Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста

Содержание

  • Введение
  • 1. Литературный обзор
  • 1.1 Возрастные особенности подростков (физиологические аспекты)
  • 1.2 Психофизиологические особенности подростков
  • 1.3 Особенности традиционной формы обучения
  • 2. Результаты исследования и их обсуждение
  • 2.1 Материалы и методы
  • 2.2 Физиологические показатели
  • 2.3 Психофизиологические показатели
  • 2.4 Динамика уровня здоровья
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

Подростковый возраст является периодом становления и развития личности ребенка в физической, умственной и социальной сферах. Человек как индивидуальность характеризуется совокупностью индивидуальных особенностей, придающих ей своеобразие, неповторимость и уникальность. В индивидуальности выделяются две особенности — особенности биологического и социального плана, или другими словами два уровня: физиологический и психологический.

Одна из актуальных задач совершенствования подготовки учителя к практической работе с детьми — вооружение его знаниями возрастных и индивидуальных особенностей. Эти знания и умения совершенно необходимы учителю для осуществления индивидуального подхода к школьникам, при оказании им помощи в случае затруднений, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в группах и коллективах, формировании личности и т.д.

Актуальность темы

Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен отсутствием данных о психофизиологических показателях подростков г. Вологды на современном этапе развития образования. Представляет научный интерес выявление взаимосвязи между физиологическими и психологическими особенностями организма подростка.

Цель работы: изучить особенности психофизиологического развития детей подросткового возраста, в половозрастном аспекте, выявить тенденции в развитии психофизиологических показателей детей данной категории.

Задачи:

1. Исследовать половозрастные особенности подростков по ряду функциональных показателей.

2. Освоить методику и провести эксперимент.

3. Выявить взаимосвязь между физиологическими и психологическими показателями.

4. Разработать методические рекомендации, направленных на гармоничное развитие психофизиологических особенностей старших школьников.

Объект исследования:

5 стр., 2406 слов

Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие подростков

... определяется как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни подростка, особенностями его воспитания и общения. Отрицательное влияние могут оказывать книги и ... взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя. 2. Физиологическое развитие подростка Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят ...

Учащиеся 7 классов школы №9 города Вологды.

Предмет исследования:

Показатели психофизиологического развития.

Гипотеза исследования:

За последние 12 лет на фоне социально-экономических преобразовании и формирования «новой школы» должны произойти изменения психофизиологического характера у современных подростков.

Научная новизна:

Проведено сравнение подростков в интервале 12-летнего цикла.

Практическое значение:

Позволяет сравнить показатели подростков с целью коррекции УВП.

Апробация работы:

1. «Молодые исследователи регионам 2016» (опубликованы тезисы).

2. 45-ая студенческая научно-практическая конференция ВоГУ (диплом 3 степени).

1. Литературный обзор

1.1 Возрастные особенности подростков (физиологические аспекты)

Подростковый возраст, пожалуй, один из самых сложных периодов развития ребенка, требующих новых и эффективных методов воспитания и обучения. Эти годы периода к взрослому состоянию, как в социально-психофизиологическом, так и в биологическом плане. Педагогам хорошо известны трудности подросткового периода, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью, не совершенностью, сниженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Считается, что это самый мятущийся, самый критический, самый неуравновешенный возраст. Вместе с тем можно полагать, что при благоприятных социальных факторах и правильно организованном воспитательном процессе, учитывающем особенности возрастного развития трудности подросткового периода преодолимы [28].

Знание закономерностей физического развития ребенка необходимо для правильной организации режима его жизни. В детском возрасте развитие мальчиков и девочек происходит одинаково, так как в крови у них содержится одинаковое количество половых гормонов. С 9-10 лет в крови начинают преобладать специфические для данного пола гормоны. Ускорение роста и полового созревания у девочек начинается на 1-2 года раньше (примерно с 10-12 лет), чем у мальчиков, в связи с этим девочки начинают более интенсивно расти, и обгоняют в росте мальчиков. К 15 — 16 годам он достигает своего максимума и далее после завершения процесса полового созревания почти не увеличивается. Мальчики начинают усиленно расти в 12-14 лет и к 15-16 годам рост их, как правила, значительно выше, чем у девочек, и продолжается до 18-20 лет, ибо полное завершение полового созревания происходит у них позднее. [17,13].

Процесс полового созревания протекает под контролем центральной нервной системы и желез внутренней секреции. Ведущую роль в нем играет гипоталамо-гипофизарная система. В самом центре основания головного мозга расположен гипоталамус — комплекс нервных ядер, представляющий собой эволюционно наиболее древний центр регуляции функций внутренних органов и эндокринных желез. К этому нервному центру непосредственно примыкает главная железа внутренней секреции — гипофиз. Гипоталамус управляет активностью гипофиза, который, в свою очередь, с помощью вырабатываемых им специальных гормонов контролирует большинство других желез организма. Это так называемые тропные гормоны; к их числу относятся соматотропин, активирующий ростовые процессы, и гонадотропные, усиливающие выработку половых гормонов в надпочечниках и половых железах. Под влиянием гормонов гипофиза усиливается активность щитовидной железы и изменяется обмен веществ. Поступая в кровь, гормоны становятся мощными регуляторами роста и развития организма, приводят к формированию вторичных половых признаков, т.е. тех внешних свойств, которые характерны для взрослого человека и отражают его половую принадлежность.

13 стр., 6120 слов

2-3 лекция по половому диморфизму

... лет. Однако в связи с более ранним (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тела (с 10 до 13 ... за счет специфических физических качеств. Широкий таз, грудной тип дыхания, развитые грудные железы — все это напрямую влияет на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ...

Это отнюдь не только состояние половых органов, но и вся морфологическая конструкция человека: форма и размеры скелета, размеры и распределение мышечной и жировой ткани. К вторичным половым признакам относятся также особенности оволосения, тембр голоса, развитие молочных желез. Проявление полового созревания во внешних (вторичных) половых признаках характеризует глубокие морфофункциональные перестройки, закономерно поэтапно протекающие в организме по мере полового созревания. В процессе полового созревания выделяются определенные стадии, каждая из которых имеет специфику функционирования желез внутренней секреции и собственно всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности вторичных и первичных (развитие половых желез, строение половых органов) признаков. Как у мальчиков так и у девочек выделяют пять стадий полового созревания:

I стадия — пубертатный этап, непосредственно предшествующий половому созреванию, характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.

II стадия (начало пубертата) — этап активации гипофиза. Увеличивается секреция гипофизарных гормонов — соматотропина и фоллитропина. Они влияют на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания: у девочек начинают развиваться млечные железы, появляются отдельные волоски на лобке; у мальчиков увеличиваются тестикулы и также начинается оволосенение лобка.

III стадия — этап активации половых желез (гонад).

Гонадотропные гормоны гипофиза стимулируют половые железы, которые начинают вырабатывать стероидные гормоны — тестостерон, эстрогены и др. продолжается развитие половых органов, что отражается и во вторичных половых признаках: у девочек увеличивается рост грудных желез, увеличивается площадь и степень пигментации ореола вокруг соска, появляется оволосенение подмышечных впадин и увеличивается на лобке; у мальчиков происходят те же изменения оволосенения, набухают млечные железы, увеличивается пигментация вокруг соска, начинается ломка голоса, появляется пушок над верхней губой.

IV стадия — этап активного стероидогенеза. Под влиянием гонадотропных гормонов наибольшей активности достигают половые железы (гонады), секретирующие мужские (андрогены) и женские (эстрогены) гормоны. Продолжается развитие вторичных половых признаков. У девочек завершается формирование желез, достигает взрослого уровня оволосенение лобка и подмышечных впадин, формируется характерный для женщин тип телосложения. В конце этого этапа начинаются менструации, однако они еще нерегулярны. У мальчиков также завешается оволосенение подмышечных впадин, продолжается оволосенение лобка и нижней части живота, у многих появляются волосы на ногах, появляется оволосенение кожи лица, однако оно еще не является сплошным, к концу этой стадии завершается ломка голоса.

V стадия — на этом этапе завершается пубертатный процесс. Устанавливается характерный для взрослых людей уровень активности и взаимодействие желез внутренней секреции. Вторичные половые признаки выражены уже полностью. У девушек устанавливается регулярный менструальный цикл. У юношей завешается оволосенение кожи лица и нижней части живота. Возраст окончания пубертатного процесса у девочек — 15-16 лет, а у юношей — на 1,5 — 2 года позже. Однако здесь возможны большие индивидуальные различия; колебания в сроках могут составлять в норме до 3 лет, особенно у девушек [4,15, 19].

8 стр., 3614 слов

Половая социализация мальчиков и девочек в семье и обществе

... На втором и третьем месяце беременности, дифференцируются половые железы, гонады зародыша (гонадный пол). Первоначальные зародышевые гонады ... подростковом и подростковом возрасте, в связи с половым созреванием. Нерефлексированные детские представления о своей половой принадлежности ... и осуждают за фемининное поведение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать полодиорфические ...

Следует подчеркнуть, что в подростковом возрасте специфика функционирования организма в большей мере определяется степенью полового развития, чем календарным возрастом. Существенные различия в сроках полового созревания мальчиков и девочек, индивидуальные особенности его темпа приводят к возникновению значительной неоднородности 5 — 8 классов. В одном классе могут быть школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными и адаптивными возможностями. Отсюда очевидно, что дети в этом возрасте особенно нуждаются в индивидуальном подходе учителей [26,29].

Характеристика систем организма в подростковом возрасте

1) Центральная нервная система.

К 15 годам вес головного и спинного мозга достигает веса взрослого человека. Продолжается рост пирамидальных клеток. Мозговой конец двигательного анализатора достигает почти полного развития [3].

Для подростков типично повышение возбудимости ЦНС. Возрастная специфика деятельности ЦНС определяется как степенью зрелости созревающих структур мозга, так и характером их взаимодействия. Ослабление тонуса коры головного мозга и взросшая активность подкорковых структур нередко сопровождаются вегетативными вспышками и взрывами. [5,24,26,].

Значительные изменения обменных процессов, связанные с усиленной секреции гормонов, определяется во многом переменной активностью гипоталамуса. Чрезмерная роль гипоталамуса на начальных стадиях полового созревания заключается в специфической связи его с другими железами внутренней секреции. Увеличение функции железы под влиянием внешней и внутренней среды и усиление концентрации ее гормонов приводят в силу отрицательной обратной связи к торможению гипоталамо-гипофизарной системы. В результате этого уменьшается выделение тропных гормонов гипофиза, стимулирующих активность периферической железы, и происходит нарушение гормонального баланса. [11,23,24,25].

Характер функционирования ЦНС в большой степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Различия в темпах полового созревания и его значительное влияние на функцию высших отделов ЦНС определяют существенные отличия показателей деятельности мозга у разных половых групп подростков одного календарного возраста [21].

2) Эндокринная система.

Каждая из желез вырабатывает по несколько гормонов и, несмотря на то, что железы внутренней секреции формируются еще в период внутриутробного развития, функционировать они начинает в различные возрастные периоды. В подростковый период большое значение приобретает деятельность гипофиза, щитовидной и половых желез. В этом возрасте быстрый рост тела, всех органов и тканей обусловлены, главным образом, влиянием половых гормонов и гормонов щитовидной железы. Нарушение функций этих желез может влиять на процесс формирования костей, рост организма в целом и различные болезни обмена веществ. На функционирование желез внутренней секреции существенное влияние оказывают не только наследственные, но и многие внешние социально-гигиенические факторы, такие как климато — географические условия, режим питания, объем нагрузки, характер отдыха, условия жизни в целом и др. [4].

Наряду с половыми, наиболее активными из эндокринных желез в подростковом возрасте являются щитовидная железа и инсулярный аппарат поджелудочной железы. На эти железы ложится основная нагрузка по перестройке обменных процессов в соответствии с новым качеством — переходом от ребенка к взрослому, зрелому человеку. Однако сами эти железы в подростковом возрасте еще не до конца созрели. Наследственные и индивидуальные факторы, а развитии ребенка определяют, справятся ли эти железы с предъявляемыми к ним повышенным требованиям или же возникнут заболевания эндокринной железы, проявляющейся в нарушении обмена веществ [27].

8 стр., 3712 слов

Половое созревание девушек и юношей

... возрасте около 13 лет), которая совпадает с окончанием быстрого роста тела в длину. Во 2-ю фазу пубертатного периода (14—17 лет) молочные железы и половое оволосение завершают развитие, ...

