изучение влияния конфликтов на эффективность деятельности организации «ИнвестТорг».

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время глубинные причины конфликтов в организации и их влияние на эффективность менеджмента мало анализируются. Руководители многих уровней зачастую испытывают трудности при возникновении конфликтных ситуаций, так как они не имеют достаточных знаний о конфликтах, о путях их мирного решения, что ведёт к спаду эффективности их работы и уменьшению эффективности работы всей организации.

Социально-психологический климат трудового коллектива — это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Особенности социально-психологического климата в коллективе влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении (отделе) и во всей организации. То есть на общую эффективность работы всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в организации во многом определяет ее производственные успехи и положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всем коллективе организации — насущная задача любого руководителя. Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, предотвратить, чем потом разрешать.

Объект исследования — Общество с ограниченной ответственностью «ИнвестТорг».

Предмет — особенности конфликтов и их разрешение в рассматриваемой компании.

Цель работы — изучение влияния конфликтов на эффективность деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

I. Изучить:

1) сущность конфликта;

2) основные причины возникновения конфликта;

3) типы конфликтов;

13 стр., 6045 слов

Совершенствование организации работы нефтебазы в ЗАО «Константиново»

... 5. Скоробогатов И.Б. Совершенствование организации работы с кадрами в народном хозяйстве. ... на эффективности кадровой работы предприятия. претендент вакантный работа ... сожалению, «семена» многих конфликтов на производстве закладываются (неосознанно ... беседы необходимо придерживаться некоторых социально-психологических требований: · желательно ... работу в этой фирме; - сохранить хороший моральный климат ...

4) стратегии и методы разрешения конфликтов.

II. Провести исследование конфликтов в организации ООО «ИнвестТорг»:

1) составить анкету;

2) провести опрос сотрудников компании ;

3) проанализировать результаты исследования;

4) сделать выводы;

5) предложить рекомендации;

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтом в трудовом коллективе

1.1. Сущность конфликта в организации: понятие, причины, структура

Конфликт — отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.

Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т. п., откуда мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.

Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности" группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. [14]

Причины конфликтов в организации

Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как их распределить наиболее эффективным образом. Но люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость обязанностей.

Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

11 стр., 5232 слов

Управление конфликтами 4

... нарушается принцип единоначалия. Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта ... . Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом ...

Расхождения в целях. Возможность конфликта увеличивается, по мере того как организации разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

Различия в ценностях. Представление о ситуации зависит от стремления к определенной цели. Люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят.

Различия в жизненном опыте и манерах поведения. Исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Плохие коммуникации. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки из рабочих», а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, то подчиненные могут замедлить темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей. [15]

В структуре конфликта обычно выделяют:

1) участников конфликта;

2) конфликтную ситуацию как базу конфликта;

3) поведение, направленное на разрушение намерений другой стороны;

4) границы конфликта.

17 стр., 8122 слов

Конфликты. Конфликтные ситуации в подростковой среде

Министерство образования Российской Федерации ГОУ ВПО "Удмуртский Государственный Университет" Институт педагогики психологии и социальных технологий Кафедра педагогики и педагогической психологии Курсовая работа "Конфликты. Конфликтные ситуации в подростковой среде" Руководитель: Сунцова А.С. Сдал: группа З- 031300-51 специализация "Социальный педагог" Мурина Н.С. Ижевск 2013 Оглавление Введение ...

Основные участники конфликта — это противодействующие стороны или противники. Это те участники, интересы которых несовместимы и которые совершают активные действия друг против друга. Они составляют стержень конфликта. Если одна из сторон по какой-либо причине «выходит из игры» конфликт прекращается. Кроме непосредственных участников конфликта существуют и другие участники, которые играют второстепенные, эпизодические роли. Среди них выделяют субъектов конфликта, которые могут влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, и субъектов, которые не преследуют собственных интересов и не влияют на исход противоборства (например, люди случайно втянутые в конфликт, толпа).

Ими манипулируют другие для достижения своих целей. [11]

Среди субъектов конфликта выделяют:

1) подстрекателей, провоцирующих конфликт (причем сами они могут и не участвовать в конфликте);

2) пособников, содействующих развитию конфликта советами, помощью или другими способами;

3) организаторов, планирующих конфликт, намечающих его развитие, предусматривающих охрану участников; организаторы могут выступать как самостоятельные участники конфликта (например, забастовочный комитет);

4) посредников и судей — строго нейтральных лиц, пытающихся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Посредники в отличие от судей не наделены властными полномочиями, а выступают лишь в качестве советчиков.

Понятие конфликтной ситуации не совпадает с понятием конфликта, т.к. характеризует лишь предпосылку, почву для возникновения реального конфликта, включающие реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии обоюдных действий. Конфликтными действиями считаются:

— внешние поведенческие акты (мыслительные акты, не выраженные внешне, планирование действий не относят к конфликтным действиям);

— действия, которые осознаются противостоящей стороной как направленные против нее. [13]

1.2. Подходы к классификации конфликтов

Конфликты отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

5 стр., 2322 слов

Внутриорганизационные конфликты виды, участники, причины, способы разрешения

Внутриорганизационные конфликты: виды, участники, причины, способы разрешения. Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы изучения организационных конфликтов 6 1.1. Понятие и сущность конфликтов 6 1.2. Причины организационных конфликтов 14 1.3. Управление конфликтами 22 Глава 2. Анализ внутриорганизационных конфликтов в компании 33 2.1. Организация исследования 33 2.2. Особенности ...

По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;

идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах; социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:

общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длит…

Список литературы

1. А.Я. Анцепов, А.И. Шипилов. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999 — 551 с.

2. И.А. Бланк. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС., 1998 — 416 с.

3. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: Учебник — 3-е издание. — М.: Гардарики, 2000 — 528 с.

4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000 — 224 с.

5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКСМОС». 2001. — 320 с.

6. Гришина, Н.В. Производственные конфликты и их регулирование [Текст]: учебник / Н.В. Гришина.-2011. — 280с.

7. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 352 с.

10 стр., 4676 слов

Контрольная работа — Объективные и субъективные причины конфликтов в группах и организациях

Министерство Высшего Образования Пензенский Государственный Университет Кафедра: Коммуникационный менеджмент Контрольная работа по дисциплине: Конфликтология. на тему: «Объективные и субъективные причины конфликтов в группах и организациях» . Выполнила: студентка гр.05ЗИЖ61  Тюрина Е.Г. Проверила: Капезина Т.Т. Пенза, 2008 Содержание: Введение ...

8. Козак Е.Л. Конфликтология. Курс лекций.

9. Кибанов, А. Я Управление персоналом организации [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов. — М.:РОССПЭН, 2010.-250с.

10. Кузнецова А.Р., Саитова Р. З Профилактика социальных конфликтов в системе сельского социального управления// Материалы Седьмой НПК «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Актуальные проблемы деятельности государственных органов в особых условиях.-Москва: МВД ИС РАН, 2003.-с.43−49

11. Кузнецова А.Р., Корыпов Э. М Экономические индикаторы развития системы образования России и в мире // Высшее образование сегодня.-2013.-№ 3.-с.17−21

12. Кузнецова А.Р., Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны // Высшее образование сегодня.-2013.-№ 1.-с.31−33

13. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.

14. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под редакцией профессора Лавриенко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 — 279 с.

15. З.П. Румянцева, Соломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997 — 432 с.

16. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под редакцией А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2001 — 295 с.