Патологическая склонность к азартным играм

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части.

«Уход от реальности» является одним из наиболее часто встречающихся стратегий в ситуации хронического социального стресса. В связи с этим алкоголизм и наркоманию представляется целесообразным рассматривать как вариант аддиктивного поведения, а не в рамках патологической зависимости. Так как у детей и подростков еще не сформировалась четкая зависимость от определенного психоактивного вещества, и его прием часто обусловлен предпочтениями референтной группы, финансовыми возможностями, модой. С точки зрения исторической психологии, наиболее существенным является не вид наркогенного вещества, а сам факт изменения реальности посредством химического вещества. Но в современных условиях люди изменяют реальность не только химическим путем, они все чаще преображают реальность нехимическим способом. Все эти варианты объединены единым понятием — аддикции.

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction- склонность, пагубная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния химическим или нехимическим путем. Это стремление становится доминирующим в сознании человека. Его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном, сюрреалистическом мире. Он не только не решает своих насущных проблем, но и останавливается в своем развитии, вплоть до деградации [1].

Классификация аддикций (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, 2000).

1. Нехимические аддикции.

2. Промежуточные аддикции.

3. Химические аддикции.

Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения

1. Воспитание в детстве.

2. Особенности личности.

3. Социальные факторы.

Одной из характеристик ментальности советских людей было неприятие «страсти к легкой наживе». Страсть к азартным играм считалась пороком, недостойным порядочного человека. Были запрещены чемпионаты по бильярду и карточным играм, официально отсутствовали казино. Литературные произведения великих русских игроков А.С.Пушкина и Ф.М.Достоевского, в которых сформирован романтический образ игорного заведения и блестяще описаны психологические портреты игроков, не входили в школьную программу. Советские психологи и психиатры практически не сталкивались с проблемой патологической склонности к азартным играм, а в отечественной медицинской литературе отсутствовали исследования и публикации на эту тему.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

... , Отслеживание временного регламента, Взаимодействие с оргкомитетом игрового процесса. Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального ... полученных в ходе образовательного процесса, в форме многоэтапной ролевой игры. Логистика:  Формирование команд Последовательное прохождение 3-х этапов ... Ролевая игра "СТИПКОМ" Цель: создание для участников ШСК "Стипком" ...

Сегодня «страсть к легкой наживе» стала всеобщей, морально разрешенной и общественно одобряемой. Недавнее исследование «среднего класса» России, проведенное по инициативе журнала «Эксперт», выявило, что 80% опрошенных готово пойти на риск, чтобы добиться желаемого. В постсоветских странах появилась новая проблема не только для общественной морали, но и для психиатрии. С одной стороны, легализация и бесконтрольное развитие игорного бизнеса, а с другой — высокий уровень тревожности, сопутствующий исторической социализации человека, потенцировали развитие патологической склонности к азартным играм.

Автор «Энциклопедии азартных игр» Алан Вейкси, проанализировав ведущие мотивы обращения к игре среди игроков в стабильном обществе, выделил следующие:

— тренировка интеллекта,

— необъяснимое возбуждение, порождаемое процессом игры.

— денежный выигрыш и попытка «одолеть фортуну»,

— потребность развеяться и побороть скуку.

С точки зрения психодинамической концепции, влечение к игре является проявлением протеста и бессознательного агрессивного отношения к реальной действительности, а неадекватная уверенность в выигрыше скрывает инфантильные фантазии всемогущества и подсознательного ожидания неограниченного удовлетворения своих желаний. Игра является своеобразной психологической защитой, сублимирующей трудности реальной жизни. Игра помогает уйти от реальности происходящего и необходимости предпринимать конкретные действия. Не зря игорные заведения работают круглосуточно, в них отсутствуют настенные часы, а окна занавешены светонепроницаемыми портьерами. Попадая сюда, человек выпадает из реального времени и пространства.

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... . Давайте обсудим возможности иных тренерских установок перед игрой и определим для себя лидерские функции ... эмоциональном накале игры и на том, что команды не задумались о возможностях сотрудничества, а были сознательно брошены тренером в пучину азартного соревнования ...

По данным мировых эпидемиологических исследований 2−3% населения индустриально развитых стран страдает патологической склонностью к азартным играм.

Факторы, способствующие развитию патологической склонности к азартным играм:

— утрата родителей в возрасте до 15 лет,

— неадекватный родительский стиль воспитания,

— отсутствие бережливости и планирования

— ситуативная доступность азартных игр и предрасположенность к игре в подростковом возрасте,

— для мужчин характерен эмансипационный конфликт с родителями в подростковом возрасте, а в дальнейшем неприятие авторитарных фигур.

Начало расстройства совпадает, как правило. У мужчин с подростковым возрастом, а у женщин приходится на вторую половину жизни.

Этапы развития патологической склонности к азартным играм:

1 стадия — стадия выигрыша. Для этого периода характерен крупный выигрыш, сопровождающийся эйфорией, и формирование психологической зависимости от игры.

2 стадия — стадия прогрессирующих проигрышей. В этот период уже сформированной психологической зависимости присоединяется физическая. Жизнь больного сосредоточена на игре. Он не может остановиться ни после выигрыша, ни тем более после проигрыша. Ощущение эйфории, имеющее место в период между ставкой и исходом игры, подкрепляет влечение. Нарастает социальная дезадаптация: появляются финансовые проблемы, конфликты на работе и в семье, участие в рискованных мероприятиях, возможны правонарушения, направленные на добычу денег. Одновременно с этим снижаются психологические навыки в игре: появляются нерасчетливые ходы, неоправданный риск, количество проигрышей растет. Изменяется иерархия потребностей: доминирующей становится потребность в игре, вытесняя базисные физиологические потребности в еде, сексе и сне. Попытка прекратить игру сопровождается тревогой, напряжением, депрессией, нарушением сна, вегетативными нарушениями и суицидальными мыслями. В зависимости от социальных, ситуационных, личностных и интеллектуальных особенностей, вторая стадия может длиться до 10−15 лет.

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: «Мы едем, едем, едем»

... коллективность; – оригинальность;   – оригинальность; – соответствие заданному образу.   15 мин. Магическая На полу нарисован “Магический квадрат”. ... ; 5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в ... сплочение детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного ...

3 стадия — стадия отчаяния. Больной социально декомпенсирован, дезадаптирован и финансово несостоятелен. Выражено компульсивное влечение к игре. Реально ситуация не оценивается: проигрывается все движимое и недвижимое имущество, совершаются финансовые преступления. Критика к состоянию и всему происходящему отсутствует. При попытке прекратить игру возникает тяжелая абстиненция с выраженными депрессивными расстройствами и суицидальными попытками, а также агрессивным поведением. Больные очень редко обращаются за помощью к психиатрам, как правило, на консультацию их приводят родственники.

Принципы терапии и коррекции патологической склонности к азартным играм

1. В некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для купирования психопатологической симптоматики (чаще всего депрессивной) и для изоляции игрока из патогенного окружения. Специалисты считают оптимальным срок до 3 месяцев.

2. Наиболее эффективна групповая психотерапия, участие в работе групп само- и взаимопомощи. Проведение поэтапной когнитивно-поведенческой психотерапии.

Компьютерная аддикция

Во все времена смена исторических этапов развития общества сопровождалась формированием новой системы управления и внедрением новых способов и средств коммуникации. С одной стороны, они служили орудием власти над умами и были доступны избранным. С другой стороны, они изменяли ментальность населения.

3 стр., 1113 слов

Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности

... и А. Адлера в отношении природы человека 5 3.1 Индивидные свойства человека, как предпосылки развития личности 6 3.2 Основные понятия гештальт ... и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни. Важнейшей тенденцией в развитии личности Адлер считал стремление сохранить в ...

В эпоху рукописных книг ими могли воспользоваться только единицы, а остальные получали знания о мире и о своем месте в нем, созерцая фрески и росписи средневековых соборов и слушая проповеди священников, имевших возможность, читая рукописи, сравнивать и анализировать полученную информацию и нужную доносить до слушателей. С момента изобретения телевидения наша цивилизация вновь вернулась к зрительным образам и визуальной культуре. Глобальная ориентация на зрительные образы способствовала снижению грамотности и оживлению архаического и конкретно-образного мышления. Сегодня, когда практически все население мира получает информацию по телевидению и 80% безоговорочно ей доверяют, мы наблюдаем всплеск архаического мышления, деструктивных форм поведения и прогрессирующее нарастание безграмотности. Эти тенденции учитываются печатными изданиями, которые с цветными картинками. Минимум текста и максимум цветных фотографий -таков интерфейс популярных изданий.

В настоящее время мы переживаем медиа-революцию исторического масштаба- компьютеризацию. Ее влияние на психические процессы и поведение уже не вызывает сомнений. И если средневековый собор был прообразом телевидения, то книга- прообразом компьютера. Первые компьютеры использовались как орудие письменности. Для того, чтобы ими пользоваться необходимо быть грамотным, уметь очень быстро читать, редактировать тексты и совершать ряд логически связанных между собой операций. В доинтернетовскую эпоху пользователи компьютером имели дело с линейным видом письменности, то есть тексты на экране практически соответствовали таковым в книге: их можно читать справа-налево, слева-направо, по диагонали, сверху-вниз, и даже пропуская целые страницы или возвращаясь к уже прочитанному. С развитием интернета появились гипертексты, представляющие собой принципиально новые способы подачи и переработки информации.

27 стр., 13233 слов

Основы эффективной работы в сети интернет для студентов психологических отделений высших учебных заведений

... жизнь без вас. В Интернете есть большие и очень важные участки сети, вокруг которых объединяется множество нейронов, образуя компьютерные сети, и есть отдельные, которые ... идентичность по своему выбору. И, «действительно, в текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным ...

Умберто Эко предположил, что в ближайшем будущем общество расщепится на два класса: тех, кто смотрит телевидение (получает готовые образы и суждения о мире без их критического осмысления), и тех, кто работает с компьютером (кто обрабатывает, критически осмысляет и отбирает информацию, в том числе и для показа по телевидению).

То есть уже сейчас начинается разделение культур, поразительно напоминающее существовавшее в средневековье между теми, кто созерцает образы в соборе и слушает проповедника, и теми, кто способен читать рукописи, критически их оценивать и проповедовать нужные с их точки зрения идеи.

Сегодня в Украине 4% населения имеет доступ в интернет, но процесс компьютеризации постсоветских стран отличается от такового в западных странах взрывоподобным характером.

За последние пять лет резко возросла увлеченность детей и подростков компьютерными играми, что привело к росту пограничных психических расстройств. У15,5% обследованных школьников — пользователей компьютерами выявлены признаки патологической (болезненной) зависимости от компьютерной деятельности. В Японии описан синдром «отаку», при котором подростки и юноши проводят свою жизнь, погрузившись в виртуальную реальность, видеоигры и музыку из стереофонических наушников, игнорируя при этом социальные взаимоотношения, необходимость ухода за собой, образование и достижение полного развития личности. У подростков после 4 часов игры на компьютерах появляется утомляемость, головные боли. С увеличением нагрузок увеличивается компьютерная зависимость, которая формируется уже после 6 месяцев увлечения игровыми автоматами. Все это приводит к нарушениям поведения с выраженной социальной дезадаптацией.

Для профилактики этих расстройств необходимо разработать комплекс индивидуальных психолого-педагогических и медицинских профилактических мер, которые должны четко охарактеризовать суточные нагрузки по возрасту для учеников при работе с компьютерами. В школе работает психолог, который изучает микроклимат в детско-подростковых группах, что позволяет предупредить межличностные конфликты, проводит психокоррекционную работу как среди школьников, так и их родителей.

4 стр., 1541 слов

Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента

... поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: 1) интровертированного 2) экстравертированного 3) интропунитивного 3. шизоидного Факторы риска при вождении автомобиля Употребление алкоголя Курение ... ) действия 4) комплексы 5) акцентуации   Выберите фазу агрессивного поведения, при которой человек готов к обсуждению инцидента 1) Фаза I Активация. 2 ...

Психологические последствия взаимодействия человека и компьютера

Изучение законов психического отражения и психического развития в условиях использования компьютеров позволило выявить ряд важных закономерностей психологии взаимодействия человека и компьютера.

Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера:

— развитие логического, прогностического и оперативного мышления,

— усиление интеллектуальных способностей при решении все более сложных и неординарных задач,

— адекватная специализация познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти,

— повышение самооценки и уверенности в себе,

— формирование позитивных личностных черт: деловая активность, точность и аккуратность, уверенность в себе.

Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера:

— снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач (например, использование функции «проверка орфографии», «математические действия» и т. д. способствуют редукции элементарных школьных знаний).

— при длительной работе с компьютером — снижение гибкости познавательных процессов,

— чрезмерная психическая вовлеченность в работу или игры с компьютером порождают зависимое поведение,

— деформация личностной структуры,

— деструктивные формы поведения.

Классификация видов, развитие и признаки компьютерной зависимости

Термин «интернет-зависимость» предложил А. Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги человека к использованию интернета. Виртуальная жизнь для этих людей становится более значимой, чем реальная. Стирается грань между «я-реальным» и «я-виртуальным». Компьютерная зависимость характерна для подростков и молодых людей мужского пола.

Классификация компьютерной зависимост:

— интернет-зависимость (чад-аддикции, веб-аддикции),

— компьютеромания.

В настоящее время механизм формирования интернет-аддикции только изучается, хотя описаны предвестники развития этого состояния и мотивационные характеристики.

Мотивация к уходу от реальности с помощью Интернета:

— встреча и анонимное общение с людьми.

— реализация недостижимых в реальной жизни фантазий (сексуальных, агрессивных),

— возможность быть самим собой, говорить на любые темы, отбросив моральный и этический контроль.

— отождествление себя с желаемым персонажами и представление себя во всем мире с обратной связью.

— неограниченный доступ к неограниченной информации.

— ощущение собственного могущества.

Предвестники интернет-зависимости:

— навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту,

— предвкушение следующего сеанса он-лайна,

— увеличение времени, проводимого он-лайн и сумм расходуемых он-лайн.

Критерии диагностики зависимости от интернета

Расстройство диагностируется при наличии 3-х (или более) признаков, обнаруженных в течение последних 12 мес.

1. Толерантность (определяется любым из перечисленных)

— потребность во все большем количестве времени работы в сети для достижения удовольствия.

— значительное снижение эффекта от пребывания в сети в течение того же промежутка времени, что и ранее.

2.Абстиненция.

— наличие 2 или более симптомов, возникших в период от нескольких дней до 1 мес. После прекращения или уменьшения длительности работы в сети: психомоторное возбуждение, тревога, навязчивые мысли об интернете, фантазии или мечты о сети, произвольные или непроизвольные «печатающие» движения пальцев рук.

— наличие симптомов, описанных выше приводят к нарушениям в служебной, семейной, социальной сферах.

— возобновление работы в интернете способствует уменьшению симптомов абстиненции.

3. Периоды работы в сети оказываются более частыми или более длительными, чем планировалось.

4. Наличие непреодолимого желания или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу в сети.

5. Большое количество времени посвящаемое имеющей отношение к интернету деятельности.

6. Актуальные ранее виды социальной деятельности прекращаются или сокращаются в связи с увлечением интернетом.

7. Использование сети продолжается, несмотря на очевидные и осознаваемые социальные и психологические проблемы, связанные с работой в интернете (депривация сна, супружеские проблемы. Опоздания на работу).

Зависимость от компьютерной виртуальной реальности развивается по тем же законам, что и интернет-зависимость.

Принципы терапии и коррекции при компьютерной зависимости

В некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для купирования абстинентного синдрома. Акцент в лечении делается на психокоррекционные методы воздействия.

Учитывая затруднения в межличностных отношениях, связанные с нарушением эмоциональных компонентов общения, и социальную дезадаптацию, целесообразно проведение очной, индивидуальной или групповой психотерапии с акцентом на работе с образами и эмоциями.

Целесообразно проведение семейной психотерапии.

Химическая аддикция (алкоголизм и наркомания)

Наркогенные заболевания являются объектом для культуральных исследований психических и поведенческих расстройств, так как социальные и средовые факторы вносят наибольший вклад в распространение злоупотребления психоактивными веществами.

Особенности культуры и традиций, наиболее значимые на этапе эпизодического употребления и на первом этапе, когда формируется психологическая зависимость от психоактивных веществ. Среди культурных факторов наибольший вклад вносят особенности мировоззрения (религиозные, атеистические), структура семьи и доминирующий тип воспитания. В многочисленных исследованиях историков, культурологов, психологов и этнонаркологов показано, что психоактивные вещества используются всеми народами и во все времена. В современном обществе употребление психоактивных веществ — исторически сложившийся обычай. Из поколения в поколение передаются традиции их употребления. Представители славянской культуры предпочитают водку (самогон), французы — вино, немцы — пиво, жители горных селений Мексики и Гватемалы — кактус «пейотль» и грибы-галлюциногены.

Социально-экономическая ситуация

— стремительные темпы социальных преобразований, способствующих резкому расслоению различных социальных групп. И образованию пропасти между богатыми и бедными.

— внутренняя потребность уйти от тяжелой ситуации, обусловленных социальным неравенством.

— тяжелое экономическое положение. Безработица.

— гражданские войны и эпидемии.

— стремительная модернизация экономики и урбанизация.

— миграция сельской молодежи в городскую

— принуждение к употреблению психоактивных веществ с целью эксплуатации.

Реклама потребления психоактивных веществ

И.Н. Гурович (2000) проведя историко-статистический анализ состояния потребления алкоголя российским обществом на протяжении 19−20 веков, пришел к следующим вывода:

1. Имеется устойчивая и высоко воспроизводимая связь уровней алкоголизации населения и периодов нарастания системных кризисных явлений в стране.

2. Все четыре периода кризисных явлений в России, нашедших свое политическое выражение в отмене крепостного права, Октябрьской революции 1917 г., «оттепели», «перестройке», сопровождались ростом экстенсивного пьянства в населении.

3. Алкоголь в украинской культуре занимает особое место. В отличие от других культур, «тема» спиртного в типичной для обыденного сознания иерархии ценностей оставляет далеко позади темы еды и секса. Выпивка легитимизирована нашей культурой и стоит в одном ряду с жизненными потребностями. Алкоголь стимулирует решение социальных проблем, является катализатором коммуникативного взаимодействия, способствует укреплению дружеских связей. Зачастую единственным средством, с помощью которого можно познакомиться и наладить неформальные отношения с человеком, занимающим более высокое социальное положение, является алкоголь. Человека, находящегося в алкогольной абстиненции, жалеют. Ему готовы дать деньги на новую порцию алкоголя, так как он считается «больным», и ему надо помочь. Наряду с этим и непьющий человек считается не совсем здоровым, к нему относятся с подозрением, он не такой как все. Его сторонятся. Выпивка, а одиночку не поощряется. В украинских культурных традициях пьют в компаниях, минимальное количество участников — 3 человека.

4. За последние 15 лет в периоды кризисных явлений в стране резко возрастает количество лиц, прибегающих к аддиктивным формам поведения. Возрастает количество лиц, избравших пассивную стратегию поведения, направленную на уход от действительности путем изменения своего состояния химическим и нехимическим путем.

5. Отмечается эволюция способов химической коррекции, традиционный для украинской культуры аддикт — алкоголь постепенно вытесняется иными психоактивными веществами: опиатами, каннабиоидами, психостимуляторами, органическими растворителями.

6. Выявлена поколенческая специфика: предпочтительным аддиктом для поколения молодых является компьютер, неалкогольные психоактивные вещества (чаще опиаты, психостимуляторы), для среднего и для старшего поколения — традиционный для нашей культуры алкоголь. Изменилась возрастная структура потребителей наркотиков и мотивация первичного потребления. Возрос удельный вес лиц старше 31 года. В 2000 г. среди учетных больных 50% составили пациенты старше 31 года, причем старше 40 лет-8%.

7. Прогрессивно возрастает женская наркомания, которая к 2000 г. составила треть всех учетных больных.

Этапы становления аддиктивного поведения и его профилактика

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкоголных и неалкогольных) вариантов становления аддиктивного поведения.

1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-то влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояния сознания. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры. Опыта группы и доступных средств.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап эксперементирования с различными видами психоактивных веществ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других- сам факт изменения состояния сознания («отруб» «отключка»), для третьих- качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа».

3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

В процессе перехода аддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т. д.), выделяют следующие стадии развития болезни.

1 стадия. Характеризуется формированием и прогрессирующим углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с резким обострением влечения к употребляемому веществу. В этот период наблюдаются ослабление и угасание защитных рефлексов на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.

2 стадия. Характеризуется формированием физической зависимости при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости при употреблении других (кокаин, марихуана).

В тех случаях, когда физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии становится хроническая интоксикация с психическими и физическими нарушениями. Признаки хронической интоксикации зависит от типа употребления веществ.

Так, хроническая интоксикация марихуаной ведет к физическому истощению и апатии вне поведенческого поля наркотизации, у мальчиков нередко приводит к телесной феминизации, летучими веществами- к формированию психоорганического синдрома и токсической энцефалопатии с соматоневрологическими нарушениями и ослаблением интеллектуальных функций (памяти, внимания, сообразительности).

На этом этапе обсессивное влечение сменяется компульсивным, утрачивается критичность к употреблению и развивается толерантность (привыкание) к веществу, нарастает социальная дезадаптация с фиксацией поведения на употреблении психоактивных веществ и их промысле, вовлечение в аддикцию сверстников и младших по возрасту детей с формированием подчиненных групп как средства самоутверждения и добычи дурманящих веществ.

Переход к 3 стадии (падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.

В отличие от мужского алкоголизма женский алкоголизм имеет свою специфику. Он развивается по преимуществу у лиц с узким кругом интересов, ограниченными семейно-бытовыми связями. Алкоголизм у девочек-подростков и у женщин протекает более злокачественно, с быстрой деградацией личности, с огрублением, угасанием родственных привязанностей, интеллектуальным снижением.

По данным Минздрава России, за последние 10 лет, смертность от наркотиков увеличилась в России в 12раз, среди детей — в 42 раза. Особенно настораживают темпы роста наркоманов среди подростков. Девушек и молодых женщин.

В Санкт-Петербурге, в центре профилактики наркомании среди молодежи были проведены исследования в школах и колледжах, показавшие, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формирование отношения к ним.

Возраст 10−12 лет. Ребят интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способ употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не задумывались. Сами наркотики не употребляли (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Возраст 12−14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана наркотиком не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие — из любопытства, с потребителями знакомы многие. О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам, многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Возраст 14−16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы.

1. Употребляющие и сочувствующие — интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой труппы много лидеров.

2. Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная часть может начать употребление под влиянием друзей.

Возраст 16−18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках, они детализируются и становятся более объективными.

Существует медицинская классификация стадий развития наркомании. Она основана на анализе проявлений различных форм зависимости — социальной, психологической физической.

О социальной зависимости говорят, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но вращается в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношение к наркотикам и внешние атрибуты группы. ОН внутренне готов сам начать употребление. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, сто заслоняет привычные представления. Изменяет поведение. Неотъемлемое условие этой стадии заболевания — наличие группы. Единственным способом предотвращения дальнейшего развития заболевания является своевременное выявление и разрушение группы. Необходимо работать с лидерами группы.

После начала употребления наркотиков у подростков формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое может быть очень сильным. Или находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций, стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно. Что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления. На этой стадии заболевания ему уже необходима помощь специалистов- психологов, наркологов, поддержка близких людей, особенно родителей.

При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, вследствие чего наркотик включается в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физического дискомфорта, тяжелый абстинентный синдром. Такому больному необходима серьезная медицинская помощь.

* * * * * * * *

Профилактика — это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья. В вопросах злоупотребления психоактивными веществами профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждению развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами.

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.

Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ включает в комплексе социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

Под третичной профилактикой злоупотребления ПАВ, или реабилитацией, понимают комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболеваний, то есть способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного, и возвращение в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно- полезной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МРДЭК», 2002. — 240с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Сздательский центр «Академия», 2004. — 288с.

3. Максимова Н.Ю., Толстоухова С.В. Соціально-психологічний аспект профілактики адиктивної поведінки підлітків та молоді. — К., 2000. — 198с.

4. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект): Пособие для учителя / Под оед. В.А. Татенко, Т.М. Титаренко. — К.: Рад. шк., 1989. — 128с.

5. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация / Под ред. А.Я. Гриненко.- СПб.: Лань, 2000. — 368с.

6. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. — 1996. — № 3. — Т. 17. — С. 149−151.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector