СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема 6
1.1 Особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте 6
1.1.1 Внимание как особый психический феномен 6
1.1.2 Развитие внимания в младшем школьном возрасте 8
1.2 Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР 25
1.2.1 Задержка психического развития как психолого-педагогический диагноз 25
1.2.2 Особенности внимания у младших школьников с ЗПР 27
Выводы по Главе 1 31
Литература 33
Введение
Актуальность проблемы. В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями [41]. Успешное обучение и воспитание детей этой категории, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), является предпосылкой полноценной социально-трудовой адаптации их в обществе [29].
В работе с младшими школьниками чрезвычайно актуальной является проблема внимания [8]. Переход к школьному обучению предполагает достаточную степень сформированности основных познавательных процессов, в структуре которых базисное положение занимает произвольное внимание, так как уровень его развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом [20]. «Невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» отмечаются у многих нормально развивающихся младших школьников и представляют особо острую проблему у младших школьников с ЗПР, так как внимание является необходимым условием их успешного развития в процессе обучения и воспитания.
Изучению проблемы внимания посвящены работы многих исследователей: И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, А.В. Снежневского, В.В. Лебединского, К.К. Платонова, Н.Ф. Добрынина и др. (физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения), Ю.3. Гильбуха, П.Я. Гальперина, И.Л. Баскаковой, С.Л. Кабыльницкой, А.В. Петровского, Ф.Н. Гоноболина, О.М. Корчемлюк, С.С. Левитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.П. Волокитиной, М.Ч. Матюхиной (прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания), М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, Г.М. Понарядовой, У.В. Ульенковой, В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупрова и др. (особенности развития внимания у детей с ЗПР).
Периоды развития теории управления
... группа (создается на базе линейно-функциональной структуры) для решения определенной проблемы, когда цель достигнута, члены проектной группы возвращаются в функциональные подразделения. ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
Однако, несмотря на большое число работ, посвященных исследованию вниманию и особенностям его развития в разные периоды детства, проблема развития внимания у младших школьников с ЗПР остается до конца не изученной. В частности, до настоящего времени до конца не изучены особенности произвольного внимания у этой категории детей. Между тем, изучение этих особенностей представляет особую практическую значимость для оптимизации системы психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР, в частности, для разработки эффективных психолого-педагогических технологий коррекции нарушений развития произвольного внимания и других высших психических функций у этих детей. Это определяет актуальность проблемы исследования.
Гипотеза исследования: произвольное внимание у детей с ЗПР имеет свои особенности.
Объект исследования: внимание младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования – изучить особенностей произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования конкретизирована в следующих задачах:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей произвольного внимания у нормально развивающихся младших школьников.
2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей произвольного внимания у детей с задержкой психического развития.
3.
4.
Методологические основы исследования. Исследование опиралось на деятельностный подход и, в частности, на принцип единства сознания и деятельности, разработанный отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым и др. Также методологическими основами данного исследования являются представления отечественных психологов о ведущей роли обучения в развитии и о единстве законов нормального и аномального развития, отраженные в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, С.Л. Кабыльницкой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер и др.
Методы исследования. В соответствии с данными методологическими основами исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы включали изучение психолого-педагогической литературы и ее анализ. В качестве эмпирических методов исследования применялись наблюдение, беседа, тестирование и психолого-педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных в нем результатов для совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во Введении определены цель и задачи исследования, его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы и практическая значимость работы.
Игра как средство развития произвольного внимания младших школьников
... внимание в психолого-педагогической литературе, проблема развития произвольного внимания младших школьников остается весьма актуальной. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных методов развития произвольного внимания младших школьников. Актуальность ...
В Главе 1 представлен теоретический анализ научной литературы, посвященный психолого-педагогической проблеме исследования произвольного внимания у младших школьников с ЗПР.
В Главе 2 описан ход и результаты исследования.
В Заключении сделаны основные выводы по результатам курсовой работы.
Список литературы содержит 42 источника.
Глава 1. Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема
1.1 Особенности произвольного внимания в младшем школьном возрасте
1.1.1 Внимание как особый психический феномен
Среди психических процессов внимание занимает особое место. Оно всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы, направленность личности [6]. Когда говорят о внимании, то подчеркивают, что это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на определенном реальном или идеальном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение [10]. В классической психологии внимание часто отождествляют с ясной, отчетливой областью сознания [7]. Попадая в эту область, объекты нашей деятельности осознаются нами намного лучше, их изменения лучше замечаются и фиксируются, что помогает быстрее и точнее добиться нужного результата. Оно не только переводит и удерживает объект в зоне ясного сознания, но и помогает отвлечься от ненужных в данный момент мыслей и представлений, отсеивая их и не допуская сосредоточения на посторонних для данной деятельности объектах и явлениях. Таким образом, внимание осуществляет отбор нужной информации из того потока, который окружает человека, обеспечивает избирательность поведения, помогает сохранять постоянный контроль над деятельностью [37]. Оно помогает лучше осознать себя, свои мысли и переживания, так как его целью является улучшение деятельности всех познавательных процессов [36].
Выделяют два основных уровня внимания – непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него. Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным. Оно вызывается только сознательным и целенаправленным усилием, которое помогает сосредоточиться на предметах, не вызывающих большого интереса, но необходимых для завершения деятельности [26]. Такое внимание удерживает мысль на решении задачи или чтении неинтересной, но необходимой для экзамена книги. Воля помогает бороться и с отвлечением внимания, неизбежным в этих случаях, так как любой шум или новый объект в поле зрения вызывают непроизвольное внимание, которое в данном случае становится помехой для выполняемой задачи. Произвольное внимание возникло и развивалось у человека в процессе труда, так как без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы [32].
Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе
... задачи: 1.Проанализировать структуру деятельности преподавателя .Рассмотреть устройство деятельности преподавателя в учебном процессе, а также виды взаимодействия и педагогический процесс в целом. .Определить структуру деятельности преподавателя в высшем учебном заведении. Объектом исследования ...
П.Я. Гальперин отмечал, что внимание выполняет функцию контроля над протеканием деятельностью [4]. При этом он подчеркивал, что связи внимания и контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Говоря о различиях в процессе контроля при непроизвольном и произвольном внимании, П.Я. Гальперин подчеркивал, что при непроизвольном внимании контролируются объекты и ситуации, которые бросаются в глаза. Поэтому контроль происходит не по заранее намеченному плану, но стихийно, а его протекание диктуется свойствами объектов, на которые он обращен. Произвольное внимание связано с планомерным контролем, наличие плана позволяет вести контроль, а вместе с тем и направлять внимание на то, на что мы хотим его направить [5].
Итак, внимание улучшает протекание всех видов деятельности человека и, в том числе, в значительной мере определяет ход и результаты учебной деятельности школьника. Непроизвольное и произвольное внимание участвуют в регуляции когнитивных процессов. Они содействуют быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создают предварительную готовность к предстоящей работе [33]. Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для усвоения новых знаний, для активного мышления на уроке [35]. Недостаточное развитие различных видов внимания, его свойств неизменно сопровождается снижением успешности усвоения знаний, недостаточным уровнем развития памяти, восприятия, мышления [11]. Достаточный уровень сформированности произвольного внимания у ребенка особенно важен при переходе к школьному обучению, так как это является одним из условий возможности систематического обучения в школе. Параметры развития произвольности являются составной частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе [8].
1.1.2 Развитие внимания в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу [24]. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).
В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг – включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые» [8].
К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения [41].
Особенности возрастного этапа 6-7 лет проявляются в про-грессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Младший школьный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, по словам Л.С. Выготского, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [3, С. 214]. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
– достаточное развитие произвольного поведения;
... замещению; – овладение ребенком элементами учебной деятельности; – определенный уровень волевого и социального развития; – произвольное управление поведением; – установление произвольных форм общения с учителями, ... память. Структура УВК, имеющаяся у будущего школьника к началу обучения, называется “стартовая готовность”. В процессе обучения под воздействием учебной деятельности ...
Пере…
**************************************************************