Кризис первого года жизни.

Кризис новорожденности

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период времени, когда ребенок отделен от матери физически (вне утробы матери), но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это тот раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинают концентрироваться на лице матери, и улыбка на лице матери – служат показателями выделения объекта. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого момента движения ребенка были хаотичны, нескоординированы.

В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления – это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления – это не просто реакция, это – попытка воздействовать на взрослого. Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился, что свидетельствует о том, что физиологические системы жизнедеятельности функционируют нормально. Подводя итоги, можно сказать, что период новорожденности – это время от появления на свет до образования реакции сосредоточения на лице взрослого (матери) и выработки определенного физиологического рефлекса – комплекса оживления. Важно помнить, что комплекс оживления – важная предпосылка к складывающемуся процессу общения и взаимоотношений с окружающим миром ребенка, который пока сосредоточен на ключевом персонаже – матери.

Именно мама (и окружающие родственники в целом) для ребенка служит источником удовлетворения его потребностей, он учится передавать необходимую информацию для стимулирования важных для него действий. Для новорожденного это лишь зачатки процесса, который в полной мере начинается в младенческом возрасте и продолжается на протяжении всего детства и последующей жизни человека. Младенчество.

Младенчество — период, когда от малоподвижного образа жиз­ни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в под­вижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки. научается хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он ис­следует, рассматривает окружающий мир в ближайшем простран­стве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с ма­терью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом — человеческими способами. При этом он начинает разли­чать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначаю­щие предметы, и значимых людей.

Младенчество — период, когда ребенок развивается в физиче­ском, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, про­ходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного но­ворожденного с малым набором врожденных реакций до активно­го младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помо­щи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

Кризис первого года жизни.

В возрасте примерно одного года период младенчества сменяется периодом раннего детства. Как и любой важный этап в развитии ребенка, этот период сопровождается так называемым кризисом. В данном случае это кризис первого года жизни.

Причины

это абсолютно естественный, нормальный и даже необходимый этап развития любого ребенка. Да, поведение ребенка в этот период может быть далеко не идеальным и доставлять родителям массу хлопот, но кризис первого года жизни — это показатель того, что развитие вашего малыша (как физическое, так и психическое) протекает нормально.

В первый год жизни ребенок стремительно развивается и получает массу информации. Ребенку приходится учиться всем тем действиям, которые для нас естественны и доведены до автоматизма. Поначалу даже переворот на другой бок для вашего малыша — это значительная физическая нагрузка. Но, научившись ползать, а потом и ходить, ваш ребенок открывает для себя мир за пределами своей кроватки. Он начинает изучать окружающие предметы и всеми силами привлекать внимания старших. Все эти причины в комплексе и вызывают кризис первого года жизни.

Кризис первого года: признаки

В первую очередь, признак любого кризиса — это резкий всплеск самостоятельности. Едва научившись ходить, ребенок отправится исследовать квартиру, и тут вам придется внимательно следить, чтобы он не залез пальцами в розетку, не стащил с кухонного стола нож и не познакомился с когтями вашей кошки. Тяга к самостоятельности может привести к тому, что ребенок будет отказываться выполнять привычные процедуры.

Ребенок начинает активно изучать не только окружающий его мир, но и людей. Малыш предпринимает первые попытки манипулировать родителями, пусть и несознательно.

Ранее детство.

(1 – 3 года)

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная . У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная .

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста : начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Кризис трех лет.

В три года ребенок начинает осознавать себя как личность, соответственно его поведение меняется. Часто кризис трех лет оказывается для родителей неприятной неожиданностью.

Кризис трех лет. Признаки

Психологи считают, что кризис трех лет у детей характеризуется семью основными признаками. Их впервые выделил и назвал известный психолог Л.С. Выготский.

Первый признак — негативизм. Ребенок пытается всегда и во всем противоречить взрослым. Это не просто послушание: трехлетний ребенок может поступить даже наперекор самому себе, лишь бы насолить родителям. Как говорится, «назло маме уши отморожу». При кризисе трех лет детский негативизм иногда доходит до смешного — ребенок отрицает очевидные вещи, называя кошку собакой.

Следующий признак кризиса трех лет — упрямство. Ребенок будет стоять на своем до последнего, игнорируя потребности и желания других людей. Ребенок упрямится не потому, что ему чего-то действительно хочется, а просто ради того, чтобы переупрямить взрослых. Иногда упрямство ребенка может переходить в детские истерики, причем нередко — в людных местах.

Кризис трех лет у детей проявляется также в строптивости. Ребенок бунтует против привычных правил и норм. Он может отказаться умываться и чистить зубы, игнорирует требования взрослых. Это протест не против конкретных людей, а против уклада и системы в целом.

К признакам кризиса трех лет причисляют и своеволие. В три года в речи ребенка появляется местоимение «Я». Он все стремится делать сам и только сам, без помощи взрослых, даже если это ему не под силу. Для того чтобы уговорить родителей разрешить ему сделать что-то самостоятельно, он может использовать любые методы.

Кризис трех лет непременно сопровождает протест. Ребенок постоянно пытается с кем-то воевать, причем как с окружающими, так и с самим собой. Конфликты со взрослыми неизбежны и становятся все более частыми.

Характерным для кризиса трех лет является обесценивание, в первую очередь — обесценивание родительского авторитета и привычного уклада жизни.

Последний признак кризиса трех лет — деспотизм. Ребенок пытается заставить окружающих плясать под его дудку, подчинить себе все и вся.