Влияние телевидения и интернета на социальное становление личности

Содержание

Введение

Глава 1. Влияние СМИ на личность, как социально-педагогическая проблема

1.1 СМИ: виды и функции

1.2 Влияние телевидения на личность

1.3 Влияние интернета на личность

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния телевидения и интернета на социальное становление личности

2.1 Анализ анкет, направленных на выявление степени зависимости от телевидения

2.2 Анализ анкет, направленных на выявление степени зависимости от интернета

Заключение

Библиография

Приложения

телевидение интернет негативный социализация

Введение

XX век вошел в историю человечества под названием «информационный взрыв». Благодаря средствам массовой информации вокруг каждого из нас создается некое информационное поле, воздействующее на социальные, моральные, художественные, интеллектуальные интересы и ценности. Сейчас ни один человек не представляет свой жизни без СМИ.

Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. В последнее время большим спросом СМИ пользуется у школьников и молодежи. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, они часто не вдумываются в смысл медиатекстов, испытывают затруднения при их самостоятельной оценке, анализе и критическом осмыслении огромного информационного потока. Такая ситуация приводит к тому, что постепенно притупляется потребность в приобретении знаний, общения с прекрасным, в духовно-эстетическом обогащении. Для молодежи, относящейся к так называемому «всеядному» типу зрителей и слушателей, СМИ выполняют, увы, лишь развлекательную или релаксационную функцию.

Выбранная тема актуальна в наши дни, когда на рынке СМИ не контролируется поток передаваемой информации, получаемый подростками, что негативно сказывается на социальном становлении их личности.

Объект исследования — процесс влияния средств массовой информации на социальное становление личности.

Предмет исследования — СМИ как инструмент воздействия.

Целью данной работы является изучение влияния современных средств массовой информации на социальное становление личности.

11 стр., 5235 слов

Гл а в а 5. Институциональный уровень социального влияния

Изучение семьи входит в задачи не только социальной психологии, но и этнографии детства, социологии семьи, возрастной психологии, психологии личности; она является необходимым элементом анализа практически любой ... видов родительской любви И mi.) и анализа межпоколенных конфликтов. Так, отмечается: • влияние родительской любви и эмоциональной поддержки рнчлично для мальчиков и девочек: если для ...

Задачи:

Осуществить теоретический анализ по проблеме влияния современных средств массовой информации на социальное становление личности.

Выявить влияние телевидения на школьников и студентов.

Выявить влияние интернета на школьников и студентов

Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследования: теоретические, анализ научной литературы; эмпирические, проведение исследования; качественный и количественный анализа результатов исследования.

Глава 1. Влияние СМИ на личность, как социально-педагогическая проблема

1.1 Виды и функции средств массовой информации

Одним из наиболее главных факторов интенсивного развития общества является его информированность. Особое значение имеет массовая информация, которая обладает возможностями влияния, как на человека, так и на общество в целом.

«Средствами массовой информации являются учреждения, которые создаются для передачи какой — либо информации любым лицам с помощью технического инструментария. СМИ как правило имеет неограниченный круг потребителей. К СМИ относят следующее: печатные издания (газеты, журналы и т.д.), радио, телевидение, интернет и т.п. Наиболее сильное воздействие оказывают аудиовизуальные СМИ (прежде всего радио и телевидение)». [13, с. 297]

СМИ обладает публичностью, т.е. имеет широкую аудиторию, меняющуюся в зависимости от интереса к той или иной теме.

Средства массовой информации обладает рядом функций:

Одна из основных функций СМИ является информирование общества. Суть заключается в получении информации о важных для людей событиях, а так же ее сборе, обработке и хранении. Эта функция тесно связана с другой, не менее важной.

Идеологическая или политическая функция. Формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения. Информация используется для внесения идей в сознание людей с целью побуждения к определенной деятельности или определенному поведению, т.е. СМИ задают некую модель человека, его поведения, под которую все должны подстраиваться и вести себя соответственно. [16]

Так же СМИ выполняют и развлекательную функцию. Получение удовольствия, снятие напряжения и усталости, отдых.

Обучение и просвещение. Распространение культурных ценностей в жизни общества, расширение кругозора и т.д.

В любой сфере СМИ выполняют свою определенную функцию.

Отражение взаимоотношения людей между собой и с природой называется общественное сознание. СМИ, воздействуя на общество, может оказывать воздействие на любого человека в частности, создавая идентичные действия и эмоции. Следовательно, СМИ осуществляет формирование общественного мнения.

СМИ воздействуют на человека как положительно, так и отрицательно. В случае с положительным влиянием рассматривается массовость, получение знаний о мире, скорость передачи информации, проживание определенного жизненного опыта, просмотр большего количества фильмов, спокойная обстановка пользования. Что касается отрицательного влияния, то здесь однообразие в мышлении, ощущениях, иллюзия знания, нарушение внутреннего ритма, выработка автоматизма, превалирование эмоции, отключение разума, привитие плохого вкуса к разным видам искусства, иллюзия одиночества. [17]

6 стр., 2724 слов

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы ...

... подражание, внушение, убеждение и др. формы и механизмы влияния людей друг на друга в практике общения. Заражение - ... с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию (в отличие от внушения, при котором достигается ... 5) с точки зрения количества участников - межличностное, групповое, массовое; 6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся ...

СМИ могут обогащать человека, активизировать его позитивные возможности для созидательной деятельности, выполнения своего гражданского долга, но могут деформировать, вызывать низменные чувства и даже разрушать личность.

Педагогически целенаправленное использование возможностей СМИ позволяет формировать у растущего человека информационно — педагогическую культуру — один из показателей его воспитанности.[ 9]

Таким образом, средствами массовой информации являются печатные издания, радио, телевидения, интернет. Они выполняют следующие функции: информационную, политическую (идеологическую), развлекательную и обучающую. СМИ формирует общественное мнение. И на человека они могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

1.2 Влияние телевидения на социальное становление личности

Телевидение является важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира формировался в последнее время именно телевидением. Оно было и продолжает оставаться для населения основным дешевым и доступным источником информации.

На телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий. Главным преимуществом телевидения является «эффект присутствия». Воздействие производится на органы слуха и зрения, что обеспечивает более прочные связи с аудиторией.

Говоря о влиянии телевидения, следует рассмотреть механизмы, влияющие на человека.

Прямой способ убеждения — способ убеждения, когда аудитория внимательно сосредотачивается на конкретных факторах.

Косвенный способ убеждения — способ убеждения, когда на аудиторию оказывают влияние случайные факторы (привлекательность оратора, музыка, цвет и т.д.)[6]

Телевидение оказывает влияние большее, чем из ныне существующих СМИ. И чем больше вес данного института в социальной общности, тем лучше прослеживаются основные функции телевидения:

1. развлекательная;

2.информативная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);

3. передача духовного наследия, трансляция ценностей культуры;

4. воспитательная, основанная на принятых установках;

5. рекреационная, и т.д.

На подсознательном уровне человек может не ощущать, что на него оказывают влияние: информируют, обучают или воспитывают. Человек редко включает телевизор именно в этих целях. И все многообразие телепередач можно свести к двум типам:

1. телепередачи с сюжетом;

2. телепередачи с личностью.

С сюжетом все выглядит достаточно ясно. Так или иначе, даже репортажи в информационных программах сами журналисты называют «сюжетами». То же самое происходит и в популярных телеиграх и, безусловно, в телефильмах и сериалах.

Телепередачи с личностью интересны, прежде всего, тем, что личность меняет или уже изменила что-то в себе, в своей отрасли или в обществе в целом. [2]

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы. В среднем, младшие школьники смотрят телевизор 2,5 ч в день.

Основные тенденции негативного влияния СМИ на социализацию учащихся начальной школы:

* увеличение сцен насилия и эротики в кинофильмах, сериалах и других передачах;

11 стр., 5218 слов

Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...

... механизмы функциональных состояний, соответствующие определённому возрасту человека. нервный генотип воспитание личность 1. Типологические варианты личности детей С помощью психологических методов (наблюдение за ... в том числе мнение о необходимости использовать в психофизиологическом исследовании на человеке только неинвазивные методы (не проникающие через поверхность кожи), которые предполагают ...

* усиление воздействия рекламы на социализацию;

* вытеснение «взрослой» субкультурой «детской», снижение количества и качества передач для детей и подростков;

* снижение художественного и интеллектуального уровня передач для детей;

* вытеснение отечественной культуры, созданной для детей, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой. [19]

Дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным.

Рассмотрев некоторые факторы внутреннего душевного состояния, благоприятствующие внушению человека, а также специальные методы усиленного гипнотического воздействия на психику, делается вывод что, благодаря телевизионному воспроизведению, внушаемость с экрана многократно увеличивается.

Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с человеком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое воздействие, как правило, не прерывает гипнотического состояния и влияет на психику зрителя в соответствии с содержанием сообщения.

В последнее время внимание ученых обращено на проблему гипнотического воздействия телевидения на становление личности детей подросткового возраста. Ведь подростки много времени уделяют просмотру телепередач, кино, современных мультфильмов, рекламы, которые, в свою очередь, хорошо оперируют и привлекают различными эффектами и приемами (звуком, музыкой, шумовыми эффектами, ярким изображением, имиджем кумиров-актеров, певцов, спортсменов и других звезд, слоганами, лексикой современной молодежи, модной жизнью и другим) для заинтересованности, убеждения и даже навязывания определенного мнения.

Психика подростка в этот период очень нестабильна, поэтому он не всегда может объективно оценить ситуацию. Подросток доверяет тому, что видит, а следовательно, часто копирует действия любимых героев, переносит их в свою жизнь. Таким образом, у детей подросткового возраста развиваются интересы, идеалы, отношения с окружающими, формируется отношение к миру, его ценностям. Вместе с этим, агрессия и аморальное поведение, представленная в телепередачах, кинофильмах, современных мультфильмах, способствует формированию агрессивного поведения, роста преступности.[5]

В век телевидения дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли значительно раньше, чем это было даже несколько десятилетий назад. Телевидение — это окно, через которое дети узнают о мире взрослых, более не являющемся для них тайной. Влияние телевидения заключается в гомогенизации традиционных стадий развития человека: дети рано становятся похожими на взрослых, тогда как взрослые сохраняют многие детские черты. Совокупное влияние СМИ на детей наиболее значительно, когда передачи смотрят в развлекательных целях, причем их содержание воспринимается детьми как реалистическое в силу сравнительно малого социального опыта.[18]

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе...). Позы Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто ... одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ...

Слишком раннее начало половой жизни надолго останавливает нормальное, естественное взросление ребенка. Для человека нет более сильных чувств, чем сексуальных. Ребенок испытывает настолько сильное потрясение, настолько интенсивные переживания, что все остальное отходит для него на второй план: учеба, отношение с родителями и знакомыми, мысли о будущей карьере.

В каждой цивилизации существует свой возрастной ценз для вступления во взрослую половую жизнь. Возраст, до наступления которого ребенок должен овладеть всеми секретными навыками для успешной реализации себя в данном конкретном обществе. Существуют так же исторически сложившиеся материальный и социальный ценз. В нашей культуре это образование, работа и карьерные перспективы. При чем, чем сложнее культура, тем выше возраст создания семьи, сексуальной инициации.

Начиная половую жизнь, будучи еще в полной материальной и социальной независимости от родителей дети воспринимают секс ни как не отделимую часть взрослой жизни, за которой должно последовать рождение и воспитание детей, а как игрушку, развлечение вроде тамагочи. Этот деструктивный навык, они берут потом с собой в свои семьи, которые распадаются при первых же трудностях. Раннее сексуальное начало надолго останавливает общественное становление ребенка.

Человеку из нашего общества, из нашей цивилизации необходимо получить комплекс знаний, который поможет кормить себя, семью и стать полноправным членом в обществе. Раннее начало половой жизни прекращает все эти нормальные для цивилизации процессы и как следствие поколения неудачников.

Как же работает механизм, изменяющий сначала поведение, потом личность, а в итоге и судьбу людей. Согласно теории социального моделирования как дети так и взрослые приобретают установки, осваивают эмоциональные реакции, новые типы поведения путем копирования поведения теле- и киногероев. Задача социального моделирования — создание с помощью СМИ человека с заранее заданными нормами поведения. На телевидении и прессе моделируются поведения людей, которые ведут себя не так как принято в данном обществе. В случае моделирования сексуальной распущенности поведения подростков наградой служит как бы окрепшее в результате этого здоровье, побежденные комплексы, авторитет у сверстников. Усиленно внушается, что безопасный секс, онанизм крайне полезны для здоровья. Моногамные семейные отношения с целью рождения детей составляются как скука и рутина. Им противопоставляется секс, как вечное развлечение без забот с неограниченным количеством партнеров, но без детей. Так выглядит простая схема информационной стерилизации целого поколения. Существуют способы избирательной стерилизации молодежи из разных социальных или этнических групп.

В частности, от ранней сексуальной инициации падает, прежде всего, рождаемость среди малообеспеченной молодежи. Ведь именно эти ребята читают самые дешевые издания, посещают самые дешевые клубы и по нехватке средств больше, чем богатые проводят время у телевизора, самого дешевого развлечения на свете. [8]

Современное телевидение является эффективным средством влияния на становление личности подростка и является дешевым и доступным источником информации. Оно более прочно связано с аудиторией и влияет сильнее, чем остальные СМИ. Через телевидение дети узнают о мире взрослых и стремятся раньше времени быть на них похожими. При этом дети рано начинают жить половой жизнью, воспринимая секс как игрушку. С помощью социального моделирования создается модель человека, который ведет себя не так как принято в данном обществе, моделируется сексуальная распущенность и дети подражают этой модели.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными философами ...

1.3 Влияние интернета на личность

Сегодня в любом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. Зачастую сложно контролировать движение детей по глобальной паутине. В одних случаях глобальная сеть является стимулом к развитию ребенка и помощников в решении определенного ряда задач, в других — это негативная среда, способна к пагубному воздействию на неокрепшую детскую психику.

Интернет выигрывает у остальных СМИ по следующим параметрам:

1. мультимедейность. В интернете объединяются сразу несколько аспектов (визуальные, звуковые, печатные и т.д.),пользователи интернета получают экономические выгоды( стоимость отправки письма в электронной сети значительно ниже)

2. персонализация. в интернете находится вся необходимая информация

3. интерактивность. С помощью социальных сетей в интернете возможен диалог.

4. отсутствие посредников. В интернете возможен доступ правительства к населению, населения к власти без воздействия со стороны СМИ. [18]

Интернет стал и средством общемирового вещания, механизмом распространения информации, а также средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар. В отличие от радио- и телевещания, основной функцией которых стало производство и распространение массовой информации, Интернет оказался средой для коммуникации в более широком смысле слова, включающей межличностную и публичную формы общения, как индивидуальную, так и групповую. Интернет — многофункциональная система. Главными его функциями являются:

Социальная. С ее помощью появляются новые формы коммуникативного поведения. Эта функция влияет на кросс-культурные процессы, происходящие в обществе. В этом случае язык серьезным ограничением для расширения контактов и выхода в иную лингвистическую среду;

Информационная. Все контакты общедоступны и находятся в режиме открытости. Любой человек может получить доступ выхода в Интернет. Информационная функция обеспечивает хранение, механизмы поиска и доступа к имеющейся информации;

Экономическая. Направленная на получение коммерческой прибыли и проявляющаяся в чрезвычайно эффективном воздействии на глобальную информационную инфраструктуру и стимулирующая ее дальнейшее развитие.[ 4]

Интернет позволяет получить свободный доступ к большому количеству информации практически мгновенно. Конечно, качество и достоверность этой информации может сильно варьироваться. Кроме того, информация предоставляется в самых различных форматах.

Влияние интернета неоднозначно. С одной стороны это прекрасное средство для обучения, получение информации, общение с разными людьми на расстоянии, возможность найти работу. С другой же стороны блокирует жизнедеятельность, погружает человека в компьютерную реальность, трансформирует сознание. Психологи и педагоги отмечают, что каждый подросток проходит через период многочасового времяпрепровождения за компьютером. Не очень понятно, что подростки выносят из этого с собой. Возможно, узнают что-то новое, но и возможно теряют что-то, в сравнении с теми детьми, которые это время проводили с книгой и общался с живыми, а не виртуальными собеседниками. Сегодня появилось уже целое поколение подростков, которые неплохо разбираются в компьютерной технике, и в виртуальном мире имеют больше знакомых, чем в реальном.[ 14]

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...

... являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её ... - логический метод применялся при классификации полученной информации о внешних признаках человека, способах получения данной информации, метод системно структурного анализа был использован при ...

Комфортным для ребенка в интернете является удобный интерфейс. Для них это способ различения и доступ к информации. Даже в 2 года ребенок может играть в компьютерные игры. А с наступлением старшего возраста дети более активны в интернете. Некоторые из них создают страницы в социальных сетях, доверчиво вкладывая на сайты контактную информацию, личные фотографии и т.д.

