Психофизиологические особенности спортсменов в баскетболе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

1.1 Специфика влияния баскетбола на физическое развитие спортсменов

1.2 Особенности психофизиологического статуса баскетболистов

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.3 Организация исследования

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Результаты исследования

3.2 Обсуждение результатов исследования

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Современный спорт предъявляет все более жесткие требования к функциональной подготовленности спортсменов, которая предполагает способность обеспечить должный уровень деятельности органов, систем и организма необходимый для выполнения специфической физической нагрузки. Высокий уровень функциональной подготовленности является основой для роста спортивного мастерства предпосылкой высокой специальной физической работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам.

Проблема готовности к спортивной деятельности — это проблема реализации потенциальных психофизиологических возможностей человека, так как ее эффективность зависит от сложного комплекса психофизиологических факторов. В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно психофизиологических функциональных возможностей организма спортсмена. При этом в каждом виде спорта имеются наиболее важные психофизиологические качества, от активности которых в наибольшей мере зависит успешность выступлений спортсмена.

Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий. Все это требует высокого уровня физической подготовленности игроков. В связи с этим представляется актуальным исследование особенностей психофизиологического статуса спортсменов — баскетболистов. Учёт психофизиологических особенностей играет важную роль в решении проблемы построения адекватного тренировочного процесса, способствующего наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей спортсмена.

12 стр., 5825 слов

Исследование динамики показателей физической подготовленности девушек, специализирующихся по циклу ‘оздоровительный фитнес’

... Психофизиологические особенности девушек 17-20 лет Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования Глава III. Исследование динамики показателей физической подготовленности ... учитывающих и сопоставляющих уровень потенциальных возможностей личности; высокая степень безопасности занятий; ... своих функций при работе со спортсменами тренеру необходимо обладать соответствующими профессиональными ...

Цель исследования — изучить психофизиологические особенности баскетболистов.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть специфику влияния занятий баскетболом на психофизиологический статус спортсменов;

2) раскрыть психофизиологические особенности баскетболистов;

3) провести сравнительный анализ уровня развития показателей физической подготовленности баскетболистов, и их сверстников, не занимающихся баскетболом.

Объект исследования — психофизиологические особенности баскетболистов

Предмет исследования — влияние занятий баскетболом на уровень развития физических качеств.

Гипотеза исследования: занятия баскетболом способствует развитию физических качеств спортсменов

Методы исследования: анализ литературы по теме работы, обобщение, педагогическое тестирование, математико-статическая обработка данных.

Изучение психофизиологических особенностей спортсменов имеет важное теоретическое и прикладное значение.

Научная новизна. Определены особенности психофизиологического статуса баскетболистов и влияние занятий баскетболом на физическое развитие спортсменов. На основании психофизиологических показателей определялся уровень функциональной и психологической подготовленности спортсменов к тренировочно-соревновательной деятельности.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности тренировочного процесса путем подбора комплекса упражнений, направленных на развитие наиболее важных психофизиологических качеств, от активности которых в наибольшей мере зависит успешность выступлений спортсмена.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных специалистов в области подготовки баскетболистов. Учету психофизиологических детерминант в решении проблемы построения адекватного тренировочного процесса посвящены работы Н. А. Бернштейна, А. И. Вальтина, А. Б. Гандельсмана и др. Проблема постоянного функционального и интеллектуального развития игрока: его мыслительной деятельности, совершенства реакции, правильности движений, способности ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, раскрыта в работах В. М. Зациорского, 3. Я. Кожевникова, Ю. М. Портнова и т. д. Изучению психофизиологических особенностей человека, способных повлиять на результаты спортивной деятельности, посвящены работы Дж. Х. Уилмора, Я. М. Коца. Особенности психофизиологического статуса баскетболистов изучались Р. К. Малинаускас, М. В. Скворцовым, Е. Р. Яхонтовым и др.

14 стр., 6847 слов

Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов — баскетболистов в тренировочном процессе

42 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Изучение психофизических состояний, возникающих у спортсменов - баскетболистов в тренировочном процессе Паршин Евгений Владимирович Специальность ...

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

1.1 Специфика влияния баскетбола на физическое развитие спортсменов

спортивный баскетбол игровой технический

Баскетбол — командная спортивная игра. Все виды спортивных игр содействуют комплексному развитию индивида, что объясняется, в первую очередь, их глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков. В то же время многие специалисты относят баскетбол к тем средствам физического воспитания, которые наиболее существенно влияют на всестороннее развитие человека, совершенствуя его физиологические показатели (Бернштейн Н. А., 1966; Дубровский В. И., 2005).

Такое воздействие баскетбола обусловлено особенностями этого вида спортивной игры.

1) Комплексность воздействия на организм занимающихся, которая проявляется в одновременном совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и функций организма (дыхания, кровообращения и др.).

Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т. д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски).

Такое разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся: способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

8 стр., 3671 слов

Игры и упражнения на развитие памяти

Игры и упражнения на развитие памяти Как развить память у ребенка Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра спарами слов. Упражнение можно выполнять, начиная с дошкольного возраста.Итак, запишите себе на лист 10 па ...

Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, все основные группы мышц и внутренние органы, что также обусловливает комплексное воздействие на организм.

2. Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Спортивные игры относятся к нестандартным, или ситуационным, физическим упражнениям. Эти упражнения характеризуются тем, что «структура, направление и сила при выполнении двигательных актов не программируются заранее, а зависят от ситуаций, возникающих в разные моменты спортивной деятельности» (Бабушкин В. З., 1992).

Двигательные навыки баскетболистов, как правило, доведены до автоматизма, при этом, чем выше автоматизация двигательных навыков, тем эффективнее деятельность спортсмена. Автоматизировано должны осуществляться отдельные игровые приемы, и даже компоненты сложных действий. «Однако, — как отмечает В. М. Зациорский, — при игре нередко, возникают такие ситуации, когда заученные привычные движения становятся неэффективными. Тогда стереотипная деятельность спортсменов должна изменяться в соответствии с создавшимися условиями. Это достигается путем экстраполяции, которая осуществляется как сознательно, так и автоматизировано. При этом у спортсменов образуются новые условнорефлекторные связи, обеспечивающие новые формы движений. Таким образом, при спортивных играх стереотипные движения должны быть легко изменяемыми. Это обеспечивается высокой подвижностью нервных процессов, управляющих двигательной деятельностью» (Зациорский В. М., 2010).

Быстрая смена игровой обстановки и создание новых игровых ситуаций вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Своевременное и правильное решение двигательных задач при этом обусловлено четкой информацией, поступающей в центральную нервную систему от органов чувств, высокой подвижностью нервных процессов, соответствующей подготовленностью двигательного аппарата и обеспечивающих его деятельность вегетативных систем. Особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях быстрота мышления.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем" Кузнецова Лариса Михайловна, педагог-психолог Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба Человек есть “человек играющий”, homo ludens. Хейзенга. Игра: “ мы едем, едем, едем” Время игры: 1 час – 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 – 14 лет. Цель: мотивация учащихся на игровое ...

Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия проявления индивидуальных особенностей игроков. Необходимость на протяжении встречи постоянно учитывать изменяющуюся игровую обстановку, способствует развитию творческой инициативы каждого члена команды. Игроки должны не только самостоятельно определять, какие действия необходимо выполнять, но и решать, когда и каким способом действовать.

Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

3. Коллективность действий. В баскетболе выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды. При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.

Результат игры зависит от согласованности действий членов команды, от форм организации действий спортсменов. Правильное взаимодействие игроков команды — основа коллективной деятельности. Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности свободно произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Следовательно, коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания — необходимые личностные качества, формируемые в процессе занятий баскетболом.

4. Соревновательный характер. Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть противника. Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта.

20 стр., 9905 слов

Эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта

Эмоционально-волевая сфера спортсменов, занимающихся командными видами спорта 1. Психология спортивной деятельности 1.1    Характеристика изучаемых видов спорта Хоккей Хоккей - контактный командный вид спорта, один из наиболее любимых народом олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, ...

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно лишь в том случае, если игроки не только владеют определенными приемами техники и тактики, но и умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.

5. Высокая эмоциональность. Баскетбол, благодаря соревновательному характеру игры, непрерывному изменению обстановки, динамичности, способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Проявление у спортсменов разнообразных чувств и переживаний создают благоприятные условия для воспитания умения управлять эмоциями, не терять контроля своих действий.

6. Большие физические нагрузки при многократном развитии максимальных усилий в сравнительно короткое время. Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большую работу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние 5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150), ускорений и остановок (Колос В. М., 1988).

За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в их стремлении активно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил и предъявляет особые требования к силовым, волевым и иным психофизиологическим качествам.

Названные особенности баскетбола обусловливают его уникальное значение для всестороннего развития личности.

1 стр., 331 слов

Психологические особенности деятельности менеджера и основные требования к его личности

Психологические особенности деятельности менеджера и основных требований к его личности Менеджер — профессионально подготовленный руко­водитель. Однако по эффективности своего руководства ме­неджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдаю­щихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие: 1. Желание и ...

1.2 Особенности психофизиологического статуса баскетболистов

Эффективность спортивной деятельности во многом обусловлена психофизиологическими особенностями спортсмена, которые можно рассматривать в качестве психофизиологического резерва его работоспособности. (Солопов И.Н., 2010)

Проблема изучения психофизиологических особенностей человека активно начала изучаться в нашей стране с начала 50 — х годов. Большой вклад в ее изучение внесли выдающиеся отечественные психологи Б. М. Теплов и В. Д. Небылицына. Работы их школы представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. В то же время проблема психофизиологических особенностей баскетболистов недостаточно освещена в литературе.

В трудах классиков отечественной психофизиологии определенно доказано, что основные черты организма определяются как унаследованными свойствами, так и влияниями различных факторов среды. Многочисленные исследования показали генетическую обусловленность различных морфофункциональных показателей организма человека. В связи с этим в организации тренировочного процесса и спортивном отборе большое внимание уделяется учету наследственных влияний на многие показатели строения и функций организма человека, а также на степень развития разных физических качеств.

Изучая психомоторную организацию человека, Е. П. Ильин отмечает признаки, наиболее и наименее подверженные влиянию наследственности (Ильин Е. П., 2003).

Среди морфологических признаков наиболее значительны влияния наследственности на продольные размеры тела, меньшие — на объемные размеры, еще меньшие — на состав тела. Меньшая наследственная обусловленность выявлена для физиологических параметров и наименьшая — для психологических признаков. Значительная генетическая обусловленность выявлена для многих физиологических параметров: аэробные и анаэробные возможности, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, частота сердцебиений при физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких и жизненный показатель, частота и глубина дыхания, содержание холестерина в крови, иммунный статус, гормональный профиль и некоторые другие. Многие психологические, психофизиологические, нейродинамические, сенсомоторные показатели, характеристики сенсорных систем также находятся под выраженным генетическим контролем: большая часть показателей электрической активности коры больших полушарий, скорость переработки информации, пропускная способность мозга, коэффициент интеллектуальности, пороги чувствительности сенсорных систем, нормальная и дальнозоркая рефракция, типологические свойства нервной системы, черты темперамента, доминантность полушарий, моторная и сенсорная функциональная асимметрия и др.

Г. А. Макарова указывает на неоднотипность наследственных влияний на различные физические качества (Макарова Г. А., 2003).

Как отмечает автор, в наибольшей степени генетическому контролю подвержены быстрые движения, требующие, в первую очередь, особых скоростных свойств нервной системы — высокой лабильности и подвижности нервных процессов, а также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах. Высокие показатели наследуемости отмечены для различных элементарных проявлений качества быстроты — времени простых и сложных двигательных реакций, максимального темпа движений, скорости одиночных двигательных актов. Высокая генетическая обусловленность свойственна также для качества гибкости. В меньшей степени генетические влияния выражены для показателей абсолютной мышечной силы. В наименьшей степени наследуемость обнаруживается для показателей выносливости к длительной циклической работе и качеству ловкости. Следовательно, наиболее тренируемыми физическими качествами являются ловкость и общая выносливость, а наименее тренируемыми — быстрота и гибкость. Среднее положение занимает качество силы. Это подтверждается данными Е. К. Айдаркина, о степени прироста различных физических качеств в процессе многолетней спортивной тренировки: показатели качества быстроты увеличиваются в 1.5-2 раза, качества силы при работе локальных мышечных групп — в 3.5-3.7 раза, при глобальной работе — на 75-150%, качества выносливости — в десятки раз (Айдаркин Е. К., 2004).

По мере обогащения человека жизненным опытом и знаниями относительная роль генотипа (наследственности) в его жизнедеятельности снижается. Психофизиологические особенности претерпевают определенные изменения под влиянием внешней среды.

Результаты современных исследований позволяют сделать вывод о позитивном влиянии занятий физической культурой и спортом на психофизиологическое состояние спортсменов (Яхонтов, Е. Р., 2006).

Влияние занятий спортом на психофизиологический статус связано с рядом специфических особенностей спортивной деятельности:

1) с проявлением мышечной активности в различных формах при выполнении специальных физических упражнений;

2) с требование от спортсмена специальной систематической и длительной тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определённые двигательные навыки и развивает необходимые для занятий данным видом спорта физических качеств (силу, выносливость, быстроту, ловкость движений) и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);

3) со спортивной борьбой, которая содействует развитию спортсмена способности к максимальным напряжениям физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обострённой деятельности всех психических процессов;

4) с максимальным выявлением физических и духовных сил, специальных умений и навыков, с развитием моторных способностей, постоянным поддержанием их на высоком уровне.

5) с повышенными требованиями к процессам информации и её переработки, памяти и внимания спортсмена, к его волевым действиям и эмоциональным состояниям.

Специфика командных игровых видов спорта оказывает наибольшее влияние на психофизиологическое состояние спортсменов, так как предъявляет особенно высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям. По мнению В.М. Зациорского, это обусловлено следующими факторами:

1) моторная и психологическая сложность спортивной деятельности требует обязательного наличия у исполнителя специфического комплекса высоко развитых способностей, проявляющихся в психических качествах перцептивной, психомоторной и когнитивной сфер;

2) современные условия тренировок и соревнований требуют определённых личностных и психодинамических свойств, оптимизирующих процесс решения оперативных задач (Зациорский В. М., 2010).

На успешность деятельности спортсмена наибольшее влияние оказывают две особенности — строение тела и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела, которые влияют на технику игры в баскетбол, относятся: рост, длина звеньев тела, пропорции тела.

Особенности строения тела баскетболистов

В медицине баскетболисты по длине тела разделяются следующим образом:

1) рослые игроки (рост до 195 см);

2) высокие (196-206 см);

3) сверхвысокие (выше 206 см).

С точки зрения особенностей строения тела разделяют:

1) эндоморфов (с относительно полным округлым телом);

2) мезоморфов (крепкие физически с массивными кистями);

3) эктоморфов (тонкого и нежного строения тела) (Бернштейн Н. А., 1966).

Высокий рост, как характерный показатель длины тела баскетболистов, отмечен во всех исследованиях. Как отмечает В. З. Бабушкин, «количество баскетболистов международного класса, рост которых превышает 2 м, неуклонно возрастает. Баскетбол все более становится привилегией очень высоких спортсменов, тем более что выявлено влияние длины тела на точность бросков в корзину» (Бабушкин В.З., 19991).

Данных удельного веса баскетболистов в научно-методической литературе почти нет. Опираясь на данные межгруппового и полового возрастного различия, Э. Г. Мартиросов дает следующую характеристику баскетболистов по антропоморфологическим признакам: «Баскетболисты характеризуются большой длиной тела, относительно узкой грудью и несколько отстающего от длины тела и обхвата груди весом» (Мартиросов Э. Г., 1990).

Наиболее полное представление о пропорциях тела баскетболистов дано в работе А. И. Вальтина. На основе статистических методов, используемых в антропологии, автор пришел к выводу, что большинство баскетболистов (48,3%) относятся к гигантоидному типу пропорций тела (длинные ноги, широкие плечи), меньше (28,7%) встречается баскетболистов с длинными ногами и узкими плечами, а еще меньше с длинными ногами и со средними плечами. Другими словами баскетболисты имеют большую длину ноги и разные по ширине плечи (Вальтин А. И., 1985).

Показатели, которые отображают индивидуальные особенности строения тела спортсменов, рассматриваются как важный фактор управления процессом тренировки. Зная характерные специфические особенности строения тела спортсмена можно рекомендовать ему различные виды физических упражнений, соответствующий режим двигательной деятельности и тренировки для достижения высоких спортивных результатов. Показатели строения тела обязательно должны учитываться при распределении игровых ролей баскетболистов. Так, умелый дриблинг, молниеносный проход под кольцо, перехватывание передачи мяча соперника — достоинство игроков среднего роста. Снайпер, диспетчер — это, как правило, игрок невысокого роста. Здесь сказываются анатомо-физиологические особенности невысоких игроков, а именно длина конечностей. Высоких спортсменов чаще всего тренируют как центровых.

Физиологические параметры

Участие в играх предъявляет высокие требования к дыхательным возможностям баскетболистов, так как высокая напряженность игровой активности баскетболистов обусловливает значительные функциональные изменения в ходе игры. Установлено, что частота пульса во время игры может доходить до 180 — 230 ударов в минуту. Уровень потребления кислорода находится в пределах 72,3 — 96,6% от максимума. При этом частота дыхания достигает 50 — 60 дыхательных циклов в минуту, а минутный объем дыхания доходит до 120 — 150 литров (Карпман B. JI., 1982).

Вместе с тем, при игре в баскетбол образуется заметный кислородный долг, который достигает 4 — 8 литров (Карпман B. JI., 1982).

Это свидетельствует о значительных требованиях к анаэробным (нехватка кислорода) процессам.

Показатель аэробных возможностей — величина максимального потребления кислорода (МПК) у баскетболистов растет с ростом квалификации. У мастеров спорта МПК достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса) (Карпман B. JI., 1982).

У баскетболистов невысокого класса и слабо тренированных по мере развития утомления после тренировочного занятия в течение 12 часов наблюдается более высокий уровень внешнего дыхания, потребления кислорода по сравнению с исходными данными. Одновременно имеет место менее совершенное приспособление к недостатку кислорода, что выражается в более стремительном развитии гипоксемии, в снижении возможного порога падения насыщения крови кислородом, в компенсаторном увеличении внешнего дыхания.

Важным показателем функционального состояния организма является сердечно — сосудистая система. Установлено, что частота сердечных сокращений (ЧСС) у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд./мин. (Карпман B. JI., 1982).

Внешняя работа сердца возрастает в 4 раза, а индекс минутного объема сердца — в 7 раз. По данным В. Л. Карпмана, увеличение относительного объема сердца (1300 — 1400 см3) наблюдается у баскетболистов более чем в 50% случаев по сравнению с нетренированными мужчинами. Это явление он связывает со спецификой спортивной деятельности (Карпман B. JI., 1982).

Взаимосвязь между величиной объема сердца и физической работоспособностью у спортсменов носит линейный характер. Чем больше объем спортивного сердца, тем выше физическая работоспособность спортсмена. Из всех игровых видов спорта у баскетболистов этот показатель самый высокий (Карпман B. JI., 1982).

У баскетболистов высокого класса восстановление приспособительных реакций сердечно — сосудистой системы, физиологического тремора, происходит в течение 6 — 9 часов (Красноруцкая, И. С., 2012).

У баскетболистов невысокого класса и слабо тренированных по мере развития утомления наблюдается заметное ухудшение восстановления показателей сердечнососудистой системы в паузах отдыха. Нормализация функций происходит в диапазоне 12 — 24 часов (Красноруцкая, И. С., 2012).

Тренеру необходимо знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру физиологических изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакции организма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем 128 уд /мин, уровень потребления кислорода — 30% от максимальной величины. При выполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится в пределах 140-150 уд/мин, уровень потребления кислорода — в пределах 50%. При выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд/мин, величина кислородного долга 5-7 л/мин (Быков, E.B., 2005).

Исследования, проведенные Р. К. Малинаускас и А. Р. Брусокас, свидетельствуют о том, что под влиянием систематической тренировки у баскетболистов уменьшаются затраты энергии организма, связанные с выполнением стандартной нагрузки. У них в меньшей степени возрастает потребление тканями кислорода, чем у их сверстников, не занимающихся спортом, при такой же нагрузке. После максимальных напряжений обменные процессы протекают у спортсменов гораздо менее экономно и сопровождаются очень значительным усилением кровообращения. Это объясняется тем, что они способны переносить нагрузку большей интенсивности (Малинаускас Р. К., 2010).

Особенности протекания нервных процессов

Необходимость переключения в процессе игры с одного уровня деятельности на другой определяет особый характер протекания нервных процессов. Большая нагрузка в тренировочном и соревновательном процессах совершенствует функции анализаторов, психомоторные функции, а вместе с ними и всю ЦНС. Быстрое освоение широкого диапазона меняющейся информации во время непосредственной борьбы с соперником при постоянном дефиците времени связано с повышенной активностью и совершенствованием функций зрительного анализатора. Периферические элементы сетчатки обеспечивают контроль перемещения партнеров и соперников на площадке, а центральные элементы держат в поле зрения мяч. А. В. Родионов отмечает, что баскетболисты в равно высокой степени реагируют на сигналы, как в центре, так и в периферии поля зрения (Родионов А. В. 1973.) Пространственное (глубинное) зрение совершенствуется во время передач мяча движущемуся партнеру, ловли, ведения мяча.

Двигательный анализатор испытывает большую нагрузку в процессе дифференцированных усилий, связанных с высокой точностью движений при бросках, передачах мяча. Исследуя время двигательной реакции, точность мышечных усилий при действиях руками, дифференцировку времени в коротких интервалах, В. М. Колос установил, что у баскетболистов показатели значительно лучше по сравнению с представителями других видов спорта (Колос, В. М., 1988).

Исследования В. Г. Краснова установили, что баскетболисты имеют характерные сочетания основных свойств нервной системы: сильная, подвижная или слабая нервная система с преобладанием процессов возбуждения (Краснов В. Г., 2008).

Двигательные (физические) качества: ловкость, гибкость, быстрота, выносливость, сила.

Современный баскетбол — это атлетическая игра, которая предъявляет, прежде всего, высокие требования к двигательным возможностям спортсменов. Основные двигательные действия баскетболистов характеризуются высоким темпом передвижений, быстрой сменой ситуаций, ограничением времени владения мячом. Весь арсенал технико-тактических приемов необходимо применить в условиях, требующих от игроков точности, способности к дифференциации усилий, выполнения быстрого переключения с одних действий на другие. Для выполнения большого количества приемов в условиях дефицита времени и противодействия соперникам, игроки должны владеть специальными двигательными навыками.

Разнообразие содержания игровой деятельности обусловливает комплексное развитие основных физических качеств. Наряду с развитием основных физических качеств развиваются и специальные качества, специфичные для баскетбола

Особую важность для баскетбола, который отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями, имеет такое физическое качество, как ловкость. Ловкость определяются, как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки — с другой. Для успешной игровой деятельности баскетболистам необходимы 3 степени ловкости: пространственная точностью и координация движений (1); пространственная точностью и координацией в сжатые сроки (2); проявление быстроты и ловкости в специфических условиях баскетбола (3).

Наиболее важную роль играет высшая (3) степень. Как бы виртуозно и точно не исполнялись приемы в стандартных не изменяющихся условиях, они малоэффективны при внезапных непрерывных изменениях игровых ситуаций.

Ловкость тесно связана с координационными качествами, что дает основание некоторым авторам отожествлять эти понятия (Колос В. М., 1988).

В баскетболе, более чем в других видах спорта, необходима способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний. Это способность зависит от координационных качеств.

По данным В. М. Колос, обнаружена более совершенная координация движений у опытных баскетболистов по сравнению с новичками, что свидетельствует о тренированности координационных способностей. У первых электрические потенциалы мышц возникают непосредственно при движениях, у последних появляются задолго до получения мяча и нередко даже при обманных движениях партнера, что связано с отсутствием необходимых дифференцировок (Колос В. М., 1988).

В процессе занятий баскетболом у спортсменов развивается гибкость — свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Основные технические приемы в баскетболе связаны с движениями по большим амплитудам. В процессе тренировки под влиянием активных движений (разминка, упражнения на растягивание) и игры повышается эластичность и температура мышц, сухожилий, связок и суставных сумок, сила мышц, с помощью которых выполняется движение части тела в данном направлении. За счет улучшения мышц и связок гибкость увеличивается.

В современном баскетболе все большее значение приобретает высокий уровень работоспособности организма или специальная выносливость при различных режимах мышечной деятельности. Выносливость в значительной мере определяется деятельностью сердечно — сосудистой, дыхательной систем, экономным расходованием энергии. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакция с выбором и реакция движущийся предмет, неоднократные стартовые ускорения со сменой направления за мячом, за соперником и от него, замена одних приемов и действий другими и, наконец, выполнение приемов техники и осуществление тактических комбинаций при максимально быстром передвижении.

Выносливость баскетболистов совершенствуется практически в каждом упражнении, где задание выполняется с некоторым напряжением и относительно долго. Для баскетболистов, давно и успешно занимающихся спортом, характерен высокий уровень развития, как общей (аэробной) выносливости, так и специальной (игровой) выносливости. Специальная выносливость включает в себя:

— скоростную выносливостью — способность выполнять упражнения высокой интенсивности в течение заданного времени;

— силовую выносливость — способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определенного времени;

— анаэробная выносливость, которая необходима во всех действиях кратковременного скоростно-силового характера.

Значение специальных видов выносливости возрастает по мере повышения интенсивности игровых действий. Эти виды определяют мощность прыгучесть, скорость бега, силу бросков.

В процессе общей физической подготовки у всех спортсменов совершенствуется быстрота, которая в различных видах деятельности имеет свою специфику. В баскетболе она обусловлена тем, что проявление ее происходит в непрерывно изменяющихся ситуациях, непосредственном соревновании с соперником в скорости и при его сопротивлении, с систематическим чередованием различных сторон быстроты и их сочетаний при наличии сбивающих факторов — помех. Качество быстроты характеризует способность человека быстро совершать двигательные действия в пределах максимального отрезка времени. Проявления скоростных качеств в игровой деятельности самые различные: скорость перемещений игроков, быстрота перехода от атакующих действий к защитным, быстрота прыжка, быстрота выполнения. В связи с этим в процессе тренировок у баскетболистов совершенствуется специальная быстрота: быстрота реакции и быстрота передвижений, точность исполнение приемов с максимальной скоростью. У баскетболистов постепенно развивается быстрота реагирования на внешнюю ситуацию модели предстоящего движения, что позволяет заранее с опережением событий подготовить испольные механизмы и тем самым сократить время реализации двигательного действия.

Еще одним физическим качеством, которое развивается у баскетболистов, является сила — преодоление внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. У баскетболистов в процессе тренировок развиваются скоростно-силовые способности (динамическая сила), проявляемые при быстрых движениях. Это так называемая взрывная сила, то есть способность проявлять наибольшую силу за наименьшее время. Она проявляется, например, в прыгучести. Скоростная сила проявляется в условиях скоростных движений против относительно небольшого внешнего сопротивления и обеспечивается такими свойствами максимальных усилий, которые определяют стартовую и ускоряющую силу мышц.

Уровень развития всех физических качеств определяется не только физиологическими возможностями его органов и систем, но и психическими факторами. В спортивных играх особые требования предъявляются к сенсорной, умственной и эмоциональной работоспособности спортсмена, что обусловлено острым соревновательным характером игры, необходимостью быстро решать сложные технико-тактические задачи. «В баскетболе при выполнении тактических действий на первый план выступает система перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности и в связи с необходимостью в кратчайшие промежутки времени восприятия возникающих ситуаций, принятия и реализации творческих решений о путях и способах ведения соревновательной борьбы», — пишет А. В. Родионов (Родионов А. В., 1968).

Когнитивно-волевые качества проявляются в мышлении, эффективности внимания, скорости переработки информации в зрительно — двигательной системе, решительности и смелости. Исследования И. С. Красноруцкой свидетельствуют о постоянстве формирования этих качеств в структуре личности баскетболистов во всех возрастных группах (Красноруцкая И. С., 2012) В книге А.В. Родионова «Психология спортивного поединка» дан анализ мышления спортсмена. По мнению автора, мышление спортсмена бывает двух типов: творческое, когда он обдумывает тактику и стратегию, и оперативное. «Когда спортсмен выходит на ринг, ковер, игровую площадку, творческое мышление уступает ведущую роль оперативному» (Родионов А. В., 1968).

«Оперативность» их мышления главным образом состоит в дефиците времени. Ограниченность во времени для спортивного мышления отличается особенно жесткими рамками: десятые доли секунды. Лимит времени откладывает отпечаток на все решения спортсмена. Мышление в спорте, по мнению А. В. Родионова, носит наглядно-действенный характер, его мышление связано с физическими действиями, а не с абстрактными понятиями. Для мышления в спортивном поединке характерна «раздвоенность мышления», когда спортсмен имеет наготове два решения, даже несколько вариантов — и использует их в зависимости от ситуации. Неспособность учесть несколько вариантов развития игровой ситуации свойственна скорее слабым спортсменам.

Успешность в баскетболе зависит от степени развития волевых качеств. Преодоление препятствий, что характерно для любого вида спорта, соревновательный характер формируют у баскетболистов такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержку и самообладание (Пуни А. Ц., 1977)

Спорт является одним из наиболее специфических видов человеческой деятельности, где сочетаются физические нагрузки и эмоциональные направления. В баскетболе имеются свои специфические особенности, которые являются дополнительной эмоциональной и физической нагрузкой игроков. Эти особенности заключаются в физических нагрузках при многократном развитии максимальных усилий в сравнительно короткое время, в интенсивной мыслительной деятельности игроков, быстром изменении игровой обстановки, выступлении команды без основного игрока. По мнению В. Л. Ореховой, Спортивная конкуренция и стремление к достижению победы, выступление в присутствии многочисленных зрителей, недоброжелательный настрой могут стать психотравмирующими факторами, приводящими к эмоциональным нарушениям (Орехова В.Л., 2010).

В связи с этим особое внимание уделяется формированию эмоциональной устойчивости, или психологической надежности игроков. У баскетболистов высокого класса сформирована адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций. Они способны регулировать эмоциональные состояния, быть эмоционально стабильным; обладают мотивацией достижения успеха.

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Цель и задачи исследования

Актуальность экспериментального исследования: Современный баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью, которая обусловлена увеличением удельного веса, быстрого прорыва и прессинга, увеличением технических возможностей игроков при максимальной быстроте действий и большой физической нагрузке. Физическая подготовленность определяется не только специальной выносливостью, но и скоростно-силовыми качествами.

Цель исследования — определить влияние занятий баскетболом на развитие скоростно — силовых качеств подростков 12 — 13 лет

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) раскрыть возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств школьников с 12 — 13 лет;

2) выявить особенности проявления скоростно-силовых качеств баскетболистов 12 — 13 путем сравнения показателей их скоростно-силовой подготовленности с показателями школьников, не занимающихся спортом.

Гипотеза: Предполагается, что занятия баскетболом школьников 12-13 лет существенно влияет на развитие скоростно-силовых способностей.

Объект исследования: подростки в возрасте 12 — 13 лет

Предмет исследования: влияние занятий баскетболом на уровень развития скоростно-силовых способностей школьников 12-13 лет.

2.2 Методы исследования

Для достижения цели работы были использованы следующие методы.

1) Анализ и обобщение литературных данных

При написании работы были использованы 29 источников. Их анализ позволил определить степень изученности проблемы. Обобщение данных свидетельствует о том, что регулярные занятия баскетболом способствуют развитию физических, в том числе скоростно — силовых качеств подростков. В научной и методической литературе мы изучили понятие и характеристику общих и специальных психофизиологических качеств, особенности баскетбола, как вида спорта. Изучение литературных источников по вопросу развития этих качеств у подростков исследуемой возрастной группы позволило выявить, что у них достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

2) Тестирование

Среди других методов оценки физического состояния человека способ тестов является главным методом, используемым в спортивной метрологии и других научных дисциплинах. Тест — это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. В настоящее время в арсенале тренеров-практиков имеются разнообразные методы тестирования (педагогические, физиологические, психофизиологические, биохимические), позволяющие получить в каждый конкретный момент объективное представление о тех или иных сторонах физической подготовленности спортсмена. В определении двигательных тестов указывается, что они служат оценке двигательных способностей и частично моторных навыков, так как в их основе лежат двигательные действия. В тестах испытуемые последовательно выполняют двигательные задания и за каждое решение двигательной задачи получают отдельные оценки.

Проведенное нами педагогическое тестирование заключалось в проведении тестов для оценки скоростно-силовых качеств. Основными компонентами скоростно-силовых способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостности двигательных действиях.

Были использованы следующие тесты

Тест 1. Пробегание отрезка 20 метров со старта (стартовая скорость);

Методика: И.П. — испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит и финиширует на другом конце отрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01секунды. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.

Тест 2. Пробегание отрезка 20 метров с хода (дистанционная скорость) Методика проведения аналогичная.

Тест 3. Пробегание дистанции 300 м для определения скоростной выносливости. Методика проведения аналогичная.

Тест 4. Прыжок в длину с места для определения показателей «взрывной» силы.

Методика: И. П. — испытуемый становится перед отметкой, не наступая на нее, отталкивается как можно сильнее и выполняет прыжок вперед. Измеряется расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см. Предлагается две попытки. В таблицу заносится лучший результат.

Тест 5. Подтягивание на перекладине.

Методика: И.П. — испытуемый висит на перекладине. По сигналу начинает подтягиваться в течение 15 секунд. Оценивается количество подтягиваний.

Все тесты отвечают требованиям надежности, объективности, валидности и сопоставимости.

3) Математико-статистическая обработка данных

При математико-статистической обработке результатов нами были использованы общепринятые формулы для расчета оценки показателей скоростно-силовых качеств в контрольной и экспериментальной группе. Также было оценено различие средне групповых результатов тестов по критерию Стьюдента.

2.3 Организация исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ № 1 г. Мончегорска с 20 по 22 апреля 2014 г. В исследовании приняли участие 24 подростка в возрасте 12 — 13 лет. Все испытуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли школьники, не занимающиеся в спортивной секции по баскетболу (группа А), во вторую группу (группа Б) вошли подростки, занимающиеся в школьной секции баскетбола в течение 2 лет. Группа подростков, не занимающихся спортом, включена в эксперимент для того, чтобы можно было сопоставить и сравнить их результаты с детьми, которые целенаправленно занимаются в секции баскетбола и увидеть тенденцию развития физических качеств.

Для проведения эксперимента использовалось следующее оборудование: секундомер, свисток, промеренная ровная дорожка размеченный мат для прыжка, турник.

Тестирование проводилось в одинаковых для всех испытуемых условиях и выполнялось однообразно по технике. Всем выполняемым упражнениям предшествовала разминка, которая включала ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Результаты исследования

Результаты тестов № 1 и № 2 бег на 20 м. с ходу и со старта представлены в табл. 1. (Приложение 1)

Сопоставление средних арифметических результатов тестов 1,2 представлено на рис.1.

Рисунок 1 — Сопоставление средних арифметических значений результатов тестов 1, 2

Результаты теста № 3 пробегание дистанции 300 м представлены в табл. 2. (Приложение 2) Сопоставление средних арифметических результатов теста 3 представлено на рис. 2.

Рисунок 2 — Сопоставление средних арифметических значений результатов теста 3

Результаты теста № 4 прыжок в длину с места для определения показателей «взрывной» силы представлены в табл. 3. (Приложение 3)

Сопоставление средних арифметических результатов теста 4 представлено на рис. 3.

Рисунок 3 — Сопоставление результатов выполнения прыжка в длину с места

Результаты теста № 5 подтягивание на перекладине представлены в табл. 4. (Приложение 4)

Сопоставление средних арифметических результатов теста 5 представлено на рисунке 4.

Рисунок 4 — Сопоставление средних арифметических результатов подтягивания на перекладине

3.2 Обсуждение результатов

Данные педагогического тестирования свидетельствуют о больших показателях скоростно — силовых качеств у подростков, занимающихся баскетболом (группа Б), по сравнению с их сверстниками, не поспешающими спортивную секцию (группа А).

В тестах на короткие дистанции баскетболисты значительно опережали сверстников. Показатели стартовой «взрывной» скорости в беге на 20 м со старта в группе Б на 0,3 сек. выше, чем в группе А. Показатели дистанционной скорости в беге на 20 м с ходу — на 0,5 сек. В тесте бега со старта подростки, занимающиеся баскетболом, показали более развитые способности быстро выбегать со старта, развить высокую скорость в стартовом разбеге и достичь максимальной скорости во время бега на дистанции. Сравнительные показатели стартовой скорости свидетельствуют о более высоком уровне физической подготовки баскетболистов, так как именно сильные ноги и пресс обеспечивают мощный толчок при разгоне, который проявляется методом пружины. В контексте исследования особенно важны показатели дистанционной скорости, так как именно этот вид скорости наиболее подвержен влиянию специальных упражнений, тогда как стартовая скорость в значительной степени обусловлена природными способностями, природной резкостью.

Показатели скоростной выносливости в беге на 300 м в группе Б выше на 2,7 сек., чем в группе А. Такие показатели свидетельствуют о том, что у баскетболистов под влияние специальных упражнений более развита способность выдержать бег на сравнительно большое расстояние в высоком темпе, чем у сверстников, не занимающихся спортом.

Показатели «взрывной» силы, проявленные в прыжках с места, в группе Б значительно больше, чем в группе А. Разница составляет 5 м. Такие показатели свидетельствуют о том, что в процессе тренировок у баскетболистов развивается умение сделать быстрое и мощное действие из спокойного положения. Взрывная сила играет большую роль в тренировках баскетболистов не только потому, что она служит средством развития абсолютной силы, но и методом улучшения физических качеств. Этому особенно способствуют виды прыжковой тренировки баскетболистов, которые показывают наибольшую скорость нарастания силы, поскольку сопротивление снижено, и время движения становится короче. Это вызывается быстрым эксцентрическим растяжением мышц и связок, которое предшествует сознательному усилию.

Сравнительные результаты теста «подтягивание на перекладине» позволяют говорить о более высокой выносливости, силы, уровне развития физических качеств и лучшей работе сердечно — сосудистой системы баскетболистов. Разница в количестве подтягиваний — 4.

Обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между группами во всех тестах. Для проверки значимости различий был использован t критерий Стьюдента.

Приведем пример расчета критерия для проверки достоверности различий в показателях бега на 300 м.

1) Подсчитаем среднюю арифметическую разницу полученных результатов (D) и D2.

Таблица 5

Результаты пробегания отрезка 300 м (сек)

Исследуемые

А

Б

D

D2

1

55,0

52,0

3

9

2

53,2

49,7

3,5

12,25

3

55,8

55,1

0,7

0,49

4

55,5

55,0

0,5

0,25

5

54,2

53,3

0,9

0,81

6

45,0

42,0

3

9

7

55,0

54,0

1

1

8

50,0

48,8

1,2

1,44

9

55,0

54,0

1

1

10

55,0

49,0

6

36

11

46,0

43,0

3

9

Продолжение табл. 5

12

54,0

51,0

3

9

Сумма

638,4

606

26, 8

88,24

М

53,2

50,5

2) Произведем расчет по формуле:

D = = = 2, 2 (1)

3) Применим формулу:

Sd = = = = 0, 21 = 0,458

4) Рассчитаем Tэмп.

Tэмп. = = = 4,8 (3)

Число степеней свободы: k=12 — 1 = 11

5) По таблице 1 находим tкрит =2, 262, экспериментальное Tэксп. = 4,8

Различия средних арифметических считается достоверными, если значение критерия t в конце эксперимента больше, чем критическое значение t-Стьюдента.

Вывод: различия достоверны.

Значение критерия t-Стьюдента превышает табличное значение критерия t — Стьюдента во всех тестах. Следовательно, все различия достоверны.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о влиянии занятий баскетболом на развитие физических качеств спортсменов, в ходе исследования подтвердилась.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. У подростков исследуемой возрастной группы достаточно высокими темпами улучшаются силовые и скоростно-силовые способности, что обусловлено анатомо — физиологическими особенностями данного возраста.

2. У баскетболистов более развиты скоростно — силовые качества: стартовая и дистанционная скорость, скоростная выносливость, «взрывная» и абсолютная сила. Это подтверждается достоверными различиями практически по всем показателям тестирования между подростками — баскетболистами и подростками, не занимающимися в спортивной секции.

3. Более быстрому физическому развитию баскетболистов способствуют специальные упражнения, выполняемые в тренировочном процессе. Уровень физической подготовленности спортсменов растет в ответ на физические нагрузки.

4. Систематичность и направленность тренировочных нагрузок приводят к комплексному воспитанию основных физических качеств, необходимых для спортивного совершенствования юных баскетболистов 12-13 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный спорт все больше становится спортом высоких достижений. Успешность спортсмена базируется на высоком уровне физической подготовленности, что предъявляет особые требования к двигательным, сенсорным, интеллектуальным качествам. Специфика каждого вида спорта предъявляет повышенные требования к определенной группе физических качеств, важных именно для этого вида спорта.

Современный баскетбол — одна из самых динамичных спортивных игр. Этот вид спортивной игры характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий. Современные требования к уровню развития физических качеств баскетболистов заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча. Трудно отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила, ловкость и ум. В связи с этим, изучение психофизиологических особенностей баскетболистов, способных повлиять на результаты спортивной деятельности, имеет важное теоретическое и прикладное значение и давно привлекает внимание исследователей. Только анализ и учёт комплекса достаточно сложных психофизиологических качеств у спортсменов позволит осуществлять эффективную подготовку спортсменов в ходе тренировочного процесса.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование подтвердило гипотезу, позволив сделать вывод о том, что специфика баскетбола обусловливает его огромное влияние на развитие физических способностей спортсменов, способствует формированию их особого психофизиологического статуса.

Сравнительные результаты, полученные в ходе исследований физических качеств подростков 12 — 13 лет и их сверстников, не занимающихся баскетболом, дали возможность утверждать, что у баскетболистов более развиты все скоростно — силовые качества.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что баскетбол как спортивная игра является эффективным средством физической подготовки, способствует развитию физических качеств и обогащению двигательного опыта спортсменов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айдаркин, Е. К. Функциональное состояние теоретический аспект / Е. К. Айдаркин. // Валеология. — 2004. — № 1. — С. 12-16.

2. Бабушкин, В. З. Специализация в спортивных играх / В. З. Бабушкин. — Киев: Здоровье, 1991. — 161 с.

3. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под. ред. Ю. М. Портнова. — М.: Физкультура и Спорт, 1997.- 480с.

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.

5. Быков, E. B. Спортивная медицина: оценка физического развития, функциональные пробы и тесты / Е. В. Быков. — Челябинск, 2005. — 79 с.

6. Вальтин, А. И. Влияние интенсивной двигательной деятельности баскетболистов на технику броска мяча в корзину в прыжке / А. И. Вальтин. // Теория и практика физической культуры. — 1985. — № 9. — С. 8-11.

7. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. — М.:, Физкультура и спорт. — 1988. — 327 с.

8. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В. М. Волков // Теория и практика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1993.- №5 — 6. — С. 32-37.

9. Гандельсман, А. Б. Физиологические основы методики спортивной тренировки / А. Б. Гандельсман, К. М. Смирнов. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 210 с.

10. Данилова, H. H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб. пособие / H. H. Данилова. — М.: Изд-во МГУ, 1992. -192 с.

11. Дубровский, В. И. Спортивная физиология: учеб. для сред, и высш. учеб. заведений по физ. культуре. / В. И. Дубровский. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 192 с.

12. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский — 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт 2010. — 200с.

13. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин — СПб.: Питер, 2003. — 384 с.

14. Карпман, B. JI. Динамика кровообращения у спортсменов / B. JI. Карпман, Б.Г. Любина. // Физкультура и спорт. М., 1982. — С. 71.

15. Карпман, В. Л. Исследование физической работоспособности у спортсменов / В. Л. Карпман, З. Б. Белоцерковский, И. А. Гудков. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 95 с.

16. Кожевников, 3. Я. Тренировка ловкости и быстроты баскетболиста / З. Я. Кожевников. — М. : Физкультура и спорт 2010. — 75 с.

17. Колос, В. М. Баскетбол: теория, практика / В. М. Колос. — Мн.: Полымя, 1988. — 132 с.

18. Коц, Я. М Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры / Я. М. Коц. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 238 с.

19. Красноруцкая, И С. Психофизиологический статус и его связь с морфотипом у юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет / И. С. Красноруцкая. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта- 11 (93) — 2012 — с. 58 — 62

20. Курамшин, Ю. Ф. Силовые способности и методика их развития / Ю. Ф. Курамшин. // Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. — М. : Советский спорт, 2003. — С. 122-134

21. Малинаускас, Р. К. Особенности психической надёжности баскетболистов различной квалификации / Р. К. Малинаускас, А. Р. Брусокас. //Физическое воспитание студентов 2010 — № 1 — C. 23 — 25.

22. Макарова, Г.А. Спортивная медицина / Г.А. Макарова. — М.: Советский спорт, 2003. — 478 с.

23. Портнов, Ю. М. Основы подготовки квалифицированных баскетболистов. / Ю. М. Портнов. — М.: ГЦОЛИФК, 1988 — 69 с.

24. Пуни, А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 88 с.

25. Скворцов, М. В. Некоторые психофизиологические особенности баскетболистов и регбистов / М. В. Скворцов. — Советский спорт, 2009. — 192 с.

26. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М. : Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 с.

27. Солопов И. Н., Горбанёва Е.П. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов / И. Н. Солопов, Е. П. Горбанева. — Волгоград: 2010.- 351 с.

28. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костилл. — Киев: Олимпийская литература, 2000. — 504 с.

29. Яхонтов, Е. Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов / Е. Р. Яхонтов. — СПб.: Питер, 2006. — 112 с.

Приложение 1

Таблица 1

Результаты пробегания отрезков 20 м с хода и 20 м с места (сек)

Исследуемые

Бег на 20 метров с хода

Бег на 20 метров со старта

Б

А

Б

А

1

3,0

3,9

3,6

4,1

2

2,4

2,8

3,2

3,7

3

2,6

3,3

4,0

4,5

4

2,6

3,4

3,4

3,8

5

2,7

3,2

3,7

4,1

6

2,1

2,4

2,9

3,2

7

2,4

3,2

3,2

3,6

8

2,3

2,8

3,0

3,3

9

2,8

3,2

3,4

3,7

10

2,2

2,7

3,0

3,2

11

2,3

2,6

3,2

3,5

12

2,6

2,8

3,2

3,5

М

2,5

3,0

3,4

3,7

Приложение 2

Таблица 2

Результаты пробегания отрезка 300 м (сек)

Исследуемые

А

Б

1

55,0

52,0

2

53,2

49,7

3

55,8

55,1

4

55,5

55,0

5

54,2

53,3

6

45,0

42,0

7

55,0

54,0

8

50,0

48,8

9

55,0

54,0

10

55,0

49,0

11

46,0

43,0

12

54,0

51,0

М

53,2

50,5

Приложение 3

Таблица 3

Результаты выполнения прыжка в длину с места (см)

Исследуемые

А

Б

1

220

232

2

201

202

3

192

176

4

180

178

5

178

179

6

239

250

7

189

200

8

200

210

9

170

180

10

200

215

11

213

230

12

215

220

М

201

206

Приложение 4

Таблица 4

Результаты подтягивания на перекладине (количество подтягиваний)

Исследуемые

А

Б

1

9

10

2

8

12

3

10

13

4

11

12

5

7

11

6

8

9

7

10

10

8

11

11

9

7

12

10

8

9

11

10

10

12

9

13

М

9

11

Размещено на