3. модель личности эффективного консультанта

3. Модель личности эффективного консультанта.

Подобный перечень личностных особенностей должен послужить основой программы по подготовке консультантов. Речь идет, конечно, о «подвижной» моде ли, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные соста вить остов такой модели.

Аутентичность. J. Bugental (1965) называет аутен­тичность стержневым качеством психотерапевта в важнейшей экзистенциальной ценностью. Он выде­ляет три основных признака аутентичного существо­вания:

— полное осознание настоящего момента;

— выбор способа жизни в данный момент;

— принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает мно­гие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный че­ловек жаждет быть и является самим собой как в сво­их непосредственных реакциях, так и в целостном по­ведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в дан­ный момент чувствует враждебность. Трудности боль­шинства людей в том и заключаются, что они много энергии расходуют на проигрывание ролей, на созда­ние внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Если консультант большую часть времени будет прятаться за професси­ональной ролью, клиент тоже спрячется от него. Если консультант выполняет роль только технического экс­перта, отмежевываясь от своих личных реакций, цен­ностей, чувств, консультирование будет стерильным, а его эффективность — сомни-тельной. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живы­ми людьми. Аутентичный консультант наиболее подхо­дящая модель для клиентов, служащая примером гиб­кого поведения.

Открытость собственному опыту. Здесь откры­тость понимается не в смысле откровенности перед

другими людьми, а как искренность в восприятии соб­ственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: «Замолчи, большие дети (или мальчи­ки) не плачут!» Взрослым окружающие говорят то же: «Не плачь!» или «Не нервничай!» Давление окружаю­щих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становят­ся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Кон­сультант способен содействовать позитивным измене­ниям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... отношении отрицательных моделей – это очень губительно и трагично для человека, то когда вы переформатируете, перепрограммируете, переобучите программы своих клиентов на успешные, счастливые модели, то ... в свои чувства или наоборот бежит от своих чувств –в работу, секс, алкоголь, наркотики, болезнь или смерть (модель ухода). Именно унаследованные модели «жертвы» поведения провоцируют «агрессора» ...

Развитие самопознания. Ограниченное самопозна­ние означает ограничение свободы, а глубокое самопоз­нание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е. Kennedy (1977), неумение услышать, что тво­рится внутри нас, увеличивает подверженность стрес­су и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлет-ворения в процессе консультирования своих неосознанных по­требностей. Очень важно реалистично относиться к себе. Ответ на вопрос, как можно помочь другому чело­веку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

Сила личности и идентичность. Консультант дол­жен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращает­ся к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, постав­ленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и _ в личной жизни консультанту не следует быть простым иотражением надежд других людей, он должен действо­вать, руководствуясь собственной внутренней позици­ей. Это позволит ему чувствовать себя сильным в меж­личностных отношениях.

Толерантность к неопределенности. Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недо­стает структуры, ясности, определенности. Но посколь­ку одной из предпосылок становления личности явля­ется «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую тер­риторию», консультанту совершенно необходима уве­ренность в себе и ситуациях неопределенности. Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответствен­ность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознатель­но осуществлять выбор в любой момент консультиро­вания — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответствен­ность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает меха­низмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность дея­тельности и даже организацию жизни.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... большее удовлетворение от дарения, чем от получения подарков. Иногда детей порадовать подарком легче, чем взрослых. Но при ... вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...

О глубине отношений с другими людьми. Консуль­тант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуж­дения и наклеивания ярлыков. Такой характер отно­шений с клиентами весьма важен, тем не менее следу­ет принять во внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими. Некоторым кажется, что выра­жение положительных чувств обязывает, ограничива-

ет свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неп] ятие партнером положительных чувств, отклонение: поэтому более безопасной представляется отсрочка лубления межличностных отношений. Эффективно консультанту чужды такие страхи, он способен своб( но выражать свои чувства перед другими людьми том числе и перед клиентами.

Постановка реалистичных целей. Обычно yen побуждает ставить перед собой большие цели, а неуг ча, наоборот — опустить ниже планку притязани Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тс да слишком большая цель будет заранее обречена ] неудачу или стремление к незначительной цели i доставит никакого удовлетворения. Итак, эффективнь консультант должен понимать ограниченность cboi возможностей. Прежде всего, важно не забывать, чч любой консультант независимо от профессионально подготовки не всемогущ. В действительности ни оди консультант не способен построить правильные вза! моотношения с каждым клиентом и помочь всем кл! ентам разрешить их проблемы. Такой наивный опт! мизм может стать причиной «холодного душа» повседневном консультировании и постоянно вызь вать чувство вины. Консультант должен отказаться о нереального стремления стать совершенным. В кон сультировании мы всегда можем выполнять свою ра боту «хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянш признать ограниченность своих возможностей, живе1 иллюзиями, что способен полностью познать и понят] другого человека. Такой консультант постоянно виниг себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, i в результате его деятельность неэффективна. Если мь допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины. Тогда отноше­ния с клиентами становятся более глубокими и реали­стичными. Правильная оценка собственных возможно­стей позволяет ставить перед собой достижимые цели. Об эмпатии, которая является одной из важней­ших черт личности эффективного консультанта, более Подробно поговорим при обсуждении вопроса о взаи­моотношениях в процессе консультирования.

Обобщая обсужденные выше требования, предъяв­ляемые личности консультанта, можно утверждать, чтоэффективный консультант — это прежде всего зре­лый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент,— это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой так­тикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. Иногда следует интер­претировать его поведение, а подчас и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. Порой в консультировании требуется директивность и структу­рированность, а иногда можно позволить себе увлечь­ся беседой без определенной структуры. В консульти­ровании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситу­ации. Такова одна из важнейших установок зрелого кон­сультанта.

14 стр., 6918 слов

Консультирование личностей с девиантным поведением

... работы студентов, обучающихся по направлению 030300 – психология. Дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» является обязательной в подготовке бакалавров психологии, ориентированных ... компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Для успешного изучения дисциплины «Консультирование личностей с девиантным поведением» студенты должны иметь базовые знания, умения, ...

К. Schneider (1992) выделяет три важные постула­та квалифицированного психологического консульти­рования и психотерапии:

1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Зрелость консультантаэто процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Нарисованная нами модель эффективного консуль­танта с первого взгляда может показаться слишком ве­личественной и далекой от действительности. При этом напрашивается утверждение, что черты эффективного консультанта совпадают с чертами преуспевающего человека. К такой модели и должен стремиться консуль­тант, если желает быть не техничным ремесленником, а художником психологического консультирования. Нако­нец, свойства личности эффективного консультанта мо­гут быть и целью психологического консультирования — появление этих свойств у клиента в этом случае стано­вится показателем эффективности консультирования.