Негативным в интернете является распространение информации сомнительного содержания. Зачастую дети слепо верят этой информации.

Положительное в интернете то, что в нем есть образовательный и полезный опыт, при правильном его использовании улучшается успеваемость в учебных учреждениях.

По мнению психологов у детей проявляются скрытые комплексы, меняется стиль поведения, они переходят нравственные границы из-за отсутствия запретов и анонимности в сети. Подчас интернет зомбирует так сильно детей, что они не в состоянии вырваться из-под этого влияния. Для них игры это реальная жизнь.

«Интернет-зависимость» — этим термином описывают непреодолимое желание пользоваться Интернетом. Любой человек независимо от возраста подвержен этой зависимости. Выделяют следующие признаки зависимости:

Человек не контролирует время, потраченное за компьютером. Зачастую проявляет агрессию в сторону отвлекающих его людей.

Лжет относительно времени, которого он провел за компьютером, либо, уменьшая оценку длительности работы, либо скрывая, какого рода занятиями он был увлечен (например, говорит, что пять часов подряд писал диссертацию в то время, как на самом деле все это время он играл в сетевую игру или болтал по сети Интернет).

Страдает от негативных последствий от времени, проведенного за компьютером (в их число могут войти как несделанные важные дела в реальной жизни, так и головные боли).

Превозносит роль компьютера в своей жизни, закрывая глаза на порождаемые им проблемы и отказываясь от критических оценок; не прислушивается к мнению окружающих на эту тему.

Испытывает смешанное чувство эйфории и вины за работу с компьютером — либо по причине чрезмерного времени, проводимого за «виртуальными» занятиями, либо по причине ненормального (от просто раздраженного до психопатологического) поведения при общении с компьютером.

Ощущает депрессию или тревогу, когда что-то вмешивается в его планы посидеть за компьютером (например, препятствует игре, сокращает срок работы в сети или прерывает возможность работы).

Погружен в виртуальную активность, будучи вне доступа к компьютеру (например, думает о том, как пройти на следующий уровень компьютерной игры, переживает сетевой роман или предвкушает, как он спрограммирует новый вирус).

16 стр., 7515 слов

Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической ...

... уровня коммуникативной компетентности у Интернет-зависимых людей. .1       Организация и методы эмпирического исследования .2       Изучение интернет-зависимости и увлечённости компьютерными ... основой исследования являются: теория К. Янг, которая относит Интернет-зависимость к проблемам поведения и контроля над влечениями; концепция К. ...

Использует компьютер в целях развлечения в минуты грусти или подавленности, как способ уйти от проблем или избежать чувства неадекватности в реальной жизни.

Испытывает финансовые проблемы в связи с компьютерной активностью (например, тратит слишком много денег на компьютерные игры или оплату работы в сети Интернет).

[8]

Виртуальную зависимость порождает не компьютер, а та или иная форма дезадаптации к реальной жизни. В этом случае человек и без компьютерной виртуальной реальности найдет себе воображаемый мир, в который можно убежать от взаимодействия с реальной жизнью — будь то изоляция, наркотики, асоциальные группы или что-то еще. А если будет возможность «уйти» в киберпространство, он воспользуется ею. Тем более, что последняя возможность в последнее время наиболее доступна и, на первый взгляд, наименее порочна и опасна относительно предыдущих альтернатив. Но последний аргумент не такой уж и однозначный.

Главной опасностью здесь становится то, что реальное пространство начнет занимать место внутри виртуального пространства, стремясь поменяться с ним местами. А это уже очень опасно, и уже сейчас известны случаи шизофрении среди заядлых игроманов.[15]

Интернет представляет собой большое количество информации, доступной любому пользователю. у него есть свои преимущества по сравнению с другими СМИ: мультимедейность, персонализация, интерактивность, отсутствие посредников. Он обладает рядом функций: социальная, информационная, экономическая. Из-за недавнего его появления он в значительной мере выигрывает у остальных СМИ. Интернет имеет как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны это прекрасное средство для обучения, получение информации, общение с разными людьми на расстоянии, возможность найти работу. С другой же стороны блокирует жизнедеятельность, погружает человека в компьютерную реальность, трансформирует сознание. Так же может развиться интернет-зависимость. Что очень сильно влияет на человека.

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния телевидения и интернета на социальное становление личности

2.1 Анализ анкет, направленных на выявление степени зависимости от телевидения

В наши дни телевизор не в состоянии заменить ребенку общения с близкими людьми. Особое внимание обращает на себя телевидение, которое буквально заполняет внутренний мир человека.

Для того, чтобы выявить влияния телевидения на становление личности, нами было проведено исследование. Мы опросили 3 возрастные группы:

От 14-16 лет

От 18-21

От 35-45

Первой возрастной группе была предложена анкета Борисенко А. А. (приложение 1) , содержащая 11 вопросов, но для нас были значимы только 3 из них:

Ваша любимая телепередача, канал и жанр?

Совмещаете ли вы телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

Заменило ли вам телевидение другие увлечения, от которых вы получали удовольствие в детстве (чтение книг)?

В анкетировании приняло участие 50 учеников 7-9 классов.

