Тренинг психологической безопасности в преодолении психологического насилия

652/1. контр, методы активного социально-педагогического обучения. «Тренинг психологической безопасности в преодолении психологического насилия», 15−20стр.

Содержание

Введение 3

1.Понятие психологического насилия 4

2.Понятие психологической безопасности 7

3.Сопротивляемость и устойчивость как характеристики психологической безопасности личности 9

4.Способы противостояния влиянию 12

Заключение 19

Библиографический список 21

Введение

Огромный недостаток современной семьи и школы — это отсутствие в ней обучения школьников методам и практике психологической самозащиты. Вместе с тем, примеров психологического насилия в жизни ребенка бывает достаточно — и в отношениях учителей и учеников, и в отношениях детей и родителей, и в отношениях детей между собой.

Психическое насилие — воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов.

Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

Проблематика психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века (Д. Левинсон, Дж. Кобрин, Д. Финкелхор, Д. Иваниек, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, и др.).

В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода (А.Б. Орлов, Т.Я. Сафронова, Е.Т. Соколова, Е.И. Цимбал и др.).

По мнению И.А. Баевой, безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество [2].

Психологическая безопасность как свойство личности характеризует ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям.

5 стр., 2089 слов

Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации

... свойств самого субъекта "виртуального" общения. Значимые отношения личности как фактор обращения к Интернет-коммуникации Очевидно, ... пользователей чатов, различающихся по своим индивидуально-психологическим особенностям, но в равной степени отличающихся затрудненностью ... пространственной разнесенности, изменение привычных временных циклов, безопасность, высокий уровень контроля над ситуацией. В ...

Цель данной работы — рассмотреть тренинг психологической безопасности в контексте преодоления психологического насилия.

1.Понятие психологического насилия

Человеческое достоинство является одним из главных оснований прав человека. Бывает, что люди (дети и подростки особенно) не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Поэтому очень важно идентифицировать психологическое насилие детей и в школе и в семье, дать этому понятию четкое определение.

До настоящего времени не существует единого видения области психологии насилия, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат. В англоязычной психологической литературе основными терминами в данной области являются собирательные термины «abuse» (обида, ругань, оскорбление, жестокое обращение, пренебрежение, злоупотребление, эксплуатация, совращение) и «neglect» (пренебрежение, игнорирование, забывание, леность, отсутствие заботы) [8].

Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) насилие — преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т. п.), либо разрушающее отношения привязанности между взрослыми и ребенком, либо, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития [8].

Психологическое насилие является «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникает физическое насилие.

5 стр., 2242 слов

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными психотехнологиями

... продолжительное время пролонгировано, ухудшая со временем общее состояние человека. Психологические последствия травматического стресса выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве ( ... изменения поведения, эксплозивность («взрывчатость»), раздражительность или склонность к физическому насилию над другими людьми; • злоупотребление психоактивными веществами, особенно для «снятия остроты» ...

Статистика российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам (Телефонов доверия) свидетельствует, что: а) в 80% случаев обращений речь идет о семейном насилии; б) самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие. Во многом аналогичные соотношения форм насилия над детьми и подростками в США [13]…

Заключение

Подведем итоги работы. Определено понятие психологического насилия, раскрыта специфика психологической безопасности; рассмотрены сопротивляемость и устойчивость как характеристики психологической безопасности личности. Наиболее подробно мы остановились на характеристике способов противостояния влиянию.

Кратко перечислены способы повышения эмоциональной устойчивости, рекомендованные Л.М. Аболиным на основании проведенных им исследований. Важно, что процесс эмоциональной саморегуляции обусловливается эмоциональным опытом. В нем свернуты успехи — неуспехи осуществленных ранее попыток. Одна из основных задач повышения эмоциональной устойчивости должна быть связана с целенаправленным формированием процесса саморегуляции с включением человека в «живую» пристрастную деятельность. Таким образом, целесообразно развитие эмоциональной устойчивости в рамках социально-психологического тренинга.

А.А. Кичаев к основным видам противодействия психологическому насилию относит следующие десять приемов, среди них — контрагрументация, психологическая самооборона в речевых формулах, энергетическая мобилизация и др.

Е.В. Сидоренко в рамках авторского тренинга «Противостояния влиянию» разработала концепцию, по нашему мнению, тематически подходящую и для тренинга психологической безопасности в преодолении психологического насилия. Представлены предполагаемые цель и задачи тренинга, охарактеризованы основные методы и этапы. Обязательный результат тренинга, на который нужно ориентироваться тренеру — формирование у участников уверенности, что предлагаемые психологические методы помогут им развить свою психологическую силу. Тренинг подразумевает продвижение и в познании самого себя, и в овладении новыми поведенческими навыками.

19 стр., 9190 слов

Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у учителей

... необходимо обучать учителей способам эмоциональной саморегуляции. ‘Одним из средств развития эмоциональной саморегуляции является социально-психологический тренинг, в частности, тренинг эмоциональной саморегуляции” [8]. В тренинге принимали участие 25 ... nbsp;  Филин С. О синдроме профессионального выгорания и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов в социальной сфере // ...

Доктор психологических наук И.А. Баева определяет психологическую защиту как употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта. В работе представлены базовые защитные установки (уход, изгнание, блокировка и др.), а также способы противодействия манипуляциям.

Таким образом достигается состояние защищенности психики от внешних и внутренних угроз.

Библиографический список

1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М. Аболин // Вопросы психологии. — 1989. — № 4. — С.42−49.

2. Баева, И.А. Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии: Учебно-методический комплекс / И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Е.Б. Лактионова. — СПб., 2007. — 242 с.

3. Берсенева, Т. Духовно-психологическая безопасность личности: Элективный курс / Т. Берсенева // Основы безопасности жизни. — 2006. — № 10. — С.51−53.

4. Кичаев, А.А. Как выявить манипулятивное поведение / А.А. Кичаев // НОУ «ИПП»: [сайт]. — СПб., 2001−2009. — URL: ippnou.ru/article.php?idarticle=001

5. Колесникова, Т.И. Психологический мир личности и его безопасность / Т.И.Колесникова. — М., 2001. — С.123−156.

6. Лепский, В.Е. Манипулятивное воздействие и рефлексивное поведение / В.Е. Лепский // Психологический журнал. — 2004. — № 6. — С. 139−145.

7. Науменко Ю.В. Профилактика стрессов и укрепление эмоциональ-ного здоровья подростков / Ю.В.Науменко //Школьные технологии.- 2006.-№ 1.-С.91−104.

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

... Заключение………………………………………………………………………………...16 Литература…………………………………………………………………………………17 Ведение. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований играет его ... эффективно только тогда, когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей, интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний) спортсменов. ...

8. Орлов, А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи / А.Б. Орлов // Психолог в детском саду. — 2000. — № 2−3. — С. 182−187.

9. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие / Н.Г. Осухова. — М., 2007. — 288 с.

10. Рощин, С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. — 1995. — № 6.

11. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Е.В. Сидоренко. — СПб., 2004. — 256 с.

12. Социальная психология безопасности // Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. — М., 2001. — С.231−243.

13. Социальное насилие в прошлом и настоящем: Материалы семинара / Назаретян А.П., Коротаев А.В., Халтурина Д.А. и др. // Историческая психология и социология истории. — 2008. — № 1. — С. 79 — 120.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector