Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Инновационная деятельность в системе дошкольного образования…6
1.1 Понятие инновационной деятельности в дошкольном образовании………6
1.2 Источники инноваций в ДОУ………………………………………………10
1.3 Закономерности протекания инновационных процессов…………………15
Выводы по первой главе…………………………………………………………19
Глава 2. Изучение инновационных подходов организации образовательного процесса в ДОУ………………………………………………………………….20
2.1. Выявление уровня готовности педагогов ДОУ к инновационной деятельности……………………………………………………………………..20
2.2. Основы организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ ………………………………………………………………………………24
Выводы по второй главе…………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………34
Приложение ………………………………………………………………………39
Введение
Актуальность исследования. В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.
Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Исследования нововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л.Г.Богославец, В.В.Горшкова, Е.С. Заир-Бек, В.И.Загвязинского, М.В. Кларина, Е.Г.Ильина, В.Т.Кудрявцева, А.А.Майер, М.М. Поташника, С.Л. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, , Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др.
В образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ...
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — дополнительных и альтернативных государственной системы образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях воспитателям, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий.
В данной курсовой работе рассмотрена сущность явления инноватики в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.
Цель исследования — изучение инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи исследования:
— рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему;
-исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.
Объектом настоящего исследования выступает методика организации образовательного процесса в ДОУ.
Предметом исследования выступают инновационные походы в ДОУ.
Гипотеза исследования: инновационные подходы, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются эффективнее традиционных.
В качестве методологической основы исследования применялись современные методы научного познания: диалектический, сравнительный, синтетический, аналитический, системный и другие.
Практическая значимость работы заключается в том, что собранный в работе материал и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях связанных с изучением данной темы.
База исследования: Исследование проводилось в Детском саде № 7 «Улыбка» г. Бирска.
Этапы исследования:
На 1 этапе — начальном — проведен теоретический анализ проблемы исследования, констатирующий эксперимент с целью выявления осведомленности педагогов ДОУ об особенностях организации образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе инновационных подходов.
2 этап — формирующий — позволил организовать педагогический эксперимент с целью повышения уровня готовности воспитателей к применению инновационных подходов в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.
На 3 этапе — заключительном — проанализированы полученные результаты и сформулированы выводы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Инновационная деятельность в системе дошкольного образования
1.1 Понятие инновационной деятельности в дошкольном образовании
Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом: инновационными процессами в экономике, производстве и других сферах жизни (XIX-XX вв.), демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса, творчеством субъектов взаимодействия в образовании, поисковой, инновационной, экспериментальной деятельностью образовательных учреждений.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ...
... др. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, ...
Термин «инновация» появился в исследованиях культурологов XIX в и первоначально обозначал введение некоторых элементов одной культуры в другую и изучение их отношений [7].
В начале XX в инноватика формируется как наука о нововведениях, изучающая закономерности технических нововведений в материальном производстве.
Развивается она как отражение потребностей в деятельности по разработке, внедрению новых услуг, идей в основные сферы человеческой активности [14].
В.А. Сластенин, Л.С. Подымова в науке выделяют три типа исследований инноваций:
— изучение фактов, способствующих/препятствующих нововведениям;
— исследование инновационного процесса;
— управлением инновационным процессом;
— анализ инновационных ситуаций/оценка степени риска, эффективности.
Инноватика складывалась как междисциплинарная область (на стыке философии, психологии, социологии, экономики, культурологи).
Педагогическая инноватика развивается с конца 50-ых гг. XX в на Западе, с 80-ых гг. — в России. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации. Пространственно-временной континуум инновационного процесса охватывает накопленный потенциал в развитии образования и некоторые преграды (или угрозы) его стабильному функционированию [23]. Следовательно, инновации решают определенное противоречие в образовании между функционированием как стабильным и эволюционным процессом и развитием как динамичным и революционным процессом. Существует и промежуточное состояние, когда стабилизационные результаты начинают дифференцироваться или же когда накопленные изменения стабилизируются (унифицируются).
Индикатором возникающей ситуации становятся тенденции в образовании, определяющие вероятностную линию развития либо функционирования.
Основными понятиями инноватики являются новшество, инновация, инновационный процесс, нововведение.
Новшество:
— идея, являющаяся для конкретного лица новой;
— средство (новый метод).
Р.Н. Юсуфбекова охарактеризовала педагогическое новшество как содержание возможных изменений, ведущих к ранее не известному состоянию, результату в области педагогической действительности, развивающих теорию и практику обучения и воспитания [45].
Инновация:
— обновление, изменение;
— введение чего-либо нового;
— процесс освоения новшества.
В.И. Сластенин и Л.С. Подымова отметили, что инноватика как наука изучает закономерности создания, освоения и распространения новшеств; в частности изучает феномен сопротивления новшествам.
Инновационный процесс — инновации, нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.
Инновация — содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации) [21].
А.И. Пригожин дал определение понятию нововведение: целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы.
Психологическое содержание понятий «инновация» и «инновационные барьеры»
... списка литературы, включающего 26 источников. 1. Психологические аспекты инновационного процесса Нововведение, или инновация – это процесс внедрения нового в различные сферы организационной и общественной ... причины и основные методы преодоления». Объект исследования – психологические аспекты инновационного процесса. Предмет исследования – психологические барьеры при нововведении, их причины и ...
В.И. Сластенин, Л.С. Подымова охарактеризовали это понятие как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, цель которого — удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям (способов обеспечения эффективности, стабильности и жизнеспособности).
А вот ещё несколько значений нововведения:
— механизм использования инновации (новшество и процесс введения его в практику);
— динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (структура и этапы инновационного процесса), так и закономерным развитием во времени её взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл новшеств).
К нововведениям в сфере образования относят изменения:
— в общественном положении образования и уровне финансирования системы;
— в структуре системы образования;
— в содержании образования;
— во внутренней организации образовательного учреждения;
— в методах обучения;
— в оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании;
— в строительстве зданий и помещений для учебных занятий.
Изменение — замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону — это новшество.
Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы — это реформа [44]. Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)
Показатели инновации:
а) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);
б) возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность — влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;
в) адаптируемость (вне зависимости от условий);
г) наличие научной идеи;
д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.
В.И. Сластенин, Л.С. Подымова, А.И. Пригожин и др. исследователи выделяют спец……..
Список литературы
1. Арташкина Т.А. Генезис и структура целеполагания в системе деятельности высшей школы// Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук. — Владивосток: 2007.- 24 с.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы).
— М.: Просвящение, 2005. — 186 с.
3. Барановский А.И. Инновационный вуз на рынке образовательных услуг: монография/А.И. Барановский, В.Г. Вольвач. — Омск: Изд-во Омского экономического института, 2005. — 211 с.
4. Белая К., Волобуева Л. Из прошлого дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание, №9. — 2007. — С. 8-10.
Создание ситуации успеха в обучении старшеклассников
... советской психологии и педагогике «учебная деятельность» определяется как ведущий тип деятельности в младшем ... неоднозначное понятие. В психологии и педагогике выделяется три трактовки этого понятия. По первой трактовке, учебная деятельность - как синоним научения, учения, обучения. [7] В классической ...
5. Берденникова Н.Г. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе учеб. пособие Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. — М.: ДАРК , 2006. — 43 с.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Академия,2005. — 134 с.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. -М.: Академия, 2003. — 240 с.
8. Борисова Л. Г. Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество? // Управление развитием образования. — 2003. — №1. С. 14-15.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4 детская психология.- М.: Педагогика, 2004. — 432 с.
10. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. Учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2006. — 198 с.
11. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. — 2002. — №4. — С.49-57.
12. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М.: Народное образование. — 2000. (Серия «Системные основания образовательной технологии»).
— 235 с.
13. Дюков В.М, Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы / В.М. Дюков, И.Н. Семенов, Р.В. Шайхутдинова. — Красноярск: Красноярский писатель, 2010. — 360 с. (работе присужден «Национальный сертификат качества»).
14. Дюков В.М., Стенникова Л.С., Труш Е.В. Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2010. — №6. — С. 34-36.
15. Еньшина Н.А. Инновационные процессы в образовании. — Барнаул, 2002. — 255 с.
16. Журавлева О.Б., Крук Б.И., Соломина Е.Г. Управление Интернет- обучением в высшей школе. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 276 с.
17. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения.- М.: Высш.школа, 2004.- 157 с.
18. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2005.- №5. — С. 24-26.
19. Зинченко А.П., Андрейченко Н.Ф. Инновационное образовательное учреждение: опыт Тольяттинской академии управления / Под ред. С.Б. Крайчинской — Тольятти: 2006. — 145 с.
20. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Ляудис. М.: Академия, 2004. — 156 с.
21. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.: Академия, 2003. -456 с.
22. Компетентностный подход / реферативный бюллетень — М: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. — 12 с.
23. Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003, и Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2008 года № 666.
24. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.Ж ЛИНКА_ПРЕСС, 2007. — 27 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003
... ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. – 895 с. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. ... России. - 2004. - Выпуск 3.-с.43-45. 4. Дудкина, Е. И. Психолого-педагогические технологии и методы в деятельности сотрудника ОВД по работе с несовершеннолетними / Е. И. ...
25. Кортнев Г.Б. Обучение и воспитание как стороны целенаправленного организованного процесса образования. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. Проф. И.А. Зимней. — М.: Агенство «Издательский сервис», 2005.- 67 с.
26. Кочнев А. Инновационная образовательная деятельность/ А. Кочнев, М. Ахмадулин, И. Аверко-Антонович, Л. Рязапова, Ф. Абдулкашапова, А. Разинов // Высшее образование в России. — 2004. — № 8. — С. 23-27.
27. Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. — 2001. — №3. — С. 3-10.
28. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание, №1- 2009.- С.61-69.
29. Левин М. Д. Методы поиска информации в Интернет. — М.: Солон-Пресс, 2003. — 236 с.
30. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 187 с.
31. Методология учебной деятельности. — М.: Издательство «Эгвес», 2005. — 144 с.
32. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград: Перемена, 2005. — 275 с.
33. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. — М.: Академический проект,2004.-560 с.
34. Новиков A.M. Профессиональное образование в России. — М.: ИЦП НПО РАО, 2007. — 268 с.
35. Новые педагогические и информационные технологии в образовании / под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2009. — 265 с.
36. Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н, Тюгашева Н.А. Определение стратегии развития муниципальной системы образования в современных социально-экономических условиях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008, — № 6. — С 34-37.
37. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И.Самыгина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 263 с.
38. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 389 с.
39. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы учеб. пособие, — Мн.: Высшая школа , 2005. — 429 с.
40. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики, Трайнев В.А. < catalog/author.asp?name=%D2%F0%E0%E9%ED%E5%E2+%C2%2E+%C0%2E>, Мкртчян С.С., Савельев А.Я. < catalog/author.asp?name=%D1%E0%E2%E5%EB%FC%E5%E2+%C0%2E+%DF%2E> -М.: Дашков и Ко < catalog/publish.asp?id=++++80+++>, 2007. — 107 с.
41. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 207 с.
42. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. — М.: Академический Проект, 2004. — 308 с.
Предмет курса педагогика и психология высшего образования
... построения применительно к студентам и аспирантам и составляет предмет педагогики высшего образования. 1.2 О предмете психологии высшего образования Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении ...
43. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие. Издание второе / Под научн. ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2007. — 160 с.
44. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов учеб. Пособие. — М.: ТЦ СФЕРА , 2005. — 131 с.
45. Саранцев Г.И. Цель, объект и предмет педагогического исследования // Педагогика. — 2002. — №7. — С.13-18.
46. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. В 2-х частях. — М. « Скрипторий 2003», 2006. — 164 с.
47. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика.- М.: Творческий центр «Сфера», 2004.- 320 с.
48. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: Юнити, 2002. — 123 с.
49. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в высшей школе. — М.: Экспедитор, 2006. — 176 с.
50. Шабаева М.Ф. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов — М.:Просвещение.2009. — 427 с.
51. Шаталов В. Ф. Точка опоры. — М.: Педагогика, 2006. — 326 с.