106.Природа и структура общения. общение как обмен информацией

  1. Природа и структура общения. Общение как обмен информацией.

Общение — процесс установления контактов между людьми (и развитие этих контактов).

В общении реализуются человеческие отношения. Отношения обусловленные индивидуальными особенностями людей называются межличностные (эмоциональная природа).

Общественный отношения обусловлены социальной структурой общества. (отношения — это субъективно переживаемые и в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми).

Структура: коммуникативная сторона (обмен информацией); интерактивная сторона (как взаимодействие); перцептивная сторона (как восприятие).

Функции общения: информационно-коммуникативная; регулятивная (регуляция деятельности); аффективно-коммуникационная (регуляция эмоциональной сферы); инструментальная (достижение определенны целей); синдикативная (интеграция, развитие итд); трансляционная (передача знаний и опыта); самовыражение.

Виды: инструментальное (достижение определенных целей); игровое (ради самого общения); деловое (педагогическое и управленческое).

Общение как обмен информацией.

Информация не просто передается, но уточняется, развивается и в целом формируется. Участники коммуникации выступают как субъекты (обладают сознанием) оказывающие воздействие, влияние друг на друга.

Коммуникативные барьеры — имеют природу психическую или социальную. Они препятствуют успешной передачи информациию Барьеры порождаются социальными различиями людей. Наличие негативных установок по отношению к человеку. Темпераментные различия, в гендере, возрасте и т.д.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его основные функции:

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... рационального цветового оформления. Цвет является средством информации и оказывает на человека большое психологическое воздействие. Правильный выбор цвета доставляет удовольствие от общения с программой и повышает производительность труда, ...

1)контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2)информационная — обмен сообщениями, мнениями, решениями;

3)побудительная — стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4)функция понимания — адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, и взаимное понимание — намерений, установок, переживаний, состояний;

5)эмотивная — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний;6)функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;7)функция оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны.

Коммуникативная сторона в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания др. друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу включает 5 элементов:

Кто? (передает сообщение) – коммуникатор,

Что? (передается) – сообщение,

Как? (осуществляется передача) – канал,

Кому? (направлено сообщение) – Аудитория,

С каким эффектом? – эффективность.Существуют три позиции коммуникатора: открытая,отстраненная,закрытая.Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Диалог ведут между собой личности, обладающими определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог представляет собой «активный двусторонний характер взаимодействия партнеров». Невербальная коммуникация – поведение сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Основные функции невербальных средств общения:Информативная,Регулятивная,Репрезентация эмоциональных состояний,Прогностическая,Маскирующая (контроль своих телесных проявлений, сознательное употребление одних и избегание других),Замещение (неверб. сообщения используются вместо вербальн.)Структурная схема невербального поведения 1. Акустическая:Экстралингвистика (паузы, кашель, смех, плач),Паралингвистика (интонации, тембр, темп, громкость голоса).2. Оптическая:экспрессия (мимика, позы, жесты, походка, физиогномика),невербальные действия (грохот, скрип, шуршание),контакт глаз. 3. Кинестетика: (рукопожатие, похлопывание, поза, телодвижения).

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

4. Ольфактическая: (запах тела, запах косметики).