Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

Курсовая работа по психодиагностике

На тему: «Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности»

Содержание

Введение

Глава I. Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

.1 Определение бессознательного

.2 Определение творческой деятельности

.3 Критерии достоверности

Глава II. Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе

.1 Планирование и организация исследования

.2 Анализ результатов эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современных источниках по психологии тезис о важной, более того, доминирующей роли бессознательного (подсознательного) в творческой деятельности стал, по существу, тривиальным. Это следствие все возрастающего интереса исследователей к серьезным научным разработкам проблемы в до — и постпсихоаналитический период, дающим основание рассматривать феномен бессознательного в качестве «источника творческого процесса».

Актуальность: тема актуальна, так как, исследуется уровень оригинальности индивидов, а в наше время при приеме на работу это один из главных факторов.

Объект исследования — проявления бессознательной сферы личности.

Предмет исследования — оригинальность в творческой деятельности как проявление бессознательной сферы личности.

Задачи исследования

1.Разработать опросник для изучения оригинальности в творческой деятельности.

2.С помощью опроса выявить индекс оригинальности в творческом процессе.

.Проанализировать особенности взаимодействия бессознательного и творчества.

.Разработать методику на выявление уровня оригинальности у индивидов.

3 стр., 1071 слов

Организация работы по повышению уровня профессионально творческой деятельности педагогических кадров ДОУ.

Содержание Введение…………………………………………………………………….……..3 1. Сущность педагогического труда как творчества……………………………5 2. Значение передового творческого педагогического опыта. Этапы формирования. Выявление и оценка……………………………………11 3. Содержание показателя и уровни профессионально-творческой деятельности воспитателя ДОУ…………………………………………………16 4. Пути и методы повышения педагогического мастерства………………….. ...

.Доказать валидность и надёжность разрабатываемой методики.

Гипотеза — разработанная нами методика является валидным и надежным способ изучения уровня оригинальности в творческом процессе

I. Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

.1 Определение бессознательного

Уже много раз упоминались слова «сознание», «сознательная психическая деятельность», «бессознательное», «неосознаваемая психическая активность». Что кроется за этими словами? Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным психическим? Эти нелегкие вопросы относятся к одним из самых спорных в современной психологии, философии, медицине. Они весьма интересны и для специалистов в области лингвистики, искусствоведения, имеют отношение к нашей повседневной жизни.

С сознанием как будто все ясно — это высшая форма отражения объективной реальности, присущая исключительно человеку. В это понятие входит сознание окружающего мира и, что не менее важно, себя (самосознание, выделение собственного «я»).

В своем развитии сознание прошло ряд этапов: от психики (не сознания!) животных, через стадное сознание и сознание человека родового общества до самосознания. Следовательно, сознание человека имеет общественно-историческую обусловленность, то есть те же корни, что и личность. Особую роль в формировании сознания отводят речи и коллективному труду.

Ну а бессознательное? Что это такое и как его изучать? Можно ли вообще сознательно говорить о бессознательном?

Интересно, что при упоминании о бессознательном сразу же вспоминают о 3. Фрейде. Как будто именно он открыл или описал его, как будто бы он его придумал. Идея о существовании неосознаваемого, бессознательного в человеке, в человеческой психике возникла веков 45 назад, за 2,5 тысячи лет до нашей эры. Ее истоки находят в работах древнеиндийских философов, в трудах Платона, Фомы Аквинского, философов XVII и XVIII веков. Разумеется, не 3. Фрейд поставил проблему бессознательного, но именно ему принадлежит первенство в попытках указать пути к изучению закономерностей бессознательного, к пониманию его особенностей. Бессознательное у 3. Фрейда превратилось в человеческую сущность, в основной источник энергии для всех проявлений человеческой деятельности.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)

... , действие, отношение, переживание, индивид) Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я») Категория образа характеризует ... подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного. 4 – современность. Психология как наука, ... К ним относятся скука, радости и муки творчества, удовлетворение достижением цели, увлеченность, азарт, энтузиазм ...

.2 Определение творческой деятельности

Теория творчества является существенным достижением психологической науки, как отечественной, так и зарубежной, и служит методологической основой развития психологии. Однако до сих пор сохраняется многозначность толкования понятия «творчества». Повторяемость отдельных понятий многочисленных определений творчества рассматриваются как выражение единства научных воззрений их авторов, а различия являются показателем богатства понятия «творчества», его многоаспектности и неисчерпаемости. При этом выделяются такие определения, как философские, психологические, педагогические, художественные, эстетические и технические.

По — мнению И.М. Розетт, «творчество — высшая и наиболее сложная форма психической деятельности, отсюда — важность разработки вопроса о роли бессознательного в структуре художественного творчества и восприятия не только для психологии искусства, но и для исследования других видов психической деятельности. Бессознательное, соучастие неосознаваемой психической деятельности в процессе художественного творчества — факт реальный и настолько важный, что без учета его невозможно раскрытие ни психологических процессов творчества, ни психологической структуры художественного образа».

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное — фундамент, условие для проявления творчества.

4 стр., 1554 слов

индивидуальные особенности людей, деятельность которых связана с риском.

Введение Данная работа направлена на изучение личности сотрудников противопожарной и аварийно-спасательной служб. Цель работы - выявить существуют ли различия между сотрудниками данных специальностей. Нас заинтересовали такие личностные свойства и качества как тревожность, склонность к риску, эмоциональная устойчивость, так как их деятельность - это постоянные экстремальные условия; а также тип ...

Основателем психологии творчества в отечественной науке стал Я.А. Пономарев. Я.А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей — закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач.

Я.А. Пономарев выделяет разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н.А. Бердяев, отметивший «трагическое несоответствие между творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом лаконической реализации творчества» /6,с.221/, т.е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. «Творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности … Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия» /4/. Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: «Творчество есть … тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося». Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, «включая» духовные потенции и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительности. Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).

5 стр., 2388 слов

12.Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике

12. Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике. Надёжность – один из критериев проверки методик. В разработку этого критерия внесли свой вклад А. Анастази, Кронбах, Торндайк. Надёжность – относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов тестов при первичном и повторном измерении на одних и тех же испытуемых. Необходимо повторное измерение на той же выборке ...

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества — догматизм — ориентирован на сохранение стабильности и, в конечном счете, ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый» консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Диагностика уровня оригинальности в творческом процессе.

Проблема диагностики и развития творческих способностей — одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу.

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях.

Первое направление — отчет ученых-исследователей, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Эта традиция восходит к Чарлзу Дарвину; продолжали ее Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, В. Стеклов. У. Кеннон, Г. Селье. Свидетельство самих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересно: ведь это сведения из первоисточника.

Второе направление — метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками «пройти» через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить ценную информацию.

20 стр., 9711 слов

Тестирование как метод исследования

... тестов. Требования к тестам. Валидность: понятие и виды. Надежность: понятие, виды и показатели надежности.. Соотношение надежности и валидности теста. Тестовые нормы и стандартизация тестов. Принципы построения теста ...

Третий путь исследования творчества — изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика. Здесь, конечно, не может быть и речи о проникновении в интимные механизмы творческого процесса. Исследователи пытаются лишь выяснить те особенности человека, по которым еще на школьной скамье и уж во всяком случае на университетской можно было бы отбирать будущих Лобачевских, Резерфордов, Павловых и Эйнштейнов.

.3 Критерии достоверности

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности.

Концептуальная валидность — понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.

Операциональная валидность — частный случай внешней валидности, степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.

Операциональная валидность определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента. Конструктная валидность — один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания и т. д. Иначе говоря, конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.

Эмпирическая валидность — совокупность характеристик валидности теста, полученных с помощью сравнительного статистического анализа. Показатель эмпирической валидности выражается количественной мерой статистической связи между результатами тестирования и внешними по отношению к ним критериям оценки диагностируемого свойства. В качестве таких критериев могут выступать уже рассмотренные ранее экспертные оценки, экспериментальные и «жизненные» критерии. Эмпирическая валидность чаще всего выражается коэффициентом корреляции результатов тестирования у с критериальным показателем z.

7 стр., 3257 слов

Методики психологического обследования

Содержание Введение Требования к методикам психологического обследования Классификация психодиагностических методик Методика исследования тревожности (Пример использования опросника Спилбергера в процедуре психодиагностического обследования) Заключение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1,2. 2. Елисеев О.П. Конструктивная ...

Эмпирическая валидность может быть представлена другими показателями. Например, если внешний критерий характеризуется дихотомической переменной, в качестве показателя эмпирической валидности способен выступать процент лиц, оценки которых находятся в зоне перекрытия распределения показателей по тесту в дихотомических группах. (12) Также распространенным способом представления статистической связи результатов тестирования служит табличная форма, в которой интервалы тестовых баллов сопоставлены с вероятностями принадлежности испытуемых различным диагностическим классам.

При оценке эмпирической валидности тестов необходимо устанавливать ее по крайней мере в 2 группах, так как корреляция теста и критерия может быть обусловлена специфическими для данной выборки факторами и не иметь общего значения. (9) Особенно важно, чтобы валидность теста определялась на выборке испытуемых, отличной от той, с помощью которой производился отбор заданий.(11) Для выполнения этого условия можно, например, разделить имеющийся экспериментальный материал пополам. В то же время предпочтительнее проведение нескольких исследований с последующим анализом и обобщением полученных данных.

Репрезентативность — это способность выборки представлять изучаемую совокупность. Чем точнее состав выборки представляет совокупность по изучаемым вопросам, тем выше ее репрезентативность.

Перекрестная валидность.

Это вид валидности, который устанавливается на независимой выборке испытуемых, отличающейся от той, на которой был получен фактор (построен ключ к тесту) или выявлено какое-то значимое различие между выборками.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность (надежность частей теста).

Ретестовая надежность — метод измерения надежности путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых (ретеста) и расчета коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования.

Требование ретестовой надежности является корректным лишь по отношению к таким психическим характеристикам индивидов, которые сами являются устойчивыми во времени. Если мы создаем тест для измерения эмоциональных состояний (бодрости, тревоги и т. д.), то, очевидно, требовать от него ретестовой надежности бессмысленно: у испытуемых быстрее изменится состояние, чем они забудут свои ответы по первому тестированию.

Надежность параллельных форм теста. Коэффициент надежности равен корреляции параллельных форм теста. Ошибки измерения в данном случае, кроме вышеуказанных факторов, связаны с различиями в характере действий и операций, присущих параллельным формам теста. Высокое значение коэффициента корреляции, помимо высокой надежности результатов сравниваемых тестов, указывает на эквивалентность содержания этих тестов. Поэтому коэффициент надежности для параллельных форм теста носит еще одно название — эквивалентная надежность.

оригинальность творчество бессознательный личность

Глава II. Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе

.1 Планирование и организация исследования

Исследования проводились с 10 мая по 24 мая 2012 года. В нём приняло участие 20 человек, 13 из них являются студентами финансово технологической академии, а 7 из них не являются учащимися каких либо учебных заведений.

На первом этапе исследования мы использовали тест С. Медника.

Данный тест, в котором предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.

Тест является надежным источником информации о креативности и оригинальности индивидов.

Стимульный материал:

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание).

Например, для тройки слов громкая правда медленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить).

Вы можете также изменять слова грамматически и использовать необходимые предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).

Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное.

2.вечерняя бумага стенная

.обратно родина путь

.далеко слепой будущее

.народная страх мировая

.деньги билет свободное

.человек погоны завод

.дверь доверие быстро

.друг город круг

.поезд купить бумажный

.цвет заяц сахар

.ласковая морщины сказка

.детство случай хорошее

.воздух быстрая свежее

.певец Америка тонкий

.тяжелый рождение урожайный

.много чепуха прямо

.кривой очки острый

.садовая мозг пустая

.гость случайно вокзал

Таблица № 1 Бланк ответов для методики

Слово Слово1 11 2 12 3 13 4 14 5 15 6 16 7 17 8 18 9 19 10 20

Запишите подобранные слова.

Процедура обследования, обработки и интерпретации результатов.

Исследование может проводиться с одним испытуемым или с группой.

Испытуемому предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. При работе группы исследователю нужно следить за соблюдением строгой индивидуальности в выполнении теста. Методика состоит из 20 троек слов. Тестирование должно проводиться быстро, так как нужно записывать первое, что придет в голову.

Интерпретация результатов тестирования

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством троек слов, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других — не дать ни одного.

.2 Анализ результатов эксперимента

Первый этап проведения исследования — это проведение и обработка результатов опросника на выявление уровня оригинальности С. Медника.

Результаты данной методики представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

испытуемыерезультат114,5823,79312,55414,69514,54617,29710,53811919,691011,8ср знач13,144объем выборки 10сумма131,44ст. отклон.4,48847сред. Откл.3,21дисперсия20,14636медиана13,545моданетэксцесс0,159153197ассиметрия0,525109155ошибка эксцесса Se0,9224ошибка ассиметрии Sa0,6145условие норм. распр. |As|<3Sa 0,5251<1,8435Услов. норм. распред. |Ex|<3Se0,1591<2,7672

Рис. 1 Результаты проведенной методики

В результате проведенной методики мы видим, что большая часть группы имеет средний показатель уровня оригинальности.

Второй этап — это проведение и обработка результатов собственной методики.

Результаты данной методики представлены в таблице № 3.

Таблица № 3

СловаТест (частота повторов)1.Музыка22.Свистеть23.Дерево54.Танцы35.Спать56.Мягкий27.Петь28.Слушать39.Читать710.Блестящий311.Кричать112.Рисовать413.Солнце114.Бегать315.Краски316.Инструменты217.Диск318.Говорить219.Цветок4ср знач3объем выборки 10сумма57ст. отклон.1,490711985сред. Откл.1,052631579дисперсия2,222222222медиана3мода2эксцесс1,581617647ассиметрия1,124610659ошибка эксцесса Se0,9224ошибка ассиметрии Sa0,6145условие норм. распр. |As|<3Sa1,12<1,8435Услов. норм. распред. |Ex|<3Se1,58<2,7672минимум 1максимум7

Рис. 2 Основная выборка

После обработки собственной методики мы можем наблюдать, что у основной группы из 10 человек встречается максимальное 7 повторяющихся ответов, а средний уровень повторений равняется 3, что свидетельствует о среднем уровне оригинальности у группы.

Третий этап- это ретест собственной методики.

Результаты представлены в таблице № 4

Таблица № 4

СловаРетест (частота повторов)1.Музыка02.Свистеть13.Дерево44.Танцы35.Спать56.Мягкий37.Петь18.Слушать49.Читать510.Блестящий211.Кричать112.Рисовать413.Солнце214.Бегать315.Краски116.Инструменты117.Диск418.Говорить219.Цветок6ср знач2,736842105объем выборки 10сумма52ст. отклон.1,694504сред. Откл.1,434903дисперсия2,871345медиана3мода1эксцесс-0,951387ассиметрия0,231617ошибка эксцесса Se0,9224ошибка ассиметрии Sa0,6145условие норм. распр. |As|<3Sa0,23<1,8435Услов. норм. распред. |Ex|<3Se-0,95<2,7672минимум 1максимум6

Рис. 3 Ретест

Как мы видим данные по результатам тестирования и ретеста не имеют значительных различий.

Репрезентативность выборки.

Для проверки методики на выявление уровня оригинальности у испытуемых, была взята выборка из 10 человек. Количественный отбор не велик и не может быть критерием валидности. Но нами также был проведен ретест группы и дополнительно тест контрольной группы из 10 человек. Тем самым мы смогли увеличить показатели валидности.

Испытуемыми стали студенты факультета психологии в возрасте от 17 до 22 лет, и люди, не являющиеся учащимися каких либо учебных заведений в возрасте от 17 до 22 лет, что отражает валидность по социальной принадлежности.

Концептуальная валидность.

Концептуальная валидность — понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств. Методика построена на основе методики С. Медника на выявление уровня оригинальности.

Операциональная валидность

Методика собственной разработки, состоит из слов к которым нужно подобрать ассоциацию которая первая пришла в голову. Исходя из полученных ответов мы можем определить уровень оригинальности группы, анализируя частоту повторяющихся ответов. Из этого следует что методика предназначена для выявления оригинальности в творческой деятельности как проявление бессознательной сферы личности.

Данная методика является легкой по степени трудности. Что позволяет испытуемым с легкостью пройти ее. В использовании этот тест так же прост, он легко обрабатывается с помощью ключей. Для испытуемого она не требует особой умственной нагрузки. Обработка считается простой, что абсолютно исключает ошибку при интерпретации. При данном уровне трудности исключается непонимание инструкции испытуемыми.

Конструктная валидность.

Оценим нормальность распределения полученных данных.

Критериями нормального распределения являются:

Совпадение медианны, среднего арифметического и моды.

Ошибки эксцесса и асимметрии.

Условие нормального распределения:

1. |As|<3Sa

.|Ex|<3Se

Оценка распределения эмпирических частот полученных данных:

Таблица № 5. Результаты собственной методики.

Ср. знач.2,736842105объем выборки 10сумма52ст. отклон.1,694504сред. Откл.1,434903дисперсия2,871345медиана3мода1эксцесс-0,951387ассиметрия0,231617ошибка эксцесса Se0,9224ошибка ассиметрии Sa0,6145условие норм. распр. |As|<3Sa0,23<1,8435Услов. норм. распред. |Ex|<3Se-0,95<2,7672

Таблица №6 Результаты по методике С. Медника.

Таким образом, анализируя распределения данных, можно сделать вывод о том, что эмпирические данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики.

Это подтверждает конструктную валидность теста.

Перекрёстная валидность.

Основную группу составили студенты и 3-го курса психологов Финансово Технологической Академии в возрасте от 17 до 22 лет.

В контрольную группу вошли люди не являющиеся учащимися каких либо учебных заведений в возрасте от 17 до 22 лет

Мы сделали предположение о том, что результаты полученные ходе обследования основной и контрольной группы не будут иметь существенных статистический отличий.

Таблица № 7

СловаТест (частота повторов)Контроль (частота повторов)1.Музыка202.Свистеть223.Дерево554.Танцы345.Спать526.Мягкий227.Петь248.Слушать349.Читать7510.Блестящий3211.Кричать1312.Рисовать4313.Солнце1214.Бегать3415.Краски3416.Инструменты2317.Диск3318.Говорить2019.Цветок43Данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики.

Перекрёстная валидность рассчитывалась с помощью коэффициента корреляции Стьюдента.

Таблица № 8

№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.212 0 -1 -2.89 1 8.3521 22 2 -1 -0.89 1 0.7921 35 5 2 2.11 4 4.4521 43 4 0 1.11 0 1.2321 55 2 2 -0.89 4 0.7921 62 2 -1 -0.89 1 0.7921 72 4 -1 1.11 1 1.2321 83 4 0 1.11 0 1.2321 97 5 4 2.11 16 4.4521 103 2 0 -0.89 0 0.7921 111 3 -2 0.11 4 0.0121 124 3 1 0.11 1 0.0121 131 2 -2 -0.89 4 0.7921 143 4 0 1.11 0 1.2321 153 4 0 1.11 0 1.2321 162 3 -1 0.11 1 0.0121 173 3 0 0.11 0 0.0121 182 0 -1 -2.89 1 8.3521 194 3 1 0.11 1 0.0121 Суммы:575500.094035.7899Среднее:32.89 Результат: tЭмп = 0.2

Таблица 9 Критические значения

tКрp≤0.05p≤0.012.032.72

Ось значимости:

Рис. 4

Полученное эмпирическое значение t (0.2) находится в зоне незначимости.

Статистический вывод о перекрестной валидности методики:

Таким образом, если эмпирическое значение находится в зоне незначимости, то оба среза имеют примерно одинаковый результат.

Что подтверждает наше предположение и доказывает наличие перекрестной валидности у методики.

Эмпирическая валидность.

Сравниваем основную и полярную группу с помощью коэффициента корреляции Стьюдента. Данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики. В полярную группу вошли люди, которые учатся на факультете информационных технологий.

Таблица № 10

СловаТест (частота повторов)Группа програмистов1.Музыка232.Свистеть233.Дерево584.Танцы365.Спать596.Мягкий237.Петь258.Слушать379.Читать71010.Блестящий3411.Кричать1512.Рисовать4513.Солнце1314.Бегать3115.Краски3216.Инструменты2817.Диск31018.Говорить2319.Цветок45ср знач34,842105263объем выборки 1010сумма5792ст. отклон.1,4907119852,948882234сред. Откл.1,0526315792,55401662дисперсия2,2222222228,695906433медиана33мода23эксцесс1,581617647-1,089636243ассиметрия1,1246106590,622820153ошибка эксцесса Se0,92240,9224ошибка ассиметрии Sa0,61450,6145условие норм. распр. |As|<3Sa1,12<1,84350,62<1,8435Услов. норм. распред. |Ex|<3Se1,58<2,7672-1,089<2,7672минимум 12максимум710

Проведем расчет с помощью t- Критерия Стьюдента.

Таблица № 11

№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.212 3 -1 -2.26 1 5.1076 22 3 -1 -2.26 1 5.1076 35 8 2 2.74 4 7.5076 43 6 0 0.74 0 0.5476 55 9 2 3.74 4 13.9876 62 3 -1 -2.26 1 5.1076 72 5 -1 -0.26 1 0.0676 83 7 0 1.74 0 3.0276 97 10 4 4.74 16 22.4676 103 4 0 -1.26 0 1.5876 111 5 -2 -0.26 4 0.0676 124 5 1 -0.26 1 0.0676 131 3 -2 -2.26 4 5.1076 143 1 0 -4.26 0 18.1476 153 2 0 -3.26 0 10.6276 162 8 -1 2.74 1 7.5076 173 10 0 4.74 0 22.4676 182 3 -1 -2.26 1 5.1076 194 5 1 -0.26 1 0.0676 Суммы:5710000.0640133.6844Среднее:35.26

Результат: tЭмп = 3.2

Таблица № 12 Критические значения

tКрp≤0.05p≤0.012.032.72

Ось значимости:

Рис. 5

Полученное эмпирическое значение t (3.2) находится в зоне значимости.

Статистический вывод об эмпирической валидности методики

Таким образом, если эмпирическое значение находится в зоне значимости, то оба среза имеют разный результат, и группа студентов социально- гуманитарного факультета имеют более высокий показатель оригинальности, чем студенты факультета информационных технологий.

Что говорит о высокой эмпирической валидности методики.

Ретестовая надёжность.

Для оценки ретестовой надежности опросника повторное тестирование проводилось с интервалом в 10 дней.

Таблица № 12

заданияТест (частота повторов)Ретест (частота повторов)1.202.213.544.335.556.237.218.349.7510.3211.1112.4413.1214.3315.3116.2117.3418.2219.46Дисперсия2,2222222222,871345Сумма5752

Таблица № 13 Оценка нормальности распределения.

Ex1,581617647-0,95138685As1,1246106590,23161719Sa0,92240,9224Se0,61450,61451 тестретест

Уже на визуальном уровне заметно отсутствие значимых отличий между тестированиями. Произведем математическое обоснование.

Поставим гипотезу, что статистическая разница между показателями двух срезов не значительна.

Статистически докажем, что данные являются не значимо различными. Для этого используем статистический критерий Пирсона.


Подставляя числа в формулу, получим: R= 0,74

Статистический вывод о ретестовой надежности методики:

Исходя из полученных данных, мы можем говорить о высокой ретестовой надежности методики.

Для данного расчёта берем результаты методики С. Медника и результаты методики по выявлению уровня оригинальности у студентов. Данные соответствуют нормальному распределению и к ним в дальнейшем применимы методы параметрической статистики.

Таблица № 14 Результаты методики С. Медника.

испытуемыерезультат114,5823,79312,55414,69514,54617,29710,53811919,691011,8эксцесс0,159153197ассиметрия0,525109155

Таблица № 15 Результаты собственной методики.

СловаТест (частота повторов)1.Музыка22.Свистеть23.Дерево54.Танцы35.Спать56.Мягкий27.Петь28.Слушать39.Читать710.Блестящий311.Кричать112.Рисовать413.Солнце114.Бегать315.Краски316.Инструменты217.Диск318.Говорить219.Цветок4эксцесс1,581617647ассиметрия1,124610659

Мы видим что различия значимы.

Произведем математическую проверку

Расчёт производился с помощью коэффициента корреляции Стьюдента

Таблица № 16

№ВыборкиОтклонения от среднегоКвадраты отклоненийВ.1В.2В.1В.2В.1В.2114.58 2 1.53 -1 2.3409 1 23.79 2 -9.26 -1 85.7476 1 312.55 5 -0.5 2 0.25 4 414.69 3 1.64 0 2.6896 0 514.54 5 1.49 2 2.2201 4 617.29 2 4.24 -1 17.9776 1 710.53 2 -2.52 -1 6.3504 1 811 3 -2.05 0 4.2025 0 919.69 7 6.64 4 44.0896 16 1011.8 3 -1.25 0 1.5625 0 11 1 -2 4 12 4 1 1 13 1 -2 4 14 3 0 0 15 3 0 0 16 2 -1 1 17 3 0 0 18 2 -1 1 19 4 1 1 Суммы:130.4657-0.040167.430840Среднее:13.053

Результат: tЭмп = 9.3

Таблица № 17 Критические значения

tКрp≤0.05p≤0.012.052.77

Ось значимости:

Рис. 6

Полученное эмпирическое значение t (9.3) находится в зоне значимости.

Как мы знаем, если полученное значение находиться в зоне не значимости, то результаты срезов имеют практически одинаковое значение, у нас же оно находиться в зоне значимости следовательно мы можем говорить о том что методика обладает низкой надежностью параллельных форм.

Заключение

В данной работе мы изучили литературу на тему проявления бессознательного в творчестве, исходя из этого можно сделать вывод, что основной вклад в актуальность этой проблемы внес З. Фрейд. Первый постулат Фрейда, на котором построена вся традиционная теория психоанализа, «сводится к признанию того, что все душевные процессы по существу бессознательны…»

Творчество — творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом.

Так же мы дали определение критериям достоверности в которые входят: валидность, надежность, репрезентативность, надежность частей.

Список использованной литературы

1.Общая психология /Под ред. А.В. Петровского/ — М.: Просвещение, 2007, с 422-440

.Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. М.СЖамкочьян под ред. В.С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2009. — 607 с.

3.Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен. Теории личности и личностный рост. Глава 26. Реймонд Кэттел и факторная теория черт, с593-611

4.Рождер Р. Хок 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. — СПб.: «ПРАЙМ-Еврознак», 2011.-416 с.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. T II — М.: Педагогика, 2012, с.220-236 /Учение о характере/