Особенности самооценки мальчиков и девочек в подростковом возрасте на базе Лицей № 1 п. Первомайский Оренбургского района

Министерство образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра возрастной и педагогической психологии

Особенности самооценки мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

КУРСОВАЯ РАБОТА

студента 1 курса группы ОБППО 16

44.03.02 психолого—педагогического направления

Института педагогики и психологии

Оренбург 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …3

ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА

1.1 Понятие. Типы самооценок…5

1.2 Особенности самооценки детей подросткового возраста…7

ВЫВОД…9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД

2.1 Взгляды ведущих психологов—педагогов на особенности самооценки мальчиков и девочек в подростковый возрастной период. …10

2.2 Организация и методы исследования …12

2.3 Анализ результатов исследования …13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…22

ПРИЛОЖЕНИЕ А…24

Введение

В современном мире самооценка человека имеет большое значение. Поэтому изучению этой темы в психологической теории и практике уделяется много внимания. Изучаются различные факторы, влияющие на самооценку в различные возрастные периоды. Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности [6]. Это время, когда сформировываются нормы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. В связи с этим исследование особенностей подросткового возраста заслуживает особого внимания, о чем говорят труды многих ученых — Мухиной В.С., Эльконина Д. Б, Рубинштейна С.Л. и др.

12 стр., 5769 слов

Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства

... очевидно, что культивирование в разных возрастных периодах специфических форм совместной образовательной деятельности ... СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Новые ценности образования: тезаурус (для учителей и школьных ... дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, ... утку, плавающую по воде. Затем мальчик стал называть теми же самыми ...

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что по сравнению с другими психологическими направлениями мало изучена самооценка мальчиков и девочек на различных стадиях подросткового возраста. Интерес к этим исследованием на материале психологии развития быстро возрастает. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки подростка является на сегодняшний день актуальным.

Цель данной работы: выявить особенности самооценки мальчиков и девочек, уровня притязаний и мотивации достижения успеха на различных стадиях подросткового возраста.

Объектом исследования является подросток.

Предмет исследования — самооценка подростка.

Гипотеза исследования: на различных стадиях подросткового возраста уровень самооценки мальчиков и девочек неодинаков.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи работы:

— изучить особенности развития личности в подростковом возрасте;

— изучить самооценку как психологическую категорию, особенности самооценки детей подросткового возраста.

— рассмотреть и проанализировать основные точки зрения психолого—педагогических наблюдений и исследований по проблеме особенностей самооценки в подростковом возрасте;

— методологический анализ проблемы изучения самооценки в младшем подростковом возрасте.

— на основе проделанной работы сделать соответствующие выводы.

Базой для исследования являются литературные источники и учащиеся 5 — х и 7 — х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 1 п. Первомайский Оренбургского района».

Глава 1. Самооценка

1.1 Понятие. Типы самооценок

10 стр., 4560 слов

Экспериментальное изучение самооценки в подростковом возрасте

... испытуемых составил 10 человек подросткового возраста (представители 8-9 классов). В процессе нашего изучения осуществлялось обнаружение уровней самооценки лиц подросткового возраста. Психодиагностический инструментарий ... притязаний ребёнка. Методика С.А.Будасси. Помогает проввести количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение. Методика основана на способе ранжирования. Работа ...

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. При этом различными авторами самооценка интерпретируется по—разному. В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.

По А.Н. Леонтьеву [2] самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний. По мнению А.И. Липкиной [7], самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Исходя из трудов Реана А. А. самооценка — это центральное образование личности, которое определяет социальную адаптацию личности. Она является регулятором поведения и деятельности. Формирование ее происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. В этом смысле подростковый возраст имеет крайне важное значение [14]. Наиболее точным представляется определение самооценки, данное В. С. Агаповым, который в своем исследовании придерживается позиции, что самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает.

Существует известная формула, согласно которой самооценка пред—ставляет собой успех, разделенный на уровень притязаний. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека пожизненный ведет к тому, самооценка что он начинает мальчиков неправильно себя констатирует оценивать, вследствие желает чего его менее поведение становится через неадекватным (возникают основном эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.)…

23 стр., 11440 слов

Соотношение уровневых параметров самооценки и притязаний с чертой агрессивности

... позволит расширить представление о соотношении самооценки и притязаний между собой, об особенностях людей с разноуровневыми параметрами этих ... выходцы из Азии). Было также обнаружено, что подростки, чьи родители имеют высокое социально-экономическое положение ... и актеров. В последние годы популярным становится изучение механизмов уровня притязаний на компьютере. Делаются попытки (Арестова ...

Заключение

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. Адекватная самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека. При такой самооценке человек видит, как свои положительные качества, так и недостатки. Заниженная самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях.

Перфекционизм — стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях — нередко служит причиной завышенной или заниженной самооценки.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

Важную роль в саморегуляции подростков играют образы — идеалы. Для мальчиков — подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», у девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина». Девочки чаще находят свой идеал в ближайшем окружении, опираясь, прежде всего на чувства; мальчики ищут его в более широком диапазоне, более опираясь на рациональную мысль и их идеал носит более обобщенный характер, имеет большую опору в рациональном мышлении. Чем выше уровень идентификации с таким идеалом тем выше самооценка подростка.

Проведенные исследования позволили определить особенности самооценки в подростковом возрасте. Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по—разному. С возрастом наблюдается положительная динамика в самовосприятии и самооценка в целом повышается. У девочек возрастные изменения в самооценке происходят более плавно. Мальчики имеют более высокую самооценку в целом, чем девочки в относительно стабильные периоды (12 и 17 лет) и более низкую, чем девочки в критический возраст (14 лет).

11 стр., 5186 слов

Психология как наука. Виды психологического знания. Отрасли психологии

... методы, научное наблюдение, научный эксперимент Параметры рассмотрения личности в психологии: мотивация самооценка притязания человека 16. Основные параметры личности по леонтьеву. Два рождения личности ... вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой ...

Проведённые мною исследования доказывают гипотезу: на различных стадиях подросткового возраста уровень самооценки мальчиков и девочек неодинаков.

Мне хотелось бы продолжить исследование различий в самооценке от младшего до старшего подросткового возраста. Это и будет темой дальнейшей исследовательской работы.

В заключении хотелось бы дать некоторые рекомендации: помочь сформировать адекватную самооценку подростку можно удовлетворив его приемлемые интересы, а так же нужно организовать межличностное общение подростков, обеспечить признание со стороны взрослых. Нельзя загонять подростка в какие—либо рамки. Нужно помнить, что подросток пытается адаптироваться к новой жизни своим индивидуальным путем. Следует позволить подростку расти и развиваться в его собственном индивидуальном темпе.

Список используемой литературы:

1. Александрова, Ю. В. Учебник по возрастной психологии Юнита 3: Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / Ю. В. Александрова; ред. Бородина А. В. — М: НОУ, 1999. — 805 с.

2. Байярд, Р. Т. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для родителей / Р. Т. Байярд; перевод с английского А. Б. Орлова — М.: Семья и школа, 1995. — 224 с.

3. Бернс, Р. Развитие Я—концепции и воспитание: монография / Р. Бернс; пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 162 с.

3 стр., 1365 слов

Исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков

... психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков. 3. Провести экспериментальное исследование психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков. Предмет исследования: анализ психологических особенностей самосознания гиперактивных младших подростков. Объект исследования: младшие подростки с ...

4. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие / Л. В. Бороздина — М.: Ун—та, 1986 — 47 с.

5. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. — М.: Редакционно—издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. — 181 с.

6. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: социал.—псих. и психиатр. аспекты / В. Т. Кондрашенко Мн.: Беларусь, 1988. — 207 с.(2)

7. Липкина, А. И. Самооценка школьника. / А. И. Липкина — М.: Знания, 1976. — 64 с.

8. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / В. С. Мухина — 10—е изд.; перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.

9. Психология современного подростка / ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1987. — 240 с.

10. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти: психологическая энциклопедия / А. А Реан —СПб.: ПРАЙМ—ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.

11. Реан, А.А. Психология и педагогика / А. А Реан, Н.В. Бордовская — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии./ С. Л. Рубинштейн — СПб: Питер, 2009. — 720 с.

13. Рытченко, Т. А. Психология деловых отношений. / Т. А. Рытченко, Н. В. Татаркова — М: МЭСИ, 2005. — 91 с.

14. Самооценка и ее влияние на межличностные отношения / Под ред. М. В. Смирновой. — М.: ЭСТ, 2000

15. Сабельникова, Н. В. Исследование возрастных и половых особенностей самооценки школьников подросткового и раннего [Электронный ресурс]: исследование особенностей самооценки подростков / Н. Сабельникова. — Электрон. текстовые дан. — М.: [Вестник], 2001. — Режим доступа:

Journal/vestnik/ARHIW/N4_2001/sabel/sabel.pdf

16. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной — М.: Педагогика, 1987. — 182 с.

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

... педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания ... и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс., Человек, группа людей. Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Связь ...

17. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова — М.: Академия, 2006. — 320 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector