Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Филиал «Московского психолого-социального университета»
в г. Красноярске
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Общая психология»
Тема:
Личностные особенности творческого человека
Выполнил ст. гр. ПВО-10 Тарасова А.В.
Научный руководитель: к.псих.наук,
Профессор Верхотурова Н.Ю.
Красноярск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.Творчество и деятельность
2.Понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование
3.Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты
4.Диагностика творческих способностей и методологические подходы к их выявлению
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Слово «творческий» часто употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».
Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.
На любой ступени развития общества и в любой области перед людьми встают проблемы, которые требуют творческих усилий.
Реферат — Этапы творческого процесса. Исследование творческой деятельности
... творчество не является чем-то однородным, раз и навсегда данным. Творческая деятельность неизбежно сопровождается взлетами и падениями, победами и поражениями, мучительными исканиями ... продолжаются. В настоящей работе мы остановимся на исследовании творческой деятельности отечественных и зарубежных авторов, рассмотрим фазы творческого процесса, а также проанализируем факторы, влияющие на ...
В основе своей творческий процесс — это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности.
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами. Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «человека творческого».
Цель данной работы — раскрыть личностные особенности творческого человека на основе обобщения различных подходов и методик к данной теме.
В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера.
Задачи работы данной работы:
·раскрыть понятие творчество как деятельность;
·раскрыть понятие «творческая личность» и факторы, влияющие на ее формирование;
·рассмотреть личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты;
·обобщить диагностику творческих способностей и методологические подходы к их выявлению.
1.ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понять природу творческих способностей невозможно без понимания сущности творчества, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и.т.д. Будем придерживаться точки зрения Г.С. Батищева на природу отношений творчества и деятельности, полагая их принципиально противоположными формами человеческой активности.
Преобразующими будем считать два подтипа:
·творческое поведение (активность), создающее новую среду, иначе — конструктивная активность;
·разрушение, дезадаптивное поведение, не создающее новую среду, уничтожающее прежнюю
Адаптивное поведение разделим на два типа:
·реактивное, осуществляемое по типу реакции на изменение среды;
Управление творческими людьми
... творческих способностей. Тренинг креативности помогает активизировать творческий потенциал каждого человека за счет осознания внутренних барьеров и лучшего понимания своих возможностей, повышает мотивацию к творческому труду. Овладение методами и технологиями творчества ...
·целенаправленное.
И адаптированное, и творческое поведение равным образом будем считать конструктивным поведением.
Все типы человеческого поведения в равной степени являются специализированными и опосредованными либо внешними, либо внутренними средствами. Поэтому реактивное поведение и деятельность будут отличаться не наличием тех или иных культуральных средств, а источником активности, определяющей поведение.
На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи.
Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось радикально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен — не преследовались ни плагиат, ни подделки. В средние века, как и значительно позднее, творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Спиноза шлифовал линзы, да и великий Ломоносов ценился за утилитарную продукцию — придворные оды и создание праздничных фейерверков.
Интерес к творчеству и личности творца в 20 веке связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, иррациональным ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не решают основных проблем своего бытия.
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев (1988).
Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. В частности, Я.А. Понамарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности ее результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели (замысла, программы и. т. д.) и результата. Творческая активность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть креативности (творческости) как психологического свойства сводится, по Я.А. Понамареву, к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычайное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна. Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект».
С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно — интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.
Пономарев Я.А. рассматривает творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы активно сознание, затем, на этапе решения, активно бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения (на третьем этапе) вновь занимается сознание. Естественно, если мышление изначально логично, т.е. целесообразно, то творческий продукт может появиться лишь в качестве побочного. Но этот вариант процесса является лишь одним из возможных.
Работа тема маленького человека в творчестве н. В. Гоголя
... порядка. Цель данной работы - исследовать тему «маленького человека» в творчестве Гоголя материале повести Гоголя «Шинель». В соответствии с ... великое государство, которое потеряло интерес к частной личности, или «маленький человек», который перестал интересоваться величием истории, выпал из ... человека». Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. ...
Таким образом Понамарев выделяет четыре фазы:
) Сознательная работа (подготовка).
Особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей идеи (работа на уровне подсознания).
) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.
) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформление идеи.
В основу выделения фаз Понамарев закладывает:
·переход от сознательного поиска к интуитивному решению;
·эволюция интуитивного решения в логически завершенное.
Итак, творчество, в отличие от различных форм адаптивного поведения, происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что», то есть творческий процесс является реальностью, спонтанно возникающей и завершающейся.
В основе своей творческий процесс — это процесс, в результате которого возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. На наиболее значительных проявлениях развития человеческого интеллекта можно проследить, что в основе творческого процесса лежат определенные закономерности, связанные с личностью, которая осуществляет творческий процесс.
Вероятно, чтобы творить, нужно усвоить образец активности человека творящего. Путем подражания выйти на новый уровень овладения культурой и устремиться самостоятельно дальше. Для творчества необходимы личные познавательные условия. Но если сил нет, образцы адаптивного поведения дискредитированы, а к творчеству человек не подготовлен, он срывается в пропасть разрушения.
Творчество, как и разрушение, амотивно, спонтанно, бескорыстно и самодовлеюще. Это не целенаправленная деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности. Но и творчество, и разрушение имеют определенную социально-культурную оболочку, так как человек и разрушает и творит не в природной, а в социокультурной среде.
2.ПОНЯТИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
Творческое мышление и его значение в деятельности человека
... особенность творческого мышления - его постоянное стремление к новому, необычному, оригинальному, своеобразному. Творческое мышление направлено на создание новых идей. Характерная черта творческого мышления состоит в стремлении творчески мыслящего человека ... любой сфере производственной деятельности. Важнейшим компонентом технологии ... Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. ...
Предметом изучения психологии является внутренний мир человека. Сама же психология делит человека на три «ипостаси»: индивид, индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передан формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами.
Действительно, если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности — «Человек творческий».
Знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны работе литераторов, историков науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы творческой личности, ибо нет творения без творца
Творчество есть выход за пределы заданного. Это лишь негативное определение творчества, но первое, что здесь выделяется — аналогия поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями.
В большинстве работ не содержится однозначного ответа на вопрос, как свойства личности, взятые в их совокупности, влияют на творческий процесс, на проявление и развитие одаренности. Недостаточно выявлена и интегративная характеристика интеллекта одаренной личности, еще не ставится в полном объеме проблема соотношения интеллекта и личности [3]. Однако отдельные аспекты этой проблемы исследуются. Рассматривается связь процессов понимания, высокое развитие которого предполагает творческая деятельность, с отношением личности к действительности, ее смысловой сферой и регуляторными когнитивными структурами, в частности, с установкой и оценкой [8], [19]. Личностные детерминанты мыслительной деятельности исследуются в плане анализа мотивации и устойчивых динамических тенденций личности [6], развития познавательной потребности [20]. Значимое направление в исследовании влияния структуры личности на ее творческую деятельность составило изучение личностной рефлексии в ее связи с рефлексивными механизмами творчества [18]. В анализе когнитивной сферы личности в связи с ее творческой одаренностью во главу угла поставлена умственная активность [5], [10], [12], [13].
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
... Произвольность владения речью. Объект - особенности развития речи детей в онтогенезе. Предметом данного исследования является анализ особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста. Целью ... деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2001: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция - осуществление общения между людьми ...
В связи с этими исследованиями, в каждом из которых акцентируются те или иные факторы творчества, возникает проблема номер два: какие из личностных факторов являются базовыми в структуре одаренности? В частности, является ли познавательное отношение к миру, выраженная познавательная потребность, безусловно необходимая в интеллектуальной деятельности, решающим фактором в возникновении потенциальных проявлений одаренности, а свойство интеллектуальной активности залогом ее реализации, или же это одна из сторон одаренности, и не менее существенными факторами здесь являются и общая мотивация деятельности (как познавательной, так и преобразовательной, конструктивной) и ее инструментальная оснащенность, включая развитие когнитивных операций, или же другие интегративные проявления познания и деятельности и особенности личности?
Проблема номер два повторяет проблему номер один, добавляя к ней вопрос об иерархии и относительной значимости различных характерных особенностей личности как внутренних стимулов развития одаренности и составляющих ее структурных образований.
Есть две точки зрения: талант — это болезнь, талант — это максимальное здоровье.
Гениальный человек всегда болезненно чувствителен, в частности плохо переносит колебания погоды. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности.
Во всем они находят поводы для размышления, они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и. т.д. Список гениев, больных душевными заболеваниями, психопатов и невротиков бесконечен.
Если исходить из вышеизложенной трактовки творчества как процесса, то гений — это человек, творящий на основе бессознательной активности, который может переживать самый широкий диапазон состояний ввиду того, что бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции.
Именно такое, согласующееся с современными представлениями о природе творчества определение гениальности дал Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том отношении, что она является чем-то бессознательным и проявляется неожиданно». Следовательно, гений по преимуществу творит бессознательно, точнее, через активность бессознательного творческого субъекта. Талант же творит рационально, на основе придуманного плана. Гений по преимуществу — креатив, талант — интеллектуал, хотя и та и другая общая способность есть у обоих.
Выделяются и другие признаки гения, отличающие его от таланта: оригинальность, универсальность, долгосрочность и т.д.
Гегель в «Эстетике» считал и то, что способность к фантазии (креативность) формируется средой.
Современные исследования показали, что одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений.
Особенности изображения человека в экспрессионизме
... познакомиться с наиболее яркими представителями экспрессионизма; -рассмотреть особенности творчества Эгона Шиле; -исследовать особенности изображения человека, различными выразительными средствами на основе работ Эгона ... и развития направления «экспрессионизм», выявить особенности выразительных средств Эгона Шиле, при передаче пластики и образов человека Задачи: -раскрыть сущность экспрессионизма; - ...
Аналогичные выводы о высокой тревожности и низкой адаптированности творческих людей приводятся в ряду других исследований. Такой специалист, как Ф. Баррон, утверждает, что, для того чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком; и, как следствие, эмоциональные нарушения, искажающие «нормальное» видение мира, создают предпосылки для нового подхода к действительности.
Вероятно, что здесь перепутаны причины и следствия, невротичность есть побочный результат творческой активности.
Возможно, это борьба и предопределяет особенности творческого пути: победа бессознательного начала означает торжество творчества и — смерть.
Особое внимание проблеме жизни творческого человека уделял М. Зощенко, в книге «Возвращенная молодость».
М. Зощенко делит своих творцов на две категории: 1) проживших недолгую, эмоционально насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) «долгожителей»
Особенности взаимодействия сознания и бессознательного, определяют типологию творческих личностей и особенности их жизненного пути.
В отечественной психологии, прежде всего в трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, сделана попытка дать классификацию понятий: способности, одаренность и талант по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность— как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха деятельности.
Зачастую способности считают врожденными, данными от природы. Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения.
На развитие способностей оказывают влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками; от быстроты выработки дифференцированного торможения на сходные раздражители — возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа — приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.
Специальная одаренностьхарактеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей — мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей
... психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к ... склонностей и способностей. Идеал — важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия. Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на ...
В целом же можно представить одаренность как систему,включающую следующие компоненты:
·биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
·сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
·интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
·эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
·высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других.
А.М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности. Он включил в нее:
·доминирующую роль познавательной мотивации;
·исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
·возможности достижения оригинальных решений;
·возможности прогнозирования и предвосхищения;
·способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Высшую ступень развития способностей называют талантом.Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.
Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат при наиболее благоприятных условиях полноценное развитие, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. Например, в период войн можно наблюдать рождение полководческих талантов. Талант — настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее сказать, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.
Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность ...
... | темперамент | лабильность Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других, называется … . | одаренность+ | способность | гениальность | сензитивность ... по Юнгу представляют собой «изначальные первообразы», имеющиеся в каждом человеке, и составляют содержание … . êиндивидуального бессознательного+ êнизшего бессознательного ...
Гениальностью называют высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Не существует такого набора свойств, который определял бы гениальность. Люди, проявляющие себя как гении в одной обстановке, не обязательно делают это в другой. Например, гениальному композитору может быть совершенно чуждо литературное творчество или решение сложных математических задач.
Одаренность — это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.
3.ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ
Новейший психологический словарь определяет психические свойства как «индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития» [14, 437].
В данной работе мы исследуем такой аспект личности творческих людей как личностные особенности. Так как категория «личностных особенностей» достаточно абстрактна и не в полной мере соответствует классическому понятийному аппарату психологии, оговоримся, что под личностными особенностями в данной работе мы имеем в виду не что иное, как психические свойства личности.
С.Л. Рубинштейн включал учение о психических свойствах в общую систему психологии, куда так же относил учения о психофизических функциях, психических процессах и психическом строении деятельности [17].
Р.С. Немов отмечал, что психика человека состоит из следующих структурных элементов [13]:
) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса:
.1 ощущения;
.2 восприятие;
.3 внимание;
.4 память;
.5 мышление;
.6 речь;
.7 воображение;
) психические состояния — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности:
.1 эмоциональные;
.2 познавательные;
.3 волевые;
) наконец, психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Рассмотрим общую классификацию психических свойств [13]:
)психические, личностные или индивидуальные черты — свойства темперамента и характера, а также мотивационные черты;
2)способности, среди которых различают общие, частные (модальные) и специальные (умения);
)свойства сознания и самосознания;
)социальные установки и межличностные отношения — так называемые «социально-психологические качества личности».
Между различными классами психических свойств имеются настолько тесные связи и взаимозависимости, что в некоторых случаях одни свойства как бы переходят в другие.
А.Г. Маклаков также разделял психические свойства на классы [10]:
) направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации;
) темперамент — индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания;
) способности — индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности;
) характер — совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные элементы характера. Рассмотрим каждое из них подробнее.
Способность в Новейшем психологическом словаре определяется, как «индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному выполнению. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности» [14, 622].
Б.М. Теплов [18] предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу данного определения, наиболее часто используемого специалистами:
) способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Рассмотрим также и различные классификации способностей.
Другой точки зрения придерживается Д.Н. Завалишина [2]. Она разделяет способности на следующие виды:
) общие способности, которые представляют собой систему индивидуальных свойств личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Наличие общих способностей обусловлено как врождёнными задатками, так и всесторонним развитием личности в течение жизни;
) специальные способности, под которыми понимается такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и тому подобных.
Б.В. Ломов [8], выделявший три функции психики: коммуникативную, регуляторную и познавательную, подобным образом делил и способности на:
) коммуникативные;
) регуляторные;
) познавательные.
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели» [2, 65].психический характер творческий личность
Б.В. Ломов утверждал, что регуляторные способности с одной стороны, позволяют отражать воздействия внешней среды, адаптироваться к ней, а с другой — регулировать этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения [8].
В свою очередь, В.Н. Дружинин подразделял познавательные способности на интеллект, обучаемость и креативность [2]. Дадим определения каждому из этих компонентов.
Новейший психологический словарь предлагает понимать интеллект как мыслительную способность человека: «индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и так далее… определённый уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать всё новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности» [14, 169].
Обучаемость в уже упомянутом источнике трактуется как «индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения» [14, 323].
Наконец, креативность в Новейшем психологическом словаре определяется как «способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [14, 228]. Остановимся на этом классе способностей подробней.
Дж. Гилфорд считал основой креативности операции преобразования, импликации и дивергенции, при которых задействован дивергентный тип мышления, допускающий варьирование путей решения проблемы и приводящий к неожиданным выводам и результатам [6].
Кроме того, Дж. Гилфорд выделял шесть основных параметров креативности [6, 186]:
) способность к обнаружению и постановке проблем;
) способность к генерированию большого числа идей;
) гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно;
) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.
Е.П. Торренс также предложил набор параметров креативности [2]:
) беглость — способность продуцировать большое количество идей;
) гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
) оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
) разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
) сопротивление замыканию — способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;
) абстрактность названия — способность к трансформации образной информации в словесную форму, понимание сути проблемы того, что действительно существенно.
Таким образом, мы выделили среди способностей общую творческую способность — креативность, основным фактором которой является дивергентное мышление.
Теперь обратимся к ещё одному изучаемому нами психическому свойству — личностным чертам.
Новейший психологический словарь определяет личностную черту, как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида» [14, 753].
Дж. Л. Адамс предлагает определение личностной черты: «это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения… говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека» [1].
Говоря о чертах личности, нельзя не упомянуть диспозициональную теорию личности Г. Олпорта. В ней личностная черта имеет восемь критериев определения [15]:
) черта личности — это не только номинальное обозначение. Черты личности являются реальной и жизненно важной частью существования человека;
) черта личности — более обобщённое качество, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения человека;
) черта личности — определяющий элемент поведения;
) существование черт можно установить эмпирически;
) черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Черты личности могут высоко коррелировать друг с другом;
) черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Черты личности являются истинными особенностями индивидуума;
) черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространённости в обществе;
) то, что поступки и привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Во-первых, не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. В-третьих, в некоторых случаях внешние условия в большей мере, чем личностные черты, являются детерминантами определённого поведения.
Г. Олпорт проводил различия между общими и индивидуальными чертами [15]:
·общие черты (называемые также измеряемыми или узаконенными) — любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры;
·индивидуальные черты (называемые также морфологическими) — такие характеристики индивидуума, которые проявляются уникально у каждого конкретного человека и отражающие наиболее точно его личностную структуру.
Р. Кеттел в своей структурной теории черт личности определял черты личности как «гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени» [ 4, 305].
Иначе говоря, по мнению Р. Кеттела, черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики, проявляющиеся в поведении и не имеющие никакой реальной нейрофизиологической локализации как таковые, а лишь наблюдаемые признаки существования.
Р. Кеттел предлагает несколько классификаций личностных черт:
.1 конституциональные черты. Развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума;
.2 черты, сформированные окружающей средой. Обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении;
.1 общие черты; присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры;
.2 уникальные черты. Имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного;
.1 поверхностные черты. Представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.
.2 исходные черты. Представляют собой основополагающие структуры, которые, являются основой личности. Исходные черты существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.
Р. Кеттел создал опросник, который позволяет выявлять 16 основных исходных черт личности (таблица 1) [12].
Таблица 1
Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Р. Кеттела
Обозначение фактораНазначение фактора по КеттелуКачество, соответствующее высокое оценке по факторуКачество, соответствующее низкой оценке по факторуAОбщительность — замкнутостьДобродушный, предприимчивый, сердечныйЦиничный, жестокий, безразличныйBИнтеллектСообразительный абстрактно мыслящийГлупый, конкретно мыслящийCЭмоциональная стабильность — эмоциональная нестабильностьЗрелый, реалистичный, спокойныйНеустойчивый, нереалистичный, неконтролируемыйEДоминантность — подчинённостьУверенный, конкурирующий, упрямыйЗастенчивый, скромный, покорныйFСдержанность — экспрессивностьБеззаботный, полный энтузиазмаСерьёзный, молчаливыйGВысокая нормативность поведения — низкая нормативность поведенияОтветственный, моралистичный, стоическийПренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянныйHСмелость — робостьПредприимчивый раскованныйНеуверенный, замкнутыйIЖестокость — чувствительностьОпирающийся на свои силы, независимыйЦепляющийся за других, зависимыйLДоверчивость — подозрительностьПринимающий условияУпорный на грани глупостиMМечтательность — практичностьТворческий, артистичныйКонсервативный, приземлённыйNДипломатичность — прямолинейностьСоциально опытный, сообразительныйСоциально неуклюжий, непретенциозныйOТревожность — спокойствиеБеспокойный, озабоченныйСпокойный, самодовольныйQ1Радикализм — консерватизмВольнодумно либеральныйУважающий традиционные идеиQ2Нонконформизм — конформизмПредпочитающий собственные решенияБеспрекословно следующий за другимиQ3Низкий самоконтроль — высокий самоконтрольСледующий собственным побуждениямПунктуальныйQ4Расслабленность — напряжённостьСдержанный, спокойныйПереутомлённый, возбуждённый
Итак, мы рассмотрели личностные особенности, изучаемые нами в эмпирическом исследовании, которые представляют собой психические свойства, а именно общие творческие способности (креативность) и личностные черты.
4.ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ ВЫЯВЛЕНИЮ
Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Существует даже такое понятие, как «континуум талантливости». И всеми психологами и педагогами признается то, что способности необходимо выявлять как можно раньше. Вследствие этого, существует необходимость создания методик выявления творческих способностей. А.Н. Лук предлагает следующие пути достижения этой цели:
. обращать внимание не только на успеваемость, но и на академические увлечения детей, на внешкольные занятия, хобби, и т.д.
. стандартные тесты на IQ зачастую не способны выявить способности творческого характера, и поэтому при данной диагностике применяются тесты других типов. В каждой системе тестирования отталкиваются от того, что включено в понятие творчества и каковы его основные свойства.
Если определять творчество как личностную характеристику, реализацию человеком своей собственной индивидуальности, и принять во внимание следующие его основные свойства:
. творчество всегда развертывается в процессе субъект-субъектного взаимодействия;
. творчество всегда в той или иной форме адресовано другому человеку, т.е. оно является предъявлением своей индивидуальности другому человеку, то программа выявления творческих способностей опирается на выявление лидерских качеств и содержит четыре блока:
·блок «Я — Я» (общение с самим собой);
·блок «Я — ДРУГОЙ» (общение с другим);
·блок «Я — ОБЩЕСТВО» (общение с коллективом);
·блок «Я — МИР» (как я исследую этот мир, каким я вижу его).
