Никнейм как лингвокультурологический феномен

Оглавление

никнейм лингвистический виртуальный

Введение

Глава 1. Дефиниция понятия «никнейм»

Глава 2. Анализ языкового материала Интернет-коммуникаций

.1 Экстралингвистический аспект

.2 Лингвистический аспект

.3 Анализ «местного» материала:

.3.1 Никнеймы учащихся Лицея

.3.2 Никнеймы пользователей сайта Черёмушки.ру

Заключение

Практические советы — рекомендации по выбору никнейма

Список литературы

Введение

Обоснование выбора темы и актуальностьработы

В связи с неуклонным и бурным развитием инновационных IT-технологий (информационных технологий), неотъемлемой частью жизни уже давно стала всемирная сеть Интернет. Веб-пространство оказало неоспоримое влияние на коммуникативную сферу. Человек XXI века имеет огромные возможности заочного, виртуального общения: смс-сообщения, чаты, форумы в социальных сетях. Эта молодая область человеческой деятельности ставит перед исследователями множество нерешенных вопросов. «Появление новых форм взаимодействия между людьми, дистанцированными друг от друга, внесло свои коррективы и в традиционные области языка. Интернет лингвистически неоднозначен, это сложнейший конгломерат из разного рода стилей и жанров». Изучение Интернет-дискурса (речи, языковых особенностей виртуального пространства), на наш взгляд, является наиболее актуальным, так как именно в данной области в настоящее время происходят значительные изменения. Именно Интернет-язык стал для многих молодых людей средством общения №1.

Проблема

Обилие конфигураций (разновидностей) общения предполагает наличие необходимых для его реализации специальных средств. В роли таких виртуальных гаджетов (приспособлений) все чаще выступают многообразные системы мгновенного обмена сообщениями. Их прототипом стал мессенджер ICQ, созданный в 1996 году. Его главная черта — комбинирование диалогового общения и речевого взаимодействие коммуниканта с несколькими партнерами одновременно. Обычно пользователь является участником сразу нескольких бесед, вследствие этого очевидна необходимость неких имен-идентификаторов.

5 стр., 2472 слов

Факторы динамичности самопрезентаций в Интернет-общении

Введение С появлением и все более активным использованием международной компьютерной сети Интернет возник новый предмет гуманитарных и в частности психологических исследований - так называемая Интернет-среда. Под этим термином понимается особый элемент информационной среды, в рамках которого осуществляются специфические формы человеческого поведения. Такого рода "средовое" поведение не ...

Язык выступает тут как «единственное средство формирования и функционирования веб-контента и веб-личности, поэтому человек и общество актуализируются в Интернете в исключительно вербальной сущности». Роль такого персонального воплощения в виртуальном мире выполняет в первую очередь никнейм (виртуальное имя), а также вся сопутствующая ему информация (реальное имя, пол, возраст, место проживания, интересы и др.) — аккаунт. Данный тандем служит для создания целостного образа пользователя в Интернете.

Объект и предмет исследования — язык Интернет-коммуникаций, а именно «никнейм» как лингвокультурный феномен, необычное явление языковой современной культуры виртуального общения. Материалом для исследования послужили никнеймы неизвестных Интернет-пользователей, отобранные спонтанно, а также никнеймы пользователей сайта Черёмушки.ру г. Саяногорска и учащихся 9 «А» класса Лицея «Эврика» п. Черёмушки на различных сайтах, чатах и форумах.

Цель исследования: выявить основные тенденции, связанные с использованием никнеймов, доказать уникальность данного явления.

Задачи:

1.Дефиниция понятия «никнейм» — раскрыть содержание понятия, выявить его основные, существенные признаки.

2.Собрать языковой материал различных Интернет-коммуникаций.

.Изучить и проанализировать общие принципы формирования никнеймов: экстралингвистические и лингвистические аспекты.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования 1 Цели изучения курса •Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психологопедагогических исследований; •Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации; •Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, ...

.Исследовать «местный» материал: никнеймы учащихся Лицея сайта п. Черёмушки.

Гипотеза:

В интерактивной среде общения никнейм — основное условие идентификации пользователя, способ самопозиционирования и языковой код виртуальной личности. Это уникальное для современной языковой культуры явление можно назвать лингвокультурным феноменом.

Методы исследования:

.Теоретические (изучение и анализ научных источников).

.Практические (сбор информации путём анализа лингвистического материала сайтов, Интернет-форумов, статистическая обработка изучаемого материала).

Межпредметные связи: информатика, психология, культурология.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в привлечении внимания учащихся к проблемам современного русского языка.

Практическая значимость работы состоит в составлении методических рекомендаций по выбору никнейма, которые могут быть полезны не только учащимся, но и взрослым пользователям Интернета.

Структура исследования:

В первой главе даётся определение понятия «никнейм», во второй главе рассматриваются экстралингвистические (1 параграф) и лингвистические аспекты данного понятия (2 параграф), анализируется «местный» материал (3 параграф).

13 стр., 6386 слов

Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста

Актуальность исследования личностных детерминант поведения в Интернет-среде в юношеском возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета. В настоящее время 37-38 % аудитории российского Интернета составляют именно лица молодого возраста (от 18 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем ...

Каждая глава и параграф содержат промежуточные выводы. В заключении сделаны общие выводы и приводятся разработанные рекомендации для пользователей Интернета, испытывающих трудности с выбором виртуального имени.

Глава 1. Дефиниция понятия «никнейм»

В современной русской антропонимической культуре каждый человек имеет трёхчленную официальную структуру именования, представленную личным именем, отчеством и фамилией. Выбор отчества и фамилии строго регламентирован. Выбор личного имени также ограничен устойчивым реестром. Полное совпадение именований разных людей в рамках одного социума заставляет носителей имён искать дополнительные возможности самообозначения либо с помощью «хронологических маркеров» (первый — второй, младший — старший), либо с добавлением к имени прозвища.

И только виртуальное пространство Интернета позволяет человеку выбрать себе имя «по вкусу», обозначив свою индивидуальность с помощью никнейма.

Рассмотрим толкование термина в разных источниках.

Никне́йм (ник; англ. <#»justify»>Глава 2. Анализ языкового материала Интернет-коммуникаций

2.1 Экстралингвистический аспект

На выбор никнейма коммуникантом оказывает влияние ряд экстралингвистических факторов: уровень общей культуры автора, его социальное положение, сфера профессиональной деятельности и познавательных интересов, возраст, национальность, гендерная (половая) принадлежность и т.д.

И хотя Интернет-культура не имеет закрепленного традицией антропонимикона (реестра личных имён), каждый коммуникант имеет возможность выбрать себе оним (имя) в соответствии со своими социально-культурными ценностями.

6 стр., 2649 слов

Социально-педагогическая коррекция Интернет-зависимых подростков

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы коррекции Интернет-зависимости у подростков 1.1 Интернет-зависимость как социальная проблема 1.2 Причины возникновения Интернет-зависимости у подростков 1.3 Типология Интернет-зависимых подростков Глава 2. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы .1 Описание опытно-экспериментальной работы .2 Анализ опытно-экспериментальной работы ...

Выбор никнейма целиком определяется фантазией пользователя, но, как показали небольшие исследования психологов (психологи Интернет-журнала «Добрые советы»), плоды нашей фантазии можно классифицировать, и ниже приведены результаты такой классификации.

Классификация никнеймов с точки зрения психологии, социологии, культурологии:

,8 % пользователей общаются в Сети под именами, прямо или косвенно связанными с их семейной жизнью и отношениями с близкими людьми. Психологи считают, что такие никнеймы выбирают люди, подсознательно очень дорожащие такими связями или испытывающие проблемы с их сохранением.

4,3% никнеймов отражают какую-либо доминирующую черту характера пользователя. Такие сетевые псевдонимы выбираются подсознательно и нередко попытка спрятать за вымышленным именем свою, например, застенчивость или стеснительность, наоборот, полностью раскрывает нашу сущность.

4,2% пользователей связывают сетевое имя со своей принадлежностью к какой-либо этнической группе или региону проживания. Очевидно, что в жизни таких людей этим факторам отведено особое место.

16% пользователей просто называют себя настоящим именем, иногда слегка его изменяя. По мнению психологов, такие люди уверены в себе, не желают прятаться под маской, и наиболее открыты для общения. Однако, настоящее имя в качестве никнейма может свидетельствовать и об отсутствии фантазии его обладателя.

8,6% никнеймов — это дублирование реальных детских или взрослых прозвищ. Детское прозвище в качестве ника указывает на стремление его носителя избежать какой-либо ответственности (всё в игрушки играем!), а взрослое — о нежелании что-либо менять в этом мире и неосознанном желании соответствовать мнению и ожиданиям окружающих.

28% — это ники, так или иначе связанные с какими-либо явлениями или персонажами из области культуры. Из них 9,4% — c персонажами книг или фильмов, 8,1% — с героями сказок, компьютерных игр или с названиями популярных музыкальных групп, 6,2% — с персонажами комиксов, 4,3 % — с мифологическими героями. Носители таких никнеймов однозначно ищут себе собеседника для общения «по интересам» или партнёра для совместного «побега от действительности».

6 стр., 2665 слов

Интернет-зависимость 2

Глава 2 Эмпирическое исследование 2.1. Интерпретация результатов В исследовании участвовали учащиеся восьмых классов и одиннадцатых классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей» города Орехово-Зуево. Всего 79 человек. Для данного исследования я решила взять по два класса (8 "А", "Б" и 11 "А", "Б"). Возраст принявших участие: 14 и 16-17 лет. В ходе опроса мною был выявлен стаж ...

Вывод. По мнению психологов, только один из восьми никнеймов выбран случайно, остальные же связаны с явлениями реальной жизни пользователя или указывают на его явные или тайные желания, культурные запросы, различные притязания, фантазии и т.д.

2.1 Лингвистический (языковой) аспект

Процесс создания никнейма, несмотря на индивидуальный характер, отражает систему социально-культурных ценностей представителя молодёжной субкультуры. В этом смысле никнеймы характеризуются как языковые формы выражения установок их создателей.

Исследовав никнеймы различных Интернет-форумов, мы выделили следующие тенденции в образовании сетевых имён.

1. Никнеймы могут полностью совпадать с именем коммуниканта: Пётр, Svetl@na, РусЛаН, Gena, Максим, ЕЛЕНА, Kamilla, Polina, Katerina, ВероНика, AnDrEj, ПаВЕЛ, МаРиНа, Kolya, Sergej, VioLETTA. Заметим, что такой подход не приветствуется членами Интернет-сообщества.

. Никнеймы могут возникать за счёт перехода общеупотребительных лексем или их сочетаний в разряд онимов: Лыжная мазь, СветоотражающийЭЛЕМЕНТ, БутерБрод_с_МаслоМ, МагнитнаяБуря, Kofe s molokom, Твоя судьба, контрольный_выстрел, SvetlajaGolova, БОЛЬШИЕ БУКВЫ, Generator_IdeJ.

7 стр., 3428 слов

Подростков в интернет-пространстве

Педагогический дневник Участника инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения процессов социализации подростков в интернет-пространстве «Классный руководитель в социальной сети» Колодко Ольга Викторовна учитель английского языка, государственное учреждение образования «Средняя школа №12 г.Гродно»   2016/2017 учебный год Памятка педагогу-экспериментатору   Обязательные условия ...

. Использование в качестве никнеймов имён представителей культурного и историко-политического дискурса: cesar, Клеопатра, Юнона, Апполоша, НИФФЕРТИТИ, Romanov. Присвоение коммуникантами прецедентных имён обусловлено, вероятно, традициями эпохи постмодернизма, где творчество основывается на переосмыслении известных образов, интертекстуальности, игре смыслов: EkaterinaIII, не-Путин, антижириновский, Ленин_и_Бревно.

. В.Бойко отмечает также тенденцию возрождения в Интернет-пространстве культуры язычников, что проявляется в актуализации имён славянских богов и мифологических существ (Перун, Ярило, ВелеС, ЛАДУШКА, Хорс, ВИЙ, Домовой, Русалка_Алка), а также отождествлении себя с природными объектами и явлениями (Я_СоЛныШко, ЗаРя, шепот ветра, Вечерняя*Звезда, Одинокая_луна, РАДуга, лужа (слякоть).

. В качестве никнейма часто используются прецедентные высказывания. К таким единицам относят цитаты, крылатые слова, пословицы, поговорки, афоризмы, девизы, лозунги и т.д.: Синяя борода; Мания величия; Человек без селезёнки; Что наша жизнь?- Игра; я_не_трус_но_я_боюсь; волк_в_овечей_шкуре; Интим не предлагать; Крытый медным тазом; Группа Крови; Чучело-Мяучело; достучаться до небес; безумный_шляпнНИК; последний герой; рыцарь круглого стола; абонент не доступен; Миссия-Выполнима; Ешь_ананасы?; бычки в томате.

. Тенденция использования в качестве сетевого имени иноязычных лексем детерминируется мировой культурной глобализацией. Доминирование английского языка в компьютерном дискурсе объясняет преобладание в Интернет-общении никнеймов-англицизмов: a_supergirl, Cherry Lips, SWEETY, Jump, to just_do_it, PUSH THE BUTTON, I_want2find_support, strong^roof, Ready4BedWeather. Также отмечена тенденция использования лексем из восточных лингвокультур: Yoko sama, Otaku, NINJA Zhang, WANG, Li, Zh@o, Chen, YANG, Wu, Li, Hu@ng и Zhou.

. В новообразовании имён противоположной описанным явлениям выступает тенденция десемантизации (утрата словом лексического значения) и симплификации (упрощение) онимов. Информативная функция таких онимов сведена к минимуму: АБ, ktyf, ljkggc, fsfs, н-г-н, 1рп4, 12345, 3838. Отметим, что продуктивность образования таких никнеймов достаточно низка. Чаще цифровой элемент никнейма сочетается с буквенным и используется в качестве дифференциации коммуникантов с одинаковым именем.

Вывод. Таким образом, типологическое разнообразие никнеймов, извлечённых из русскоязычного виртуального пространства, является итогом проекции на Интернет-дискурс (языковую деятельность Интернет-пользователей) разных этапов развития культуры: архаического, традиционного и современного.

Смешение выделенных лингвокультурных тенденций в образовании никнеймов создаёт «ономастический парадокс», что делает этот антропоним уникальным лингвокультурным явлением.

2.3 Анализ «местного» языкового материала

2.3.1 Никнеймы учащихся Лицея:

1.Иван Ю.- Vanyaushko

.Роман И. — Leon, Malder, Elrey, Street storm.

3.Никита М. — Kisliy080897

5.Роман Ж.- VeSeLun, Sorrims

6.Илона Ш. — Ilonakim5+

7.Виталий Х. — Silver564 ,wolf , chudic, borchicrus.

8.Эльвина В. — 123 Ross

9.Дима К. — zarion, leo32rus1, copotev.d.

10.Яна Б. — AdcK.8D.

.Ирина П. — Ikozavachko, irkabalbes

.Михаил М. — TarL, Kamil

.Вадим Р. — DocenF, Клоун, LacosTe

.Алексей С. — Mamba, STALIN, Kalmar, g@logeno.

15.Роман О. — Drewranger, error, Striker, Могильщик

16.Аноним — Malenkaya Pacost

17.Аноним — PaRaZiTka

18.Аноним — Шаша 😀

19.Аноним- FANЯ, эльфрыцарь

20.Аноним — Гога

21.Аноним — Klim

22.Аноним — посейдон

.Аноним — MurlЫK@

.Аноним — Nelson

В 9 «А» классе всего 25 учащихся, в опросе участвовали 24.

15 учащихся не скрыли своё настоящее имя, 9 учащихся участвовали анонимно.

учащихся имеют несколько никнеймов, 4 учащихся имеют наибольшее количество виртуальных имён — 4.

учащихся использовали для создания никнейма буквы русского алфавита (кириллицу), остальные 22 — преимущественно латинские буквы.

учащихся использовали цифры, 5 — другие графические элементы.

Вывод: общее количество участников опроса подтверждает актуальность исследования, так как все учащиеся являются активными пользователя Интернета (1 не принял участие по уважительной причине), а значит, и носителя Интернет-языка. Наиболее активные имеют несколько никнеймов и используют их на различных сайтах в зависимости от цели общения.

Виртуальное имя полностью совпало с настоящим только у 1 учащегося, кроме этого, настоящее имя частично вошло в никнейм ещё у 2 учащихся.

В исследуемом материале наблюдаются все перечисленные в предыдущих параграфах аспекты никнеймов, однако, особо выделяется ироническое (принижающее) отношение коммуникантов к себе: PaRaZiTka — паразитка, irkabalbes — Ирка балбес, Malenkaya Pacost — маленькая пакость, error — ошибка, Kisliy080897 — кислый.

В целом никнеймы учащихся не отличаются разнообразием, особой фантазией.

2.3.2 Никнеймы пользователей сайта Черёмушки.ру

(<#»376″ src=»/wimg/16/doc_zip1.jpg» />

Кмментарий: сайт (Интернет-портал) создан в 2010 году, содержит новостную информацию, предоставляет возможность общения (чат, форум), размещает фотографии и творческие работы. Сайт пользуется большой популярностью у жителей посёлка Черёмушки и тех, кто интересуется его жизнью, но географически отдалён.

Анализ:

При просмотре рубрики «Комментарии» в новостной ленте за последние полгода собрано всего 24 никнейма, так как подавляющее число комментариев написаны анонимно, то есть обозначены словом «гость». Однако замечено, что комментарии продуктивные, отличающиеся объёмом и содержанием, как правило, имеют подпись. Авторы не только заявили о своей точке зрения, но и идентифицировались, самообозначились.

На наш взгляд, наиболее оригинальным никнеймом является Чеширский кот <#»justify»>Так же не ясно, почему такое ограничение по размеру текста. Что можно вместить в 7-10 предложений? Слова ,,Я тебя люблю, поселок ты лучший»?А если попробовать к примеру так:

Любовь — это сложное слово

В нем много оттенков и граней

Его произносим мы снова

Из уст, из сердец и сознаний.

