изучение влияния конфликтов на эффективность деятельности организации «ИнвестТорг».

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время глубинные причины конфликтов в организации и их влияние на эффективность менеджмента мало анализируются. Руководители многих уровней зачастую испытывают трудности при возникновении конфликтных ситуаций, так как они не имеют достаточных знаний о конфликтах, о путях их мирного решения, что ведёт к спаду эффективности их работы и уменьшению эффективности работы всей организации.

Социально-психологический климат трудового коллектива — это социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений его членов к коллективу как к целому. Социально-психологический климат всегда строится на межличностных отношениях, поэтому является показателем их состояния.

Особенности социально-психологического климата в коллективе влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении (отделе) и во всей организации. То есть на общую эффективность работы всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в организации во многом определяет ее производственные успехи и положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всем коллективе организации — насущная задача любого руководителя. Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, предотвратить, чем потом разрешать.

Объект исследования — Общество с ограниченной ответственностью «ИнвестТорг».

Предмет — особенности конфликтов и их разрешение в рассматриваемой компании.

Цель работы — изучение влияния конфликтов на эффективность деятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

I. Изучить:

1) сущность конфликта;

2) основные причины возникновения конфликта;

5 стр., 2270 слов

Глава II — организация и методы исследования психологических особенностей общения подростков со сверстниками

... оказывается, ребята к учебному процессу подходят не ответственно Определение психологического климата группы Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, ... этап исследования (апрель 2013). Формулирование выводов, подведение итогов работы. Контрольная проверка работы. Характеристика выборки исследования В исследовании принимали участие учащиеся 8 ...

3) типы конфликтов;

4) стратегии и методы разрешения конфликтов.

II. Провести исследование конфликтов в организации ООО «ИнвестТорг»:

1) составить анкету;

2) провести опрос сотрудников компании ;

3) проанализировать результаты исследования;

4) сделать выводы;

5) предложить рекомендации;

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтом в трудовом коллективе

1.1. Сущность конфликта в организации: понятие, причины, структура

Конфликт — отсутствие между двумя или более сторонами согласия, каждая сторона делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и препятствует другой стороне делать то же самое.

Чаще всего конфликт ассоциируется с угрозами, спорами, войной и т. п., откуда мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать и немедленно разрешать, как только он возникнет.

Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности" группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. [14]

Причины конфликтов в организации

Распределение ресурсов. Ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как их распределить наиболее эффективным образом. Но люди всегда хотят получать не меньше, а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

Взаимозависимость обязанностей.

Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимозависящих элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

19 стр., 9481 слов

Восстановительный подход в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов

... в регионах страны. Результаты эмпирического исследования позволяют констатировать, что организация профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов является недостаточной, преподаватели школ не имеют должного ... и уважения, а следовательно и избежать конфликтов. «Метод недопущения дискриминации людей» предполагает исключения подчеркивания различий между людьми, т.е. превосходства одних ...

Расхождения в целях. Возможность конфликта увеличивается, по мере того как организации разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.

Различия в ценностях. Представление о ситуации зависит от стремления к определенной цели. Люди могут рассматривать только те аспекты ситуации, которые благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в ценностях — весьма распространенная причина конфликта. Например, подчиненный может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчиненный имеет право выражать свое мнение только тогда, когда его спрашивают и беспрекословно делать то, что ему говорят.

Различия в жизненном опыте и манерах поведения. Исследования показали, что различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.

Плохие коммуникации. Если руководство не может довести до сведения подчиненных, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки из рабочих», а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, то подчиненные могут замедлить темп работы. Другие распространенные проблемы передачи информации — неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубляться из-за неспособности руководителя разработать до сведения подчиненных точное описание должностных обязанностей. [15]

В структуре конфликта обычно выделяют:

1) участников конфликта;

17 стр., 8122 слов

Конфликты. Конфликтные ситуации в подростковой среде

... Предложенный ниже перечень педагогических ситуаций и конфликтов преследует практическую цель ориентировать учителей в многообразных школьных ситуациях и конфликтах. Ситуации и конфликты деятельности. Ситуации по поводу учебной деятельности ... взрослыми, но и то, насколько она сформирована у самого подростка. Организация учебной деятельности в средних классах - учебные программы, система подачи ...

2) конфликтную ситуацию как базу конфликта;

3) поведение, направленное на разрушение намерений другой стороны;

4) границы конфликта.

Основные участники конфликта — это противодействующие стороны или противники. Это те участники, интересы которых несовместимы и которые совершают активные действия друг против друга. Они составляют стержень конфликта. Если одна из сторон по какой-либо причине «выходит из игры» конфликт прекращается. Кроме непосредственных участников конфликта существуют и другие участники, которые играют второстепенные, эпизодические роли. Среди них выделяют субъектов конфликта, которые могут влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, и субъектов, которые не преследуют собственных интересов и не влияют на исход противоборства (например, люди случайно втянутые в конфликт, толпа).

Ими манипулируют другие для достижения своих целей. [11]

Среди субъектов конфликта выделяют:

1) подстрекателей, провоцирующих конфликт (причем сами они могут и не участвовать в конфликте);

2) пособников, содействующих развитию конфликта советами, помощью или другими способами;

3) организаторов, планирующих конфликт, намечающих его развитие, предусматривающих охрану участников; организаторы могут выступать как самостоятельные участники конфликта (например, забастовочный комитет);

4) посредников и судей — строго нейтральных лиц, пытающихся предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Посредники в отличие от судей не наделены властными полномочиями, а выступают лишь в качестве советчиков.

Понятие конфликтной ситуации не совпадает с понятием конфликта, т.к. характеризует лишь предпосылку, почву для возникновения реального конфликта, включающие реальные действия сторон по отстаиванию своих интересов.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при наличии обоюдных действий. Конфликтными действиями считаются:

— внешние поведенческие акты (мыслительные акты, не выраженные внешне, планирование действий не относят к конфликтным действиям);

— действия, которые осознаются противостоящей стороной как направленные против нее. [13]

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

... не всегда мотивы конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает опрос свидетелей ... , если возникает противоборство м. сторонами, чьи интересы оказываются под угрозой. В реальном конфликте его участники, выступая в качестве конфликтующих сторон, являются носителями сознания, которое ...

1.2. Подходы к классификации конфликтов

Конфликты отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;

идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах; социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:

общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длит…

Список литературы

1. А.Я. Анцепов, А.И. Шипилов. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999 — 551 с.

2. И.А. Бланк. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС., 1998 — 416 с.

3. О.С. Виханский, А.И. Наумов. Менеджмент: Учебник — 3-е издание. — М.: Гардарики, 2000 — 528 с.

4. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000 — 224 с.

5. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКСМОС». 2001. — 320 с.

6. Гришина, Н.В. Производственные конфликты и их регулирование [Текст]: учебник / Н.В. Гришина.-2011. — 280с.

7. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 352 с.

10 стр., 4676 слов

Контрольная работа — Объективные и субъективные причины конфликтов в группах и организациях

... конфликты проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами, организациями, ассоциациями, в рамках одной организации. Эти конфликты называют организационными, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия. Конфликты ... Анцепов А.Я., Шипилов А.И.. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999 ... агрессии – и к конфликту. 4. Различные формы экономического и социального неравенства. ...

8. Козак Е.Л. Конфликтология. Курс лекций.

9. Кибанов, А. Я Управление персоналом организации [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов. — М.:РОССПЭН, 2010.-250с.

10. Кузнецова А.Р., Саитова Р. З Профилактика социальных конфликтов в системе сельского социального управления// Материалы Седьмой НПК «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие. Актуальные проблемы деятельности государственных органов в особых условиях.-Москва: МВД ИС РАН, 2003.-с.43−49

11. Кузнецова А.Р., Корыпов Э. М Экономические индикаторы развития системы образования России и в мире // Высшее образование сегодня.-2013.-№ 3.-с.17−21

12. Кузнецова А.Р., Образование как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны // Высшее образование сегодня.-2013.-№ 1.-с.31−33

13. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.

14. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под редакцией профессора Лавриенко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 — 279 с.

15. З.П. Румянцева, Соломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1997 — 432 с.

16. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под редакцией А.Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2001 — 295 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector