Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Факультет социологии
Кафедра конфликтологии и эмпирической социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: Методы и методология социологического исследования
Тема: «Жизненные планы сельской молодежи »
Выполнила:
Студентка 3 курса
Группы 1023
Глушкова Татьяна Сергеевна
Проверила:
к.с.н, доцент
Гончарова Наталья Петровна
Барнаул — 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социологического исследования жизненных планов сельской молодежи
1.1 Понятие и сущность сельской молодежи как социальной группы
1.2 Теоретические подходы к анализу жизненных планов сельской молодежи
Глава 2.Методологические основы исследования жизненных планов сельской молодежи Алтайского края
2.1 Вторичный анализ социологических исследований жизненных планов сельской молодежи Алтайского края
2.2 Программа социологического исследования жизненных планов сельской молодежи Алтайского края
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования
Состояние деревень в России привлекает внимание многих исследователей. Депопуляция сел прослеживается на протяжении нескольких десятилетий. Еще в 70-е годы двадцатого века начался активный отток молодых людей из села, вследствие внедрения в жизнь «теории неперспективных деревень» академика Татьяны Заславской. Актуальностью выбранной для исследования темы является значимость социальных проблем в сельской местности. Современные села затухают по причине отсутствия условий для комфортной жизни. Наиболее важными критериями для молодежи является обеспечение их рабочими местами с достойной заработной платой, организация досуга и возможность реализоваться как личность и специалист в сфере своей деятельности. Для повышения рождаемости молодым семьям необходимы комфортные жилищные условия и материальная обеспеченность, что является следствием наличия высоко оплачиваемого места работы. Как принято считать, именно для молодежи основной миссией является повышение демографических показателей, что в свою очередь ограничивается материальными рамками. Существуют разносторонние мнения по данной проблематике, таким образом, например, приверженцы урбанизации считают, что современная деревня является поставщиком рабочей силы для города, в свою же очередь, их оппоненты в лице председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Н.Рыжкова считают, что деревни без молодежи не могут эффективно выполнять свои основные традиционные функции, поскольку «село, по сути, является стратегическим объектом для по обеспечению продовольственной, природоохранной, социально-культурной, демографической и геополитической безопасности страны».
Особенности жизненных планов младших школьников
... подражания детей как основа для устремлений и становления их жизненных планов; - проанализировать процесс формирования жизненных планов личности младшего школьника. Глава I. Психологические особенности детей младшего ... рамок данного возраста в научной литературе существуют разночтения, а в зарубежных исследованиях дебатируется еще и его название: «раннее школьное детство» (Д. Бромлей), ...
Таким образом, важно рассмотреть все аспекты данной проблематики для полного понимания причин оттока молодых кадров из села, для определения системы мер по предотвращению распада современных деревень.
Степень изученности проблемы
Комплексных изучений по данной проблематике нет, однако отдельные ее стороны подробно рассматривались учеными. Таким образом, Н.Богдан и Е.Могилевкин изучали карьеру молодых специалистов на ранних этапах ее становления, Б.В Гарнык изучил Государственную кадровую политику как одно из направлений развития агропромышленного комплекса, а так же рассмотрел кадровое обеспечение агропромышленного комплекса непосредственно на территории Алтайского края на современном этапе; С.П Иваненков выявил проблемы социализации современной молодежи.
Таким образом, опираясь на ранее проведенные исследования по данной проблематике можно сделать вывод о том, что на выстраивание жизненных стратегий молодежи имеют значительное влияние не только наличие социально — комфортных условий для проживания в сельской местности, а так же мировоззренческие аспекты и наличие перспективы успешного трудоустройства.
Объект — сельская молодежь.
Предмет — жизненные планы сельской молодежи.
Цель — выявление причин оттока молодых кадров из села и определение системы жизненных планов сельской молодежи.
Задачи:
1) Рассмотреть социологический подход к пониманию сельской молодежи; сельская молодежь жизненный
2) Определить основные жизненные планы сельской молодежи;
3) Определить основные факторы, влияющие на отток молодых кадров из сельской местности, проанализировав проведенные раннее исследования по данной проблематике.
4) Составить программу социологического исследования по теме «Жизненные планы сельской молодежи Алтайского края».
Теоретические основы исследования
По данной проблематике существует множество аспектов, каждый из которых в той или иной мере получил отражение в отечественной и зарубежной литературе. Другими словами, в современной российской науке существуют разнообразные концепции, модели и подходы к определению жизненных планов.
Данная проблематика прослеживается в нескольких социологических школах России: Новосибирской (В.К Шубкин), Ленинградской (С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В.Т. Лисовского, А.А Козлов), учебно — научно — исследовательской лабораторией Алтайского государственного педагогического университета (Л.М Растова, Н.А Матвеева, А.М Осипов, О.Н Замятина) г.Барнаула и другими.
Неформальные объединения молодежи как фактор социализации подростков
... Социализация ребенка в неформальном объединении молодежи. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Неформальные объединения молодежи как фактор социализации. ... философский - психологический - лингвистический сленг - социально - психологический - религиозный - искусствоведческий - ... положении дел в данной организации.ЖАЛЬ ЧТО ТАКОЕ ... деревенская молодежь - рано включается в трудовую деятельность старших сельское хоз ...
Методы:
1) анализ научной литературы;
2) анализ документов;
3) анализ данных статистики;
4) синтез;
5) обобщение;
6) сравнительно-сопоставительный анализ;
7) вторичный анализ результатов социологических исследований.
Апробация работы
Результаты апробированы на молодежном научном форуме «Дни молодежной науки в Алтайском Государственном Университете» 20 — 25 апреля 2015 (Барнаул 2015).
Структура работы
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержания, четырех параграфов, заключения, списка литературы, общий объем работы 30 страниц.
Глава 1. Теоретические основы исследования жизненных планов сельской молодежи
1.1 Понятие и сущность сельской молодежи как социальной группы
В науке существует множество определений и толкований термина «молодежь». Это как подростки, которые считают себя уже вышедшими из этого возраста, так и молодые люди, обремененные уже семейными заботами. Именно поэтому границы этой группы считаются размытыми. существует много различных зарубежных и отечественных возрастных классификаций. В некоторых нет даже такой возрастной группы как молодежь, ее условно характеризуют как юношеский возраст (17-21 год) и первый период зрелости (31-35 лет).
В отечественном обществознании и вовсе на протяжении долгого времени молодежь не рассматривали как самостоятельную социально-демографическую группу [9].
В.Т. Лисовский в 1968 году одним из первых дал определение понятию молодежь: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий, возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет»[ 5].
Позднее более полное описание было дано И.С. Коном: «Молодежь -это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного настроя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации»[4].
Согласно же определению толкового словаря, молодежь -это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества [14].
В период перехода из мира детства в мир взрослых, молодежь переживает важнейший этап в своей жизни — семейной и несемейной социализации. Социализация — это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности [ 10].
Молодежь как социальная группа
... среди молодежи, наркомании, культура современной молодежи, а также проблему социального неравенства. 1. Социально - демократический портрет молодежи Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной ... о необходимости выработки специальной государственной политики. Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в ...
Как считают большинство российских социологов, процесс социализации молодого поколения объективно разграничивается на определенные временные периоды и отрезки. В социологии они условно делятся на следующие этапы: подростки (15-18 лет): это срок окончания средней школы, ПУ; далее следует молодежь (18-24 года): это период прохождения молодыми людьми военной службы в армии или же, когда они вместе с девушками завершают обучение в вузе; следующий этап- «молодые-взрослые» (25-29 лет): его еще называют «важной границей» молодости, когда молодое поколение окончательно включается в социально-профессиональную структуру общества [15].
Исходя из вышеперечисленных возрастных этапов, мы теперь можем определить средние возрастные границы молодежи- от 14 до 30 лет. Определить нам данные границы именно таким образом, дает тот факт, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхняя же граница характеризуется достижением трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), а также созданием семьи, рождением детей.
В настоящее время весьма актуальным является целостный подход к изучению проблем молодого поколения. Перед государством и обществом всегда стояли, и будут стоять определенные задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, а также оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Именно молодое поколение способствует социальной мобильности общества и остается эффективным источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни [1].
В возрастной психологии существует факт, что на становление социальной зрелости молодежи влияет много относительно самостоятельных факторов: семья, школа, трудовой коллектив, средства массовой информации, молодежные организации и стихийные группы. Каждый из этих институтов и механизмов социализации выполняет свои специфические функции в развитии личности. Также необходимо отметить тот факт, что именно молодежь всегда являлась активной группой населения, которая существенно подвергается непосредственному влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании [6].
В настоящее время в социологии отмечают тот факт, что молодежь как единая социальная группа отсутствует. Большинство ученых считают, что в данный момент времени молодежь как единое целое объединяют только возрастные рамки, а остальные факторы только усиливают современные диспропорции: различные социально-экономические, имущественные возможности, несопоставимые стартовые условия, политические интересы, серьезные региональные различия — все это скорее приводит к классовому расслоению, затрудняя использование обобщенных подходов к изучению молодежи как социальной группы [11].
Развал Советского Союза, со временем только углубляющийся социально-экономический кризис конца 20 — начала 21 вв. поставили российскую молодежь в целом, а сельскую- в частности, в определенно сложную ситуацию. Это вызывает беспокойство в обществе и требует более пристального внимания к молодежной проблематике, а именно- необходимости разработки и принятия закона о молодежи и разработки на ее основе такой политической стратегии, которая всесторонне и полно учитывала бы современные ее потребности, интересы и ценностные ориентации. Молодежная политика эффективна лишь тогда, когда в ней основательно и всесторонне учитывается современное положение молодого поколения во всех сферах социальной жизни.
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
... изучается под общим термином «трудные жизненные ситуации». Трудные жизненные ситуации оказывают негативное влияние на человека во всех сторонах его жизни и существования (физическом, психологическом, социальном ... оказания психологической помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 66 Заключение 75 Литература 80 Приложения 86 Введение Жизнь человека в современном обществе предполагает его ...
Именно поэтому молодежь является одной из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения. На сегодняшний день в обществе прослеживается крайне низкий престиж образованности, профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов», к уходу в «частную жизнь» и в «никуда»[11]. А так как молодежь в селе всегда являлась активной группой населения, максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды, то в условиях нарастающей урбанизации доля молодежи в социально-демографической структуре населения села резко сокращается, что непосредственно ведет к «вымиранию» глубинки. Таким образом, как часть социума сельская молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает определенные трудности. Именно за счет молодежи идет основной отток из села, тем самым существенно сокращается численность сельского населения. Эта наиболее трудоспособная и грамотная часть населения стремится, как можно успешнее реализовать свои жизненные планы, построить семью, само реализоваться в профессиональной сфере, продвинуться по службе, что и способствует стремительной миграции молодежи и снижению общеобразовательного уровня сельского населения. По данным исследований уже в 80-х годах ежегодно село покидало около 60% выпускников сельских школ и ПТУ. Данная проблема достигает пика актуальности и сейчас. Существенное значение приобретает профессиональная ориентация сельской молодежи. Наблюдается явное падение престижа сельскохозяйственных профессий, пренебрежительное отношение к аграрному труду большей части юношей и девушек. Это способно существенно тормозить становление не только рынка труда, но и развитие села в целом. Именно поэтому проблема оттока молодежного ресурса сельского рынка труда приобретает особую остроту и нуждается в глубоком социологическом анализе.
Таким образом, весьма актуальным является целостный подход к изучению проблем молодежи. Перед государством и обществом всегда стоят задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, а также оптимальному включению молодежи в социальные и экономические процессы, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи. Дело в том, что молодое поколение остается эффективным источником инициативы и развития всех сфер общественной жизни, а значит, это поколение необходимо поддерживать и регулировать его жизненные установки посредством государства и общества.
1.2 Теоретические подходы к анализу жизненных планов сельской молодежи
Изучаемая проблематика затрагивает множество аспектов, каждый из которых в той или иной мере получил отражение в отечественной и зарубежной литературе. Другими словами, в современной российской науке существуют различные концепции, модели и подходы к определению жизненных планов, стратегий и жизненных ориентаций.
Семья как фактор развития ребенка
... семьи сохранились в сельской местности, в малых городах. 2. Нуклеарная семья – состоит преимущественно из двух поколений – из супругов и детей – до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, ... методов формирования семьи; Анализирование результатов проведенного исследования. Объект исследования: семья как фактор развития личности. Предмет исследования: семейное воспитание. ...
Среди них работы С. Н. Иконниковой, И. С. Кона. В.Т. Лисовского.
С. Н. Иконникова в своих исследованиях под жизненными стратегиями понимает жизненные планы молодежи на близкую и дальнюю перспективу развития личности, а также средства их реализации. Жизненные стратегии включают в себя:
-социальные ориентации (направленность на достижение желаемого социального поведения);
-культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов);
-личные ориентации (индивидуально-личностные жизненные ситуации) [2].
Весьма очевидно, что в исследовании проявляет себя тенденция изучения понятия «жизненные планы» в сочетании с понятием «молодежь». Перенос исследовательского интереса на жизненные планы молодежи, в первую очередь, связывают с возрастающим многообразием каналов, соответственно и способов вхождения молодежи во взрослое общество; растущим разнообразием форм, как общего, так и профессионального образования; развитием специфического молодежного рынка труда и способов первичного трудоустройства молодежи; многообразием стилей жизни и возможностями само реализоваться [12].
Ю. В. Лунина отмечает, что выявление жизненных планов молодежи предполагает учет как внешних факторов, влияющих на изменение жизнедеятельности молодежи, так и внутренних, проявляющихся в виде жизненных стратегий и ценностных ориентации. Вместе с тем, с одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого человека, так и степени развитости самой социальной структуры.
С другой стороны, социальное развитие, отображаясь в сознании молодых людей, влияет на их потребности, интересы, ценностные ориентации, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодежи [8].
Наиболее актуальны вопросы жизненных планов для молодых людей, на наш взгляд, проживающих в сельской местности. По данным нескольких исследований, проведенных на территории Алтайского края, основными причинами оттока молодых кадров из села являются:
-отсутствие возможности трудоустройства по профессиональным критериям
-отсутствие возможности решения жилищных вопросов
-отдаленность высших учебных заведений
-примитивность форм проведения досуга
Развитие современного села и его экономики следует рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, науки, бизнеса и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей, повышения уровня жизни и обеспечения условий для повышения рождаемости [17].
Если Лунина Ю.В в своих работах обуславливает отток молодых кадров из села отсутствием возможности трудоустройства и важности решения жилищных проблем, то российский социолог Д.Л Константиновский считает, что современная молодежь испытывает потребность в образовании, но при этом слишком завышает свои ожидания относительно социальной мобильности [18].
Одним из важнейших факторов, определяющих успешность решения задачи комплексного и устойчивого развития сельских территорий, являются обеспечение активного участия молодежи в процессах социально-экономических преобразований на селе [16].
Половое воспитание. Подготовка молодежи к семейной жизни.
... рамках образовательного учреждения. Необходимо, чтобы семья в полной мере осуществляла подготовку молодежи к семейной жизни. Подготовка к семейной жизни осуществляется в нескольких направлениях(Ковалев ... С.В.): 1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающие ...
Вполне очевидно, что именно вовлеченность молодежи в процесс комплексного развития сельских территорий во многом будет определять будущее российской деревни.
Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его тормозом. Поэтому весьма значимой и актуальной предстает задача исследования ценностного содержания деятельности молодежи, ее жизненных планов и стратегий.
На современном этапе развитие молодежи неравномерно и сама по себе социальная группа — молодежь весьма неоднородна, обусловлено это наличием различных субкультур, стремящихся к самовыражению. Таким образом, происходит замещение устоявшихся раннее норм поведения в обществе и изменение социализации молодежи в целом [3].
Неравномерность развития молодежи как социальной группы и постоянное стремление выделиться и по-своему обосноваться в обществе влечет за собой характерное построение жизненных планов и стратегий, что в дальнейшем способствует выстраиванию определенных жизненных приоритетов [13].
Таким образом, учитывая все тенденции развития общества, напрашивается вывод о необходимости детально изучить жизненные планы и стратегии сельской молодежи. Главной проблематикой в рамках данного исследования является отток молодых кадров из сельской местности, падение уровня жизни в селах и их депопуляция. Для решения данной проблематики необходимы обоснованные результаты исследования, которыми впоследствии возможно будет воспользоваться органам местного самоуправления в селах.
Подводя итоги по всей главе, можно сделать вывод о том, что весьма актуальным является целостный подход к изучению проблем молодежи. Так как молодежь является основным источником инициативы и развития общества в целом, перед государством и обществом всегда стоят задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи.
Главной проблематикой данного исследования является депопуляция сел и падение уровня жизни в них. Для решения данной проблематики необходимо детально изучить жизненные планы и стратегии сельской молодежи. Что в будущем может послужить важной основой для улучшения условий для молодежи, избирающих для себя жизнь в селе.
Глава 2.Методологические основы исследования жизненных планов сельской молодежи Алтайского края
2.1 Вторичный анализ социологических исследований жизненных планов сельской молодежи Алтайского края
Комплексных исследований, затрагивающих жизненные планы и стратегии сельской молодежи, в том контексте, в котором мы изучаем в своей работе, в последнее время не проводилось. Тем не менее, есть несколько исследований, отражающих данную проблематику.
1)РССМ выявил ожидания, настроения и установки сельской молодежи.
В апреле-мае 2010 года Российским союзом сельской молодежи при консультационной поддержке специалистов ВЦИОМ проводилось социологическое исследование, целью которого являлось изучение установок, мотивов, настроений и ожиданий сельской молодежи.
Как показывают результаты исследования, жизненные планы сельской молодежи разнонаправлены. При этом большая часть молодежи (48,8%) не планируют связать свою жизнь с селом. В то же время, более трети молодых людей (35,9 %) в будущем планируют жить и работать на селе, либо вернуться туда после получения профессионального образования.
Изучение мотивационной сферы сторонников городской жизни показывает, что доминирующим мотивом, определяющим принятие решения о переезде в город, является отсутствие жизненных перспектив. Вторым по значимости мотивом является отсутствие на селе условий для нормальной жизнедеятельности. На третьем месте — привлекательность городской жизни.
Спектр мотивов, определяющих выбор села в качестве места жизни и работы, носит выраженный личностный характер. В основном, это эмоциональная привязанность к деревенской жизни и чувство патриотизма по отношению к своей малой родине. Среди объективных факторов, определяющих выбор молодежи в пользу села, наибольшее значение имеет фактор отсутствия материальных возможностей для переезда в город. Таким образом, анализ мотивов, определяющих выбор молодежи в пользу городской или сельской жизни, показывает, что решение проблемы закрепления молодежи на селе тесно связано с необходимостью безотлагательного развития социально-экономической инфраструктуры села и повышением качества жизни селян. Кроме того, вполне очевидно, что одним из путей решения вышеуказанной задачи может стать ведение целенаправленной работы по формированию у молодежи чувства патриотизма и убежденности в привлекательности сельского образа жизни.
Удовлетворенность жизнью в целом не влияет на намерение молодых граждан связать жизнь с селом. Показатели удовлетворенности/ неудовлетворенности как в группе намеренных связать жизнь с селом, так и тех, кто собирается уехать в город, практически совпадают. Следовательно, тезис о том, что общая неудовлетворенность жизнью толкает молодых людей принять решение покинуть село, не подтверждается.
Большинство опрошенных, 82,4 %, ответили, что сельской молодежи нужна своя общественная организация; 5,5 % — что нет; 12,1 % — затруднились ответить. Ответы на вопрос «На решение, каких проблем должна быть направлена деятельность РССМ?» прежде всего, следует интерпретировать как запрос сельской молодежи. Адресуя свои запросы к РССМ, молодежь, фактически, формулировала основные проблемы, которые стоят перед ней.
По результатам исследования выделено 6 наиболее актуальных вопросов, которые сельская молодежь адресовала к общественным институтам в лице РССМ.
Наибольшую степень озабоченности у сельской молодежи вызывает вопрос обеспечения рабочими местами (безработица, невозможность трудоустройства, неравные условия конкуренции на рынке труда и т.д.).
На него указали 19,3% опрошенных. Данная проблема обозначается респондентами как первостепенная с 20 лет (26,8%).
В наивысшей степени ею озабочены респонденты в возрасте от 25 до 30 лет.
Второй по значимости проблемой, решением которой, по мнению сельской молодежи, должен заниматься РССМ, это проблема организации досуга. Об этом заявило 18,5% опрошенных. Причем, вопросами досуга больше обеспокоены женщины (21,9%), чем мужчины.
На третьем месте вопросы образования и воспитания (13,6%).
Они также является общезначимой. При этом вопросами воспитания и получения качественного образования наиболее обеспокоены представители старших возрастных групп молодежи (от 18,4% до 22,8%).
Каждый десятый респондент считает важнейшей задачей борьбу с распространением вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение и т.д.) среди молодежи. Проблема наиболее значима для подростков и юношей в группе от 14 до 17 лет (14,3%).
7,3% опрошенных заявляют о необходимости скорейшего решения жилищной проблемы. В меньшей степени ею обеспокоены школьники и учащиеся учреждений начального и среднего образования. С достижением возраста, когда молодые люди задумываются о создании семьи, значимость этой проблемы резко возрастает.
О том, что больше внимания следует уделять созданию возможностей для занятий спортом, утверждают 6% респондентов. Это чаще делают мужчины (8%), а также респонденты в возрасте от 25 до 30 лет (9%).
В ходе исследования было опрошено более 2500 представителей сельской молодежи из 9 регионов России: Рязанской, Саратовской, Костромской, Волгоградской, Челябинской областей, Красноярского, Алтайского краев, республик Башкортостан и Кабардино-Балкарская. Выборка квотная, соответствует генеральной совокупности. При уровне доверия к результатам опроса 95% (общепринятая релевантная величина) статистическая ошибка выборки составляет 1,98.
Анализируя вторичные данные социологического исследования, проведенного при поддержке Всероссийского Центра Общественного Мнения, можно сделать следующие выводы:
Наиболее важными критериями для самореализации и проживания в сельской местности молодежь считает трудоустройство, организацию досуга, низкий уровень образования, распространение вредных привычек и жилищные проблемы. По данным исследования так же напрашивается вывод о необходимости сотрудничества молодежи и общественной молодежной организации на территории каждого из районов края.
2)В 2011г на территории Мамонтовского района Алтайского края выпускницей Алтайского Политехнического Университета проведено исследование по теме «Эффективность государственной поддержки молодым семьям по улучшению жилищных условий в Администрации Мамонтовского района Алтайского края в 2011 году»
В результате исследования выяснилось, что большинство молодых семей (72,2%) не удовлетворены жилищными условиями. Основными причинами неудовлетворенности жилищными условиями стали отсутствие отдельного жилья (33,3 %), теснота (11,1 %), неудачная планировка квартиры и отсутствие подсобных помещений (16,7 %).
Все молодые семьи единодушны в вопросе жить вместе с родителями или отдельно, ответ однозначный — отдельно. (38,9 %) семей считают, что лучше жить отдельно от родителей, но сравнительно рядом с ними, чтобы при необходимости можно было дойти или доехать друг до друга. (50,0 %) считают, что лучше жить отдельно от родителей, не важно, близко или далеко. (11,1 % ) считают, что лучше жить отдельно от родителей и лучше подальше от них.
Подавляющее большинство молодых людей работают на государственных предприятиях 61,1 %, в частных фирмах работает 27 %, имеют свое дело 11,9 %. При этом большинство 71,4 % молодых людей имеют высшее или незаконченное высшее образование.
Вместе с тем 16,2 % молодых людей совмещают работу с учебой. Совокупный доход молодых семей составляет до 15000 рублей у 62,6 % семей, только у 37,4 % семей совокупный доход семьи составляет до 30000 рублей. При этом 72,2 % семей относят себя к среднеобеспеченным, а остальные 27,8 % семей относят себя к бедным.
В связи с этим на вопрос, почему молодые семьи не заводят детей в 81,2 % молодые люди отвечают, что сначала надо встать на ноги в экономическом плане. При этом молодые семьи ориентированы на обзаведение детьми: 88,9 % молодых семей при необходимых условиях жизни хотели бы иметь двоих детей, а 3,7 % троих.
68,3 % молодых людей хотели бы улучшить свои жилищные условия. При покупке нового жилья молодые семьи в 55,6 % рассчитывают на использование ипотечного кредита, в 27,8 % на государственную (муниципальную) субсидию, 38,9 % на средства, полученные от продажи собственного жилья.
Большинство молодых семей считают, что наиболее привлекательным способом улучшения жилищных условий для молодых семей является приобретение жилья на условиях льготного кредитования (61,1 %).
Результат опроса показал, что молодые семьи Мамонтовского района мало информированы о государственных и муниципальных программах, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей. Так, 43,3 % молодых семей узнают о возможностях улучшения жилищных условий от знакомых, коллег по работе, 25,4 % из газет и журналов, 15 % от родителей и других родственников, 13,3% из интернета и только 3% в государственных органах, занимающихся решением жилищных вопросов.
7 % семей считают, что в Мамонтовском районе ничего не делается для помощи молодым семьям в решении жилищных проблем; 72,6 % считают для помощи молодым семьям в решении жилищных проблем делается мало или не в полной мере, только 10,7 % считают, что делается.
Итак, на основе проведенного социологического исследования можно сделать следующие выводы:
-Современная молодая семья Мамонтовского района, представляет собой семью из двух супругов в возрасте, состоящих в зарегистрированном браке не более 3 лет и имеющих 1 ребенка. Данная семья относится к социально-трудовой группе населения. Обычно супруги работают на государственных предприятиях.
-Выделенные в гипотезе объективные и субъективные причины, затрудняющие эффективное обеспечение молодых семей жильем были подтверждены в ходе социологического исследования.
-Опрос помог выявить причины неудовлетворенности жилищными условиями, ими стали отсутствие своего жилья и малая площадь.
-Жилищные проблемы являются одной их основных причин сдерживающих рождаемость в молодой семье, когда как установки на рождение нескольких детей высокие.
-Имея высшее образование и работая в государственных учреждениях большинство молодых семей имеют совокупный доход не более 30000 рублей, что не позволяет молодым семьям самостоятельно приобрести жилье.
-Большинство молодых семей считают, что наиболее привлекательным способом улучшения жилищных условий для молодых семей является приобретение жилья на условиях льготного кредитования.
-Государственная поддержка молодых семей в решении жилищных проблем реализуется не в полной мере, а уровень финансирования программ по государственной поддержке молодых семей в решении жилищных проблем недостаточный.
Таким образом, анализируя вторичные данные социологического исследования, можно подвести следующий итог: процесс становления молодой семьи происходит в непростых условиях. Такая ситуация усугубляется неудовлетворенностью жилищными условиями. Специалисты Администрации Мамонтовского района занимаются государственной поддержкой молодых семей в решении жилищных проблем, но их деятельность недостаточно направлена и эффективна.
3)Под руководством Максимовой Светланы Геннадьевны, профессора АлтГУ; Матвеевой Натальи Александровны, профессора АлтГПА и учителем английского языка высшей квалификационной категории Билан Татьяны Яновны, выпускником МБОУ Шипуновская СОШ им. А. В. Луначарского, Павлом Крикуновым проведено социологическое исследование на территории Шипуновского района Алтайского края по теме «Отток молодежи из сельских поселений: причины и факторы регулирования (на примере с. Шипуново)
В ходе данного исследования была прослежена динамика изменения численности сельского населения Алтайского края по данным переписей населения с 1970 по 2010гг, так же проанализировано социально-экономическое положение Шипуновского района Алтайского края, выявлена специфики мотивов и причин оттока молодёжи из сел Шипуновского района.
Опираясь на статистические данные и результаты эмпирических исследований, исследователи предполагают, что основными причинами миграции молодежи из сел являются не отвечающие современным требованиям:
* показатели качества жизни (продолжительность жизни, рождаемость, экономическая активность, настроения и ожидания);
* уровень социально-экономического благосостояния (реальные доходы и расходы, обеспеченность жильем, качество питания);
* качество условий среды жизни (комфортность жилищных условий, обеспеченность учреждениями образования, культуры, отдыха, здравоохранения, транспорта и связи).
В ходе исследования выявлена прямая взаимосвязь между реализацией программ социального развития сел и процессом приостановки оттока. Однако следует отметить наличие факторов, оказывающих негативное воздействие на эффективность реализации социальных программ:
* слабая информированность молодежи о программах поддержки (более 80% респондентов на момент опроса ничего не знали о них);
* недостаточное количество штатных специалистов по работе с молодежью в районе (в 20 сельских советах работает всего 8 специалистов. В 2006 г. их было 16).
[20];
* недостаточно инициативную работу комитета по экономике и муниципальной собственности по вопросу инвестиционной грамотности молодых предпринимателей;
* отсутствие единой межведомственной программы по возрождению деревни в районе.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Эффективная и продуманная молодежная политика на местах может в перспективе обеспечить устойчивое развитие территории, результативное использование природного, ресурсного, трудового потенциала, улучшение качества жизни молодежи в сельской местности. Для достижения этих перспектив необходимо:
* развитие сети молодежных многофункциональных досуговых центров села;
* восстановление штатных единиц специалистов по работе с молодежью;
* создание виртуальной системы информирования и просвещения по вопросам жизни молодежи в обществе;
* широкое освещение проблемы оттока молодежи в местных СМИ;
* эффективное взаимодействие с другими с субъектами региона и федерации;
* активизация ориентирования выпускников школ на получение сельскохозяйственной профессии (с учетом их предпочтений).
Анализируя вторичные данные по трем исследованиям, проведенных в том числе и в Алтайском крае, можно выявить некоторые тенденции, влияющие на жизненные планы сельской молодежи.
Наиболее важными критериями для проживания в сельской местности молодежь считает трудоустройство, организацию досуга, низкий уровень образования, распространение вредных привычек и жилищные проблемы. Немаловажным критерием, по мнению молодых людей, является необходимость сотрудничества молодежи и общественной молодежной организации на территории каждого из районов края.
Большую роль играет процесс становления молодой семьи, который происходит в непростых условиях. Такая ситуация усугубляется неудовлетворенностью жилищными условиями. Специалисты Администраций районов занимаются государственной поддержкой молодых семей в решении жилищных проблем, но их деятельность недостаточно направлена и эффективна.
Таким образом, молодежная политика на местах может в перспективе обеспечить развитие территории, результативное использование природного, ресурсного, трудового потенциала, улучшение качества жизни молодежи в сельской местности. Для достижения этих перспектив необходимо провести некоторые мероприятия, обозначенные органами местного самоуправления индивидуально для каждого района.
2.2 Программа социологического исследования жизненных планов сельской молодежи Алтайского края
Анализ проблемной ситуации жизненных планов сельской молодежи Алтайского края.
Значимость проблемы оттока молодых кадров из села неслучайна. Вследствие понижения уровня жизни в сельской местности, современные села затухают. Наиболее острыми недостатками для молодежи является отсутствие рабочих мест с достойной заработной платой, низкий уровень организации досуга и жилищные проблемы.
Социальная проблема
Депопуляция сел Алтайского края вследствие понижения уровня жизни в селе.
Исследовательская проблема
Для поддержания современных сел Алтайского края необходимо изучить жизненные планы и стратегии сельской молодежи как источника развития всех сфер общественной жизни.
Объект — сельская молодежь Алтайского края.
Предмет — жизненные планы сельской молодежи Алтайского края
Цель — выявление жизненных планов и стратегий сельской молодежи Алтайского края.
Задачи:
1. Определить возможность трудоустройства молодых специалистов по специальности в сельской местности.
2. Определить уровень значимости досуга в селе.
3. Выяснить жизненные установки на создание семьи.
4. Выявить степень необходимости решения жилищной проблемы.
Интерпретация и операционализация основных понятий исследования
Определения
Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий, возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет ; жизненные планы — средство осуществления жизненных целей, устанавливающих порядок действий, необходимых для их реализации ; досуг — совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время ; семья — основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью;
Признаки |
Показатель |
Индикатор |
|
Жизненные планы на трудоустройство |
1. Планы на трудоустройство по специальности |
1) Есть 2) Нет |
|
2. Желание трудиться по специальности первое время за небольшое вознаграждение |
Шкала от 0 до 10 |
||
3. Возможность трудоустройства по специальности в селе |
1)Есть возможность 2)Нет возможности |
||
Организация досуга в сельской местности |
1. Степень значимости досуга для молодежи |
Шкала от 0 до 10 |
|
2. Возможность интересного времяпровождения в сельской местности |
1)Есть возможность 2)Возможности нет |
||
3. Варианты проведения досуга (можно несколько) |
1) Посещение спортивных площадок 2) Посещение концертных мероприятий 3) Посещение библиотеки 4) Отдых на свежем воздухе |
||
Жизненные планы на создание семьи |
1. Наличие планов на создание семьи |
1) Семья уже есть 2) Есть планы обзаведения семьей в ближайшем будущем (1 — 2 года) 3) Нет планов на обзаведение семьей |
|
2. Необходимые условия для создания семьи |
1) Наличие собственного жилья 2) Наличие стабильного дохода 3) Материальный аспект не так важен, чувств вполне достаточно |
||
Влияние жилищной проблемы на жизненные планы молодежи |
1. Наличие собственного жилья |
1) Есть свое жилье 2) Проживание с родителями 3) Съемное жилье |
|
2. Влияние наличия собственного жилья на переезд |
1) Наличие возможности приобретения жилья является важным аспектом для переезда 2) Для переезда существуют иные |
||
Гипотезы основаны на предположении, что:
1. Выравнивание экономических условий проживания в городе и селе, рост материального состояния молодежи
2. Сотрудничество администраций сел, сельского социума, семей молодых людей для создания психологически и социально комфортных условий личности самореализации молодежи
3. Реализация социальных программ, как резерва удовлетворения потребностей сельской молодежи
Могут в определенной мере способствовать решению проблемы стабилизации численности молодежи в сельской местности.
Обоснование метода сбора данных
Индивидуальное анкетирование сельской молодежи Алтайского края. Данный метод был выбран для исследования так, как он позволяет собрать необходимую информацию за короткое время. Скорость и время заполнения анкеты подбираются респондентом самостоятельно в зависимости от личностных качеств.
Обоснование выборки исследования
Для индивидуального анкетирования будет использоваться механическая выборка. Объем генеральной совокупности составляет вся сельская молодежь Алтайского края. Для проведения опроса будут отобраны 130 человек, проживающих в сельской местности Алтайского края, при этом 65 респондентов женского пола и 65 — мужского.
Характеристика инструментария
Анкета состоит из 12 вопросов. В анкете используются порядковые шкалы. Два вопроса направленны на выявления пола и возраста респондента. Три вопроса направленны на выявления жизненных планов на трудоустройство. Три вопроса направленны на выявление значимости досуга для переезда в сельскую местность и уровня развития форм проведения досуга. Два вопроса направленны на выявление установок на создание семьи. Два вопроса направленны на определение значимости жилищных условий для переезда в сельскую местность.
Эмпирическая база исследования
Состоит из вторичных данных других исследований, результатов опроса проведенного в рамках данного исследования.
Заключение
Актуальностью выбранной для исследования темы является значимость социальных проблем в сельской местности. Современные села затухают по причине отсутствия условий для комфортной жизни. Наиболее важными критериями для молодежи является обеспечение их рабочими местами с достойной заработной платой, организация досуга и возможность реализоваться как личность и специалист, в сфере своей деятельности. Для повышения рождаемости молодым семьям необходимы комфортные жилищные условия и материальная обеспеченность, что является следствием наличия высоко оплачиваемого места работы. Как принято считать, именно для молодежи основной миссией является повышение демографических показателей, что в свою очередь ограничивается материальными рамками.
Весьма актуальным является целостный подход к изучению проблем молодежи. Так как молодежь является основным источником инициативы и развития общества в целом, перед государством и обществом всегда стоят задачи по организации эффективной передачи опыта молодому поколению, созданию наиболее благоприятных условий для самореализации молодежи.
Главной проблематикой данного исследования является депопуляция сел и падение уровня жизни в них. Для предотвращения депопуляции сел, необходимо детально изучить жизненные планы и стратегии сельской молодежи. Что в будущем может послужить важной основой для улучшения условий для молодежи, избирающих для себя жизнь в селе.
Анализируя результаты проведенных исследований, проведенных в последние годы по данной проблематике, можно сделать общий вывод по улучшению условий, как для молодого поколения, так и для сельской местности в целом:
* Необходимость сотрудничества молодежи и общественной молодежной организации на территории каждого из районов края.
* Эффективность государственной поддержкой молодых семей в решении жилищных проблем
* Развитие молодежной политики может обеспечить эффективное развитие территории, результативное использование природного, ресурсного, трудового потенциала, улучшение качества жизни молодежи в сельской местности. Для достижения этих перспектив необходимо провести некоторые мероприятия, обозначенные органами местного самоуправления индивидуально для каждого района.
Список использованных источников и литературы
Бабочкин П.И., Плотников А.Д. Положение молодой семьи в Российской Федерации, 2011 год. (По итогам социологического исследования) / М.: Социум, 2002. — 102 с.
Иконникова С.Н. История культурологических теорий.- СПб., 2005. — 474 с.
Ионин Л.Г., Основания социокультурного анализа. М., 2013. -95 — 102 с.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М., 2013. — 255 с.
Лисовский В. Т. Социальная защита молодежи. — М., 2013. — 212 с.
Лисовский В.Т. Социология молодежи. — СПб., — 2011.
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Уч. пособие.- СПб., 2012.
Лунина Ю.В. Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки //вестник ОГУ., 2012.- №80, — 34-38 с.
Молодежь / Социологический словарь // URL.: (дата обращения 16.04.2015).
Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. Пособие для студ. высш. заведений . -М., 2012. — 304с.
Пить В.В. Вестник Тюменского Гос. Университета № 4. — 2012.-112 с.
Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 2014. №4. — 100-101 с.
Рубцова Е.П. «Жизненные стратегии» молодежи: проблемы определения в социологическом дискурсе // Вестник Адыгейского гос. университета, 2010, — №2
Санжаревский И.И. Словарь-справочник сост. профессор политических наук. 2014
Садриев М.М. Молодежь — Будущее страны // Ватандаш. — 2013. — №6. — 53-56 с.
Таюрская Е. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи // Человек и труд. -2007. — №4. — 55-56 с.
.Трофимова Н. Кому везет в карьере?: О трудоустройстве выпускников вузов в Алт. Крае //Свободный курс. — 2012. — №24. — 6 с.
Ядов В.А Россия: трансформирующееся общество. М., 2013. — 146 с.
Приложение
Анкета социологического исследования на тему жизненные планы и стратегии сельской молодежи Алтайского края.
Уважаемый респондент!
Алтайский Государственный Университет проводит исследование на определение жизненных планов и стратегий сельской молодежи Алтайского края. Убедительно просим уделить внимание данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию и поспособствовать улучшению уровня жизни в сельской местности. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Заранее благодарим!
1. Планируете ли Вы трудоустроиться по специальности в сельской местности?
1) Есть в планах
2) Не планирую
3) Уже тружусь по специальности
2. Желаете ли Вы трудиться по специальности в сельской местности даже за небольшое денежное вознаграждение?
(степень выраженности Вашего желания просим отметить на шкале, где 0 — это такового желания нет, и 10 — желание наиболее выражено)
0 10
3. Есть ли возможность трудоустройства по вашей специальности в той сельской местности, где Вы проживаете?
1) Есть возможность
2) Нет возможности
4. Является ли для Вас важным критерием разнообразие форм проведения досуга для проживания в сельской местности?
(значимость данного критерия просим отметить на шкале от 0 до 10, где 0 — совсем не важно, 10 — очень важно)
0 10
5. Достаточно ли в сельской местности, где Вы проживаете, мест для проведения досуга, на Ваш взгляд?
1) Вполне достаточно
2) Есть, но их не достаточно
3) Их совсем нет
6. Какие варианты проведения досуга имеются в вашей сельской местности?
1) Посещение спортивных площадок
2) Посещение концертных мероприятий
3) Посещение библиотеки
4) Отдых на свежем воздухе
5) Свой вариант _______________________________________
7. Есть ли у Вас планы на создание семьи?
1) Семья уже есть
2) Есть планы обзаведения семьей в ближайшем будущем (1 — 2 года)
3) Нет планов на обзаведение семьей
8. Какие условия необходимы для создания семьи, на Ваш взгляд?
1) Наличие собственного жилья
2) Наличие стабильного дохода
3) Материальный аспект не так важен, чувств вполне достаточно
9. Имеете ли Вы собственное жилье?
1) Есть свое жилье
2) Проживанию с родителями
3) Снимаю жилье
10. Имеет ли влияние наличие собственного жилья на переезд в сельскую местность?
1) Наличие возможности приобретения жилья является важным аспектом для переезда
2) Для переезда существуют и другие причины, такие как карьера, досуг и привязанность к сельской местности
11. Ваш пол?
1) Мужской
2) Женский
12. Ваш возраст?
_______________
Размещено на