Описание разных психологических подходов к лечению химической зависимости

Мнение о том, что в лечении химической зависимости существенное значение имеют словесные воздействия в форме убеждения человека и разъяснения ему вреда, проистекающего из злоупотребления психоактивными веществами, стало оформляться еще в трудах Гиппократа и особенно Авиценны. То есть задолго до того, как Д. Тук в книге «Иллюстрации влияния разума на тело», выпущенной в 1872 г., впервые ввел термин «психотерапия» [19].

Признанное становление психотерапии в наркологической практике связано с использованием гипноза и лечебных внушений в нем для целей отвращения злоупотребляющих психоактивными веществами. Так, например, использовали гипноз при лечении больных алкоголизмом известные психиатры XIX века Гамельтон, Нельсон, Осгуд, Форел и др.

Становление психотерапевтической методологии лечения больных алкоголизмом и наркоманией, отличной от гипнотерапии, происходило параллельно с развитием других научных направлений психотерапии – психоаналитического (Фрейд, Адлер, Фромм, Хорни и др.), когнитивно-бихевиорального (Бек, Вольпе, Волберг, Эллис и др.), экзистенциально-гуманистического (Ясперс, Хайдеггер, Бинсвангер, Ялом, Роджерс и др.).

Трактовка формирования алкоголизма, наркомании в каждом из данных направлений психотерапии, методология терапевтических вмешательств соответствовали основной системе взглядов на динамику развития и функционирования личности [5].

Анализ литературы показывает, что различные психологические направления имеют отличную друг от друга точку зрения на проблему лечения химической зависимости. Основные психологические подходы к этой проблеме группируются вокруг ведущих направлений в психологии и наиболее разработанных теорий. Рассмотрим эти направления более подробно.

27 стр., 13415 слов

Нейропсихологическая диагностика минимальной мозговой дефицитарности ...

... них, которые необходимы для успешной психотерапии и реабилитации. Таким образом, своевременное выявление мозговых дисфункций у больных с зависимостью от психоактивных веществ имеет большое значение как в ... навыков и простой моторной способности. По некоторым данным, у значительного числа больных алкоголизмом основные интеллектуальные функции могут не нарушаться (13), однако у части пациентов ...

1. Бихевиоральный подход. Сторонники данного направления отстаивают мысль о непрерывном влиянии на человека его социального окружения. Позитивные связи хронического наркозависимого с обществом ограничиваются контактами с членами наркоманской группы. С точки зрения психологической структуры, химически зависимый принадлежит к типу личности, который слабо переносит боль и эмоциональный стресс. Если у него отсутствуют близкие контакты с людьми, похожими на него, то он утрачивает чувство уверенности. По причине «ущербности» социального развития, зависимый старается избегать любой формы ответственности, становится недружелюбным и недоверчивым по отношению к тем, кого он считает частью угрожающего мира. Поэтому объединение химически зависимых в группы является одной из социальных потребностей, присущей зависимости. Членов группы объединяет необходимость добывать психоактивное вещество. В ней нет иерархии, все её члены имеют равные права и практически никаких обязанностей по отношению друг к другу. Оказавшись втянутым в такую группу, зависимому трудно оттуда вырваться, так как она предлагает ему всё то, чего в реальном мире он не может получить. В группе таких же, как он, ему легко и просто. Вырвавшись оттуда, он оказывается будто бы в другом мире, где он встречает непонимание, осуждение, отчужденность, агрессивность не только своей семьи, но и общества в целом. Общество отталкивает химически зависимых, хотя само в значительной степени ответственно в возникновении этой болезни [26]. Они стараются объединиться в группы, а так как влияние социального окружения на человека велико, они продолжают убивать себя и других.

Сазерленд [26] высказал предположение, что нарушения в поведении могут формироваться……

Литература

1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Издательство «Речь», 2003 – 120 с.

2. Анонимные алкоголики. — Нью-Йорк: Alcoholics anonymous world services, inc.- 1989. — С. 22 — 81.

3. Барцалкина В. В.//Мир психологии и психология в мире. — 1994. — N 10. — С. 14 — 17.

4. Батищев В.В. 12-шаговые групповые программы и реабилитация больных алкоголизмом. – М., 2004. – 122с.

5. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. – М.: МПА, 2001.- 227 с.

6. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. — Самара, 1997. – 221 с.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб: Лениздат. — 1992. — С. 24 — 31, 97 — 107.

8. Берн Э. Трансактивный анализ и психотерапия. — СПб: Братство. — 1992. — С. 34 — 46.

9. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. — М.: Физкультура и спорт, 1997. – 345 с.

10. Валентик Ю. В., Зыков О. В., Цетлин М. Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. — М.: РБФ «НАН». — 1997. — С. 16 — 23.

11. Валентик Ю. В.//Лекции по клинической наркологии/Под редакцией Н. Н. Иванца. – М.: РБФ «НАН». — 1995. — С. 175 — 191.

12. Воронович Б.//С6. Вопросы психиатрии и наркологии. — Кустанай. — 1991. — С. 127- 131.

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...

13. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. — М.: Независимая фирма «Класс». — 1997. — С. 37 — 46.

14. Двенадцать Шагов и двенадцать Традиций. — Нью-Йорк: Alcoholics anonymous world services, inc. — 1989. — 213 с.

15. Жить трезвым. Нью-Йорк: Alcoholics anonimous world services, inc. — 1990. — 165с.

16. Жорняк Е.С., Савельева Н.В. Нарративная психотерапия. – М., 2006. – 56 с.

17. Зыков О. В., Цетлин М. Г.//Лекции по клинической наркологии/Под редакцией Н. Н. Иванца. – М.: РБФ «НАН». — 1995. — С. 206 — 212.

18. Иванец Н. Н.//Лекции по клинической наркологии. /Под редакцией Н. Н. Иванца. – М.: РБФ «НАН». — 1995. — С. 119 — 121.

19. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002. — 365 с.

20. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 351 с.

21. Москаленко В. Созависимость: характеристика и практика преодоления. – М., 2002. – 54 с.

22. Нарахно К. Гештальттерапия. — Воронеж: НПО МОДЭК. — 1995. — 58 с.

23. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

24. Педагогика и психология: точки роста и интеграции. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. – 421с.

25. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

26. Райгородский Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. — Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1996. – 640 с.

27. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.

28. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. — Киев: Наукова думка, 1982. – 321 с.

29. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.

30. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М., 1992. – 160 с.

31. Холмс П., Карп М. Психодрама – вдохновение и техника. – М., 2005. – 276 с.

32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — СПб., 1990. – 180 с.