Половые различия в проявлении агрессии

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина

Курсовая работа по социальной психологии

«Половые различия в проявлении агрессии»

План

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии

.1 Понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления

.2 Половые различия в проявлении агрессии

.3 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В последнее время тема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологи. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке регулярными стали международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Очевидно, это не мода, а скорее реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии и насилия в цивилизованном XXI веке. Реакция, на наш взгляд, вполне адекватная и современная. Пока трудно сказать, привело ли значительное количество исследований и публикаций по этой теме к появлению нового качества, к новому, более глубокому и непротиворечивому пониманию нами сущности агрессивного поведения человека.

Кризисные явления в современном обществе резко усилили криминализацию и связанную с ней агрессию. Рост криминальных преступлений среди подростков отражает эту общую тенденцию. Желание иметь то, что есть у других, но нет у него, приводит подростков в состояние ярости и агрессии.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случая групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.

В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии и значительное число экспериментальных работ. При всем этом Г. Кауфман имел достаточно оснований утверждать, что в данной проблеме «мы стоим еще на совсем неведомой почве».

19 стр., 9215 слов

Склонность к проявлению агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением и подростков, занимающихся творческой деятельностью

... поведению. I. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 1.1 Понятие агрессии Для рассмотрения проблемы проявлений агрессии у подростков ... Желательно получить четыре варианта ответов. Если число ответов меньше, уточняете, нет ли ... поведению (Hand-Тест) 2.2 Статистическая обработка данных и подведение итогов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПриложениЯ ВВЕДЕНИЕ Рост ...

Не случайно до сих пор нет четкого определения понятия «агрессия». Известно, что в быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий.

Проблема агрессии изучается не только психологией, но и другими науками с их специфическими системами методов. Однако можно констатировать, что на сегодняшний день наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке.

Но особенно интересны и актуальны гендерные различия в проявлении агрессии.

Во всем мире охота, драки и борьба с неприятелем считались преимущественно мужским занятием. В лабораторных экспериментах мужчины демонстрируют большую физическую агрессивность, например, тогда, когда подвергают других участников болезненному воздействию электрического тока.

Однако о реальных проявлениях гендерных различий в агрессивности можно сказать, что они зависят от контекста. Современные провоцирующие факторы способны сократить гендерный разрыв. А в том, что касается совершения менее «насильственных действий» (например, ударить кого-нибудь из членов семьи, швырнуть в кого-нибудь что-либо или обругать), женская агрессивность уже не уступает мужской.

Поэтому проблема, выбранная нами для рассмотрения важна и актуальна.

6 стр., 2530 слов

Спорт и агрессия: социальные проблемы

1 Спорт и агрессия: социальные проблемы Оглавление Введение Проблема насилия в спорте Агрессия в спорте Проявление насилия в спорте Противоречивость спорта на примере бокса Заключение Список использованной литературы Введение Современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет разнообразные и высокие требования к психическим качествам, так как психоэмоциональная подготовка ...

Цель нашей работы: рассмотреть половые различия в развитии агрессии.

Задачи работы:

ÞПровести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

ÞИзучить терминологию, раскрыть основные понятия, рассмотреть виды агрессии;

ÞВыделить половые особенности проявления агрессии.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, качественный и количественный анализ.

Изучением этой проблемы занимались многие выдающиеся отечественные ученые, такие как Семенюк Л. М, Смирнова Т.П., Шибутан Т., Бородулина С.Ю., Андреева Г. М. и др.

Немаловажный вклад в развитие проблемы агрессии внесли и зарубежные ученые: А.А. Реан, З. Фрейд, К. Лоренц, Н. Миллер, Д. Майерс, Р. Берон и др.

Одной из первых проблем, которую нам предстоит рассмотреть в нашей курсовой, как это не покажется странным, является само определении того, что есть «агрессия».

Глава I. Теоретические основы проблемы половых различий в проявлении агрессии

.1 Понятие «агрессия», ее виды, особенности проявления

Агрессия (от лат., agressio — нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящий физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт, а т.ж. моральны ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряженности, подавленности, страха и т. п.).

(Психологический словарь, 1997).

Агрессия — физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. В лабораторных экспериментах под этим может подразумеваться удар электрическим током или словесный выпад, рассчитанный на то, чтобы задеть чьи-то чувства. При таком социально-психологическом определении агрессии можно быть социально напористым, не будучи агрессивным.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... как разновидность агрессивного поведения. Агрессивное поведение – это проявление агрессивности, выражающееся в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда. У разных людей агрессия выражается по- ... , вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем. Причинение вреда Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы ...

Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Основные формы:

1.альтруистическая агрессия, имеющая цель защиты других от чьих-то агрессивных действий;

2.враждебная агрессия, выражающаяся в действиях имеющих целью причинения вреда объекту агрессии;

.инструментальная агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

.аутоагрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая — вербальная, прямая — косвенная.

Физическая агрессия — агрессивное поведение с использованием физической силы, направленное против другого субъекта или объекта.

Вербальная агрессия — форма агрессивного поведения, в коей используется отреагирование своих отрицательных эмоций как посредством соответственных интонаций и других невербальных компонентов речи (ссора, крик, визг), так и посредством угрожающего содержания высказываний (угроза, проклятья, ругань).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

Прямая агрессия — агрессивное поведение намеренного характера, непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта, цель коего не скрывается.

Косвенная агрессия — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки) и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу), а так же поведение, которое не осознается самим субъектом агрессии.

Еще одной разновидностью агрессии является реактивная агрессия — возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и прочее.

Здесь выделяются:

1)аффективная агрессия;

2)импульсивная агрессия;

)экспрессивная агрессия.

В биологическом смысле агрессия возникает как страх в ответ на угрожающие обстоятельства существования, при котором препятствие должно быть каким-то образом устранено или уничтожено.

Басс под агрессией понимает любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Зильман определяет агрессию, как попытку нанести другому телесные или физические повреждения.

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

2 стр., 908 слов

В отличие от женщин, мужчины менее эмоциональны и не способны к сопереживанию.

Семинар 3. Мифы и реальность относительно гендерных различий и сходств. А в статье Джеклин (Jacklin, 1989) было отмечено, что спекуляции на тему различий между мужчинами и женщинами стали американским национальным занятием. Эрлих (Erlich, 1973) сформулировал положение о том, что этнические стереотипы являются частью социального наследия общества. То же самое можно сказать и о гендерных стереотипах ...

Под приведенные выше определения агрессии можно подвести два ее вида. Животным присуща социальная агрессия, для которой характерны приступы ярости, и молчаливая агрессия; именно ее демонстрирует хищник, подкрадывающийся к своей жертве. За эти виды агрессии «ответственны» разные участки мозга. Что же касается человека, то психологи выделяют следующие виды агрессии — «враждебную» и «инструментальную». Источником враждебной агрессии является гнев, и ее конечная цель — причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то мы имеем дело с инструментальной агрессией.

По мнению А. Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страдания жертве, имеющее место при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида, то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей.

Пытаясь преодолеть возникшие терминологические проблемы, Зильман заменил понятия «враждебная» и «инструментальная» агрессия на понятия агрессия, «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Коий ввели понятия реактивная и проактивная агрессия. Реактивная агрессия связана с осуществлением агрессивных действий в ответ на реальную или ожидаемую угрозу. Проактивная агрессия описывает поведение, направленное на достижение определенного позитивного результата.

8 стр., 3711 слов

Женщина, мужчина и солома

Солома – это не только сухие стебли злаковых растений. В другом значении это слово и его различные производные «обслуживают» немалое число явлений семейно-брачной и сексуальной сферы. Материалом, который ещё нигде не публиковался, мы продолжаем цикл, посвящённый женскому отказу и роли куклы в регулировании отношений полов (см. журнал «Санкт-Петербургский университет» № 8 за 2007 год, № 3 ...

Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, расовые, религиозные и идеологические столкновения, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности — агрессивность. Некоторые проявления агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.).

В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

В серии эмпирических исследований было обнаружено, что проявляющие реактивную агрессию мальчики — учащиеся начальных классов склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Дети, которые проявляют проактивную агрессию, не допускали таких ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

Агрессия в раннем возрасте — это не такая проблема, которую с возрастом могут самостоятельно преодолеть, если только не происходит каких-либо внешних деловых вмешательств, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности. Для невелирования агрессивных появлений у дошкольников необходима целая система разнообразной воспитательной работы, которая должна проводиться более или менее продолжительное время с тем, чтобы положительные личностные качества закрепились и приобрели необходимую устойчивость.

Под агрессией психологи понимают поведение, цель которого — причинение вреда. В Канаде соотношение арестов мужчин и женщин составляет 11:1 за убийство и 8:1 за угрозу или попытка насилия. В США соотнесение полов за те же преступления составляет 10:1 и 5:1. Количество убийств в течение года сильно колеблется в зависимости от страны или региона. И все же везде мужчины в 20 раз более склонны к убийству мужчин, чем женщины — к убийству женщин. При этом нельзя сказать, что женщины сдержанней мужчин в иных формах агрессии — с равной вероятностью они могут, скажем, ударить кого-либо из своей семьи или оскорбить словесно.

Ряд исследователей (Дж. Стаккард и др.) отмечали, что агрессия мальчиков более опасна. Часто их агрессия сочетается со стремлением к доминантному поведению, поэтому часты ссоры, драки. Девочки более конформны. Развитие конформности у них связывается с игрой в куклы: обучая делать куклу «так, как надо», девочки-дошкольницы имеют широкую возможность приобщаться к культурным нормам семьи. Зарубежные авторы (Е. Беллер, В. Хартун, Е. Ках, Б. Фагот и др.) утверждают, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, более эмоциональны, легче фрустрируемы, менее активны и поэтому не стремятся к лидерству, и, следовательно, менее агрессивны. Дж. Кагон и Х. Мосс установили, что зависимое поведение, возникающее под влиянием семейного окружения, встречается гораздо чаще, чем среди мальчиков, и что оно отрицательно коррелирует с агрессивностью.

На основе всего вышесказанного невольно возникает вопрос: существуют ли различия между мужчиной и женщиной как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения?

.2 Половые различия в проявлении агрессии

И здравый смысл, и обыкновенное наблюдение показывают, что некоторая разница между мужчинами-агрессорами и женщинами-агрессорами, безусловно, имеется. Во-первых, принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать в качестве модели поведения агрессию, особенно физическую. Во-вторых, широко распространено мнение, что, при всех равных условиях, мужчины чаще выступают в качестве мишени агрессии, нежели женщины.

Несмотря на то, что утверждения о существовании важных различий между мужчинами и женщинами относительно агрессии, похоже, согласуются с наблюдениями, сделанными в повседневной жизни, здравый смысл зачастую является надежным средством для точного познания природы агрессии. Таким образом, прежде чем делать какие-либо заключения, следует рассмотреть эмпирические данные, подтверждающие или не подтверждающие их правоту. Многочисленные данные действительно говорят о том, что между мужчинами и женщинами как группами существует различие относительной агрессии. Однако природа этих различий не столь примитивна, как предполагает здравый смысл, а причина их возникновения куда сложнее, чем предполагает общепринятая точка зрения.

И результаты скрупулезной обработки данных, полученных в исследованиях индивидов, и данные мета-анализа, сделанного на основе этих работ, позволяют сделать следующее заключение: мужчины действительно более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Как велика эта разница? Это, похоже, зависит от целого ряда переменных. Например, гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а так же в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуации, когда к ней прибегают без всякого принуждения. В-третьих, склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии.

Мужчины и женщины так же отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что и мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений — противоположных моделей и теорий о функциях — об агрессии. Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию — как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

Дополнительные данные, касающиеся гендерных различий в агрессии, свидетельствуют о том, что мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем. Например, Лагерспетц и его коллеги опрашивали мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет, как ведут себя школьники из их класса, когда сердятся. Полученные результаты показали, что мальчики прибегают к прямым формам агрессии, включающим такие действия, как погоня за противником, подножки, пинки, толчки, дразнилки, значительно чаще девочек. Зато девочкам более свойственны косвенные формы агрессии, например, наговор на противника за его спиной, бойкотирование обидчика, разрыв дружественных отношений, демонстрация обиды.

Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к подобному поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а так же от формы агрессии.

Большинство лабораторных исследований, в которых в качестве манипулируемой переменной выступал пол, подтвердили широко распространенную точку зрения, что мужчины чаще становятся объектом физической агрессии. Женщины подвергаются физическому нападению реже мужчин, а если и подвергаются, то интенсивность физического воздействия будет ниже. Аналогичные данные были получены в результате огромного числа исследований, разработчики которых использовали разнообразные методики и способы оценки агрессии и подбирали в качестве испытуемых людей с самыми разными характеристиками. Более того, статистические данные показывают, что убийства значительно чаще являются причиной смерти среди молодых мужчин, чем женщин. В целом же женщины реже выступают в качестве мишени определенных форм агрессии, нежели мужчины.

Тенденция к меньшему проявлению агрессии по отношению к объектам женского пола часто интерпретируется как «рыцарство», как отношение социализированного запрета причинять вред женщинам. «Неприемлемость» агрессии по отношению к женщине, особенно со стороны мужчины, была продемонстрирована экспериментом Канекара, Нанджи, Колсаваллы и Мукерджи, в котором выяснилось, что мужчины, проявляющие агрессию по отношению к объекту женского пола, воспринимаются как более аморальные, чем проявляющие агрессию по отношению к объекту мужского пола. В их эксперименте мужчины и женщины выполняли процедуру Тэйлора на время реакции, соревнуясь с противником мужского либо женского пола. При этом уровень агрессии измерялся по трем родственным шкалам: 1) мощность электрического разряда, выбранная до провокации со стороны объекта, была показателем уровня начальной агрессии; 2) мощность электрического разряда, выбранная в ответ на нарастающую провокацию объекта, — показателем уровня агрессии как акта воздействия; 3) частота выбора чрезвычайно высокой мощности электрического разряда — показателем реакции насилия. В соответствии с ранее полученными результатами участники эксперимента реагировали на объект мужского пола более агрессивно, чем на объект женского пола, по всем трем шкалам. Исследователи предположили, что женщины вызывают меньшую агрессивность, так как воспринимаются менее угрожающими, чем мужчины.

Однако из этого «правила» имеются свои исключения. Женщины значительно чаще становятся жертвами супружеского насилия и сексуальной агрессии. Поскольку причиной изнасилований является скорее агрессия, нежели сексуальные мотивы, становится ясно, что в этом смысле женщины скорее станут объектами насилия, нежели мужчины. Наконец, женщины легко могут стать объектом агрессии со стороны мужчин, если представляют для них определенную угрозу: в подобных случаях нежелание мужчины не прибегать к насилию против женщин, похоже, резко уменьшается. Если не принимать в расчет эти исключения, имеющиеся данные, однако, свидетельствуют о том, что женщины в целом значительно реже бывают объектом агрессии.

Исследователи, пытавшиеся разъяснить расхождения между полицейской статистикой и экспериментальными данными, сообщают, что мужчина склонен «спускать тормоза», когда угроза, исходящая от женщины, воспринимается однозначно. В эксперименте, поставленном для выявления факторов, увеличивающих вероятность агрессии мужчин против женщин, Ричардсон, Леонард, Тейлор и Хемок сталкивали мужчин-испытуемых с двумя вариантами страха. Испытуемые выполняли задание, предназначенное для измерения их физической силы в присутствии ассистентки экспериментатора, которая регистрировала показания. Одну половину испытуемых уверяли, что их показатели близки к зарегистрированной норме, которую женщина называла вслух — группа средних показателей. Показатели силы у другой группы испытуемых оказывались значительно ниже установленной нормы — группа низких показателей. Ассистентка отпускала о показателях испытуемых пренебрежительные реплики — вариант «вербального унижения», либо просто записывала их результаты, объявляя вслух норму и воздерживаясь от дальнейших комментариев — вариант «без вербального унижения». Когда испытуемые позднее получали возможность проявить агрессию по отношению к ассистентке в процедуре Тейлора, их ни что не сдерживало от того, чтобы осуществить агрессивные действия по отношению к женщине пренебрежительно отнесшейся к их результатам. Очевидно рыцарство проявляется только по отношению к безобидным объектам. В итоге нет оснований считать, что женщины подвергаются агрессии реже мужчин. Страх является одним из множества факторов, подавляющих предполагаемое сдерживающее начало не причинять вреда женщине.

Многие биологи, занимающиеся изучением социального поведения, придерживаются мнения, что гендерные различия в агрессии обусловлены в основном генетическими факторами. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Они утверждают, что агрессия помогла нашим предкам, ищущим самку для спаривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность увековечить свои гены в следующих поколениях. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии, а также к демонстрации физиологической адаптации и механизмов, связанных с подобным поведением.

Такие предположения, безусловно, нельзя проверить с помощью прямого эмпирического исследования. Однако кое-какие данные могут быть интерпретированы как подтверждение предположения, что гендерные различия в агрессии порождаются, по крайне мере отчасти, генетическими факторами. Например, Садалла, Кенрик и Вершур пришли к выводу, что женщины, в отличие от мужчин, считают склонность к доминированию у своего возможного супруга весьма привлекательной чертой. Такие данные свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению.

В другом объяснении гендерных различий в агрессии делается акцент на влияние социальных и культурных факторов. Было предложено много различных вариантов этого объяснения, но, наверное, большинство фактов подтверждает гипотезу интерпретации социальной роли, предложенную Игли и ее коллегами. Согласно этой теории, гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличие от мужчин, более общественные создания — для них должно быть характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы — независимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных ролей, гендерные различия в агрессии порождаются в основном тем обстоятельством. Что в большинстве культур считается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины.

Эта теория нашла свое подтверждение в самых разнообразных работах. Пожалуй, самое убедительное из них было получено в мета-аналитическом исследовании, в ходе которого испытуемых просили проранжировать описания специфического агрессивного поведения, изучавшегося в различных работах по агрессии. Испытуемые оценивали степень пагубности этих поступков, чувство тревоги или вины, которое они бы ощутили, действуя подобным образом, а так же отвечали на вопрос, почему средний человек выбирает агрессию в качестве модели поведения. Полученные результаты показали, во-первых, что женщины в большей степени воспринимают эти поступки как пагубные и порождающие чувство вины или тревоги. Во-вторых, представители обоих полов подчеркнули, что мужчины более склонны прибегать к подобным действиям, нежели женщины. Эти данные свидетельствуют о том, что гендерные роли, предписывающие различные уровни агрессии для мужчин и женщин, действительно в какой-то степени опосредуют гендерные различия. Но возможно, самое главное то, что разница в оценках, выставленных испытуемыми мужского и женского пола, полностью коррелирует с реальными гендерными различиями в агрессии наблюдаемых в рассматривавшихся исследованиях. Иными словами, чем больше мужчины и женщины отличались друг от друга в своем восприятии различных видов поведения, которые они оценивали, тем сильнее проявлялась склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии.

Результаты этого исследования, как, впрочем, и многих других, свидетельствуют о том, что гендерные различия в агрессии, подобно гендерным различиям во многих других видах поведения, порождаются, хотя бы от части, противоположностью гендерных ролей и стереотипами, имеющими место во многих культурах. Однако следует отметить, что некоторые данные наводят на мысль, что именно биологические или генетические факторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленным формам агрессии. Возможно, наиболее убедительным свидетельством в этом отношении является демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона и проявлениями агрессивного характера. Несколько различных работ показываю, что более высокие концентрации тестостерона ассоциируются с более высокими уровнями агрессии мужчин. Кроме того, оказывается, что гендерные различия в агрессии в равной степени имеют значение и для лиц с гомосексуальной и гетеросексуальной ориентацией. Если социальные факторы и гендерные роли играют основную роль в гендерных различиях в агрессии, можно ожидать, что подобные различия будут в большей степени проявляться среди гетеросексуалов. Тот же факт, что на самом деле это не так, говорит о том, что биологические факторы действительно могут играть определенную роль в порождении гендерных различий в агрессии.

Но это не в коем случае не означает, что мужчины обязаны демонстрировать более высокие уровни агрессии, нежели женщины. Напротив, агрессию всевозможных форм можно предотвратить или, по крайней мере, уменьшить с помощью соответствующих методик. Таким образом, нет причин полагать, что биологически обусловленные наклонности мужчин обязательно должны превращаться в открытые проявления насилия. Поэтому неправильно и неверно воспринимать мужчин как лиц, вынужденных вести себя агрессивно по причинам, лежащих вне их контроля. Это положение так же справедливо по отношению ко многим формам социального поведения.

Но для того, чтобы более полно понять гендерные различия в агрессии необходимо рассмотреть проявление агрессивности в поведении детей.

половозрастной агрессивность подросток компонент

1.3 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей

Именно в детском возрасте закладываются основные предпосылки поведения взрослого организма, в том числе и агрессивного. В одном исследовании из школьников в возрасте 9 — 11 лет были отобраны группы мальчиков и девочек с неагрессивным и агрессивным поведением. Было установлено, что девочки знали больше конструктивных способов решения конфликта. Кроме того, различия внутри группы девочек (агрессивных и неагрессивных) по всем параметрам были сильнее выражены, чем внутри группы мальчиков: неагрессивные девочки значительно лучше агрессивных понимали ситуацию, знали больше конструктивных решений. Однако, что особенно примечательно и важно, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми, независимо от пола, обнаружены не в предпочтении агрессивных альтернатив, то есть не в агрессивной мотивации, а в незнании конструктивных решений.

В исследовании половых различий проявления агрессивности детей 7 — 8 лет было установлено, что у мальчиков агрессивные проявления в большей мере связаны с компенсацией чувства неполноценности, а у девочек с задачей социального приспособления конституциональной агрессивности. На мотивационном уровне выявленные половые различия связаны с преобладанием у мальчиков прямых форм агрессивности и проявлением садомазохистских отношений зависимости, а у девочек отмечена склонность к трансформированным проявлениям агрессивности в форме демонстративных и эгоцентричных тенденций. Кроме того, было показано, что мальчикам более свойственны активные и непосредственные, а девочкам отсроченные и опосредованные формы агрессии.

Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте, например, в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.

Внутри подросткового возраста как у мальчиков, так и у девочек существуют периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14 — 15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии, в любых ее формах — прямой пли косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у девочек — косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной, характерной для подростков различных этносов.

В другом исследовании было показано, что если у 10 — 11-летних подростков преобладает проявление физической агрессии, но по мере взросления у подростков 14 — 15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются в 14 — 15 лет.

Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления не одинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

Можно отметить также, что в младшем возрасте (10 — 11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, по различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14 — 15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости.

Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно — они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 12 — 13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Напомним, что под негативизмом в концепции агрессии враждебности Басса — Дарки понимается оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться в форме как пассивного сопротивления, так и активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев.

Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная. В старшем возрасте (подростки 14 — 15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует также отметить, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников показали, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональные лидеры») 48% составляют липа с уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем установлено также, что среди «эмоциональных лидеров» 33% имеют показатели агрессии средней величины, а 19% - низкие уровень агрессии.

Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения в этой группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая физическая агрессия — 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны именно к ней. У 30% «эмоциональных лидеров» ведущим способом агрессивного поведения является прямая вербальная агрессия, а у еще 27% - косвенная вербальная.

В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек значительно реже. Агрессия у юношей обычно проявляется в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.

Агрессия по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании личных мелких вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой или снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы.

Агрессия старших подростков и юношей по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочном нарушении тишины, возражениях старшим, стычках на местах скопления взрослой публики, порче общественного имущества. Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения.

Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяются как половым диморфизмом и соответствующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества.

Полученные научные материалы показываю значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.

Физическая агрессивность, например, проявляется у 60 — 70% мальчиков, тогда как у девочек эта форма агрессивности отмечается лишь у 30 — 50%. В то же время необходимо заметить, что у мальчиков с возрастом происходит некоторое затухание физической агрессивности — с 70% в 10 — 11 лет до 60% в 14 — 15 лет, тогда как у девочек, напротив, наблюдается рост этой формы агрессивности: с 30% в 10 — 11 лет до 38% в 12 — 13 лет и 56% в 14 — 15лет.

Вербальная агрессивность отмечается у 62 — 82% мальчиков и 38 — 60% подростков-девочек. При этом в 12 — 13 лет у мальчиков имеет место снижение уровня вербальной агрессивности, тогда как у девочек этот процесс обладает тенденцией к увеличению: 38% в 10 — 11 лет; 49% в 12 — 13 лет и 60% в 14 — 15 лет.

Негативизм значительно сильнее у подростков-мальчиков (68 — 82%), наблюдаясь только у 36 — 60% девочек этого возраста.

При спаде косвенной агрессивности подростков-мальчиков (от10 до15 лет) идет возрастание ее у девочек — с 25% в 10 — 11 лет до 59% в 14 — 15 лет.

Наибольшей агрессивностью отличаются 10 — 11-летние подростки-мальчики, у которых превалируют физическая агрессивность — 70%, при негативизме в 68% и вербальной агрессивности в 62%. Однако к 14 — 15 годам у мальчиков на первый план выходят вербальные формы агрессивности (81%) и негативизм (82%).

При этом физическая агрессивность снижается до 61%, а косвенная составляет лишь 39%.

В отличие от мальчиков у подростков-девочек с возрастом существенно увеличивается физическая агрессивность — с 30% в 10 — 11 лет до 56% в 14 — 15 лет; резко растет агрессивность косвенная — с 25% в 10 — 11 лет до 59% в 14 — 15 лет и агрессивность вербальная — с 38% в 10 — 11 лет до 49% в 12 — 13 лет и 60% в 14 — 15 лет. Вместе с тем у девочек несколько затухает, при переходе со второй на третью стадию подросткового периода (с 13 к 14 — 15 годам), негативизм с 62 до 52%.

Отсюда проистекает необходимость более детального изучения особенностей именно девичьей агрессивности. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развития и проявления различных форм агрессивности.

Причем агрессивность по-разному проявляется разными девочками и мальчиками, что требует рассмотрения их индивидуальных различий. Данное положение тем более значимо, что, например, у одной из 13-летних девочек — Ф., из семьи рабочих выявилось полное отсутствие (0%) физической агрессии при 60% агрессивности вербальной (при 49% такой агрессивности, присущей этой возрастной группе 12 — 13-летних девочек).

Приведем данные по ряду подростков-мальчиков и девочек разных возрастных групп и из разных социальных слоев населения.

Мальчик П., 11 лет, из семьи рабочих. Физическая агрессивность на уровне 45%, косвенная — 40%, вербальная — 65%, при негативизме в 60%. У этого подростка отмечается средняя степень склонности к риску; у него возникают трудности с родителями, часты разногласия с товарищами. Мальчик подозрителен, недоверчив, тревожен, склонен к применению физической силы для защиты своих прав.

Девочка Т., 11 лет, из семьи технического работника детсада (мать — прачка, отец — пенсионер по инвалидности).

Физическая агрессивность на уровне 30%, косвенная — 65%, вербальная — 75%, при негативизме — в 50%. У девочки средняя степень склонности к риску. У нее бывают трудности с родителями, часты разногласия со сверстниками. Девочка нервозна, мстительна, причем свою недоброжелательность вымещает на домашних животных, в частности, собаке.

Девочка Л., 11 лет, из семьи сельских механизаторов (отец — тракторист, мать работает на машинной дойке).

Физическая агрессивность проявляется на уровне 60%, вербальная — 65%, косвенная — 49% при почти невыраженном негативизме (15%).

У подростка отмечается повышенная склонность к риску. Ее характеризует неосторожность в отношении других людей, частые конфликты со сверстниками и родителями, склонность применять для защиты своих прав физическую силу.

Девочка М., 11 лет, из семьи торговых работников (отец — товаровед, мать — повар).

У этого подростка наблюдается слабая агрессивность (физическая — 20%, вербальная — 25%, косвенная — 30%, негативизм — 10%), что соответствует и отсутствию у нее склонности к риску, т. е. весьма осторожна. У данной девочки не возникает трудности с родителями, она верит в своих товарищей, ей знакомы угрызения совести, у нее отсутствует склонность к применению физической силы, в том числе и по отношению к животным.

Мальчик В., 12 лет, из семьи руководящих работников (отец — директор торга, мать — гл. инженер завода).

Физическая агрессивность отмечается на уровне 60%, при косвенной в 15% и вербальной в 20%. Однако негативизм проявляется в 90%. Неслучайно и склонность к риску на грани повышенной. Мальчик не испытывает трудностей с родителями, но не верит товарищам, быстро теряет самообладание, склонен к применению физической силы, не испытывает угрызе6ний совести.

Мальчик М., 13 лет, из семьи учителей средней школы. Физическая агрессивность в пределах 60%, косвенная — 40%, вербальная — 35%, при негативизме в 60%. У него отмечается средняя склонность к риску, он верит в добро, не мучает животных. У подростка нормальные отношения с родителями и сверстниками. Однако он полагает возможным применить физическую силу для защиты своих прав.

Мальчик Р., 13 лет, из семьи врачей. Физическая агрессивность на уровне 70%, косвенная 55%, вербальная 85%, при негативизме в 80%. С характером агрессивности коррелирует и повышенная склонность к риску. Подросток, у которого часты разногласия с родителями и друзьями, зачастую теряет самообладание, склонен применять физическую силу, агрессивно настроен и против друзей, и против животных.

Девочка Ф., 13 лет, из семьи рабочих — при фактическом отсутствии физической агрессивности (0%) проявляет вербальную агрессивность в 60%, косвенную в 30% и негативизм в 60%. При этом отличается исключительно повышенной склонностью к риску. Подросток не контактирует со сверстниками, подозрительна, тревожна, у нее имеются трудности в отношениях с родителями. Она не совестлива и недоброжелательна по отношению к людям или животным.

Материалы проведенного исследования раскрывают выпукло выраженное влияние на особенности и уровень агрессивности подростков их социального окружения, прежде всего семьи, тех взаимоотношений, которые в ней доминируют.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности подростков из разных социальных групп населения (рабочих промышленных предприятий и строительства, сельских механизаторов, подсобных работников детских дошкольных и школьных учреждений, служащих, руководящих работников, учителей, врачей, инженеров, торговых работников) показал:

1)Физическая агрессивность наиболее выражена у подростков из семей рабочих-шахтеров, строителей, сельских механизаторов, тогда как дети из среды интеллигенции, служащих, торговых работников отличаются невысоким уровнем такой формы агрессивности.

Вместе с тем у большинства подростков из семей интеллигенции наблюдается повышенный негативизм, тогда как дети рабочих негативизма почти не проявляют.

  1. Косвенной агрессивностью особенно отличаются подростки из семей руководящих служащих и подсобных работников детских садов, школ.
  2. Вербальная форма агрессивности типична для детей служащих «среднего звена».
  3. В целом наиболее агрессивными являются подростки из
    семей сельских механизаторов, а менее всего проявляется агрессивность у детей из среды торговых работников.

    Данное обстоятельство связано не только с материальным достатком, но и принятым в этой среде стремлением избегать конфликтов, нивелировать возникающие противоречия.

Рассмотрение физической, косвенной, вербальной форм агрессивности детей 10−15 лет показало, во-первых, четко выраженную динамику развития всех этих форм. При этом физическая агрессивность постепенно затухает, уступая место агрессивности вербальной.

Во-вторых, проявления агрессивности и негативизма существенно отличаются у мальчиков и девочек подросткового возраста, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и феминности.

Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового возраста, когда особенно выпукло проявляются особенности личностного становления, в, том числе отношений детей, их зависимость не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции.

Стремление подростка к самостоятельности, к признанию его новой социальной роли, встречая противодействие взрослых, ведет к появлению «зоны отчуждения», психологического барьера, преодолевая который, многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Агрессивные подростки, при всем различи их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующее поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

Анализ проблемы агрессивности как определенного личностного отношения и особенностей его проявления показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных психологических причин агрессивности растущих детей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования.

Агрессивные проявления в личностных характеристиках и поведении детей обусловлены не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами.

Проявление агрессивности и негативизма существенно отличается у мужчин и женщин, что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами. Характерно, что хотя физическая агрессивность в значительно большей мере выражена у мальчиков, но у них с возрастом происходит некоторое ее снижение, в то время как у девочек, напротив, наблюдается рост данной формы агрессивности.

Такая же тенденция роста присуща и вербальной агрессивности девочек, при снижении ее у мальчиков, что типично и для косвенной агрессивности.

Заключение

Конечно, в этой интересной и сложной области есть еще много нерешенных проблем. Пожалуй, вопросов остается едва ли не меньше, чем получено ответов. Что, впрочем, естественно, так как многие исследования, отвечая на один вопрос, тут же приводят к возникновению какого-то другого, нового.

На основе всего сказанного выше можно сделать вывод, что цель нашей курсовой работы была реализована, то есть рассмотрены гендерные различия в проявлении агрессии.

Рассмотренные половозрастные особенности проявления агрессивности показали, что у 10 — 11-летних подростков преобладает проявление физической агрессии, но по мере взросления у подростков 14 — 15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются в 14 — 15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления не одинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно, а вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

Задачи, стоявшие перед нами были решены. Мы рассмотрели понятия агрессии, выделяемые различными авторами, обратили внимание на виды и формы агрессии. На основе анализа литературных источников нами были выделены критерии, отражающие различия в проявлении агрессии у мужчин и женщин, а так же выявлены особенности полового проявления агрессии.

Мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своих взаимоотношениях с другими выбирать в качестве модели поведения агрессию, особенно открытую физическую. Но они так же чаще выступают в качестве мишени агрессии, нежели женщины. Но гендерные различия в агрессии наиболее заметны не только в физических формах, а так же в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться, в отличие от ситуации, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Так же склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, нежели при ее отсутствии.

Мужчины и женщины так же отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что и мужчины и женщины придерживаются противоположных социальных представлений об агрессии. Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию — как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

Дополнительные данные, касающиеся гендерных различий в агрессии, свидетельствуют о том, что мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.

Мужчины чаще становятся объектом физической агрессии, а женщины подвергаются физическому нападению реже мужчин, а если и подвергаются, то интенсивность физического воздействия будет ниже. В целом же женщины реже выступают в качестве мишени определенных форм агрессии, нежели мужчины, но женщины значительно чаще становятся жертвами супружеского насилия и сексуальной агрессии. Они легко могут стать объектом агрессии со стороны мужчин, если представляют для них определенную угрозу.

Мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причем мужчины, как правило, более склонны к такому поведению, нежели женщины. Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и других факторов, а так же от формы агрессии.

Таким образом, существование взаимной связи между полом и уровнем агрессии действительно существует. Пол может являться критерием проявления агрессии.

Список используемой литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд. испр. и доп. Учебник для студ. высших учебных заведений. — М., Аспект-Пресс, 2002. — 364с.

. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов/ Г. М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288с.

. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пос. для Вузов/ Под ред. В. А Сластенина. — М.: Академия, 2000. — 246с.

. Антонан Ю.М., Горшкова Н.В., Зулбарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии. — М.: Издательство НИИ МВД, 1999.

. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. — 672с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 352с.

. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб; Питер, 1997. — 336с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Петровской Л.А., Соловьевой О.В. — М.: «Смысл», 1997. — 372с.

. Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке: Материалы междунар. симпозиума, Кострома, 27 — 28 октября 2005 г./ отв. ред. Н.П. Фетискин, А.Л. Журавлев. — М.: изд-во Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. — 432с.

. Колосова С.Л. Детская агрессия. — СПб; Питер, 2004. — 224с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»)

. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов/ Крысько В.Г. — М.: Владос-пресс, 2002. — 448с.

. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии// Вопросы психологии, 1987. — № 6

. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 794 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)

. Паренс Генри. Агрессия наших детей/ Пер. с англ. — М.: Издательский Дом «Форум», 1997. — 160с.: ил.

. Психокоррекционная работа в школе, детском саду и в органах социальной защиты: Учебно-методическое пособие. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2004. — 90с.

. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.

. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение/ А.А. Реан. — М.: АСТ; СПб.: Прайм — Еврознак, 2007. — 407, [9]с. — (Психология — лучшее)

. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 416с. — (Серия «Мастера психологии»)

. Рудемский Е.В. Социальная психология. — Новосибирск, 1996.

. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие/ Л.М. Семенюк — 2-е изд. — М.: Московский психолого- социальный институт. Флит, 2003. — 96с.

. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д, «Феникс», 2004. — 160с.

. Словарь психолога-практика/ Сост. С.Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 976 с. — (Библиотека практической психологии)

. Социальная психология. Под ред. А.В. Петровского. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — 224с.

. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н. Сухов, А.А. Бедалев, В.Н. Казанцев и др.; под. ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. — М.: издательский центр «Академия», 2007. — 600с.

. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н. Сухов и др. 4-е изд. — М.: Академия, 2006. — 600с. (Высшее профессиональное образование)

. Социальная психология: Хрестоматия/ Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект-Пресс, 2003. — 475с.

. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов/ Под ред. Г. М. Андреевой, А.И. Донцова. — М.: Аспект-Пресс, 2002. — 335с.

. Социальная психология: Учеб. пособие/ О.В. Глуздова, Е.В. Григорьева, О.М. Исаева и др.; Под общей ред. Е.Н. Волковой. — М.: Высш. шк., 2007. — 341с.

. Шибутан Т. Социальная психология/ Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. — Ростов н/Д, «Феникс», 2002. — 544с.