МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «УПРАВЛЕНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ТЕАТРОМ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА И РУКОВОДСТВА ТВОРЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Работу выполнил
студент Талашов И. И.
группы
ОБ-071500-24
Научный руководитель:
Иванова Н. П.
Содержание
Введение
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Психология творческой личности
Глава 2. Взаимодействие людей творчества. Проблемы
Глава 3. Аспекты деятельности коллектива
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава 4. Анализ работы коллектива
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Человек не рождается личностью, он становится ей, притом только в обществе. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продукция, опосредованная речью орудийная деятельность. [ 6] То, как сформируется отдельная личность, в большей степени зависит от окружающих индивид людей. Большую часть жизни человек проводит в обществе других людей — в формальных и неформальных группах. Формируется и изменяется личность постоянно, но наибольшее влияние на личность оказывают именно формальные группы, в которых он состоит. Формальная группа более основательна и явна, поэтому взаимоотношения между её членами неминуемо становятся более тесными, а, следовательно, связанные люди оказывают друг на друга значительно большее влияние.
Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Именно коллектив, члены которого достигли взаимопонимания, является наиболее эффективным звеном общества, главной движущей силой прогресса, и главной движущей силой развития самой личности. Истинный коллектив отличается от любой другой группы людей тем, что это свободная организованная группа, обязательно объединенная какой-то целью и объединенная единым действием. В коллективе развивается каждая личность по отдельности, но это не исключает тесного взаимодействия, ответственности за весь коллектив.
Глава 1 развитие наглядно — образного мышления в младшем школьном возрасте
... частей», «Последовательные картинки», «Исключение неподходящей картинки». База исследования: исследование проходило на базе СШ № 7 г.Новогрудка с 20 учащимися в возрасте 6-7 лет. Глава 1 РАЗВИТИЕ ... существенно изменяется содержание мышления школьников, усложняются их отношения с окружающими людьми, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых ...
Но создание сплоченного коллектива — путь долгий и трудный. А создание качественного творческого коллектива — ещё более трудная задача. Организация коллектива, который состоит из личностей творческих — а значит более эмоциональных — требует от руководителя знания особенностей этих людей.
Почему проблема создания творческого коллектива актуальна сегодня? В наши дни сфера искусства и культуры переживает не лучшие времена. Государство сейчас не склонно поддерживать развитие творчества. Но это лишь одна сторона проблемы. Другая сторона заключается в том, что многие творческие общества внутри себя не обладают достаточными способностями организации творческой деятельности. К этому относится и воспитание людей, и качественное их обучение навыкам, а так же поиск талантов извне. Важно разобраться в особенностях процесса творчества, в особенностях психологии людей, занимающихся творчеством и самое главное — создать эффективные механизмы взаимодействия творческих людей в коллективе. Именно коллектив способен двигать вперед развитие искусства в стране, именно истинный коллектив способен избавить сферу искусства от «одноразовых» её музыкальных, живописных, литературных произведений, направленных более на получение денежной прибыли, нежели чем на укрепление моральных качеств населения.
Основной целью этой курсовой работы является формулировка ряда принципов и правил, которые необходимо приводить в исполнение для создания коллектива и его успешного развития.
Исходя из заданной цели, сложился список задач, которые необходимо выполнить в ходе курсовой работы:
1. Познать особенности психики творческих людей и особенности их взаимодействия в группе;
2. Выявить механизмы взаимоотношений между членами коллектива, а так же — отношение коллектива и отдельной личности с руководителем;
3. Установить принципы работы руководителя в творческом коллективе, выявить способы устранения конфликтов между руководителем и остальными участниками коллектива;
4. Проанализировать и выявить текущие проблемы в определенном коллективе на практике, предложить способы их решения;
В основе практической части данной курсовой работы лежит анализ существующего любительского музыкального коллектива, состоящего из трех человек.
Литература, используемая в подготовке работы, главным образом состоит из научных и публицистических статей педагогического и психологического характера. Учитывается также то, что тема курсовой работы связана именно с творческим коллективом, поэтому литературные и интернет-источники подбираются преимущественно в соответствии с этой особенностью.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Творческое мышление и творческая деятельность — неотъемлемая часть жизни каждого человека. В жизни разных людей творчество может иметь большую или меньшую ценность, но, тем не менее, творческое начало присутствует в каждом индивиде. Но так же существует великое множество людей, для которых творческая сторона жизни — главная сторона жизни. Это люди, которые видят смысл всей жизни в проявлении себя через искусство. Они обладают некоторыми особенностями, отличающими их от людей, для которых творчество не является определяющим аспектом жизни. Создавая творческий коллектив, важно это знать.
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей ...
... работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложение. Глава 1. Проблема творчества и творческих способностей в психолого-педагогической литературе Понятие творчества и творческих ... наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ... машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью ...
Каковы же особенности личности художника?
1. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки окружающих, неконформность;
2. Открытость ума, повышенная восприимчивость ко всему новому и необычному;
3. Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям;
4. Развитое эстетическое чувство;
5. Художник всегда обладает повышенной эмоциональной возбудимостью и впечатлительностью;
6. Обладание непредвзятого взгляда на мир;
7. Обладание социальной смелостью;
Стоит отметить, что существует несколько теорий о процессе творческой деятельности, порой противоречивых. По З. Фрейду, например, механизм творчества выглядит так: «сильное живое переживание пробуждает в художнике воспоминание о раннем, чаще всего относящемся к детству, переживании, истоку нынешнего желания, которое создаёт своё осуществление в произведении; само произведение обнаруживает элементы как свежего повода, так и старого воспоминания»[ 7 ]. То есть Фрейд считает, что творчество напрямую связано с воспоминаниями из далекого прошлого, преобразующимися в сознании с переживанием какого-либо события в настоящее время. Он отмечает в творчестве некий «детский порыв», необдуманный, спонтанный импульс, продолжаемый далее уже через механический труд. Так же в его теории существует термин «сублимация» — отклонение либидозной энергии от сексуальных целей и переориентация этой энергии на решение творческих задач [7]. Это так же подтверждает эмоциональное и подсознательное в человеке как определяющий фактор творческой деятельности. Итог: творчество — это определенный порыв, эмоциональный всплеск, имеющий оттенки как воспоминания из прошлого, так и переживания в настоящем, выбрасываемый во внешнее воплощение. Тем самым, творческий человек удовлетворяет свою потребность в выражении порыва; здесь подтверждается чувственно-эмоциональная сторона творчества.
Разумеется, эта теория подвергается убедительной критике, содержание которой состоит в основном из следующего: недостаток теории Фрейда состоит в том, что он абсолютизирует роль сексуального и инфантильного в творчестве.
Карл Густав Юнг предлагает иную теорию. «Неродившееся произведение в душе художника — это стихийная сила, которая прокладывает себе путь либо тиранически и насильственно, либо с той неподражаемой хитростью, с какой умеет достигать своих целей природа, не заботясь о личном благе или горе человека — носителе творческого начала. Творчество живёт и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которой оно забирает нужные ему соки» [7]. К тому же, Юнг утверждает, что творческая сила имеет далеко не только те источники, о которых говорил Фрейд. Одним из источников творчества Юнг считает коллективное бессознательное — субстанция, населенная определенными архетипами, преображающимися в каждом творческом сознании. Это некое информационное облако, объединяющее в себе систему образов, в разной степени понятных каждому человеку на подсознательном уровне. А творец — тот, кто попадает под власть архетипа и олицетворяет посредством собственной фантазии некую идею.
Развитие творческого коллектива социокультурной организации
... организация работы студенческого клуба ВУЗа, как социально-культурной организации. Глава 1. Теоретические основы развития творческого коллектива 1.1. Сущностные и специфические признаки творчества в ... студенческого клуба при НГУ, как примера одного из творческих коллективов. Ценностные ориентации удовлетворяют потребности личности будущего специалиста социально-культурной сферы, в русле ...
Современная психология постепенно обогащает названные теории. Представление о творческой личности обрастает все новыми особенностями равно благодаря тому, что наука и технологии исследований развиваются и тому, что изменяется само человечество в целом. Поэтому целесообразно дополнить теорию теми аспектами, которые актуальны уже в современном мире.
Одной из особенностей, сформулированной уже современными психологами, является то, что продуктивное творчество возможно в том случае, если творец способен сочетать иррациональное и рациональное в своей деятельности. Это указывает на то, что творчеству необходимы не только вдохновение, не только воображение, не только интуиция, но и комплекс технических навыков и умений. Шведерский А.С. в своей работе «Можно ли учить тому, чему нельзя научить?» говорит о конфликте между художественным началом в творчестве и техникой исполнения. Он отмечает: «Мы не можем принять даже самое вдохновенное исполнение, если пианист будет беспрерывно задевать соседние клавиши, а балерина спотыкаться и терять равновесие. Между тем, можно назвать многие имена известнейших и популярнейших артистов, имеющих голосовые, речевые и иные профессиональные недостатки, которые очевидны не только специалистам, но и рядовому зрителю. И что же? Зритель их «прощает»». Мы видим, что в творчестве не может быть первичен один лишь элемент — техника или художественность — и всё многообразие произведений обусловлено именно неповторимым сочетанием этих элементов. Речь идет не только о пропорциональном отношении: техники бывают разные, понятие художественности — условно, и у обеих сторон творчества существуют также свои различные качества. Один техничный творец отличается от другого техничного творца.
К теме творческого коллектива данное рассуждение относится таким образом: что в первую очередь необходимо форсировать в деятельности коллектива, какие конфликты могут произойти в коллективе на почве оценки художественности и техники и как разрешить эти конфликты?
Ещё одним признаком творческого человека является сочетание в личности мужских и женских черт характера. Вследствие повышенной способности к эмпатии, в художниках-мужчинах психологи наблюдают проявление сентиментальности, стремления нравиться, экстравагантности, импульсивности, то есть тех черт, которые не являются определяющими в общепринятом психологическом портрете мужчины; в женщинах-художницах замечены качества, присущие мужчинам, такие как: самообладание, настойчивость, хладнокровие и даже агрессивность.
Следует отметить, что творческой личности крайне необходимо иметь какой-либо способ реализации себя в мире. Имеется в виду то, что художник не может творить без опоры на возможность, что о его творении узнают и его оценят другие люди. Многим из творцов присуща некоторая скрытность и скромность, так как утонченность духа не позволяет истинным творцам обращать на себя внимание. Напротив, художник стремится обратить внимание слушателей, зрителей или читателей главным образом на свои произведения, он нуждается в их оценке и, что немаловажно, в признании.
Остановимся на важном вопросе о творческой личности. В перечислении качеств личности художника не было разграничения между качествами опытного и качествами не опытного. То есть, к примеру, умение сочетать рациональное с иррациональным в творчестве присуще более опытным, способным личностям, когда как импульсивность и инфантильность присуща в большей степени молодым, начинающим творцам. В данной работе не предусматривается различие между опытными и не опытными, способными и неспособными, так как работа направлена преимущественно на изучение общих проблем.
Организация творческой деятельности в школьном коллективе
... форм организации творческой деятельности в школьном коллективе. Объектом работы выступает творческая деятельность в школьном коллективе, а предметом исследования организация творческой деятельности в школьном коллективе. Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на ...
Таким образом, выявлены основные черты творческой личности. Разумеется, они могут варьироваться, но в целом они составляют комплекс определяющих особенностей любой творческой натуры. Промежуточный итог: на пути к цели курсовой работы, выполнена первая задача — определение особенностей творческой личности. Эти особенности послужат основанием для изучения непосредственно деятельности личностей. Следует выяснить закономерности во всем разнообразии совместной работы творческих личностей, проследить причины и следствия процессов в работе. Здесь мы переходим к следующему этапу курсовой работы.
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ ТВОРЧЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ
Очевидно, что специфика личности каждого отдельного талантливого человека образует специфику целой группы талантливых людей. Разумеется, взаимоотношения в любой группе людей могут быть разнообразными и сложными, и на каждый тип коллектива должна быть разработана определенная методика организации деятельности.
На что же следует обратить внимание в творческом коллективе?
Проанализируем выявленные признаки человека-творца — эстетическое чувство, независимость, желание выделиться, реализоваться, относительно тонкая система чувств, относительно развитое воображение и проч. На первый взгляд все естественно — ведь каждый человек уникален по своему устройству сознания. Но когда собираются творческие люди, особенно молодые и неопытные, те, у которых не сформировались четкие взгляды на смысл своего творчества, часто возникает ряд проблем. Дело в том, что независимость, желание выделиться и прочие признаки в какой-то мере сталкивают членов группы друг с другом; обладая желанием непосредственно творить, они не осознают в полной мере цель своего творчества. Их охватывает желание пуститься в порывистое, свободное творчество. Поэтому молодой коллектив представляется неким стихийным собранием талантливых и не очень талантливых людей. Особенно при формировании коллектива неизбежно появление разности творческих технических навыков и неопределенности эстетических предпочтений, отсутствия художественного вкуса. К тому же, проблемой может послужить несоответствие ожиданий от работы в коллективе от действительных условий.
Наиболее насущной проблемой формирования творческого коллектива является особенность абсолютно каждого из его членов — это желание выделиться, не быть как все. Возникает парадокс: возможно ли быть не таким, как все остальные при условии, что все хотят быть не такими, как все? Желание выразиться у каждого творческого человека проявляется по-разному и обладает разной силой, но оно присутствует всегда, особенно в коллективе, творчество которого преимущественно направлено на выступление перед широкой публикой, связанные со сценической деятельностью — театральные, танцевальные или музыкальные коллективы. Потребность в самовыражении, существующая в творце при отсутствии в нем представления о принципах работы в коллективе, о взаимоуважении его членов, может обернуться снижением эффективности всего коллектива. К тому же, это вызывает удар по самолюбию многих участников, а итогом может стать так называемая «звездная болезнь».
Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника
... воспитательный процесс. Предмет исследования - роль коллектива в формировании и развитии личности ребенка. Цель курсовой работы - раскрытие закономерностей и особенностей взаимодействия коллектива и личности. Для реализации поставленной цели определены следующие ...
Следует отметить также, что такт и скромность, присущие многим творческим людям, вырабатываются чаще всего только в относительной зрелости личности. В любом случае, важно воспитывать в участниках коллектива сдержанность эмоций и выдержку. Зачастую и в зрелом возрасте творческий человек не обладает этим важным для работы в команде качеством.
Существует ещё одна актуальная проблема — проблема дисциплины. Как говорилось выше, художник обладает независимостью личности, внутренним стремлением к свободе. Это объясняет некоторую неустроенность работы художника, отсутствие четкого распорядка в действиях, основанного на представлении о творчестве как о не деловом, а душевном процессе, лишенного формальности и не приемлющего каких-либо ограничений. Вследствие этого — направленность творца не на свое творчество, а на преподнесение себя окружающим, откуда рождается творческая леность, склонность творить неуправляемыми порывами. С одной стороны, человек находится на уровне со всеми в коллективе, считаясь в нем человеком творческим, но с другой стороны, он не чувствует потребности в приложении усилия для упорядочивания, укрепления и развития своего творческого потенциала.
Как выясняется, работа в творческом коллективе имеет оттенок не формально-логический, как в коллективах другого типа, а эмоционально-чувственный. Это вполне закономерно, потому как исток творчества заложен именно в эмоционально-чувственной стороне личности. Поэтому не исключено неясное понимание и отличие участниками коллектива частной жизни и жизни в коллективе. На этом зарождаются конфликты — принятие близко к сердцу критики и т.п.
Выше перечислен ряд основных проблем, зачастую возникающих в начинающих творческих коллективах. Таким образом, мы познали индивидуальные особенности творческой личности и особенности её поведения в кругу личностей подобных. Следующим этапом работы является поиск информации по непосредственно методикам работы творческого руководителя с подопечными, выявление способов предотвращения возможных проблемных ситуаций и способов решения уже существующих проблем.
ГЛАВА 3. АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА
Различные источники, освещающие тему организации коллектива, имеют определенное сходство между собой. Несмотря на то, что благодаря специфике рассматриваемого типа коллектива в каждом источнике, в них есть некоторые отличия, есть комплекс общих методов, не применяя которые, в коллективе не удастся наладить благоприятную атмосферу и слаженную работу.
В одной из предыдущих глав описано умение сочетать рациональное и иррациональное в творчестве. Это качество становится одним из определяющих, когда речь заходит о работе в коллективе. Коллектив — это, в первую очередь, организация, в которой есть руководитель, в отдельных случаях и помощники руководителя, есть определенный распорядок. Это означает, что любой член коллектива, вступая, автоматически становится частью этой организационной системы. Поэтому при создании коллектива необходимо ввести ряд простейших правил для его членов, предварительно согласовавшись между собой. Что касается руководителя — на первых порах становления коллектива этот вопрос оказывается спорным. На этом этапе цель определяется общая, стоящая над всем коллективом. Определяется цель также при участии каждого члена коллектива.
Современные формы работы классного руководителя с родителями
... класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Каким же должен ...
Вспомним, что зачастую для творческой личности подобные рамки и ограничения являются причиной расстройства, упадка духа Налицо явное противоречие: работа художника, имея характер стихийный — иррациональное — должна вписываться в рамки общих требований — рациональное. Как предотвратить стеснение творческой свободы?
С самого начала формирования коллектива, его членам должно быть известно о целях коллектива, его ближайших и перспективных планах, а также об организационной стороне процесса. Но важно не только это — важно, чтобы требования как можно меньше стесняли творческую свободу участников коллектива. Должна быть обеспечена среда, максимально благоприятная для творческого самовыражения каждого члена коллектива, но в то же время настраивающая на упорную и организованную работу. Во-первых, это приведет в порядок механизм работы и обеспечит некоторую эффективность работы; во-вторых, воспитает в участниках коллектива умение оставаться в творческом тонусе, воспитает силу воли. Таким образом, появляется основа, для того чтобы духовные потребности каждой личности отдельно могли быть удовлетворены на фоне продвижения коллектива в целом. В коллективе должен быть развеян миф о том, что временные и прочие рамки ограничивают творческую свободу. Коллектив — прежде всего команда. Рациональная сторона работы в коллективе — это систематические занятия по улучшению технических навыков исполнения, по получению новых и новых знаний о предмете, репетиции. Иррациональная сторона — непосредственно художественное творчество, разработка новых идей, «придумывание». Причем именно творчеству нужно дать абсолютную свободу стиля, манеры исполнения, так как через это проявляется каждая отдельная личность; творчество отдельной личности отличает её от другой личности. Этим обеспечивается свобода самовыражения, но и общий стиль творчества коллектива определяется внесением своего вклада каждой личностью. Когда произошло формирование творческого стиля коллектива, происходит постепенное подчинение каждого участника этому стилю и одновременное обогащение каждым участником общего стиля.
В творческих коллективах вообще актуальна проблема лидерства. Коллективу нужно видеть впереди себя не только достойную цель, но и достойного руководителя — компетентного и авторитетного. В противном случае, подопечные могут сомневаться в профессионализме своего руководителя, а это приводит к неприятию ими его критики как технической стороны, так и художественной стороны деятельности. Происходит стимуляция в подопечных чувства своей независимости, уверенности в своей правоте, что может привести также к столкновению интересов. Если же руководитель представляется коллективу как знающая толк в деле личность, обладающая при этом достаточным умением в художественном воплощении мыслей, то в большинстве случаев к его критике прислушаются, коллектив будет стремиться достичь такого же уровня профессионализма.
Авторитет руководителя зависит от многого: начиная с овладения техническими умениями заканчивая харизмой, темпераментом. Способность разжечь в сердцах подопечных интерес к творчеству, замотивировать их, тоже является составляющей авторитета руководителя. Руководитель не только может подогреть интерес к деятельности разными путями, он обязан это делать. Работа в коллективе должна являться не только средством для воплощения результатов духовного труда, она должна являться и источником вдохновения для труда, источником идей. В этом заключается необходимость руководителя быть не пассивным и формальным «начальником», стоящим над коллективом, а активным участником жизни коллектива, поддерживающим вихрь мотивов и вдохновения для творческой деятельности.
Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях
... организации; - разработка путей совершенствования деятельности руководителей в экстремальной ситуации. Объект работы – профессиональная деятельность руководителя организации. Предмет работы – реализация управленческих способностей в экстремальных условиях деятельности руководителей организации. Профессиональная деятельность руководителей в экстремальных ситуациях 1. Сущность ...
Но при создании нового молодого любительского коллектива выделение отдельной личности как руководителя может не произойти. На первых этапах скорее выделится негласный лидер, который естественным образом принимает на себя большую ответственность, чем остальные члены коллектива. Это связано с тем, что лидером обычно становится наиболее компетентный человек в вопросе творчества, обладающий более широким кругом интересов, находящих свое удовлетворение в работе в коллективе.
Проблемы, возникающие в коллективе с точки зрения организации работы — решаются с целью наладить механизм деятельности, обеспечивая необходимое сплочение его членов. Но существует ряд проблем, связанных с процессом творчества. Так, они могут возникать из-за недостатка умений и знаний некоторых подопечных, которые ограничивают рост коллектива в целом, разногласия в вопросе о стиле или творческом подходе к идее, потеря мотивации. Особое место именно в творческом коллективе имеют проблемы, связанные с эмоциями: неприятности в личной жизни, тяжелое их переживание, которое сказывается на эффективности работы; несоответствие темпераментов, различных черт характера подопечных, вызывающее ссоры и споры; «звездная болезнь», негласное разделение способных и не способных и прочее. В театральном коллективе, например, от бестактного отношения руководителя к подопечному или непонимания подопечным цели руководителя появляется так называемый зажим. Зажим влияет не только на взаимоотношения в коллективе, но и на сценическую деятельность. Зажим не дает актеру чувствовать себя свободно в роли, его мышцы сковываются, интонация голоса становится неестественной, актер бездумно подчиняется режиссеру-руководителю, не осознавая того, что делает. В жизни — боязнь высказаться, убежденность в неверности своей творческой идеи, неуверенность в себе, общая эмоциональная подавленность.
Поэтому важно обеспечить творческую, благоприятную атмосферу в коллективе, несмотря ни на что. Ещё К. С. Станиславский, понимая суть этой проблемы, сформулировал некоторые правила, предотвращающие возникновение нездоровой атмосферы. Они сформулированы не в научной форме, с долей иронии, но явно внушают необходимость душевной гармонии в процессе работы.
« В театр нельзя входить с грязными ногами; грязь и пыль отряхивайте при входе, калоши оставляйте в передней вместе с мелкими заботами, дрязгами, неприятностями, которые портят жизнь и отвлекают внимание от искусства.
Надо однажды и навсегда понять, что перебирать на людях свое грязное белье некультурно, в этом сказывается отсутствие выдержки, неуважение к людям, распущенность, эгоизм, дурная привычка.
В обществе нужно улыбаться, как это делают американцы. Плачь и грусти дома, про себя, а на людях будь бодр и весел».
Контрольная работа — Ведущая деятельность в раннем возрасте
... nbsp; Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение и деятельность Форма развития Приспособление Присвоение Ход развития ... Цели и задачи исследования. Обоснование метода………….21 Описание результатов работы…………………………………23 Интерпретация полученных данных………………………….23 Заключение…………………………………………………..26 Литература……………………………………………………27 ...
Эти принципы применимы к любому творческому коллективу, не только к театральному, потому как в них выражена и творческая, и воспитательная основа деятельности.
Во-первых, для работы в творческом коллективе необходима эмоциональная свобода от внешних факторов, осознание различия между личным делом и делом искусства. Это должно исключить максимум возможных неприятностей, связанных с эмоциями участников коллектива. Осознание же, что работа в коллективе — дело общественное, должно уменьшить болезненную реакцию подопечных на критику их творчества руководителем или кем-либо, должно исключить возможность принятия на критики на свой счет, переход на личности.
Во-вторых, параллельно с существованием большой цели, необходимо существование соответствующей культуры для ее достижения. Воспитание нравственных чувств участников коллектива так же необходимо. Цель не оправдывает средства: порой намного важнее содержание огромного пути, проделанного к цели, чем достигнутый результат. При не самом выдающемся результате, может быть проделана колоссальная воспитательная работа.
Исходя из всего этого, участникам коллектива необходимо понимать значение этой культуры, эту осознанность себя частью команды, в которой каждая личность имеет свою ценность и индивидуальность, а команду — частью общества. Каким образом это реализовать? Довольно часто в методиках встречаются предложения о пользе устройства регулярных собраний-бесед, в которых коллектив обсуждает свои победы, свои промахи, свои дальнейшие цели. В этих беседах важна конструктивная критика, конкретные пожелания или поощрения. Каждый член коллектива должен иметь право высказаться и быть уверенным, что он не будет осмеян или осужден. Главное в коллективе — гармония командного духа и чувства индивидуальности в каждом участнике, чувство своей пользы в команде.
Подводя итоги главы, целесообразно обобщить и выделить ряд общих принципов работы коллектива и сформулировать ряд функций руководителя.
Целеполагание. В самом начале работы коллектива необходимо поставить себе цель. Единая цель позволяет направить работу коллектива в нужное русло. Но цель быстро забывается, потому как является словесным образом, поэтому на протяжении работы руководитель должен всячески напоминать о цели участникам.
Стимулирование. Как было установлено выше, лидер творческого коллектива не пассивен, а активен. Он должен работать над собой, обладать творческой дерзостью и заражать этим остальных участников коллектива. Проблема может возникнуть в отсутствии мотивации — подопечные начнут отлынивать и сомневаться в потребности работать. Мотивацию необходимо поддерживать даже искусственным путем, и это также задача руководителя.
Воспитание. Важно воспитать в творческих людях духовные ценности. В творческой среде проще всего делать это посредством творчества. Речь не идет о непосредственно воспитании подопечных, о навязывании им какие-либо ценности и установки — это так же может привести к отношениям односторонним, без взаимности. Сквозь регуляцию процесса творчества необходимо достичь самостоятельного пробуждения нужных идей в головах подопечных. Творческий человек должен сам понять что-то, так в большинстве случаев сложена их психика, и прямое навязывание вызовет в них отторжение. В воспитании так же важен аспект культуры творчества, т.е. понятие о предназначении творчества, о его влиянии на современный мир.
Творческий процесс тесно связан с эмоционально-чувственной стороной психики человека. Мало того, для творца чувство чаще всего первично. Коллектив — организация, в теории, формальная, и каждый вступает в него на добровольной основе. Для успешной деятельности коллектива требуются тесные отношения между его участниками. Поэтому именно качество взаимоотношений, общий уровень воспитания и интеллекта в коллективе определяют его возможности. В творческом коллективе нужно сделать упор на чувство, ответственность не только перед коллективом, но и перед Человеком. Так как важнейшая цель творчества — это воспитание нравственных чувств, целью любого творческого коллектива является воспитание нравственных чувств. Но на пути к ней нужно поставить множество промежуточных целей.
творческий коллектив руководитель мышление
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА
Для выполнения практической части курсовой работы я решил кратко проанализировать работу одного творческого коллектива — выяснить все главные аспекты. К ним относятся: цель создания коллектива, принцип его работы, общая эмоциональная атмосфера, вопрос лидерства и т.п. Так же необходимо выявить проблемы, которые существуют в данный момент в коллективе. Исходя из темы курсовой работы, проблема лидерства является определяющей в данном анализе, и его результат будет рассмотрен с точки зрения этой проблемы.
Анализируемый коллектив основан около года назад в г. Сарапуле. Род деятельности — музыкальное творчество. Коллектив состоит из трех человек возраста 17-19 лет. Более конкретно — это любительский музыкальный ансамбль, состоящий из гитариста-вокалиста, бас-гитариста и барабанщика, играющий произведения отечественной и зарубежной музыки разных жанров. Так, как его члены обучаются в учебных заведениях, время на проведение репетиционных занятий сильно ограничено. Тем не менее, в репертуаре ансамбля накопилось около десятка песен. Коллектив является абсолютно свободным, не состоит в рамках какой-либо организации. Этим обеспечивается и свобода творческого выражения.
Примечательно то, что в коллективе нет формального лидера. Это существенно затрудняет анализ его деятельности с точки зрения установленной проблемы. Однако существует негласный творческий лидер и негласный лидер по организационным вопросам. Творческий лидер имеет относительно достаточный авторитет в области знания музыки — жанровых, стилевых особенностей, музыкальной теории, а так же имеет опыт в написании собственного материала. Лидер по организационным вопросам имеет знания в области экономики и менеджмента, поэтому более компетентен в поисках возможности для выступления и его организации, ответственен за поиск необходимого оборудования. Описанное частичное разделение труда сформировалось естественным образом на почве личных предпочтений.
Какие же проблемы имеют место в данном любительском коллективе?
В изучении его деятельности, важно понимать, что его участники имеют недостаточный опыт работы в команде, поэтому рассмотрение этого коллектива с точки зрения вышеописанной теории затруднено. В общении с членами коллектива, мной выявлена существенная проблема — отсутствие четкой цели. Опрос его участников подтвердил это утверждение. Участники коллектива являлись товарищами ещё до его формирования. Поэтому налицо неформальный характер его деятельности. Неформальная деятельность исключает определенность, осознанность творчества. Работа в коллективе активизируется обычно при появлении цели — выступить на определенной площадке. Таким образом, можно констатировать стремление коллектива набрать опыт публичных выступлений. Но, тем не менее, это не может считаться полноценной целью, несмотря на необходимость молодого коллектива выступать и показывать себя, обращать на себя внимание.
Ещё одной важной проблемой является отсутствие стабильной дисциплины. В данном любительском коллективе нет устойчивого расписания сборов, что закономерно. Во многом это вызвано сложившимися условиями — временными ограничениями.
Разумеется, коллектив находится только лишь в начальной стадии формирования. Отсутствие четко поставленной цели лишает коллектив возможности максимального сплочения. Результатом этого оказывается практически полное отсутствие пользы как для окружающих, так и для самих членов коллектива.
Одной из самых важных проблем является отсутствие финансов. Хотя, их отсутствие не усложняет процесс творчества непосредственно, но оно может снизать мобильность группы как творческой единицы, может урезать возможности выступления за пределами города.
Поэтому наладить стабильную работу коллектива должны: формулировка цели, составление расписания, распределение задач. Важно осознавать то, что на первых порах становление коллектива без опытного руководителя происходит во многом за счет энтузиазма каждого из участников. Создание коллектива в данном случае — возможность проявить себя как творческую личность. Позднее, вполне целесообразно сделать целью продвижение собственного творчества коллектива. В этом уже будет отображаться его общее видение мира, этим он повлияет на культуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проделано исследование письменных источников о работы руководителя в коллективе и краткий анализ деятельности существующего музыкального самодеятельного, с учетом накопленных теоретических знаний.
Выполнены ли все задачи, заявленные в начале курсовой работы?
В процессе исследования найдены и сформулированы основные психологические признаки творческой личности. Обозначены критерии, по которым можно определить предрасположенного к творчеству человека. Исходя из найденной информации, упор в дальнейшей работе шел на эмоционально-чувственной стороне проблем руководства коллективом.
Теоретически выявлены особенности взаимодействия творческих людей между собой в целом. Описаны возможные конфликты, возникающие между ними, а также их причины и следствия.
Установлены основные принципы работы руководителя в творческом коллективе. Они являются базовыми и не имеют широкой развернутости в формулировке, потому как нюансы в деятельности каждого отдельного коллектива должны быть просчитаны с учетом конкретных условий и ситуации.
Краткий анализ деятельности музыкального коллектива не принес, к сожалению, особенно полезной информации для исследования проблемы. Рассматриваемый коллектив недостаточно развит, чтобы в нем было возможно проследить взаимоотношения внутри коллектива. Можно лишь сказать, что личные дружественные связи могут служить и преимуществом, и недостатком в коллективной деятельности. Преимущество возможно только при определенной цели — в случае её присутствия, дружественные отношения вне рамок коллектива усиливают сплоченность. Но недостатком обернется этот факт в том случае, если в коллективе будет отсутствовать представление о дисциплине, об организованном подходе к творчеству.
Таким образом, цель, заданную в начале курсовой работы, можно считать достигнутой. Автор курсовой работы получил представление об особенностях взаимоотношений творческих людей между собой и на основе полученных знаний логически предположил базовые принципы руководства таким коллективом. В работе значительная доля внимания уделяется эмоциональной стороне деятельности творческих людей. Автор считает, что в процессе творчества эмоция и чувство объединяют и самое необходимое — творческая сила, и самое вредное для творчества — возможность расстройства личности, разрушения отношений между людьми. Именно на этой основе могут не сойтись коллектив и руководитель, и решение проблемы именно в этой сфере обеспечит коллективу эффективную деятельность и впечатляющие результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культура организации: проблемы формирования и управления (Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П.)
2. Личностные особенности творческого человека (Петухова Л.В.)
3. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? (Шведерский А.С.)
4. Мудрая власть коллектива (Сухомлинский В.А.)
5. Психология творчества (Замятин Е.И.)
6. Психология художественного творчества (Сельчёнок К.)
7. Художественное творчество и личность художника (Киричек А.В.)
Размещено на