В результате мы получили следующие данные:

Лидирующее место занимают музыкальные программы 52% , в основном интерес у молодежи вызывают различные хит-парады, развлекательные программы выбрали 26% (13 человек), это второе место сериал «Дневники вампиров» и «Закрытая школа»; третье место, к сожалению, занимают спортивные, образовательные и информационные программы всего 14%, это такие программы как «Галилео» и «Самый умный». 58% совмещают просмотр телевидения с другими видами умственной деятельности, в основном это подготовка к занятиям или чтение книг. В процессе анкетирования выяснилось, что есть подростки предпочитающие чтение книг 8%, т.е. то, что их увлекало в детстве. Самым популярным каналом молодежь считает MTV (60%), 12% считают, что часто просматриваемым каналом является МУЗ-ТВ и ТНТ, телеканал СТС смотрят 10%, 14% назвали другие каналы (первый канал, НТВ).

13 стр., 6323 слов

Формирование у младших школьников навыков безопасного использования ...

... уже определенный опыт в и учащихся информационным технологиям, т.е. умеют информацию из сети Интернет, существуют к необходимому подготовки учащихся, основанные на умениях: требуемую в ... связи с существенным возрастанием численности школьников в Интернете эта проблема становится актуальной. Интернет часто представляет собой неотфильтрованную информацию, и необходимы меры по ограждению ребенка от ...

Замечательно, что телевидение занимает все-таки не первое место в отдыхе, но очень обидно, что молодежь предпочитает развлекательные программы образовательным.

Второй возрастной группе была предложена анкета «на определение зависимости от телевидения» К. Хека (приложение 2).

В опросе принимали участие 20 человек.

В категорию людей полностью независимых от телевидения попадает 50%. Положительной стороной здесь является то, что человек может больше времени уделять своей деятельности и самообразованию, т.е. например, если профессиональной деятельностью человека требует интеллектуальной ясности, творческого начала, некой индивидуальности и самоотдачи, то независимость от телевидения дает ему огромный в карьере. Не подвержен негативным влияниям телепередач. Но с другой стороны можно говорить об отрицательной стороне этого влияния. Человек может находится не в курсе последних событий как в мире, так и в своей стране. Ему будет сложно поддерживать темы, в которых обсуждаются различные телепередачи, сериалы и т.п., т.е. возникают какие то трудности в общении.

Вторая половина опрошенных (50%)показала наиболее оптимальный результат, т.е. для этих людей телевидение — источник сведений и небольшое развлечение, которое служит для отвлечения. Такие люди, как правило, коммуникабельны, им есть о чем поговорить в кругу таких же людей. Они нуждаются в постоянном движении и ярких впечатлениях, которое могут иногда получить в телевизионных передачах. Если день был трудным, то такие люди предпочитают провести вечер у телевизора с целью отдыха. Однако, по выходным просмотр телевидения следует свести к минимуму: погулять по парку, заняться спортом, сходить в музей.

В проведенном нами исследовании в данной группе положительным мы считаем то, что не было абсолютно зависимых людей от телевидения, т.е. это говорит о том, что люди стараются жить более реальной жизнь, уделять свое время родным, друзьям, делам, самому себе.

В третью опрашиваемую группу входили учителя и родители. С помощью предложенных анкет (приложение 3,4,5) мы хотели выявить особенности отношения взрослых к телевизионным передачам. В анкете приняли участие 10 учителей общеобразовательной школы №6 г. Гаврилов-Ям и 20 родителей школьников.

Педагоги воспринимаю телевидение как компонент окружающей среды, оказывающий не только положительное, но и отрицательное на развитие и воспитание детей. Они расположили факторы по степени влияния на школьников следующим образом: 1) сверстники, 2) СМИ, 3) семья, 4) школа, 5) литература, искусство. Активное и целенаправленное использование телевидения в качестве средства воспитания — достаточно редкое явление. Большая часть 74% опрошенных указали на то, что в воспитательной работе класса редко используется просмотр и обсуждение телевизионных передач. Основными причинами явились: слабое материальное оснащение школ, отсутствие «умных и добрых» передач на телеэкране», приоритет родителей в воспитании у детей культуры потребления телевизионной информации. 26% учителей отметили, что планируют данную работу эпизодически, используя беседы о просмотренных фильмах и передачах, обсуждение программ «Новости», внеклассные мероприятия по типу передач «Поле чудес», элементы инсценировок, иногда ссылаются в ходе беседы на фильм или телепередачу, которую видели большинство ребят, советуют ребятам, какие фильмы или передачи надо обязательно посмотреть.

Анкетирование родителей(20 человек) в классе начальной школы дает нам представление о том, сколько времени проводит ребенок у телевизора. Оказалось, что в будние дни ребенок просиживает у телевизора около двух часов, а в выходные дни около трех с половиной. На вопрос «часто ли вы смотрите телевизор вместе с ребенком?» 40% опрошенных ответили положительно, 6% — отрицательно и 54% родителей ответили, что смотрят телевизор вместе с детьми иногда в выходные дни или во время школьных каникул. По данным анкетирования 48% родителей обсуждают с ребенком просмотренные фильмы и передачи, отвечают на вопросы, объясняют все непонятное, 40% опрошенных лишь иногда общаются по поводу просмотренных передач, 12% считают такого рода общения необязательным, т.к. детские передачи не нуждаются в пояснениях и ребенок многое в состоянии понять без помощи взрослых. Выбирая телепередачу для ребенка родители чаще всего руководствуются желанием расширить его кругозор, так же учитываются просьба ребенка, возраст и увлечения. Многие родители отметили, что ребенок сам выбирает телепередачу, которую будет смотреть (до 21.00 часа).

На вопрос «Какую передачу создали бы вы, будь у вас такая возможность?» родители ответили, что хотели бы видеть в ряду существующих каналов «Детский канал», где будут передачи о правилах хорошего тона, о том как выбрать профессию, музыкальные передачи, учебно-познавательные программы, заставляющие думать, развивающие любознательность, вызывающие желание делать добро. На вопрос «Замечаете ли вы какие-либо негативные проявления у вашего ребенка (агрессию, грусть, страх) после просмотренного фильма, передачи?» 76% взрослых ответили отрицательно. У 24% детей, по мнению родителей, возникают чувства страха, тревожности, агрессивности по отношению к окружающим.

Стихийный просмотр телевизионных передач является причиной нарушения речи, отсутствие интереса к занятиям, слабой способностью к концентрации, сниженной эмоциональности и отсутствия сопереживания, низкого уровня фантазии и воображения, несамостоятельности и стереотипности мышления, что приводит к смещению нравственных акцентов, изменениям личности ребенка, среди которых детская жестокость и агрессивность.

Следует признать, что изъять телевидение из жизни ребенка практически невозможно. Однако взрослые в состоянии сделать управляемым процесс детских телевизионных просмотров.

Проведенные нами анкетирования показали, что школьники видят в телевизоре предмет развлечения, студенты не зависят от телевидения или не имеют такой склонности и видят в нем как предмет получения информации, педагоги и родители испытывают серьезные затруднения в выборе педагогических средств в формировании осмысленного общения с телевидением.

2.2 Анализ анкет, направленных на выявление степени зависимости от интернета

Для того что бы выявить влияние интернета на становление личности мы обратились к двум возрастным группам:

14-16 лет (школьники 7-9 классов, среднеобразовательной школы №6, г. Гаврилов-Ям)

18-21 год (студенты ЯГПУ им. Ушинского)

Обоим группам была предложена одна методика на «Интернет-зависимость» А.Е.Жичкиной (приложение 6).

В первой возрастной группе в опросе принимала участие аудитория из 50 человек. Были получены следующие результаты: 70%- склонны к зависимости, т.е. у этих школьников наблюдается одержимость, которая проявляется эпизодически. 20%- не склонны к зависимости т.е. это обычные пользователи интернета, временами такие люди остаются дольше в сети чем обычно,но они в состояние контролировать использование интернета. 10%-зависимы т е. дети, чрезмерно пользующиеся интернетом.

По сравнению с первой группой результаты второй группы наиболее положительны. В то время как в первой возрастной группе 70% опрошенных склонных к интернет зависимости, а во второй группе такой же процент опрошенных абсолютно не зависимы от интернета. Это связано с тем, что у студентов большая потребность в самореализации, построения своей деятельности, саморазвитие, другие ценности и приоритеты в жизни. Интернет является для них по большей части источником информации и в самых редких случаях развлечением. Хотелось бы отметить и то, что абсолютно не выявлено полностью интернет зависимых, т.е. интернет у данной возрастной группы интернет не на первом месте, однако у 30% отмечается склонность к зависимости. Это может быть связано с тем, что человек не определился в сфере своей профессиональной деятельности и зачастую ведет себя как подросток.

Таким образом, можно утверждать, что все же большая часть школьников склонны и зависимы от интернета, а это значит, что интернет играет в их жизни далеко не последнюю роль. Что касается студентов, то большая их часть не имеет интернет зависимости.

Заключение

В заключение исследования влияния СМИ можно сделать ряд выводов.

Было проанализировано, что средствами массовой информации являются печатные издания, радио, телевидения, интернет. Они выполняют следующие функции: информационную, политическую (идеологическую), развлекательную и обучающую. И на человека она могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Телевидение на сегодняшний день является самым дешевым поставщиком информации. Оно более прочно связано с аудиторией и влияет сильнее, чем остальные СМИ. Через телевидение дети узнают о мире взрослых и стремятся раньше времени быть на них похожими. При этом дети рано начинают жить половой жизнью, воспринимая секс как игрушку. С помощью социального моделирования создается модель человека, который ведет себя не так как принято в данном обществе, моделируется сексуальная распущенность и дети подражают этой модели.

Интернет представляет собой большое количество информации, доступной любому пользователю. У него есть свои преимущества по сравнению с другими СМИ: мультимедейность, персонализация, интерактивность, отсутствие посредников. Он обладает рядом функций: социальная, информационная, экономическая. Из-за недавнего его появления он в значительной мере выигрывает у остальных СМИ. Интернет имеет как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны это прекрасное средство для обучения, получение информации, общение с разными людьми на расстоянии, возможность найти работу. С другой же стороны блокирует жизнедеятельность, погружает человека в компьютерную реальность, трансформирует сознание. Так же может развиться интернет-зависимость. Что очень сильно влияет на человека.

По результатам опросов, получилось, что школьники видят в телевизоре предмет развлечения, студенты не зависят от телевидения или не имеют такой склонности и видят в нем как предмет получения информации, педагоги и родители испытывают серьезные затруднения в выборе педагогических средств в формировании осмысленного общения с телевидением. Что касается интернета, то здесь школьники больше подвержены зависимости, чем студенты.

Библиография

Баженова, И. А. что ищут дети в мировой паутине?// Библиотека : №9, 2002, с. 40-42

Березкина, О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ [текст]/ О. П. Березкина. — М.: Академия,2009, 240с.

Жилавская, И.В. От медиаобразовательной среды — к образованным медиа [текст]/ И.В Жилавская. -Белгород: Изд-во БГУ, 2007, 248с.ч

Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России [текст]/ Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Ас-пект Пресс, 2010. — 259 с.

Киселев, А.Г. Теория и практика массовой информации: общество-СМИ-власть [текст]/ А.Г. Киселев. — М: Юнити, 2012, 431 с.

Корконосенко, С. Г. Основы теории журналистики [текст]/ С. Г. Корконосенко.- СПб., 2007, 318 с.

Луман, Н. Реальность масмедиа [текст]/ Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского.— М.: Праксис, 2010. — 256 с. —(Серия ?Образ общества?).

Макарова, Н.М. Основные воздействия СМИ [текст]/ Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2008. — 432 с . : ил. — Парал. тит. англ.

Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [текст]/ Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2009. — 269 с.

Монахов, В.Н. СМИ и Интернет: проблем правового регулирования [текст]/ В.Н. Монахов. — М., «Экопринт», 2003, 254 с.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика [текст]/ А. В.Мудрик. — М.: Академия, 2000, 200 с.

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [текст]/ М. М. Назаров.- М.: УРСС 2006, 311с.

Пугачев, А.И. Введение в политологию [текст]/ В.П. Пугачев. — М.: Аспект пресс, 2000, 378 с.

Розин, В. М. Влияние Интернета на сознание и структуру знания [текст]/ Влияние Интернета на сознание и структуру знания. — М., 2009. — 239 с.

Сасиновский, А. Реальность 2.0//Журнал «Digital Life» [текст]/ А. Сасиновский. — М.: Открытые системы, 2001, №3. — 64 с

Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран [текст]/ Б.А. Страшун. — М.: Издательство БЕК, 1993, 246 с.

Филиппова, О. В. Влияние СМИ на развитие детской агрессивности [эл ресурс]/ О. В. Филиппова. http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics/209/9349/

Черных, А. Мир современных медиа [текст]/ Черных А. Мир современных медиа. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Пого-рельского»).

— 312 с.

Чудинова, В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека: №4, с. 25-29

Приложение 1

Анкета Борисенко А. А

Что такое, по Вашему мнению, медиаобразование?

Как часто Вы потребляете информацию, передаваемую СМИ?

Какие источники информации Вы обычно предпочитаете?

Какие источники информации Вы никогда не используете?

Какие Web-сайты предпочитаете в интернете?

Какие радиостанции предпочитаете слушать?

Какие печатные издания предпочитаете?

Ваша любимая телепередача, канал и жанр?

Совмещаете ли вы телевидение с другими видами умственной деятельности, таким как учеба, чтение или написание письма?

Заменил ли Вам интернет другие развлечения?

Заменило ли вам телевидение другие увлечения, от которых вы получали удовольствие в детстве (чтение книг)?

Приложение 2

Анкета на определение зависимости от телевидения К. Хека.

Предназначение. Данный тест предназначен для выявления уровня зависимости от телевизора и телевидения. Оцениваемые качества. Зависимость от телевидения

Возрастная категория. 16+

Инструкция. Ниже приведён ряд утверждений. Постарайтесь внимательно прочитать каждое из них. Если Вы согласны с утверждением, тогда отметьте слово «Да». Если несогласны, тогда отметьте слово «Нет». Постарайтесь в каждом утверждении выбрать «Да» или «Нет». Это поможет точнее поставить «диагноз».

1. Я смотрю телевизор каждый день, если есть возможность. да / нет

2. Я помню как выглядят все или почти все главы следующих государств: США, Великобритании, Израиля, Франции, Германии, Италии, Венесуэлы. да / нет

3. По крайней мере один раз в несколько дней я делюсь с кем-нибудь увиденным по телевизору. да / нет

4. В мои планы входит покупка нового телевизора в будущем. да / нет

5. При виде некоторых знаменитостей меня охватывает сильное раздражение. да / нет

6. Как правило, уже по первым звукам рекламного ролика я могу угадать что рекламируют в данном ролике. да / нет

7. Иногда я ложусь позже, чем следовало бы, из-за телевизора. да / нет

8. Я интересуюсь жизнью некоторых телезвёзд. Я ищу дополнительную информацию про них в газетах, журналах или интернете. да / нет

9. Хотя бы иногда я изучаю программу телепередач. да / нет

10. У меня есть любимые телекомпании, и я ревностно слежу за борьбой телекомпаний. да / нет

11. Некоторые телевизионные знаменитости для меня служат эталоном красоты: я копирую их иногда в одежде, в причёсках, в манере разговаривать и т. п. да / нет

12. Коротая время в ожидании любимой телепередачи, я иногда смотрю другие малоинтересные передачи. да / нет

13. Прямо сейчас я могу назвать несколько любовных интрижек телевизионных звёзд. да / нет

14. В настоящее время у меня есть хотя бы один любимый телесериал, серии которого я стараюсь не пропускать. да / нет

15. Смотря какое-нибудь шоу, я активно сопереживаю участникам: подсказываю им в уме, иногда вслух ругаюсь, думаю как бы я повёл себя на их месте. да / нет

16. Когда была последняя Олимпиада, я старался каждый день смотреть репортажи с неё. да / нет

17. Если бы у меня сломался телевизор, я бы постарался починить его в течение двух недель или же купить новый. да / нет

18. Некоторые песни звучат по телевизору так часто, что уже меня раздражают. да / нет

19. Было бы неплохо, если по телевизору чаще показывали жизнь обычных, реальных людей. Хотя бы таких как я. да / нет

20. Я так устаю за день, что только телевизор может меня развлечь. Телевизор для меня средство отдыха. да / нет

Обработка результатов. Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста (сколько отмечено слов «да»).

0 — 5 баллов. Вы человек свободный от телевидения. Вас нельзя назвать вполне современным человеком, потому что Вы не в курсе последних телесплетен, не знаете как выглядят «известные» политики или какие-то деятели шоу-бизнеса. Похоже, что Вам это и не нужно. Возможно, что интернет заменил для Вас телевидение или же «работа на двух работах». Ну что ж, это Ваше право, и слава богу, что никто это право отнять у нас не может. Самая большая опасность, которая подстерегает Вас — случайно Вы можете оскорбить заядлого телемана, обвинив его в зависимости от телевидения. В общении с телеманами не допускайте категоричности в оценках и суждениях касательно обитателей телевизора. Не старайтесь перевоспитывать телеманов. Самое хорошее, что можно сделать, — выдернуть друга или родственника из любимого кресла и пойти вместе играть в футбол, в театр, на собачью выставку…

6 — 10 баллов. Нормальный результат. Телевизор для Вас — источник сведений и небольшое развлечение, которое нужно для отвлечения, переключения. Скорее всего, Вы человек внутренне свободный, хотя иногда и подвержены слабостям. Вы вполне современный человек, и Вам есть о чём поговорить в кругу таких же современных людей. Вам нравится, когда кипит жизнь вокруг Вас. И Вам нравится, когда кипит жизнь внутри телевизора. Если Вам по роду Вашей профессиональной деятельности необходима интеллектуальная трезвость, творческое начало, некая индивидуальная самобытность и самоотдача, тогда следует ограничить себя от просмотра телепередач. Если же Вы простой трудяга, который кое-как доползает до квартиры чтобы поесть-поспать, тогда не стоит ограничивать себя. Однако по выходным старайтесь смотреть телевизор минимально: пойдите погуляйте по парку или ещё где-нибудь; позанимайтесь спортом, садоводством; сходите в музей, театр или клуб; устройте себе поездку в другой город.

11 — 15 баллов. Вы слишком много времени проводите у голубого экрана. Если Вы не телевизионный критик и не продавец телевизоров, то задумайтесь хорошенько а надо ли вам ЭТО. Если Вы любите спортивные передачи, то подумайте, а сами Вы спортом давно занимались? Если Вы обожаете, например, шоу с красивыми артистами, то посмотрите на себя в зеркало и попробуйте доказать себе, что стали хотя бы чуточку красивее от просмотра подобных шоу. Вы ещё не совсем конченый человек. Попробуйте себя ограничивать. Например, один сериал в день + программа новостей. Не обманывайте себя тем, что телевизор для Вас — источник многих полезных знаний (например, рецептов кулинарных блюд).

В книгах и интернете этих знаний в миллион раз больше. Если телевизор для Вас — средство борьбы с одиночеством, то попробуйте что- то другое. Может быть, где-то рядом находится ещё один такой же одинокий человек. Или же допустим, какой-нибудь одноклассник уже двадцать лет ждёт удачного случая встретиться с Вами.

16 — 20 баллов. Вы очень сильно зависите от телевизора и его обитателей. Про вашу жизнь можно сказать, что в ней имеется четвертое измерение. И это измерение — телевидение. Возможно, что Вы сильно стиснуты в первых трёх измерениях: жизнь ваша скучна, ограничена домом и работой (или учебой), у Вас нет друзей или им с Вами скучно ну и так далее. Попробуйте всё-таки что-то изменить в своей жизни: заведите друзей, домашних животных, хобби; поменяйте работу, жильё и пр.; займитесь спортом, совершенствованием своей внешности; ударьтесь в карьеру, читайте специализированную литературу. Иначе рано или поздно на Вас нападёт великая депрессия и будет Вам очень стыдно за годы единственной и уникальной жизни, проведённые у голубого экрана. Обратите внимание, что Вы уже настолько погрязли в телезависимости, что само собой это уже не пройдёт. И без силы воли тут, пожалуй, не обойтись. Можно, конечно, попробовать себя ограничивать в просмотре телепередач. Но самое хорошее — это выбросить телевизор ко всем чертям.

Приложение 3

Анкета для учителей Гребчук А.Г.

Влияние каких факторов, на ваш взгляд, оказывает наибольшее влияние на школьников? Расставьте в порядке значимости:

А)семья;

Б) школа;

В) сверстники;

Г) СМИ

Д) литература, искусство.

Используете ли вы телевидение во внеклассной работе?

Да/нет.

Если да, то:

А)выделяется как специальная задача;

Б) используется эпизодически;

В) используются некоторые методические приемы, формы работы (обсуждение просмотренного фильма и др.)

Г) другой вариант.

Если нет, то:

А) нет необходимости планировать такую работу, т.к. дети смотрят все подряд;

Б) у учителя не остается времени на подготовку;

В) в школе отсутствует телевизор и видеотека;

Г) не знаю особенностей организации внеклассной работы с использованием телевидения.

Расскажите, как вы используете телевидение в воспитании младших школьников?

Приложение 4

Анкета для родителей Сомовой Г.Н.

Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок?

А) в будние дни

Б) в выходные

Часто ли вы смотрите телевизор вместе с ребенком?

Да/нет/иногда

Обсуждаете ли вы с ребенком телевизионные передачи, фильмы?

Да/нет/иногда

Если нет, то:

А)ребенок все понимает без взрослых

Б) детские передачи не нуждаются в пояснениях

В) желание расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.

Г) другой вариант, указать.

Чем вы руководствуетесь, выбирая телепередачи для ребенка?

А) просьбой ребенка

Б) возрастом, полом ребенка

В) желанием расширить кругозор ребенка о мире вещей, природе и т.д.

Г) другой вариант, указать

Замечаете ли вы какие-либо негативные проявления у вашего ребенка (агрессию, грусть, страх) после просмотренного фильма, передачи?

Приложение 5

Анкета для родителей Черняев Г.В.

Как часто смотрите вы (взрослые) телевизор?

Что делает в это время ваш ребенок?

Сколько времени в день смотри ваш ребенок?

Кто решает, какую передачу смотреть ребенку?

Какую передачу создали бы вы, будь у вас такая возможность?

Приложение 6

Методика на «Интернет-зависимость» А.Е.Жичкина. Инструкция: Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.

Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.

2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.

Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.

3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.

Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.

4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.

Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.

5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.

Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.

7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.

Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.

Ключ:

Интернет-зависимость — один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием

Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» — 0 баллов

не склонными к Интернет-зависимости — с баллом 0 по этой шкале

склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше

Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале

Размещено на