проблема формирования характера (на примере подросткового возраста).

Содержание

Введение 3

1. Теоретический анализ проблемы формирования характера в психологии 5

1.1 Представления о характере и его становлении в онтогенезе 5

1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирования характера 11

2. Эмпирическое исследование проблемы формирования характера 18

2.1 Описание методик 18

2.2 Эксперимент 20

Заключение 25

Литература 26

Приложение 1 28

Приложение 2 30

Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется

значимыми переменами, происходящими во всех сферах жизни и деятельности. Это предъявляет все возрастающие требования к современному человеку и к проявлениям его характера. В современном обществе существует острая потребность в работоспособных, ответственных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям и новым задачам, готовы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом и обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому одна из задач современной психологии и педагогики – формирование у подрастающего поколения соответствующих свойств личности. Одной из важнейших составляющих личности является характер, который в общем плане выступает как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении и определяющих систему отношений человека. Черты человеческого характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности, в поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми в различных ситуациях.

Начиная с XVIII века, проблема исследования природы характера и его формирования становится предметом специальных исследований по психологии и характерологии. В отечественной науке психологическим аспектам характера посвящены труды Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Зарубежные психологи Дж.Б. Кретти, Э. Фромм, К.Юнг и другие также внесли существенный вклад в теорию развития и формирования характера. Показано, что характер формируется прижизненно под влиянием различных средовых факторов. Исследовано влияние социальных условий жизни и воспитания на личность, ее характер и показано, что сенситивным периодом для становления основных черт характера является подростковый возраст (Б.С. Братусь, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.С. Макаренко, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм).

5 стр., 2115 слов

процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей ...

... перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании продуктивной деятельности. Вместе с тем, деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Формируя и ... и понимания полезности и необходимости их». В современной психологии интерес понимается как сложное и значимое для личности образование (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. ...

Но, несмотря на множество проведенных исследований, проблема формирования характера до конца не изучена.

Цель исследования – изучить проблему формирования характера (на примере подросткового возраста).

Объект исследования – процесс формирования характера.

Предмет исследования – особенности характерологических проявлений в младшем и старшем подростковом возрасте.

Гипотеза: характерологических проявлений в младшем и старшем подростковом возрасте имеют свои особенности.

Задачи исследования.

1. Проанализировать проблему формирования характера в психологии.

2. Провести исследование характерологических проявлений в группах младших и старших подростков с помощью методов психодиагностики.

3. Изучить особенности характерологических проявлений у младших и старших подростков методами математико-статистического анализа.

Методы исследования:

— теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— методы психодиагностики: методика «Q-сортировка» В. Стефансона, Опросник Т. Лири;

— методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что выявленные в нем особенности характера в младшем и старшем подростковом возрасте могут быть использованы при составлении практических рекомендаций по формированию характера подростков и при разработке и практической реализации научно-обоснованных направлений психологической коррекции девиаций характера у подрост-ков.

База исследования: МОУ СОШ «Лицей № 31» (г. Челябинск).

1. Теоретический анализ проблемы формирования характера в психологии

1.1 Представления о характере и его становлении в онтогенезе

Характер – это иерархизированная, упорядоченная совокупность ус-тойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении [14]. Характером в узком смысле слова называют устойчивую индивидуальную систему привычных способов поведения и эмоционального реагирования человека в определенных условиях [7]. Черты характера проявляются в учебной и профессиональной деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с разными людьми [29].

Характер человека не представляет собой чисто случайной совокупности различных свойств [15]. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом, образуют целостную организацию. Такая целостная организация называется структурой характера. Она представляет собой систему взаимно связанных психических свойств. Анализируя эти системы, можно выяснить, чем определяется структура характера [23].

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...

... исследования. 1. Проблема исследования личности в психологии Понятие «личность» является одним из центральных в психологии. Личность в психологии ... характер вследствие ограниченности в нем трактовки культуры и социальности. В рамках типологического направления психология личности понимается как учение о типах личности, ... и доп. – СПб. : Питер, 2003. – 650 с. 17. Психология [текст] : учебное пособие ...

Каждая черта характера проявляется лишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что характер тесно связан с системой отношений личности к миру, к окружающей действительности, и в каждой черте характера выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности [25]. Иногда говорят даже, что характер – это и есть определенная система отношен…..

Литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.

2. Аверин, В. А. Психология личности / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2003. – 516 с.

3. Ананьев, Б. Г. Избранные труды: в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.

4. Бодалев, А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 2003. – 272 с.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 390 с.

7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. В. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

8. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер. – 2008. – 688 с.

9. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.

10. Драгунова, Т.В. Психические особенности подростков / Т.В. Драгунова. – М.: Просвещение, 1999. – № 1. – С. 305-317.

11. Дружинин, В. Н. Психология. – СПб. : Питер, 2002. – 672 с.

12. Иванников, В. А. Основы психологии / В.А. Иванников. – СПб. : Питер, 2010. – 336 с.

13. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М., 2000. – 192 с.

14. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 512 с.

15. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах. – М., 1995. – 271 с.

16. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 320 с.

17. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – М. : Речь, 2009. – 426 с.

18. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – с.

19. Методика «Q-сортировка» (В.Стефансон) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. С. 65-69.

20. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности / В.Н. Мясищев // Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : МГУ, 1982. – С. 35-38.

21. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надира-швили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.

22. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Владос, 2009. – 688 с.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... является разработанная И.Сонер система оценки эффективности деятельности учителя, построенная на основе двух векторов: когнитивных (познавательных) достижений учеников п их эмоционального отношения ...

23. Нуркова, В. В., Березанская Н. Б. Психология / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Казань : Идеал-Пресс, 2003. – 486 с.

24. Основы психодиагностики / под общей ред. А.Г. Шмелева. – Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». – 1996. – 544 с.

25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – 680 с.

26. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.

27. Собчик, Л.Н. Диагностика психологической совместимости / Л.Н. Соб-чик. – СПб.: Речь 2002. – 80 с.

28. Толстых, А.В. Подросток в неформальной группе / А.В. Толстых. – М.: Знание,1991. – 294 с.

29. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.

30. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер – СПб.: Питер, 2009. – 607 с.