оценке. По мере развития, к старшему юношескому возрасту субъект начинает понимать возможности самоизменения и соответствующие способы. Такие возможности открываются в юношеском периоде развития постепенно и требуют для их реализации определенных условий. Есть основания полагать, что эти условия связаны с особым видом игровой деятельности. Ее специфика и условия организации в раннем юношеском возрасте рассматриваются в третьей главе диссертации.

На основании анализа психологической литературы по проблемам игровой деятельности и изучения особенностей развития в юношеском возрасте, в том числе с учетом результатов констатирующего эксперимента были выделены специфические черты особого вида игры, наблюдаемой у молодых людей рассматриваемого возраста. Во-первых, предметом игровой деятельности молодых людей этого возрастного периода являются их эмоциональные состояния, переживания. Во-вторых, воображаемая ситуация, лежащая в основе игровой деятельности в раннем юношеском возрасте, связана с опредмечиванием, с движением от замысла к предметному воплощению, нередко с помещением «себя играющего» в особые нереальные ситуации. В третьих, игра юношей и девушек внешне очень похожа на реальную жизнь, а не на игровое поведение, однако ее анализ позволяет сделать вывод о том, что это особый вид игры «в себя», где .есть свои правила и сюжет, причем, в отличие от детских видов игры, правила и сюжет существуют в игре «в себя» на равных. Наконец, в четвертых, в игровой деятельности в самого себя субъект ориентирован не на свое реальное «Я», а скорее, он действует по правилам, соответствующим идеальному образу «Я». Есть основания полагать, что «игра в себя» является необходимым условием развития личности в раннем юношеском возрасте. Психологические и личностные особенности развития в раннем юношеском возрасте позволили предположить, что вполне возможно эффективно реализовать эту игровую деятельность в процессе школьного обучения по такому образовательному В ранней юности на первый план в психическом развитии человека выходит воля (волевая сфера личности).

Вместе с тем юноша или девушка как некоторую основу для этого должны иметь устойчивый образ себя, который они по-разному реализуют в особой деятельности, названной игрой в самого себя. Эта игра позволяет им конкретизировать многие свои черты и характеристики и начать осознавать пути и способы самоизменения.

Именно поэтому основной задачей развития в позднем юношеском возрасте является учебная деятельность, направленная на самого себя. Понятие учебной деятельности, связанное с младшим школьным периодом развития, предполагает направленность на субъекта и превращение его (самого себя) из незнающего в знающего. Качественным отличием учебной деятельности в юношеском возрасте является ее целостный характер.

Теперь субъекту явно недостаточно стать знающим или измениться в плане наличия каких-то конкретных знаний, умений и навыков, — теперь он нацелен на глобальное изменение себя. Причем, и в этом качественное различие развития в подростковом и юношеском возрастах, он предполагает измениться не столько внешне, сколько внутренне. Именно поэтому все внешние способы самоизменения становятся для юношей ненужными и используются лишь в крайних случаях, зато приобретенная в раннем юношеском периоде развития способность к внутреннему диалогу помогает представителям данного периода развития реализовать процесс самоизменения и самоконструирования.

Говоря о соотношении внешних и внутренних изменений, необходимо иметь в виду еще один важный фактор. Внешние изменения в субъекте зачастую становятся результатом и фиксацией его внутренних изменений.

В старшем юношеском возрасте субъект начинает сознательно и произвольно менять свое натуральное, по его мнению, «Я». При этом главным результатом развития в этот период становятся новое сознание и самосознание, характеризующее уже «не мальчика, но мужа», не ребенка, а полноценного (в психологическом смысле этого слова) взрослого человека.

Таким образом, если в раннем юношеском периоде развития юноша или девушка произвольно меняли свое «Я» лишь на некоторое время, внутри игровой деятельности, а в реальной жизни действовали исходя из личных интересов, способностей, особенностей, то в старшем юношеском возрасте они пытаются реализовать свое идеальное (в противовес реальному, натуральному) «Я» в реальной жизнедеятельности.

Сказанное позволяет сформулировать главное требование к развитию в старшем юношеском возрасте, касающееся наличия у субъекта опыта в самоизменении или, иными словами, наличия опыта в игре в самого себя. Опыт такой игры важен для старшего юношеского периода развития по двум причинам. Во-первых, играя в самого себя, юноша или девушка получают новые ощущения от самого себя (это я, со своими внешними и внутренними особенностями, попадая в некоторые воображаемые (представляемые) абсолютно новые, непривычные условия, вдруг меняюсь).

При этом, если речь идет об игровой деятельности, субъект часто не прогнозирует и тем более не контролирует и не конструирует свое поведение, а ведет себя по схеме: «Война план покажет». Часто, даже неожиданно для себя самого, субъект оказывается иным, чем ощущал себя до игры и вне игры. Во-вторых, опыт таких игр бывает удачным и не очень удачным, и в зависимости от этого некоторые игры повторяются многократно, перипетии их сюжетов переходят из игры в игру, и постепенно субъект начинает осознавать, какие изменения происходят в нем самом, и, главное, каковы пути и способы получения таких результатов.

