МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
«Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В.Ломоносова» Институт педагогики, психологии и социальной работы Кафедра психологии |
Курсовая работа
ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Выполнила: студентка 1 курса кафедры психологии направления ПСИХОЛОГИЯ
Мирошниченко Ольга Андреевна
Научный руководитель: к. психол. н., доц.
Булыгина Татьяна Борисовна
Архангельск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ …5
1.1. Понятия «безопасность» и «психологическая безопасность» в научном знании ………………………………………………….………….5
1.2. Психологическая сущность понятия психологической безопасности образовательной среды ………………………….9
1.3. Проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной психологии …………..…………
Выводы по главе …………………………..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….……………….
ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Разновидности ненасильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы. [2]
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что без безопасности не могут нормально развиваться личность, социальная организация, общество, экономика, тем более, государство. Происходящие изменения в обществе, их непосредственное влияние на повседневную жизнь человека, с одной стороны, создают новые альтернативы и возможности, а с другой, оказывают воздействие, которое негативно отражаются на планах, целях, жизненной позиции человека, вызывают стрессы и психологическую напряженность. Тем более, что в условиях катастроф, социального неравенства, болезней, собственной беспомощности нервно-психические нарушения у значительной части населения становятся более заметными и проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации до реактивных психозов[2].
Средства массовой информации также формируют атмосферу общего неблагополучия страны (социальные и природные катаклизмы, криминал и прочее.).
В результате чего большая часть общества не может чувствовать себя в безопасности, жить полноценной жизнью, думая, что их подстерегает опасность на каждом шагу [17].
В соответствии с вышеизложенным, актуальной проблемой психологии безопасности выступают разработка диагностического инструмента для определения уровня психологической безопасности среды, основных угроз для психологической безопасности личности и общества, выявления основных характеристик, определяющих безопасное психологическое состояние разных социокультурных и организационных сфер, а также прогнозирования рисков нарушения психологической безопасности личности и общества.
Категория «безопасность» стремительно ворвалась в социальную жизнь общества в 90-х годах ХХ века и с этого момента нашла свое отражение а психологических исследованиях, так как человек является субъектом и объектом безопасности. Образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что подтверждается данными различных исследований (И.А. Баева, Т.С. Кабаченко и др.).
При этом школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности [3].
Причинами психологического насилия в образовательной среде могут являться и средовые условия, и межличностные отношения учителей, учащихся и их родителей. Жестокое обращение взрослых с детьми, моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах, интернатах.
Таким образом, ЦЕЛЬЮ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ является знакомство с понятием психологической безопасности образовательной среды и определение его места и роли в современном психологическом знании.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: психологическая безопасность.
ПРЕДМЕТ: место и роль понятия психологической безопасности образовательной среды в современной психологии.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. На основе анализа теоретических источников:
1) ознакомиться с понятиями «безопасность», «психологическая безопасность», «образовательная среда»;
2) раскрыть психологическую сущность понятия психологической безопасности образовательной среды;
3) рассмотреть проблему обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной психологии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1. Понятия «безопасность» и «психологическая безопасность»
в научном знании
Построение понятия может быть начато с неожиданного, на первый взгляд, суждения. Стартовой точкой здесь может служить подход А.В. Чадаева: «Безопасность — не отрасль или сфера деятельности, а язык описания реальности. Причем описания комплексного. Безопасность — это реальность, понимаемая на языке угроз (вызовов)» [21].
Законом Российской Федерации безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз[20]. При этом в научном знании существуют понятия «политическая безопасность», «военная безопасность», «экономическая безопасность», «культурная безопасность», «социальная безопасность» и т. д.
Безопасность человека — неотъемлемая составная характеристика стратегического направления развития человечества, которое определено ООН как «стабильное развитие человечества». Развитие, которое ведет не только к экономическому, а и к социальному, культурному, духовному росту, способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.
Безопасность жизнедеятельности— это область знания и научно-практическая деятельность, направленные на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья, жизни человека и среды его проживания от опасностей.
Причем, в обыденном сознании представления о безопасности находятся скорее на уровне чувств, чувственных образов, чем на уровне рефлексии. Безопасность — это сбалансированное, по экспертным оценкам, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п.[16].
В психологии в рамках концепции А. Маслоу понятие «безопасность» рассматривается в качестве одной из жизненно важных потребностей человека [19]. Наиболее значимой в настоящее время является концепция психологической безопасности И.А. Баевой, которая понимает под. Психологической безопасностью состояние психологической защищенности, а так же способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [18]. Она складывается из психологической защищенности, удовлетворенности потребности в личностно-доверительном общении и референтной значимости среды. При отказе от психологического насилия, соблюдении принципов диалога и сотрудничества в образовательной среде любой может рассчитывать на воспитание психологически здоровой личности [5].
Понятие психологической безопасности неоднородно. Так, например, Челпанов В.Б. под психологической безопасностью понимает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав. [Электронный ресурс. – Режим доступа: ]
Т.С. Кабаченко рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития».[9]
Итак, рассмотрев понятие психологической безопасности, можно сказать, что ее наличие – очень важно для каждого индивида, так как она способствует их позитивному личностному развитию. Так же, человек свободный от психологического насилия способен отражать негативные воздействия, направленные в его адрес, как внутренние, так и внешние.
Как показал анализ психологических источников, понятие психологической безопасности необходимо рассматривать в соотнесении с понятием «психологическая культура». Без такого аппарата «психологического зрения» ни о какой психологической безопасности не может быть и речи. Педагог и вообще любой участник образовательной среды, погруженный в такую непрозрачную для него самого обстановку, сможет объективно оценивать и сравнивать ее и сове собственное состояние, только будучи оснащен приспособленным к этому аппаратом «психологического зрения».
В.В. Бедрина и А.В. Личутин под психологической культурой понимают ни что иное, как способность четко диагностировать в каждый момент времени психологическое измерение акта коммуникации; поведения ученика, педагога и родителя; всего комплекса их отношений; а так же угрозы и риски этих отношений сегодня и в будущем [8].
Исследователи отмечают, что угрозы безопасности в образовательной среде уместно разделить на внешние и внутренние.
Внешние угрозы могут носить:
1. Социальный характер: ухудшение здоровья детей, демографические проблемы — вырождение, наличие большого количества врожденных уродств, рождение малого количества здоровых детей, террористические акты, социальные конфликты, захват заложников, похищение детей с целью выкупа, полуголодное существование, пропуски уроков с целью заработка, участие детей в криминальных группах;
2. Техногенный характер: различного рода аварии, отопительные проблемы, заливы, пожары, взрывы, ДТП с участием детей, нарушение техники безопасности, наличие оружия у детей;
3. Эпидемиологический характер: эпидемии гриппа, гепатита, туберкулеза, кишечные инфекции, венерические заболевания;
4. Природный характер: экологические проблемы — загрязнение окружающей среды, повышение радиационного фона; природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, пожары природного характера); болезни животных; болезни и зараженность растений вредителями; космогенные;
5. Внутрисемейный характер: алкоголизм, наркомания, конфликты, насилие в семьях;
6. Характер другого рода: распространение религиозных организаций, сект.
Внутренние угрозы:
1.Социально-психологического характера:
― напряженный социально-психологический климат в классе — натянутые отношения между учащимися, плохие отношения между микрогруппами;
― малые неформальные группировки
(асоциальные и антисоциальные);
― общение и конфликты — грубые выходки и проступки учащихся, конфликты между учащимися, угрозы и запугивания, слухи, оскорбления и прозвища;
― традиции и обычаи, опасные для жизнедеятельности учащихся;
― отклоняющееся поведение — аддиктивное поведение, наркомания, злоупотребление алкоголем, суицид, детская проституция;
― личностного порядка — агрессия, грубость, вспыльчивость, акцентуации, неконтролируемые поступки, отклонения в развитии.
2. Со стороны персонала: вымогательства (взятки, поборы с родителей), сексуальные домогательства, проявление агрессивности по отношению к учащимся, негативные высказывания учителя о внешности ученика;
3. Насилие среди учащихся: групповое, индивидуальное, унижение, сексуальное насилие в группировках;
4. Большой объем учебных заданий.
Таким образом, в рамках данного параграфа было проведено ознакомление с понятиями безопасности, психологической безопасности и так же понятия психологической культуры, рассмотрены внешние и внутренние угрозы психическому здоровью участников образовательного процесса. Безопасность является одной из жизненно важных человеческих потребностей, поэтому изучается во всех сферах деятельности человека. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы.
1.2 Психологическая сущность понятия психологической безопасности образовательной среды
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия психологической безопасности образовательной среды познакомимся с понятиями среды и образования. Итак, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды,оказывая на него влияния своими отношениями и действиями. [22]
Как подчеркивает Д.Ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения. В связи с чем, и говорится, что социальное (общественное) поведение возникает как следствие того, что один человек важен для другого как часть его среды. Вот почему важно изучать влияние социальной среды на поведение человека, как и влияние поведения человека на общественную среду» [1991, с. 53].
Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым (1997): «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда — это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах». Взаимодействие человека с окружающей средой — один из неотъемлемых пунктов в его жизни, ведь именно оно формирует его представления об этом мире, формирует его взгляды на жизнь и поведение.
Итак, было рассмотрено понятие «среда», которое является немаловажным пунктом в жизни каждого человека. Человек взаимодействует со средой на протяжении всей его жизни, она образуется и развивается в целях необходимых условий для существования человека.
Теперь перейдем к понятию образования. Например, Э.Н. Гусинский говорит о следующих основных общеупотребительных значениях термина «образование»:
-образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение;
-образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окружения, с другой;
-образование как специальный социальный институт (система образования), одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре [22].
Из уже рассмотренных терминов «среда» и «образование» можно посмотреть, что они представляют собой, соединившись в одно целостное понятие «образовательная среда». Образовательная среда – это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат. [Н.Б. Крылова Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов, (словарь, охватывающий определенную по тематие лексику), выпуск 1, Москва – 1995.];
В.А. Ясвин утверждает, что термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [22].
Образовательная среда, по В.И. Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у В.А. Ясвина), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося [15].
И.А. Баева, Т.С. Кабаченко утверждают, что образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что подтверждается данными различных исследований.
Образовательная среда – совокупность условий и влияний, окружающих на человека [22]. Участниками образовательной среды являются учителя, учащиеся и родители учащихся.
Чепель Т.Л. определяет психологическую безопасность образовательного процесса как состояние защищенности ее участника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению [8].
Из рассмотренных нами понятий «образование» и «среда» можно утверждать, что образовательная среда – одно немаловажное условие формирования личности, которое сопровождает индивида на протяжении длительного времени в его жизни. И так же нами была подчеркнута важность изучения влияния социальной среды на поведение человека.
После рассмотрения понятия образовательной среды следует рассмотреть альтернативные условия среды, для нормального развития, роста личности. Итак, ученые считают, что причинами психологического насилия в образовательной среде могут являться и средовые условия, и межличностные отношения учителей, учащихся и их родителей. Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов).
Этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина, включает три структурных компонента:
• пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;
• социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);
• психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.[22]
В качестве базового понятия образовательной среды у В.И. Слободчикова выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. В.И. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.
1. Кроме того, в качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации).
В зависимости от типа связей и отношений, организующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность. [Слободчиков В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. № 4. – С. 63-72.]
Наконец, перейдем к рассмотрению понятия психологической безопасности среды, которая является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Так, И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4].
В своем автореферате Н.Г. Рассоха указывает: «Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как защищенность от психологического насилия по таким структурным компонентам, как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, выделение на основе представлений учителей, учащихся и их родителей» [13].
В понятие безопасности образовательной среды можно включить и такое определение как «эмоциональность образовательной среды». Каждая образовательная среда может быть как эмоционально бедной, так и эмоционально насыщенной (примеры с учителями , проведением уроков, интересные и неинтересные).
Так, например, на уроках одного преподавателя, который каждый урок проводит в игровой форме, с интересными примерами и прочим — эмоциональная среда является эмоционально насыщенной. А на уроках другого преподавателя, который держится исключительно на уровне «учитель-ученик», из урока в урок у такого преподавателя дети открывают тетради, решают примеры и записывают домашнее задание — эмоциональная среда непосредственно бедна.
В выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды следует отталкиваться, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа, вуз являются широко представленными в обществе социальными институтами, которые могут строить свою локальную систему безопасности; и, во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной среде. В современных исследованиях психологическая безопасность используется при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф, где предусматривается изучение человеческого фактора, подразумевающего детальный анализ деятельности людей на объектах высокого риска.
