Профиль музейная педагогика

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ педагогический УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена»

(РГГУ)

 

 

Факультет изобразительного искусства

 

Профиль музейная педагогика

 

Андреева Екатерина Васильевна

«История и теория художественного образования. Арт-терапия»

Курсовая работа студентки 5-го курса заочной формы обучения

 

Материалы по теме: История и теория художественного образования. Арт-терапия.

 

  Ирина Сусанина: Введение в арт-терапию: Учебное пособие, Когито-Центр, 2007 г.95 с.

 

Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

 

Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

 

В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов.

 

Появление арт-терапии, этой специфической деятельности на пересечении искусства, психологии и психотерапии, стало ответом на общественные тенденции, так или иначе отражающие потребности людей в применении художественной деятельности как целительной силы.

 

  Ирина Сусанина: Введение в арт-терапию: Учебное пособие, Когито-Центр, 2007 г.95 с.

 

Арт-терапия, как самостоятельная практическая деятельность, стала оформляться в 40-50-х годах прошлого века в Великобритании и США. Постепенно происходило становление арт-терапии и как научной дисциплины, развитие системы подготовки специалистов, приобретение статуса особой профессиональной деятельности.

 

В России арт-терапия использовалась преимущественно как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, работает авторская программа канд. мед. наук А.И. Копытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте практической психологии «Иматон»); проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство». В Институте педагогического мастерства в Санкт-Петербурге ведется последипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме с выдачей дипломов государственного образца; в Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, профессора Д.М. Лебедевой ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии в сфере образования; в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией (на базе психологического или медицинского образования).

 

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. – 248 с.

 

Характеризуя методы обучения в артпедагогике, мы опираемся на классификацию, предложенную Ю. К. Бабанским, который выделяет три основные группы методов:

— методы организации учебно-воспитательной деятельности;

— методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

— методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Выделение этих групп условно, границы их подвижны. Один и тот же метод может на разных этапах обучения и в разных ситуациях выполнять разные функции. Например, метод беседы, который входит в первую группу и используется для выявления имеющихся у ученика знаний, сообщения новых знаний и их закрепления, на определенном этапе обучения может быть и стимулирующим методом, и методом контроля за усвоенным материалом. Рассмотрим перечисленные методы более подробно.

 

 

Цитата из международного журнала Арт-Терапии «Исцеляющее искусство» (впервые опубликовано в №1, Том 13, 2010)

 

 

Изучая сферу арт-терапии, я посчитала необходимым концептуализировать различные ее формы не как противоположности, но как континуум между двумя полюсами – изобразительное искусство во время психотерапии, с одной стороны, и изобразительное искусство как спонтанная терапия, с другой стороны. Аналогичным образом, можно рассмотреть континуум разных практик фототерапии и терапевтической фотографии, на одном полюсе которого располагается фотография в процессе психотерапии, а на другом – фотография как терапия (терапевтическая фотография).

Важно осознавать, что арт-терапия и фототерапия не учитывают эстетическую ценность творчества клиентов; успех арт-терапии и фототерапии заключается в применении изобразительного искусства и фотографии скорее как средства коммуникации, чем эстетических феноменов.

 

Ирина Сусанина: Введение в арт-терапию: Учебное пособие, Когито-Центр, 2007 г.95 с.

Пионерами арт-терапии в США стали Маргарет Наумбург и Эдит Крамер. В 40-х годах М. Наумбург стала использовать арт-терапию как одну из форм психотерапии. Она основывалась на теории Фрейда, однако пошла на шаг дальше него. Пациенты Наумбург не только рассказывали о своих сновидениях, но и изображали их. Образы, создаваемые пациентами, Наумбург стала расценивать как символическую речь.

 

В 50-х годах Э. Крамер предположила, что целительные качества художественного творчества объясняются способностью творческой деятельности активизировать определенные психологические процессы. Крамер обнаружила, что творческий акт создания художественного продукта связан с изменением внутреннего опыта личности и ведет к сублимации, интеграции и синтезу. Несмотря на то, что художественная экспрессия не ведет непосредственно к разрешению внутреннего конфликта, она раскрывает психологическое пространство, где новые установки могут быть реализованы.

 

Важный вклад в развитие арт-терапии, как особой научной дисциплины, внесла Я. Квитковская, впервые использовавшая арт-терапевтические методы в семейной психотерапии. Она считала, что семейная арт-терапия помогает идентифицировать роли, исполняемые членами семьи, и их статусы.

 

Арт-терапия.Хрестоматия. Копытин А.И. Составление о общая редакция Копытин А.И.-Спб.: Питер 320 с. 2001г.

 

 

Формы взаимодействия были в определенной степени связаны с формами взаимодействия ребёнка. Арт-терапевт охарактеризовал свой подход как недирективный и подчеркнула насколько важным в её отношениях с девочкой является учете хрупких механизмов. Анализ поведения арт-терапевта подтверждал то что она о себе рассказывала.Она стремилась действовать за инициативами девочки, за исключением тех моментов, когда та пыталась отреагировать свои переживания в деструктивном манипулировании с материалами. Арт-терапевт дала мне понять, что рассматривает свою работу как состоящую из двух этапов: она подчеркнула важность

 

Ирина Сусанина: Введение в арт-терапию: Учебное пособие, Когито-Центр, 2007 г.95 с.

 

Во-первых, арт-терапия является очень эффективным форматом для обучения. Она помогает увидеть новые перспективы в любой ситуации и предлагает стимулирующие методы для усвоения и запоминания. Художественные формы могут быть связаны с глубокими уровнями мыслительных процессов и таким образом воздействуют и на эмоциональную сферу личности.

 

Во-вторых, как и другие терапии, арт-терапия вселяет надежду в избавление от душевных страданий. Вера в самоизменение и возможность чувствовать себя лучше являются самым первым шагом в достижении психотерапевтического эффекта.

 

В-третьих, арт-терапия, безусловно, представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.

 

В-четвертых, арт-терапия предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми. Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства.

 

В-пятых, художественные образы в живописи, музыке, драматическом искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, ненависть, воодушевление, страх. Те глубокие изменения, которые являются целью в арт-терапевтическом процессе, могут произойти лишь в случае способности воспроизвести эти чувства, понять и принять их.

 

Эффективные арт-терапевтические формы должны соответствовать следующим требованиям:

 

– нацеленность на длительный эффект, что подразумевает не только их способность вызывать изменения, но и поддерживать эти изменения длительное время – они не должны носить слишком рациональный характер, так как последнее препятствует развитию эмоционального процесса;

 

– вселять чувство надежды – преодоление трудностей, исцеление от боли, успешное применение терапевтических стратегий;

 

– предоставлять успешный опыт в процессе преодоления препятствий;

 

– трансформировать эмоции, используя соответствующие символы;

 

– пробуждать сильные и глубокие эмоции.

 

 

Платонова О.В.: Арт-терапия в среде художественного музея: программы, проекты, методики. Из опыта Русского музея/2010г.

 

В рамках музейного арт-терапевтического подхода художественное творчество в психокоррекционном плане рассматривается как явление внутреннее, связанное с присущими человеку высшими эстетическими чувствами и стремлением к творчеству, с одной стороны, и чрезвычайное, наиболее ярко проявляющее в кризисных ситуациях как фактор стабилизации психологического состоянии, с другой стороны.

 

Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания» Сборник статей. Островитянин, 2008.

 

Арт-терапия- как треугольник, основными элементами которого являются клиент, арт-терапевт и творческая работа.В разных странах мира классификация основных видов арт-терапии отличаются друг от друга. Например в США: танец/движение, драма/психодрама, музыка/игра, визуально-пластическое искусство, песочные игры. Упоминается и библиотерапия, создание книг воспоминаний и карт жизни, подведение резюме вместе с видеозаписями и др.

 

Согласно стандартам профессии, в Латвии специалист в области арт-терапии- это работник здравоохранения, который трудился в области медицины, социального обеспечения или образования и оказывал услуги арт-терапии клиентам. Специалист средствами арт-терапии проводит исследование и оценку клиента и осуществляет арт-терапевтический процесс, помогая клиенту выразить эмоциональные переживания, развивая способности его социальной адаптации, содействия самосознанию и личностному росту.

 

Назарова Наталья Арт-терапия как составная часть психосоциальной реабилитации психически больных  

 

 

Мировой опыт работы со студийными группами также показывает (см., в частности, Луззатто П., 2001), что с учетом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов, арт-терапевт может оказывать им индивидуальную помощь, выступая в роли «посредника» в «диалоге» клиентов с создаваемыми ими образами и проводя с клиентами краткие обсуждения их изобразительной продукции. В тех же случаях, когда эмоциональный резонанс арт-терапевта с участниками группы достаточно высок, и его присутствие приобретает для них большую значимость, можно говорить о воздействии фактора психотерапевтических отношений. Однако даже в этих случаях групповая динамика оказывается минимальной, а потому на первый план выступают те проявления арт-терапевтического процесса, которые связаны преимущественно с изобразительной работой участников групп, а также их индивидуальными отношениями с психотерапевтом. Осознание ими психологического содержания своей художественной продукции может происходить при этом либо спонтанно, либо благодаря обратной связи с ведущим и группой. Для многих участников арт-терапевтических занятий индивидуальный контакт с ведущим группы является очень важным фактором психологической безопасности и эмоциональной поддержки в ходе работы.

 

http://www.psihosomatika.com.ua/stati-i-video/144-detskaja-art-terapija психологов Владимира и Дарьи Селивановых, Детская арт-терапия

 

Дело в том, что психика человека состоит из двух частей: сознательной и бессознательной. И детская психика не исключение. Все переживания, травмирующие события, неприятные эмоции, если они не были гармонично прожиты, через какое-то время перемещаются из сознания в бессознательное. Оттуда они появляются в виде страхов, кошмаров, повышенной капризности или возбудимости.

И еще есть защитные механизмы психики, которые, как воины, оберегают от постоянного осознания неприятных переживаний. Но они же и мешают с ними работать. Ведь малышу невозможно объяснить, что бояться врачей не стоит, что страшных монстров на самом деле нет, что Вы никуда не уйдете и обязательно заберете его из детского сада.

Так вот для работы с такими «неприступными» переживаниями и нужна арт-терапия. Она позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у малыша, и также ненавязчиво их скорректировать.

 

 

Назарова Наталья Арт-терапия как составная часть психосоциальной реабилитации психически больных  

 

Выставочная деятельность состоит в том, что пациенты вывешивают свои работы в палатах и на стенах коридора. Это дает им возможность знакомства друг с другом посредством своей творческой продукции, находить темы для общения. Такая практика нередко приводит к большему удовлетворению от результатов творческой деятельности и повышению самооценки больных. Иногда это позволяет тем пациентам, которые ранее не участвовали в арт-терапии, получить о ней некоторое представление, повышает их интерес к работе в арт-терапевтической группе и самостоятельному творчеству.

 

 

http://festival.1september.ru/articles/212738/ Качурина Ольга Ивановна, учитель дефектолог: Арт-терапия в педагогике.

 

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи [5].

 

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).

Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

 

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

 

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

 

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

 

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

 

 

Задания по теме: История и теория художественного образования.

Арт-терапия

 

 

1. Для кого предназначены занятия арт-терапией?

 

Варианты: 1. Пожилая аудитория

2. Подростковая аудитория

3.Только для людей с острыми психическими заболеваниями

4. Подходит как детям, так и взрослым, для улучшения и стабилизации внутренних психических процессов

5. Исключительно для наркозависимых

 

 

2.Вставьте пропущенный термин в тексте:

 

 

(Арт-терапия)

…………, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

 

 

3.Почему арт-терапия стала так популярна и известна?

 

 

4.Является ли Арт-терапия методом психотерапии?

 

Ответ: ДА

5.Верю или не верю….

 

От бессонницы лечат другие рисунки. «Снотворные» тона — желтый и синий. Мотив картин — свет, направляющийся от центра к периферии. Плавный переход от света к тени окутывает, успокаивает. При этом синий цвет похож на вдох, он как будто втягивает, а выдох происходит через желтый. Картина символизирует равномерное дыхание спящего человека, и, прорисовав ее, полуночник спокойно засыпает. Похожие рисунки прописываются при страхах и неврозах.

 

6. Соотнести термин и определение

 

Арт-терапия-это… 1. метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. ______________________________________________ 2. направление психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы . ______________________________________________ 3. жанр в искусстве. ______________________________________________ 4. понятие в искусстве, характеризующее определённые виды деятельности. _____________________________________________ 5.креативное творчество.  

 

 

7. Какие из изображенных материалов вы взяли бы для работы с детьми дошкольного возраста

 

Гуашь Цветная бумага Перо

(нет) 

8. Какие из изображенных предметов понадобятся в работе арт-терапевту?

 

 

Диктофон Фотоаппарат Часы

(нет) 

 

9. Ребусы

 

1. ___________

 

  Арт-терапия основывается на том, что художественные образы способны помочь нам…  

Арт-терапия

2.

Арт-терапевт

 

 

10. Текст с ошибками

 

В России арт-терапия использовалась преимущественно как форма (метод) в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее десятилетие арт-терапия бурно развивается в самостоятельную дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где создана Арт-терапевтическая ассоциация, работает авторская программа канд. мед. наук А.И. Копытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте практической психологии «Иматон»); проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство». В Институте педагогического мастерства в Санкт-Петербурге ведется последипломная подготовка арт-терапевтов в очно-заочной форме с выдачей дипломов государственного образца; в Ульяновском педагогическом университете под управлением доктора педагогических наук, профессора Д.М. Лебедевой ведутся научные исследования в направлении развития арт-терапии в сфере образования; в Институте психотерапии и клинической психологии в Москве открыт курс подготовки арт-терапевтов с последующей сертификацией (на базе психологического или медицинского образования).

 

 

Список использованной литературы:

 

 

Ирина Сусанина: Введение в арт-терапию: Учебное пособие, Когито-Центр, 2007 г.95 с.

 

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. – 248 с.

 

Цитата из международного журнала Арт-Терапии «Исцеляющее искусство» (впервые опубликовано в №1, Том 13, 2010)

 

 

Арт-терапия.Хрестоматия. Копытин А.И. Составление о общая редакция Копытин А.И.-Спб.: Питер 320 с. 2001г.

 

Платонова О.В.: Арт-терапия в среде художественного музея: программы, проекты, методики. Из опыта Русского музея/2010г.

 

Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания» Сборник статей. Островитянин, 2008.

 

Назарова Наталья Арт-терапия как составная часть психосоциальной реабилитации психически больных

 

http://www.psihosomatika.com.ua/stati-i-video/144-detskaja-art-terapija психологов Владимира и Дарьи Селивановых, Детская арт-терапия

 

http://festival.1september.ru/articles/212738/ Качурина Ольга Ивановна, учитель дефектолог: Арт-терапия в педагогике.

 

  10. Текст с ошибками