Причины неадекватного отношения к ребенку.

Различают такиепричины неадекватного отношения к ребенку:

1. Психолого-педагогическая некомпетентность родителей, некритически усвоенные ригидные стереотипы воспитания ребенка, которые приводят к стихийности воспитания, несогласованности действий родителей;

2. Личностные особенности родителей. Негативно влияют на процесс воспитания ребенка такие индивидуальные особенности, как тревожность и аффективность, доминантность, властность, желание подчинить себе детей и добиться от них безоговорочного послушания.

3. Особенности взаимоотношений супругов или других членов семьи, которые проецируются на ребенка. В неполной семье мать может проецировать свои отношения с бывшим мужем на сына, оценивая его негативно («такой же, как отец»).

В ряде случаев мать относится к сыну-подростку как к «замене» отца (требуя постоянного внимания к себе, проявляя навязчивое желание постоянно быть в обществе сына, стремясь ограничить его контакты со сверстниками).

Если первая причина не требует пояснений, то, что касается второй, следует отметить, что еще в 1922 г. А. Адлер описал тип тревожной матери, которая чрезмерно опекает ребенка, тем самым парализируя его собственную активность и самостоятельность.

Исследователь А. Захаров, характеризуя личностные особенности родителей детей, которые страдают неврозом, отмечает, что матери отличаются тревожностью и неуверенностью в себе в сочетании с чрезмерной пунктуальностью, нетерпимостью, конфликтностью, недостаточно эмоциональной чуткостью, а отцы – пассивностью, мягкостью, определенным снижением общего фона настроения.

У родителей интровертов чаще встречаются неврозы. Это объясняется внутренним способом переработки эмоций, что осложняет налаживание контакта. Невроз ребёнка очень часто является следствием невроза матери (от общей неудовлетворённости браком).

У детей с неврозами матери часто отмечаются высокая напряжённость, утомляемость.

Негативно влияют на процесс воспитания ребенка не только такие индивидуальные особенности родителей, как тревожность и аффективность, а и доминантность, властность, желание подчинить себе детей и добиться от них безоговорочного послушания (особенно это касается отношения матери к сыну).

17 стр., 8198 слов

Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии

... выводы неубедительны и необоснованны. Следует отметить, что при изучении личностных особенностей детей и подростков с отклонениями в развитии важна фиксация не только отличий, но и сходства. Игнорирование ... процессов. Во многом это было обусловлено потребностями и запросами системы образования детей с отклонениями в развитии. Но по мере осознания значимости проблем трудовой адаптации и социальной ...

У родителей с глубокими личностными проблемами часто срабатывает защитный механизм «проекции», когда они не осознаваемо, переносят собственные не желаемые проблемы и качества на ребенка. Такие родители, не замечая у себя определенных черт характера и поведения, которые проецируются на ребенка, стараются искоренить проявление этих черт у ребенка. При этом отношение к ребенку по типу «эмоциональное отторжение» из-за несоответствия идеальному образу родителей или по типу «гиперпротекция», маскируя скрытое отторжение (такие родители говорят про своего ребенка: «я люблю его, но он плохой, ленивый, глупый, делает что-то только после наказания»).

В неполной семье мать может проецировать свои отношения с бывшим мужем на сына, оценивая его негативно («такой же, как отец»).

Мать, относясь к сыну-подростку, который «заменяет» отца (требуя постоянного внимания к себе, проявляя навязчивое желание постоянно быть в обществе сына, стремясь ограничить его контакты со сверстниками).

Дисгармоничные отношения в семье часто приводят к тому, что отдельные ее члены используют ребенка для решения собственных проблем.

Три формы разногласий, которые наблюдаются в дисгармоничных семьях:

· соперничество (стремление двоих или большего количества членов семьи обеспечить себе исключительное положение, борьба за которое приобретает длительный, постоянный характер);

· воображаемое сотрудничество (внешне кажущееся отсутствие трудностей в семейных отношениях, которое оборачивается конфликтами в случае наступления тяжелых для семьи событий – болезни кого-то из членов семьи, повышение по службе одного из супругов и связанное с этим увеличение рабочего времени);

· изоляция(психологическое отделение одного или большей части семьи друг от друга, поддерживаются только формальные отношения, необходимые, деловые отношения).

Исследователь О. Добрович отмечает, что для ребенка в такой «сложной семье» часто предусмотрены фиксированные роли – «кумир семьи», «мамино (папино, бабушкино) сокровище», «ужасный ребенок», которые часто отражают отношения взрослых членов семьи.

Возведение ребенка в ранг «кумира семьи» часто объясняется соперничеством взрослых, когда каждый из них, показывая исключительную заботу о ребенке, старается утвердить доминирование в семье или воображаемое сотрудничество.

Играя роль «маминого (папиного, бабушкиного) сокровища», ребенок становится чьим-то личным кумиром, что чаще всего свидетельствует о соперничестве между взрослыми, (это выражается, например, в вопросе «Кого ты больше любишь?», которое травмирует и дезориентирует ребенка, заставляет его демонстрировать лицемерие и ловкость) или об изоляции кого-то из взрослых, который компенсирует этой склонностью недостаток эмоционального тепла семье.

Приписываемая ребенку роль «цацы» часто связана с ситуацией воображаемого сотрудничества в семье, когда взрослые, не умея и не считая нужным глубоко проникать во внутренний мир друг друга, и от ребенка, прежде всего, требуют порядочности и послушания. При этом упрекание ребенка может трансформироваться в его самосознании в тенденцию к самообвинению, которое делает ребенка уязвимым к неизбежным ошибкам и трудностям.

7 стр., 3305 слов

Изучение влияния установок и отношений семьи к дошкольному учреждению ...

... проявлений аг-рессивности у детей в зависимости от психологического типа отношения родителей к ребенку. Гипотеза исследования заключается ... детей, но и формы ее проявлений в зависимости от особенностей детско-родительских отношений. Необходимо разрабатывать соответствующие методы и средства коррекции агрессивного поведения личности в семье, технологии психологического консультирования родителей ...

Часто последствием воображаемого сотрудничества в семье является роль «ужасного ребенка», когда из плохого поведения ребенка делается своеобразный внутрисемейный кумир, который парадоксально группирует эмоционально разделенных людей. «Ужасный ребенок» может быть оправданием изоляции кого-то из членов семьи, «виноватых» в его невоспитанности.

В. В. Столин и Е. Т. Соколова выделяют типы неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку:

1. Отношение матери к подростку как к «замещающему» мужу: требование внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, стремление ограничить его контакты со сверстниками.

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья в будущем.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение, недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируют, что «он такой не нужен, мама такого не любит».

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенку, нарушающему запрет, внушают, что он виноват в благополучии родителей (плохом самочувствии и т.п.).

Неспособность родителей выработать благоприятную для развития ребенка воспитательную позицию может привести к глубоким нарушениям в отношениях с детьми, в жестокости по отношению к ним. Различают такие виды жестокости по отношению к детям:

· физическое насилие, которое охватывает все формы детских травм, полученных из-за целенаправленных действий родителей, физическое наказание;

· сексуальное насилие как привлечение функционально незрелых детей и подростков к сексуальным действиям или к наблюдению за ними без понимания и согласия на это ребенка;

· эмоциональноеили психическое насилие, которое может проявиться как в форме негативного внимания (угрозы, постоянная критика, ссоры), так и в форме полнейшей невнимательности к ребенку;

· безразличие к ребенку, пренебрежение его интересами и потребностями, не только духовными, но и материальными (одежда, еда, лекарства).

Кроме того, к факторам, которые могут обусловить жестокость по отношению к детям, принадлежат финансовые трудности в семье, также перенесенное родителями жестокое обращение с ними.

Как последствие, у ребенка формируются в большинстве случаев негативные качества: агрессия, жестокость, переживание бесцельности существования, желание неосознаваемой мести или, наоборот, заостренное стремление поиска психологической защиты, опеки со стороны других людей.

Следует отметить, что родители переносят личностные проблемы и проблемы в отношениях с другими членами семьи на детей преимущественно подсознательно, чаще всего с глубоким убеждением, что именно так делают ребенку добро. Однако в результате неадекватное отношение родителей приводит к деформации личности ребенка, затрудняет возможности его самореализации.

22 стр., 10654 слов

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

... себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение ... Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в ...

Наиболее эффективным методом психологической помощи при неадекватности родительских отношений является «Тренинг родительской компетентности» (Т.Гордона, Ю.Гипперрейтер).

Наиболее вероятные причины неразвитости родительских чувств у матери1. Традиционные модели личности в современных условиях оказываются неэффективными. Новые модели, адекватные новому времени, только складываются. В них может практически отсутствовать компонент, связанный с родительством. Родительство отвергается вместе с неадекватными моделями прошлого. Необходимо подобрать соответствующий набор фильмов, книг, статей, в которых представлены активная женщина и активный мужчина, склонный к роли отцовства. Одновременно это должны быть образы, адекватные новому времени.

2. Вмешательство «советчиков» на этапе складывания мате­ринских чувств у женщины, объясняющих ей, что и как она должна делать, мешающих, таким образом, ориента­ции на свое внутреннее чувство и сознательный анализ си­туации. Необходимо помочь матери об­ратиться к себе, используя для этого имеющийся арсенал техник, углубляющих самосознание клиента и делающих более осознанным и личностным отно­шение к миру.

3. Диффузная идентичность личности. Развитие личности шло по пути идентификации с социальными ролями, а непо пути поиска и осознанного выбора в ситуации личностного кризиса. Родительская роль сначала привлекает своей новизной, впоследствии же сверхвключенность в нее приводит к усталости, делает эту роль обузой.

4. Ригидные границы в родительской семье, когда родительство было скудным и формальным, в результате будущий родитель не получил эмоционально окрашенных впечатлений, связанных с родительством. Необходимо сделать это предметом восприятия родителя, далее помогать делать внутрисемейные границы более проницаемыми.

5. Глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Часто бывает, что мать в детстве получала от своей матери неконгруэнтные, взаимоисключающие послания по принципу двойной связи: с одной стороны, что ее любят и она нужна, с другой стороны, отвержение и ненависть. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви и ненависти. Они стремятся к глубоким эмоциональным отношениям с другими и в то же время неспособны их выстроить; желают любви, и неспособны любить. Работа — в рамках коммуникационной модели.

6. Плохие отношения с матерью в детстве, эмоциональные лишения и агрессия с ее стороны, грубое и пренебрежительное отношение матери, неразрешенные конфликты детского или юношеского возраста.

7. Один или оба родителя стали таковыми слишком рано, наблюдаются трудности в сочетании родительской роли и остальных (профессиональных, социальных) ролей. Не­достаток жизненного опыта приводит к тому, что одна из ролей (в данном случае родительская) отвергается как якобы несовместимая с остальными. Конфликт между внесемейными ролями, образом жизни, сформировавшимся до рождения ребенка, и родительской ролью. Задача – помочь найти воз­можность рационально организовать жизнь, работу и быт; спокойно все обсудить и спланировать.

4 стр., 1781 слов

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

... характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не ... характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; 3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в ...

Наиболее вероятные причины неразвитости родительских чувств у отца

1. Отец ориентирован на внешнее преуспевание, которое в его сознании связывается с высоким материальным уровнем, определенным образом жизни, чему наличие в семье ребенка (или еще одного) может помешать. Необходимо подчеркнуть, что наличие детей повышает статус мужчины как в более молодом, так и зрелом возрасте, особенно если эти дети достойные и отношения отца с ними хорошие. Поэтому стоит затратить силы на участие в воспитании ребенка. Кроме того, обратить внимание, что ребенок — это его продолжение.

2. Отец может опасаться, что ребенок займет его место в сердце жены. Это говорит о неуверенности отца в чувствах жены, о возможной непрочности их союза. Следует познакомить отца с положениями, особенно сильно развитыми в рамках структурного подхода о том, что слишком тесный союз между матерью и ребенком опасен как для ребенка, так и для матери, указать на соответствующие формы работы

3. Отец может испытывать сомнение в том, что он ведет себя и выглядит, как должен себя вести и выглядеть настоящий мужчина. Для того чтобы не выглядеть в своих глазах человеком с женскими чертами характера, отец может подавлять в себе родительское чувство и соответствующее поведение. Отец находится в плену представлений о традиционной мужской роли, не предусматривающей тепло и любовь по отношению к детям. Отсутствие у отца знаний и навыков относительно ухода за ребенком. Такому отцу важно показать относительность полоролевых правил, привязанность их к определенному социокультурному контексту, их прогресс по мере развития сообщества. Важно обратить внимание на достойное поведение многих других отцов в современ­ных условиях, которое подразумевает тепло, любовь и заботу о детях. Показать, как это способствует повыше­нию авторитета отца в глазах ребенка. Объяснить отцу, в чем может заключаться адекватная его половым харак­теристикам роль по отношению к его ребенку.

4.Отсутствие у отца знаний и навыков относительно ухода за ребенком.

Важно рассказать об уникальной роли отца в воспитании ребенка. Вот как об этом пишет А.Н. Елизаров:

– В то время как матери общаются с ребенком, прежде всего в процессе ухода за ним, отцы больше взаимодействуют в процессе игры, часто проявляя больше физической силы, активности и стихийности в общении с детьми. При этом игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, предсказуемые игры или же затевают традиционные игры, например «ладушки». Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные игры, которые детям особенно нравятся.

– По мере взросления ребенка отцы все чаще начинают вовлекать детей в различные импровизированные игры, больше общаются со своими малышами в общественных местах: парках отдыха, зоосаде, музеях. Отец вводит ребенка в мир науки, техники, спорта.

– Отцы меньше, чем матери, склонны подстраивать свою речь под уровень понимания ребенка. Они употребляют менее знакомую ребенку лексику и более сложные грам­матические построения. Таким образом, отец играет роль мостика между узким семейным кругом и внешним миром, расширяя лингвистический и практический опыт ребенка. Матери же больше приспосабливаются к уровню речи ребенка.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... члена в течение всей его жизни. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Роль семьи в развитии личности ребенка, проблемы семейного воспитания. Важную роль, поскольку ...

– Отец для мальчика является важной ролевой моделью помогающей осваивать роль мужчины. Девочка, общаясь с отцом и наблюдая за его взаимоотношениями с матерью, обучается навыкам поведения женщины во взаимоотношениях с мужчиной.

Коррекции семейных представлений.

ВКС – совокупность представлений о сменяющих друг друга типовых ситуациях повседневной жизни семьи. Этот сложный механизм необходим для успешного функционирования семьи. ВКС, управляя восприятием семейных ситуаций, существенно влияет на семейные отношения – может ограничивать развитие личности, привести к нарушениям семейных отношений, а значит нарушить психологическое здоровье семьи.

Особенности ВКС:

– ВКС существует в опыте еще до момента столкновения с ситуацией;

– ВКС ситуационна – когда клиент характеризует семью, сталкивается с проблемой, принимает решение перед мысленным взором проходят определенные семейные ситуации;

– ВКС селективна – отражает отдельные аспекты жизнедеятельности семьи;

– ВКС состоит из сложных, системно организованных и относительно устойчивых образований.

В роли организующего начала выступает совокупность (последовательность) сценариев повседневной жизни семьи. Кроме этого ВКС формируют наивные семейные постулаты и процессы каузальной атрибуции.

Семейный сценарий – представления индивида об определенных типичных, более или менее частых семейных ситуациях (обстановка, вопросы-ответы, варианты развития событий, эмоции).

Семейные сценарии лежат в основе взаимных чувств, возникновении и решении семейных проблем. Они позволяют членам семьи предвидеть те или иные события жизни, а также организуют восприятие индивида. Для психолога изучение семейного сценария – ключ к пониманию функционирования семьи, процесса принятия решений в частности. Для правильного принятия решений необходима дезавтоматизация семейного сценария. Процесс активизации семейного представления влияет на принятие решения. Особенно важно:

– число активизированных сценариев (какое количество сценариев типовых ситуаций возникнет в сознании – чем их больше, тем адекватнее решение);

– последовательности активизации семейных сценариев — односторонность или многосторонность процесса активации (и положительно и негативно окрашенные представления);

– степень конкретизации семейных представлений – чем картина ярче, конкретнее, насыщеннее деталями, тем более сильный эмоциональный отклик она вызовет и тем сильнее ее влияние на принимаемое решение. Высокий уровень конкретизации создает необходимые условия для мысленного эксперимента;

– психологичность семейного представления – степень, в которой семейное представление отражает чувства и другие психологические состояния действующих лиц семейного сценария.

Итак, семейные сценарии предопределяют поведение человека в семье и они же являются важнейшим ресурсом психологической помощи семье. Рассмотрим нарушения семейных представлений(СП).

Примитивизм СП – представления отличаются стереотипностью, поверхностностью, схематичностью, непсихологичностью.

Психологические барьеры активизации СП – в принципе, возможна активизация нужных для решения семейной проблемы СП, так как они есть, но находятся в пассивном состоянии.

Дефект СП – в силу психологического развития, воспитания, судьбы нужные для решения проблемы представления являются дефектными или отсутствуют.

11 стр., 5354 слов

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения семьи и семейных ...

... проблем в семейных отношениях. 4. Проанализировать и сравнить различные психотерапевтические подходы к решению проблем в семейных отношениях. ... что порой резко меняет ее взгляды на представления о самореализации. Б) Преобладающее число женщин в ... матерью — главное предназначение женщины [5]. Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации: • дети мешают супружеским отношениям. ...

Наивные семейные постулаты – обыденные суждения членов семьи о закономерностях семейной жизни, которые представляются им очевидными и которыми они руководствуются в своем поведении. Эти суждения являются психологическими, так как содержат утверждения о психологических качествах личности («все женщины легкомысленны», «в счастливых семьях не бывает размолвок»).