Психологическая безопасность образовательной среды обеспечена, если в этой среде максимально нейтрализованы психологические риски и угрозы в краткосрочной , среднесрочной и долгосрочной перспективе:
-краткосрочной – исключительно насилие и сформированный навык к нейтрализации повседневных конфликтов;
-в среднесрочной – минимизированы отложенные риски;
-в долгосрочной – обеспечены все условия для полноценного развития личности. [6]
В рамках данного параграфа нами было проведено ознакомление с сущностью понятия психологической безопасности образовательной среды, в результате чего можно сделать такой вывод: психологическая безопасность образовательной среды обеспечивает практически все аспекты жизнедеятельности и развития любой структуры, тем самым, создает для себя особую значимость для каждого из участников образовательного процесса.
1.3 Проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной психологии
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды разработаны специальные психотехнологии, которые предполагают создание условий для психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Данные психотехнологии направлены на устранение угроз для развития психически здоровой личности. К таким психологическим технологиям можно отнести различные тренинги, направленные на выявление поведенческих умений, ролевые игры, программы развития личности и др. Например, один из ведущих специалистов по активному социально-психологическому обучению в нашей стране Ю.Н. Емельянов выдвигал технологии, выполняющие следующие функции: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально-психологическое обучение.
Психологическая профилактика – поддержание полноценного развития личности каждого из участников учебного процесса, предупреждение личностных деформаций в ходе взаимодействия, осознание влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, способствующих формированию установки на отказ от применения психологического насилия относительно окружающих во взаимодействии с ними и так же научение адекватному реагированию на проявление психологического насилия относительно самого индивида.
Вот некоторые из техник, представленные Ю.Н. Емельяновым:
1. Повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения групповых дискуссий по проблемам психологического здоровья, проведения семинаров, проектирование ненасильственных альтернативных актов поведения.
2. Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены, а именно снижения уровня эмоциональной напряженности; установления гармонии соотношения между «Я» реальным и идеальным «Я»; изменения в самоотношении и др.
3. Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.
Рассмотрим психологическое консультирование, направленное на оказание помощи участникам образовательного процесса в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, формирование эмоциональной устойчивости, способствующей саморазвитию.
Следующая технология — это психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.
Как одну из важнейших технологий следует упомянуть психологическую реабилитацию – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.
И последним рассмотрим социально-психологическое обучение – активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности, что в свою очередь обеспечивает поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. [7]
Для обеспечения психологической безопасности образовательной среды необходимо опираться не следующие принципы. Первый – принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого – не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.
Второй принцип, исходя из которого необходимо проектировать психологически безопасную среду образовательного учреждения, — принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса; целью данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Нуждающийся в защите должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.
Размышляя над проблемой уважения к ребенку в образовательном процессе, С. Скибинский отмечает: «В отношениях педагога и детей права ребенка выступают как социальная и как собственно педагогическая категория. В первом случае права охраняют детскую жизнь от педагогической тотальности, защищают от насилия, преступных посягательств и ущемления. Во втором случае ее функция развивающая, она не дает педагогическому взаимодействию замкнуться в самом себе, а выводит его в широкий контекст жизнедеятельности. Ребенок и детское сообщество необходимо выступают при этом как субъекты своих прав» [14].
В своем автореферате Н.Г. Рассоха выделяет, что средством сохранения психологической безопасности школы может быть удовлетворенность такими средовыми характеристиками, как возможность высказать свою точку зрения, проявлять активность и инициативу, сохранять личное достоинство и право на уважение, результатом которого является сохранение психического здоровья учителей, учащихся и их родителей» [13].
Так же, нам важно рассмотреть угрозы психологической безопасности образовательной среды, ведь «опасность», «риск», «угроза» — являются важнейшими понятиями области изучения психологической безопасности. Если риск представляет собой меру опасности, то опасность является потенциальной угрозой, а угроза высшей степенью опасности – указывает Гражданкин А.И. [Гражданкин А.И. Опасность и безопасность//Безопасность труда в промышленности. 2002. №9. С. 41-43.]
Основной угрозой во взаимодействии участников образовательного процесса является получение психологической травмы, в результате которой приносится ущерб нормальному, позитивному развитию и психическому здоровью индивида, отсутствует базовое удовлетворение потребностей, то есть возникает препятствие на пути самореализации. Главным источником психологической травмы является психологическое насилие в процессе взаимодействия. [2]
Угрозу психологической безопасности образовательной среды может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников. В психологии понятие «здоровье» рассматривается как «психическое здоровье» — оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психическое развитие ребенка. Угрозу психологической безопасности человека может представлять и информационно-психологическое воздействие на личность человека. В качестве психологической угрозы выделяют влияние на поведение человека средств массовой информации, чаще всего в виде упоминаний о неблагополучии общества , рассказах о насилии и убийствах как обыденности.
Например И.А. Баева, анализируя источники по проблемам психологической безопасности образовательной среды, в качестве основных угроз участникам образовательного процесса выделила следующие:
1) Отсутствие или лишь частичное признание референтной значимости среды и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Референтная значимость фиксируется как отношение к ней – позитивное, нейтральное или отрицательное;
2) Отсутствие или лишь частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия. Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды заключает в себе возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личностного достоинства; возможность обратиться за помощью; учет личных проблем и затруднений и т.д.;
3) Отсутствие или лишь частичная защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Психологическое насилие проявляется в публичном унижении (оскорблениях, высмеиваниях) угрозах, принуждении делать что-то против своего желания, игнорировании, недоброжелательном отношении. Критерием отсутствия данной угрозы будет признание защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного процесса. [5]
Образовательное учреждение по умолчанию является сводом разных темпераментов, разных жизненных траекторий и т.п. Если для кого-то эта разнооднородность среды приемлема и безопасна, то для другого – полна угроз. С точки зрения И.В. Абакумовой и В.В. Суприянова, «в организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи как неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования» [1].
В данной главе с помощью изучения психологической терминологии и базовых определений нашей темы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализируя различные теоритические источники и работы авторов специализирующихся в нашей теме, нам удалось осветить множество определений и раскрыть понятие психологической безопасности образовательной среды. Максимум внимания уделено объекту нашего исследования – психологической безопасности. Реализованы задачи: раскрыта психологическая сущность понятия психологической безопасности образовательной среды, достаточно освещена проблема обеспечения психологической безопасности образовательной среды в современной психологии.
Как один общий вывод можно подчеркнуть, что психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием здесь является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательного процесса. Выбранная нами тема
Список литературы
1. Абакумова И.В., Суприянов В.В. Средовой подход к проблеме психологической безопасности личности. Методические указания к курсу «Педагогическая психология» для студентов факультета психологии ЮФУ. – Ростов-на-Дону, 2007.
Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб.: Речь, 2006.
Баева И.А Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.психол.н.: Спец. 19.00.07 / Баева Ирина Александровна; [Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — СПб.: 2002. — 44 с.: ил.; 21 см.
Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. — СПб., 2002.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб, 2002/
6. В.В. Бедрина, А.В. Личутин Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия, Журнал «Вестник практической психологии образования», выпуск: №1(22) январь-март 2010.
Емельянов Ю.Н. «Активное социально-психологическое обучение». Издательство Ленинградского университета, 1985 г. — с 89.
Чепель Т.Л. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников, Журнал «Педагогическое обозрение», выпуск: Май 2012, №5 (124).
Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 118 с.
Лактионова Е.Б. Основные подходы к проблеме рисков в образовательной среде: Научная статья, журнал: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, выпуск: 2008, №52.
11. Л.А. Регуш, А.В. Орлова Педагогическая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011.
12. Методическое пособие для студентов ГБОУ ВПО ОрГМА Росздрава, по курсу «Безопасность жизнедеятельности», г. Оренбург – 2012г.
13. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: Автореф. …канд. психол. наук. – СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. – 157 с.
Скибинский С. Право на уважение к ребенку // Педагогика уважения: материалы семинара «Причины и сущность неуважения к детям и подросткам в наших обществах от насилия к уважению: поиск и опыт педагогов России и Германии» / С. Скибинский. — СПб, 1997.
15. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3—5 декабря 1996 г.).
Архив знаний [Электронный ресурс] – Режим доступа:
Баева И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды научная статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obschepsihologicheskie-kategorii-v-praktike-issledovaniya-psihologicheskoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy
18. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека. Доклад на конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Москва, 12 февраля 2008 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.web.ruscenter.ru/conf2/baeva.doc
19. Безопасность: понятие, классификация, концептуальные подходы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
20. Закон РФ от 5 марта 1992г. N 2446-I «О безопасности» [Электронный ресурс] – Режим доступа:
21. Чадаев А.В. Национализировать безопасность. К пленарному заседанию ОП РФ 25 — 26.09.2008 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.chadayev.ru/blog/2008/09/25/palatskoe/
22. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/817075/
Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды // Библиотека журнала «Директор школы». М.: Сентябрь, 2000. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/297763/