При этом принимается следующая гипотеза: развитие психологических предпосылок лидерской одаренности способствует проявлению творческости как личностной характеристики. Принимая эту концепцию и подчеркивая важность связи лидерства и творчества, необходимо сделать пояснения и уточнить, что понимается под одаренностью.
·доминирующая роль внутренней мотивации;
·исследовательская творческая активность — постановка и решение проблем;
·возможность достижения оригинального решения;
·возможность прогнозирования решения;
·способность к созданию идеальных эталонов.
Как видим, немалая роль в исследовании творческой деятельности отводится индивидуальности субъектов. А.Ю. Козырева также полагает, что творческие люди отличаются чувством индивидуальности, наличием спонтанных реакций, стремлением опираться на собственные силы, эмоциональной подвижностью, уверенностью в себе, и другими подобными качествами. Возникает понятие творческой активности субъекта, то есть умения освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов, искать новые ассоциации и непроторенные пути. Козырева предлагает три подхода к изучению и развитию творчества:
) заключается в выявлении связи максимальной продуктивности с возрастом. Психологи Г. Леман и У. Деннис провели исследования в данной области и пришли к выводу, что максимальная продуктивность в различных сферах деятельности приходится на следующий возраст: художники, писатели, мыслители — 20-40 лет; математики — 23 года; химики — 20-30 лет; физики — 32-33 года; астрономы — 40-44 года.
) личностный подход — вводит понятие творческой активности, базируется на изучении индивидуальных качеств личности.
) подход занимается изучением самих мыслительных процессов, связи интеллектуального развития и способностей к творчеству.
Другую классификацию представила Е.Л. Яковлева, разделив все подходы таким образом:
·Психометрический подход. Одаренность прямо и непосредственно измеряется с помощью интеллектуальных тестов.
·Креативный. Вводится понятие креативности, которому нет четкого определения. Креативность понимается и как способность порождать новые идеи и отказываться от стереотипных способов мышления, и как способность к постановке гипотез, порождению новых комбинаций, и т.д. Суммарный взгляд на определение креативности таков: она является способностью создавать нечто новое, оригинальное. Вводится также понятие творческости, которое рассматривается как аспект интеллекта. Как следствие из этого вытекает то, что решающий момент характеристики творческости — продукта, или решения задачи.
·Личностный.
·Синтетический. Одаренность признается многомерным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальные) факторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность, не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В данной работе сделана попытка обобщить все материал по теме при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что избранный в работе подход привел к определенным выводам, и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать «выживанием» или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае — доверия и справедливости).
Человек либо становится интерналом («кузнецом своего счастья»), либо экстерналом («все в руках Господних»).
В заключении можно сделать следующие выводы:
Понятие творчества не однозначно и имеет множество толкований в зависимости от того, с какой позиции рассматривать этот процесс.
Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально.
Главное в творчестве — не внешняя активность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта.
Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.
Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Талант, вдохновение, мастерство — важнейшие факторы творческой деятельности. Общие способности человека — интеллект, творческость, обучаемость — определяют продуктивность соответствующих видов активности, которые проявляет человек.
Творческие достижения в современном мире возможны только при овладении культурой в той сфере, где личность проявляет активность. Успешность овладения культурой и обусловливает общий интеллект. Чем дальше будет развиваться человечество, тем больше будет роль интеллектуального опосредования в творчестве.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 2007.
2.Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 2009.
.Абульханова-Славская К.А. Психологические типы мышления // Когнитивная психология, материалы советско-финского симпозиума. М., 1996.
.Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М., 2000.
.Богоявленская Д.Б. Проблемы интеллектуальной активности. М., 2004.
.Васильев И.А.. Хусаинова Н.Р. К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестник МГУ. 1999. №3. С.33-40.
.Гурова Л.Л. Принятие решений как проблема психологии познания // Вопр. психол. 2004. №1. С.125-131
.Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления // Вопр. психол. 2006. №2. С.126-137.
.Когнитивные стили. Тезисы научно-практической конф. Таллинн, 1986.
.Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопр. психол. 1988. № 4. С.98-107.
.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопр. психол. 1989. № 6. С.29-33.
.Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопр. психол. 2008. №4. С.88-98.
.Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2000.
.Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 2011.
.Одаренные дети: Пер. с англ. М., 2011.
.Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. М., 2009.
.Семенов И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. М., 2003.
.Тихомиров О.Е., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // Вестник МГУ. Сер. XIV. Психология. 1989. №2. С.6-16.