Семейные постулаты и представления тесно взаимосвязаны, оказывают взаимное влияние и при размышлении о чем-либо и при оценки реального поведения. Семейные постулаты направляют процессы активизации представлений и соединяют общие представления с представлениями о своей семье – привносят «внешний мир» в свою семью. Для диагностики семейных представлений Э.Г. Эйдемиллер разработал методику «Наивная семейная психология»

Диагностика и коррекция семейных представлений.

Психолог должен:

1. Помочь осознать наивные взгляды и их связь с привычными рассуждениями и принимаемыми решениями, критически отнестись к ним и откорректировать основывающиеся на них СП.

2. Помочь осознать мотивы своей заинтересованности в том, чтобы не менять свое СП. Просят назвать все негативные последствия отказа от нарушенного представления. Это стимулирует критическое отношение и заставляет смотреть на отношения объективно, без личной заинтересованности.

3. Организовать целенаправленную тренировку более эффективных мыслительных навыков восприятия и представления.

4. Выявить и помочь клиентам осмыслить то, как они получают и перерабатывают информацию о себе и о других (каузальная атрибуция, репрезентативные системы, неадаптивные мысли).

Все методы психотерапии (а в особенности ролевые игры, психодрама, «семейные скульптуры», гештальт-техники) стимулируют развитие представлений о семье – активизируется латентное представление о семье, СП представление психологизируется.

Специальные методы активизации СП и формирования мотивации для преодоления барьеров активизации (по Э.Г. Эйдемиллеру и В.Юстицкису):

1. Прямое стимулирование. Оно направлено на то, чтобы выявить моменты, когда индивид обращается не к своему истинному переживанию, а к стереотипному представлению о нем, и побудить преодолеть этот барьер. Этому способствует искренность, открытость, спонтанность психолога («позитивное моделирование»).

2. Использование опросников и систем самоисследования для членов семьи.

3. Заключение контракта. Для этого необходимо точное описание желаемого поведения. Кроме этого, в силу значимости этого события, все привычное деавтоматизируется, привлекает к себе пристальное внимание, и каждый обнаруживает, что плохо представлял себе истинные цели и желания других членов семьи.

4. Упражнения на преодоление барьеров активизации. Обычно люди не осознают наличие этих барьеров.

– Используется методика «Неразрешимые проблемы». Перед клиентом как «задача на знание жизни» ставится задача, неразрешимая в силу имеющихся у него барьеров: обрисовывается проблемная ситуация (похожая на его собственную), происшедшая с другими людьми, и сообщается, что они нашли какие-то решения и предлагается угадать эти решения, выдвигая самые неожиданные версии. Психолог одобряет каждую версию, помогая поверить в ее вероятность. Групповой вариант этой методики («мозговой штурм»), последующее ранжирование и дискуссия об эффективности заставляет конкретизировать представления.

5 стр., 2038 слов

Многодетная семья и ее основные проблемы

... здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества. Проблемы семей безработных. Проблема безработицы имеет место во всех странах ... процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Рассмотрим проблемы и взаимодействия семьи и системы образования на примере МОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный ...

– «Ассоциативные упражнения на конкретизацию» – представление индивида о какой-то «пустой» сфере жизни можно формировать стимулируя «цепочку ассоциаций». Цель упражнения – помочь клиенту почувствовать, что такое активизированное представление; ощутить разницу между различными степенями активизации; ознакомиться с явлениями, возникающими при активизации (псевдопредставлениями, стереотипными представлениями).

Ассоциативное воспоминание мозаичное, состоит из множества несвязанных ярких деталей и качается других сторон жизни. Рекомендуется начинать с воспоминаний несемейных ситуаций (раннее детство), а затем переходят к повседневным ассоциациям и семейным сценам

Особенности межличностной коммуникации в семье. Понятие коммуникационной проблемы, ее развитие.

В настоящее время накоплено большое количество данных об особенностях взаимного общения в семье: исследовано значение речи, жестов, мимики; выявлены пути и способы, которыми члены семьи управляют процессом информационного общения в семье и информированностью друг друга; особенности и нарушения передачи информации о чувствах, испытываемых членами семьи друг к другу, способы подавления одного из партнеров общения.

Формирование внутрисемейной коммуникации – задача первых лет жизни семьи – предполагает выработку правил взаимодействия между супругами, т. е. нахождение степени их эмоциональной близости и способов решения конфликтов и определение границ семьи, а также правил взаимодействия семьи с внешним миром.

Определение оптимальной дистанции в общении зависит от способности каждого из партнеров найти свои собственные границы. Партнерам со зрелой идентичностью удается избежать «слияния» или эмоциональной холодности в отношениях, между ними возникает интимность. Под интимностью понимается многоплановое чувство, куда входит переживание близости с другим человеком без переживания потери в себе; способность довериться другому человеку без «смешивания», себя с ним. Семейная интимность предполагает общую «историю» и традиции: это общие переживания и воспоминания супругов; особый язык, намеки, ласковые прозвища и т. п. Установление такого интимного пространства помогает молодой семье обозначить и укрепить, свои внешние границы.

Интимность, тем не менее, подразумевает установление дистанции в общении, т. е определение того, какие из важных жизненных областей (сфера переживаний, различные виды деятельности, межличностные отношения и т. п.) и в какой степени могут быть доступны другому. Они должны выяснять, в каких областях жизни и в какой мере они будут влиять друг на друга так, чтобы это устраивало обоих. Межличностная дистанция, оптимальная для одного, может казаться слишком большой для другого, вызывающей у него чувство собственной ненужности. В этом случае психологическая помощь направляется на осознание собственных личностных границ и на выработку договоренности об открытых и закрытых друг для друга областях. Установление приемлемой для обоих дистанции в общении в очень большой степени будет определять ощущение успешности брака.

15 стр., 7313 слов

Психология семьи и семейных отношений

... решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением ... с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной перенасыщенностью отношений между членами семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на другом ...

Перед супругами также встает вопрос о том, насколько «естественно» они должны вести себя друг с другом, который трансформируется в вопросы о том, нужно ли предпринимать какие-то усилия, чтобы лучше выглядеть (например, как одеваться дома, пользоваться ли косметикой), следует ли придерживаться каких-то ритуалов в поведении (подавать пальто, пропускать в дверь), надо ли пытаться скрывать свое плохое настроение и т п.

Следующая важная задача – выработка способов разрешения конфликтов. Найденные пути примирения могут не устраивать одного из супругов или обоих. Например, жена обнаруживает, что выход из конфликта возможен, только если она признает свою полную неправоту, или муж замечает, что ссора прекращается только после того, как он сделает жене дорогой подарок, и т. п. Таким образом в этот период нахождения путей согласия супруги могут учиться манипулировать друг с другом с помощью болезней, слабостей или с помощью силы. Эти манипуляции становятся привычными способами взаимодействия пары и могут быть одной из основных причин недовольства браком, которая обычно обозначается как несходство характеров.

Психологическая помощь семье в этом случае обязательно должна включать выявление наиболее типичных способов разрешения конфликтов, степени их манипулятивности и замену их на менее деструктивные взаимодействия.

На формирование внутрисемейной коммуникации большое влияние может оказывать «брачное соглашение». П. Мартин и К. Сэйджер рассматривают «супружеский контракт (соглашение)» как неоформленный индивидуальный договор, включающий надежды и обещания, которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак. Это представления индивида о том, как должён вести в себя в семье он сам и как должен вести себя супруг. Оно может касаться всех аспектов семейной жизни, включая внесемейные контакты, карьеру, физическое здоровье, деньги и т. д. Соглашение имеет взаимный характер, поскольку содержит то, что каждый предполагает дать и что хочет получить. Невербализованные, неосознаваемые и внутренне конфликтные (базирующиеся на невротических потребностях) брачные соглашения препятствуют формированию внутрисемейной коммуникации.

Общение супругов в благополучных семь­ях характеризуют открытость, интимность, доверие друг другу, высокий уровень взаимной симпатии, конструктивность, рефлек­сивность, гибкий, демократичный характер распределения ролей в семье, моральная и эмоциональная поддержка. В. Метьюз и К. Михановичописали условия успешного семейного общения:

– открытость, отсутствие у супругов тайн, запрещенных тем, возможность откровенно высказать свои мысли, проявить чувства;

– подтверждение в процессе общения положительного представления о партнере;

– активный трансактний обмен, постоянное обсуждение мыслей, чувств, впечатлений;

– ситуативная адекватность, обусловленность форм общения конкретной ситуацией.

Рассмотрим нарушения коммуникационного процесса в семье.

«Отклоненная коммуникация» – многочисленные нарушения общения, которые были выявлены при исследовании проблемных семей. Это

– искажения речи у родителей,

– склонность к односторонней коммуникации (вместо диалога — монологи),

– отсутствие зрительного контакта,

– неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим.

Установлено, что особенно важным оказывается не наличие этих отклонений, а их общая масса в той или иной семье.

Парадоксальная коммуникация ( «двойная связь») имеет место, если по коммуникационному каналу одновременно следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них должно быть воспринято как истинное. Например, член семьи заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты. Любая разумная реакция на нее обречена быть ошибочной. Особенно деструктивна форма парадоксальной коммуникации, где к противоречивому (парадоксальному) сообщению добавляется и запрет замечать (или, по крайней мере, комментировать) его противоречивость.

«Замаскированная коммуникация» проявляется в маскировке, затушевывании того, что происходит в семье: один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно ощущает другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. В результате информационная роль сообщения сводится к нулю. Например, ребенок жалуется, что ему плохо, а родитель ему отвечает: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Просто ты неблагодарный».

Э.Г.Эйдемиллером подробно изучен вопрос о коммуникационных барьерах – тех нарушениях в межличностном информационном общении, которые препятствовали прохождению информации.

Коммуникационная проблема — это такая ситуация в жизни семьи, когда у одного из членов семьи существует определенная потребность; удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи; эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность передал определенную информацию (просьбу, намек и т. п.); однако такая передача невозможна в силу каких-либо психологических особенностей данного лица; потребность сохраняется, несмотря на невозможность ее удовлетворению.

Коммуникационный барьер — особенности члена семьи, имеющего потребность, и других ее членов (от действия которых зависит ее удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.

Дефицитная информация — информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения.

Примеры коммуникационных проблем приведены в монографии Э.Г.Эйдемиллера – с.169, 170-172.

Развитие коммуникационной проблемы — это совокупность процессов, которые возникают под ее воздействием и приводят к психотравмирующим особенностям семьи. Выделяют следующие этапы развития коммуникационной проблемы:

– информационно-дефицитный – протекает в форме воображаемой коммуникации имеющего проблему индивида с тем, от кого зависит ее решение. Результат коммуникации зависит от представления о другом, от взаимоотношений. Эти представления – первый барьер коммуникации, информация о потребности не передается или передается частично и поэтому остается непонятой;

– этап замещающе-искаженной коммуникации – член семьи пытается выразить свою просьбу или требование, но искажает причину потребности, либо не делает это прямо. Это позволяет легализовать потребность, но вызывает новые проблемы –способствует искажению представлений членов семьи о личности друг друга, ухудшаются взаимоотношения;

– поведенчески-коммуникационный этап – член семьи с неудовлетворенной потребностью переходит к манипулированию отношениями в семье (оказывает психологическое давление, вынуждая поступить определенным образом).

На первый план выходят методы взаимного влияния, а коммуникационная проблема превращается в межличностный или внутренний конфликт, травмирующий психику члена семьи.

Причины нарушений коммуникации сложны и многообразны : неосознанность процесса коммуникации; отсутствие коммуникационного внимания; неумение выразить свои чувства в адекватной форме; перегрузка коммуникации побочными функциями (важнейшая из них – управление представлением того лица, к которому адресовано сообщение, о говорящем и об отношениях с ним); нарушение представления об адресате коммуникации (надо уметь учитывать возраст и интеллектуальный уровень собеседника и предусматривать его реакцию на сообщение).

