СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ 3
I Теоретический анализ особенностей формирования «группы риска» 5
в образовательных учреждениях
1.1 Понятие о «группе риска» в школе 5
1.2 Факторы и причины возникновения категории детей «группы риска» 8
II Организация психолого-педагогического взаимодействия для 11
обеспечения работы с учащимися «группы риска»
2.1 Психолого-педагогическая деятельность с детьми «группы риска» 11
2.2 Технологии работы с детьми «группы риска» 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложиться на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье. Но не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно родителям, которые воспитывают ребенка одни, без супруга или супруги. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек) тогда тоже очень не просто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо.
Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются те, которых принято называть трудновоспитуемыми. Все это связано с определенными конфликтами в семье, накладывающими свой отпечаток на детей. Категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска». Принадлежность детей к группе риска обусловлена различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет разные социальные корни. Это категория детей, в силу определенных причин своей жизни, более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.
Объект исследования: социально-педагогическая деятельность с ...
... психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов). Эта группа причин семейного неблагополучия, обусловленная генетической, физической ... взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: Макросоциального характера, т.е. те кризисные явления ...
Степень разработанности темы исследования. При анализе психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что большое внимание изучению детей группы риска уделяли такие ученые, как Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева, Л.В. Мардахаев .
Е.И. Казакова определила основные группы факторов группы риска. Над этой же проблемой работала и В.Е. Летунова. Т.И.Шульга рассматривала смысл жизни детей группы риска. Адаптацией данной категории детей занималась И.М. Осмоловская и др.
Проблеме реабилитационно – воспитательной работы в детском интернатном учреждении уделял внимание В.Морозов, О.И. Евстешина и др.
Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений рассматриваемой нами проблемы внесли М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, О.А.Селиванова, С.А.Беличева, Б.А. Куган, В.В. Фалько, Т.А. Шишковец и др.
Объектом исследования выступает дети «группы риска».
Предметом исследования является процесс социально – педагогической работы с детьми относящихся к «группе риска».
Основная цель работы заключается в исследовании психологических методов поддержки детей «группы риска».
Задачи исследования:
— изучить основные понятия о «группе риска» в школе;
— выявить факторы и причины возникновения категорий детей «группы риска»;
— описать психолого-педагогическую деятельность с детьми «группы риска»;
— определить психологические методы поддержки детей «группы риска».
Методологической основой исследования является учение Е. В. Змановской о психологии отклоняющегося поведения, Р. В. Овчаровой о социально-педагогической запущенности детей, Л. Я. Олифиренко о социально-педагогической поддержки детей группы риска.
Область применения. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе по дисциплине «Психология социально-правовой деятельности».
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав заключения, библиографического списка.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ «ГРУППЫ РИСКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1 Понятие о «группе риска» в школе
Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
40.Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура ...
... -перцептивной сфере – проблемы развития сенсорной сферы у детей с аутизмом разделяются на две группы: Гиперчувствительность – это повышенная чувствительность вплоть до непереносимости ... - Краевая, или нажитая (приобретенная) психопатия является результатом патологического формирования личности. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (о.В.Кербиков) Возбудимые ...
Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д ….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такова схема работы с ребенком или группой в упрощенном варианте. К разрешению проблем детей возможно привлечение специалистов различного уровня и соответствующих организации.
На основе анализа научной литературы мы выделяем следующие психологические методы поддержки детей «группы риска».
Во-первых, дети «группы риска» это дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера.
Во-вторых, проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.
В-третьих, психологическое консультирование направлено на решение различных личностных проблем детей «группы риска», организация консультирования предполагает изменение личностного смысла различных проблемных ситуаций в сознании ребенка и изменение жизненной стратегии в контексте их решения.
В-четвертых, можно сделать вывод что, регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I Нормативные правовые акты
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. — №1. – Ст. 16.
II Книги
2. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска»: учебное пособие / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
3. Смирнов, С. А. Педагогика: учебник / С. А. Смирнов. – М.: Проспект, 2012. – 279 с.
4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Шакурова, М. В. М.: Академия, 2014. – 272 с.
5. Панфилова, А. П. Теория и практика общения: учебное пособие / А. П. Панфилова. М.: Академия, 2013. – 288 с.
6. Мухина, В. С. Возрастная психология : учебное пособие / В. С. Мухина. М.: Проспект, 2012. – 422 с.
Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...
... художественно-эстетической, трудовой, физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. Коррекционно-педагогические воздействия ... детей младшего школьного возраста:познавательная, трудовая, нравственная (ценностно-ориентировочная), художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, коммуникативная. Общие требования к их организации. Характеристика и содержание учебно ...
7. Шишковец, Т. А.Справочник социального педагога: учебное пособие / Т. А. Шишковец. М.: ВАКО, 2014. – 209 с.
8. Авдеева, Н. Н. Психология: учебник / Н. Н. Авдеева. – М.: Проспект, 2013. – 300 с.
9. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска» : учебное пособие / С. А. Беличева. – М.: Академия, 2014 – 282 с.
10. Алмазов, Б. Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н.Н. Бессонова.– М.: Академия, 2015. – 300 с.
11. Крылов, А.А. Психология: учебник / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2014. – 196 с.
12. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 2013. – 200 с.
13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 56 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 201 с.
15. Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2001. – 47 с.
16. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 1968. – 141 с.
17. Джемс, У. Психология.: учебник / У. Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 369 с.
18. Капрара, Дж. Психология личности / Дж. Капрара. – Спб.: Питер, 2000. – 640 с.
19. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 56 с.
20. Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. – М.: Психоаналетическая ассоциация, 1998. – 218 с.
21. Павлов, И.П. Рефлекс свободы / И.П. Павлов. – СПб.: Издательский дом, 2001. – 65 с.
22. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: монография / Д.Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2004. – 73 с.
23. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 1954. – 86 с.
24. Ньюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Ньюттен. – М.: Смысл, 2004. – 608 с.
25. Головаха, Е.И. Психологическое время личности: монография / Е.И. Головаха. – М.: Наукова думка, 1984. – 67. с