Создание ситуации успеха в обучении старшеклассников

Содержание

Введение _________________________________________________________2

I. Особенности учебной деятельности

§1. Учение как деятельность_________________________________________4

§2. Мотивация учебной деятельности________________________________10

§3 . Особенности возраста ученика старших классов____________________14

II. Создание ситуации успеха на уроке

§1. Понятие «ситуация успеха»______________________________________18

§2. Технологические операции создания ситуации успеха_______________23

Заключение ______________________________________________________26

Литература ______________________________________________________27

Введение

Все чаще мы слышим о нежелании ребенка выполнять домашнее задание, или более того, идти в школу. Отчего это происходит? Почему ребенок теряет интерес к учебе? Какую роль играет в этом преподаватель? И как преподаватель может мотивировать ученика к учебному процессу?

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных процессов, формирования у них активной жизненной позиции. Этой проблемой занимались Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., и другие.

Как отмечал К. Д. Ушинский, «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении — это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается ».[4] Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в владении знаниями.

Другой отечественный ученый, В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. [26]

Большинство ученых сходится на одном мнении, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Ситуация успеха не только стимулирует учебную деятельность школьников, но и приводит к сотрудничеству между учителем и учащимся. Таково мнение В.А. Сластенина и Г.А. Цукермана.

20 стр., 9630 слов

Использование современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса учащихся к учебной деятельности

... , что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром ... сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Для того чтобы провести целый ...

Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Тема «создание ситуации успеха» и связанные с ней трудности, интересуют ученых, и по сей день, а потому остается актуальной. Одной из важных целей обучения является развитии личности каждого ученика, что является возможным лишь при условии, что обучение и воспитание будет доставлять ребенку радость познания. А если у него возникнет интерес к учению и радость познания, обучение и воспитание будут способствовать его развитию.

Целью данной курсовой работы является изучение достижения создания ситуации успеха в обучении старшеклассников.

Объектом исследования является организация ситуации успеха в педагогическом процессе.

В качестве предмета исследования выступает создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющая на формирование познавательного интереса учащихся.

Для достижения цели курсовой работы, необходима постановка следующих задач:

— Ознакомиться с работами отечественных ученых посвященных проблеме создания ситуации успеха у школьников.

— Изучить особенности учебной деятельности и особенности возраста старшеклассников.

— Проанализировать типы создания ситуации успеха.

I. Особенности учебной деятельности

§1. Учение как деятельность

Учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности.

Отсюда видно, что учение является специфически человеческой деятельностью.

Деятельность в узком смысле как совокупность актов, направленных непосредственно на предмет потребности (мотив), в отличие от актов (действий и операций), направленных на промежуточные предметы (цели или условия), выделяется А.Н. Леонтьевым в процессах деятельности человека в широком смысле слова.

2 стр., 526 слов

Решение индивидуальных ситуаций участников в процессе семинара

Дарья Никитченко Проводит в г. Мелитополь 20, 21, 22 апреля Хдневный психологический тренинг-семинар «Успешный процесс управления своей жизнью»   Никитченко Дарья Юрьевна o Дипломированный специалист по практической психологии и биологии МГПУ имени Богдана Хмельницкого. o Магистр практической психологии. o Член Международной Академии культуры безопасности, экологии и здоровья. o Член- ...

Психологи определяют «деятельность» как активное взаимодействие человека со средой, в котором человек достигает поставленной им самим цели, возникшей у него в результате какой-либо определенной потребности.

По мнению ученых, учение предъявляет некоторые требования к познавательным процессам, таким как: память, воображение, сообразительность и др. и волевым качествам.

Каждая деятельность включает в себя предмет преобразования, продукт преобразования (являющийся предметом потребности субъекта деятельности), средства, акты преобразования предмета в продукт, которые называются исполнительными действиями (операциями) или исполнительной частью действия, по П.Я. Гальперину [2] и по С.Л. Рубинштейну [3] Структура процесса учения всегда вызывала к себе притягательное внимание психологов. Разные психологические школы в соответствии со своими воззрениями по-разному представляли содержание и сущность учения.

Бихевиористы (Д.Уотсон, Э.Торндайк) считают, что учение (научение) — это приобретение организмом новых форм поведения. «Формула «ситуация — ответная реакция» выражает любой процесс учения». [1]

Иную позицию в трактовки сущности учения звнимают ге-штальтпсихологи. Согласно их концепции, деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении (инсайт).

Представители когнитивизма, в частности Дж.С.Брунер рассматривает учение как процесс создания учащимся собственного «культурного опыта», имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом. Согласно другого представителя этого же направления, — швейцарского психолога Ж.Пиаже, учащийся в процессе обучения овладевает структурированной информацией, выполняет формально-логические операции. [1]

К.Д. Ушинский, стремясь раскрыть движущие силы процесса обучения, считал, что «деятельность по своей сущности этого понятия… есть непременно борьба и преодоление препятствий. Никакая деятельность немыслима без препятствия, без стремления преодолеть эти препятствия, и без действительного преодоления их». Пассивная же деятельность, по его выражению, «не есть деятельность, а претерпевание деятельности другого»[4]

11 стр., 5049 слов

Мотивация трудовой деятельности как учебная дисциплина

1. Мотивы и мотивационный процесс. 2. Потребности: сущность и классификация. 3. Классификация стимулов и стимулирование труда.     Мотив – побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под влиянием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое удовлетворяет потребности при условии, если будут выполнены определенные трудовые ...

В процессе учебной деятельности объединяются, как познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), так и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью человека в школьном возрасте. В процессе нее происходит формирование основных психических процессов, свойств личности.

Учебная деятельность имеет сложный характер, на что указывает и многообразие видов учебных действий, и критериев их выделения.

Основным родом деятельности ученика является учение в школе, а его основной целью — успех в учебе и усвоении знаний. [18]

Учебная деятельность подростка имеет как свои трудности, так и свои преимущества, например, избирательная готовность и повышение сензитивности к разным сторонам обучения. Хороший педагог всегда должен опираться на данные преимущества. [31]

Самостоятельная организация занятия на уроке привлекает школьника — возможность самому построить учебную деятельность вне школы, в собственных глазах учащегося, делают его взрослым и самостоятельным. Но существует проблема, которая выражается в том, что школьник еще не умеет полно и правильно реализовать свою готовность к самостоятельной познавательной деятельности. Именно поэтому, перед учителем стоит задача — обучить подростка способам выполнения форм учебной деятельности. В ином случае у ученика может снизиться интерес к какому-либо определенному предмету, либо же к учебе вообще. [6]

Несформированность у школьника учебной деятельности как раз и является причиной снижения у него интереса к учебе и в некотором смысле отхода от школы. Здесь перед педагогом встает еще одна задача — повысить интерес учащегося и повысить эффективность его обучения.[18]

В юношеском возрасте интересы претерпевают значительные изменения, часто приобретают форму серьезных увлечений. Круг интересов ученика становится шире. В старших классах формируются интересы к определенной профессии. Это обусловлено именно познавательными интересами. Формирование интересов не прекращается и в дальнейшем развитии школьника. Стремление к самообразованию у ученика является результатом потребности совершенствования его учебной деятельности.

Для того чтобы подкрепить интересы учащихся по отношению к предметам и самостоятельной учебной деятельности, учитель должен сформировать мотивы учения.

8 стр., 3665 слов

Развитие психологии в учениях мыслителей Арабского Востока

... . – М., 2001. 2. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, ... выдающуюся роль сыграла плеяда мыслителей, результаты научной деятельности которых навсегда вошли в сокровищницу мировой психологической мысли ... традиций мусульманского Востока, «философ арабов», продолжил аристотелевское учение. Его перу принадлежат 238 сочинений, среди которых психологические ...

В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, а в нашей стране — К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, Л.С. Выготским, а так же крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX века — Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности.

Учебная деятельность достаточно неоднозначное понятие. В психологии и педагогике выделяется три трактовки этого понятия. По первой трактовке, учебная деятельность — как синоним научения, учения, обучения. [7]

В классической советской психологии и педагогике «учебная деятельность» определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

В трактовке направления Эльконина-Давыдова, учебная деятельность — это один из видов деятельности школьника или студента, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Учебная деятельность — это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

Как считал Л.С. Выготский, концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии — принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности и типов учения.

19 стр., 9048 слов

Дифференциальная психология Учебная программа для специальности:

... родителей по феномену «леворукости» Литература Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт ... нервной системы Связь эффективности деятельности с типологическими проявлениями свойств нервной системы Вклад российских и советских ученых в разработку учения о свойствах нервной ...

В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку.

Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли. [7]

Многи……..

Литература

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998, 640 с.

2. П.Я. Гальперин. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», — М., 1965.

3. С.Л. Рубенштейн. Бытие и сознание, — М., 1957.

4. К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. М., 1950. Т. 10.

5. А.Н. Леонтьев. О некоторых психологических вопросах сознательности учения. — Советская педагогика, 1944, №2, 65-75с.

6. В.В. Давыдов. Содержание и структура учебной деятельности школьников / Формирование учебной деятельности школьников, — М., 1982.

7. А.С. Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать? М., «Просвещение», 1996, 169с.

8. Ю.П. Азаров. Радость учить и учиться, — М., «Политиздат», 1989, 335с.

9. В.А. Крутецкий. Психология обучения и воспитания школьников «Просвещение», Москва, 1976 .

10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского, -М., 1979.

11. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. — М., 1999, 478с.

12. И.П. Подласый. Педагогика, — М.: «Владос», 1999, 576с.

13. И.Я. Лернер. Структура учебной деятельности. Психологические компоненты. Дидактические основы методов обучения, — М., Педагогика, 1981.

3 стр., 1055 слов

Нализ статьи М. С. Городнёвой Глобализация и феномен религиозного // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2015. – Т. 15,

  Всё изученное в курсе дисциплины «Основы мировоззренческой безопасности» позволяет согласиться с той мыслью, с которой Марина Станиславовна Городнёва начинает свою статью: «В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху «под знаменем» глобализации»[1] [1, с. 13]. А также – со следующей мыслью второго абзаца: «Большинством авторов глобализация понимается как явление экономическое ...

14. Г.С. Абрамова. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов, — М., Академический проект, 2000.

15. Г.А. Цукерман. Возрастная и педагогическая психология. Вопросы психологии, — М., 2002.

16. Н.В. Бордовская, А.А. Реан. Педагогика. Учебник для вузов. Мотивация учения, поведения и выбора профессии, «Питер», 2000, 304с.

17. Л.И. Божович. Изучение мотивации поведения детей и подростков, — М., 1972.

18. Е.Н. Кабанова-Меллер. Учебная деятельность и развивающее обучение, — М., 1981.

19. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, 672с.

20. Б.С. Гершунский. Философия образования для 21 века, — М.: «Совершенство», 1998, 608с.

21. О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. Основы педагогики индивидуальности. Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с

22. Л.М. Семенюк. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/ Под редакцией Д.Н. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное, — М.: Институт практической психологии, 1996, 304с.

23. В.И. Чирков. Мотивация учебной деятельности, Ярославль, 1999.

Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.:»Просвещение», 1983-96

24. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»: «ГОСПЕДАТЕРСТВО», 1997-176.

25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — К.: Рад. шк., 1988-272.

26. Давыдов В.В., Макарова А.К., Шумилин Е.А. психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности // Мотивы учебной деятельности. М., 1980, 3-33с.

27. Глассер У. Школы без неудачников. М.: «Просвещение», 1991.

28. А.К. Маркова. Формирование мотивации учения. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990, 192с.

29. Н.В. Смирнов. Проблема учебно-личностных достижений учащихся в контексте целей современного образования: Сб. статей. Оренбург, 10-21с.

30. Т.В. Габай. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

31. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. «Педагогика и методика нач. обучения; Под ред. М. В. Гамезо

32. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: 2ч.- М.: Гуманит изд.центр Владос,2003.- Ч.2: Психология общения: 11 класс.

33. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ Н. С. Пряжников.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 368 с.