Педагогическая работа с подростками с акцентуациями характера
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика подросткового возраста и его
основные проблемы 5
2. Акцентуации характера как предмет психологического
исследования в подростковом возрасте 20
3. Психологические основы педагогической работы с
подростками с акцентуациями характера 32
Заключение 41
Литература 43
Введение
Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью [27]. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства детей в этом возрасте отдельные черты характера чрезмерно усилены. Специалисты в области психологии говорят о таких особо усиленных проявлениях как об акцентуации характера, которая характеризуется появлением избирательной уязвимости в одних ситуациях и невероятной устойчивость в других. Часто чрезмерное усиление различных акцентуаций характера в подростковом возрасте приводит к формированию у детей дезадаптивного, деструктивного поведения (совершение противоправных действий, употребление наркотических веществ и т.д.).
Данная особенность формирования и развития личности в подростковый период объясняет социальную значимость данного исследования.
Изучением проблемы личностных характеристик подростков с различными акцентуациями характера занимался целый ряд зарубежных (К. Бушман, Р.Доллард, Дж. Гин, Э. Кречмером, Э.Фромм, У. Шелдон и т.д.) и отечественных (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, П.Б. Ганнушкин, Т.В. Иванова, А.Е. Личко, А.Н. Прихожан Г.Е. Сухарева и др.) специалистов. Проанализировав эти и многие другие работы по данной теме, мы можем сделать вывод, что многие из них направлены главным образом на выявление и описание общих характеристик личности подростка при различных акцентуациях. Проблема более глубокого изучения особенностей развития и педагогической коррекции личности ребенка в пубертатный период современными исследователями практически не рассматривалась. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы.
Практическая значимость данного исследования предопределена тем, что полученные нами теоретические результаты исследования могут быть применены при коррекционной и профилактической работе с подростками специалистами в области психологии, социальной педагогики, воспитателями и другими работниками различных образовательных учреждений.
Динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование ...
... разработки проблемы акцентуации характера у подростков, чему и посвящена нижеследующая работа. Почему объектом исследования становится именно подросток объясняется тем,что в период становления характера, его типологические ... динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они ...
Цель исследования — изучение особенностей педагогической работы с подростками с акцентуациями характера.
Объект исследования — личность ребенка в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования — акцентуации характера как личностная характеристика ребенка в возрасте от 12 до 15 лет.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого–педагогической литературы изучить особенности формирования личности ребенка в подростковый период.
2. Рассмотреть понятие и особенности проявления в подростковом возрасте различных акцентуаций характера.
3. Проанализировать особенности педагогической работы с подростками с различными акцентуациями характера.
1. Общая характеристика подросткового возраста и его основные проблемы
Развитие личности в подростковом возрасте является предметом множества исследований в отечественной (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и зарубежной психологии (Э. Эриксон, М. Кле, Э. Шпрангер и др.).
Однако, несмотря на значительное количество работ в этой области, определение психологического содержания подросткового возраста остаётся дискуссионной проблемой……………………
Заключение
Итак, подводя итоги изучению проблемы педагогических основ работы с подростками с акцентуациями характера, мы можем сделать ряд существенных выводов:
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его зрелостью, способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Это возрастной период является критическим в отношении становления характера как базиса личности. В период становления характера бывают особенно видны его типологические черты — выявля-ются разные типы акцентуаций.
В подростковый период формируются многие личностные компоненты – способности, наклонности, интересы особенно проявляются типологические черты характера, которые обозначаются как его «акцентуации».
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Профилактическая работа с подростками с девиантным поведением
... переживаний. Такие реакции сравнительно непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера. Но у подростков с психопатией или с органическими заболеваниями ... девиантного поведения у подростков. 3) провести социально-педагогическую программу социализации подростков отклоняющегося поведения. Методами исследования данной курсовой работы являются: наблюдение, анализ ...
Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды и психическим травмам.
А.Е. Личко выделяет несколько типов акцентуации характера у подростков, такие как: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено – невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
Как показывают исследования, наиболее критичными являются 5 типов акцентуаций характера: гипертимный, возбудимый, эмотивный, застревающий и демонстративный.
В отечественной психологии и педагогики проблема работы с подростками с акцентуациями характера стоит достаточно остро. Это обусловлено, прежде всего, тем выше перечисленные типы акцентуации могут привести к отклоняющемуся, девиантному поведению детей в возрасте 12-15 лет.
Рассмотренные нами рекомендации педагогической работы с подростками показывают важность: учета их возрастных особенностей, особенностей типа характера, педагогических условий воспитания в семье и школе.
Основными методами психолого-педагогической работы являются беседа, индивидуальное консультирование различные тренинги и групповые занятия, консультации педагогов и их родителей.
В заключение следует отметить, что проблема педагогической работы с подростками с акцентуациями характера требует дальнейшего, практического исследования и будет изучаться нами и в дальнейшем.
Литература
1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1985.
2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. — Москва, 1990.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 2000.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
5. Беличева С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. — М., 1995.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 1998.
7. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М., 1988.
8. Волкова Е. И. Трудные дети или трудные родители? — М., 1992.
9. Дальто Ф. На стороне подростка. — СПб.: Издательство «Петербург – XXI век», 1997.
10. Дети и родители: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — М. – СПб., 1994.
11. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста./ Вопросы психологии личности школьника. — М., 1981.
12. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии социального развития личности. — М.: Издательство Московского университета, 1980.
13. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. — СПб., 1997.
14. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.-2-е изд., доп. — М.: Вита-Пресс, 1997.
15. Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1978.
16. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. — М., 1988.
17. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. — Л., 1988.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в ... е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания Личность - субъект ...
18. Лебединская К. С. Подростки с нарушением в аффективной среде. — М., 1998.
19. Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. – М.: НИИПИ им. В.М. Бехтерева, 1976. – 96 с.
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
21. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков//Советская педагогика, 1984.- №5, стр.141.
22. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.
23. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
24. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990.
26. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. – 640 с.
27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.
28. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
29. Реан А.А. Акцентуации характера подростков. – М., 2006.
30. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
31. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. — Тверь, 1995.
32. Салагаев А. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. – Казань, 1997.
33. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.
34. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997.
35. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
36. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997.
37. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М., 1983. – 137 с.
38. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.
39. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.
40. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. — М., 1996.