Значение профессиональной деятельности педагога

Содержание

  • 1. На основе изучения источников информации подготовить конспект «Сущность педагогической деятельности»
  • 2. Сделать письменно сравнительную характеристику профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности
  • 3. Составить сравнительную таблицу «Основные виды профессионально-педагогической деятельности: воспитательная работа — преподавание»
  • 4. Подготовить на основе изучения литературных источников конспект «Возникновение и развитие педагогической профессии»
  • 5. Проанализировать (письменно) имеющиеся в литературе точки зрения по вопросу «Структура профессионально-педагогической деятельности»
  • 6. Выписать из Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3 поколения по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (бакалавриат) образовательный профиль Биология (или БЖ)
  • 7. Подготовить выступление (письменно) по теме «Я и моя будущая профессия»
  • 8. Составить по книге Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя.

    — М.:Просвещение, 1986

  • Список используемой литературы
  • 1. На основе изучения источников информации подготовить конспект «Сущность педагогической деятельности»
  • По мнению Орлова А.А.: «Основная социальная функция педагогического корпуса — воспроизводство производительных сил, развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества. Этим и определяются роль и значение учительского труда в иерархии профессиональных ценностей в обществе. С психолого-педагогических позиций важность учительской профессии обусловливается возможностью оказывать определяющее воздействие на развитие и становление личности ребенка на основе профессиональной компетентности, воли, авторитета, права, разумного принуждения. Этот аспект педагогической деятельности мало исследован, несмотря на то, что здесь имеется ряд сложных проблем. Общеизвестна степень влияния учителя на ребенка и его родителей на всех этапах школьной жизни: от почти безграничной в начальной школе до, в значительной степени, судьбоносной в основной и старшей школе.
  • Для ребенка, пришедшего в I класс, учитель является наиболее влиятельным человеком, который обладает энциклопедическими познаниями во всех областях жизни, что создает ему в глазах ученика моральный авторитет.

    1 стр., 181 слов

    Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

    ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

    Социологи отмечают наличие «эффекта первой учительницы», который проявляется в том, что некоторые события школьных лет (как положительные, так и негативные) запечатлеваются в памяти людей надолго, оказывая на них существенное влияние на протяжении всей жизни. Заметим попутно, что очень сильное влияние, оказываемое учителем начальных классов на детей, зачастую «неуправляемых» в домашних условиях, формирует и в глазах родителей представление о могуществе педагога».

  • По мнению Агафоновой А.С.: «Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).
  • Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
  • Цель педагогической деятельности — явление историческое.

    Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом».

педагогический профессиональный

2. Сделать письменно сравнительную характеристику профессионально-педагогической и общественно-педагогической деятельности

Именно педагогическая направленность (направленность на ребёнка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя. Отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально — психологическое содержание ребёнка обезличивается, а его творческий саморазвивающийся потенциал редуцируется. Учитель, направленный на ребёнка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей, как ученика, так и своих собственных в интересах ребёнка.

Рассматривая педагогическую деятельность как процесс управления, многие авторы подчёркивают, что её главными составляющими становятся процессы межличностного взаимодействия (В.И. Гинецинский, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и др.).

2 стр., 883 слов

Выводы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником. Схема ...

...   Характеристика отношения к учебной деятельности -уровень успеваемости ниже среднего -отношение ... особенности протекания мыслительных процессов, уровень развития словарного запаса, особенности устного изложения ... скромность, дружелюбность. -мотивационная направленность личности – мотив законов общества (учится, потому ... чаще воспитательную работу с целью поднятия уровня мотивации по ...

А.А. Реан отмечает, что педагогическая деятельность по своей сути является деятельностью совместной, строящейся по законам общения. Общение должно рассматриваться в качестве одной из базовых категорий, используемых для описания и анализа педагогического процесса. Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим содержанием, в которое включается мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат.

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. И.А. Зимняя отмечает, что в педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. И.А. Зимняя считает, что учебная деятельность побуждается, прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность встречается с предметом деятельности — выработкой обобщённого способа действия — и опредмечивается в нём, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например, самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения. Внешние мотивы престижности работы педагогом в определённом образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. Вместе с тем в педагогической деятельности как специфической форме взаимодействия взрослого и ребёнка появляется такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.

Большую роль в общественно-педагогической деятельности играло решение проблем профессиональной подготовки учителя и создания основы для развития творческой личности. Школа должна развивать в детях стремление к умственному, нравственому и физическому совершенствованию; давать им возможность непрерывно и самостоятельно продолжать это совершенствование и тем самым полнее и шире проявлять личностные качества.

Таким образом, следует отметить, что поиск учителем средств и приемов формирования и развития у школьников устойчивых познавательных интересов и самостоятельности становится одним из важных направлений педагогического творчества учителя.

Основными направлениями практической деятельности по решению проблем учительства явились следующие:

— работа по подготовке учительских кадров (участие в работе республиканского Методического бюро, временных и постоянных педагогических курсов);

— оказание методической помощи учителям в школах на местах (присутствие на уроках, их совместное обсуждение, показ уроков);

— активное участие в профессионально-политическом движении учителей (участие в работе Всероссийского учительского союза, педагогических съездов);

— публицистическая деятельность в республиканских изданиях;

— организация учительских обществ взаимопомощи.

С этих позиций ретроспективный анализ общественно-педагогической деятельности в конце ХIХ — первой половине ХХ в. осуществлялся на основе идей, сформулированных в историко-педагогических трудах многих современных историков педагогики.

Сегодня учителю начальных классов уже недостаточно иметь только базовый уровень приобретенных профессиональных знаний и умений, необходима организационно-управленческая подготовка на основе познания идей наследия общественно-педагогической деятельности, которая способствует овладению профессиональной деятельностью в руководстве детским и педагогическим коллективами.

Профессиональная подготовка будущего учителя к работе в национальных классах в начальной школе осуществляется также и на основе изучения дисциплин национально-регионального компонента.

Дальнейшее исследование общественно-педагогической деятельности может быть связано с решением проблем подготовки дошкольников к обучению в школе, совершенствования содержания образования и форм обучения в начальной школе.

3. Составить сравнительную таблицу «Основные виды профессионально-педагогической деятельности: воспитательная работа — преподавание»

Воспитательная работа

Преподавание

Понятие

это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников

это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников

Цели

решения задач гармоничного развития личности

решения задач гармоничного развития личности

Задачи

Предложить воспитанникам широкий выбор видов деятельности, обеспечивающий процесс самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Поддержка и укрепление школьных традиций.

Предоставление учащимся возможностей для разнонаправленной деятельности.

Развитие системы классного и школьного самоуправления.

Совершенствование методического мастерства классного руководителя.

Создание грамотного общества.

Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ.

Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей.

4. Подготовить на основе изучения литературных источников конспект «Возникновение и развитие педагогической профессии»

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о её существовании.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей — потребность жизни. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.

Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьёзные попытки обобщения опыта воспитания, вычленение теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания.

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А.П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».

5. Проанализировать (письменно) имеющиеся в литературе точки зрения по вопросу «Структура профессионально-педагогической деятельности»

В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.

Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.

А.И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.

Углубленное изучение содержания коммуникативной функции позволяет определить ее также через взаимосвязанные перцептивную, собственно коммуникативную и коммуникативно-операциональную функции. Перцептивная функция связана с проникновением во внутренний мир человека, собственно коммуникативная — направлена на установление педагогически целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная — предполагает активное использование средств педагогической техники.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

6. Выписать из Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3 поколения по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (бакалавриат) образовательный профиль Биология (или БЖ)

· Основные разделы (структура)

· Квалификационную характеристику выпускника вуза

· Виды профессиональной деятельности

· Цикл дисциплин, изучаемых в вузе

· Требования к уровню подготовки выпускника по специальности Биология (или БЖ)

Структура:

· Область применения

· Используемые сокращения

· Характеристика направления подготовки

· Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

· Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

· Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

· Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

· Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалаврита

Квалификационная характеристика выпускника вуза:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

· владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

· способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

· способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

· способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

· готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

· способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь;

· готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

· готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией;

· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;

· готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

· способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

· готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

· готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

· способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики .

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

· способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

· владением основами речевой профессиональной культуры;

· способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

· способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

в области педагогической деятельности:

· способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

· способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

· готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

· способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

· способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

· готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;

· способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;

· готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

в области культурно-просветительской деятельности:

· способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;

· способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

в области научно-исследовательской деятельности:

· готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;

· способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

· способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.

Виды профессиональной деятельности:

Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

· педагогическая;

· культурно-просветительская;

· научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

· изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;

· организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемыми профилями);

· организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

· использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

· осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

· изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

· организация культурного пространства;

в области научно-исследовательской деятельности:

· сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

· разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

· проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

Цикл дисциплин изучаемых в вузе

Код УЦ ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы)*

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

25-35

История

Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: — основные закономерности взаимодействия человека и общества; — основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; — основные механизмы социализации личности; — основные философские категории и проблемы человеческого бытия; — особенности современного экономического развития России и мира; — основные средства и приемы педагогического общения; уметь: — использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности; — анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; — применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности; владеть: — технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний; — навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; — различными способами коммуникации в профессиональной деятельности; — навыками коммуникации в родной и иноязычной среде.

10-20

Философия Иностранный язык Экономика образования Педагогическая риторика

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.2

Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: — современные информационные технологии, используемые в образовании; — основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе; — основные способы математической обработки информации; уметь: — применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности; — использовать современные информационно-коммуникационные технологии в процессе образовательной деятельности; — оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач; владеть: — основными методами математической обработки информации; — навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения.

8-15 6-10

Информационные технологии в образовании Основы математической обработки информации Естественнонаучная картина мира

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.3

Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть

215-227 45-60

Психология

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: — ценностные основы образования и профессиональной деятельности; — правовые нормы педагогической деятельности и образования; — сущность и структуру образовательных процессов; — основы медицинских знаний и здорового образа жизни; — особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; — тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире; — основы просветительской деятельности; — методологию педагогических исследований проблем образования; — теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса; — закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды; — способы психологического и педагогического изучения обучающихся; — способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; — способы построения межличностных отношений; — особенности социального партнерства в системе образования; — способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь: — системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции; — использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профессиональных задач; — учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; — учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся; — проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; — создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; — использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы; — организовывать внеучебную деятельность обучающихся; — взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса; владеть: — способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); — способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; — способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений; — способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; — способами проектной и инновационной деятельности в образовании; — способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; — способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

Педагогика Возрастная анатомия, физиология и гигиена Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Безопасность жизнедеятельности Методика обучения предметам (в соответствии с профилями)

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями)

Б.4

Физическая культура

2

Б.5

Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза)

27-30

Б.6

Итоговая государственная аттестация

6-8

Общая трудоемкость основной образовательной программы

300

7. Подготовить выступление (письменно) по теме «Я и моя будущая профессия»

«Я педагог — и это престижно! Я — педагог, и это моя судьба!»

Деятельная любовь к людям —

Вот предназначение учителя…

Песталоцци

Вряд ли кто об этом задумывается, но профессия учителя одна из самых древних и важных на земле. И это на самом деле так. Еще тогда, когда люди жили первобытным строем и язык у них был очень примитивным, старшим нужно было учить младших и передавать им свой ОПЫТ. Уже тогда выделялись те, кто больше времени, чем другие, посвящал общению с молодежью. И эта профессия будет сопровождать людей всегда. Глупо думать о том, что когда-то детей станут обучать роботы и машины. Они могут только помогать учителю, но заменить живого человека технике не дано.

Профессия учителя самая благородная профессия на земле. Ведь учитель призван дарить людям знания, счастье человеческого бытия, осознание своего предназначения.

Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след. Но как же он важен! Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Я не знаю фамилии тех учителей, которые обучали Энштейна физике, Менделеева — химии, Тимирязева и Павлова — биологии. Но, наверное, в великих достижениях этих ученых есть и заслуги их учителей. Человек встречает за жизнь множество людей, большинство из которых может впоследствии забыть. Но учителей своих обычно помнят все. Поэтому так важно, чтобы образы эти оставались в памяти только светлыми и добрыми.

Иногда мы обсуждаем в школе наших преподавателей, осуждаем, осмеиваем. Но я думаю, что они того не заслуживают. Большинство наших педагогов — я это понимаю — честно делают свое дело. Им трудно: маленькая зарплата, нехватка времени, ведь много сил уходит на подготовку к урокам и почти всё своё свободное время многие наши учителя проводят за проверкой тетрадей. А ведь почти у всех у них есть семьи и свои дети, которые также требуют много сил.

Но именно они, эти скромные труженики, пробуждают мозг детей к умственной деятельности, помогают развернуться их способностям.

В теме моего сочинения профессия учителя названа самой благородной и главной профессией в 21 веке. И это на самом деле так. Потому что, какой бы предмет он не преподавал, он должен направлять чувства и ум ученика на хорошее. Учитель, если он предан своему предмету, справедлив и честен с учениками, уже своей жизнью учит их добру, служению людям, справедливости. Может быть, дети и не осознают этого, но они многое перенимают от своих педагогов.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Все воспринять и снова воплотить.

Для чего живёт человек? Что ему дорого, что важно, без чего он не может обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем дальнейшем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что выбрав профессию учителя, я не смогу провести грань, где будет заканчиваться моя работа и начинаться личная жизнь. Наверное, это и будет моя дальнейшая дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих будущих учеников. Я не хочу работать учителем, я хочу быть учителем!

А что значит для меня, быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняется вместе с ними и учитель. Мне хочется рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «учитель» — не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть учителем — это и значит жить.

Приятно видеть, что первые робкие неумелые движения крючком, иглой или спицами постепенно становятся уверенными и из-под рук учениц выходят красивые и полезные изделия. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».

Всё имеет свои истоки. Меня тоже пока ещё учат. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях.

В моем представлении учитель — это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в терминологии современной педагогики — «тьютор». Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Этот поиск должен быть присущ как молодому, так и опытному учителю. Иногда опытные учителя, накопив свою собственную базу, останавливаются на достигнутом, с недоверием и неприязнью воспринимают новое в образовании. Дети, как опытные психологи, чувствуют, «вычисляют» таких педагогов за считанные минуты, они не прощают высокомерия. Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.

Учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. А ведь способность к общению, обмену информацией — одна из ведущих способностей педагога.

В моем представлении, 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия — это специалист, который должен быть готов к любому общению.

Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям этой специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель — выявляет одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок — личность. Задача каждого учителя — помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие — открыть свои способности, а может быть, и талант.

У меня в роду есть педагоги — это моя мама, бабушка, жена моего дяди и даже мой родной брат выбрал профессию учителя. И я буду учительницей. В школе мне одинаково нравятся математика и биология. И только недавно я окончательно выбрала: биология. Хочется и самой узнать побольше об окружающей нас природе, и детей научить понимать, любить и беречь её. Ведь именно они потом сядут за трактор или автомобиль, будут работать на химическом заводе или выплавлять алюминий, добывать нефть или уголь, словом, в их руках будет сохранность окружающей среды.

Мне хотелось бы, чтобы, выбрав профессию учителя мне не пришлось разочароваться, и со временем стать преподавателем, которого любили бы ученики, уважали родители, с которым бы и после окончания школы ученики здоровались и охотно останавливались бы рассказать о своей жизни.

Учителям всегда жилось тяжело. Да и не только у нас. Почему так происходит? Трудно сказать, ведь я и сама еще многого не понимаю. Но я надеюсь, что вместе с реформами в экономике, произойдут изменения и в образовании. Поймут, что без образования не будет и процветания нашей страны. И наконец-то хорошие учителя будут прилично зарабатывать, а значит, эта работа станет более популярной. И когда общество будет больше заботиться о школе, а родители станут больше думать об образовании своих детей, а те, в свою очередь, станут серьезнее относиться к учебе, только тогда, наверное, в школу придут более образованные, талантливые и инициативные люди, которые поднимут престиж образования.

А пока мы должны сказать огромное спасибо и низко поклониться в ноги тем педагогам, кто бескорыстно трудится, давая нам знания.

8. Составить по книге Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. — М.: Просвещение, 1986.

1. Конспект «Средства и способы профессионального воспитания учителя»

2. Тезисы «Овладение искусством профессионального самосовершенствования»

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.).

Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. 

Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании. 

Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании. 

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы. 

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле.

Список используемой литературы

1. Вавилов Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов // Диагностика познавательных способностей. Ярославль: ЯГПИ, 2002. С.18-25.

2. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 2004. 272 с.

3. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Докт.дисс. Грозный, 2008. 487 с.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 2003. 283 с.

5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 2001. 157 с.

6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 2003. 183 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2006. 304 с.

8. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 2005.192с.

9. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 2007. 280 с.

10. Орлов А.А. Современный учитель: социальный престиж и современный статус. А.А. Орлов//Педагогика. — 2006. — №7. 98 с.

11. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 2007. 302 с.

12. Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. М.:Педагогика, 2006.472с.

13. Проблемы перехода на многоуровневую систему педагогического образования: Материалы Всероссийского совещания. Калуга: КГПИ, 2004.

14. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 2003. 49 с.

Размещено на