Эти два результата развития в раннем юношеском периоде развития — новые самоощущения и пути и способы самоизменения — одновременно являются основой для развития в старшем юношеском периоде. Без этих характеристик юношеского периода развития человек не только не сможет стать взрослым, но даже не научится произвольно и осознанно менять и конструировать самого себя.

В одних случаях они получат удовлетворение от своей игры и будут ее постоянно воспроизводить, в других ситуация неуспеха рано или поздно приведет к тому, что выполняемая ими деятельность, профессия, социальная роль будут вызывать у них отрицательное отношение.

Особенности старшего юношеского периода развития сводятся именно к тому, что между условно объединяемыми нами терминами «деятельностные» и «личностные» позиции установились определенные взаимоотношения, в которых «личностные», с одной стороны, контролировали бы и управляли «деятельностными», а с другой стороны, «деятельностные» обогащали бы и делали более глубокими и разносторонними «личностные».

Для обеспечения полноценного развития и обучения в старшем юношеском возрасте необходимо создание разного рода ситуаций, позволяющих молодым людям получить полноценные знания, умения и навыки, а также осмыслить и уже знакомую информацию, и новую, получаемую в процессе обучения, с разных точек зрения.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что к юношескому возрасту у человека должен сложиться устойчивый образ «Я», включающий в себя как внешние, так и внутренние свойства и характеристики, с помощью которого он строит свои отношения с окружающим миром. Это его личностная позиция. В юношеском возрасте, когда человек приходит в вуз, в процессе обучения у него постепенно формируется образ себя как профессионала. Наличие профессионального самосознания у человека означает, что он может оценить, проанализировать, включиться в ту или иную ситуацию или взаимодействие с другим человеком и сквозь призму своей личностной позиции, и с позиции профессионала. При этом необходимо отметить два аспекта.

По мере обучения и развития в старшем юношеском периоде развития происходит формирование нового сознания, характерного для психологически взрослого человека. Организация такого обучения требует особых условий, основным из которых является создание особой среды, обладающей некоторыми важными характеристиками: она должна состоять из людей, хорошо понимающих друг друга и организующих свою деятельность по типу коллективно-распределенной. Можно даже сказать, что обучающиеся или конкретный обучающийся в первую очередь (особенно в начале своего обучения) имеет дело с коллективным субъектом. При этом преподаватели, являющиеся компонентом этого коллективного субъекта, выступают по отношению к студентам в разных ролях.

1.2.Группы:их виды

Подростковый возраст и его хронологические границы долгое время вызывали и продолжают вызывать вопросы исследователей. В существующих классификациях нет однозначного определения границ подросткового возраста. Тем не менее, традиционно подростками называют учащихся средней ступени обучения в возрасте 11−12 — 15 лет.

«Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом … возрасте имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере».

«В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления. У ребенка, достигшего подросткового возраста, проявляется способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках.

Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что «постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру».

«Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому отмечается возникновение интересов к абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием».

«По мнению Ж. Пиаже, мышление подростков достигает стадии формальных операций (от 11 лет и далее), то есть подросток может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систе­матически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим».

«Кроме того, у подростка отмечается дальнейшее развитие таких познавательных процессов, как восприятие и память. Этот процесс также во многом зависит от процесса обучения, а точнее, от тенденции усложнения учебных программ по мере взросления ребенка. Например, на уроках геометрии, черчения и др. у ребенка постепенно формируются и развиваются способности воспринимать косвенные признаки предметов, мысленно трансформируя их до уровня, позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации мнемических процессов. Большинство подростков, продолжая обучение, вынуждены отказаться от дословного заучивания с помощью повторений.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.

Вместе с тем при доминированном использовании логической памяти у подростка замедляется развитие механической памяти, что может привести к возникновению ряда негативных явлений. Однако в связи с вышеизложенными тенденциями развития у многих подростков возникают проблемы с запоминанием, и они предъявляют жалобы на плохую память. Вероятно, данная проблема является одной из причин, обусловливающих интерес подростков к способам улучшения запоминания.

В подростковый период помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти".

С возрастом меняются отношения между памятью и мышлением. «В подростковом возрасте происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности функционирования памяти».

Параллельно с развитием мышления, восприятия и памяти у подростка развивается воображение. Это, прежде всего, проявляется в том, что ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека. Однако воображение подростка не только существенно богаче фантазии ребенка более младшего возраста, но и является неотъемлемой частью его психической жизни.

«В подростковом возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи. Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.

Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи, которые заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.

Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему".

«Анализируя изменения, которые происходят с развитием речи и чтения у детей в подростковом возрасте, можно утверждать, что развитие данных психических процессов в значительной степени также определяется особенностями развития мышления подростков. Поэтому особое значение в речевом развитии ребенка приобретает соединение и взаимопроникновение мышления и речи. В подростковом возрасте это проявляется в умении ребенка составлять план устного или письменного текста».

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям — к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.

Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.

Так, зачастую чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием ЛичкоА. Е., 1983) .

«Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование, как в этом возрасте. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом [Фрейд А., 1993.с.134]».

«Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей [Якобсон П. М» 1976]".

«Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления».

«Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения в повседневной жизни, утверждают, что испытывают трудности, общаясь с родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость от родителей гораздо больше выражено у мальчиков, чем у девочек».

В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, которые характеризуются теперь большой устойчивостью. Многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

«По своему строению мотивационная сфера подростков начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения».

В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.

Потребность в принадлежности какой-нибудь группе проявляется ярко в подростковом возрасте. Она, по образному выражению И.С. Кона, «превращается у многих в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если нет своей — какой угодно компании».При этом в начале подросткового периода общение сохраняет гомосоциалъный характер, то есть дети предпочитают общество сверстников того же пола. Позднее, вместе с процессом полового созревания, связи все больше приобретают гетеросоциальный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов.

Освоение подростками гендерных ролей и соответствующего им поведения, освоение моделей взаимодействия с представителями противоположного пола, принятие социальных норм и ценностей и т. п.

Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности. «Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием».

Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте.

«Другой особенностью мотивации общения в подростковом и юношеском возрасте является тенденция к поиску близких дружеских связей, основан­ных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. И. С. Кон называет ее потребностью в alterego, втором Я».

«Особенностью процесса общения в подростковом возрасте является то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, потребность в неформальном общении с ро­дителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками».

Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим, прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

«в 14−15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей».

В начале подросткового возраста начинает интенсивно проявляться потребность ребенка в автономии, независимости от взрослых, родителей и потребность в признании этой самостоятельности. При этом выделяют два аспекта автономии:

— поведенческую — предполагает обретение независимости и свободы в той мере, чтобы действовать самостоятельно, без лишнего руководства извне;

— эмоциональную — подразумевает освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителями.

Важным отличительным при­знаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из отечественных психологов Б. Г. Ананьева, «сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности».

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проник­новения в свой собственный мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и не­повторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно «у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека».

Юношеский возраст — период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т. п.) [1,Леонтьев А.Н.с.224].

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда .

Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст — это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, так как терминология в области взросления несколько запутана. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются [2,Леонтьеа А.Н., с.278]. Никто не назовет 13-летнего мальчика юношей, а 18−19-летнего — подростком, но возраст между 14−15 и 16−17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других — к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17−21 годом для юношей и 16−20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22−23 годам у юношей и 19−20 годам у девушек. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10−11 до 14−15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность-это старший школьный возраст — 15−17лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т. п.).

Позднюю юность относят к 20−23 годам.

Границы юности связаны с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Юность — возраст обязательного участия в выборах органов государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве и отрочестве. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной [27,Леонтьев.А.Н.с.282].

Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает, ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.

Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего

[8,Левитов Н. Д.с.314].

Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он (юноша) начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я». Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я «ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [26,Левитов Н. Д.с.17].

В это время начинает развиваться нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта. Так самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия оказываются в ранней юности той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды.

Как считает В.Э. Чудновский, старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: «А что я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в нем?», «Каковы мои возможности? «, «Какой я? «. Он ищет четкие, определенные ответы и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Максимализм характерен не только для подросткового возраста, но и для юношеского .

Таким образом, личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Представления о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознаваемых чувственных формах.

ГлаваIi. Эксперимантальные исследования психологических исследования особенностейив различных возрастных группах

2.1.Организация и методика исследования

Цель:-выявить психологические особенности различных возрастных групп.

Гипотеза исследования: — мы предполагаем, что имеются особенности в различных возрастных группах.

На основании выдвинутой гипотезы и поставленной цели выдвигаются следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого — педагогический литературы по проблеме исследования.

2. Организовать и провести экспериментальное исследование психологических особенностей у школьников 9 класса и студенческой группы 1го курса.

3. Разработать психолого — педагогическую рекомендацию.

Методологические основы исследования:

Методы исследования: анализ психолого — педагогической и методической литературы; констатирующий эксперимент; тестирование; метод математической статистики; интерпретация результатов исследования.

Новизна исследования: выявлены психологические особенности различных возрастных групп и разработаны психолого — педагогические рекомендация.

Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ.с.Зяк-Ишметово Куюргазинского района, в количестве 8 подростков, СФ БашГУ ФПиП, в количестве 28 первокурсников.

Была проведена следующая методика: Опросник «Шкала самоуважения Розенберга».

2.2.Результаты экспериментального исследования психологических особенностей в различных возрастных группах

Анализ результатов, полученных после проведения методики теста-опросника «Шкала самоуважения Розенберга».

Данная методика представляет собой анкету, содержащую 10 утверждений.

К ним предполагается четыре градации ответов: «полностью согласен», «согласен», «не

согласен", «абсолютно не согласен». В соответствии с градациями ответов

определяются уровни самоуважения для каждого утверждения.

Проанализируем ответы на вопросы учеников 9 класса.

Испытуемый

Баллы

1

Алина К.

40

2

Дарья М.

40

3

Денис С.

40

4

Нуриман У.

34

5

Рамис К.

27

6

Салим Р.

37

7

Фаргат Х.

37

8

Халиль А.

31

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector