изучение влияния конфликтов на эффективность деятельности организации «ИнвестТорг».

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время глубинные причины конфликтов в организации и их влияние на эффективность менеджмента мало анализируются. Руководители многих уровней зачастую испытывают трудности при возникновении конфликтных ситуаций, так как они не имеют достаточных знаний о конфликтах, о путях их мирного решения, что ведёт к спаду эффективности их работы и уменьшению эффективности работы всей организации.

Социально-психологический климат трудового коллектива — это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Особенности социально-психологического климата в коллективе влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении (отделе) и во всей организации. То есть на общую эффективность работы всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в организации во многом определяет ее производственные успехи и положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всем коллективе организации — насущная задача любого руководителя. Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, предотвратить, чем потом разрешать.

Объект исследования — Общество с ограниченной ответственностью «ИнвестТорг».

Предмет — особенности конфликтов и их разрешение в рассматриваемой компании.

Цель работы — изучение влияния конфликтов на эффективность деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

I. Изучить:

1) сущность конфликта;

2) основные причины возникновения конфликта;

3) типы конфликтов;

4) стратегии и методы разрешения конфликтов.

II. Провести исследование конфликтов в организации ООО «ИнвестТорг»:

6 стр., 2975 слов

Социально-педагогическая работа по профилактике и решению проблем воспитания младших школьников в неблагополучной семье в условиях обеспечения взаимодейст

... теоретические основы, практические пути и способы организации социально-педагогической работы по профилактике и решению проблем воспитания младших ... риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную ... самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ...

1) составить анкету;

2) провести опрос сотрудников компании ;

3) проанализировать результаты исследования;

4) сделать выводы;

5) предложить рекомендации;

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтом в трудовом коллективе

1.1. Сущность конфликта в организации: понятие, причины, структура

Конфликт — отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.

Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т.п., откуда мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.

Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности„ группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. [14]

Причины конфликтов в организации

Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как их распределить наиболее эффективным образом. Но люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость обязанностей.

Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Расхождения в целях. Возможность конфликта увеличивается, по мере того как организации разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

5 стр., 2322 слов

Внутриорганизационные конфликты виды, участники, причины, способы разрешения

... Участники начинают стремиться к соглашения, приемлемого для обеих сторон. (Белинская, 2003) Не существует единого мнения относительно роли конфликтов в организации. Одни говорят, что конфликт ... восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, ... конфликтам 67 Приложение 4. Стратегии поведения в конфликтной ситуации среди ...

Различия в ценностях. Представление о ситуации зависит от стремления к определенной цели. Люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят.

Различия в жизненном опыте и манерах поведения. Исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Плохие коммуникации. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки из рабочих», а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, то подчиненные могут замедлить темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей. [15]

В структуре конфликта обычно выделяют:

1) участников конфликта;

2) конфликтную ситуацию как базу конфликта;

3) поведение, направленное на разрушение намерений другой стороны;

4) границы конфликта.

Основные участники конфликта — это противодействующие стороны или противники. Это те участники, интересы которых несовместимы и которые совершают активные действия друг против друга. Они составляют стержень конфликта. Если одна из сторон по какой-либо причине «выходит из игры» конфликт прекращается. Кроме непосредственных участников конфликта существуют и другие участники, которые играют второстепенные, эпизодические роли. Среди них выделяют субъектов конфликта, которые могут влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, и субъектов, которые не преследуют собственных интересов и не влияют на исход противоборства (например, люди случайно втянутые в конфликт, толпа).

14 стр., 6909 слов

Конфликты и методы их урегулирования

... почти неизбежно ведет к различным видам конфликта. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации ... данных. Решение проблемы. В современной социальной психологии выделяют, как минимум пять возможных путей разрешения конфликтной ... НПО МОЭК, 200316. Макарова И.К. Управление персоналом: учебник. - М.: Юриспруденция, 200417. Мастенбрук У. Управление конфликтными ...

Ими манипулируют другие для достижения своих целей. [11]

Среди субъектов конфликта выделяют:

1) подстрекателей, провоцирующих конфликт (причем сами они могут и не участвовать в конфликте);

2) пособников, содействующих развитию конфликта советами, помощью или другими способами;

3) организаторов, планирующих конфликт, намечающих его развитие, предусматривающих охрану участников; организаторы могут выступать как самостоятельные участники конфликта (например, забастовочный комитет);

4) посредников и судей — строго нейтральных лиц, пытающихся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Посредники в отличие от судей не наделены властными полномочиями, а выступают лишь в качестве советчиков.

Понятие конфликтной ситуации не совпадает с понятием конфликта, т.к. характеризует лишь предпосылку, почву для возникновения реального конфликта, включающие реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии обоюдных действий. Конфликтными действиями считаются:

— внешние поведенческие акты (мыслительные акты, не выраженные внешне, планирование действий не относят к конфликтным действиям);

— действия, которые осознаются противостоящей стороной как направленные против нее. [13]

1.2. Подходы к классификации конфликтов

Конфликты отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;

идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах; социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

17 стр., 8319 слов

Конфликты и методы их разрешения 3

... , взаимодействие и взаимообусловленность событий при возникновении конфликтов 1 Конфликтология: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова.-2е изд.,перераб. и доп.-М.:ИНФРА ... ИНФРА-М,2005.-301с.-(Высшее образование). Кибанов А.Я. Конфликтология: Учебник/Под ред.А.Я.Кибанова.-2е изд, перераб. и доп.-М ... ЮНИТИ-ДАНА,2005.-с.228-235 7 Конфликтология: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова.-2е изд.,перераб. и доп.-М.:ИНФРА ...

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:

общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длит……..

Список литературы

1. А.Я. Анцепов, А.И. Шипилов. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999 — 551 с.

2. И.А. Бланк. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС., 1998 — 416 с.

3. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: Учебник — 3-е издание. — М.: Гардарики, 2000 — 528 с.

4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000 — 224 с.

5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКСМОС». 2001. — 320 с.

6. Гришина, Н.В. Производственные конфликты и их регулирование [Текст] : учебник / Н.В. Гришина.-2011. — 280с.

7. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 352 с.

8. Козак Е.Л. Конфликтология. Курс лекций.

9. Кибанов, А.Я Управление персоналом организации [Текст] : учебник / А.Я. Кибанов. — М.:РОССПЭН,2010.-250с.

10. Кузнецова А.Р.,Саитова Р.З Профилактика социальных конфликтов в системе сельского социального управления// Материалы Седьмой НПК «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Актуальные проблемы деятельности государственных органов в особых условиях.-Москва: МВД ИС РАН,2003.-с.43-49

11. Кузнецова А.Р., Корыпов Э.М Экономические индикаторы развития системы образования России и в мире // Высшее образование сегодня.-2013.-№3.-с.17-21

12. Кузнецова А.Р., Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны // Высшее образование сегодня.-2013.-№1.-с.31-33

12 стр., 5720 слов

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «восточно-европейский институт психоанализа»

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «восточно-европейский институт психоанализа» Утверждаю Первый проректор К. псх. н. _______________________ Муханова Н. А. «______»___________2012 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Математическая статистика» Направление подготовки 030300 - Психология Квалификация выпускника: бакалавр психологии Санкт-Петербург, ...

13. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.

14. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под редакцией профессора Лавриенко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 — 279 с.

15. З.П. Румянцева, Соломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997 — 432 с.

16. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под редакцией А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2001 — 295 с.