Содержание
Введение 3
1. Анализ профессиональной деятельности преподавателя 5
2. Категория педагогической этики в ВУЗе 11
3. Специфика и содержание педагогической этики в ВУЗе 17
Заключение 24
Литература 26
Введение
Современные условия жизни, развитие общества, функционирование образовательных, производственных, социально-педагогических, экономических и других учреждений требуют глубокого осмысления всех компонентов профессиональной деятельности специалистов высшей образовательной квалификации. Их основу составляет, прежде всего, реализация преподавателем ВУЗа своих педагогических функций, предусматривающих всестороннее обучение будущих специалистов. Помимо этого, заинтересованный в успехе педагог также уделяет достаточное внимание формированию и развитию у студентов профессионально значимых личностных свойств и качеств. В этом случае речь идет о личностном взаимодействии, в рамках которого решаются специфические педагогические задачи. Именно это требует от педагога ВУЗа твердого знания соответствующих теоретических и прикладных разработок психологии и педагогики. Их сущность в специальной литературе обозначается понятием «Педагогическая этика в высшей школе».
Рассмотрение вопросов педагогической этики в ВУЗе становится еще более актуальным в связи с реорганизацией и реформами, происходящими в нашем среднем и высшем образовании сегодня. Вопросы педагогической этики влияют на усовершенствование стандартов высшего образования, на требования к личности педагога в ВУЗе, его профессиональной культуре и требованиям к личности преподавателя. Все эти особенности определяют важность рассмотрения основных понятий и положений педагогической этики в ВУЗе.
Проблема педагогической этики в настоящее время рассматривается в научной литературе достаточно широко. Однако вопрос профессиональной этики преподавателя ВУЗа являются предметом немногочисленных исследований. В связи с этим рассмотрение и изучение особенностей педагогической этики в ВУЗе является важным и с научной точки зрения.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, цель данной работы является – изучение основных положений педагогической этики в ВУЗе.
Задачи работы:
1. Проанализировать профессиональную деятельность преподавателя в ВУЗе.
2. Дать краткую характеристику категории педагогической этики применительно к высшему образованию.
Профессиональное самосознание студентов педагогического вуза
... совершенствования является предпосылкой успеха всей профориентационной работы в вузе. Какова же динамика профессионального самопознания студентов педагогического вуза? Студенческий возраст - начало перехода от юности к ... целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения. В исследовании Н.В. Кузьминой было показано, что для преподавателей высокого ...
3. Рассмотреть специфику педагогической этики в ВУЗе.
1. Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа
В определенном смысле преподаватель является центральной фигурой в ВУЗе, ему принадлежит и стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.
Огромный потенциал взаимодействия преподавателя и студента для развития их личностей пока не стал предметом глубокого психологического анализа. Однако передовая педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, т.е. превращает его во взаимодействие, диалог как источники личностного роста обоих участников процесса. Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги во все времена [3].
Если педагогический процесс – это, прежде всего, взаимодействие личностей, то и основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и его профессиональных качествах.
Результаты специальных исследований фиксируют изменения, происходящие в представлениях студентов об авторитетном преподавателе и об источниках этого авторитета; возросла значимость личностных свойств и соответственно уменьшился вклад других («инструментальных») качеств, необходимых для деятельности преподавателя. Аналогичная тенденция наблюдается и в изменении идеала преподавателя. С точки зрения самих преподавателей, указанные тенденции имеют как положительные, так и отрицательные стороны [2, С. 412].
Отвечая на вопрос об объективных трудностях укрепления своего авторитета и решения других профессиональных задач, преподаватели часто отмечают недостаток знаний по педагогике и психологии.
Цели педагогической деятельности полифункциональны, поэтому педагогические задачи имеют комплексный характер по самой своей природе. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики преподавания конкретных наук, но предполагают своеобразный синтез знаний из различных областей. Этот синтез и должен совершить педагог при выработке конкретных программ подготовки специалистов высокого уровня и позже, когда он анализирует степень их готовности к усвоению знаний, стимулирует и активизирует их учебную деятельность, проводит диагностику того, что усвоено, и т.п.
Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций — обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез. Классический пример из истории науки: фундаментальное научное достижение Д. И. Менделеева — открытие принципа построения периодической системы элементов — явилось результатом методических разработок ученого-педагога [11]….
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... себе манерой поведения и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать учитель, ... 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи 9. Четко ... сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Заключение
Педагогической этикой в ВУЗе в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их педагогического взаимодействия. Особенностью педагогической этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика в высшей школе является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой в ВУЗе стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.
Практическая деятельность преподавателя ВУЗа не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики — в изучении состоянии нравственного сознания педагога.
Категория педагогической этике в ВУЗе определяется в понятиях о педагогическом долге, морали, справедливости, чести, авторитете, такте.
Специфика педагогической этики в высшем образовании определяется функциями образования и воспитания в ВУЗе и реализуется через педагогическую практику взаимодействия педагога и студента, педагога и педагогического коллектива.
Расширение представлений о педагогической этике в ВУЗе помогает реализовывать педагогический процесс более эффективно и направлять его на результат обучения в ВУЗе, в качестве которого мы видим не только получение человеком профессии, но и формировании у будущего специалиста профессиональной идентификации личности того или иного специалиста.
Литература
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс: Феникс, 2002. — 544 с
2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2003. -475 с.
Вклад в развитие педагогической педагогики Зеньковского.
... «стыке» философии, богословия, педагогики, психологии, литературоведения. Основные философские и педагогические сочинения В.В. Зеньковского: « ... «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском ... неотделимо от национальной культуры и этики. Главной для христианских философов и педагогов ...
3. Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. — М., 1993.
4. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 2000.
5. Котигер Я., Чамлер В. Педагогическая этика. — Самара, 2004.
6. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В.Кузьминой. — СПб., 2002.
7. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/Д, 1998.
8. Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. – Мн., 1996.
9. Попков В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие. — М., 2001.
10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие. — М., 1995.
11. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2005.
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обучающихся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.