ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические основы общения 8
1.1 Общие представления об общении 8
1.2 Стили, тон, техника и такт общения 13
1.3 Культура общения 16
1.4 Типы собеседников и уровни общения 20
2 Педагогическое общение 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 34
ВВЕДЕНИЕ
Владение искусством общения имеет для человека огромное практическое значение: формирует его личность, обеспечивает обмен опытом, мыслями, знаниями, чувствами. Через общение человек познает самого себя и окружающий мир, оценивает свои поступки и мысли, обретает новые идеи.
Но прирожденных и приобретенных с опытом навыков общения зачастую совершенно недостаточно для грамотного, полноценного общения человека в разных сферах его деятельности.
Многие люди принимают собственные стереотипы, сложившиеся в результате воспитания, влияния социальной среды, индивидуальных особенностей и т.д., за объективную реальность, полагая, что они ведут себя в данной ситуации единственно возможным образом. Отсюда, ставшие в наши дни обычным явлением, разводы, конфликты на работе, в транспорте, с соседями т.д.
Искусство общения подразумевает способность и желание человека понимать людей; учитывать их интересы; корректно выражать свое отношение к жизненным взглядам и мнениям, отличающимся от собственных; ясно выражать чувства и мысли в приятной для восприятия форме.
В основе всего этого должно быть доброжелательное отношение к людям и умение их слушать, искренне ими интересоваться, не скупясь на одобрение и восхищение. Ведь не умея слушать другого человека, не понимая его чувств и эмоций, по-своему их истолковывая, легко выражать негативную реакцию в виде раздражения и злости, не задумываясь об опасных последствиях.
Научные исследования и практический опыт (Н.А. Морева, В.Н. Панкратов, С.Н. Самыгин, Л.Д. Столяренко и другие) показывают, что каждый из представителей профессий, основанных на взаимоотношениях с коллективом, каждый член семьи, каждый, осуществляющий производственные и личностные взаимоотношения с близкими и далекими по менталитету людьми, с воспитуемыми и учащимися в своей жизни сталкивается со сложными конфликтными ситуациями, которые осложняют жизнь ему и окружающим, затрудняют взаимопонимание общающихся сторон, снижают работоспособность, эмоциональный жизненный тонус. Практика взаимоотношений убедительно показывает, что только одного стремления человека к сохранению эмоционального комфорта по отношению к другим людям недостаточно, нужны знания и конкретные умения в области психологии и педагогики общения. Ибо тот же практический жизненный опыт показывает, что каждый человек, независимо от служебного положения, может считаться истинно интеллигентной личностью, если достиг совершенства в сфере общения, где особенно ярко раскрывается его подлинная образованность и воспитанность [7].
Психологические проявления лжи в общение людей
... искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... и государств. Обман может служить одной из форм проявлений социальных противоречий, выражая эгоистическое обособление, конкуренцию, а также всевозможные способы достижения своих интересов и ...
В научных трудах и учебно-методических разработках педагогическое общение в основном определяется как совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия педагогов и учащихся [3].
Цель работы — изучить основные принципы общения.
Задачи работы:
— изучить общие представления об общении;
— рассмотреть основные аспекты педагогического общения.
Проблема общения изучается широко: социальными, гуманитарными, техническими науками и различными научными дисциплинами. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». Например, общение как сторона предметной деятельности индивида; общение как один из видов социальной деятельности личности; общение и деятельность как две стороны общественного бытия человека, представляющих одно целое; общение как совокупность различных видов психологических контактов между людьми; общение как сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями в целях понять намерение собеседника и т.д.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ
1.1Общая характеристика общения
Общение, или, как часто определяют этот процесс, коммуникация — чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и везде.
Общение есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращение людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществления ими деятельности.
Существование множества различных определений понятия общения связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми». А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолировано. Точка зрения А.А. Леонтьева на общение как вид деятельности поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов [11].
106.Природа и структура общения. общение как обмен информацией
... Порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.По своему назначению общение многофункционально. Рассмотрим его ...
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.) [8].
Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
— передача информации;
— восприятие друг друга;
— взаимооценка партнерами друг друга;
— взаимовлияние партнеров;
— взаимодействие партнеров;
— управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В.Н. Панферов выделяет их шесть:
— коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
— информационная (обмен информацией между людьми);
— когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);
— эмотивная (проявление эмоциональной с……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Самохвалова, А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. Учебное пособие / А.Г.Самохвалова. — СПб.: Речь, 2012. — 333 с.
2 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
3 Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения/ В.М. Целуйко. — М.:Владос, 2007. — 295 с.
4 Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие/ Л.Г. Павлова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 320 с.
5 Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
6 Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
7 Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/ Л.Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.
8 Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика: Учебное пособие / Т.В. Мишаткина. — Ростов-на-Дону: Феникс, ТетраСистемс, 2004. — 304 с.
9 Панферов, В.Н. Психология человека/ В. Н. Панферов. — СПб., 2000. — 160 с.
10 Поваляева, М.А. Психология и этика делового общения: Учебное пособие / М.А. Поваляева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 347 с.
Бакалавр «Психология и социальная педагогика»
... 6 Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие.- М.:Академия, 2005 10 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. Доп. Минобр РФ. ... психолога.- 2002 4 Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие.- М.: Академия, 2008 3 Шепелева Л.Н. Программа ... В.П.- Ростов н/Д: Феникс, 2002 1 Аблеев С.Р. Философия в схемах и таблицах: Учеб. пособие для вузов. ...
11 Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. — 600 с.
12 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С, И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432с.
13 Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия,2007.
14 Милорадова Н. Г. Психология и педагогика: учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 335с.
15 Педагогика: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В. С. Кукушина. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.