Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Проблема формирования грамматического строя речи в научных исследованиях. 5
1.1 Развитие грамматической речи в онтогенезе 5
1.2. Психолого-педагогический характер детей с ЗПР. 18
1.3. Особенности речи у детей с ЗПР. 30
1.4. Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР. 33
Глава 2. Экспериментальные исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР. 35
2.1. Методика исследования. Производственный эксперимент. 35
2.2 Организация исследования. 38
2.3 Анализ результатов 40
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения. 55
Введение.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.).
Часто дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.
Задержка в формировании речи у детей с такой аномалией развития затрудняет овладение школьной программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Также у детей с ЗПР отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи. Специфические черты и усугубление картины речевого дефекта у детей с ЗПР определяются также особенностями их аналитико-синтетической деятельности, органической недостаточностью ряда функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи (слухоречевого восприятия и памяти, речевого внимания, языкового анализа и синтеза, тонкой моторики), особенностями эмоционально-волевой сферы. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР является крайне необходимым.
Цель исследования: изучить особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников ...
... грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования - грамматический строй речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования - процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). ...
Предмет исследования: грамматические речевые нарушения у детей с ЗПР.
Объект исследования: 20 детей 6-7 лет с ЗПР, обучающихся в ДОУ № 732 г. Москвы.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР имеются количественные и качественные особенности грамматики, выраженные аграмматизмы.
Задачи:
1) рассмотреть развитие речи у детей в норме;
2) дать общие сведения о задержке речевого развития;
3) изучить нарушения грамматики речи у детей с ЗПР;
4) провести экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Исследование проводилось на базе ДОУ № 732 г. Москвы, старшая группа. Теоретической и методологической основой исследования является гетерологическая концепция понимания мира человека и его взаимодействия с окружающими. В рамках этой концепции наиболее важными являются положения о единстве закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С.Выготский,1956); компенсаторная возможность развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С.Выготский, 1990; П.К.Анохин, 1949; В.В.Лебединский, 1985; А.Р.Лурия, 1969; С.С. Ляпидевский, 1956); коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса для детей, имеющих нарушения в развитии (Т.А.Власова, М.С. Певзнер, 1973; К.С. Лебединская, 1975; В.Г. Петрова, 1981; Л.П. Носкова, 1989; Г.М.Дульнев, 1981).
В качестве методов исследования использовались известные методики, адаптированные к российским условиям. Также использовались: изучение личных дел детей, изучение продуктов деятельности (рисунков), психологическое наблюдение.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что грамматические речевые нарушения детей с ЗПР рассматриваются как самостоятельная проблема коррекционной педагогики и специальной психологии, вытекающей из проблем отражения человека человеком и психологической готовности детей с интеллектуальной патологией к интегративным процессам в обществе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Названия глав отражают их содержание.
Глава 1. Проблема формирования грамматического строя речи в научных исследованиях.
1.1 Развитие грамматической речи в онтогенезе
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления……………
Заключение
Анализ грамматического строя речи проводится обычно на материале записей высказываний ребенка, т. е. очень приблизительно. Учитываются такие особенности речи, которые считаются типичными для ситуативной (обилие местоимений, неразвернутость фраз в беседе с людьми, не знающими ситуации, о которой идет разговор) либо для контекстной речи (завершенность фраз и четкость наименований).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ...
... коммуникативных навыков младших школьников с ОНР III уровня посредством развития лексико-грамматического строя речи. Методологической основой исследования стал системный подход к возможностям человека в плане общения, ... а также наблюдения практиков указывают, что системные данные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описания носят ...
Следует также обращать внимание на то, охотно ли ребенок поддерживает беседу, сам ли он становится инициатором обсуждения различных тем либо только отвечает на вопросы, являются ли его ответы полными или односложными, скупыми. Односложность, скупость ответов вовсе не обязательно свидетельствует о плохом развитии речи ученика; иногда это может быть проявлением депрессии или отрицательного отношения к собеседнику.
Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о сложности выработки речевых дифференцировок, о глубоком нарушении грамматического строя, который лежит в основе развития связной речи ребенка с ЗПР.
У детей необходимо как можно раньше формировать предметную деятельность, создавать обобщенные представления о роли вспомогательных средств в практической деятельности человека; подводить детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями; создавать у них необходимую направленность не только на результат, но и на условия выполнения заданий; формировать ориентировочную деятельность. Все это будет способствовать развитию связной речи.
Воспитание и обучение ребенка с ЗПР осуществляются с учетом возрастных психофизиологических особенностей в условиях организованного педагогического воздействия, что помогает обеспечить необходимое развитие и подготовить его к новому этапу жизни — обучению в школе.
Укрепление преемственных связей в содержании и методике коррекционной воспитательно-образовательной работы этих двух звеньев системы народного образования является одной из важнейших задач. Следует полнее использовать соответственные возрасту ребенка с дефектом методы и приемы педагогической работы, чтобы в процессе воспитания и обучения развились все его психические качества, особенно те из них, которые нужны для подготовки к школе и имеют более общее значение, а также присущи только данному возрастному этапу в развитии ребенка.
Общие выводы исследования:
1. У детей с задержкой психического развития нарушенным является весь процесс развития речи как сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности.
2. Для детейв с задержкой психического развития характерна несформированность различных компонентов языковой системы, обеспечивающей процесс развития грамматического строя речи: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, семантического, при доминирующих нарушениях семантической и языковой составляющих.
3. Нарушение грамматики речи у дошкольников с задержкой психического развития обусловлено, с одной стороны, низким уровнем когнитивного развития, недоразвитием аналитико-синтетической деятельности, а с другой — трудностью осознания языковых явлений, усвоения правил и закономерностей функционирования языковых единиц, несформированностью языковых обобщений.
4. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ЗПР, направленная на формирование и стимуляцию развития грамматического строя речи, способствует более эффективному преодолению нарушений.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей. / Научн, ред. К.С.Лебединская. — М., 1982
2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро — и патопсихологии. М., 1994
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
4. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973
5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной М., 1984
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
7. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста М., 1982. 399 с.
8. Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии 1967 №2. Стр. 8-10
9. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. Для воспитателя дет. сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996
10. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988
12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание. – М.: УРАО, 1997
13. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984
14. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985
15. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М., 1989
16. Мальцева Е. В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1991
17. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ).
Составитель К. С. Лебединская М., 1980
18. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред. В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981
19. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 1995
20. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946
22. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. — М., 1989 г.
23. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. Л., 1976
24. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000
25. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М. -1990
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
26. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995
27. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ 1981
28. Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.: НПО “Модек”, 1995