2
Введение
Разнообразие форм и направлений психологического образования особенно остро ставит проблему об устойчивом «ядре» профессионального мировоззрения, которое обеспечивает целостность и единство психологии как сферы профессиональной деятельности и позволяет находить общий язык представителям различных ориентации психологической науки. Профессиональное становление психолога представляет особый интерес.
Исследования личностных детерминант профессиональной деятельности психолога традиционно ориентированы на выявление личностных свойств, профессионально важных качеств, способностей и умений данной профессии. При этом речь часто идет не о личности психолога, а о личностных факторах, детерминирующих профессиональную успешность. Решение данной проблемы позволяет конкретизировать пути поиска эффективных методов самоактуализации личности студентов в контексте получаемой специальности, оптимизировать мотивационно-ценностную составляющую будущих профессионалов, осуществить коррекцию программ, содержания и форм подготовки профессиональных психологов [1].
Участие в реализации социально-психологических проектов часто рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Данная форма деятельности позволяет закрепить на практике знания, полученные в процессе обучения в университете, повысить профессиональную и учебную мотивацию студентов, а также сформировать важнейшие профессиональные умения и навыки деятельности практического психолога.
В современное время проблемами добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежом занимаются Д. Майерс, Р. Доукифф, Р. Чалдини, М. Хьюстон, Д. Кенрис, С. Нейберт, В. Штребе.
А в России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова, В.В. Андреева, П.И. Бабочкин, В.Г. Лапина, В.П. Эфроимсон, Л.А. Кудринская и др.
Объект исследования: профессиональные качества студентов-психологов.
Предмет исследования: волонтерская деятельность как фактор формирования профессиональных качеств студентов-психологов.
Цель: исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных качеств студентов-психологов.
Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной ...
... -профессиональной деятельности; )проанализировать особенности профессиональной подготовки студентов-психологов; )выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов; ... личностными смыслами и смысловыми установками конкретной деятельности, которые оказывают эмпирически регистрируемые воздействия на сознание и деятельность. Личностный ...
Задачи: теоретический анализ литературы по теме; выделение профессионально значимых качеств эффективного психолога; подбор методик исследования; исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных качеств студентов-психологов.
Гипотеза исследования: у студентов-психологов, занимающихся волонтерской деятельностью, профессионально значимые качества выражены сильнее, чем у студентов-психологов не являющихся участниками добровольного движения.
Научная новизна и значимость: на данный момент проблема волонтерской деятельности как формы профессионального обучения в социально ориентированных профессиях мало исследована. Не смотря на то, что такая ипостась человеческой деятельности существует давно, как возможная профессионально моделирующая форма обучения волонтерство рассматривается только в последнее время. Во главу угла встает вопрос о том, что же она привносит в обучение, развивает ли такой вид деятельности какие-либо качества у ее субъектов?
Практическая значимость исследования заключается в обосновании ценности волонтерства, как формы практической деятельности, формирующей и развивающей профессионально-значимые качества студентов-психологов.
1 Профессиональное становление студентов-психологов
1.1 Профессиональные качества эффективного психолога в научной литературе
Личность консультанта (психотерапевта) выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты [2, с. 12].
От психолога требуется лишь одно качество — уметь оказывать психологическую помощь. Идеальный психолог — никакой, то есть разный. Он такой, каким надо быть, чтобы помочь: грубым и спокойным, агрессивным и ласковым, скучным и эмоциональным и т.д. Все зависит оттого, насколько это поможет в работе.
Психолог — это не человек, а «инструмент» для решения психологических проблем [3, с. 4].
Консультирование является «альтруистической и благородной профессией». Как правило, «она привлекает заботливых, добросердечных, дружелюбных и внимательных людей» [4, с. 45].
Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально-этические требования, без следования которым работа не может быть успешной.
По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего — не вреди».
Независимо от формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку.
Общение с консультантом не должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.
Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5].
Эффективность психолога и его работы зависит от многих переменных, среди которых: личностные качества, знания, навыки и опыт консультанта; образование консультанта; теоретические и системные взгляды консультанта;
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ...
способность консультанта к таким смежным с консультированием видами деятельности, как непрерывное образование, супервизирование и пропаганда идей консультирования [4, c. 45].
Личность консультанта зачастую оказывается решающим ингредиентом, обусловливающим эффективность консультирования. Консультантам необходимы такие личностные качества, как зрелость, способность к эмпатии и душевность. Они должны быть альтруистами по духу и обладать устойчивостью к неудачам и фрустрации. К сожалению, так бывает не всегда [4, c. 46].
Часть студентов, приступающих к обучению по программам подготовки консультантов, выбирают профессию по ложным причинам. Гай приводит примеры нездоровой мотивировки выбора профессии консультирования.
Эмоциональное расстройство. Отдельные люди могут выбирать профессию консультанта потому, что сами страдают от незалеченной душевной травмы.
Подражание кому-либо. Люди, которые проживают события чужой жизни, а не своей собственной. Одиночество и изолированность. Люди, не имеющие друзей, могут пытаться найти их в практике консультирования.
Желание власти. Люди могут пытаться преодолеть ощущение страха и беспомощности в собственной жизни через осознание власти над другими.
Потребность в любви. Человек может страдать нарциссизмом и претенциозностью и верить, что все проблемы могут быть решены с помощью проявления любви и привязанности. Замещение недовольства. У людей может сохраняться неснятое чувство крайнего раздражения, и они могут пытаться дать выход своим мыслям и чувствам в девиантном поведении своих клиентов [4, c. 47].
Ниже перечислены функциональные и позитивные факторы, которые, как считают С. Фостер и Д. Гай, побуждают человека выбирать профессию консультанта и способствуют его профессиональной пригодности. Хотя этот список не является исчерпывающим, он высвечивает те моменты в жизни человека, которые делают его более или менее способным работать консультантом: Любознательность и пытливость. Люди с такими качествами способны проявлять естественный интерес к другим. Способность выслушивать. Умение использовать слушание в качестве стимулирующего фактора. Легкость в поддержании разговора. Способность получать удовольствие от словесного обмена. Эмпатия и понимание. Умение поставить себя на место другого человека, даже человека противоположного пола или принадлежащего другой культуре. Эмоциональность. Эмоциональные люди свободно проявляют разнообразные чувства, от гнева до радости. Интроспекция. Способность видеть или чувствовать свое внутреннее состояние. Способность к самопожертвованию. Готовность отложить собственные дела, чтобы выслушать другого или побеспокоиться в первую очередь о проблемах других людей. Толерантность к близким отношениям. Способность поддерживать эмоциональную близость. Комфорт в отношениях с властью. Способность признавать власть, сохраняя определенную степень независимости.
Помимо личностных качеств, ассоциируемых с выбором профессии консультирования, существует еще целый ряд личностных черт, ассоциируемых с представлением об эффективной работе на протяжении длительного времени. К ним относятся устойчивость, гармоничность, постоянство и целеустремленность. В общем и целом эффективность консультирования зависит от личностного участия. Личностные качества консультанта являются столь же (или даже более) важными, как и специальные знания, умения, навыки. Обучение не может изменить базовые личностные характеристики. Успешно работающие консультанты сами растут духовно и помогают другим делать то же самое как на личностном, так и на глобальном уровне. Другими словами, эффективные консультанты обладают духовной сенситивностью, они контролируют свои собственные пристрастия, умеют слушать, обращаться за разъяснениями, учитывать при общении расовые и культурные различия людей [4, c. 47].
Личность консультанта в процессе психологического консультирования
... клиента кроме применения частной техники, построенной на интуиции. 2. Модель личности консультанта Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации ... той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы: - Что есть ...
По мнению С. Форстера, консультанты, пережившие болезненные жизненные обстоятельства и сумевшие успешно справиться с ними, как правило, способны духовно слиться со своими клиентами.
О.Б. Полякова пишет, что относя профессии психолога и педагога к типу профессий «человек — человек», акцентируя внимание на направленно-сти их личности «на дело» и «на общение», подчеркивая важность высокого уровня коммуникативных способностей, нельзя не выделить одну из главенствующих составляющий профессиональной подготовки будущих психологов и педагогов и сопровождения работающих специалистов — формирование и поддержание высокого уровня самоконтроля в общении [6].
М.Р. Минигалиева в качестве критериев пригодности к деятельности психологического консультанта выделяет:
Незаурядные интеллектуальные способности и возможности быстрых оперативных суждений. Общая образованность, глубокий интерес к психологии. Любознательность, способность «свежо» воспринимать, склонность к самопознанию.
Оригинальность в сочетании с уравновешенностью, свидетельствующая о полноценности внутренних ресурсов. Критичность к собственной личности, чувство юмора.
Терпеливость, такт, отсутствие заносчивости. Способность устанавливать теплые и доверительные терапевтические отношения сотрудничества.
Интерес к людям как к отдельным личностям, а не как к объектам манипуляций, даже мотивированных помощью. Осознавание сложности мотиваций и многообразия внешних и внутренних факторов, приведштх к факту консультирования.
Работоспособность, привычка к методичному труду, возможность выдерживать давление. Отсутствие боязни принятия ответственности.
Личностная интегрированность, самоконтроль, выдержка и стабильность поведения. Нравственность, внимание к этическим аспектам процесса [7, с. 105].
К. Роджерс выделил следующие качества, которыми по его мнению должен обладать психолог-консультант: объективность, уважение к индивиду, понимание самого себя, психологические познания, эмпатия, открытость, конгруэнтность и подлинность [8].
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».
3. модель личности эффективного консультанта
... ляемые личности консультанта, можно утверждать, чтоэффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда ... и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и _ в личной жизни консультанту не следует быть простым иотражением надежд других ...
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний [9].
Д. Овеншайн и А. Ноффсингер пришли к следующему выводу: «Эффективные консультанты должны быть эмоционально закаленными, устойчивыми и объективными. Они должны знать свои возможности и быть уверенными в себе, реалистично принимая свои сильные и слабые стороны» [4, с. 50].
Исследователи: А.Ф. Бондаренко, В.В. Колпачников, Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, Д. Бьюдженталь, Р. Кочюнас основным считают личностный компонент, включающий три основных качества: аутентичность, принятие и эмпатию.
Аутентичность (конгруэнтность) К. Роджерс определяет как «…точное соответствие нашего опыта и его осознания…», Ф. Перлз — «проживание здесь-и-сейчас». Аутентичность — полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор. Аутентичный человек знает о своих достоинствах и недостатках, осознает и принимает себя в данный момент времени. Открытость собственному опыту — означает, что любой (внешний или внутренний) стимул не искажается защитными механизмами [10].
Говоря о сущности «феномена принятия», следует обратить внимание на две неразрывно связанные составляющие: принятие себя и принятие других. Эффективность работы консультанта во многом зависит от степени решенности собственных психологических проблем. Одной из таких проблем является проблема принятия себя, т.е. безусловного позитивного отношения к себе.
Эмпатия — ощущение чувств и личностных смыслов клиента в каждый момент времени, восприятие их как бы изнутри, так, как их переживает клиент. Эмпатия — свойство, которое можно развивать, глубоко познавая в первую очередь себя.
Е.А. Климов включает способность сопереживать другому человеку (сострадать и сорадоваться) в перечень профессионально важных качеств специалистов, работающих в сфере «человек — человек».
Если продолжить обзор многочисленных источников литературы о свойствах личности, которые необходимы консультанту, чтобы оказывать помощь, представлять собой катализатор самопознания, изменения и совершенствования другого человека, мы приблизимся к модели личности эффективного консультанта. Подобный перечень личностных особенностей мог бы послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о «подвижной» модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели.
Аутентичность. Д. Бьюдженталь называет аутентичность стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью.
Аутентичный человек жаждет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении.
Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного ...
... организациях одним из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность [1]. Она представляет собой форму активности ...
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себяОчень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Мы никогда не знаем, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие придется принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние.
Глубина отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен построить правильные взаимоотношения с каждым клиентом и помочь всем клиентам разрешить их проблемы. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
Эмпатия, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.
Обобщая обсужденные выше требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интерпретировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта [2, с. 8].
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.
Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.
1.2 Проблемы формирования профессионально-личностных качеств студентов-психологов в процессе образования
профессиональный студент психолог волонтерский
Не многие люди, если вообще таковые найдутся, способны успешно работать в качестве консультантов без надлежащего образования в областях человеческого развития и консультирования. Уровень необходимого образования непосредственно зависит от напряженности, сложности и направленности работы [4, с. 50].
Качество полученного образования является значимым фактором, определяющим успешную профессиональную деятельность специалиста.
В Республике Беларусь не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Не смотря на то, что в настоящее время существует как очная форма обучения психологов, так и заочная, а в последнее время стала возникать и дистанционная, полноценное формирование профессионала-психолога, прежде всего, предполагает очное обучение. Это не означает невозможность попыток освоить психологию в иных формах, но студент должен отчетливо осознавать необходимость по ходу обучения и по окончании института «добирать» недостающее, прежде всего, практику, под руководством опытных профессионалов. Как бы ни был талантлив студент, как бы блестяще он не осваивал теоретические позиции, этого не достаточно, чтобы считаться психологом. В связи с этим необходимо уделять большое внимание профессиональному и личностному развитию студентов-психологов.
Многие зарубежные специалисты в области социального образования считают, что учебная практика, где студенты вплотную соприкасаются с системой ценностей и особым мировоззрением, характеризующим профессию будущего специалиста, является самым важным аспектом профессионального развития (Н. Томпсон, М. Осада, Б. Андерсон (Англия); А. Кадушин, Д. Шон, К. Таул (США).
Говоря о личности профессионала вообще, как о сложившейся целостной системе профессиональных знаний, умений, навыков и, главное, наполнении их личностным смыслом, подготовка будущих профессионалов рассматривается именно как период профессионального становления. Это индивидуализированное становление профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.
Мотивационный аспект в профессиональном становлении студента-журналиста
... причины потери профессиональной ориентации студентами-журналистами. Для достижения этой цели выдвигается ряд задач: .исследовать проблему мотивации в профессиональной деятельности на основе теоретических ... источников; .составить анкету на предмет выявления первичной мотивации студентов-журналистов; .провести социологический ...
В психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности. Современные исследователи рассматривают его с различных позиций. Например, Т.В. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса — профессиональное самоопределение [11].
Т.В. Зеер трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [12].
К.М. Левитан исследует этот термин как решение профессионально значимых, всё более усложняющихся задач — познавательных, морально-нравственных и коммуникативных, в процессе чего профессионал овладевает необходимым комплексом связанным с его профессией деловых и нравственных качеств [13].
Важно подчеркнуть, что почти всеми учеными, занимающимися проблемой профессионального развития, признается, что человек достигает вершины своего профессионального развития на стадии осуществления самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное развитие зависит от особенностей деятельности и индивидуальных возможностей конкретного человека. Из этого следует, что процесс профессионального становления является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А. Сластенина):
Уровень становления — адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:
— адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;
— профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;
— стимулирование различных форм самостоятельности и активности;
— формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;
— принятие субъект-субъектных взаимоотношений;
— нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.
Уровень становления — профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:
— развитие потребности в профессиональной реализации;
— актуализация познавательной рефлексии;
— овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;
— развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;
— развитие мышления, понимания.
Уровень становления — личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:
— развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;
— поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
— готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;
— выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности жизненном пути.
Уровень становления — субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:
— субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;
— умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;
— усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;
— систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;
— нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
— полная готовность к профессиональной деятельности [14].
Вторая стадия — это прежде всего обучение в высшем учебном заведении. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная направленность, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности.
Основным противоречием профессионального становления является противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности, значение которой состоит в том, что она обусловливает дальнейшее развитие личности. Осуществляя себя в ведущей деятельности, личность постепенно изменяется, что приводит к перестройке мотивов ведущей деятельности, формированию новых свойств личности [15].
Специфика адаптации к профессии психолога связана с тем, что она относится к профессиям типа «человек-человек». Психолог является субъектом помогающей деятельности, что предполагает активную личностную включенность в работу. Это накладывает отпечаток на процесс профессиональной адаптации, обусловливая наличие специфических факторов риска, которые могут затруднять конструктивную профессиональную деятельность [16].
Среди профессионально важных качеств личности психолога принято особо выделять способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности.
Становление профессиональной идентичности специалиста-психолога — особый процесс, во многом отличный от своих аналогов, связанных с другими сферами деятельности. Эта профессия предъявляет особые требования к личности человека, благодаря чему в процессе обучения студент в большей или меньшей степени приобретает такие личностные особенности, как интернальность, рефлексивность, способность к эмпатии.
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности [17].
В современной отечественной и зарубежной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.
Б.Г. Ананьев, В.В. Белоус, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Климов посвятили фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе. Личностный подход в профобразовании студентов предполагает представление об абсолютной ценности личности, создании условий для целостного развития и самореализации субъектов образовательного процесса.
Мотивация успешности обучения студентов зависит от их внутреннего психического состояния: чем в большей мере студент психически напряжен, тем в большей же мере он заинтересован в результатах своего обучения. Успешный первокурсник характеризуется большей склонностью к депрессивности, по сравнению с менее успешным, он более чувствителен, эмпатичен, интернален. Успешность обучения на втором курсе связана с его устойчивостью по отношению к трудностям и степенью консерватизма. При этом наблюдается понижение уровня самоконтроля и повышение степени собственной ответственности за жизненные достижения. Успешный третьекурсник отличается более высокими творческим потенциалом и интернальностью.
Одним из источников профессионального развития является внешняя среда — преподносимые педагогами знания, задания. Но никакие усилия педагогов не приведут к профессиональному росту, если студент не хочет осваивать материал и не движется сам, то есть, не активен, не стремится стать «больше, чем он есть». Истинное развитие личности — это, прежде всего, саморазвитие, определяемое не внешними воздействиями, а внутренней позицией самого человека [18].
А.Б. Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестр), накопительного (4-7 семестр), определяющего (8-10 семестр).
Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом [19].
Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности, лежащего в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, определяющих характер ее протекания.
Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность навыков решения практических задач, профессионально важных личностных особенностей (ПВК).
Если интериоризация профессиональных знаний, умений и навыков обусловлена преимущественно педагогическими факторами, в силу чего не будут в дальнейшем предметом нашего анализа, то ПВК являются психологическими причинами успешности профессиональной деятельности.
Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризации системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
В третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.
Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых он протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.
Специфика адаптации к профессии психолога связана с тем, что она относится к профессиям типа «человек-человек». Психолог является субъектом помогающей деятельности (Кораблина Е.П., 2000), что предполагает активную личностную включенность в работу. Это накладывает отпечаток на процесс профессиональной адаптации, обусловливая наличие специфических факторов риска, которые могут затруднять конструктивную профессиональную деятельность.
Среди профессионально важных качеств личности психолога принято особо выделять способность к эмпатии, рефлексии, и профессиональному психологическому мышлению, особенностью которого является необходимость обобщенного и опосредованного познания психологического механизма поступков человека, ведущих к нахождению способов эффективного взаимодействия с ним в условиях профессиональной деятельности (Белецкая Я.Б., 2001).
Исследования Н.С. Андреевой показывают, что профессиональное самоопределение современных студентов-психологов противоречиво. С одной стороны, у студентов старших курсов, как правило, отсутствуют четкие представления о собственном профессиональном будущем, они испытывают неуверенность, связанную с недостаточной сформированностью знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических задач. С другой стороны, в студенческой среде преобладает устойчивая ориентация на профессиональную деятельность по специальности (Андреева Н.С., 2001).
Очевидно, подобное противоречие должно являться источников тревоги, связанной с будущей профессиональной жизнью, и препятствовать принятию решения о включении в профессиональную деятельность на этапе обучения в ВУЗе.
Профессиональное самоопределение выпускников психологического ВУЗа, работающих по специальности, также протекает неоднозначно. Для начинающих специалистов-психологов характерна выраженная ориентация на реализацию личностного потенциала в рамках профессии при осознании ограниченных возможностей личностного и карьерного роста и низкой удовлетворенности содержательной стороной профессиональной деятельности (Андреева Н.С., 2001).
Здесь также кроется потенциальный внутриличностный конфликт, который может осложнять профессиональную адаптацию молодых специалистов-психологов.
Анализ литературы позволяет выделить ряд наиболее типичных трудностей психологического порядка, с которыми сталкиваются начинающие психологи. Среди них, в первую очередь, следует назвать несформированность профессиональной идентичности, неконструктивную профессиональную мотивацию и неудовлетворенность теми или иными компонентами профессиональной среды, которые в свою очередь повышают риск возникновения синдрома эмоционального выгорания [20].
1.3 Волонтерская деятельность как феномен, способствующий профессиональному становлению студентов психологического факультета
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.
Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.
Волонтер — человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления [21].
Российский социолог Е.И. Холостова дает следующее определение понятию «волонтер»: «Волонтеры (от англ. volunteer — доброволец) — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций… Волонтеры в современном значении этого слова — это члены общественного объединения социальной направленности» [22].
Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство — это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия — от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Выделяют несколько различных видов волонтерства:
Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления — от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Холостова в «Словаре-справочнике по социальной работе» пишет:» Мотивы для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном признании; желание приобрести новую работу или профессию, добиться улучшения деятельности социального учреждения» [22, с. 182].
Американские психологи М. Олчман и П. Джордан в своей работе, касающейся добровольцев, говорят о том, что очень часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества.
В качестве черт характера, которые наиболее часто наблюдаются у людей, занимающихся волонтерской деятельностью выступают: честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, чувство юмора, аккуратность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убеждённость, оптимизм.
Диапазон личностных качеств человека очень большой и широкий. У каждого человека свой характер, индивидуальные психические свойства, собственный жизненный опыт, который обогащается и наслаивается в процессе общественной деятельности. Человек стремится усовершенствовать себя, найти свое предназначение и место в жизни. Волонтерская деятельность — это путь самопознания и самопроверки. Поэтому в добровольной работе принимают участие различные категории волонтеров [23].
Согласно возрасту, социальной роли и социального статуса можно выделить следующие группы добровольных помощников:
Дети и подростки. Для подростков главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.
Профессиональная квалификация волонтеров-подростков обычно достаточно низкая, однако они обладают иными качествами и способностями, поэтому эта категория волонтеров является незаменимой в практической деятельности.
Волонтеры-специалисты — это психологи, педагоги, социальные педагоги, социальные работники, юристы, врачи, оказывают консультативную помощь социальным работникам и другим волонтерам или практически помогают различным клиентам социальных служб.
Клиенты. Волонтерами могут быть и те, кому оказывается помощь — клиенты конкретной организации, например, пациенты клиники или слушатели воспитательного центра, родители клиентов, а также те, кто был клиентом раньше и хочет работать волонтером в различных программах.
Члены организации. Волонтеры-члены общественных организаций предоставляют широкий спектр социальных услуг разным категориям населения.
Студенты различных учебных заведений разного типа в подавляющем большинстве работают как волонтеры в организациях во время прохождения практики. У студентов-волонтеров особые мотивы для добровольной социальной работы. Прежде всего их интересуют профессиональные проблемы. Они могут быть как формальными — получение зачета, прохождения практики, так и реальными — приобретение профессиональных знаний по будущей специальности, наработки навыков общения с клиентами. Студентов-волонтеров интересуют только те виды социальной работы, непосредственно связанные с будущей профессией. Они предпочитают индивидуальной работе и работе в небольших группах — это исследование или групповое консультирование и т.д.
Родители. Мотивация участия волонтеров-отцов в социальной работе — желание помочь себе лично, а вместе с тем и другим семьям с другими проблемами и др.
Итак, волонтером может быть человек, любого пола и возраста, с любым образованием, или без нее, которая способна чувствовать определенные потребности других людей и на добровольных началах помогать им [23].
Студенты — одна из многочисленных групп и серьезных волонтерских сил в любом регионе, и у нас в частности. Свободное время молодежь применяет с пользой для нуждающихся, а для себя получает возможность поездок, общения с интересными людьми и т.д. Но чаще остальных волонтерством занимаются студенты педагогических специальностей, медики, психологи, так как они по долгу будущей профессии должны уметь работать с разными людьми.
В настоящее время студенты-волонтеры работают в области социальной сферы, руководствуясь различными мотивами: желание помочь другим, интерес к выполняемой волонтерской работе, стремление к получению одобрения, уважение других людей, расширение возможностей самореализации.
Участие в реализации социально-психологических проектов часто рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Данная форма деятельности позволяет закрепить на практике знания, полученные в процессе обучения в университете, повысить профессиональную и учебную мотивацию студентов, а также сформировать важнейшие профессиональные умения и навыки деятельности практического психолога. Часто и на базе вуза организуются различные волонтерские проекты, которые могут быть направлены на психологическое сопровождение детей, находящихся в дневном стационаре, помощь им в адаптации, на психологическую поддержку и помощь детям и подросткам из неблагополучных семей, на подготовку самими волонтерами новых членов добровольного движения, их просвещение и обучение и др.
Сегодня необходимость в волонтерстве возросла как никогда. В связи с усилением влияния на наиболее уязвимые группы населения таких мировых проблем, как уничтожение среды, злоупотребления наркотиками, угроза распространения СПИД / ВИЧ, возникла насущная проблема в том, чтобы волонтеры взяли на себя часть ответственности за решение социально-психологических проблем общества [24].
В Республике Беларусь наиболее известным является волонтерское движение Белорусского Общества Красного Креста. Оставаясь независимой организацией, Белорусское общество Красного Креста также является частью крупнейшей в мире гуманитарной сети — Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которое объединяет более 97 миллионов членов и волонтеров в 187 странах мира [25].
Основополагающими принципами международного волонтерского движения являются:
Гуманность: Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, возникшее в результате стремления оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне, предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.
Беспристрастность: Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, классовой принадлежности или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.
Нейтральность: В целях сохранения всеобщего доверия. Движение не может принимать чьей-либо стороны в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера.
Независимость: Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.
Добровольность: В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению коммерческой выгоды.
Единство: В стране может быть только одно Национальное Общество Красного Креста или Красного Полумесяца Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны [25].
Таким образом, необходимо отметить, что непосредственное участие студентов-психологов в реализации социальных проектов позволяет, с одной стороны, решать важные задачи, связанные с их личностной и профессиональной самореализацией: попробовать себя в будущей профессиональной деятельности, повысить собственную профессиональную компетентность, приобрести новые знания, стать более ответственными, самостоятельными, инициативными, развить лидерские качества. А с другой — способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе, популяризации психологических знаний среди студентов разных факультетов, родителей, дети которых находятся на лечении в дневном стационаре, детей из неблагополучных семей и т.д. [26].
2 Исследование влияния волонтерской деятельности на формирование профессиональных качеств студентов-психологов
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования
Цель: исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных качеств студентов-психологов.
Гипотеза исследования: у студентов-психологов, занимающихся волонтерской деятельностью, профессионально значимые качества выражены сильнее, чем у студентов-психологов не являющихся участниками добровольного движения.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: провести анализ литературы по теме исследования; подобрать выборку испытуемых; подобрать методики исследования; выделить профессионально значимые качества эффективного психолога; провести исследование выраженности выделенных качеств у выборки испытуемых; произвести статистическую обработку полученных данных.
2.2 Методы исследования
Испытуемые: студенты-психологи 3,4,5 курсов ГГУ им. Ф. Скорины в количестве 50 человек.
Используемые методики: «Психодиагностика профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста» (Калининский Л.П.) (ПРИЛОЖЕНИЕ А), тест диагностики эмпатических способностей В.В. Бойко (ПРИЛОЖЕНИЕ Б), тест на объективность (Немов Р.С.) (ПРИЛОЖЕНИЕ В), тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер) (ПРИЛОЖЕНИЕ Г), тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Аппаратура: исследование проводилось без специальной аппаратуры.
Процедура проведения: исследование проводилось в течении двух дней. Испытуемым предлагался стимульный материал, давалась инструкция и доводилась до полного понимания обследуемыми. После выполнения испытуемыми задания собирался стимульный материал и производилась обработка.
2.3 Результаты исследования
Для проверки гипотезы использовался критерий Манна-Уитни.
Сформулируем гипотезы:
— уровень признака во второй группе несущественно отличается от уровня признака в первой группе.
— вторая группа существенно превосходит первую по уровню признака.
По результатам тестирования испытуемых получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1 — Показатели испытуемых по тестам
№ испытуемого |
Показатели по исследуемым качествам |
||||||||||||
эмпатия |
отзывчивость |
псих. такт |
объектив. |
самоконтр |
компетентность |
||||||||
в. |
н. |
в. |
н. |
в. |
н. |
в. |
н. |
в. |
н. |
в. |
н. |
||
1 |
24 |
23 |
9 |
3 |
8 |
6 |
38 |
28 |
9 |
6 |
19 |
22 |
|
2 |
23 |
22 |
4 |
4 |
3 |
6 |
33 |
29 |
5 |
6 |
20 |
15 |
|
3 |
27 |
17 |
4 |
4 |
9 |
5 |
26 |
31 |
8 |
5 |
20 |
11 |
|
4 |
27 |
23 |
9 |
5 |
7 |
8 |
36 |
32 |
7 |
2 |
20 |
19 |
|
5 |
25 |
23 |
9 |
2 |
5 |
8 |
35 |
38 |
10 |
3 |
19 |
20 |
|
6 |
26 |
17 |
9 |
7 |
4 |
9 |
35 |
37 |
8 |
9 |
12 |
16 |
|
7 |
15 |
20 |
7 |
1 |
9 |
2 |
35 |
36 |
8 |
5 |
21 |
13 |
|
8 |
14 |
20 |
12 |
2 |
8 |
3 |
39 |
34 |
6 |
6 |
18 |
17 |
|
9 |
22 |
23 |
3 |
5 |
5 |
7 |
38 |
29 |
6 |
4 |
15 |
16 |
|
10 |
18 |
23 |
7 |
4 |
8 |
7 |
31 |
34 |
6 |
3 |
21 |
15 |
|
11 |
25 |
14 |
6 |
1 |
8 |
2 |
33 |
32 |
6 |
5 |
20 |
15 |
|
12 |
24 |
20 |
3 |
2 |
3 |
7 |
24 |
31 |
7 |
4 |
19 |
16 |
|
13 |
23 |
16 |
9 |
0 |
8 |
2 |
38 |
32 |
9 |
4 |
20 |
15 |
|
14 |
27 |
26 |
4 |
3 |
3 |
6 |
33 |
30 |
5 |
6 |
20 |
16 |
|
15 |
27 |
23 |
4 |
5 |
9 |
7 |
26 |
28 |
8 |
6 |
20 |
22 |
|
16 |
25 |
22 |
9 |
3 |
7 |
6 |
36 |
29 |
7 |
2 |
19 |
15 |
|
17 |
26 |
17 |
9 |
4 |
5 |
6 |
35 |
31 |
10 |
5 |
12 |
11 |
|
18 |
15 |
23 |
9 |
4 |
4 |
5 |
35 |
32 |
8 |
9 |
21 |
19 |
|
19 |
14 |
17 |
7 |
2 |
9 |
8 |
35 |
38 |
8 |
3 |
18 |
20 |
|
20 |
22 |
20 |
12 |
5 |
8 |
8 |
39 |
37 |
6 |
6 |
15 |
16 |
|
21 |
18 |
20 |
3 |
1 |
5 |
9 |
38 |
36 |
6 |
5 |
21 |
13 |
|
22 |
25 |
23 |
7 |
7 |
8 |
2 |
31 |
34 |
6 |
4 |
20 |
17 |
|
23 |
24 |
23 |
6 |
4 |
8 |
3 |
33 |
29 |
7 |
5 |
19 |
16 |
|
24 |
23 |
14 |
3 |
5 |
3 |
7 |
24 |
34 |
6 |
3 |
20 |
15 |
|
25 |
27 |
20 |
9 |
2 |
8 |
2 |
35 |
32 |
9 |
4 |
20 |
15 |
|
С помощью метода ранжирования проранжируем экспериментальные данные.
Таблица 2 — Определение рангов в экспериментальной выборке
№ испытуемого |
Эмпатия |
||||
волонтеры |
Ранг А |
не волонтеры |
Ранг Б |
||
1 |
24 |
37 |
23 |
29,5 |
|
2 |
23 |
29,5 |
22 |
21,5 |
|
3 |
27 |
48 |
17 |
9,5 |
|
4 |
27 |
48 |
23 |
29,5 |
|
5 |
25 |
40,5 |
23 |
29,5 |
|
6 |
26 |
44 |
17 |
9,5 |
|
7 |
15 |
5,5 |
20 |
16,5 |
|
8 |
14 |
2,5 |
20 |
16,5 |
|
9 |
22 |
21,5 |
23 |
29,5 |
|
10 |
18 |
12,5 |
23 |
29,5 |
|
11 |
25 |
40,5 |
14 |
2,5 |
|
12 |
24 |
37 |
20 |
16,5 |
|
13 |
23 |
29,5 |
16 |
7 |
|
14 |
27 |
48 |
26 |
44 |
|
15 |
27 |
48 |
23 |
29,5 |
|
16 |
25 |
40 |
22 |
21,5 |
|
17 |
26 |
44 |
17 |
9,5 |
|
18 |
15 |
5,5 |
23 |
29,5 |
|
19 |
14 |
2,5 |
17 |
9,5 |
|
20 |
22 |
21,5 |
20 |
16,5 |
|
21 |
18 |
12,5 |
20 |
16,5 |
|
22 |
25 |
40,5 |
23 |
29,5 |
|
23 |
24 |
37 |
23 |
29,5 |
|
24 |
23 |
29,5 |
14 |
2,5 |
|
25 |
27 |
48 |
20 |
16,5 |
|
Сумма |
773,5 |
501,5 |
|||
Uэмп = n1*n2 + — Tx = 25*26 + — 773,5 = 176,5
Uкр = 192 (p ? 0,01)
Uкр = 227 (p ? 0,05)
Принимаем гипотезу Н1 с достоверностью 99%.
С помощью метода ранжирования проранжируем экспериментальные данные.
Таблица 3 — Определение рангов в экспериментальной выборке
№ испытуемого |
Отзывчивость |
||||
волонтеры |
Ранг А |
не волонтеры |
Ранг Б |
||
1 |
9 |
44 |
3 |
13 |
|
2 |
4 |
21,5 |
4 |
21,5 |
|
3 |
4 |
21,5 |
4 |
21,5 |
|
4 |
9 |
44 |
5 |
29 |
|
5 |
9 |
44 |
2 |
7 |
|
6 |
9 |
44 |
7 |
36,5 |
|
7 |
7 |
36,5 |
1 |
3 |
|
8 |
12 |
49,5 |
2 |
7 |
|
9 |
3 |
13 |
5 |
29 |
|
10 |
7 |
36,5 |
4 |
21,5 |
|
11 |
6 |
32,5 |
1 |
3 |
|
12 |
3 |
13 |
2 |
7 |
|
13 |
9 |
44 |
0 |
1 |
|
14 |
4 |
21,5 |
3 |
13 |
|
15 |
4 |
21,5 |
5 |
29 |
|
16 |
9 |
44 |
3 |
13 |
|
17 |
9 |
44 |
4 |
21,5 |
|
18 |
9 |
44 |
4 |
21,5 |
|
19 |
7 |
36,5 |
2 |
29 |
|
20 |
12 |
49,5 |
5 |
7 |
|
21 |
3 |
13 |
1 |
36,5 |
|
22 |
7 |
36,5 |
7 |
3 |
|
23 |
6 |
32,5 |
4 |
7 |
|
24 |
3 |
13 |
5 |
29 |
|
25 |
9 |
44 |
2 |
21,5 |
|
Сумма |
844 |
431 |
|||
Uэмп = n1*n2 + — Tx = 106
Uкр = 192 (p ? 0,01)
Uкр = 227 (p ? 0,05)
Принимаем гипотезу Н1 с достоверностью 99%.
Таблица 4 — Определение рангов в экспериментальной выборке
№ испытуемого |
Психологический такт |
||||
волонтеры |
Ранг А |
не волонтеры |
Ранг Б |
||
1 |
8 |
38 |
6 |
22 |
|
2 |
3 |
8,5 |
6 |
22 |
|
3 |
9 |
47,5 |
5 |
16,5 |
|
4 |
7 |
28 |
8 |
38 |
|
5 |
5 |
16,5 |
8 |
38 |
|
6 |
4 |
12,5 |
9 |
47,5 |
|
7 |
9 |
47,5 |
2 |
3 |
|
8 |
8 |
38 |
3 |
8,5 |
|
9 |
5 |
16,5 |
7 |
28 |
|
10 |
8 |
38 |
7 |
28 |
|
11 |
8 |
38 |
2 |
3 |
|
12 |
3 |
8,5 |
7 |
28 |
|
13 |
8 |
38 |
2 |
3 |
|
14 |
3 |
8,5 |
6 |
22 |
|
15 |
9 |
47,5 |
7 |
28 |
|
16 |
7 |
28 |
6 |
22 |
|
17 |
5 |
16,5 |
6 |
22 |
|
18 |
4 |
12,5 |
5 |
16,5 |
|
19 |
9 |
47,5 |
8 |
28 |
|
20 |
8 |
38 |
8 |
38 |
|
21 |
5 |
16,5 |
9 |
47,5 |
|
22 |
8 |
38 |
2 |
3 |
|
23 |
8 |
38 |
3 |
8,5 |
|
24 |
3 |
8,5 |
7 |
28 |
|
25 |
8 |
38 |
2 |
3 |
|
Сумма |
713 |
562 |
|||
Uэмп = n1*n2 + — Tx = 237
Uкр = 192 (p ? 0,01)
Uкр = 227 (p ? 0,05)
Таблица 5 — Определение рангов в экспериментальной выборке
№ испытуемого |
Объективность |
||||
волонтеры |
Ранг А |
не волонтеры |
Ранг Б |
||
1 |
38 |
45,5 |
28 |
5,5 |
|
2 |
33 |
23,5 |
29 |
8,5 |
|
3 |
26 |
3,5 |
31 |
14 |
|
4 |
36 |
38,5 |
32 |
19 |
|
5 |
35 |
33 |
38 |
45,5 |
|
6 |
35 |
33 |
37 |
41,5 |
|
7 |
35 |
33 |
36 |
38,5 |
|
8 |
39 |
49,5 |
34 |
27,5 |
|
9 |
38 |
45,5 |
29 |
8,5 |
|
10 |
31 |
14 |
34 |
27,5 |
|
11 |
33 |
23,5 |
32 |
19 |
|
12 |
24 |
1,5 |
31 |
14 |
|
13 |
38 |
45,5 |
32 |
19 |
|
14 |
33 |
23,5 |
30 |
11 |
|
15 |
26 |
3,5 |
28 |
5,5 |
|
16 |
36 |
38,5 |
29 |
8,5 |
|
17 |
35 |
33 |
31 |
14 |
|
18 |
35 |
33 |
32 |
19 |
|
19 |
35 |
33 |
38 |
45,5 |
|
20 |
39 |
49,5 |
37 |
41,5 |
|
21 |
38 |
45,5 |
36 |
38,5 |
|
22 |
31 |
14 |
34 |
27,5 |
|
23 |
33 |
23,5 |
29 |
8,5 |
|
24 |
24 |
1,5 |
34 |
27,5 |
|
25 |
35 |
33 |
32 |
19 |
|
Сумма |
721 |
554 |
|||
Uэмп = n1*n2 + — Tx = 229
Uкр = 192 (p ? 0,01)
Uкр = 227 (p ? 0,05)
Принимаем гипотезу Н0.
Таблица 6 — Определение рангов в экспериментальной выборке
№ испытуемого |
Самоконтроль |
||||
волонтеры |
Ранг А |
не волонтеры |
Ранг Б |
||
1 |
9 |
46 |
6 |
26,5 |
|
2 |
5 |
15,5 |
6 |
26,5 |
|
3 |
8 |
40,5 |
5 |
15,5 |
|
4 |
7 |
35,5 |
2 |
1,5 |
|
5 |
10 |
49,5 |
3 |
4,5 |
|
6 |
8 |
40,5 |
9 |
46 |
|
7 |
8 |
40,5 |
5 |
15,5 |
|
8 |
6 |
26,5 |
6 |
26,5 |
|
9 |
6 |
26,5 |
4 |
9 |
|
10 |
6 |
26,5 |
3 |
4,5 |
|
11 |
6 |
26,5 |
5 |
15,5 |
|
12 |
7 |
35,5 |
4 |
9 |
|
13 |
9 |
46 |
4 |
9 |
|
14 |
5 |
15,5 |
6 |
26,5 |
|
15 |
8 |
40,5 |
6 |
26,5 |
|
16 |
7 |
35,5 |
2 |
15,5 |
|
17 |
10 |
49,5 |
5 |
1,5 |
|
18 |
8 |
40,5 |
9 |
4,5 |
|
19 |
8 |
40,5 |
3 |
46 |
|
20 |
6 |
26,5 |
6 |
15,5 |
|
21 |
6 |
26,5 |
5 |
26,5 |
|
22 |
6 |
26,5 |
4 |
9 |
|
23 |
7 |
35,5 |
5 |
4,5 |
|
24 |
6 |
26,5 |
3 |
45,5 |
|
25 |
9 |
46 |
4 |
9 |
|
Сумма |
865 |
410 |
|||
Uэмп = n1*n2 + — Tx = 85
Uкр = 192 (p ? 0,01)
Uкр = 227 (p ? 0,05)
Принимаем гипотезу Н1 с достоверностью 99%.
Таблица 7 — Определение рангов в экспериментальной выборке
№ испытуемого |
Компетентность в общении |
||||
волонтеры |
Ранг А |
не волонтеры |
Ранг Б |
||
1 |
19 |
29 |
22 |
49,5 |
|
2 |
20 |
38,5 |
15 |
11 |
|
3 |
20 |
38,5 |
11 |
1,5 |
|
4 |
20 |
38,5 |
19 |
29 |
|
5 |
19 |
29 |
20 |
38,5 |
|
6 |
12 |
2,5 |
16 |
18,5 |
|
7 |
21 |
46,5 |
13 |
5,5 |
|
8 |
18 |
24,5 |
17 |
22,5 |
|
9 |
15 |
11 |
16 |
18,5 |
|
10 |
21 |
46,5 |
15 |
11 |
|
11 |
20 |
38,5 |
15 |
11 |
|
12 |
19 |
29 |
16 |
18,5 |
|
13 |
20 |
38,5 |
15 |
11 |
|
14 |
20 |
38,5 |
16 |
18,5 |
|
15 |
20 |
38,5 |
22 |
49,5 |
|
16 |
19 |
29 |
15 |
11 |
|
17 |
12 |
3,5 |
11 |
1,5 |
|
18 |
21 |
46,5 |
19 |
29 |
|
19 |
18 |
24,5 |
20 |
38,5 |
|
20 |
15 |
11 |
16 |
18,5 |
|
21 |
21 |
46,5 |
13 |
5,5 |
|
22 |
20 |
38,5 |
17 |
22,5 |
|
23 |
19 |
29 |
16 |
18,5 |
|
24 |
20 |
38,5 |
15 |
11 |
|
25 |
20 |
38,5 |
15 |
11 |
|
Сумма |
791 |
481 |
|||
Uэмп = n1*n2 + — Tx = 156
Uкр = 192 (p ? 0,01)
Uкр = 227 (p ? 0,05)
Принимаем гипотезу Н1, с достоверностью 99% можно утверждать, что вторая группа существенно превосходит первую по уровню признака.
Проведенное исследование позволило выявить следующее: у студентов-волонтеров выше показатели по параметрам эмпатия, отзывчивость, компетентность в общении, самоконтроль (| p < 0,01|).
По параметрам объективность и психологический такт значимых различий между группой волонтеров и группой студентов, не относящихся к волонтерскому движению, выявлено не было. Для установления математически достоверных различий использовался метод Манна-Уитни.
Полученные данные подтверждают рабочую гипотезу и позволяют говорить о том, что все-таки волонтерская деятельность оказывает определенное влияние на развитие и становление профессионально значимых качеств студентов-психологов.
Заключение
Анализ литературы показал, что качество полученного образования является значимым фактором, определяющим успешную профессиональную деятельность специалиста.
Многие зарубежные специалисты в области социального образования считают, что учебная практика, где студенты вплотную соприкасаются с системой ценностей и особым мировоззрением, характеризующим профессию будущего специалиста, является самым важным аспектом профессионального развития (Н. Томпсон, М. Осада, Б. Андерсон (Англия); А. Кадушин, Д. Шон, К. Таул (США).
Анализ литературы позволяет выделить ряд наиболее типичных трудностей психологического порядка, с которыми сталкиваются начинающие психологи. Среди них, в первую очередь, следует назвать несформированность профессиональной идентичности, неконструктивную профессиональную мотивацию и неудовлетворенность теми или иными компонентами профессиональной среды, которые в свою очередь повышают риск возникновения синдрома эмоционального выгорания.
Участие в реализации социально-психологических проектов часто рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Часто на базе вуза организуются различные волонтерские проекты, которые могут быть направлены на психологическое сопровождение детей, находящихся в дневном стационаре, помощь им в адаптации, на психологическую поддержку и помощь детям и подросткам из неблагополучных семей, на подготовку самими волонтерами новых членов добровольного движения, их просвещение и обучение и др.
Полученные в ходе исследования данные подтверждают рабочую гипотезу и позволяют говорить о том, что все-таки волонтерская деятельность оказывает определенное влияние на развитие и становление профессионально значимых качеств студентов-психологов.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что участие в реализации социально-психологических проектов по праву рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Различные волонтерские проекты, которые организуются на базе вуза будь то психологическое сопровождение детей, находящихся в дневном стационаре, помощь им в адаптации, психологическая поддержка и помощь детям и подросткам из неблагополучных семей, подготовка самими волонтерами новых членов добровольного движения, их просвещение и обучение и др., является хорошим подспорьем для развития профессионально значимых качеств будущих психологов.
Список использованных источников
профессиональный студент психолог волонтерский
1 Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М.: ЮНИТИ, 1998. 347 с.
2 Кочунас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочунас. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
3 Петрушин, С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М.: ПЕР СЭ, 2003. 143 с.
4 Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг — СПб.: Питер, 2002. — 736 с.
5 Алешина, Ю.Е. Специфика психологического консультирования / Алешина Ю.Е. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. №1. С. 88 93.
6 Полякова, О.Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний диперсонализации психологов и педагогов / О.Б. Полякова // Психология. 2011. №2. С. 5-6.
7 Минигалиева, М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика / М.Р. Минигалиева. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 603 с.
8 Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Роджерс. — М.: Психотерапия, 2008. — 512 с.
9 Карандашев, В.Н. Введение в профессию / В.Н. Карандашев. — М.: Смысл, 2000. — 288 с.
10 Бьюдженталь, Д. Искусство психотерапевта / Д. Бьюдженталь — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
11 Кудрявцев, Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т.В. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1981. №2. С. 67 — 69.
12 Зеер, Т.В. Профессиональное становление личности инженера-
педагога / Т.В. Зеер. М.: Урал, 1988. 89 с.
13 Левитан, К.М. Личность педагога: становление и развитие / К.М. Левитан. Саратов, 1991. 135 с.
14 Психология и педагогика / К.А. Абульханова-Славская и др.. М.: ЮНИТИ, 1988. 305 с.
15 Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. №6. с. 35 — 44.
16 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Прогресс, 2005. — 358 с.
17 Кондаков, И. Психологический словарь / И. Кондаков. М.: Прогресс, 200о. — 306 с.
18 Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун. — М.: МОДЭК, 2002. — 464 с.
19 Петровский, А.В. Психология. Словарь / А.В. Петровский; под общ. ред. М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
20 Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов: метод. пособ. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 67 с.
21 Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. — М.: Политиздат, 2010. — 74 с.
22 Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1997. — 424 с.
23 Капская, А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях / А.И. Капская. — У.: Киев, 2001. — 201 с.
24 Капская, А.И. Технологии социально-педагогической работы / А.И. Капская. — К.: УДЦССМ, 2000. — 346 с.
25 Пособие волонтера / Белорусское Общество Красного Креста. — М.: Бизнесофсет, 2007. — 35 с.
26 Организация волонтерской работы в вузе: научно-популярное издание / Г.В. Гатальская и др.. — Гомель: БТЭУ, 2007. — 260 с.
Размещено на