Поселок мы любим тебя.

Мы горды здесь жить и трудиться

Здесь любимая наша земля.

Нам так повезло здесь родиться.

Каждый день просыпаться зная

Это Родина, это мой Дом

Это Счастье и это не мало

Если чувства пылают огнем.

То уже вылетаешь за пределы формы и лишаешься права участвовать в конкурсе…

Хотелось бы, чтоб людям предоставили больше простора для творчества. А то в 5 предложений признаться в любви может недокормленный мачо с семками и пивом, но некоторым все ж есть что сказать и очень хотелось бы таких людей услышать.

Примечание: авторская орфография и пунктуация сохранены.

Чеширский Кот (англ. <#»justify»>Активный пользователь сайта, выбрав данный никнейм, подчеркнул особенность своих комментариев — это философские рассуждения, критические замечания. После «телепортации» — выхода из сети — остаётся на прощание лишь «улыбка». Впечатление усиливает размещённая рядом аватарка.

Общий вывод:

Исследовав «местный» языковой материал, мы пришли к решению разработать рекомендации по выбору никнейма, так как очевидно, что и подростки, и взрослые пользователи Интернета уделяют недостаточно внимания выбору своего имени (виртуального).

Заключение

Никнейм (ник, сетевое имя) как виртуальное имя собственное, условное или вымышленное компьютерное имя, художественный образ, который пользователи создают для личного общения в сети, представляет собой достаточно новое явление в ономастике, поэтому статус его окончательно не определён.

Как явление искусственной номинации никнеймы обладают рядом свойств, позволяющих говорить об их особом месте в ономастической лексике.

Никнейм — результат самономинации: носители виртуальных имён являются их авторами. Никнейм может быть отнесён к псевдонимам, но с оговоркой, так как Интернет — особый вид коммуникативного пространства.

Никнейм как антропоним можно считать уникальным лингвокультурным явлением, так как смешение различных лингвокультурных тенденций в образовании ников создаёт «ономастический парадокс».

Таким образом, никнейм можно считать лингвокультурным феноменом.

Практические советы — рекомендации по выбору никнейма

1. Аббревиатура. Это самый простой способ составления никнейма. Можно попробовать составить ник из первых или последних букв имени, фамилии и отчества. Если подключить фантазию, таким образом можно изобрести нечто уникальное и неповторимое. Например, Ларина Ирина — Лира. Можно попробовать прочитать свое имя или фамилию наоборот. Например, Оля-Яло, Ирина-Анири и т.д.

. Обратите внимание на любимые книги и фильмы, там можно обнаружить очень интересные варианты для своего никнейма. Обратитесь к мифологии, там тоже можно отыскать массу привлекательных имен. Если хотите привлекать внимание, избегайте слишком популярных героев — Бетмен, Апполон и т.д. Выберите что-то малоизвестное и загадочное, можно воспользоваться различными справочниками и энциклопедиями. Из книг поможет фантастика и фэнтази, средневековые или исторические романы — там можно отыскать самые необычные имена.

. Можно использовать при выборе никнейма и знания научной терминологии (Вектор, Синус, Изотоп и т.д.).

Здесь можно вспомнить физику, математику, философию и другие науки.

. Все, что приходит Вам в голову. Можно составлять ник из нескольких слов (Сладкая девчонка, Лесная фея, Мама_Оли и т.д.).

Можно создать никнейм на основе каких-то известных аналогий или явлений (Лунное затмение, Мания величия и т.д.).

А можно, создавая никнейм, совмещать несовместимое (Ледяное пламя, Хищный заяц и т.д.).

Все зависит от фантазии и желания. Часто люди выбирают такой никнейм, который будет отражать внутренний мир, взгляды на жизнь, душевное состояние и т.д. В Интернете нет места неловкости и стеснению, здесь каждый может придумать себе самое необычное имя и использовать свои самые бредовые идеи.

Помните! Имя — важнейшая составляющая личности. «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт!»

Список литературы

1.Рут М.Э. Антропонимы: размышления о семантике // Известия Уральского государственного университета. № 20. — Екатеринбург, 2001.

2.Трофимова Г.Н. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты автореф. дис. … д-ра филол. наук. <#»justify»>4.Чабаненко М.Г. Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности. Автореф. дисс… канд. фил. наук. — Кемерово, 2007.

.Бойка В.Ю. Нікнэймы ў беларускім інтэрнэт-дыскурсе // Шостыя танкаўскія чытанні: матэрыялы да канферэнцыі. — Мінск, 2008.

Электронные ресурсы