Методы исследования межличностных отношений в семье.

«Совместный тест Роршаха» направлен на выявление структуры и динамики межличностного взаимодействия в семье. Участникам обследования предлагается достичь согласия по поводу интерпретации таблиц. Основным материалом для анализа служат образцы вербальной коммуникации – высказывания; важно «услышать» в каждом высказывании личностный подтекст — эмоциональное отношение к партнеру и к задаче, проекцию межличностных установок, чувств, конфликтов. Количество и качество совместных ответов характеризуют меру сплоченности семьи, а сам процесс их нахождения (стратегии достижения совместного решения, испытанные чувства) – стиль межличностного взаимодействия.

Техника направленной рефлексии конфликтного события В.А.Смехнова позволяет определить субъективное восприятие семейных конфликтов.

Цель методики – создать внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного участника конфликта. Для этого психолог задает вопросы, касающиеся конфликтной ситуации: 1. Краткое содержание конфликтной ситуации. 2. Как я реально себя вел (говорил, делал, думал, чувствовал, добивался).

3. Как я хотел бы себя вести в подобной ситуации. 4. Как я должен был бы вести себя в подобной ситуации. 5. Как реально вел себя партнер. 6. Как он должен был бы вести себя в подобной ситуации. 7. Как он хотел бы себя вести в подобной ситуации. 8. Каким он видел меня в подобной ситуации. 9. Каким он предпочел бы видеть меня в подобной ситуации. 10. Каким я предпочел бы видеть его в подобной ситуации. 11. Каковы причины, цели и обстоятельства всего происходившего.

Вывод должен содержать следующие аспекты внутренней картины конфликтного события: представление консультируемого об объективных обстоятельствах, предопределивших конфликт; представление о себе и об оппоненте, отраженное в однотипных параметрах поведения; представление консультируемого о детерминантах конфликтного взаимодействия

 

Механизмы интеграции семьи

Развитие члена семьи и семьи в целом — это процессы независимые, и противоречия между ними совершенно естественны. Насколько естественны противоречия между семьей и личностью, настолько же естественна и каждодневная необходимость разрешать эти противоречия. Член семьи постоянно стоит перед выбором: притерпеться к не устраивающей его особенности семьи, или осуществить реинтеграцию – так изменить свою роль и место в семье, чтобы объединить свои потребности и структуру семьи.

Поэтому основой оценки функционирования семьи является эффективность семейных механизмов интеграции семьи и личности, то, как семья ведет себя перед лицом проблемы, столкнувшись с трудностью, с необходимостью перестроить свою жизнь и свои отношения.

Выделяют следующие механизмы интеграции:реинтегрирующий механизм решения семейных проблем, механизм «общности судьбы», механизм эмоциональной идентификацией с семьей (отношения симпатии).

Реинтегрирующий механизм решения семейных проблем

Реинтегрирующее решение обеспечивает достаточно высокую степень интеграции потребностей индивида с его семьей на основе реструктурирования его позиции в семье. До того как проблема была решена, супругов объединяли их чувства друг к другу, а проблема разделяла их. После решения их объединяют и чувства, и решенная проблема, и новые мотивы интеграции с семьей. Решение данной проблемы порождает определенные устойчивые способы поведения (правила).

Чем больше таких проблем решила семья, тем выше ее прочность.

Дезинтегрирующими могут быть следующие решения:

– отказ от решения – супруги предпочитают дальнейшую борьбу за лидерство в семье);

– взаимная уступка – каждый из супругов до какой-то степени умеряет свои притязания на лидерство, каждый получает только половину того, что ему нужно;

отказ одного из супругов от притязаний на лидерство – это приводит одного члена семьи к безграничному самопожертвованию, другого – к вере в то, что одним своим присутствием в семье он уже делает всех счастливыми;

– прямая дезинтеграция .– каждый ведет себя так, как считает нужным.

Интеграция семьи прежде всего зависит от ее склонности искать и умения найти реинтегрирующее решение.

Для того чтобы найти реинтегрирующее решение, семья должна пройти соответствующие этапы: 1. Установка на проблему – распознавание ситуации как проблемной (а не просто как неудовлетворительной).

2. Информационное обеспечение решения проблемы – включение представлений о семье и личности друг друга.

3. Мотивационное обеспечение решения семейных проблем.

4. Включение эвристических и критических процессов в ходе рассмотрения проблемы, выдвижения и оценки различных путей ее решения Распределение ролей (эврист, критик, стимулятор, исполнитель) между членами семьи, обсуждающими проблему, должно быть таково, чтобы все виды деятельности кем-то выполнялись и каждый имел ясное представление о решении проблемы в целом и о своей роли в нем.

При решении семейной проблемы может появиться необходимость значительного отхода от обычных взаимоотношений в семье — изменение информационных каналов (необходимость интенсивного общения между теми членами семьи, которые обычно этого не делают), структурных связей (интенсивное сотрудничество тех членов семьи, которые в повседневной жизни семьи не сотрудничают) и так далее.

Способность семьи к решению семейных проблем имеет два важных следствия: в семье создаются структурные предпосылки для развития личности и усиливается другой механизм интеграции – «общности судьбы»

Механизм «общности судьбы».

Этот механизм семейной интеграции охватывает социально-психологические процессы в семье, в силу которых:

1. У членов семьи формируются представления, навыки, привычки именно семейного, а не индивидуального удовлетворения различных потребностей. В их сознании семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным способом удовлетворения их потребностей.

2. Укрепление семьи, забота о ее благе – увеличение семейного бюджета, улучшение бытовых условий всей семьи – воспринимается членами такой семьи как самый простой и естественный путь удовлетворения собственных потребностей, а забота о семье – как забота и о себе.

3. Развивается «семейное доверие» – потиворечия смягчаются или снимаются за счет взаимных уступок либо добровольной уступки одной из сторон. Уступающий уверен, что, во-первых, его уступка будет в конечном счете полезна и ему самому; во-вторых, что в иное время и в другой ситуации аналогично поведут себя и другие члены семьи; в-третьих, что его уступчивостью не злоупотребят, не превратят ее в правило и что она будет воспринята с чувством благодарности.

4. Устанавливается высокий уровень взаимной эмпатии. Взаимное доверие порождает откровенность, а она в свою очередь — способность хорошо представлять себе внутренний мир другого.

В семьях, где описанный механизм интеграции не развит или нарушен выражена тенденция удовлетворять широкий круг потребностей вне семьи и независимо от нее, мало общих планов и дел. Здесь выражено взаимное доверие «в кредит».

Э.Г.Эйдемиллер выделяет источники неразвитости или нарушений данного механизма: «фобия семейственности», которая проявляется в страхе вступить в прочное семейное взаимоотношение; весьма сплоченная родительская семья, руководимая властной личностью — отцом или матерью с сильным характером.

Семья с неразвитостью механизма «общности судьбы» не обязательно является нестабильной, ее интеграция достигается за счет чего-то другого. Семья такого типа очень чувствительна к условиям жизни

Социально-психологический механизм

«эмоциональной идентификации с семьей»

Ведущую роль в функционировании данного механизма семейной интеграции играют эмоциональные отношения симпатии между членами семьи. Любовь, симпатия, привязанность могут держать семью вместе, несмотря на то что ее члены совершенно не умеют решать свои семейные проблемы и не могут договориться ни по одному вопросу.

Отношения симпатии – это прежде всего мощный источник мотивации к участию в семье. Эти отношения – важный фактор взаимопонимания, обусловливающий большую взаимную откровенность, нарастание эмпатии.

Описан механизм сближения представлений тех лиц, которые испытывают положительные чувства друг к другу. Отсюда – значение отношений симпатии в профилактике и смягчений межличностных конфликтов в семье. Отношения симпатии нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, который симпатичен, которого любят, многое прощается; легче проходит адаптация к фрустрирующим особенностям его личности.

В состав данного механизма «отношения симпатии» входят:

– эмоции и чувства, лежащие в основе отношения симпатии

– стимулы симпатии – особенности личности другого, взаимоотношений с ним, способные вызвать чувство симпатии;

– стимульный образ – важно не наличие отдельных личностных особенностей у объекта симпатии, а определенное сочетание этих особенностей, составляющее целостный образ характеристики которого зависят от сложной совокупности условий воспитания, от психологических характеристик тех людей, с которыми он был связан (особенно в детстве), от характера его взаимоотношений с этими людьми.

– связь с другими мотивам – с родительским и сексуальным инстинктами.

Между «стимульным образом» и «реальным» возникает сложное взаимодействие (например, «идеализация»).

От степени их совпадения может решающим образом зависеть интенсивность чувства.

Трудности в формировании и поддержании отношений симпатии встречаются при определенных сильно выраженных нарушениях характера, в особенности шизоидном и неустойчивом. Весьма многочисленные случаи «симпатофобии», когда индивид склонен реагировать страхом на пробуждение у него чувства симпатии. У членов семьи могут отсутствовать навыки выявления у другого человека качеств, вызывающих симпатию.

Механизмы семейной интеграции играют значительную роль в жизни семьи, обеспечивая ее психологический иммунитет к фрустрирующим обстоятельствам и нарушениям жизнедеятельности. Семейная психотерапия направлена на коррекцию и совершенствование этих механизмов.

Структура семейных ролей. Патологизирующие роли, механизмы возникновения и коррекции.

Структура семейных ролей предписывает членам семьи, что, как, когда они должны делать, вступая друг с другом в отношения. Понятие роль включает актуальное поведение, желания, цели, убеждения, чувства, социальные установки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку. Оно тесно связано с нормами (что должно выполняться) и санкций (реакции на выполнение/невыполнение роли).

Один и тот же человек должен уметь гибко функционировать сразу в нескольких ролях, иначе возникают ролевые конфликты и семейная дисфункция.

Требования, предъявляемые к ролям и системе ролей: 1.Цельность роли.

2. Совокупность ролей должна обеспечивать удовлетворение потребностей индивида в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на него не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но и дает ему право ожидать от нее любви, привязанности и пр.

3. Важно, чтобы выполняемые роли соответствовали возможностям индивида. Когда требования непосильны, возникает психическое напряжение и тревога (из-за неуверенность в способности справиться с ролью).

4. Система должна удовлетворять потребности не только носителя конкретной роли, но и других членов семьи.

В нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и носит альтернативный характер.

Однако нередко семейные роли являются патологизирующими (ПР).

В силу своей структуры и содержания они оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи. Это роли «семейного козла отпущения», «семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя близких», «больного члена семьи», психологически выгодны его родственникам. ПР обусловливаются нарушениями в семье, которая, испытывая конфликтные, фрустрирующие переживания, нуждается в «громоотводе» для разрядки своих эмоций. Рассмотрим механизмы возникновения ПР.

Например, в центре «семьи-крепость» – индивид с паранойяльными реакциями, использующий свое влияние в семье для принятия его представлений о том, что «все против нас». Это перестраивает отношения в семье – появляются роли «вождя», «соратников»; семья изменяет свои отношения с соседями, с другими семьями, с родственниками, с государством. Мотивами, побуждающими индивида к возникновению в семье ПР, является маскировка определенных личностных недостатков:

– стремление защитить личностную положительную самооценку вопреки этим недостаткам (пример, семья с «антисексуальной идеологией»);

– стремление удовлетворить потребности, противоречащие нравственным представлениям индивида и всей семьи («семья-крепость» возникает для реализации желания безраздельного господства в семье).

Частым поводом для перехода к ПР – изменение представлений о личности одного из членов семьи (он же чаще всего оказывается жертвой) или о задачах семьи по отношению к одному или нескольким ее членам. Мотивы возникновения ПР такого типа являются стремление удовлетворить собственную потребность с помощью другого лица («ребенок — надежда семьи»).

Может действовать механизм проекции – неосознаваемое наделение другого свойствами, присущими данной личности (например, агрессивности) – «Это не я к нему плохо отношусь, это он агрессивный» – возникает роль «трудного подростка».

Психолог, столкнувшись с тем, что семья пациента поддерживает необычные отношения с окружением или упорно усматривает у одного из членов семьи недостатки и отрицательные качества, которыми он не обладает, или если семья осуществляет контролирующую опеку одного из своих членов, должен проверить, нет ли системы ПР и не является ли это следствием действий одного из членов семьи.

Для возникновения ПР необходимо:

– чтобы имелась неудовлетворенность определенных потребностей;

– чтобы в репертуаре «потенциальных ролей» семьи была бы роль с таким свойством, которое обеспечило бы возможность «легального» удовлетворения «нелегальной» потребности;

– чтобы влияние лица, заинтересованного в переходе к системе ПР, оказалось бы достаточно сильным для преодоления источников психического сопротивления.

Разрушение в ходе семейной психотерапии любого из этих условий ведет к тому, что ПР становится невозможной. Например, ослабление влияния индивида, заинтересованного в переходе к системе ПР, приводит к ослаблению или разрушению этой системы.

Задача психотерапевта – разрушения системы ПР в семье. Э.Г.Эйдемиллер для этой цели использовал методику «Расширение влияния». Психотерапевтическую работу начинают обычно с тем членом семьи, который более всего страдает от системы ПР. Это, например, индивид, выполняющий ПР. С этим членом семьи проводится работа, содействующая нарастанию его влияния в семье, и особенно на того члена семьи, который более заинтересован в сохранении ПР.

Эту методику можно было бы назвать «обучающим интервью», так как она представляет собой план беседы с носителем ПР для обучения его путям и методам оказания психологического воздействия. Методика включает четыре этапа.

Первый этап (мотивационный) ставит цель — пробудить у клиента стремление увеличить свое влияние в семье и особенно на члена семьи, заинтересованного в существовании ПР. Используются вопросы: «Чего бы вы желали от других членов семьи, если бы имели большее влияние на них?»; «Чего бы вы желали, если бы имели очень большой авторитет в семье?» и предлагается сформулировать все пожелания и просьбы, которые были бы высказаны в этом случае.

На этом этапе клиент осмысляет свое желание изменить отношения в семье, неудовлетворенность существующим положением дел, а также тот очень существенный факт, что для изменения отношений в семье необходимо желание другого члена семьи (того, кто заинтересован в сохранении ПР).

Психолог стремится побудить отвечающего как можно лучше представить себе, вербализовать и эмоционально пережить как возможную просьбу, так и те изменения в семейных отношениях, которые возникли бы в случае ее выполнения. Создаются условия для того, чтобы в ходе ответов на данные вопросы выразить отрицательные эмоции (прежде всего страх, стыд и агрессию), которые вызывает возможность выразить свое пожелание, оказать влияние на другого члена семьи.

Второй этап – обучение клиента поиску методов воздействия на того члена семьи, который заинтересован в ее сохранении. Этап начинается с просьбы психолога назвать какое-то не слишком важное семейное дело, которое член семьи, заинтересованный в сохранении ПР, очень не любит выполнять. Затем предлагается составить список людей, с которыми этот член семьи чаще всего имеет дело и предлагается представить себе, как каждый из людей, включенных в список, уговаривает его выполнить это «нелюбимое дело» и как эти люди будут вести себя в случае отказа или согласия.

Основные результаты этого этапа: осознание клиентом того, что возможно по-разному оказывать влияние на других членов семьи, и что окружающие также решают задачу поиска психологического подхода.

Третий этап (обобщающий). Его цель — помочь членам семьи понять психологические особенности индивида, заинтересованного в сохранении ПР, в особенности те, которые можно использовать для оказания влияния на него. Психолог задает вопросы о тех качествах, которые заставили бы его согласиться с убеждающим и которые можно использовать для оказания воздействия на него.

Четвертый этап (этап пробного изменения). Психолог обсуждает с клиентом желания, которые были высказаны на первом этапе в отношении влияния на другого члена семьи. Выбирается одно из них, обсуждаются возможности его реализации, причем обычно речь идет о наиболее реальном, осуществимом. Перед членом семьи ставится задача — добиться поставленной цели в каком-то небольшом аспекте взаимоотношений. Успех этапа запускает процесс поиска носителем ПР путей оказания воздействия на лицо, заинтересованное в сохранении ПР.

Одновременно клиент участвует в психотерапевтических занятиях, направленных на снятие искажения ключевого факта. Наиболее целесообразно проведение групповых занятий, в ходе которых проводится обсуждение анонимных случаев семей с ПР. В ходе обсуждения психотерапевт обращается к участникам с вопросом: искажение каких представлений членов семьи оказывается необходимым для принятия ПР?

Уменьшение или ликвидация «перевеса влияния» ведут к постепенному исчезновению ПР. Это фрустрирует других членов семьи, Задача психолога – добиться осознания заинтересованного в патологизирующей роли члена семьи в необходимости терапии.

Для диагностики детско-родительских отношений существует большое количество методик:

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера позволяет определить различные нару­шения процесса воспитания, выявить тип негармоничного вос­питания и установить некоторые психологические причины этих нарушений.

Методика PARY (Е. Шеффер и Р. Белл) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Отношение к семейной описывается с помощью таких признаков, как ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа; зависимость и несамостоятельность матери. Отношение родителей к ребенку трестируется такими признаками как побуждение словесных проявлений; партнерские отношения; развитие активности ребенка; раздражительность, вспыльчивость; излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком; исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности, сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка и пр.

Тест-опросник родительского отношения (Варга, Столин) ориентирован на выявление родительского отношения. Опросник состоит из 5 шкал: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз. авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация.

Методика «Подростки о родителях» Л. И. Вассермана изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте. В результатах методики проявляются как объективные, то есть действительные отношения и стили воспитания родителей, так и субъективные представления подростков о практике их воспитания. Методика включает пять шкал: позитивного интереса, директивности, враждебности, автономности и непоследовательности.