В подростковом возрасте чаще всего можно наблюдать снижение функций половых желез (гипоганадизм), увеличение (тиреотоксикоз) или понижение функций щитовидной железы и недостаточность инсулярного аппарата поджелудочной железы, которая проявляется заболеванием сахарным диабетом. Из болезней обмена веществ, не связанных конкретно с той или иной железой внутренней секреции, следует отметить ожирение [21,28].

Половые гормоны способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению скорости обменных процессов, общей активности организма. От начала полового созревания и до его полного завершения, как правило, проходит 5 лет, однако возможен и более быстрый темп созревания, когда оно заканчивается в течение 3 лет, либо более медленный — в течение 7 лет. Ускорение темпов роста в подростковом периоде связано с усилением функций половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма, поэтому понятие «физическое развитие» тесно связано с половым созреванием, и оценка развития должна проводится обязательно с учетом степени полового созревания. Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но и даже в пределах одного пола. Широкое варьирование сроков и темпов полового созревания затрудняют оценку полового развития и выявления отклонений в его течении [8,12].

3) Опорно-двигательный аппарат.

Начало пубертатного процесса можно заметить по изменению темпов роста и пропорции тела. В результате на смену специфически детскому телосложению с пропорциональным развитием туловища и конечностей приходит подростковый, голенастый тип, для которого характерна некоторая длиннорукость и длиннотелость. Отставание в темпах роста туловища имеет глубокие физиологические последствия, сказываясь на динамике развития всех внутренних органов. Продолжается окостенение скелета [11].

В периоде полового созревания отмечается наибольший прирост головы, у девочек к 13-14 годам, а у мальчиков к 13-15 годам. После 13 лет активно растут лобный отдел мозгового черепа и лицевой череп. У лиц мужского пола лицевой череп растет в длину сильнее, чем у женщин. Если до периода половой зрелости у мальчиков и у девочек лицо округлое, то после наступления половой зрелости у мужчин лицо, как правило, вытягивается в длину, у женщин сохраняет округлость. Мужской череп в связи с большими общими размерами тела больше, чем женский. Мозговой отдел черепа сильнее развит у женщин, а лицевой у мужчин [2].

К 12-13 годам грудная клетка имеет все особенности взрослой, но отличается меньшими размерами. У девочек с 13 лет рост грудной клетки опережает ее рост у мальчиков [28].

11 стр., 5235 слов

Молодость как период интеллектуального и личностного развития человека

... развития человека в период молодости 1.1 Молодежь как социально-психологическая категория Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, ... специфику молодости как периода интеллектуального и личностного развития человека. Объект работы - развитие личности Предмет работы - молодость как период интеллектуального и личностного развития человека. Задачи работы: ...

Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работоспособности. Под влиянием половых гормонов (особенно тестостерона) в скелетных мышцах наступают значительные изменения в развитии мышечных волокон. В результате биохимических сдвигов происходит активация процессов анаэробного (бескислородного) гликолиза, в мышцах и крови накапливается молочная кислота, это приводит к нарушению внутренней среды организма, что отрицательно сказывается на мышечной работоспособности подростков и уменьшение выносливости [15,16].

У большинства мальчиков в 15-16 лет, у девочек — на 1-2 года раньше завершается пубертатный скачок роста, причем все отчетливее выявляются индивидуальные морфофункциональные особенности, формируется тип телосложения, во многом связанный с физиолого-биохимической организацией и адаптивными возможностями организма. Рост конечностей и туловища несколько замедляется. Наиболее характерная особенность ростовых процессов — увеличение широтных размеров туловища. У мальчиков преимущественно нарастают размеры плечевого пояса, у девочек — тазового [6,7].

В конце пубертатного периода четко выявляются половые различия в размерах и пропорциях тела, в функциональных параметрах и в общей работоспособности. Рост девушек в среднем меньше, чем у юношей, на 10 — 12 см, а масса тела на 5-8 кг. Туловище девушек относительно длиннее, ноги короче, а грудная клетка — короче и шире, чем у юношей. Таким образом, различие в физической работоспособности между юношами и девушками становится более выраженным [8,28].

4) Кардио-респираторная система.

В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. При увеличении роста тела, сосуды, следуя за ним, удлиняются и становятся узкими, что ведет к увеличению сопротивления току крови, повышению нагрузки на сердце и ухудшению кровоснабжения тканей. Так как кровеносные сосуды развиваются медленнее сердца и относительно сужены по сравнению с емкостью сердца, то при физической работе легко повышения кровяное давление, а вследствие повышения возбудимости симпатической системы значительно учащаются сердцебиения и наблюдается аритмия. Частота пульса в покое с 12 до 15 лет уменьшается на 4-5 в 1 минуту [10, 19,24,25,].

Возникающее в этом возрасте ограничения в кровоснабжении затрагивают не только мышцы, но и все другие органы, включая головной мозг. Объемная скорость кровотока в сосудах мозга временно снижается, что сказывается на функции мозга, претерпевающие значительные изменения в пубертатный период. В этот период поступление половых гормонов в кровь ведет к дополнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов головного мозга и сердце. Все это способствует появлению у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузках обморочных состояний, приступов учащения и нарушения сердечных ритмов и других, функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы. Курение, употребление наркотиков и алкоголя в этом возрасте усиливают эти функциональные расстройства и нарушают нормальные процессы роста и развития [19, 20].

В подростковом возрасте может нарушаться адекватность рефлекторных реакций сердечно-сосудистой системы. Часто встречается вегетососудистая дистония и подростковая гипертония. Могут наблюдаться нарушения кровообращения при переходе из положения стоя и при физических нагрузках. [26].

У подростков наблюдается неритмичность дыхания, не завершен процесс расширения воздухоносных путей. Развитие новых ветвей бронхиального древа заметно ускоряется еще до начал пубертатного периода, а ускоряется после его окончания. Происходит бурное развитие альвеол. Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. Общая емкость легких у 13-летних девочек составляет около 93% от величины этих объемов у 18-летних девушек, а у 12-13-летних мальчиков — лишь 73% к этим объемам у 18 — летних юношей. У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек на всех стадиях полового развития. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки. Возрастает дыхательный объем и соответственно снижается частота дыхания в 1 минуту. У подростков легочная вентиляция нарастает преимущественно за счет повышение глубины дыхания [21].

Здоровый образ жизни, рациональный режим труда и отдых, физическая культура и спорт, интеллектуальные увлечения, доброжелательность и понимание со стороны взрослых и т.д. являются основными условиями того, чтобы переходный период прошел для подростка без функциональных расстройств и не сказался на его физическом психическом и социальном здоровье [13].

1.2 Психофизиологические особенности подростков

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период является интимно-личностное обещание. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания [9].

С. Холл назвал подростковый возраст «бури и натиска». Его обуславливает физиологические изменения, происходящие в организме (Кулагина, 1997).

И хотя линии психофизиологического и физиологического развития идут не параллельно, границы этого значительно варьируют.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «я». К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «я-концепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Развитие личностной рефлексии, новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы. Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозам [9,18, 20].

По мнению западных психологов, подросток бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток может сочетать в себе как традиционно мужские, как и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества [21].

Подростковый возраст — это переходный период от детства к зрелости. Происходит становление качественных изменений в сфере физического, умственного, нравственного, социального развития. Одним из основных факторов развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, построение взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации, освобождения от опеки взрослых, контроля, а также в разнообразных увлечениях — внешкольных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что можно говорить о «подростковых реакциях» Важность подросткового возраста определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности [2,17].

Самая яркая особенность этого времени — это личностная нестабильность. О личной нестабильности судят по резкому ухудшению поведения, что проявляется в негативизме, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. на просьбу взрослых сделать что-либо подросток может ответить отказом, причем в грубой форме; он идет наперекор справедливыми требованиям. Иногда подростку безразличны даже самые важные события. Они могут быть равнодушны к оценке — будь она хорошая или плохая, не реагировать на похвалу или порицание, но бурно возмущаться из-за пустяка.

Другая черта поведения — противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженная психологическим дискомфортом — тревога, страх, и т.д.

Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга — характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного обучения [21,22].

Для этого периода характерна потребность в самопознании, связанная с развитием рефлексии. Она реализуется в самоанализе, выработке системы представлений о себе. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям. Подросток открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, он стремится понять, какой он есть на самом деле и каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья — необходимое условие личностного роста. Подростковый возраст считается трудным и тяжелым, это период затянувшегося кризиса. Трудности подросткового возраста связанны с эмоциональной неустойчивостью, неуравновешенностью. Снижением работоспособности, быстрой утомляемостью [9].

Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире — в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности человеческого мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе и в специальных заведениях материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человека бытия происходит постепенно, наращиваясь к концу подросткового — началу юношеского возраста.

Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно поэтому поводу Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект чрез воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействий субъекта с объектом (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дилогические нормы)» [16,18].

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность — подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по своей воле. В этот период начинает выявляться индивидуально доминирующая ведущая функция: каждый подросток может сам оценить, какая из функций является для него наиболее развитой [21].

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя — длительная учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе обработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников в удобной для себя ситуации [1,18].

В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к ассоциативной памяти. При этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление, заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого материала; становится более доступным запоминание абстрактного материала. Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Память работает на базе опосредованных, уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти [17].

В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции — воображение и мышление. В то же время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений между людьми, мир, в котором проигрывают они и те же сюжеты и переживают одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы. Воображение подростков может оказать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность [21].

В переходный период подросткам особенно нужно и важно чувствовать чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме и психике, однако разъяснять закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Наблюдения и исследования показали, что в данный период совершенствуются память, внимание, характер мышления, развиваются критические черты характера, растет круг интересов стремлений [4].

1.3 Особенности традиционной формы обучения

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформированных Я.А. Каменским, и настоящего времени являющуюся преобладающей в школах мира (табл.1).

К традиционным технологиям относят лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических, лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов. Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

основной единицей занятия является урок;

урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы [14,22].

Таблица 1 — Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения.

Шаблонное построение, однообразие.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

-Нерациональное распределение времени урока.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижения высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Организационная четкость.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Постоянное эмоциональное воздействие учителя.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день).

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Слабая обратная связь.

Усредненный подход.

Отсутствие индивидуального обучения.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками — все это является атрибутами классно-урочной системы. По своему характеру, современная массовая российская школа остается «школой знаний», сохраняя примат информированности личности над ее культурой. Имеет место преобладание рационально-логической стороны познания по отношению к чувственно-эмоциональной. Обучение — процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений к подрастающему поколению. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства [28].

Содержание образования в традиционной массовой школе, сложившееся еще в годы советской власти, (оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса) и до настоящего времени является технократическим. Знание адресуется, в основном, к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. 75% учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария, на предметы эстетического цикла отводится лишь 3%, а духовному воспитанию в советской школе уделялось очень мало внимания. Традиционная система остается единообразной, несмотря на декларацию о свободе выбора и вариативности. Планирование содержания обучения — централизовано-базисные учебные планы основываются на единых для страны стандартах. Учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку. Обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием. Учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны. Клубные формы занимают 3% от академических уроков. В воспитательной работе процветает педагогика мероприятий, негативизм воспитательных воздействий.

Традиционной педагогикой разработаны критерии количественной пятибалльной оценки ЗУН учащихся по учебным предметам. Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих». Названия «троечник», «двоечник» вызывают чувство унижения, либо приводит к индифферентности, равнодушию к учебе. Ученик на основе своих низких или удовлетворительных оценок, сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, а затем и своей личности (Я — концепция).

В школьной практике ТО обнаруживается отрицательные стороны традиционной системы оценок. Особо существует проблема двойки. Она является непереводимой оценкой, основанием второгодника и отсева, то есть решает во многом судьбу личности, и в целом представляет большую социальную проблему. Текущая двойка вызывает отрицательные эмоции, порождает психологический конфликт ученика с самим собой, с учителем, предметом, школой [4].

Традиционная педагогика представляет собой, прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний, обучения по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном воспроизведении. Процесс обучения как деятельности ТО характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труд школьника. В состав учебной деятельности ребенка самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель; планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию; итоговый анализ и оценивание деятельности ребенка производится не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение ребенка от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма — «школа уродует личность»).

Таким образом, традиционная система обучения существенно влияет на мотивацию, и соответственно, на психофизиологические качества подростков.

2. Результаты исследования и их обсуждение

2.1 Материалы и методы

Исследование проводилось среди учащихся 7 классов МОУ средней общеобразовательной школы №9г. Вологда 2014-2015 учебного года. Наполняемость классов: 7 «А» класс — 23 человека, 7 «Б» класс — 25 человек. Оба класса на протяжении года учились в первую смену, режим дня для тех и других был абсолютно одинаковый. При поступлении детей в 5 класс не было разделения учащихся на «слабый» и «сильный» классы, т.е. обучались дети, как с сильным, так и со средним и слабым уровнем развития. К учебному процессу предъявляются высокие требования — перегруженность в расписании, а также выявлен высокий уровень гиподинамии в связи с сидячим образом жизни учащихся.

Всего в исследовании приняло участие 48 человек, из них 26 мальчиков и 22 девочки. Измерения в классах проводились 2 раза в год в начале учебного года (1 четверть) и в конце учебного года (4 четверть).

В ходе исследований проанализированы данные психофизиологического развития подростков, определены группы здоровья и уровень успеваемости по итогам полугодий. Так же был проведен анализ классных журналов и медицинских карт исследуемых учащихся.

Объектом исследования являются учащиеся 7 классов, с одинаковой учебной нагрузкой.

Предметом исследования являются показатели психофизиологического развития школьников подросткового возраста. Основное значение при исследовании психофизиологических показателей придается сравнительно-возрастному анализу его основных характеристик, темпу гетерохронности развития свойств детей.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы физиологические, психофизиологические, валеологические методы исследования, а также анализ документов.

С помощью ортостатической пробы оценили состояние и реакцию организма подростков на увеличение частоты пульса. Для получения более достоверного результата опыт повторили несколько раз. Полученные результаты сравнили со среднестатистическими данными (Приложение 1).

При помощи «тепинг-теста» провели анализ выносливость нервной системы реципиентов, определили уровень тревожности детей по Спилбергу (Приложении 2).

Использовали методику исследования умственной работоспособности при помощи корректурных буквенных проб по таблице Анфимова (Приложение 3).

Анализ проводился в двух направлениях: оценивалась качественная и количественная стороны внимания за один и тот же промежуток времени (4 минуты).

Посчитывали количество просмотренных буквенных знаков, характеризующих объём и скорость выполнения задания; число зачеркнутых знаков заданного количества, содержащийся в общем количестве просмотренных букв; число допущенных ошибок (пропущенных букв).

Рассчитывали:

а) коэффициент точности выполнения работы (А)

А = М/N

где М — количество вычеркнутых букв: N — Общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте;

б) коэффициент умственной продуктивности (Р):

Р = А*S

где S — общее количество просмотренных знаков.

Провели анализ медицинских карт и классных журналов для определения уровня здоровья учащихся, используя единую для всех возрастных групп рубрикацию в соответствии с Международной классификацией болезней [26]. Полученные результаты показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья использовали для оценки общей картины здоровья и успеваемости учащихся данного образовательного учреждения.

В данной работе использовали методы стандартной статистической обработка с использованием программы Microsoft Excel Starter. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

2.2 Физиологические показатели

Условия для взросления и развития молодежи в нашем кризисном обществе неблагоприятны. По данным медицинских исследований, в школах России лишь 14% детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35 — 40% — хронические заболевания. Из-за разности в скорости взросления могут возникать трудности в значимых сферах жизни подростка в связи с аномальными (более быстрым или медленным по сравнению с некой нормой) темпами развития [7,13].

В данном исследовании приняли участие 26 мальчиков и 22 девочки в возрасте 14 лет.

Рисунок 1 — Распределение учащихся в классах по гендерному признаку (%)

В процентном соотношении распределение детей в классах по половому признаку одинаковое (мальчиков 52%, девочек 48%), что на наш взгляд должно повысить сравнительную достоверность исследования (рис.1).

Полученные данные мы сравнили со среднестатистическими и пришли к выводу, что реакция на увеличение частоты пульса как у девочек, так и у мальчиков в целом благоприятная (Приложение 1).

Максимальное увеличение ЧСС составило 13,15 уд/мин., что свидетельствует о хорошей физической форме подростков. Учащихся 7-х классов не испытывают перенапряжения от учебного процесса и внеурочных мероприятий.

Таблица 2 — Реакция сердечно сосудистой системы у подростков в начале (1) и в конце (2) учебного года

№ измер.

ЧСС

(в покое) (уд/мин)

ЧСС

(при нагрузке) (уд/мин)

разница

%

ОСП (сек)

м

1

78,6

91,75

13,15

14,3

6,45

2

84,1

92,65

8,55

9,2

7,55

д

1

79,85

80,8

0,95

1,17

9,6

2

81,55

80,25

1,3

1,6

8,55

ср.

81,025

89,61

5,98

6,9

8,03

Исходя из данной наглядности, мы видим, что ЧСС у мальчиков и у девочек отличаются незначительно в покое, после нагрузки реакция у мальчиков довольно значительна (в ср. около 11%).

Из данных таблицы 2, можно обнаружить, что мальчики имеют более выраженную реактивность ССС на нагрузку (9-14%), тогда как у девочек эта реактивность значительно ниже. В то же время, ОСП больше выражено у девочек, что свидетельствует о преобладании тонуса симпатической нервной системы в этом возрасте у последних. Изменчивость ЧСС показателей у мальчиков в течение года выражена сильнее, чем у девочек, в то время как ОСП в течение года меняется в противоположном направлении (у мальчиков — возрастает, у девочек — снижается).

Все вышеизложенное объясняется неравномерностью созревания функциональных систем детей разного пола.

Несмотря на большое количество работ по изучению сердечно-сосудистой системы нет единого мнения по поводу влияния учебной деятельности на основные показатели системы кровообращения. Между тем, сосудистая дисфункция встречается достаточно часто именно у подростков, так как в этот возрастной период сердечно-сосудистая система особенно чувствительна к воздействию неблагоприятных факторов и нуждается в рациональном режиме умственной и физической деятельности.

Так же мы сравнили собственные данные 2015 года с данными 2003 года по некоторым функциональным показателям (рис.2).

Уровень ЧСС у мальчиков за 12 лет не претерпел существенных изменений. При анализе физиологических данных у девочек наблюдается повышение сердечных сокращений от 72 до 80 уд/мин. Возможно, это связано с более ранним изменением гормонального фона и ускорением физиологического развития девочек. Также можно предположить, что увеличение пульса является защитной реакцией организма подростка на внешние раздражители. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что девочки более восприимчивы к изменениям в общеобразовательной системе и социально-экономической обстановке.

Рисунок 2 — ЧСС в покое у подростков в интервале 12-ти годичного астрологического цикла (уд/мин)

Анализ данных позволяет утверждать, что показатели ЧСС в интервале 12-ти годичного астрологического цикла имеют тенденцию к увеличению у девочек, и снижению ее же у мальчиков. Следует отметить, что данные 2003 года показывают значительную разницу между показателями у мальчиков и девочек, чего нельзя сказать про ЧСС современных подростков. Можно предположить, что современные девочки пребывают в состоянии эмоционального перенапряжения, в связи с гормональными перестройками их организма.

2.3 Психофизиологические показатели

Важным вопросом является изучение психофизиологического развития школьников в процессе учебной деятельности. Если в процессе обучения учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности самого учащегося будут реализовываться наиболее полно.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение подростка в пубертатный период. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. Методика определение уровня личностной тревожности (по Спилбергу) и интерпретации показателей представлены в Приложении 2.

Рисунок 3 — Динамика уровня личностной тревожности (ср. балл)

Согласно результатам исследования у учащихся 7-х классов в течение всего учебного года выявлен низкий уровень личностной тревожности, менее 30 баллов (рис. 3).

На наш взгляд подростки слишком пассивны, требуется пробуждение в них активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. Можно предположить, что подростки отвечали не искренне и за «чрезмерным спокойствием» скрываться повышенная тревога.

У девочек среднее значения данного показателя в начале учебного года составило 22,3 балла, что значительно выше уровня тревожности у мальчиков (13,6).

Однако, к концу учебного года личностная тревожность у девочек снизилась более, чем в 3 раза и стала менее выражена, чем у мальчиков (рис 3).

Возможно, подобная нечувствительность носит защитный характер и препятствует полноценному формированию личности.

Таблица 3 — Психофизиологические показатели подростков за 2014-2015 учебный год

уровень тревожности

разница

динамика умственной работоспособности

разница

(ср. балл)

(ср. балл)

начало года

конец года

%

начало года

конец года

м

13,6

13,6

0

0

82,45

85,55

3,1

д

22,3

9,46

12,8

5,4

80,75

82,7

1,9

ср

17,95

18,62

1,3

3,4

81,6

84,1

2,5

Анализ данных показывает, что девочки более восприимчивы как к внешним воздействиям, так и к внутренним психофизиологическим изменениям (табл.3).

Связав психофизиологические показатели подростков можно сделать вывод, что девочки в данной возрастной категории к концу года достигли большей стабильности, что так же объясняется неравномерностью полового созревания.

У учащихся 7-х классов работоспособность к концу учебного года возрастает независимо от половой принадлежности (рис 4).

Интересно отметить, что уровень работоспособности у мальчиков выше (82,45 — начало учебного года; 85,55 — конец года), чем у девочек (80,75 и 82, 7 соответственно).

Известно, что работоспособность учащихся тесно связана с состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, учащиеся, страдающие ревматизмом, в периоде ремиссии имеют пониженную работоспособность и быстрее устают при умственной работе и труде. Дети, имеющие функциональные и особенно органические отклонения в состоянии центральной нервной системы, имеют крайне низкую работоспособность по сравнению со своими сверстниками — здоровыми школьниками. Учащиеся, страдающие хроническим тонзиллитом, имеют низкую работоспособность. Они быстро утомляются на уроках, у них плохая память и как следствие всего этого плохая успеваемость. У школьников, перенесших кратковременные заболевания (ОРВИ, ангины), еще в течение одной-полутора недель после клинического выздоровления наблюдалась пониженная работоспособность.

Рисунок 4 — Динамика умственной работоспособности (ср. балл)

Между тем нельзя сказать, что пути повышения умственной работоспособности организма подростков в процессе их роста, развития и обучения всесторонне изучены и достаточно ясны практике. Необходимо провести ряд глубоких научных исследований в этом направлении, для того чтобы учитель имел возможность наиболее эффективно вести обучение, чтобы он имел ясное представление о работоспособности вообще и работоспособности учащихся определенного возраста в частности.

психофизиологический половозрастной старший школьник

Рисунок 5 — Развитие утомления по «тепинг — тесту» в 7-х классах (ср. балл)

Анализ кривых работоспособности показал, что наиболее работоспособным оказался 7 «А» класс, при этом уровень работоспособности у мальчиков на 12% выше, чем у девочек (рис. 5).

Длительная напряженная работа труднее дается учащимся 7 «Б» класса, однако к концу исследования у большинства учащихся темп восстанавливается. Показателем благоприятного функционального состояния служит, конечно, высокая умственная работоспособность. Вот почему уровень умственной работоспособности служит одним из основных показателей психического здоровья учащихся и поддержание ее высокого уровня — ведущая задача сохранения психического здоровья школьников.

Семиклассникам предложили пройти «тепинг-теста», позволяющий определить выносливость нервной системы (Приложение 3).

Темп снижается уже со второго 5 секундного промежутка и остается на сниженном уровне в течение всей работы (рис 6).

Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы подростков, независимо от гендерных различий. Темп движений, изменяясь при утомлении, стрессе и в других случаях, может служить индикатором функционального состояния учащихся.

Рисунок 6 — Подвижность (лабильность) нервной системы (ср. балл)

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, стрессе и в других случаях, может служить индикатором функционального состояния учащегося.

На наш взгляд лабильность нервной системы связана с физиологическими особенностями этого возраста. Целесообразно применять полученные результаты для ведения профилактической работы среди учащихся и их родителей, а также для контроля и коррекции хода учебно-воспитательного процесса в школе и организации учебного процесса в целом. Полученные данные могут быть основанием для изменения расписания, организации «дней здоровья», с последующим контролем эффективности проведенных мероприятий по этим же показателям.

2.4 Динамика уровня здоровья

Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Поэтому большинство работ, посвященных состоянию здоровья современных школьников, начинаются с перечисления негативных показателей, иллюстрирующих динамику этого процесса. В соответствии с этими показателями ухудшение здоровья школьников происходит как от года к году, так и от класса к классу. В связи с этим вполне закономерен возросший интерес к проблемам здоровья в России со стороны не только медицинских работников, но и всего населения. Динамика уровня здоровья учащихся 7 «А» и 7″Б» представлены в Приложении 4. Полученные нами результаты не противоречат данным других авторов [7,13].

На базе архивных данных кафедры АФиГЧ нами был произведен анализ показателей прошлых лет. Таким образом, данные 2003 года по распределению групп здоровья, показали, что II группа здоровья являлась лидирующей (87%) среди учащихся 7-х классов (рис 7).

На I и III приходится примерно одинаковое количество обучающихся (5% и 8% соответственно).

Рисунок 7 — Распределение подростков по группам здоровья в 2003г. (%)

Данные собранные в 2015 году показали, что учащихся 7-х классов, имеющих I группу здоровья 2%, этот показатель снизился по сравнению с данными 2003 года в 2 раза (рис 8.).

Количество детей со II группой здоровья на протяжении 12 лет остается стабильным (86%).

Наблюдается тенденция к увеличению числа школьников с III группой здоровья (12%).

Рисунок 8 — Распределение подростков по группам здоровья 2015 г. (%)

Из рисунка 9 наглядно видно, что по физическим группам здоровья учащиеся 7 «А» и 7 «Б» распределены практически равномерно. Наибольшее количество учащихся (65%) имеет подготовительную группу физического здоровья.

Наличие функциональных нарушений и хронической патологии, отклонения в физическом развитии снижают учебные возможности и работоспособность учащихся, что в свою очередь накладывает отпечаток на успеваемость. У детей мальчиков успеваемость выше на 0,5 балла, чем у девочек. Девочки характеризуются не только более низкой успеваемостью (3,8), но и снижением умственной работоспособности (рис. 4).

Надо отметить, что в целом успеваемость учащихся 7-х классов составила 4,05 балла, что на наш взгляд является хорошим показателем пятибалльной системы оценки знаний учащихся по учебным предметам.

Рисунок 9 — Распределение учащихся по физическим группам здоровья 2015 г (%).

Согласно данным таблицы 4 обнаруживается наличие более высокой успеваемости у мальчиков-подростков по сравнению с девочками, что объясняется ускоренным физическим развитием девочек и более спокойным развитием мальчиков. К старшим классам можно прогнозировать рост успеваемости у девочек и снижение этих показателей у мальчиков.

Таблица 4 — Успеваемость за 2014-2015 учебный год (средний балл)

пол

математика

русский яз.

лит-ра

биология

английский

Ср.

балл

мальчики

3,8

4,3

4,6

4,9

3,9

4,3

девочки

3,3

3,9

4,5

3,7

3,7

3,8

Риснок 10 — Обобщенные результаты исследования (ср. балл).

Интегрируя полученные данные на рис. 10 можно сказать, что имеют место гендерные различия по признаку тревожности и реактивности ССС, тогда как все остальные показатели различаются незначительно. Это объясняется в первую очередь тем, что подростки находятся на раннем этапе полового созревания и существенные различия по ряду показателей еще не сформировались. В то ж время, вегетативная реактивность обусловлена интенсивным ростом мальчиков, а повышенная тревожность девочек обусловлена гормональными перестройками присущими этому возрасту.

ВЫВОДЫ

1. Согласно литературным данным, подростковый возраст традиционно считается сложным для всех субъектов УВП. Следует уделять повышенное внимание психофизиологическим особенностям подростков, в связи с их гетерохронностью развития.

2. Умственная работоспособность современных подростков с их сверстниками 12 лет назад отличается незначительно. Существенных различий по гендерному признаку так же не выявлено.

3. Исследование успеваемости учащихся показало, что мальчики-подростки более успешны относительно девочек, что объясняется ускоренным физическим развитием последних и снижением их успеваемости.

4. Сравнивая детей подросткового возраста на протяжении 12-ленего периода 2003г. — 2015г. можно констатировать, что современные дети принципиально не отличаются по изученным показателям, что, возможно, связано с сохранением традиционных форм обучения. Видимо система «учитель-ученик» значительно не измелилась. Подростки данного возраста еще не попали под влияние современных ФГОС.

РЕКОМЕНДАЦИИ

На основании полученных данных и сформулированных выводов, следует признать, что за последние 12 лет дети подросткового возраста по психофизиологическим параметрам отличаются незначительно, более того, уровень здоровья принципиально не ухудшился, хотя значительно изменилась методика обучения, повысился уровень гиподинамии, возросла роль ЕГЭ как фактора стимулирующего обучение. Поэтому существенных рекомендаций по улучшению УВП мы дать не можем без должных на это оснований.

Заключение

Проведенные исследования позволили сравнить учащихся 7-х классов разных социально-экономических, природных и психолого-педагогических условий. Установлено, что ожидаемых существенных различий между подростками разных поколений нет. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе, не подтверждена.

Причина однородности данных кроется, скорее всего, в незначительности выборки, традиционности обучения и, видимо, слишком коротким временным интервалом между изучаемыми объектами.

Необходимость выработки рекомендаций отпадает. Можно предположить, что учащиеся начальных классов нынешнего периода, обучающиеся по новым ФГОС, покажут в подростковом возрасте через 2-3 года более выраженные различия.

Список литературы

1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. — Москва: Academa, 2002. — 160 с.

2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. — Москва: Физкультура и спорт, 1987. — 64 с.

3. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев. — Москва: Высшая школа, 1991. — 396 с.

4. Безруких, М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка) учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Безруких, В. Сонькин, Д. Фарбер. — Москва: Academa, 2003. — 416 с.

5. Бережков, Л.Ф. Динамика состояния здоровья детей за время обучения в школе / Л.Ф. Бережков, Н.М. Бондаренко // Успехи физиологических наук. — 1997. — №1. — С.39-47

6. Блинова, Н. Практикум по психофизиологической диагностике / Н. Блинова, Л. Игишева, Н. Литвинова. — Москва: Владос, 2000.127 с.

7. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье / И.И. Брехман. — Москва: Физкультура и спорт, 1990. — 186 с.

8. Великанова, Л.К. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене / Л. Великанова, А. Гуминский, К. Загородская. — Москва: Б.И. 1992. — 251с.

9. Волков, Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Б.С. Волков. — Москва: Сфера, 2001. — 256 с.

10. Гриненко, М.Ф. Сколько же надо двигаться / М.Ф. Гриненко, Т.Я. Ефимова // Новое в жизни, науке, технике. Серия. «Физкультура и спорт». — 1985. — № 2. — С.34

11. Гуминский, А. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии / А. Гуминский, Н. Леонтьева, К. Маринова. — Москва: Просвещение, 1997. — 239 с.

12. Држевецкая, И.А. Эндокринная система растущего организма / И.А. Држевецкаяю. — Москва: Высшая школа, 1987. — 207 с.

13. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. — Москва: RETORIKA — A, 2001. — 560 с.

14. Журавлев, Д. Мотивация и проблемы в обучении / Д. Журавлев // Народное образование. — 2002. — № 9. — С.123 — 130

15. Колесов, Д.В. Здоровье через образование / Д.В. Колесов // Биология в школе. — 2000. — №2. — С. 20-23.

16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. — Москва: Просвещение, 1987. — 256 с.

17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — Москва: ТЦ «Сфера», 2001. — 464 с.

18. Левина, Л.И. Подростковая медицина / Л.И. Левина, А.М. Куликов. — Санкт — Петербург: Питер, 2000. — 544 с.

19. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. — Москва: Просвящение, 1974. — 223 с.

20. Миклашевская, Н. Ростовые процессы у детей и подростков / Н. Миклашевская, В. Соловьева, Е. Година. — Москва: МГУ, 1988. — 188 с.

21. Мухина, В.С. Возрастная психология. Развитие от рождения до поздней зрелости / В.С. Мухина. — Москва: Academa, 1997. — 418 с.

22. Немов, Р.С. Психология. Психология образования: учебник для студентоввысшых педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. — Москва: Владос, 2001. — 608 с.

23. Семенова, В.Л. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.Л. Семенова. — Москва: Аcadema, 2000. — 284 с.

24. Семенова, Л.К. Сердечно — сосудистая система у детей / Л.К. Семенова. — Москва: Педагогика, 1989. — 221 с.

25. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М. Смирнов. — Москва: Академия, 2000. — 400 с.

26. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — Москва: Олимпия пресс, 2005. — 528 с.

27. Телль, Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении: в 3 т. Т.2/Л.З. Телль. — Москва: АстАстрель, 2001 — 480 с.

28. Фарбер, Д. Физиология школьника / Д. Фарбер, И. Корниенко, В. Сонькин. — Москва: Педагогика, 1990. — 64 с.

29. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.А. Шаграева. — Москва: Владос, 2001. — 368 с.

30. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2007. — 349 с.

Приложения

Приложение 1

Ортостатическая проба.

Испытуемый в течение 3-5 минут спокойно находится в положении лежа. На последней минуте экспериментатор подсчитывает пульс и фиксирует его. Далее по команде обследуемый резко встает и в этот момент экспериментатор вновь определяет частоту пульса. Для получения более достоверного результата опыт повторяют несколько раз. Полученные данные сравниваются со среднестатистическими. Их оценка проводится на основании таблицы.

Реакция организма на увеличение частоты пульса

Частота пульса, ее увеличение

Состояние организма, его реакция

Не более чем на четыре удара в минуту

Очень благоприятная, организм способен выносить большую

физическую нагрузку

Интервал от 4 до 40 ударов в минуту

Благоприятная

На 40 и более ударов в минуту

Неблагоприятная, организм не может выносить физическую нагрузку

Приложение 2

Определение уровня личностной тревожности (по Спилбергу)

Бланк шкал самооценки включает в себя инструкции и 40 вопросов — суждений. Испытуемые должны работать самостоятельно. Необходимо вычеркивать цифру в соответствующей графе, отвечая на поставленный вопрос в начале задания. Суммируются все ответы и высчитывается показатель тревожности. Итоговый показатель по каждой из шкал может находится в диапазоне от 20 до 80 баллов.

Бланк опросника

1. Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4

2. Вы быстро устаёте 1 2 3 4

3. Вы легко можете заплакать 1 2 3 4

4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие 1 2 3 4

5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро

принимаете решения 1 2 3 4

6. Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4

7. Вы спокойны, хладнокровны и собранны 1 2 3 4

8. Ожидание трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4

9. Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4

10. Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4

11. Вы принимаете всё слишком близко к сердцу 1 2 3 4

12. Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

13. Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4

14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций

и трудностей 1 2 3 4

15. У вас бывает тоска 1 2 3 4

16. Вы бываете довольны 1 2 3 4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас 1 2 3 4

18. Вы так сильно переживете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4

19. Вы уравновешенный человек 1 2 3 4

20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о

своих делах и заботах 1 2 3 4

Личностная тревожность определяется по ключу: из суммы баллов по вопросам (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18, 20) вычесть сумму баллов по вопросам (1,6,7,10,13,16, 19), затем к полученному результату прибавить 35.

ЛТ= (2,3,4,5,8,11,12,14,15,11,17,18, 20) — (1,6,7,10,13,16, 19) + 35=

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная; 45 и более — высокая.

Приложение 3

«Тепинг-тест»

Тест основан на изменении во времени максимального темпа движений кисти. Испытуемые получают лист бумаги с начерченным по три в ряд девятью ровными квадратами.

По сигналу испытуемые начинают проставлять точки в каждом квадрате бланка.

На каждый квадрат выделяется 5 секунд. Переходить с одного квадрата на другой нужно по команде экспериментатора. Во время испытуемые должны работать в максимальном для себя темпе.

По истечении срока 5 секунд подсчитывают количество точек в каждом квадрате. По этим данным строится график работоспособности: на оси абсцисс откладывается промежутки времени, а на оси ординат — количество точек в каждом квадрате. Данный тест определяет выносливость нервной системы.

Силу нервной системы диагностируют на основании анализа формы кривой. Условно выделяют 5 типов нервной системы: сильный, стабильный, слабый, среднеслабый, среднесильный.

Сильный тип — темп нарастает до максимального в первые 10-15 с. работы, в по следующие 25-30 с. он может снизиться ниже исходного уровня.

Стабильный тип — в течение всего времени работы максимальный темп удерживается примерно на одном уровне.

Слабый тип — максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы.

Среднеслабый тип — промежуточный между средней и слабой силой нервной системы.

Среднесильный тип — первоначально максимальный темп снижается, затем возрастает до исходного уровня.

7 А класс

7 Б класс

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1

39

43

37

39

2

37

42

34

37

3

35

39

31

33

4

34

37

30

31

5

33

37

29

31

6

33

34

26

30

7

30

34

20

26

8

29

32

21

25

9

30

30

24

25

Приложение 4

Динамика уровня здоровья (по группам здоровья)

Размещено на