!кризис 3 лет

КРИЗИС 3 ЛЕТ

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптома­тика:

— острый интерес к своему изображению в зеркале;

— ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других.

У девочек интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу.

Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период тру­ден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы, описываемые Л.С.Выготским, называют се­мизвездием кризиса 3 лет:

Наиболее очевидным симптомом наступления кризиса является возникновение негативизма в поведении ребенка. Его не следует путать с обычным непослушанием.

Для негативизма характерно, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают взрослые. Ребенок отказывается делать что-либо только потому, что его об этом попросили. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию.

Вторым симптомом кризиса является упрямст­во в поведении. Если негативизм следует отличать от непослушания, то упрямство следует различать с настойчивостью. Упрямство это такая ре­акция, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого очень хо­чет, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связал себя первоначальным решением — «он так сказал». По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с лично­стью.

Третий симптом кризиса — строптивость. Иногда этот возраст так и называют — возрастом строптивости. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против его, сложившегося ранее, образа жизни.

Четвертый симптом — своеволие. Оно заключается в тенденции к самостоятельности. Этот момент всегда следует иметь в виду, когда мы слышим знаменитое — «Я сам!» Он действительно хочет все сделать сам и подавить эту тенденцию, значит породить у ребенка сомнение в соб­ственных силах и возможностях.

Пятый симптом кризиса — протест — бунт. Все в поведении ма­лыша в ряде случаев начинает носить протестующий характер, чего раньше не было. Его поведение приобретает черты протеста, словно он воюет с окружающими, находится в постоянном конфликте с ними. Час­тые ссоры с родителями становятся обычным делом. С этим связан и сле­дующий симптом.

2 стр., 997 слов

Трудные дети и проблема отклоняющегося поведения (аналитический аспект)

... поведения учащихся в образовательном учреждении, на наш взгляд, включает в себя в качестве первоочередных следующие меры: создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей ... можно выделить: детей, пришедших в первые классы школы («кризис, вызванный адаптацией к школе»); детей-подростков («кризис подросткового возраста»); детей-выпускников школы («кризис, вызванный ...

Шестой симптом — обесценивание. Например, ребенок из хорошей, воспитанной семьи начинает ругаться. Матери он может сказать, что она «дура». Ребенок старается обесценить буквально все: от игрушек, с кото­рыми он играл до родителей, которые его воспитывают.

Седьмой симптом кризиса стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. «Мама не должна уходить из дому, она должна сидеть до­ма» — одно из возможных высказываний подобного рода. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими, он все время стремится вернуться к тому состоянию, когда каждое его желание испол­нялось. В семье с несколькими детьми этот симптом может быть замещен ревностью по отношению к младшим или старшим.

Если резюмировать эти симптомы, приводимые Л.С.Выготским для характеристики кризиса 3-х лет, то можно утверждать, что они выступа­ют как бунт, как протест ребенка, требующего самостоятельности. Все симптомы кризиса вращаются вокруг центральной оси «Я». Каковы же последствия воздействия этих симптомов на ребенка?

Они затрагивают все то, что для него дорого и ценно, а значит, при­водят к сильным и глубоким переживаниям. Ребенок вступает во внут­ренние и внешние конфликты. Нередко можно видеть и некоторые невро­тически реакции, например, энурез. Ночные страхи, беспокойный сон, иногда затруднения в речи (заикание), так называемые гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит ногами и руками) — все это представляет собой заостренные черты негативизма, упрямства, обесценивания и протеста.

Что же приводит ребенка к такому кризису? Одной из них является депривация (угнетение, лишение) потребности ребенка действовать самому. Не­случайно поэтому, что наиболее остро переживают кризис, слишком опе­каемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания, со­провождаемого строгими мерами наказания.

Итак, развитие детей этого возраста завершается формированием та­кого центрального психологического новообразования личности, как система «Я», в которую входят обобщенные знания о себе, и отношение к себе в виде самооценки. Кризис трех лет это первые формы инфантиль­ного обособления ребенка от внешних социальных воздействий (прежде всего родительских), обуславливающие первичные становления его само­сознания. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

4 стр., 1819 слов

Презентация на тему: Кризис методологических основ психологии

... психологии и вывод о необходимости создания единой психологии, т.е. методологии. Это кризис декарто-локковскойинтроспективной психологии сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом ... ряд научных школ, но нет единой психологии как самостоятельной области исследования. Суть кризиса – противоречие между старымиметодологическими основами (натуралистическая философия ХVIII века в лице ...

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формировать­ся воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, само­стоятельностью).

Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки са­мостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запреты).

Сле­дует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности — игра. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «местом», где он может развивать и апробировать свою не­зависимость, самостоятельность.