Особенности овладения звуковым анализом у дошкольников с ОНР
Оглавление.
Введение. 2
Глава 1. Проблемы овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи. 4
1.1. Анализ проблемы с позиций психологии и психолингвистики. 4
1.2. Вопросы формирования звукового анализа у детей с ОНР. 6
1.3. Изучение проблемы обучения детей с ОНР звуковому анализу. 11
Выводы по 1 главе. 14
Глава 2. Методы обучения овладению звуковым анализом дошкольников с ОНР. 15
2.1. Коррекционная работа. 15
2.2. Этапы формирования звуко-слогового анализа в процессе коррекционной работы. 18
2.3. Игры игровые упражнения по развитию звуко-слогового анализа. 20
Заключение. 22
Литература. 24
Введение.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием к звуковому анализу и, соответственно, приводит к проблемам в усвоении программой детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы.
Это делает актуальным рассмотрение наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа – необходимой ступени к овладению грамотой. Как указывает Л.Ф. Спирова, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. [13]
За период предбукварного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: “предложение”, “слово”, “слог”, “звук”, “буква”. Естественно, что у детей с общим недоразвитием речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому семантическая коррекционная работа по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав имеет особо важное значение.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... частота и распространенность. На основе этих данных вычислялся условный коэффициент значимости симптома. Анализ динамики развития симптомов включал определение сроков и последовательности появления каждого из них ...
Предмет исследования: звуковой анализ у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: дошкольники с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) рассмотреть процесс овладения звуковым анализом;
2) рассмотреть теоретические аспекты овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) сделать выводы.
Гипотеза исследования: преодоление трудностей логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи будет эффективным, если обучение звуко-слоговому анализу осуществлять в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа, синтеза, обобщения и конкретизации;
2) метод научного познания;
3) методы количественного анализа и качественной обработки информации.
Глава 1. Проблемы овладения звуковым анализом у дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.1. Анализ проблемы с позиций психологии и психолингвистики.
Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы в формировании фонематических представлений, лежащих в основе, звукового анализа.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И. Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Т.А. Ткаченко (1999 г.) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей……………..
Заключение.
Состояние звукового анализа дошкольников с ОНР значительно отличается от возрастной нормы. Это связано с особенностями восприятия, которые при общем недоразвитии речи проявляются в различном соотношении речевой и неречевой симптоматики, уровней развития пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза и мнезиса, симультанных и сукцессивных процессов, вероятностного прогнозирования, саморегуляции и мотивации.
Процесс развития восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи должен рассматриваться как целостный процесс, который предполагает использование специальной системы коррекционной работы, направленной на формирование речевых предпосылок к развитию восприятия, операций осознанного языкового анализа и синтеза, сукцессивных и симультанных процессов, сенсомоторных функций, ведущих компонентов деятельности.
Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение дошкольников с ОНР звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.
Общая хар-ка детей с овз
... вербальный отчет о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи, затруд- няет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности. Эмоциональные незрелость и ... вследствие несформированности пространственных представлений, но и быть результатом недостаточного зрительного анализа элементов буквы еще на начальных этапах обучения. Недостаточность развития ...
На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. С другой стороны, обучение грамоте будет способствовать дальнейшему осознанию звуковой структуры слова. Собственно ручное написание слогов и слов дает детям дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков. В результате дети быстрее овладевают умением производить звуко-слоговой анализ в умственном плане.
Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи.
Литература.
1. Адрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения. – «Вопросы психологии», № 1, 1991.
2. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1.
3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
4. Волкова Л.С. Логопедия М.,1989
5. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
6. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. – «Дефектология», № 3, 1991.
7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М., 1991
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 1990
9. Коваль В.В.. Коррекционные игры во вспомогательной школе. – «Дефектология», № 5, 1991.
10. Левяш С.Ф., Хабарова С.П. Дифференцированный подход к развитию восприятия детей с общим недоразвитием речи // Развитие субъективности личности в процессе ее социализации: Коллективная монография / Под ред. Я.Л.Коломинского, С.И.Коптевой, А.П.Лобанова. — Минск: БГПУ, 1999.-С. 179-190.
11. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
12. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
13. Симонова Т.Ю. Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (тезисы доклада) // Молодые ученые — московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М., 2005.
14. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — М.:»Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 80 с.
15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993.
Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
... развитию речи у слабослышащих детей 2.1 Методика проведения специальных игр 2.2 Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста Заключение Библиографический список нарушение слуховой речь слабослышащий ребенок игра ... Ш общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными ...
16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.